Правовое регулирование налога на доходы физических лиц

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Налоговое право
  • 71 71 страница
  • 44 + 44 источника
  • Добавлена 26.02.2016
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ:

Введение 3
1. Основы правового регулирования налога на доходы физических лиц 5
1.1. Правовое регулирование налогообложения 5
1.2. Цели налогообложения физических лиц 8
1.3. Правовое регулирование налога на доходы физических лиц 13
2. Расчет и льготы на налог на доходы физических лиц 17
2.1. Методика расчета налога на доходы физических лиц 17
2.2. Предоставляемые льготы от уплаты налога на доходы физических лиц 25
2.3. Уклонение от уплаты налога на доходы физических лиц 29
3. Проблемы и перспективы развития налога на доходы физических лиц 39
3.1. Практические аспекты налога на доходы физических лиц 39
3.2. Проблемные аспекты налога на доходы физических лиц 45
3.3. Перспективы развития правового регулирования налога на доходы физических лиц 54
Заключение 64
Библиография 67


Фрагмент для ознакомления

Тем более что ст. 212 Кодекса прямо не описывает, что есть материальная выгода от продажи имущества для целей налогообложения. Из этого можно сделать осторожный вывод, что отсутствие материальной выгоды не освобождает неизбежно от уплаты налога с полученной суммы. Расходы на создание произведений науки, искусства учитываются как профессиональные вычеты (ст. 221 НК РФ). Стандартные вычеты (ст. 218 НК РФ) распространяются на ветеранов войн, ликвидаторов последствий аварий на объединении «Маяк», Чернобыльской АЭС, реке Теча, а также на случаи рождения детей. Существует и еще один недостаток второго варианта в части вычетов вообще - дискреционность полномочий законодателя.На первый взгляд все изложено с учетом специфики доходов и расходов, социальной направленности государства, хотя, без сомнения, многие положения Кодекса требуют судебного толкования. Но это неизбежность, диктуемая особенностями объекта регулирования и государства. Но есть специфический инструмент, налогообложение которого все вызывает недоумение, - ценные бумаги.Радикальным отличием России от других развитых государств является слаборазвитость фондового рынка. Если в Европе или США владение и реализация ценных бумаг являются полноценным источником дохода гражданина и его семьи, защищаемым государством, то российские реалии - иные. Доходы от ценных бумаг представляются порой «нетрудовыми доходами», на которые можно и повысить ставку ради их ограничения.Налоговый кодекс поступает по-другому. Как было отмечено выше, пп. 3 п. 1 ст. 212 Кодекса признает материальную выгоду, полученную от приобретения ценных бумаг, финансовых инструментов срочных сделок, доходом налогоплательщика, а п. 4 определяет налоговую базу как превышение рыночной стоимости ценных бумаг, финансовых инструментов срочных сделок над суммой фактических расходов налогоплательщика на их приобретение. На примере этих доходов покажем «неправильность» Кодекса, его отклонение от собственных принципов с описанными ранее целями.На организованном рынке ценных бумаг налогоплательщик может заключать различные сделки через брокера: репо, простая продажа ценных бумаг и маржинальная торговля. Под договором репо в ст. 51.3 ФЗ от 22.04.1996 N 39-ФЗ«О рынке ценных бумаг» понимается договор, по которому одна сторона (продавец по договору репо) обязуется в срок, установленный этим договором, передать в собственность другой стороне (покупателю по договору репо) ценные бумаги, а покупатель по договору репо обязуется принять ценные бумаги и уплатить за них определенную денежную сумму (первая часть договора репо) и по которому покупатель по договору репо обязуется в срок, установленный этим договором, передать ценные бумаги в собственность продавца по договору репо, а продавец по договору репо обязуется принять ценные бумаги и уплатить за них определенную денежную сумму (вторая часть договора репо). Согласно абз. 3 п. 4 ст. 212 Кодекса материальная выгода отсутствует при приобретении налогоплательщиком ценных бумаг по первой или второй части репо при условии исполнения сторонами обязательств по первой и второй частям репо, а также в случае оформленного надлежащим образом прекращения обязательств по первой или второй части репо по основаниям, отличным от надлежащего исполнения, в том числе зачетом встречных однородных требований, возникших из другой операции репо. Статья 214.3 Кодекса тем не менее допускает возникновение прибыли по репо, которая и служит налогооблагаемой базой.Пункт 4 статьи 3 вышеприведенного ФЗ «О рынке ценных бумаг» приводит еще одно понятие - «маржинальная сделка», суть которой состоит в том, что она совершается с использованием денежных средств и/или ценных бумаг, переданных брокером взаймы. Суммы, уплаченные при возврате займа брокеру, рассматриваются как расход и уменьшают базу по сделке.