Особенности внимания у детей со стертой дизартрией

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Логопедия
  • 103 103 страницы
  • 63 + 63 источника
  • Добавлена 22.05.2016
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемы изучения внимания у детей со стертой дизартрией
1.1. Представления о внимании в современной науке
1.2. Развитие внимания у дошкольников
1.3. Особенности внимания детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией
Глава 2.Экспериментальное исследование особенностей внимания у старших дошкольников со стертой дизартрией
2.1. Цели, задачи, организация исследования
2.2. Содержание методики констатирующего эксперимента
2.3. Особенности развития внимания у детей с нормой речевого развития
2.4. Особенности развития внимания у детей со стёртой дизартрией
2.5. Сравнительный анализ уровней сформированности внимания у детей контрольной и экспериментальной групп
2.6. Статистическая обработка и анализ экспериментальных данных
2.7. Методические рекомендации по развитию внимания у детей со стёртой дизартрии
Заключение
Библиографический список
Приложение

Фрагмент для ознакомления

Были подобраны игры и упражнения на развитие продуктивности и устойчивости слухового внимания (2,2 балла по данным экспериментального исследования)Зеваки.Процедура: Дети идут по кругу, друг за другом, держась за руки. По сигналу ведущего («Один свисток») останавливаются, делают четыре хлопка, поворачиваются на 180 градусов и начинают движение в другую сторону.Направление меняется после каждого сигнала.Если ребенок запутался и ошибся, он выходит из игры и садится на стул в комнате. Игра заканчивается, когда в ней остаются 2-3 ребенка. Они объявляются победителями и им все хлопают.Методические указания: развитие распределения внимания происходит в тот момент, когда ребёнок должен по сигналу сделать хлопки и продолжать двигать в другом направлении.Игры и упражнения на развитие сосредоточенности слухового внимания (2,3 балла по данным экспериментального исследования).Слушай сигналОписание игрыДети идут в колонне по одному. Ведущий дает заранее обговоренные сигналы – звуковые (хлопок ладонями). Например: когда ведущий хлопает в ладоши один раз, то дети бегут, когда хлопает два раза – дети садятся, когда три – дети идут.Методические указания: развитие сосредоточенности внимания происходит в тот момент, когда ребёнок по определённому количеству хлопков выполняет определённое действие.«Расставь посты»Цель: развитие навыков волевой регуляции, способности концентрировать внимание на определенном сигнале.Процедура: Дети маршируют под музыку друг за другом. Впереди идет командир, который выбирает направление движения. Как только командир хлопнет в ладоши, идущий последним ребенок должен немедленно остановиться. Все остальные продолжают маршировать и слушать команды. Таким образом, командир расставляет всех детей в задуманном им порядке (в линейку, по кругу, по углам и т. д.). Чтобы слышать команды, дети должны передвигаться бесшумно.Методические указания: развитие распределения внимания происходит в тот момент, когда ребёнок (идущий последним) должен услышать хлопок командира и остановиться.Игры и упражнения на развитие зрительного внимания1) Развитие устойчивости, переключаемости зрительного внимания (1,6 балла по данным экспериментального исследования)Найди фото.Процедура игры. Клоуны сфотографировались, но, когда пришли получать фотокарточки, они оказались перепутанными. Задача: каждому клоуну разыскать свое фото. На фланелеграфе располагаются фотокарточки клоунов с разной мимикой. Ребенок получает оригинал (лист с изображением лица клоуна) и должен найти его аналог среди фотокарточек. Затем к поиску приступает следующий участник игры, и так до тех пор, пока не найдут все фотокарточки.