семейная психотерапия с созависимыми
Заказать уникальную курсовую работу- 36 36 страниц
- 0 + 0 источников
- Добавлена 13.02.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ С СОЗАВИСИМОСТЬЮ 6
1.1.Понятие, причины истории исследования семейной психотерапии с созависимыми 6
1.2 Основные характеристики созависимости 11
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА С СОЗАВИСИМЫМИ СЕМЬЯМИ 17
2.1 Анализ психокоррекционной деятельности по работе с созависимыми 17
2.2 Рекомендации по применению семейных механизмов с созависимыми 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36
Понимание, может быть, усилится, если представить семью клиента как подсистему, которая взаимодействует с другими подсистемами, к примеру, с соседями по дому [11; 112-114].Лечение созависимости – длительный процесс, подразумевающий изменения на познавательном, эмоциональном, поведенческом и духовном уровнях. В качестве примеров и рекомендаций психотерапевтической деятельности приведем некоторые программы работы с созависимыми людьми, предложенные известными психотерапевтами, занимающихся данной проблемой.Первой задачей психотерапевта является преодоление скрытых враждебных отношений. Например, в работе с созависмой супругой алкоголика, необходимо научить ее нескольким приемам, которые используются при общении с пьяным мужем, чтобы исключить нарастание агрессии:следует мобилизовать все свое миролюбие и не провоцировать его собственными враждебными поступками и высказываниями. не спорить с человеком, когда тот фиксируется на негативных моментах, а обратить его внимание на позитивные. позволить зависимому без критики, объективно увидеть себя в данный момент со стороны.доброжелательно переключить его эмоции на не совместимые с агрессией. Это можно сделать с помощью юмора, нежных чувств к любимому ребенку, своей сексуальной привлекательности.Если наблюдается чрезмерная психологическая зависимость супругов друг от друга, психотерапевт Тодд дает парадоксально предписание: находиться в постоянных колебаниях относительно возможного развода. Другой психотерапевт Поттер Эфрон разработал трехмесячную программу, которая сочетает индивидуальный и групповой подход. Автор предлагает использовать образовательные приемы, помогающие членам семьи в самопонимании, принятии концепции болезни и применении принципов адекватной взаимозависимости в отношениях между близкими людьми. Эта программа направлена на изменение системы ценностей и повышение самооценки.О некоторых особенностях психокоррекционной работы В. Д. Москаленко уже упоминалось выше. Она применяет программу преодоления созависимости, включающую в себя компоненты информирования по актуальным проблемам, коммуникативный тренинг, индивидуальную, супружескую и групповую терапию, посещение групп «Ал-Анон и Нар-Анон». Вначале созависимому человеку (чаще всего, это супруга зависимого) предлагается ответить на несколько блоков вопросов:Какова была ваша роль в родительском доме? Приходилось ли вам брать на себя ответственность за других? Чувствовали ли вы себя угнетенной, ощущали ли давление со стороны родителей? Что вы чувствовали к своему мужу, когда вступали в брак? Не было ли у вас такого ощущения, что он ждет от вас поддержки, заботы, готовности взять на себя ответственность за его радости и горести?Чего, по вашему мнению, муж ожидал от вас в браке больше всего: заботы, материнского ухода, уюта в доме или порядочности, уважения к нему?Как ваш супруг заботится о том, чтобы ваша жизнь была интересной и наполненной? Намекает ли он вам (или даже требует), чтобы вы продолжали образование, совершенствовались в своей профессии, реализовали все свои способности?Чего вы ожидаете от супруга для себя лично? Высказываете ли вы ему претензии или довольны тем, что можете служить ему и другим, быть полезной для семьи?Из каких источников вы черпаете основания для своей самооценки? Не является ли таким источником главным образом ответственность и забота о других? Как отразится на вашей самооценке ситуация, когда необходимость в вашей заботе исчезнет?Что вы делаете для себя лично в целях раскрытия собственных способностей, удовлетворения своих интересов и склонностей?