Развитие словаря у дошкольников с ОНР III уровня с помощью сюжетно-ролевых игр

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Логопедия
  • 75 75 страниц
  • 71 + 71 источник
  • Добавлена 08.05.2016
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение
Глава 1. Проблема изучения развития словаря у дошкольников с ОНР III в игровой деятельности.
1.1 Современные аспекты изучения игровой деятельности у дошкольников
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР III уровня
1.3 Развитие словаря детей в онтогенезе. Развитие словаря детей с ОНР III уровня
1.4 Роль сюжетно-ролевой игры в психическом развитии детей дошкольного возраста
Глава 2. Экспериментальное исследование состояния словаря у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня
2.1 Цели и задачи проводимого исследования
2.2 Организация и методика исследования
2.3 Анализ состояния речи детей дошкольного возраста с ОНР III уровня
Глава 3. Особенности формирования словаря у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня
3.1Направления логопедической работы по использованию сюжетно-ролевых игр в устранении речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня
3.2 Анализ состояния речи в преодолении нарушений речевого статуса у детей с ОНР III уровня с помощью сюжетно-ролевых игр
3.3 Методические рекомендации по использованию сюжетно-ролевых игр в преодолении недостаточного объема словаря у дошкольников с ОНР III уровня
Заключение
Список литературы
Приложение

