развитие речи детей в процессе продуктивных видов деятельности

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 24 24 страницы
  • 13 + 13 источников
  • Добавлена 15.03.2016
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава I. Теоретические аспекты проблемы развития речи детей дошкольного возрастав процессе продуктивных видов деятельности
1.1. Особенности развития речи в дошкольном возрасте
1.2. Характеристика продуктивной деятельности дошкольников
1.3. Продуктивная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста
Выводы по первой главе
Глава 2.Экспериментальное исследование влияния продуктивных видов деятельности на развитие речи детей дошкольного возраста.
2.1.Исследование уровня развития речи детей старшего дошкольного возраста
2.2.Изучение опыта работы педагогов по развитию речи детей в процессе продуктивных видов деятельности
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы


Фрагмент для ознакомления

Развитие речи таким образом может быть представлено следующим образом - очень низкий уровень - 15 %, низкий уровень - 55 % и средний уровень - 30 %. Итоговые результаты могут быть представлены на рис. 2.Рис. 2. Общие результаты по всем методикамСтоит уделить внимание также и качественным показателям ответов детей. Результаты по детям представлены в таблице 3.Таблица 3.Результаты качественного анализа по методикам№Ошибки А1Был заинтересован в выполнении заданий, однако, воспроизвести их оказалось нелегко. Ребенок очень зажат - может нарисовать рисунок, но рассказывать о нем не хочет А2Характерно нарушение выполнения заданий. В ходе работы наблюдалась путаница, нередко происходила подмена элементов рисункаА3Ребенок был достаточно скован, стеснителен. Очевидно, с этим была связана неготовность ребенка полноценно ответить на все вопросыА4Задания давались достаточно сложно, выполнялись с передышками, однако, показатели, в целом, были выше, чем у других детей.А5Очень сложно давались задания на самостоятельный рисунок . Справилась с малой частью только с помощью педагога.А6Характерно нарушение выполнения заданий. В ходе работы наблюдалась путаница, нередко происходила подмена элементов рисункаА7Ребенок был достаточно скован, стеснителен. Очевидно, с этим была связана неготовность ребенка полноценно ответить на все вопросыА8Характерно нарушение выполнения заданий. В ходе работы наблюдалась путаница, нередко происходила элементов рисункаА9Ребенок был достаточно скован, стеснителен. Очевидно, с этим была связана неготовность ребенка полноценно ответить на все вопросыА10Показала высокий результат по методикам исследования. В то же время методика самостоятельного рисунка трудно. Для примера разберем две речи детей Артема Р., Ксюши С., участвующих в нашем исследовании и описавших свои рисунки.В рисунке Артема Р. форма деревьев, солнца, облаков переданы точно, композиция рисунка уравновешена. Цветовое решение соответствует окружающей действительности. Листва деревьев передана желтой краской. Но, взглянув на рисунок, видим, что мальчик изобразил середину осени, то есть для передачи особенностей времени года желтая краска использовалась не яркая, а приглушенного тона. Облака изображены темно-синие, в середине с сине-белыми бликами - «тяжелые» осенние облака.Артем Р. «На моем рисунке нарисована осень. Деревья желтые и много, много листьев на земле. Скамейка в парке мокрая, поэтому я нарисовал ее темно-синей краской. Также я нарисовал яркое солнышко, чтобы листочкам не грустно было лежать на мокрой земле. Осень я не люблю, потому, что часто идут дожди». Очевидно, что описание рисунка несколько упрощено, реализуется как перечисление объектов, что говорит о недостаточном развитии речи. В рисунке Ксюши С. форма, пропорций изображаемых предметов переданы. Цветовая гамма соответствует действительности, композиция уравновешена. Ксюша С. «Я нарисовала осенний парк. Большие желтые деревья, девочка гуляет по парку и собирает листья. Вверху нарисовала птиц, они улетают, где тепло. Но осенью тоже хорошо потому что желтые деревья, можно бегать и шуршать листьями. Они шуршат как бумага, это мы делали, когда учились показывать веселое, шаловливое(слово вспомнила при помощи педагога) лицо».Таким образом, в ходе констатирующего эксперимента было выяснено, что развитие речи у детей находится на очень низком уровне. Показатели варьируются на низком и очень низком уровне развития.2.2.Изучение опыта работы педагогов по развитию речи детей в процессе продуктивных видов деятельностиАнализ следует начинать с развивающей среды, организованной преподавателями. В детском саду есть традиционные и нетрадиционные средства развития продуктивной деятельности. кисточки, карандаши, фломастеры, краски, пластилин, штампы для печатания, коктельные трубочки, ватные палочки, бумага разного качества, вата, синтепон, пряжа, бросовый материал и т. д. В уголке есть стенд для выставки детских работ. И, тем не менее, несмотря на наличие столь обширных возможностей для проведения занятий, они не задействуются в полной мере - занятия, в основном, проводятся по регламенту, а в свободное время дети играют в другие игры. Формирование у детей интереса к продуктивной деятельности, и развитию художественно-творческих способностей осуществляется через создание игровых образовательных ситуаций, на одних - дети погружаются в мир красоты, открывают для себя красоту окружающего мира, природы, предметов искусства, знакомятся с жанрами искусства (портрет, натюрморт, пейзаж) например «Мир натюрморта», «Секреты художника портретиста», «Как цвет помогает понять настроение картины? »; на других – осваиваивают новые способы действий с материалами, экспериментировали с цветом, с разными фактурами «Можно ли рисовать без красок? », «Как слепить бусы из муки? ».