Методические указание: развитие устойчивости и переключаемости внимания происходит в тот момент, когда ребёнок получает оригинал (лист с изображением лица клоуна) и должен найти его аналог среди фотокарточек.Все к своим флажкам!Дети образуют небольшие кружки (по 3-5 человек). В центре каждого кружка находится цветной флажок (желтый, красный, синий). По первому сигналу взрослого дети разбегаются по всему залу. По второму сигналу останавливаются, приседают и закрывают глаза, а взрослый меняет флажки местами. На сигнал (два свистка) дети открывают глаза и бегут к флажкам своего цвета и вновь образуют круг.Побеждает та группа, которая собралась в круг первой.Методические указание: развитие переключаемости внимания происходит в тот момент, когда ребёнок должен решить к какому флажку он должен подбежать.«Пуговица»Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле- это квадрат, разделённый на клетки. Начинающий игру выставляет на своём поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После чего первый игрок закрывает листком бумаги свое игровое поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц. Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем игра становится сложнее.2) Развитие концентрации зрительного внимания (2,0 балла по данным экспериментального исследования)ПутаницаОписание игрыДети встают вкруг и берутся за руки. Водящий отворачивается, и игроки начинают запутываться, перелезая, как только можно, друг через друга. Затем водящий должен распутать этот клубок, не размыкая круг.Методические указания: развитие концентрации внимания происходит в тот момент, когда ребёнок должен распутать клубок, не размыкая круга.ПовториПроцедура: Все участники игры вместе с ведущим становятся в круг. Ведущий говорит, что он будет показывать разные движения (физкультурные, танцевальные, шуточные), а играющие должны их повторять. Кто ошибется, выходит на середину круга и выполняет какое-нибудь задание участников игры, например, улыбнуться, попрыгать на одной ноге и т.д. Методические указания: развитие концентрации внимания происходит в тот момент, когда ребёнок повторяет движения.У кого большеПроцедура: По всему залу разложены разные предметы (кегли, кубики, мячи, обручи). Дети бегают врассыпную по залу, не задевая предметы и не наталкиваясь друг на друга. По сигналу учителя быстро собирают нужные предметы. Выигрывает тот, кто собрал больше предметов. Методические указания: развитие концентрации внимания происходит в тот момент, когда ребёнок по сигналу меняет выполняемые действия.Вариант 1. Собрать как можно больше любых предметов. Вариант 2. Собрать как можно больше кубиков любого цвета. Вариант 3. Собрать как можно больше кубиков одного цвета. Вариант 4. Собрать как можно больше кубиков (тройками, парами, по цвету). Зеркальное отображениеОписание игрыВедущий встает лицом к игрокам и делает разные движения. А дети должны повторять, как в зеркале, все его движения. Кто допустил ошибку, выбывает из игры. Побеждает тот, кто ни разу не ошибся.Методические указания: развитие концентрации внимания происходит в тот момент, когда ребёнок должен повторять все движения за ведущим.3) Развитие объема зрительного внимания (2,3 балла по данным экспериментального исследования)Кто за кем?Цель – развивать активное внимание.Процедура игры. Дети делятся на 2 команды по 5-6 человек и становятся в 2 шеренги. Один из каждой команды – водящий – стоит спиной ко всем; остальные в это время перестраиваются. Ведущий подает сигнал, и водящий, быстро повернувшись лицом к шеренге, старается запомнить, кто за кем стоит. По новому сигналу через пять-десять секунд водящий, отвернувшись, должен сказать, в каком порядке стоят его товарищи. Затем водящий становится в шеренгу, а его место занимает другой ребенок, и так пока все из команды не побывают водящими. Методические указания: развитие объема внимания происходит в тот момент, когда ребёнок старается запомнить, кто, где стоял и за кем. Также в этой игре можно повысить уровень развития объема внимание тем, что увеличить количества игроков, меняющихся местами.