Ключевым для нас является общее для всех названных сделок определение расхода по срочным сделкам с ценными бумагами. Это документально подтвержденные и фактически осуществленные налогоплательщиком расходы, связанные с приобретением, реализацией, хранением и погашением ценных бумаг, с совершением операций с финансовыми инструментами срочных сделок, с исполнением и прекращением обязательств по таким сделкам (п. 10 ст. 214.1 НК РФ). Разница между доходами и расходами - финансовый результат, влияющий на налоговую базу. Отрицательный результат называется убытком и, естественно, сокращает налоговую базу по операции. Целесообразно упомянуть метод ФИФО: при реализации ценных бумаг расходы в виде стоимости приобретения ценных бумаг признаются по стоимости первых по времени приобретений. Кодекс предусматривает его применение. И вот тут возникает вопрос: умышленно ли законодатель забыл об учете инфляционного роста цен или это сделано непреднамеренно? Представляется верным первое. Действующая редакция ст. 214.1 Кодекса, которая описывает специфику определения налогооблагаемой базы по срочным сделкам с инструментом в виде ценных бумаг, была введена Федеральным законом 25.11.2009, то есть через год после начала финансового кризиса. Кроме того, законодатель учел, что ценные бумаги известных эмитентов часто приобретались за ваучеры еще в 1994 году (до деноминации), а с тех пор котировки существенно изменились в большую сторону. Поэтому разница между ценой продажи и ценой покупки - колоссальна, а налогооблагаемая база исходит из рыночной стоимости акций или, если ее нет, номинальной стоимости самих ваучеров, как того требует Минфин России. В итоге налогоплательщик платит большие налоги, а далеко не все цели расходов сумм, полученных от реализации ценных бумаг, становятся основанием налоговых вычетов. Освобождения от уплаты налога в этом случае не предусмотрено, как указал Минфин РФ в письме от 31.01.2013 N 03-04-05/4-82.На этом конкретном примере видна несправедливость норм об НДФЛ в части налогообложения «нетрудовых доходов» - они перечеркивают идею равенства налогоплательщиков вне зависимости от инструмента заработка и расчеты держателей ценных бумаг на долгосрочное инвестирование, которое является финансовой основой среднего класса за рубежом. Кодекс делает так, что стратегическими инвесторами быть невыгодно.3.3. Перспективы развития правового регулирования налога на доходы физических лицНалоговым агентам, исполняющим обязанности по исчислению, удержанию и уплате НДФЛ, следует обратить особое внимание на принятый Федеральный закон от 2 мая 2015 г. N 113-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в целях повышения ответственности налоговых агентов за несоблюдение требований законодательства о налогах и сборах» (далее - Закон N 113-ФЗ).Закон N 113-ФЗ существенным образом изменяет как механизм исчисления, удержания и уплаты НДФЛ налоговыми агентами, так и порядок отчетности налоговых агентов. Принципиально изменен также и институт ответственности налоговых агентов.Рассмотрим важнейшие новеллы, предусмотренные Законом N 113-ФЗ.С 1 января 2016 г. для налоговых агентов вводится обязанность представлять в налоговые органы по месту своего учета принципиально новый документ отчетности - расчет сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом (далее также - расчет сумм НДФЛ) (соответствующие изменения вносятся в п. 1 ст. 80, п. 2 ст. 230 НК РФ). Названный расчет сумм НДФЛ будет представлять собой документ, содержащий обобщенную налоговым агентом информацию в целом по всем физическим лицам, получившим доходы от налогового агента (обособленного подразделения налогового агента), о суммах начисленных и выплаченных им доходов, предоставленных налоговых вычетах, об исчисленных и удержанных суммах НДФЛ, а также других данных, служащих основанием для исчисления НДФЛ.Форма (формат), порядок заполнения и представления такого расчета сумм НДФЛ должны быть утверждены ФНС России.Расчет сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом, начиная с 2016 г. необходимо будет представлять:за первый квартал, полугодие, девять месяцев - не позднее последнего дня месяца, следующего за соответствующим периодом;за год - не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.Из содержания новых редакций п. 1 ст. 80, п. 2 ст. 230 НК РФ и положений о вступлении в силу Закона N 113-ФЗ (ст. 4 Закона N 113-ФЗ), на наш взгляд, непонятно, следует ли налоговым агентам представлять расчет сумм НДФЛ уже за 2015 г. (не позднее 1 апреля 2016 г.) или же обязанность представлять расчет сумм НДФЛ действует в отношении периодов, начинающихся в 2016 г. (т.е., соответственно, за первый квартал 2016 г., за полугодие 2016 г. и далее).Полагаем, что правильным следует считать именно второй вариант (обязанность представлять расчет сумм НДФЛ действует в отношении периодов, начинающихся в 2016 г.). Иное толкование Закона N 113-ФЗ и новых редакций п. 1 ст. 80, п. 2 ст. 230 НК РФ - предполагающее обязанность налоговых агентов представлять расчет сумм НДФЛ уже за 2015 г., не позднее 1 апреля 2016 г. - нарушает предусмотренный ст. 5 НК РФ принцип вступления в силу устанавливающих новые обязанности налоговых норм, поскольку возлагает на налоговых агентов обязанности, относящиеся к правоотношениям «плательщики НДФЛ - налоговые агенты НДФЛ - налоговые органы» по всему 2015 г. (при том, что Закон N 113-ФЗ опубликован только 2 мая 2015 г.).Обратим внимание, представление расчета сумм НДФЛ не отменяет и не заменяет обязанность налоговых агентов отчитываться, как это было и ранее, по форме 2-НДФЛ.Уточнен порядок определения дат фактического получения дохода для целей исчисления НДФЛ.Закон N 113-ФЗ конкретизировал порядок определения дат фактического получения дохода для целей исчисления НДФЛ (соответствующие изменения вносятся в п. 1 ст. 223 НК РФ, вступают в силу с 1 января 2016 г.), в результате чего устранены некоторые спорные аспекты по данному вопросу.Так, день, в который состоялся зачет встречных однородных требований (для ситуаций, когда физическое лицо и его контрагент используют именно такую форму расчетов), теперь прямо назван в качестве даты фактического получения дохода (новая редакция пп. 4 п. 1 ст. 223 НК РФ). В то же время, следует учитывать, что согласно ст. 410 ГК РФ для зачета встречных однородных требований по общему правилу достаточно заявления одной стороны (т.