Фрагмент для ознакомления

Объем активного словарного запаса увеличился.2 дошкольника с ОНРIII уровня ЭГ (Александр П., Людмила П.) справились со всеми заданиями. Дети смогли правильно назвать части лица, тела и одежды, назвать овощи, фрукты и ягоды. 1 дошкольнику (Дмитрий Р.) ЭГ и 3 дошкольникам КГ требовалась незначительная помощь со стороны логопеда, к тому же эти дошкольники не смогли назвать некоторых диких птиц (ворона вместо галка) и диких животных (поросенок вместо кабан), рыб (щука вместо лещ), растения (красная смородина вместо клюква), части предмета (рукав вместо манжеты). 3 дошкольника с ОНРIII уровняЭГ и 3 дошкольникам КГправильно выполнила половину заданий. Они не смогли назвать диких птиц и животных, рыб (галка, кабан, лещ, кит). Как видим, уровень развития активного номинативного словарного запаса у дошкольников ЭГ вырос по сравнению с констатирующим этапом исследования. Большинство дошкольников испытывают затруднения при назывании объектов большинства лексических тем. В процессе исследования пассивного и активного номинативного словаря было выявлено, что у дошкольников с ОНРIII уровня в меньшей степени развиты понимание и воспроизведение малочастотной лексики, обозначений временных представлений, частей предметов и тела.Объем глагольного словаря при активном употреблении увеличился.1 дошкольник ЭГ (Александр П.) справился с заданием правильно. При выполнении мальчик испытывал незначительные трудности, задание выполнял замедленно. При допущении ошибки самостоятельно исправляли. 1 дошкольнику с ОНР ЭГ и 1 дошкольнику КГтребовалась незначительная помощь логопеда. Они не всегда правильно могли определить, что делает гусеница (ходит вместо ползает), медведь (мычит вместо рычит), соловей (свисти вместо поет). 4 дошкольника с ОНР ЭГ и 5 дошкольников КГ правильно выполнили половину заданий. Они затруднялись в определении действий гусениц, медведя, соловья, курицы. У дошкольников с ОНР наблюдались трудности словообразования, например, кудахтает, продавает.У дошкольников с ОНРIII уровня объем глагольного словаря увеличился, но недостаточно для полноценного речевого общения.В процессе исследования пассивного и активного глагольного словаря была выявлена закономерность, что пассивный глагольный словарь развит лучше, чем активный.Так, при исследовании действий, совершаемых людьми и животными, дошкольники не смогли показать, кто ползает, кто моет и моется, тогда как при исследовании этого показателя в активной лексике, дошкольники затруднялись назвать такие действия, как: гусеница лежит вместо ползет, спортсмен нагнулся вместо соревнуется, медведь мычит вместо рычит и т.п.Дети не могли назвать те или иные действия, производимые тем или иным предметом.Объем употребления имен прилагательных увеличился. Никто из дошкольников с ОНРIII уровня не справился с задание полностью. Только 2 дошкольника с ОНРIII уровняЭГ правильно выполнили больше половины заданий. Они испытывал трудности при определении формы предметов (круглый – овальный), цветок красивый вместокрасный, перо пушистое вместо легкое. 4 дошкольника с ОНРIII уровняЭГ и 6 дошкольников КГ правильно выполнили половину заданий. Затруднения вызвали определение вкусовых и тактильных ощущений, величина и форма предметов: дом большой вместо высокий, дерево широкое вместо толстое, перо пушистое вместо легкое, палец мой вместо средний. Объем активного словарного запаса прилагательных у дошкольников с ОНРIII уровня ЭГ и КГ значительно отстает от нормы развития, т.к. никто из детей не справился со всеми заданиями. Рассмотрим уровень развития активного словарного запаса у дошкольников ЭГ и КГ после коррекционной работы по отношению к результатам констатирующего этапа исследования. Результаты видны на рисунке (Рисунок 9).Рисунок 9 - Уровень развития активного словаря у дошкольников с ОНРIII уровня ЭГ и КГ до и после коррекционной работыКак видно на рисунке, уровень активной лексики у дошкольников ЭГ выше, чем у дошкольников КГ. Объем активного употребления лексем разных частей речи у дошкольников с ОНРIII уровня возрос. Дошкольники ЭГ стали чаще использовать редкочастотные существительные, прилагательные, глаголы.Сравним средний балл выполнения заданий по исследованию активного словаря существительных, глаголов и прилагательных. Результаты представлены на рисунке(Рисунок 10).Рисунок 10Сравнительные результаты исследования активной лексики у дошкольников с ОНРIII уровня ЭГ и КГдо и после коррекционной работыРезультаты свидетельствуют, что объем активной лексики у дошкольников с ОНРIII уровня ЭГбольше увеличился, чем у дошкольников КГ. Однако недостаточно для полноценного общения со сверстниками и взрослыми. Следовательно, степень выраженности нарушений в пассивной лексике меньше, чем в активной лексике.Таким образом, лексический строй языка у дошкольников с ОНРIII уровня имеет свои особенности, проявляющиеся в ограниченном активном и пассивном словарном запасе, неточностях подборы лексических единиц, в трудностях подбора синонимов и антонимов. Следовательно, с детьми необходимо проводить целенаправленную логопедическую работу.3.3Методические рекомендации по использованию сюжетно-ролевых игр в преодолении недостаточного объема словаря у дошкольников с ОНР III уровняВ соответствии с полученными результатами были разработаны конспекты по развитию речи с использованием элементов сюжетно-ролевой игры. Примеры конспектов приведены в приложении (Приложение 2).В процессе развития игры ребенок переходит от простых, элементарных, готовых сюжетов к сложным, самостоятельно придуманным, охватывающим практически все сферы действительности. Для развития речи необходима такая организация сюжетно-ролевых игр, которая бы постоянно способствовала бы речевому развитию, организации межличностного общения, включения дошкольников в совместную деятельность по придумыванию сюжета игры, распределении ролей, подготовки атрибутов к ролям, обсуждение игры. К тому же в игровую деятельность включали детей, имеющих недостаточный уровень развития речи, сначала в пары, а потом и микрогруппы. Обучали дошкольников не только непосредственно самим сюжетно-ролевым играм, но и театрализованным.