Броуновское движениеПроцедура: Все дети встают в круг. Ведущий один за другим вкатывает в центр круга теннисные мячики. Детям сообщаются правила игры: мячи не должны останавливаться и выкатываться за пределы круга, их можно толкать ногой или рукой. Если участники успешно выполняют правила игры, ведущий вкатывает дополнительное количество мячей. Смысл игры — установить командный рекорд по количеству мячей в круге.Методические указания: развитие объема внимания происходит в тот момент, когда ребёнок старается выполнять правила игры, и реагировать на все мячи, которые вкатывает в круг ведущий.Найди свой кубикПроцедура: На полу разложено несколько обручей (7-12). В каждом обруче стоит ребёнок и лежит один кубик. По команде учителя дети разбегаются по всему залу. По сигналу «хлопок» быстро останавливаются и закрывают глаза. Воспитатель в это время меняет кубики местами. По сигналу «два хлопка» дети открывают глаза и каждый должен добежать до обруча, где лежит его кубик, впрыгнуть в него, пролезть через него и поднять обруч вверх. Выигрывает тот, кто первым правильно выполнит задание. Методические указания: развитие объёма и распределения внимания происходит в тот момент, когда ребёнок выполняет определённые действия по сигналу.Таким образом, в работе с детьми мы опирались на игровые способы психокоррекции, описанные в теориях игры Д.Б. Эльконина [63, 64] и др. Известно, что развитие, изменение всех психических процессов происходит, прежде всего, в деятельности. У старших дошкольников основная деятельность – это игра. Поэтому игра является ведущим средством коррекции отставания в развитии у детей с нарушением речи.Помимо развития внимания параллельно ведётся работа с детьми, направленная на преодоление отставания в развитии и разрешении эмоционально-личностных проблем.Цель: подбор комплексов подвижных игр по развитию внимания и рекомендация по их применению.Принципы обучения: практическая направленность и активная вовлеченность; целостность познавательной, эмоциональной и поведенческой сфер; гибкость (учет индивидуальных особенностей и потребностей участников).Задачи по развитию внимания:Развитие слухового, сенсорного, моторно-двигательного внимания; Развитие активного внимания; Развитие основных характеристик внимания (устойчивость, переключаемость, распределяемость, концентрация и объем); Развитие мелкой моторики руки; Развитие скорости реакции; Развитие координации; Развитие наблюдательности; Развитие выдержки.Формы работы: дидактические игры и упражнения, подвижные игры.Коррекционная работа по развитию внимания при помощи комплекса подвижных игр проводится в двух направлениях:- развитие слухового внимания- развитие зрительного вниманияЗаключениеВнимание является важнейшей психической функцией человека. Полноценное внимание необходимо для успешного развития речи ребенка. В дошкольном возрасте внимание играет большую роль в формировании и развитии всех компонентов речевой деятельности: фонетики, фонематики, лексики, грамматики. В настоящее время, стертая дизартрия рассматривается как следствие минимальной мозговой дисфункции, при которой, наряду с нарушением звукопроизносительной стороны речи, наблюдаются нерезко выраженные нарушения вниманияР.И. Мартынова отмечает, что у дошкольников со стертой дизартрией имеет место ослабление отдельных компонентов психики: внимания и памяти ребенка, что отрицательно отражается на успехах по устранению речевого дефекта. Исследования Л.А.Рожковой также показывают, что нарушения зрительного внимания, как и речевое нарушение, являются следствием морфофункциональной недостаточности головного мозга, обусловленной воздействием различных отрицательных факторов в период перинатального или раннего развития.