Философия любви: учения Н.Бердяева, В.Соловьева, В,Розанова.
Заказать уникальный реферат- 14 14 страниц
- 9 + 9 источников
- Добавлена 10.03.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
1.Философия любви В.С.Соловьева
2.Философия любви Н.Бердяева
3.Философия любви В.Розанова
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Связывает все это любовь, собственно чувственная любовь, которая, несмотря на ее грозовые и временами разрушительные влияния, драгоценна, загадочна, велика тем, что пронизывает все человечество какими-то жгучими лучами, но одновременно и нитями прочности.Бог есть чувственная любовь. По Розанову, брак должен основываться на любви, на половом инстинкте в самом глубоком метафизическом его смысле. Вместо этого, он, поВ.Розанову, часто является продолжением холостых удовольствий. Его действительная и строгая, в самом сердце зиждущаяся моногамия, или "вечность", в настоящее время совсем недостижимы, они реально не сбываются. Пол, который исключен из "дыхания", из религии, не пронизывается данным дыханием, не высвечивается религиозно, лег в основание "пассивной" семьи и номинально религиозного (только в минуту венчания) брака.Поэтому довольно малое количество счастливых семей. Это, по мнению В.Розанова, семьи, где сильно "животное" (в вышерассмотренном смысле) начало, где члены семьи сбиты в "кучу", живут в теплой атмосфере дыхания, копаются друг около друга, у них имеется чувство серьезности, если не религиозности, разлившееся на самый ритм брака, его реальное и длительное существо. В данной семье дети почитают своих родителей, уважают именно религиозно, а не благодарят за квартиру и стол. Дети - религиозные существа и находятся в религиозной связи с родителями. Это как разбежавшиеся слова одной молитвы, связь которых уже непонятна. Но только в данной связи можно постигнуть существо ребенка, неразрывную связь мужа и жены, любовь до гроба.По мнению Розанова, если пренебрегать полом, его бездонной трансцендентностью, постепенно приведет к вырождению, к потере связи с "землей", с "материнством". Огромная задача женщины, как он считает, - переработать нашу цивилизацию, овлажнить ее сухие черты влажностью материнства, а "деловитость" ее –святостью и безгрешностью.В Западной Европе доминирующей концепцией, которая определяет понимание и интерпретацию секса, эротики, любви стал фрейдизм, который поставил биологические потребности человека над социальными. Но в России - хотя всегда очень чуткой ко всем направлениям западной философии - фрейдизм не имел популярности. Кроме того, он стал предметом острой критики и полемики.Русские мыслители начала XX столетияв отличие от западных философов развивали гуманистическую традицию в понимании природы любви и, обращаясь к потаенным вопросам пола, соединяли сексуальную энергию человека не только с продолжением рода, но и с пониманием духовной культуры человека, с художественным творчеством, религией и постижением божественного.Одним из первых, кто обратил внимание на "проклятые", традиционно-замалчиваемые вопросы пола, был В.Розанов.Доставляет интерес и отношение В.Розанова к теме любви в русской литературе, посвятивший несколько специальных статей. Василий Розанов считал, что отношение писателя к женщине может служить ключом к его творчеству и раскрыть скрытые механизмы его творческого воображения. Волюбом случае, из данного феномена он вывел «демонизм» Лермонтова, мир инфернальных образов Гоголя (у него все красавицы, ведьмы или утопленницы) и изображение Толстым любви, как абсолютного страдания и муки.В.Розанов подходит к вопросам любви,как эссеист и моралист, оставлял в стороне философию Эроса и связанные с нею вопросы нравственности, эстетики и этики. Данная сторона дела получила развитие в работах крупного мыслителя конца века Владимира Соловьева, а потом Николая Бердяева и др.ЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом, на мой взгляд, философия Н.Бердяева затрагивает довольно интересные аспекты человеческой жизни. Любовь очень личное и неизвестное ощущение, для любого человека она определяется по - разному, для кого - то это подлинный смысл жизни, для других она только часть полноценного существования, заставляющая совершать безумные поступки, порой довольно опасные и непонятные.Выделим для себя несколько типов любви, сходных с представлением Н.Бердяева: 1.Это любовь к родителям, или вообще к родным людям, которые сопутствуют на жизненном пути и помогают; 2.Любовь к противоположному полу; 3. Любовь, вера в Бога.Любовь у В.Соловьева - это не только воссоединение человеческихпротивоположных половин, в духе платоновской философии, но и объединение с мировой душой, которая, в духе средневековой мистики, ассоциируется у него с образом вечной Женственности, с Софией.Нельзя не видеть, что в основании философского учения В.Соловьева лежит платонизм, правда, оригинальнои глубоко переосмысленный и совмещающийся с принципами христианской этики.Безусловно, учение В.Соловьева об Эросе имеет корни в европейской культуре и философии. Но как и все, написанное им, оно было оригинальным и органично связано с русской культурой.В свое время В.Розанов получил широкую популярность, как критик христианского учения о любви. На самом деле, он обнаружил серьезные противоречия, которые свойственны данному учению. Христианство всегда с подозрением относилось к полу, «ждало в нем знак греховности человеческого рода». Но вместе е тем оно всегда оправдывало семью и брак как условие продолжения рода. Проще говоря, христианство проклинало сам половой акт, но благословляло его следствия - деторождение. В данном противоречии В.Розанов увидел лицемерие христианской морали и подвергал ее резкой критике.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫБердяев Н.А. Эрос и личность: Философия пола и любви. - СПб.: Азбука - классика, 2007. - 224 с.Замалеев А.Ф. История русской философии. — СПб.: Изд-во филос. ф-та СПбГУ, 2012. — 377с.Золкин А.Л. Философия.-М.: 2007.-231сЛавриненко В.Н. Философия.-М.: 2007.-249сРозанов В. Религия и культура // Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. I. -250сРозанов Б.Б. "Уединение" СПб., 1922.-199сСоловьев B.C. Смысл любви // Соловьев B.C. Сочинения: В 2т. М.: Мысль, 1988. Т.2. -547с.Соловьев В.С. София. Второй диалог. Космический и исторический процесс. — РГАЛИ. Ф. М.: Мысль, 1988. Черный Ю.Ю.Философия пола и любви H.A. Бердяева. - М.: Наука, 2004. - 132 с.