Расписание занятий строится в соответствии с возрастными требованиями из расчета 1 раз в неделю по 20 – 25 минут. В процессе сюжетно-ролевой игры воспитатель мягко управляет детьми в игре, не нарушая самого действия. Копируя взрослого, дети зачастую примеряют на себя асоциальные роли. Например, организуя игру с куклами, воспитатель направляет действия детей наводящими вопросами: «Ирина, куклу Катю покормила?», «Миша, в грузовик какой груз положишь?», «Костя, что ты строишь? Гараж для какой машины строишь?» и т.д. Дошкольников, имеющих низкий уровень речевого развития, в игру необходимо включали постепенно, с активным участием самого взрослого. Затем в виде отраженного руководства игрой.В связи с тем, что содержание сюжетно-ролевой игры отражает социальные отношения взрослых, дошкольник начинает обыгрывать знакомые темы.В групповой комнате и участке были созданы условия для проведения сюжетно-ролевых игр. Например, организованы зоны для игр в «Дом», «Больница», «Магазин» и др. Для этого необходимо для каждого атрибута были определены места для хранения среди других игр. Это позволит детям быстро найти необходимый атрибут, организовать игру, а впоследствии, прибрать его на место. Помимо этого учитывали пространственное расположение, чтобы группы дошкольников не мешали друг другу. Крупные предметы, мебель разместили так, чтобы дети могли свободно проходить между ними.С учетом того, что групповые комнаты недостаточно большие по размерам, воспитателипродумали систему размещения зон, пособий и атрибутов, чтобы расположение было компактным, неизолированным друг от друга и вместе с тем, чтобы было достаточно места для организации игр.Вышеназванные игры и упражнения очень нравятся детям, а также способствуют повышения интереса к занятиям по развитию связной речи.Расширение сферы речевой деятельности детей стало в нашем формирующем эксперименте одним из приоритетных направлений в работе.В отборе лексического материала мы исходили из следующих позиций:1. Доступность предъявляемых слов, как в фонематическом, так и в произносительном плане;2. Простота слогового состава, как по структуре, так и количеству слогов, входящих в состав слов;3. Частотность слов в речи.Таким образом, коррекционные занятия с использованием сюжетно-ролевых игр позволяют:повысить эмоциональность взаимодействия между партнерами; дети стремятся организовать совместную деятельность, однако им не всегда удается ее поддерживать; отмечается больше кооперативных взаимодействий; общение со сверстником вплетается в структуру совместной деятельности, направляет и во многом регулирует ее;коммуникативный аспект общения становится более ярким за счет разнообразия невербальных и вербальных коммуникативных средств;дети сопровождают свою деятельность речью, что было нетипично для них до обучения; появились формы осмысления и планирования своих действий; отмечены высказывания, выражающие симпатию и доброжелательность детей друг к другу и к куклам, с которыми они играли.В групповой комнате и участке необходимо создать условия для проведения сюжетно-ролевых игр. Например, организовать зоны для игр в «Дом», «Больницу», «Магазин» и др. Для этого необходимо для каждого атрибута определить место хранения среди других игр. Это позволит детям быстро найти необходимый атрибут, организовать игру, а впоследствии, прибрать его на место. Помимо этого необходимо учитывать пространственное расположение, чтобы группы дошкольников не мешали друг другу. Крупные предметы, мебель размещают так, чтобы дети могли свободно проходить между ними.С учетом того, что групповые комнаты недостаточно большие по размерам, воспитатель должен продумать систему размещения зон, пособий и атрибутов, чтобы расположение было компактным, неизолированным друг от друга и вместе с тем, чтобы было достаточно места для организации игр.Обучение коммуникативным навыкам происходит непосредственно в игре или во время подготовки к игре, например: специальных наблюдениях на экскурсиях, организованных в магазин, на почту, в медицинский кабинет и т.п. В дальнейшем, полученные навыки усваиваются под тщательным руководством педагога и потом совершенствуются в самостоятельной игре.Дошкольников, имеющих низкий уровень развития коммуникативных навыков, в игру необходимо включать постепенно, с активным участием самого взрослого. Затем в виде отраженного руководства игрой.В связи с тем, что содержание сюжетно-ролевой игры отражает социальные отношения взрослых, дошкольник начинает обыгрывать знакомые темы. Поэтому детей необходимо знакомить, например, с миром профессий. Для этого можно организовать экскурсии, чтение и анализ художественных произведений, занятия с привлечением родителей, чтобы они рассказали о своей профессии, метод проектов и т.д. Например, для организации игры в парикмахера, пригласить мам, которые являются парикмахерами. Родители принесли инструменты, показали и рассказали особенности общения с клиентами. Организовали мастер-класс, на котором каждой девочке сделали модельную прическу. В итоге, девочки организовали сюжетно-ролевую игру на протяжении длительного времени, постепенно вовлекая в нее других детей.С целью включения детей с низким уровнем развития коммуникативных навыков в процесс общения со сверстниками можно предложить им поиграть в социоролевые игры, т.е. игры, которые непосредственно связаны с ребенком, которые он ежедневно переживает.Самая популярная на сегодняшний день игра, правила ее меняются в зависимости от обстоятельств и количества детишек, возраст которых не ограничивается.Рассмотрим несколько вариантов игры:1. Девочка или мальчик играет с куклами дома или на улице. Она – мама (он – папа) , куклы – дочки или сыновья. Ребенку приходится самому спрашивать, самому отвечать, самому действовать и придумывать различные ситуации, то есть – участие принимает только один ребенок.Игра развивает способность заботиться о близких, отвечать за свои поступки, быть справедливой и хозяйственной, а главное – самостоятельной. К тому же наблюдение за игрой поможем воспитателю лучше понять самого ребенка и ту атмосферу, в которой он растет. При такой организации игры ребенок будет чувствовать свободно, не стесняться своего уровня речевого развития.