Именно поэтому ранняя диагностика и изучение психолого-педагогических условий развития внимания у детей 5 – 6 лет и особенно детей имеющих нарушение речи, является наиболее значимой для профилактики последующих нарушений в процессе обучения детей в системе образования и нивелированию данного нарушения.Цель данной работы – изучить особенности развития внимания у детей со стертой дизартрией. В исследовании участвовали 20 детей со стертой дизартрией и 20 дошкольников с нормальным речевым развитием. Возраст детей 6 лет. Для исследования зрительного внимания были использованы задания на исследование зрительного и слухового внимания.Полученные результаты исследования зрительного внимания позволяют сделать вывод, что дошкольники со стёртой дизартрией имеют невысокий уровень развития зрительного внимания. Дошкольники с трудом справлялись, и не всегда отражали закономерность заданий, не старались выполнить задания, выполняли их неохотно. Дошкольники контрольной группы показали более высокие результаты. При выполнении данного задания у детей контрольной группы наблюдалось отсутствие отвлечений, задания выполняли заинтересовано. Полученные результаты позволяют условно выделить 5 групп детей в зависимости от степени сформированности зрительного вниманияНа основе полученных результатов констатирующего эксперимента мы определили, что у детей устойчивость и переключение внимания находятся на низком уровне. Дети плохо умеют отличать рисунки друг от друга. Кроме того, обращает на себя внимание то, что не все могут обнаружить на картинках недостающую деталь, что также свидетельствует о недостаточном развитии зрительного внимания.В результате исследования зрительного восприятия мы сделали вывод, что для детей с речевыми нарушениями характерна низкая степень развития зрительного внимания. У дошкольников со стёртой дизартрией работоспособность и неустойчивость внимания у всех проявляются по-разному. У одних дошкольников более высокая концентрация внимания и наиболее высокая работоспособность отмечаются в начале выполнения задания, а по мере продолжения работы эти факторы снижаются. Другие дошкольники сосредотачиваются, когда приступают к выполнению задания, а для третьих характерно периодическое колебание зрительного внимания. Для данной категории детей оказалось типично: среднепродуктивное и неустойчивое внимание; низкое переключение и распределение; и соответственно низкий объем внимания.У большинства дошкольников со стёртой дизартрией зрительное внимание неустойчивое – быстро фиксируется на предмет и быстро переключается. Можно предположить, что такие дети способны к усвоению только малого объёма информации.Нами было отмечено, что в экспериментальной группе есть дошкольники с пассивным вниманием. Эти дети медленно сосредотачиваются и так же медленно переключаются на другую работу. Можно предположить, что эти дети склонны к стереотипным действиям.Таким образом, большинство детей со стёртой дизартрией находятся на уровне ниже среднего. У многих детей экспериментальной группы на фоне достаточно высокой работоспособности переключение внимания, объём и устойчивость внимания находятся на более низком уровне.После того, как нами были определены результаты по зрительному вниманию, мы приступили к исследованию слухового внимания. Полученные результаты указывают на необходимость целенаправленной коррекционной работы по развитию слухового внимания.При выполнении заданий на исследование слухового внимания особую сложность для дошкольников контрольной и экспериментальной групп составила возможность повтора ритма. Эти характеристики говорят о том, что у группы испытуемых плохо развита способность к переключению слухового внимания. Таким образом, отметим что в целом для экспериментальной группы испытуемых характерны: низкая работоспособность, быстрая истощаемость, раздражительность и повышенная возбудимость. Им быстро надоедало выполнение одного и того же вида деятельности.