е. двухсторонний акт о зачете встречных однородных требований между сторонами может и не составляться). Применительно к новой редакции пп. 4 п. 1 ст. 223 НК РФ, при зачете встречных однородных требований по заявлению одной стороны датой фактического получения дохода для целей исчисления НДФЛ, полагаем, следует считать день получения заявления о зачете другой стороной (если иной порядок зачета встречных однородных требований не согласован между сторонами). Соответственно, для указанных целей налоговым агентам следует заботиться о документальном подтверждении фактического получения заявления о зачете.Применительно к случаям, когда организация признает задолженность физического лица безнадежной к взысканию (в результате чего у физического лица возникает соответствующий доход), устанавливается, что дата фактического получения дохода определяется как день списания в установленном порядке безнадежного долга с баланса организации (новая редакция пп. 5 п. 1 ст. 223 НК РФ).В качестве даты фактического получения дохода для целей исчисления НДФЛ определен последний день месяца, в котором утвержден авансовый отчет после возвращения работника из командировки (новая редакция пп. 6 п. 1 ст. 223 НК РФ). Данная новелла, на наш взгляд, вызывает некоторые вопросы. Во-первых, непонятно, почему в новой редакции пп. 6 п. 1 ст. 223 НК РФ речь идет только об авансовых отчетах после возвращения работника из командировки? А как быть с авансовыми отчетами по денежным средствам, выданным подотчетным лицам на иные административно-хозяйственные расходы? Во-вторых, согласно п. 6.3 Указания Банка России N 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» окончательный расчет по авансовому отчету осуществляется в срок, установленный руководителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем или иным уполномоченным лицом. Как быть в случае, если авансовый отчет (с остатком неиспользованного работником аванса) будет утвержден, например, 31 марта 2016 г., срок окончательного расчета по авансовому отчету во исполнение приведенного положения п. 6.3 Указания Банка России N 3210-У установлен в течение пяти рабочих дней с момента утверждения авансового отчета, и работник (подотчетное лицо) в соответствии с этим пятидневным сроком возвратил остаток неиспользованного аванса в кассу 7 апреля 2016 г.? Применяя вступающую в силу с 1 января 2016 г. редакцию пп. 6 п. 1 ст. 223 НК РФ, в рассматриваемой ситуации 31 марта 2016 г. следует считать датой фактического получения дохода работником. Но как тогда правильно учесть возврат работником остатка неиспользованного аванса в кассу 7 апреля 2016 г.? Или в приведенном случае работнику 7 апреля 2016 г. уже не следует возвращать остаток неиспользованного аванса (учитывая, что по правилам пп. 6 п. 1 ст. 223 НК РФ он уже учтен в качестве дохода работника)? Но тогда налицо противоречие между НК РФ и Указанием Банка России N 3210-У.Конкретизирован порядок определения даты фактического получения дохода в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах при получении заемных (кредитных) средств, - это последний день каждого месяца в течение срока, на который были предоставлены заемные (кредитные) средства (новая редакция пп. 7 п. 1 ст. 223 НК РФ). Этот вопрос относился к числу спорных и в правоприменительной практике разрешался неоднозначно.Существенно изменены обязанности налоговых агентов, осуществляющих деятельность через территориально обособленные объекты.До настоящего времени спорной является ситуация, когда индивидуальный предприниматель, применяющий ЕНВД, состоит одновременно на учете как по месту жительства (на основании п. 3 ст. 83 НК РФ), так и в одном или в нескольких налоговых органах по месту осуществления «стационарной» ЕНВД-деятельности (на основании п. 2 ст. 346.28 НК РФ):а) в какой бюджет подлежит уплате исчисленная и удержанная индивидуальным предпринимателем (как налоговым агентом) сумма НДФЛ с доходов работников - только по месту регистрации (жительства) индивидуального предпринимателя (т.е. «централизованно») или по месту нахождения каждого объекта предпринимательства (т.е. по каждому месту ведения ЕНВД-деятельности)?б) в какой налоговый орган индивидуальный предприниматель обязан представлять сведения о доходах работников и суммах начисленного, удержанного и перечисленного НДФЛ?Позиция Минфина России по этим вопросам вполне однозначна и сводится к следующему: индивидуальный предприниматель, осуществляющий деятельность с применением ЕНВД, признается налоговым агентом в отношении доходов, выплачиваемых работникам. В связи с этим на такого индивидуального предпринимателя возлагается обязанность по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет НДФЛ при выплате им дохода. В случае, когда индивидуальный предприниматель состоит на учете в разных налоговых органах как по месту жительства, так и по месту осуществления деятельности с применением ЕНВД, НДФЛ с доходов, выплачиваемых работникам, занятым в деятельности, в отношении которой применяется ЕНВД, следует перечислять в бюджет по месту учета индивидуального предпринимателя в связи с осуществлением такой деятельности. В указанный налоговый орган индивидуальному предпринимателю, являющемуся налоговым агентом, следует также представлять сведения о доходах физических лиц соответствующего налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов в соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ.Имеются и единичные прецеденты в судебной практике, когда суды занимают позицию, полностью аналогичную приведенной выше позиции Минфина России.