Играя с куклами, ребенок (мальчик и девочка) старается скопировать действия и слова своей мамы, тети, бабушки, старшей сестры или кого-то из родственников, кто ей наиболее симпатичен. В зависимости от места действия, меняются его настроение, голос, прическа. Все выглядит правдоподобно и естественно, если никто из взрослых не вмешивается и не поправляет ее. Необходимо в этой ситуации дать ребенку полную свободу.Следующий вариант – предполагает минимальное установление контакта. Предполагается, что в пару к ребенку с низким уровнем коммуникативных навыков присоединяется либо взрослый либо ребенок , но с более высоким уровнем развития навыков.2. Девочки играют между собой. Каждая из них должна вообразить себя мамой, бабушкой, дочкой, внучкой, сестрой. Хотя бывает, что девочка исполняет папину роль. Тут необходимо научиться общаться друг с другом, понимать, доверять, сочувствовать, помогать.Очень важны время и место действия. Как и в обыденной жизни, любая мелочь сначала продумывается, обсуждается, а затем приводится в исполнение. Сценарий предлагают, как правило, старшие по возрасту девочки, но в процессе игры что-то может измениться. Например, "мама" отводит "дочку" в садик или в школу, сама идет на работу, дома хозяйничает "бабушка". Вечером они вместе собираются, пьют чай, беседуют. Потом "мама" садится за рукоделие, "дочь" идет рисовать, а "бабушка" включает ненастоящий телевизор, где как будто идет концерт, – поют, читают стихи сами дети.Когда концерт заканчивается, с работы приходит "папа". Он рассказывает о том, что с ним произошло, ужинает и предлагает "дочке" покатать ее на машине – это у него велосипед. Итак, мы видим сцену из нашей жизни, только у детей все немного приукрашивается, упрощается, сглаживаются острые углы конфликтов.Следующий вариант игры можно предложить детям, имеющим средний уровень развития коммуникативных навыков. 3. Девочки играют с мальчиками. Здесь уже у "мамы" появляются "сыновья", "братья". Игра приобретает более оживленный характер, мальчишки – это непоседы и любители спорить, поэтому от девочек требуется умение где-то уступать, не обращать внимания на непослушание. Ребята стремятся к дружбе и сотрудничеству, используя взаимовыручку и улыбку. Игра позволяет ребятишкам стать нужными и значимыми в кругу сверстников, узнать характер и привычки своих друзей, почувствовать себя взрослыми.Последний вариант игры можно предложить дошкольникам с высоким уровнем развития коммуникативных способностей.4. В игре принимают участие взрослые. Действие, например, происходит на улице. Взрослые разговаривают, сидя на скамейке, или читают прессу, но теперь они – дети. А сыновья и дочки "уходят на работу", потому что они стали "мамами" и "папами", все заботы перекладываются временно на их плечи. По возвращении они отвечают на многочисленные вопросы своих "детей", говорят о правилах поведения и накладывают запрет на какие-либо действия, старательно объясняя, почему нельзя делать того или другого. Возникающие споры дают понять, насколько важны те или иные поступки, и не секрет, что в спорах рождаются истины.Понравилась дошкольникам игра «Веселый поезд».Детям надо представить себя работниками железной дороги. Возраст игроков не ограничен. Поезд собирается из стульев, скамеечек, больших коробок.Главные действующие лица: машинист, проводники, пассажиры, дорожный патруль, повар в вагоне-ресторане. Каждую роль могут выполнять дети с разным уровнем развития коммуникативных навыков. Игра предусматривает возможность чередования ролей. К примеру, если машинистом хотят быть несколько мальчиков, необходимо предложить им договориться о чередовании и проч. "Машинист" ведет состав и объявляет названия станций. "Проводники" проверяют наличие билетов, рассаживают "пассажиров", разносят чай. "Дорожный патруль" следит за порядком. Каждый ребенок в пути рассказывает какую-либо веселую историю или исполняет песенку.Играя, дети общаются, учатся правильно вести себя в общественном месте. Ценно в этой игре то, что можно создать сложные ситуации и пробудить у детишек желание помочь друг другу.Игру можно дополнить. Вместо билетов пусть ребята приобретут по купону "на одну приятную услугу". Каждый, кто нуждается в посторонней помощи, должен поднять купон вверх. Тогда остальные дети увидят этот сигнал и спросят, чем они могут помочь. Тот, кто выполнит просьбу, получает купон от того, кто нуждался в помощи. А ребенок, оставшийся без купона, в дальнейшем сам должен кому-нибудь помочь.Рекомендации педагогам по организации сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие словарного запаса дошкольников с ОНРIII уровня.1. Педагогам необходимо стараться не занимать время, отведенное для игры другими видами деятельности.2. Создать игровую среду в соответствии с возрастными особенностями, учитывать уровень развития детей, игровая среда должна быть динамичной. Атрибуты сюжетно-ролевой игры должны быть расположены в легко доступном для детей месте. Иногда атрибуты формируются в специально установленном порядке, а иногда детям предоставляется возможность создать игровую среду самостоятельно.3. Эффективным приемом руководства играми детей с ОНРIII уровня является прямое участие педагога в игре детей на главных ролях, причем первоначально рекомендуется использовать индивидуальную игру с данным ребенком, постепенно включая дошкольников с низким уровнем речевого развития в подгруппу дошкольников с более развитым речевым развитием.4. Постепенно в процессе руководства игройпоявляются косвенные приемы руководства, чтобы не мешать ребенку самостоятельно играть. Именно самостоятельная сюжетно-ролевая игра в наибольшей степени способствует речевому развитию ребенка, в том числе узнаванию новых слов вкупе с ситуацией, в которой оно употребляется, переводу слов из пассивного состава в активный.