Подводя итог исследования, можно отметить, что для детей со стертой дизартрией характерна низкая степень сформированности зрительного и слухового внимания. А показатели устойчивости и переключаемости внимания находятся на уровне ниже среднего Проверка результатов с помощью t - критерия Стьюдента показала, что средние арифметические значения различаются статистически значимо (достоверно) на уровне 0,05 и 0,01. Это позволяет сделать заключение, что имеются статистически достоверные различия уровней сформированности как зрительного, так и слухового внимания детей контрольной и экспериментальной групп.В целом для детей с нормальным речевым развитием характерны высокие показатели зрительного и слухового внимания. В то же время, приходится обратить внимание на то, что в этом возрасте недоразвитие показывает лишь переключаемость внимания. При этом, негативные тенденции характерны как для зрительного, так и для слухового внимания. Для детей со стертой дизартрией характерна низкая степень сформированности зрительного и слухового внимания. А показатели устойчивости и переключаемости внимания находятся на уровне ниже среднего.С детьми должна быть организована коррекционная работа. Кроме того, исследование детей с использованием различных видов заданий дало нам возможность установить, в каких видах внимания у каждого ребенка отмечаются наибольшие затруднения и на какие виды можно опираться в процессе коррекционного обучения.Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены.Библиографический списокАндреев, О.А. Техника развития внимания. [Текст] – М.: Прогресс, 2001 – 194 сАндреев, О. А., Хромов Л.Н. Учитесь быть внимательными. [Текст] - М., 1996. – 99 с.Архипова, Е.Ф. Стёртая дизартрия у детей. [Текст] – М.: АСТ: Атрель, 2007. – 331 с.Бельтюков, В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии) [Текст] – М., 1977. – 176 с.Богословский, В.В., Ковалев А.Г., Степанова А.А. Общая психология. [Текст] - М.: Просвещение, 1981. – 351 с.Венгер, Л, Мухина В.С. Развитие внимания, памяти и воображения в дошкольном возрасте[Текст] / Дошкольное воспитание. 1974. № 12. – С.12-16Веккер,Л.М.Психика и реальность. Единая теория психических процессов. – М., Смысл, 1998.[Электронный ресурс], режим доступаhttp://psyoffice.ru/2367-9-vekkl01-index.htmlВинарская,Е.Н.Дизартрия. [Текст] - М.: АСТ, 2006. — 141 с. Винарская, Е.Н., Пулатов А.М. Дизартрия и ее диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга.[Текст] - Ташкент, 1989Волкова, Г.А. Методика психолого-педагогического обследования детей с нарушением речи. Вопросы дифференциальной диагностики[Текст] – СПб, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004 — 144 с.Выготский, Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте//Хрестоматия по вниманию/[Текст]Под ред. А.Н.Леонтьева, А.А.Пузырея, В.Я. Романова. - М., 1976. - С. 184-219Гальперин, П.Я. Введение в психологию. [Текст]– М.: Издательство МГУ, 1976 – 289 с.Гаркуша,Ю.Ф. Опыт развития внимания у детей с дизартрией.[Текст] //Дефектология. - М., 1983.- № 4. – С. 16-22Гоноболин,Ф.Н. Психология.[Текст] –М.: Просвещение, 1973. – 240 с.Григорьева, Л.П. Психофизиология развития внимания у детей в норме и со сложными сенсорными нарушениями[Текст] // Дефектология. – 2002. - № 1. – С.3-14Гуровец, Г.В. Клинико-педагогическая характеристика детейстрадающих стёртой формой дизартрии и ринофонией, и методы коррекционного воздействия // Преодоление речевых нарушений у детей и взрослых [Текст]/ Г.В. Гуровец, С.И. Маевская // Под ред. В.И. Селиверстова и С.Н. Шаховской. – М., 1985. – С. 103 – 114Гуровец, Г.