Не зависит ли теперь ваше самочувствие целиком от внешних обстоятельств? Далее клиентке предлагается составить список усилий, приложенных ею в борьбе с зависимостью супруга, поставить знаки «+» против тех действий, которые были успешными, и «–» против тех, которые не дали результатов. Обсуждается целесообразность дальнейшего продолжения этих усилий. После этого последовательно прорабатываются следующие темы: работа с чувствами, контролирующее поведение, отстранение, действие и реакция, границы, родительская семья, самооценка, избавление от позиции жертвы, умение самостоятельно думать, работа с утратой, постановка собственных целей, отстаивание своих прав, утверждение себя [12; 199 - 260].К. Уилсон и Э. Голдмандля лечения созависимых предлагают использовать психодраму. Предварительная задача – растопить лед недоверия, свойственный таким больным. Для ее решения вначале применяются простые методы: групповое расслабление, глубокое дыхание, сосредоточенность на своих ощущениях с закрытыми глазами. После этого ведущий задает каждому вопросы о значимых людях и событиях в его жизни, важнейших чертах его личности, интересах и т.д., причем ведущий и сам дает ответы на эти вопросы. Далее участникам предлагается проделать парные упражнения на повышение доверия, например, «Слепой и поводырь». После этого партнеры могут обменятся ролями и затем все делятся своими впечатлениями.На первом этапе работы достигается осознание роли алкоголя (или другой зависимости) в семье. Каждому участнику предлагается составить из членов группы две социограммы: родительскую и собственной семьи. Это позволяет ему соотнести влияние поведения алкоголика в родительской семье на его собственную семейную жизнь. Важно, что при этом разрывается заговор молчания об алкоголизме в семье родителей. Далее следуетэтап работы с чувствами – горем по поводу неоплаканных утрат, невысказанных обид и т. п. Рекомендуется использовать технику «пустого стула», на который усаживается созависмый человек, чтобы завершить «неоконченный разговор» со Значимым Другим. Также можно использовать технику «ненаписанное письмо».На второй стадии психотерапии проводится проработка базовых проблем: способов поведения, усвоенных в детстве и ставших проблемой во взрослой жизни; отношения к ПАВ; анализируются темы доверия, зависимости и контроля; проблемы близости и сексуальности; вопросы установления границ. На этом этапе применяются техники классической психодрамы.Следующая - третья стадия - посвящена проработке достигнутых инсайтов. В ней широко используется ролевой тренинг. Происходит своеобразная репетиция нового поведения с членами семьи. Эффективным является прием «Зеркало», позволяющий клиенту увидеть, как он своим привычным поведением сам,не хотя того, провоцирует нежелательную реакцию. Заключительная стадия терапии нацелена на то, чтобы участники начали принимать на себя ответственность за собственные решения, обязательства и личностный рост, строить планы на будущее. Используется техника «Волшебная лавка». Члены группы могут приобрести качества, необходимые им для изменения своей жизни в обмен на специфические черты созависимых: страх, гнев, безнадежность, отсутствие доверия.Д. Беренсон предлагает стратегию урегулирования семейной системы через объяснение проблем. В ее основе лежит обучение семьи приемам преодоления негативных чувств и участие родственников в группе «Ал –Анон». Супругу зависимого дается право сделать выбор: либо вести себя как прежде, либо отдалиться эмоционально, либо отделиться. Если выбран второй вариант, то супруга учат не критиковать, принять ситуацию, как она есть, жить с больным и быть ответственным за собственные реакции на его поведение.Берри и ДженейУайнхолдприменяют для избавления от созависимости «12 - шаговую программу», которая включает следующие ступени:Осознать созависимые модели. Понять причины проблемы. Распутать созависимые отношения. Отказаться от своих проекций.Устранить ненависть к себе. Устранить силовые игры и манипулирование.Научиться просить о желаемом. Снова научиться чувствовать. Исцелить своего «внутреннего Ребенка». Определить собственные психологические границы. Научиться близости.Изучить новые формы взаимоотношений.Психотерапевт Е.В. Змановская рекомендует созависимым родителям по четким пунктам определить обязанности ребенка в семье, а также передать максимально возможную ответственность за ребенка ему самому. Важно при этом создать в семье эмоциональную атмосферу, при которой ребенку хотелось бы больше времени проводить дома. Надо убедить зависимого сына или дочь в необходимости специальной помощи, а самим заняться собственной жизнью и жизнью своей семьи [7; 69 - 72].