ЗаключениеВ психическом развитии существуют периоды, в которые ребенок особенно чувствителен копределенного рода влияниям и изменениям окружающей среды. К такому периоду относится и возраст 5-7 лет. Именно на этом возрастном этапе огромное внимание уделяется накоплению, обогащению словаря. Тем более что от того, насколько будет развит словарный запас у ребенка, будет зависеть и успешность обучения ребенка в школе, и взаимоотношения со сверстниками, а своевременно усвоенный словарь, опирающийся на конкретные представления и образы. Значительно повышает уровень речевого развития ребенка, совершенствует круг общения. Особенно важно оформление словаря у детей с различными нарушениями речи, в том числе и с общим недоразвитием речи. Ведь именно у этой группы одним из основных нарушенных компонентов речи является именно словарь. Он характеризуется ограниченностью, медленным развитием, недостаточной систематизацией, трудностями усвоения слов, обозначающих абстрактные понятия. В данной работе формирование лексики у с ОНРIII уровня исследовано в теоретическом и практическом аспекте.Раскрыто развитие лексики в онтогенезе, но мнения ученых расходится в изучение количественного состава овладения лексикой родного языка.Было выявлено понятие лексического строя речи, его состав, понятие активного и пассивного словаря, функции лексем в речи.Нарушения лексики при ОНРIII уровня проявляются в разной степени и зависят от характера и тяжести поражения нервной системы. Дошкольники с ОНРIII уровня, словарный запас которых мал по объему: затрудняются в назывании обобщающих слов, антонимов-синонимов. Качество и объем активного словаря у детей этой группы не соответствовали возрастной норме.С целью подтверждения теоретических выкладок были исследованы дошкольники с ОНРIII уровня в МАДОУ №104 «Бэлэкэч», города Набережные Челны. В эксперименте участвовало по 6 дошкольников с ОНРIII уровня экспериментальной и контрольной групп. Объем активного и пассивного словаря у дошкольников экспериментальной и контрольной групп примерно одинаков. Было выявлено преобладание пассивного словаря над активным. Дошкольники с ОНРIII уровняобеих обследуемых групп затруднялись в понимании и воспроизведении малоупотребительной, среднечастотной, обиходной лексики. Отмечено, что объем пассивной и активной лексики у дошкольников с ОНРIII уровнянедостаточен для полноценного общения. Была обнаружена закономерность в понимании и употреблении лексем у дошкольников. Так, дошкольники лучше понимают и употребляют имена существительные, хуже глаголы, еще хуже – прилагательные. Такая закономерность прослеживается и в работах Е.Ф. Архиповой, А.Н. Гвоздева, А.М. Бородич, Е.И. Тихеевой, Д.Б. Эльконина и др., указывающих, что у детей лучше развит номинативный словарь, далее идет словарь действий и только потом – словарь признаков.В соответствии с результатами констатирующего исследования были определены направления формирования лексики у дошкольников с ОНРIII уровня:расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формированием познавательной деятельности (мышления, восприятия, представления, памяти и др.);уточнение значений слов;активизация словаря, перевод слов из пассивного в активный словарь.В соответствии с данными направлениями были подобраны упражнения и задания на развитие пассивного и активного лексического запаса дошкольников ОНРIII уровня экспериментальной группы.По итогам формирующего эксперимента у дошкольников с ОНРIII уровняэкспериментальной и контрольной группы был повторно обследован объем словарного запаса. В процессе обследования было выявлено, что дети ЭГ стали лучше выполнять задание, увереннее, совершали меньше ошибок. Дошкольники ЭГ стали называть слова малочастотной лексики, глаголы передвижения, орудия действия, возвратные глаголы с частицей –ся, признаки предметов, обозначающих форму, цвет, вкус, запах. Задание выполняли медленно, иногда могли самостоятельно исправлять допущенные ошибки. У дошкольников КГ объем пассивного и активного словарного запаса увеличился, но не так значительно, как у дошкольников ЭГ.Однако, не смотря на проведенную коррекционную работу с использованием сюжетно-ролевых игр уровень развития лексического строя у дошкольников с ОНРIII уровня недостаточен для полноценного общения, речевого развития, поэтому начатую работу необходимо продолжать.Таким образом, все поставленные задачи решены, цель работы достигнута.СписоклитературыАлексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб.пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.Алфёрова О.А. Активизация лексического строя речи у детей: новые возможности// Логопед. – 2012. № 2. С. 34- 36Аникеева, Н.П. Воспитание игрой/Н.П. Аникеева. - М.: Просвещение, 1987 – 144с.Арапов М. В. Активный словарь // Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред. В. Н. Ярцевой. — М.: Советская энциклопедия, 1990.Арапов М. В. Пассивный словарь // Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред. В. Н. Ярцевой. — М.: Советская энциклопедия, 1990.Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие для студентов пед. вузов. -- М.: АСТ :Астрель, 2007. - 224 сБалабанова В.М., Лопатина Л.В., Лалаева Р.И., Чистович И.А. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. - С-Пб, Детство-Пресс, 2001. - С. 29-37.Барменкова Т.Д. Характеристика нарушений связного речевого высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи :Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03 : Москва, 1996 177 c. Белякова Л.И., Гаркуша Ю.Ф., Усанова О.Н., Фигедеро Э.Л. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально развитой речью. М., 1991. – 345с.Бородич А.М. Методика развития речи детей: Учеб. пособие для студ. пед. инст-тов по спец-ти «Дошкольная педагогика и психология». - 2-ое изд. - М.: Просвещение, 1981.Венгер, Л.А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка/Л.А. Венгер //Воспитание детей в игре. [Текст] – М.: Просвещение, 1983. – 127 с.Винарская.Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка. – М.: Просвещение, 1987.-57c.Виноградова, Н.А., Позднякова, Н.В. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников. Практическое пособие. [Текст] /Н.А. Виноградова, Н.В. Позднякова.- М.: Айрис Пресс, 2008. -128с.Волкова Л.С., Шаховская С.Н. Логопедия учебник для вузов. - М., 1999г.Волкова С.Н., Пустовалова М.В. Открытое комплексное занятие в подготовительной к школе группе для детей с ОНР по теме: «одежда, обувь,головные убор// Логопед в детском саду. – 2012. -№ 5, с. 42Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. – Т.3. – М., 1983. – 368с.Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Вопросы психологии.-1996. - №6. Гаркуша Ю.Ф; Коржевина В.В; Особенности общения детей дошкольного возраста с недоразвитием речи.//под ред.