В., Маевская С.И. К генезису фонетико-фонематических расстройств. // Обучение и воспитание детей с нарушениями речи[Текст]/Под ред. В.И. Селивёрстова и др. – М., 1982. – 176 с.Добрынин,Н.Ф. О селективности и динамике внимания.[Текст] // Вопросы психологии. - 1975. - №2. - С. 68 - 80Добрынин,Н.Ф. Внимание. В кн.: Общая психология[Текст] / Под ред. А.В. Петровского. - М.: Просвещение, 1977. - 187 с.Добрынин, Н. Ф. Деятельность и внимание // Проблемы деятельности в советской психологии[Текст]. Тезисы докл. к 5-му Всесоюзному съезду общества психологов. Ч. 1. М., 1977. – С. 93 – 137Добрынин, Н.Ф. О селективности и динамике внимания[Текст] // Вопросы психологии. 1975 . № 2. - С. 68-80Дормашев, Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания.[Текст] - М.: Тривола, 1999. – 347 с.Дубровинская, Н.В. Некоторые характеристики внимания в онтогенезе [Текст]/Психологический журнал. - 1982. - Т.З. - №5. - С. 54-65Ендовицкая, Т.В. и др. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов[Текст]. – 1964. – 352 с. Жукова,Н. С., Мастюкова, Е. М., Филичева ,Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников[Текст]. - М.: Просвещение, 2009. - 205 с.Забрамная, С.Д., Боровик, О.В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей[Текст]. – СПб.: ВЛАДОС, 2008. – 115 с.Карелина, И.Б. Дифференциальная диагностика стёртых форм дизартрии и сложной дислалии[Текст] // Дефектология, № 5, 1996. – С. 10 – 14.Киселева, В.А. Комплексное исследование детей со стертой дизартрией [Текст]/ Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2006. - № 3. - С.39-50Козырева, Л. М. Как стать внимательным.[Текст] – Ярославль: Академия развития, 2002. – 36 с.Коноваленко, В.В. и Коноваленко, С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.[Текст] – М.: Гном, 2013. - 48 с.Крутецкий, В.А Психология обучения и воспитания школьников.[Текст] – М.: Просвещение, 1976 – 346 с.Левина, Р.Е. Предмет логопедии.[Текст] Основы теории и практики логопедии. - М., 1968. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии [Текст] - М.: Наука, 1984. — 444 с.Лопатина, Л.В. Схема обследования ребёнка с фонетико-фонематическим нарушением (дислалия, стёртая дизартрия, ринолалия). // Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения[Текст]: Сб. методических рекомендаций. – СПб., 2000. – 232 с.Лопатина, Л.В. Характеристика и структура речевого дефекта у дошкольников со стёртой дизартрией. Особенности механизмов, структуры нарушений и их коррекции у детей с интеллектуальной, сенсорной и двигательной недостаточностью. [Текст] – СПб, 1996. – 176 с.Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии.[Текст] – М.: Академия, 2003. – 384 с.Мартынова, Р.И, Мелихова И.В. Расстройство речи и методы устранения[Текст]. // Дефектология. – М.: Просвещение, 1975. – № 5. – С. 12 - 15Мастюкова, Е.М., Ипполитова, М.В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом.[Текст] - М., 1985. – 170 с.Московкина, А.Г., Анисимова, И.В. Как помочь ребёнку с нарушениями внимания[Текст] // Дефектология. - 2000. - № 1. - С. 61-63Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество.[Текст] – М.: Академия, 2003. – 456 с.Немов,Р.С. Психология: В 3 кн.: Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика.[Текст] – М.: ВЛАДОС, 1995. – 512 с.Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе[Текст]. - М.: ТЦ «Сфера», 1996 – 240 с.Осипова, А.А., Малашинская, Л.И. Диагностика и коррекция внимания. [Текст] - М.: ТЦ Сфера, 2001. – 104 с.Панченко,И.И., Щербакова, Л.А. Основные формы дизартрических нарушений речи и дифференцированные пути коррекционного воздействия[Текст] / Логопедия. Методическое наследие // Под ред. Л.С.Волковой. – М., 2003. – С. 119 – 131Парамонова,Л.Г. Логопедия для всех.[Текст] - М.: АСТ, 2002. – 333 с.Рожкова, Л.