Тем не менее, как нам известно из собственной практики, индивидуальным предпринимателям, применяющим ЕНВД, нередко удавалось отстаивать право уплаты НДФЛ и представления НДФЛ-сведений только по месту своей основной регистрации (регистрации по месту жительства), аргументируя это тем, что п. 2 ст. 346.28 НК РФ, обязывающий индивидуальных предпринимателей встать на учет в качестве плательщиков ЕНВД в налоговом органе по месту осуществления «стационарных» видов ЕНВД-деятельности, не предполагает место учета (в контексте п. 5, 7 ст. 226, п. 2 ст. 230 НК РФ), по которому индивидуальный предприниматель обязан уплачивать исчисленную и удержанную сумму НДФЛ и представлять НДФЛ-сведения. Налоговые органы часто вынуждены соглашаться с такой позицией налогоплательщиков, учитывая неопределенность в содержании п. п. 5, 7 ст. 226, п. 2 ст. 230 НК РФ (во взаимосвязи с п. 2 ст. 346.28 НК РФ) по рассматриваемому вопросу.Закон N 113-ФЗ с 1 января 2016 г. устраняет обозначенную неопределенность: налоговые агенты - индивидуальные предприниматели, которые состоят в налоговом органе на учете по месту осуществления деятельности в связи с применением ЕНВД и (или) патентной системы налогообложения, с доходов наемных работников обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы НДФЛ в бюджет по месту своего учета в связи с осуществлением такой деятельности (новая редакция п. 7 ст. 226 НК РФ); сведения по форме 2-НДФЛ, сообщения о невозможности удержать НДФЛ, расчеты сумм НДФЛ в отношении своих наемных работников указанные индивидуальные предприниматели должны представлять именно в налоговый орган по месту своего учета в связи с осуществлением такой деятельности (новая редакция п. 5 ст. 226, п. 2 ст. 230 НК РФ). Таким образом, законодатель сделал привязку НДФЛ и НДФЛ-сведений исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам по каждому территориально обособленному объекту осуществления деятельности.Однако и вступающие в силу с 1 января 2016 г. изменения оставляют неразрешенными некоторые вопросы:1. Как индивидуальные предприниматели, применяющие ЕНВД и (или) патентную систему налогообложения, должны уплачивать НДФЛ и представлять сведения по форме 2-НДФЛ в отношении работников, которые в силу своих должностных обязанностей обслуживают сразу несколько территориально обособленных объектов осуществления деятельности? Например, это может быть супервайзер, курирующий сразу несколько розничных магазинов индивидуального предпринимателя.2. Из буквального содержания новых редакций п. 1 ст. 80, п. 2 ст. 230 НК РФ также, на наш взгляд, непонятно, должны ли будут индивидуальные предприниматели, применяющие ЕНВД и (или) патентную систему налогообложения, составлять единый расчет сумм НДФЛ в целом по всем своим работникам (и представлять его в налоговые органы по каждому месту осуществления деятельности) или же отдельно в отношении работников по каждому территориально обособленному объекту осуществления деятельности (в новой редакции п. 1 ст. 80 НК РФ последний вариант предусмотрен для обособленных подразделений организаций, но непонятно, следует ли такой же порядок применять и в отношении территориально обособленных объектов индивидуальных предпринимателей, которые формально обособленными подразделениями не являются)? Возможно, ответ на данный вопрос появится с утверждением ФНС России формы (формата), порядка заполнения и представления указанного расчета сумм НДФЛ.Изменения затронули также и ответственность налоговых агентов.Закон N 113-ФЗ существенно изменил также и положения об ответственности и ином административном воздействии в отношении налоговых агентов, ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности.Прежде всего, с 1 января 2016 г. ст. 76 НК РФ дополняется новым пунктом 3.2, согласно которому налоговые органы получают право приостанавливать операции налогового агента по его счетам в банке и переводы его электронных денежных средств в случае непредставления указанным налоговым агентом расчета сумм НДФЛ в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такого расчета. В этом случае решение налогового органа о приостановлении операций налогового агента по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств отменяется решением этого налогового органа не позднее одного дня, следующего за днем представления этим налоговым агентом расчета сумм НДФЛ.Кроме того, с 1 января 2016 г. ст. 126 НК РФ дополняется новым пунктом 1.2, предусматривающим за непредставление налоговым агентом в установленный срок расчета сумм НДФЛ ответственность в виде штрафа в размере 1000 рублей за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления.С 1 января 2016 г. также вводится новая статья 126.1 НК РФ, согласно которой представление налоговым агентом налоговому органу документов, предусмотренных НК РФ, содержащих недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 500 рублей за каждый представленный документ, содержащий недостоверные сведения. Налоговый агент освобождается от данной ответственности в случае, если им самостоятельно выявлены ошибки и представлены налоговому органу уточненные документы до момента, когда налоговый агент узнал об обнаружении налоговым органом недостоверности содержащихся в представленных им документах сведений.Закон N 113-ФЗ вводит с 1 января 2016 г. и некоторые позитивные для налоговых агентов изменения, хотя, справедливости ради, следует сказать, что такие изменения не столь уж существенны.Так, увеличен срок для сообщения о невозможности удержать НДФЛ, о суммах дохода, с которого не удержан НДФЛ, и сумме неудержанного НДФЛ - не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства (новая редакция п. 5 ст. 226 НК РФ). Напомним, ранее такое сообщение необходимо было представлять в срок не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства. По нашему мнению, измененные правила возможно использовать уже применительно к сообщениям за 2015 г.