Как правило, занятие трехчастно, что довольно стандартно. Сначала перед детьми ставится проблема, которую необходимо решить. Как правило, используется метод исправления чужой ошибки. Вторая часть реализуется как обогащение детского опыта. Наконец, третья - обобщение полученного опыта и переход в игру. Активизация психологических качеств предполагает использование следующих приемов:1. ТРИЗ-технологии. По сути, перед нами задания на воображение - нарисовать пейзаж по теме "пойти туда, не знаю куда"2. Работа с разными техниками и материалами3. Нетрадиционные техники работы - ниткография, кляксография, использование глины и соленого тестаВ целом, характеризуя особенности работы с продуктивными видами деятельности, можно отметить, что они задействованы в полной мере, и, тем не менее, потенциала их недостаточно для развития речи. В связи с этим, были составлены следующие рекомендации:1. Обязательным условием становится проговаривание ребенком своей работы2. Старший дошкольный возраст может быть обучен методам презентации своего творчества3. Неплохим решением станет метод проектов, когда над проектом будет работать группа детей, а затем будет составляться презентация. 4. Работа с детьми по сюжетным картинкам, но несколько усложненная продуктивными видами деятельности, когда картинки заклеиваются аппликацией. Таким образом, наблюдение позволило установить, что реализуется недостаточное развитие речи педагогами. Соблюдение рекомендаций позволит исправить ситуацию.Выводы по второй главеТаким образом, обучение ребенка художественно-продуктивным видам деятельности становится возможным только при условии систематической и целенаправленной работы, которая также должна способствовать расширению кругозора детей, обогащению их чувственного опыта, активизации мыслительной деятельности и развитию речи в целом.Важно, чтобы развитие речи было планомерным, сопровождая каждое действие ребенка. только тогда можно будет говорить о развитии речи.ЗаключениеАнализ литературных источников по проблеме развития речи у дошкольников показал что, что эта тема актуальна и значима в настоящее время. Проблема развития речи по праву может считаться одной из самых актуальных как в логопедии, так и в дошкольной педагогике. Развитие речи необходимо потому, что оно лежит в основе умственных качеств личности, что проявляется впоследствии в развитии ее инициативности и самостоятельности суждений. Лепка и рисование для детей, имеет свое значение не только как деятельность развлекательная, но и как деятельность развивающая, в которой реализовываются различные знания, мыслительные операции, а также практические умственные действия, которые необходимо освоить детям. Художественно-продуктивная деятельность детей, в большинстве своем отражательная, это не только средство развлечения, но и средство актуализации знаний об окружающем мире, средство развития ребенка. В процессе этих игр происходит развитие знаний ребенка. Работу по формированию коммуникации необходимо строить в соответствии с общедидактическими принципами (концентрированность, центричность, тематическая ориентация). Развитие речи детей лучше всего осуществлять посредством обращения к описанию лепки и рисования. Организация должна сводиться к планированию деятельности, распределению ролей, использовании игровой атрибутики. Педагог в сюжетно-ролевой игре выполняет регуляторную функцию.Таким образом, обучение ребенка художественно-продуктивным видам деятельности становится возможным только при условии систематической и целенаправленной работы, которая также должна способствовать расширению кругозора детей, обогащению их чувственного опыта, активизации мыслительной деятельности и развитию речи в целом.Список литературыАндреев О. А., Хромов Л.Н. Учитесь быть внимательными. - М., 1996. Богословский В.В., Ковалев А.Г., Степанова А.А. Общая психология. -М., 1981. Вайнерман, С.М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству [Текст] / С.М. Вайнерман. - М., 2001.Венгер Л, Мухина В.С. Развитие внимания, памяти и воображения в дошкольном возрасте / Дошкольное воспитание. 1974. № 12. – с.12-16.Выготский Л.С Мышление и речь// Собр. соч. в 6 т.- М., 1981.- Т.2.Выготский Л.С. История развития высших психологических функций // Собр. соч.: В 6 т. - М., 1983. Т. 3. Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР. Т.1. – М., 1993. Грановская Р.М. Элементы практической психологии.- ЛГУ, 1988.Доронова, Т.Н. Развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности [Текст] / Т.Н. Доронова. - СПб.: Детство-ПРЕСС, 2002.Дружинин, В.Н. Психология общих способностей [Текст] / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2002.- 368 с. Дубровская, А.В. Приглашение к творчеству [Текст] / А.В. Дубровская. - СПб.: Детство-Пресс, 2002.Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребёнка: Психофизиологические основы детской валеологии. – М.: Владос, 2000. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. – М.: Владос, 2008.