А. Особенности зрительного внимания детей с различной речевой патологией.[Текст] - М., 2000Рубинштейн,С. Л. Основы общей психологии[Текст] – СПб.: Питер, 2000 - 712 с.Семёнова, К.А., Мастюкова, Е.М., Смуглин,М.Я. Клинические симптомы дизартрий и общие принципы речевой терапии[Текст] / Логопедия. Методическое наследие // Под ред. Л.С.Волковой. – М., 2003. – С. 103 – 119Соботович,Е.Ф. Недостатки звукопроизношения у детей дошкольного возраста и методы их преодоления // Педагогические пути устранения речевых нарушений у детей.[Текст] – СПб., 1981. – С. 59 – 96Сорочинская, Т.В. Оптимизация логопедической работы по формированию фонетической и просодической стороны речи у детей дошкольного возраста со стёртой формой дизартрии[Текст]. – Томск, 2013. – 40 с Столяренко, Л.Д. Основы психологии.[Текст] – Ростов/Д., Феникс, 2004. – 671 с.Страхов, И.В. Психология характера.[Текст] – Саратов: СГПИ, 1970 – 215 с.Тихомирова, Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников.[Текст] - Ярославль: Академия развития, 1999. – 256 с.Токарева, О.А. Дизартрия / Расстройства речи у детей и подростков //[Текст] Под.ред. С.С. Ляпидевского. – М., 1969.Ушинский,К. Д. Избр. пед. соч.: В 2 т. Т. 2.[Текст] - М.: Учпедгиз, 1954 – 372 с.Филичева, Т.Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.[Текст] Программно-методические рекомендации - М.: Дрофа, 2009. - 189 с.Цветкова, Л.С. Методики нейропсихологической диагностики детей.[Текст] – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 96 с.Черемошкина,Л.В. Развитие внимания детей[Текст] – Ярославль: Академия развития, 1996. – 240 с.Чиркина, Г.В. Основы логопедической работы с детьми[Текст]– М.: АРКТИ, – 240 с.Чупров,Л.Ф. Особенности внимания и познавательной деятельности дошкольников[Текст]// Дефектология, №6, 1987.Швачкин, Н.Х.Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. Учебное пособие[Текст]/ Составление К.Ф. Седова - М.: Лабиринт, 2004. – 330 с Эльконин, Д.Б. Детская психология (Развитие ребенка от рождения до 7 лет)[Текст] – М.: Учпедгиз, 1960. – 342 с.Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Под редакцией В. В. Давыдова, В. П. Зинченко – М., 1989. – 560 с.[Электронный ресурс], режим доступа:http://psychlib.ru/mgppu/eit/eit-001-.htmПриложение 1Наглядный материал к методике № 1 Исследование объема внимания «Что забыл нарисовать художник?»Рис. 1Приложение 2Наглядный материал к методике № 2 Исследование устойчивости, переключаемости внимания «Чем отличаются картинки?»Рис. 2Приложение 3Наглядный материал к методике № 3 Исследование способности к концентрации внимания «Что тут не дорисовано?»Рис. 1Рис. 2Рис. 3 Рис. 4Рис.5Приложение 4Протокол № Имя ребенка:Возраст: Речевой статус: 1. Методики исследования слухового внимания№ЗаданиеВыполнениеБалл1Исследование продуктивности и устойчивости вниманияПрослушать серию ритмов: «Скажи, по сколько раз я стучала».Ритмы:///, // / //, / // /, // // /, // / // /.2Исследование способности к переключению слухового внимания.Задание 1: «ритмы». Прослушать серию ритмов: «Скажи, по сколько раз я стучала». Ритмы: ///, // / //, / // /, /// // /, // / // /.Задание 2: - выполнение по образцу (постукивание пальцем или карандашом).Ритмы: / //, ///, / / /, // // /, // /, / ///, // /// //, / /// /.3Исследование способности к сосредоточению вниманияОпределить, какой звук слышится из-за ширмы.Средний балл: 2. Методики исследования зрительного внимания№ЗаданиеВыполнениеБалл1Исследование объема внимания «Что забыл нарисовать художник?»2Исследование устойчивости, переключаемости внимания «Чем отличаются картинки?»3Исследование способности к концентрации внимания «Что тут не дорисовано?»