Ю. Ф. Гаркуши/ Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление. М. Воронеж .-2001, С.84-89Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов. —М.: ACT: Астрель, 2005.Грибова О.Е. Что делать, если ваш ребенок не говорит: Книга для тех, кому это интересно / О.Е. Грибова. – М.: Айрис - пресс, 2004. – 48с.Грибова О.Е., Бессонова Т.П. Дидактический материал по обследованию речи детей. Словарный запас. Методические рекомендации. - М.: АРКТИ, 1999.Гуровец Г.В., Давидович Л.Р., Маевская С.И. Медико-педагогическая характеристика сложных форм речевой патологии.//Изучение и коррекция речевых расстройств.- Л.,1986. – 73-79с.Даниленкова О.Р. Развитие преднамеренного запоминания у детей с нерезко выраженным общим недоразвитием речи// Дефектология. – 2000. - №6.- с. 60Ермолаева, М.Г. Игра в образовательном процессе: Методическое пособие/ М.Г. Ермолаева. – 2-е изд., доп. – СПб.: СПб АППО, 2005. – 128с. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.Жаренкова Г.И. Понимание грамматических отношений детьми с общим недоразвитием речи /Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи. -М.: Просвещение, 1998г.Жукова Н.С. и др. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда. - Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1999.Жукова Н.С. и др. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. - М.: Просвещение, 1973.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников, 2-е изд., М., Просвещение, 1990. Иванкова Р. А. Планирование педагогической работы по формированию сюжетно-ролевой игры у детей раннего и дошкольного возраста // Дошкольное воспитание: Традиции и современность. – М.: Алетейя, 2002. – 318 с.Иванкова Р.А. Творческая игра дошкольников. – М.: Педагогика, 2002. – 187 с.Кайюа, Р. Что такое игра. /Р.Кайюа// Курьер «ЮНЕСКО»- 1980. - № 2, с. 67Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда. – М.: Просвещение, 1985. – 207с.Корнишева О.Ю., Пиотровская Л.А., Лопатина Л.В. Речевая деятельность в норме и патологии. - СПб.: издательство РГПУ им. А. И. Герцена , 1999.Короткова, Н.А., Михайленко, Н. Педагогические принципы организации сюжетно-ролевой игры / Н.А. Короткова, Н.Михайленко //Дошкольное воспитание- 1989- № 4. –С. 34Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи//под ред. Гаркуши Ю.Ф. - М: Ин-т Общегуманитарных исследований/Секачев В.Ю., 2002. – 160с. Кривко-Апинян ,Т.А. Мир игры. [Текст]/Т.А. Кривко-Апинян – М.: Эйдос, 1992. – 160с.Кузнецова Э.В. Лексикология русского языка. – М., 1982.Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). — СПб.: СОЮЗ, 1999Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. – Спб.: Изд-во «СОЮЗ», 2001. Левина, Р.Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи [Текст] / Р.Е. Левина. - М., 1961. - 310 сЛеонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры // Психологическая наука и образование. 1996. № 3.Лурия А.Р. Язык и сознание. – М., 1998.Менджерицкая, Д.Б. Воспитателю о детской игре [Текст] : пособие для воспитателя дет.сада / Т.А. Маркова. – М.: Просвещение, 1982 - 128 с.Методы обследования речи у детей / Под ред. Г.В.Чиркиной, И.Т.Власенко. - М.: РИПКРО, 1996.Микляева Ю.В. Логопедический массаж и гимнастика. Работа над звукопроизношением. – М.: АЙРИС-ПРЕСС., 2010. – 112с.Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. Т.В.Волосовец. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.Основы теории и практики логопедии /Под ред. Р.Е.Левиной. - М.: Просвещение, 1967.Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. Учебно-методическое пособие/ Под общ. Ред. Т.В. Волосовец. – М.: Институт общегуманитарных исследований, В.Секачев, 2002 – 256 с.Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов [Текст]/Л.М.Семенюк, ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. - Москва: Институт практической психологии, 1996. – 304с.Словарь логопеда /Под ред. В.И.Селиверстова. - М.: Просвещение, 1996.Современные проблемы специальной педагогики и специальной психологии: Материалы научно-практических конференций студентов, аспирантов, соискателей и практических работников «Дни науки МГПУ – 2010» - март - апрель 2010 года / сост. Е.В. Ушакова, Ю.А. Покровская. – М.: ГОУ ВПО МГПУ, 2010. – 190 Суслова Э.КВоспитание в игре / сост. А.К.Бондаренко, А.И.Матусик. - М. : Просвещение, 1983. - 192 с. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста: Пособие для воспитателей д/с / Под ред. Ф.А.Сохина. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 1981.Усова А.П. Роль игры в воспитании детей [Текст] / А.П. Усова; ред. А.В. Запорожца. – М. : Просвещение, 1976. – 96 с.Ушакова Т. Н. Принципы развития ранней детской речи // Дефектология. – 2004. - №5. - С. 7-14.Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дидактические материалы для обследования и формирования речи детей дошкольного возраста. – М.: Дрофа, 2009Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т., В.Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. – М., Дрофа, 2009Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец-ти «Педагогика и психология (дошк.)». - М.: Просвещение, 1989.Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи - воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. - М.: Изд-во «Гном и Д», 2000.Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений. – М.: Проф. образование. 1993.-29c.Фомина М.И. Лексика современного русского языка. – М., 1973.Хватцев М.Е. Как предупредить и устранить недостатки речи и голоса у детей. –М.: Владос, 1998Чиркина Г.В. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ. М.: АРКТИ, 2003. – 309с.Шахнарович А.М., Кубрякова К.С. Онтогенез речи и формирование языковой способности человека // Человеческий фактор в языке. – М., 1991.Шаховская С. Н. Развитие словаря в системе работы при общем недоразвитии речи // Психолингвистика и современная логопедия / Под ред. Л. Б. Халиловой. — М.: Экономика, 1997. — С. 240–249.Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И.А.Зимина. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 240с.Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. – Л., 1974.Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.,1989. – с.225.Ядэшко В.И. Развитие речи детей от трех до пяти лет. – М., 1966.Приложение