Увеличен порог численности физических лиц, получивших от налогового агента доходы в налоговом периоде (с 10 до 25 человек), до которого налоговые агенты вправе представлять предусмотренную НК РФ отчетность в налоговые органы на бумажных носителях (а с 1 января 2016 г., напомним, помимо справок по форме 2-НДФЛ, это еще и расчеты сумм НДФЛ). Это особенно актуально для небольших хозяйствующих субъектов, для которых, в силу отсутствия современной компьютерной техники, электронный документооборот с налоговыми органами затруднителен. Но, как и ранее, существует некоторая неопределенность в отношении того, как считать для этих целей численность: численность в целом по всей деятельности налогового агента или же отдельно по каждому территориально обособленному объекту осуществления деятельности, в связи с которой налоговому агенту необходимо представлять в различные территориальные налоговые органы соответствующую отчетность. Представляется, что обозначенный порог численности установлен применительно к численности физических лиц, сведения о доходах которых представляются в конкретный налоговый орган (т.е. по каждому территориально обособленному объекту осуществления деятельности налоговым агентом).ЗаключениеИтак, налогоплательщиками НДФЛ согласно ст. 207 НК РФ признаются физические лица.Это означает, что налог уплачивается за счет физического лица, хотя расчет, удержание и перечисление налога в бюджет в большинстве случаев производится работодателем.Возраст гражданина не имеет значения. Налогоплательщиками являются все физические лица, включая детей и пенсионеров, если они получают облагаемые налогом доходы.При получении несовершеннолетним ребенком дохода ответственность за уплату налога ложится на его родителей, приемных родителей, усыновителей, опекунов, попечителей, т.е. законных представителей ребенка.Налогоплательщикам следует учитывать, что о полученном доходе налоговой инспекции станет известно, даже если гражданин ее не проинформирует.Дело в том, что то лицо, которое выплатило доход (или выдало его в натуральной форме), но по каким-то причинам при этом не удержало налог, обязано сообщить в налоговый орган о задолженности по налогу, образовавшейся у физического лица.Эта обязанность возложена на источник выплаты ст. 226 НК РФ, и сведения о доходе и неудержанном налоге поступят в инспекцию до конца января года, следующего за годом получения дохода.Не дождавшись от налогоплательщика декларации, инспекция вправе оштрафовать его не менее чем на 1 тыс. руб. на основании ст. 119 НК РФ.Налогоплательщику по домашнему адресу будет также выслано требование на уплату налога. Если налог так и не будет уплачен, на физическое лицо может быть наложен штраф в размере до 40% от суммы налога (он предусмотрен ст. 122 НК РФ).Социальный налоговый вычет по НДФЛ предоставляется в случаях перечисления налогоплательщиком средств на благотворительные цели в виде денежной помощи организациям науки, культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения, частично или полностью финансируемым из средств соответствующих бюджетов (подп. 1 п. 1 ст. 219 НК РФ), Конституционный Суд РФ не нашел конституционных императивов, которые обязывали бы законодателя распространить такую льготу на акты благотворительности в отношении иных (не бюджетных) организаций. Поскольку таковых в Конституции РФ действительно нет (и, на наш взгляд, быть не может), что не влияет на конституционную дискрецию законодателя и не умаляет его прерогатив в части установления льгот как адресных гарантий конституционного правопользования. Благотворительность же - несмотря на ее бесспорную конституционную значимость (ценность) - с конституционным правопользованием не связана: бескорыстная помощь не является ни конституционной обязанностью, ни содержательным компонентом конституционного права собственности. Более того, нельзя забывать, что в современной ситуации акты благотворительности вполне могут оказаться ключевыми и постоянно действующими (в отличие от однократной покупки жилья) элементами схем недобросовестного правопользования, уклонения от уплаты налогов. Подлинная благотворительность не станет в зависимость и от мер ее экономического стимулирования. Во всяком случае, государство не обязано подобным образом гарантировать благотворительность, хотя и может, исходя из своих возможностей и других обстоятельств, поддерживать различными средствами (включая льготы по НДФЛ) те или иные ее формы и направления. Завершая исследование, можно сделать выводы, имеющие, как представляется, и более широкое (отраслевое), и общее - конституционно-правовое - значение. Благодаря правоустановительной и правоинтерпретационной практике Конституционного Суда РФ система российского налогового права действительно обогащается теми достоверными конституционными элементами, которые должны адекватно восприниматься и учитываться законодателем и в первую очередь получать содержательное (полностью или в части) нормативное оформление в законах, дабы те не противоречили Конституции РФ. К сожалению, российский законодатель, на наш взгляд, может похвастаться этим не всегда. Как, впрочем, не всегда обнаруживают стремление понимать значение конституционализации норм и институтов налогового права, базовых требований конституционно-правового регулирования публичные и частные субъекты налоговых правоотношений, их представители и агенты. Между тем безусловное исполнение решений Конституционного Суда РФ - ключевое и повсеместное условие и залог успеха конституционализации. Неисполнение и фактическое уклонение от исполнения этой обязанности сродни уклонению от обязанности соблюдать Конституцию РФ (ч. 2 ст. 15), и, как показывает налоговая практика, оно может принимать глубоко продуманные формы. Никакими актуальными соображениями налоговой политики, равно как и стремлением отстоять свои конституционные интересы, оправдать подобное нельзя.