2. Замалеев А.Ф. История русской философии. — СПб.: Изд-во филос. ф-та СПбГУ, 2012. — 377с.
3. Золкин А.Л. Философия.-М.: 2007.-231с
4. Лавриненко В.Н. Философия.-М.: 2007.-249с
5. Розанов В. Религия и культура // Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. I. -250с
6. Розанов Б.Б. "Уединение" СПб., 1922.-199с
7. Соловьев B.C. Смысл любви // Соловьев B.C. Сочинения: В 2т. М.: Мысль, 1988. Т.2. -547с.
8. Соловьев В.С. София. Второй диалог. Космический и исторический процесс. — РГАЛИ. Ф. М.: Мысль, 1988.
9. Черный Ю.Ю. Философия пола и любви H.A. Бердяева. - М.: Наука, 2004. - 132 с.
Вопрос-ответ:
Какая философия любви была разработана Н. Бердяевым?
Николай Бердяев разработал философию любви, основанную на идее о том, что любовь является высшим проявлением человеческой свободы. Он утверждал, что истинная любовь должна быть основана на свободном выборе и духовном стремлении к другому человеку.
Какую философию любви разрабатывал В. Соловьев?
Владимир Соловьев разрабатывал концепцию "эроса", согласно которой любовь является синтезом различных аспектов человеческой жизни, включая физическую страсть, духовную привязанность и мировоззренческую гармонию. Он считал, что идеальная любовь должна объединять в себе все эти элементы.
В чем заключается философия любви В. Розанова?
Философия любви Василия Розанова связывает все это любовь собственно чувственная любовь, которая, несмотря на ее грозовые и временами разрушительные влияния, является драгоценной, загадочной и великой. Он считал, что любовь пронизывает все человечество какими-то жгучими лучами, одновременно обладая нитями прочности. По мнению Розанова, бог есть чувственная любовь, и брак должен основываться на любви и половом инстинкте.
Каковы основные идеи философии любви Н. Бердяева?
Основными идеями философии любви Николая Бердяева являются: любовь как высшее проявление человеческой свободы, необходимость свободного выбора и духовного стремления к другому человеку в любви, а также необходимость осознания ответственности за свою любовь и понимания ее духовной природы.
В чем заключается особенность философии любви В. Соловьева?
Особенность философии любви Владимира Соловьева заключается в его концепции "эроса". Он считал, что идеальная любовь должна объединять в себе физическую страсть, духовную привязанность и мировоззренческую гармонию. Это позволяет достичь гармонии и полноты в отношениях и обрести истинное счастье.
Что представляет собой философия любви учения Н. Бердяева, В. Соловьева и В. Розанова?
Философия любви, согласно учению Н. Бердяева, В. Соловьева и В. Розанова, связывает различные аспекты человеческой любви - чувственную и духовную. Они считают, что вопрос о любви является одним из центральных в философии, поскольку она пронизывает все сферы жизни человека и оказывает влияние на общественные отношения и мировоззрение. Они утверждают, что любовь является не только эмоциональным и физическим переживанием, но и имеет глубокое духовное измерение.
Что говорит В. Соловьев о философии любви?
В. Соловьев считает, что основой брака и семьи должна быть любовь. Он утверждает, что любовь - это не только чувственное привязанность, но и духовное единение двух людей. Философ рассматривает любовь как смысловое начало жизни, способное преодолеть ограничения индивидуализма и эгоизма. Для него любовь является выражением самобытной природы человека и основой гармоничных отношений в обществе.
В чем суть философии любви Н. Бердяева?
Н. Бердяев считает, что философия любви включает в себя как чувственную, так и духовную стороны. Он подчеркивает, что любовь неизбежно связана с чувственностью и физической близостью, но она также должна иметь сверхчувственное, духовное измерение. Он особо акцентирует внимание на том, что любовь основана на свободе и ответственности перед другим человеком, и может быть полноценной только в рамках сознательного выбора и взаимного признания.
Какую роль играет любовь в философии Н. Бердяева?
В философии Н. Бердяева любовь играет важную роль, она является центральным понятием его учения. Бердяев утверждает, что любовь – это основа и цель человеческой жизни, и только через любовь человек может достичь истинной свободы и созидательности. Он говорит о двух видах любви – любви к ближнему и любви к Богу, и призывает к развитию этих видов любви в обществе и в каждом отдельном индивиде.