1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб.пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
2. Алфёрова О.А. Активизация лексического строя речи у детей: новые возможности// Логопед. – 2012. № 2. С. 34- 36
3. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой/Н.П. Аникеева. - М.: Просвещение, 1987 – 144с.
4. Арапов М. В. Активный словарь // Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред. В. Н. Ярцевой. — М.: Советская энциклопедия, 1990.
5. Арапов М. В. Пассивный словарь // Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред. В. Н. Ярцевой. — М.: Советская энциклопедия, 1990.
6. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие для студентов пед. вузов. -- М.: АСТ :Астрель, 2007. - 224 с
7. Балабанова В.М., Лопатина Л.В., Лалаева Р.И., Чистович И.А. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. - С-Пб, Детство-Пресс, 2001. - С. 29-37.
8. Барменкова Т.Д. Характеристика нарушений связного речевого высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи :Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03 : Москва, 1996 177 c.
9. Белякова Л.И., Гаркуша Ю.Ф., Усанова О.Н., Фигедеро Э.Л. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально развитой речью. М., 1991. – 345с.
10. Бородич А.М. Методика развития речи детей: Учеб. пособие для студ. пед. инст-тов по спец-ти «Дошкольная педагогика и психология». - 2-ое изд. - М.: Просвещение, 1981.
11. Венгер, Л.А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка/Л.А. Венгер //Воспитание детей в игре. [Текст] – М.: Просвещение, 1983. – 127 с.
12. Винарская.Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка. – М.: Просвещение, 1987.-57c.
13. Виноградова, Н.А., Позднякова, Н.В. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников. Практическое пособие. [Текст] /Н.А. Виноградова, Н.В. Позднякова.- М.: Айрис Пресс, 2008. -128с.
14. Волкова Л.С., Шаховская С.Н. Логопедия учебник для вузов. - М., 1999г.
15. Волкова С.Н., Пустовалова М.В. Открытое комплексное занятие в подготовительной к школе группе для детей с ОНР по теме: «одежда, обувь, головные убор// Логопед в детском саду. – 2012. -№ 5, с. 42
16.
17. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. – Т.3. – М., 1983. – 368с.
18. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Вопросы психологии.-1996. - №6. Гаркуша Ю.Ф; Коржевина В.В; Особенности общения детей дошкольного возраста с недоразвитием речи.//под ред.Ю. Ф. Гаркуши/ Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление. М. Воронеж .-2001, С.84-89
19. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.
20. Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов. —М.: ACT: Астрель, 2005.
21. Грибова О.Е. Что делать, если ваш ребенок не говорит: Книга для тех, кому это интересно / О.Е. Грибова. – М.: Айрис - пресс, 2004. – 48с.
22. Грибова О.Е., Бессонова Т.П. Дидактический материал по обследованию речи детей. Словарный запас. Методические рекомендации. - М.: АРКТИ, 1999.
23. Гуровец Г.В., Давидович Л.Р., Маевская С.И. Медико-педагогическая характеристика сложных форм речевой патологии.//Изучение и коррекция речевых расстройств.- Л.,1986. – 73-79с.
24. Даниленкова О.Р. Развитие преднамеренного запоминания у детей с нерезко выраженным общим недоразвитием речи// Дефектология. – 2000. - №6.- с. 60
25. Ермолаева, М.Г. Игра в образовательном процессе: Методическое пособие/ М.Г. Ермолаева. – 2-е изд., доп. – СПб.: СПб АППО, 2005. – 128с.
26. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.
27. Жаренкова Г.И. Понимание грамматических отношений детьми с общим недоразвитием речи /Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи. -М.: Просвещение, 1998г.
28. Жукова Н.С. и др. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда. - Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1999.
29. Жукова Н.С. и др. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. - М.: Просвещение, 1973.
30. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников, 2-е изд., М., Просвещение, 1990.
31. Иванкова Р. А. Планирование педагогической работы по формированию сюжетно-ролевой игры у детей раннего и дошкольного возраста // Дошкольное воспитание: Традиции и современность. – М.: Алетейя, 2002. – 318 с.
32. Иванкова Р.А. Творческая игра дошкольников. – М.: Педагогика, 2002. – 187 с.
33. Кайюа, Р. Что такое игра. /Р.Кайюа// Курьер «ЮНЕСКО»- 1980. - № 2, с. 67
34. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда. – М.: Просвещение, 1985. – 207с.
35. Корнишева О.Ю., Пиотровская Л.А., Лопатина Л.В. Речевая деятельность в норме и патологии. - СПб.: издательство РГПУ им. А. И. Герцена , 1999.
36. Короткова, Н.А., Михайленко, Н. Педагогические принципы организации сюжетно-ролевой игры / Н.А. Короткова, Н.Михайленко //Дошкольное воспитание- 1989- № 4. –С. 34
37. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи//под ред. Гаркуши Ю.Ф. - М: Ин-т Общегуманитарных исследований/Секачев В.Ю., 2002. – 160с.
38. Кривко-Апинян ,Т.А. Мир игры. [Текст]/Т.А. Кривко-Апинян – М.: Эйдос, 1992. – 160с.
39. Кузнецова Э.В. Лексикология русского языка. – М., 1982.
40. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). — СПб.: СОЮЗ, 1999
41. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. – Спб.: Изд-во «СОЮЗ», 2001.
42. Левина, Р.Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи [Текст] / Р.Е. Левина. - М., 1961. - 310 с
43. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры // Психологическая наука и образование. 1996. № 3.
44. Лурия А.Р. Язык и сознание. – М., 1998.
45. Менджерицкая, Д.Б. Воспитателю о детской игре [Текст] : пособие для воспитателя дет.сада / Т.А. Маркова. – М.: Просвещение, 1982 - 128 с.
46. Методы обследования речи у детей / Под ред. Г.В.Чиркиной, И.Т.Власенко. - М.: РИПКРО, 1996.
47. Микляева Ю.В. Логопедический массаж и гимнастика. Работа над звукопроизношением. – М.: АЙРИС-ПРЕСС., 2010. – 112с.
48. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. Т.В.Волосовец. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.
49. Основы теории и практики логопедии /Под ред. Р.Е.Левиной. - М.: Просвещение, 1967.
50. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. Учебно-методическое пособие/ Под общ. Ред. Т.В. Волосовец. – М.: Институт общегуманитарных исследований, В.Секачев, 2002 – 256 с.
51. Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов [Текст]/Л.М.Семенюк, ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. - Москва: Институт практической психологии, 1996. – 304с.
52. Словарь логопеда /Под ред. В.И.Селиверстова. - М.: Просвещение, 1996.
53. Современные проблемы специальной педагогики и специальной психологии: Материалы научно-практических конференций студентов, аспирантов, соискателей и практических работников «Дни науки МГПУ – 2010» - март - апрель 2010 года / сост. Е.В. Ушакова, Ю.А. Покровская. – М.: ГОУ ВПО МГПУ, 2010. – 190
54. Суслова Э.КВоспитание в игре / сост. А.К.Бондаренко, А.И.Матусик. - М. : Просвещение, 1983. - 192 с.
55. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста: Пособие для воспитателей д/с / Под ред. Ф.А.Сохина. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 1981.
56. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей [Текст] / А.П. Усова; ред. А.В. Запорожца. – М. : Просвещение, 1976. – 96 с.
57. Ушакова Т. Н. Принципы развития ранней детской речи // Дефектология. – 2004. - №5. - С. 7-14.
58. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дидактические материалы для обследования и формирования речи детей дошкольного возраста. – М.: Дрофа, 2009
59. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т., В.Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. – М., Дрофа, 2009
60. Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец-ти «Педагогика и психология (дошк.)». - М.: Просвещение, 1989.
61. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи - воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. - М.: Изд-во «Гном и Д», 2000.
62. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений. – М.: Проф. образование. 1993.-29c.
63. Фомина М.И. Лексика современного русского языка. – М., 1973.
64. Хватцев М.Е. Как предупредить и устранить недостатки речи и голоса у детей. –М.: Владос, 1998
65. Чиркина Г.В. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ. М.: АРКТИ, 2003. – 309с.
66. Шахнарович А.М., Кубрякова К.С. Онтогенез речи и формирование языковой способности человека // Человеческий фактор в языке. – М., 1991.
67. Шаховская С. Н. Развитие словаря в системе работы при общем недоразвитии речи // Психолингвистика и современная логопедия / Под ред. Л. Б. Халиловой. — М.: Экономика, 1997. — С. 240–249.
68. Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И.А.Зимина. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 240с.
69. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. – Л., 1974.
70. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.,1989. – с.225.
71. Ядэшко В.И. Развитие речи детей от трех до пяти лет. – М., 1966.