БиблиографияКонвенция о защите прав человека и основных свобод. Заключена в г. Риме 04.11.1950 // Собрание законодательства РФ, 08.01.2001, N 2, ст. 163.Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).Соглашение между Правительством РФ и Правительством Финляндской Республики от 04.05.1996 «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы» // Собрание законодательства РФ, 27.01.2003, N 4, ст. 269.Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ // Российская газета, N 148-149, 06.08.1998.Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.08.2000, N 32, ст. 3340.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ // Российская газета, N 289, 22.12.2006.Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ // Российская газета, N 153-154, 12.08.1998.Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ // Российская газета, N 17, 27.01.1996.Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ // Российская газета, N 256, 31.12.2001.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954.Федеральный закон от 28.06.2013 N 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» // Российская газета, N 141, 02.07.2013.Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» // Российская газета, N 63-64, 02.04.1998.Федеральный закон от 30.12.2006 N 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» // Российская газета, N 2, 11.01.2007.Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» // Российская газета, N 79, 25.04.1996.Постановление Правительства РФ от 19.03.2001 N 201 «Об утверждении Перечней медицинских услуг и дорогостоящих видов лечения в медицинских учреждениях Российской Федерации, лекарственных средств, суммы оплаты которых за счет собственных средств налогоплательщика учитываются при определении суммы социального налогового вычета» // Российская газета, N 59, 24.03.2001.Приказ ФНС РФ от 17.11.2010 N ММВ-7-3/611@ «Об утверждении формы сведений о доходах физических лиц и рекомендаций по ее заполнению, формата сведений о доходах физических лиц в электронном виде, справочников» // Российская газета, N 296, 30.12.2010.Письмо Минфина России от 21.09.2011 N 03-04-06/6-228 // СПС «КонсультантПлюс!Письмо Минфина России от 28.06.2013 N 03-04-05/24803 // СПС «КонсультантПлюс».Письмо ФНС России от 04.04.2013 N ЕД-4-3/5990 // СПС «КонсультантПлюс».Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10 ноября 2011 г. по делу N А72-6621/2010 // СПС «КонсультантПлюс».Авдеев В.В. Налогообложение НДФЛ по доходам, полученным участниками инвестиционного товарищества // Налоги. 2013. N 28. Борзунова О.А. Налоговый кодекс Российской Федерации: генезис, история принятия и тенденции совершенствования. М.: Юстицинформ, 2010. Борисов Ю.К., Годунова Н.С., Горшкова Л.Л., Кудрявцева А.Л. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации (частям первой и второй) (постатейный) / под ред. Л.Л. Весницкая Е.Г. Актуальные изменения в части первой НК РФ // Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения. 2015. N 1. Горшковой // СПС КонсультантПлюс. 2010.Давидовская И. Изменения в порядке предоставления имущественных налоговых вычетов // Налоги. 2013. N 33. Косульникова М. Расчет НДФЛ: памятка молодому специалисту // ЭЖ-Юрист. 2013. N 42. Климова М.А. Налоги для физических лиц: порядок уплаты. М.: Библиотечка «Российской газеты», 2013. Вып. 21.Климова М.А. Индивидуальное предпринимательство: организация работы. М.: Климова М.А. Налоговые органы и налогоплательщики: основы правовых взаимоотношений. М.: Библиотечка «Российской газеты», 2014. Вып. 19.Библиотечка «Российской газеты», 2014. Вып. 12.Лермонтов Ю.М. Постатейный комментарий к главе 23 Налогового кодекса Российской Федерации «Налог на доходы физических лиц» // СПС КонсультантПлюс. 2014.Лермонтов Ю.М. Постатейный комментарий к части первой Налогового кодекса Российской Федерации // СПС КонсультантПлюс. 2013.Никифорова Н.В. Плательщик нарушил срок сдачи декларации. По какой статье НК РФ он привлекается к ответственности? // Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения. 2015. N 1. Писарчик Г. Альтернативная сделка, или Как подружиться с налоговой // Квартирный ряд. Московская жилищная газета. 2013. 11 ноября.Семенихин В.В. Налог на доходы физических лиц: имущественный налоговый вычет при приобретении (строительстве) жилья, в том числе на несовершеннолетних детей // Налоги. 2014. N 9.Староверова О.В. Социально-правовые последствия налоговой преступности // Налоговые споры: теория и практика. 2010. N 4.Суд решил, что НДФЛ можно перечислить и до выдачи зарплаты // Налоги. 2014. N 5.Тарасенкова А.Н. Льготные категории граждан: социальная помощь. М.: Библиотечка «Российской газеты», 2014. Вып. 18.Трунцевский Ю.В., Захаров А.А. Об уклонении от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем // Налоги. 2012. N 6. Тютин Д.В. Налоговое право: курс лекций // СПС КонсультантПлюс. 2013.Харламова В. Два миллиона - каждому! // ЭЖ-Юрист. 2014. N 6.Шарапов В.В. Защита инвестиций в новостройки // СПС КонсультантПлюс. 2014.Большой портал недвижимости. URL: http://www.bpn.ru/publications/28274Недвижимость и юридические услуги [сайт]. URL: http://www.prime-realty.ru/cmi/c1/1.217.htmФорум риелторов по недвижимости. URL: http://forum.gdeetotdom.ru/index.php?/topic/10560-10560/?s=77be12cc1414a9e345f651f8d08efa07