Российские психотерапевты А.Г. Данилин и И.В. Данилина разработали психокоррекционную программу избавления от созависимости для родителей наркозависимого подростка. Авторы дают следующие рекомендации:четко определить обязанности ребенка в семье, поручить ему заботу о младшем ребенке или домашнем животном, не подстраховывать его в этом;не контролировать его общение с друзьями и его расходы, не подслушивать его телефонные разговоры, не диагностировать его состояние по глазам или венам, не требовать от него учиться или работать, а также прекратить снабжать его деньгами, если он тратит их на наркотики, и оплачивать его долги.постараться создать в семье атмосферу открытых и теплых отношений, без упреков и навязывания своих оценок и мнений, интересно проводить вместе время; в моменты разногласий пытаться понять и по возможности разделить точку зрения ребенка. Выражая собственные негативные чувства, необходимо начинать с признания положительного в ребенке, обсуждать лишь конкретный случай, говорить корректно и закончить разговор дружелюбным конструктивным предложением.необходимо убедить наркомана получить медицинскую помощь. Можно использовать для этого его жалобы на здоровье, страх перед призывом в армию и пр. [5]Подводя итог, отметим, что особенность психокоррекционной деятельности с созависимым человеком состоит в том, что консультант имеет дело с клиентом, который объясняет появление собственных проблем разрушительным поведением другого человека, его основной запрос- изменить Другого. Выделяют несколько уровней работы с созависимым человеком: информационный уровень, уровень оказание помощи при переживании клиентом острого кризиса, уровень выработки решения в ситуации трудного выбора, уровень психотерапевтической глубины. На сегодняшний день перспективным направлением в семейной психотерапии с созависмыми является системный подход, основная идея которого состоит в том, что семья рассматривается как социальная система, где все элементы и их свойства динамически связаны друг с другом. Поступки людей, составляющих семью, совершаются под влиянием правил функционирования семейной системы, обуславливающих их потребности и мотивы. Среди применяемых методик семейной психотерапии выделяется несколько наиболее распространенных: индивидуальная психотерапия с каждым из членов семьи, психотерапия отдельных супружеских пар, групповая психотерапия супружеских пар, участие семей в психотерапевтических сообществах, а также терапия детей.Лечение созависимости – длительный процесс, подразумевающий изменения на познавательном, эмоциональном, поведенческом и духовном уровнях.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ узком смысле слова созависимость в семье понимается как зависимость супруга, детей или родителей от члена семьи, пристрастившегося к наркотикам или алкоголю (которого называют зависимым). Однако это только частный случай созависимых отношений. В широком смысле слова, созависимость — это эмоциональная зависимость одного человека от Значимого для него Другого. В созависимых отношениях нет пространства для свободного развития личности, жизнь человека полностью поглощена значимым Другим Созависимый человек не может отличать собственные потребности и цели, его мысли, чувства, поступки, способы взаимодействия и решения двигаются по замкнутому кругу, циклично и неотвратимо возвращая человека к повторению одних и тех же ошибок, проблем и неудач.Понятие «созависимость» используется как для описания психического состояния отдельных членов семьи (созависимых), так и для характеристики внутрисемейных отношений в целом. Существует достаточно большое количество определений созависимости. Одно из них интерпретирует это понятие как паттерн усвоенных форм поведения, а также чувств и верований, которые делают проблемной жизнь человека. Она предполагает концентрацию мыслей на ком-то (чем-то), а также зависимость от другого человека либо объекта. Иногда зависимость такого рода становится патологическим состоянием, которое влияет на все другие взаимоотношения.