Вопрос-ответ:

Какие аспекты игровой деятельности у дошкольников изучаются в статье?

В статье изучаются современные аспекты игровой деятельности у дошкольников.

Какими можно охарактеризовать детей с ОНР III уровня?

Детей с ОНР III уровня можно охарактеризовать психолого-педагогически.

Как развивается словарь у детей с ОНР III уровня в онтогенезе?

Словарь детей с ОНР III уровня развивается в онтогенезе.

Какую роль играет сюжетно-ролевая игра в психическом развитии детей дошкольного возраста?

Сюжетно-ролевая игра играет роль в психическом развитии детей дошкольного возраста.

Что изучается в экспериментальном исследовании в статье?

В экспериментальном исследовании в статье изучается развитие словаря у дошкольников с ОНР III уровня с помощью сюжетно-ролевых игр.

В чем заключается проблема изучения развития словаря у дошкольников с ОНР III уровня в игровой деятельности?

Проблема заключается в том, как можно развивать словарный запас у детей с отклонениями в развитии третьего уровня (ОНР III) в игровой деятельности.

Какие современные аспекты изучаются в игровой деятельности у дошкольников?

Современные аспекты изучаются в игровой деятельности дошкольников, такие как развитие речи, эмоциональной сферы, воображения, внимания, взаимодействие с окружающим миром и социализация.

Какова психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР III уровня?

Дети с отклонениями в развитии третьего уровня (ОНР III) характеризуются задержкой психического развития, отставанием в речевом, когнитивном и социальном развитии, а также нарушениями в эмоционально-личностной сфере.

Как происходит развитие словаря у детей в онтогенезе?

Развитие словаря у детей происходит постепенно в процессе онтогенеза. Вначале дети усваивают основные слова, затем расширяют свой словарный запас с помощью новых слов. Они учатся правильно употреблять слова в предложениях и текстах, понимать и употреблять слова разных частей речи.

Какую роль играет сюжетно-ролевая игра в психическом развитии детей дошкольного возраста?

Сюжетно-ролевая игра играет важную роль в психическом развитии детей дошкольного возраста. Она способствует развитию речи, воображения, коммуникативных навыков, социализации, повышает интерес к обучению и развивает самостоятельность и творческое мышление у детей.

Какие аспекты игровой деятельности у дошкольников изучаются в статье?

В статье изучаются современные аспекты игровой деятельности у дошкольников, а также роль сюжетно-ролевой игры в психическом развитии детей дошкольного возраста.