1. Андреев О. А., Хромов Л.Н. Учитесь быть внимательными. - М., 1996.
2. Богословский В.В., Ковалев А.Г., Степанова А.А. Общая психология. -М., 1981.
3. Вайнерман, С.М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству [Текст] / С.М. Вайнерман. - М., 2001.
4. Венгер Л, Мухина В.С. Развитие внимания, памяти и воображения в дошкольном возрасте / Дошкольное воспитание. 1974. № 12. – с.12-16.
5. Выготский Л.С Мышление и речь// Собр. соч. в 6 т.- М., 1981.- Т.2.
6. Выготский Л.С. История развития высших психологических функций // Собр. соч.: В 6 т. - М., 1983. Т. 3.
7. Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР. Т.1. – М., 1993.
8. Грановская Р.М. Элементы практической психологии.- ЛГУ, 1988.
9. Доронова, Т.Н. Развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности [Текст] / Т.Н. Доронова. - СПб.: Детство-ПРЕСС, 2002.
10. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей [Текст] / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2002.- 368 с.
11. Дубровская, А.В. Приглашение к творчеству [Текст] / А.В. Дубровская. - СПб.: Детство-Пресс, 2002.
12. Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребёнка: Психофизиологические основы детской валеологии. – М.: Владос, 2000.
13. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. – М.: Владос, 2008.

Опубликовано

Введение

продуктивная деятельность, являясь одним из наиболее эффективных средств эстетического развития, стоит на позициях развивающего обучения, помогая ребенку научиться духовный и материальный мир, одновременно создавая новый продукт. Именно в ней выявляются и реализуются творческие способности детей дошкольного возраста, опираясь на личный опыт и начали социального опыта, происходит формирование социальных качеств. Поэтому поиск путей эффективности процесса социализации детей старшего дошкольного возраста средствами продуктивной деятельности становится насущной необходимостью.

Степень изученности темы в научной литературе:

Анализ состояния проблемы позволяет говорить о недостаточной разработанности содержания, методов, форм и средств, а также педагогических условий для успешной социализации дошкольников средствами продуктивной деятельности. Вместе с тем, в педагогической теории и практике накоплены значительные знания и созданы методологические предпосылки, образующие базу для таких исследований. Как в производственной деятельности, имеет большие образовательные и развивающие возможности, то можно предположить, что она влияет на социальное развитие дошкольников. В этой связи осуществление продуктивной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях выступает как цель возможность успешного решения поставленной проблемы.

Объект: процесс влияния продуктивных видов деятельности на развитие коммуникативных навыков дошкольников старшего дошкольного возраста.

Тема: развитие навыков работы в коллективе, в ходе производственной деятельности у детей старшего дошкольного возраста

Цель: определение форм, методов, приемов, используемых в производственной деятельности, которые влияют на сферу общения детей дошкольного возраста.

Цели:

· определить сущность и содержание продуктивной деятельности и навыков общения ребенка-дошкольника на основе анализа основных проблем социализации личности ребенка-дошкольника, раскрываемые в отечественной и международной существующих в литературе и в современной практике;

· определить уровень сформированности у детей старшего дошкольного возраста умение работать в коллективе;

· разработать систему мероприятий для детей дошкольного возраста использование коллективной творческой деятельности;

· разработка руководства для учителей и родителей, об организации коллективной творческой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.