Библиография
1. Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Заключена в г. Риме 04.11.1950 // Собрание законодательства РФ, 08.01.2001, N 2, ст. 163.
2. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
3. Соглашение между Правительством РФ и Правительством Финляндской Республики от 04.05.1996 «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы» // Собрание законодательства РФ, 27.01.2003, N 4, ст. 269.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ // Российская газета, N 148-149, 06.08.1998.
5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.08.2000, N 32, ст. 3340.
6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ // Российская газета, N 289, 22.12.2006.
7. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ // Российская газета, N 153-154, 12.08.1998.
8. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ // Российская газета, N 17, 27.01.1996.
9. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ // Российская газета, N 256, 31.12.2001.
10. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
11. Федеральный закон от 28.06.2013 N 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» // Российская газета, N 141, 02.07.2013.
12. Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» // Российская газета, N 63-64, 02.04.1998.
13. Федеральный закон от 30.12.2006 N 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» // Российская газета, N 2, 11.01.2007.
14. Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» // Российская газета, N 79, 25.04.1996.
15. Постановление Правительства РФ от 19.03.2001 N 201 «Об утверждении Перечней медицинских услуг и дорогостоящих видов лечения в медицинских учреждениях Российской Федерации, лекарственных средств, суммы оплаты которых за счет собственных средств налогоплательщика учитываются при определении суммы социального налогового вычета» // Российская газета, N 59, 24.03.2001.
16. Приказ ФНС РФ от 17.11.2010 N ММВ-7-3/611@ «Об утверждении формы сведений о доходах физических лиц и рекомендаций по ее заполнению, формата сведений о доходах физических лиц в электронном виде, справочников» // Российская газета, N 296, 30.12.2010.
17. Письмо Минфина России от 21.09.2011 N 03-04-06/6-228 // СПС «КонсультантПлюс!
18. Письмо Минфина России от 28.06.2013 N 03-04-05/24803 // СПС «КонсультантПлюс».
19. Письмо ФНС России от 04.04.2013 N ЕД-4-3/5990 // СПС «КонсультантПлюс».
20. Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10 ноября 2011 г. по делу N А72-6621/2010 // СПС «КонсультантПлюс».
21. Авдеев В.В. Налогообложение НДФЛ по доходам, полученным участниками инвестиционного товарищества // Налоги. 2013. N 28.
22. Борзунова О.А. Налоговый кодекс Российской Федерации: генезис, история принятия и тенденции совершенствования. М.: Юстицинформ, 2010.
23. Борисов Ю.К., Годунова Н.С., Горшкова Л.Л., Кудрявцева А.Л. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации (частям первой и второй) (постатейный) / под ред. Л.Л. Весницкая Е.Г. Актуальные изменения в части первой НК РФ // Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения. 2015. N 1.
24. Горшковой // СПС КонсультантПлюс. 2010.
25. Давидовская И. Изменения в порядке предоставления имущественных налоговых вычетов // Налоги. 2013. N 33.
26. Косульникова М. Расчет НДФЛ: памятка молодому специалисту // ЭЖ-Юрист. 2013. N 42.
27. Климова М.А. Налоги для физических лиц: порядок уплаты. М.: Библиотечка «Российской газеты», 2013. Вып. 21.
28. Климова М.А. Индивидуальное предпринимательство: организация работы. М.: Климова М.А. Налоговые органы и налогоплательщики: основы правовых взаимоотношений. М.: Библиотечка «Российской газеты», 2014. Вып. 19.
29. Библиотечка «Российской газеты», 2014. Вып. 12.
30. Лермонтов Ю.М. Постатейный комментарий к главе 23 Налогового кодекса Российской Федерации «Налог на доходы физических лиц» // СПС КонсультантПлюс. 2014.
31. Лермонтов Ю.М. Постатейный комментарий к части первой Налогового кодекса Российской Федерации // СПС КонсультантПлюс. 2013.
32. Никифорова Н.В. Плательщик нарушил срок сдачи декларации. По какой статье НК РФ он привлекается к ответственности? // Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения. 2015. N 1.
33. Писарчик Г. Альтернативная сделка, или Как подружиться с налоговой // Квартирный ряд. Московская жилищная газета. 2013. 11 ноября.
34. Семенихин В.В. Налог на доходы физических лиц: имущественный налоговый вычет при приобретении (строительстве) жилья, в том числе на несовершеннолетних детей // Налоги. 2014. N 9.
35. Староверова О.В. Социально-правовые последствия налоговой преступности // Налоговые споры: теория и практика. 2010. N 4.
36. Суд решил, что НДФЛ можно перечислить и до выдачи зарплаты // Налоги. 2014. N 5.
37. Тарасенкова А.Н. Льготные категории граждан: социальная помощь. М.: Библиотечка «Российской газеты», 2014. Вып. 18.
38. Трунцевский Ю.В., Захаров А.А. Об уклонении от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем // Налоги. 2012. N 6.
39. Тютин Д.В. Налоговое право: курс лекций // СПС КонсультантПлюс. 2013.
40. Харламова В. Два миллиона - каждому! // ЭЖ-Юрист. 2014. N 6.
41. Шарапов В.В. Защита инвестиций в новостройки // СПС КонсультантПлюс. 2014.
42. Большой портал недвижимости. URL: http://www.bpn.ru/publications/28274
43. Недвижимость и юридические услуги [сайт]. URL: http://www.prime-realty.ru/cmi/c1/1.217.htm
44. Форум риелторов по недвижимости. URL: http://forum.gdeetotdom.ru/index.php?/topic/10560-10560/?s=77be12cc1414a9e345f651f8d08efa07