Для состояния созависимости характерна низкая самооценка, заблуждение, отрицание, страх, гнев, самообман, компульсивные действия, замороженные чувства, нарушения здоровья, связанные со стрессом и др. Особенностьпсихокоррекционной деятельности с созависимымчеловеком заключается в том, что консультант имеет дело с клиентом, который уверен, что его проблемы явились следствием разрушительного поведения другого человека, и поэтому достижение своего благополучия и комфорта видит в изменении партнера, собственного ребенка или даже родителей. Зачастую этот человек не догадывается, что является созависимым и сам нуждается в помощи психотерапевта. Следовательно, он редко выражает готовность взять на себя ответственность за свою часть проблемы и прилагать активные усилия для ее разрешения.Психокоррекционная деятельность консультанта ссозависимым клиентом определяется уровнем, на котором последний готов работать: информационный уровень, уровень оказание помощи при переживании клиентом острого кризиса, уровень выработки решения в ситуации трудного выбора, уровень психотерапевтической глубины. Результативность психотерапевтической работы с созависимымиклиентами напрямую зависит от применяемых средств и методов воздействия. В связи со сложностью взаимоотношений в созависимых семьях наиболее оправданным является комплексный (синтетический) подход, который основывается на учете потребности в психологической терапии каждого члена семьи.Поведение всякого индивида определяется сложной системой зачастую неосознаваемых правил, которыми руководствуется его семья. Это дает нам право рассматривать их как причины, обуславливающие взаимодействие и определяющие образ жизни индивида, который является частью семьи.Выделяют несколько методик семейной психотерапии, среди которых наиболее распространенные: индивидуальная психотерапия с каждым из членов семьи, психотерапия отдельных супружеских пар, групповая психотерапия супружеских пар, участие семей в психотерапевтических сообществах, терапия детей из семей рассматриваемого типа и т.д. Основной целью семейной терапии созависимых семей является изменение семейной макро – и микродинамики. А это представляется возможным только при рассмотрении семьи как системы со сложной структурой взаимоотношений.Таким образом, специфика работы с созависимыми семьями обусловлена особенностями самого феномена созависимости, личностными особенностями созависимых людей, особенностями взаимоотношений в семьях рассматриваемого типа. Только в случае учета всех рассмотренных особенностей можно добиться необходимого терапевтического результата.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАртемцева Н.Г. Феномен созависимости: типологический подход. -М.: РИО МГУДТ, 2012 - 222 с.Битти М. Алкоголик в семье, или Преодоление созависимости. /Пер с англ. - М.: Физкультура и спорт, 1997. – 331 с. Бурно М.Е. Клиническая психотерапия. — М.: Академический проект, 2000. — 720 с.Варга А.Я., Драбкина Т.С. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. – СПб.: Речь, 2001. – 144с.Данилин А., Данилина И. Как спасти детей от наркотиков [Электронный ресурс] //http://padabum.com.Емельянова Е.В. Кризис в созависимых отношениях. Принципы и алгоритмы консультирования. – СПб.: Речь, 2004. – 368 с. Зайцев С.Н. Созависимость – умение любить: Пособие для родных и близких наркомана, алкоголика. – Н.Новгород, 2004. – 90 с. Захаров Н.П. Психотерапия пограничных психических расстройств и состояний зависимости. — М.: ДеЛипринт. 2004. — 288 с.Карпов А.М. Самозащита от саморазрушения. Образовательно-воспитательные основы профилактики и психотерапии зависимостей и стрессов. — М.: МЕДпресс-информ, 2005. — 136 с.Менделевич В.Д. Наркозависимость и коморбидные расстройства поведения (психологические и психопатологические аспекты). — М.: Медпрессинформ. — 2003. — 328 с.Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии /Пер. с англ. А.Д. Иорданского. – М.: «Класс», 1998. – 304с.Москаленко В. Д. Зависимость: семейная болезнь. 2-е изд., перераб. и доп. – М.:ПЕРСЭ,2004. – 336с. Москаленко В.Д. Созависимость при алкоголизме и наркомании (пособие для врачей, психологов и родственников больных). — М.: Анахарсис, 2002. — 112 с.Шорохова О.А. Жизненные ловушки зависимости и созависимости. СПб.: Речь, 2002. – 136с.
1. Артемцева Н.Г. Феномен созависимости: типологический подход. -М.: РИО МГУДТ, 2012 - 222 с.
2. Битти М. Алкоголик в семье, или Преодоление созависимости. /Пер с англ. - М.: Физкультура и спорт, 1997. – 331 с.
3. Бурно М.Е. Клиническая психотерапия. — М.: Академический проект, 2000. — 720 с.
4. Варга А.Я., Драбкина Т.С. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. – СПб.: Речь, 2001. – 144с.
5. Данилин А., Данилина И. Как спасти детей от наркотиков [Электронный ресурс] //http://padabum.com.
6. Емельянова Е.В. Кризис в созависимых отношениях. Принципы и алгоритмы консультирования. – СПб.: Речь, 2004. – 368 с.
7. Зайцев С.Н. Созависимость – умение любить: Пособие для родных и близких наркомана, алкоголика. – Н.Новгород, 2004. – 90 с.
8. Захаров Н.П. Психотерапия пограничных психических расстройств и состояний зависимости. — М.: ДеЛи принт. 2004. — 288 с.
9. Карпов А.М. Самозащита от саморазрушения. Образовательно-воспитательные основы профилактики и психотерапии зависимостей и стрессов. — М.: МЕДпресс-информ, 2005. — 136 с.
10. Менделевич В.Д. Наркозависимость и коморбидные расстройства поведения (психологические и психопатологические аспекты). — М.: Медпрессинформ. — 2003. — 328 с.
11. Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии /Пер. с англ. А.Д. Иорданского. – М.: «Класс», 1998. – 304с.
12. Москаленко В. Д. Зависимость: семейная болезнь. 2-е изд., перераб. и доп. – М.:ПЕРСЭ,2004. – 336с.
13. Москаленко В.Д. Созависимость при алкоголизме и наркомании (пособие для врачей, психологов и родственников больных). — М.: Анахарсис, 2002. — 112 с.
14. Шорохова О.А. Жизненные ловушки зависимости и созависимости. СПб.: Речь, 2002. – 136с.
Введение
созависимость личности межличностные отношения
Проблема созависимости, поднимаемая разными специалистами (психиатрами, наркологами, психологами, неврологами), все более актуализируется в связи с расширением и углублением каждый год, в масштабах химических (алкогольной, наркотической, токсикоманической) зависимости и других видов аддиктивного поведения (гэмблинг, сексуальная аддикция, аддикция переедания, магазины и др.). Однако, созависимость еще не достаточно изучено в мире. На дороге, следует отметить, что сам феномен созависимости редко упоминается как прямой (целевой) объект психотерапевтических практик в руководствах по клинической и психологической психотерапии, хотя специалисты выделиться среди других, и обоснованы подходы к психотерапии чувств стыда и вины у больных алкогольной и людей, их окружающих. В то же время, ни в медицинской, ни в социальной психологии созависимость не классифицируется как независимый содержательным и рассматривается только как комплекс генезису характерологическое, личностное, аддиктивное расстройство.
При упоминании слова "зависимость" чаще всего в сознании возникает образ химически зависимого человека - алкоголика или наркомана. Тем не менее, зависимость гораздо более широкое явление и включает в себя не только зависимость от химического вещества, но и от азартных и компьютерных игр, секса, отношений, короче говоря, все, что связано с потерей свободы выбора человека. В данной работе мы будем рассматривать зависимость от отношений, и созависимость при данном рассмотрении-это встреча двух зависимых от отношений людей. Следует отметить, что первопричины всех зависимостей без исключения, идентичны и относятся к периоду раннего детства, поэтому раскрытие причин созависимых отношений поможет понять феномен зависимости в целом.
Тема данной работы - консультирование личностей, находящихся в состоянии созависимости.
Объект исследования - личность созависимого человека.
Тема: особенности консультирования созависимых людей.
Цель данного исследования - выявление черт личности, к со-зависимости, определение степени.
Целями данного исследования являются следующие:
· выявить представления субъекта о себе;
· для определения степени созависимости субъекта;
· для того, чтобы узнать, как созависимость влияет на представления субъекта о себе и межличностных отношениях;
· предоставлять рекомендации, консультации созависимых.