Вопрос-ответ:

Каковы основы правового регулирования налога на доходы физических лиц?

Основы правового регулирования налога на доходы физических лиц закреплены в соответствующих законах и нормативных актах, таких как Налоговый кодекс Российской Федерации. Эти основы включают в себя определение налогооблагаемого дохода и ставок налога, правила и процедуры уплаты налога, а также права и обязанности налогоплательщиков.

Какие цели преследует налогообложение физических лиц?

Основными целями налогообложения физических лиц являются финансирование государственных расходов, обеспечение социальной справедливости и стимулирование экономического развития. Через налог на доходы физических лиц государство получает средства для реализации своих политических, экономических и социальных задач.

Какое правовое регулирование применяется к налогу на доходы физических лиц?

Правовое регулирование налога на доходы физических лиц осуществляется через нормативные акты, принимаемые государственными органами и налоговыми службами. Это включает в себя разработку законодательства, установление ставок налога, определение порядка и сроков уплаты налога, а также основания и порядок предоставления налогоплательщикам льгот и скидок.

Какова методика расчета налога на доходы физических лиц?

Методика расчета налога на доходы физических лиц зависит от вида дохода и может включать различные ставки налога, возможность применения льгот и скидок, а также порядок учета расходов и вычетов. Общая формула расчета налога на доходы физических лиц: налоговая база (доходы минус расходы) умножается на ставку налога, а затем от этой суммы вычитаются применяемые льготы и скидки.

Какие льготы предоставляются при уплате налога на доходы физических лиц?

При уплате налога на доходы физических лиц могут предоставляться различные льготы и скидки. Например, могут быть установлены льготные ставки налога для определенных категорий граждан или регионов, а также существовать возможность применения вычетов на определенные расходы, такие как расходы на образование, медицинские расходы или пожертвования.

Что такое налог на доходы физических лиц?

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) - это обязательный платеж, взимаемый с граждан Российской Федерации с их доходов, полученных в течение года. Этот налог регулируется специальным законодательством и является одним из основных источников доходов бюджета страны.

Какое правовое регулирование существует в отношении налога на доходы физических лиц?

Правовое регулирование налога на доходы физических лиц осуществляется на основе Налогового кодекса Российской Федерации. В нём содержатся все необходимые положения и нормы, определяющие порядок и условия уплаты данного налога. Кроме того, существует ряд приказов, инструкций и методических рекомендаций, которые также регулируют налогообложение физических лиц.

Каковы цели налогообложения физических лиц?

Цели налогообложения физических лиц могут быть различными. Одной из основных целей является сбор средств в бюджет государства для обеспечения его финансовой устойчивости и реализации социальных программ. Также налог на доходы физических лиц используется для распределения доходов и обеспечения социальной справедливости.

Как рассчитывается налог на доходы физических лиц?

Налог на доходы физических лиц рассчитывается путем умножения суммы полученного дохода на ставку налога, которая установлена законодательством. В зависимости от размера полученного дохода, применяются различные ставки налога. Кроме того, существуют определенные льготы и вычеты, которые позволяют уменьшить сумму налога.

Какие льготы предусмотрены для физических лиц при уплате налога на доходы?

Для физических лиц предусмотрены различные льготы при уплате налога на доходы. Например, дети до 18 лет освобождаются от уплаты данного налога. Также существуют льготы для ветеранов войны и инвалидов. Кроме того, налоговый кодекс предусматривает возможность получения вычетов по определенным расходам, таким как образование, лечение, покупка недвижимости и т.д.

Каковы основы правового регулирования налога на доходы физических лиц?

Основы правового регулирования налога на доходы физических лиц определяются законодательством страны. В России, например, это основывается на Федеральном законе "О налоге на доходы физических лиц".

Какие цели преследует налогообложение физических лиц?

Основная цель налогообложения физических лиц - обеспечение финансовой устойчивости государства путем сбора налоговых доходов. Кроме того, налог на доходы физических лиц используется для создания социальных программ, развития экономики и реализации различных государственных задач.