Средний балл: Приложение5Таблица 1Особенности зрительного внимания у детей контрольной группы №п/пИмя ребёнкаИсследованиеСтепень сформи-рован-ностиобъема зрительного вниманияустойчивости, переключаемости зрительного вниманияконцентрации зрительного вниманияАлиса А.4243,3Егор М.4243,3Сева Р.4243,3Полина З.4343,7Стас Б.3232,7Вика Б.4444Алена Г.3232,7Таня К.4343,7Саша Г.3232,7Сережа А.4343,7Гриша А.4233Миша А.4343,7Игорь Ш.3232,7Дима З.4343,7Алла М.4343,7Полина Р.4343,7Маша Ц.4343,7Вадим С.4343,7Даша Н.4343,7Ира С.4343,7Уровень сформирован-ности3,82,7 3,83,4Рисунок 1Успешность выполнения заданий детьми контрольной группыПримечание: 1-Исследование объема зрительного внимания, 2-Исследование устойчивости, переключаемости зрительного внимания. 3- Исследование концентрации зрительного вниманияТаблица 2Сравнительный анализ ошибок, допущенных детьми контрольной группы при выполнении заданий на исследование зрительного вниманияМетодикаТип ошибокКол-во1)Исследование объема зрительного вниманияНе назвали 1-2 предмета, но исправил ошибку по ходу работы42)Исследование устойчивости, переключаемости, зрительного вниманияОбнаружили семь отличий (после окончания работы с подсказкой)11Нашли 5-6 отличий с подсказкой после окончания работы.83) Исследование концентрации зрительного вниманияНе нарисована ножка у дивана (исправлена ошибка по ходу работы)4Не нарисовано ухо у ослика (исправлена ошибка по ходу работы)1Таблица 3Особенности слухового внимания у детей контрольной группы№п/пИсследованиеСтепеньсформирован-ностиИмя ребёнкапродуктивности и устойчивости слухового вниманияспособности к переключению слухового вниманиясосредоточения слухового вниманияАлиса А.3343,3Егор М.3343,3Сева Р.3243Полина З.4343,7Стас Б.2242,7Вика Б.4444Алена Г.2242,7Таня К.4444Саша Г.3243Сережа А.4444Гриша А.3243Миша А.3343,3Игорь Ш.3243Дима З.3343,3Алла М.3343,3Полина Р.3343.3Маша Ц.3243Вадим С.3343,3Даша Н.3343,3Ира С.3243Уровень сформирован-ности3,12,84,03, 3Рисунок 2Успешность выполнения заданий детьми контрольной группыПримечание: 1 - Исследование продуктивности и устойчивости слухового внимания. 2 - Исследование способности к переключению слухового внимания. 3 - Исследование сосредоточения слухового вниманияТаблица 4Количественный анализ ошибок, допущенных детьми при выполнении заданий на исследование слухового вниманияМетодикаТип ошибокКол-воИсследование продуктивности и устойчивости вниманиянеправильно озвучивали количество прослушанных ударов)9неправильно подсчитано количество ударов в последней серии7Исследование способности к переключению слухового вниманиятри простукивания заменяли на два8пытались считать и проговаривать количество ударов3один стук заменяли на два6Рисунок 3Сформированность внимания у детей с нормальным речевым развитиемПримечание: 1 – Исследование зрительного внимания. 2 – Исследование слухового вниманияТаблица 5Особенности зрительного внимания у детей экспериментальной группы №п/пИмя ребёнкаИсследованиеСтепень сформированностиобъема зрительного вниманияустойчивости, переключаемости зрительного вниманияконцентрации зрительного вниманияМиша А.2211.7Кирилл С.2121.7Лена Ш.3232,7Соня И.3232.7Саша Р.3222.3Света С.2121.7Ира Г.3222.3Саша А.1111Игорь М.2222Настя В.3333Гриша Ф.1111Дима Б.2121.7Сережа В.3232.7Вика С.2222Филипп К.3122Надя Ш.3333Алина К.3122Семен Р.1111Рома И.2121.7Никита С.2121.7Уровень сформирован-ности2,31,62,02Рисунок 4Успешность выполнения заданий детьми экспериментальной группыПримечание: 1-Исследование объема зрительного внимания, 2-Исследование устойчивости, переключаемости зрительного внимания. 3- Исследование концентрации зрительного вниманияТаблица 6Сравнительный анализ ошибок, допущенных детьми экспериментальной группы при выполнении заданий на исследование зрительного вниманияМетодикаТип ошибокКол-во1) Исследование объема зрительного вниманияНе назвали 1-2 предм., (исправили ошибку по ходу работы)9Не назвали 1-2 предм., (исправил ошибку после окончания работы)8Не назвали более двух предметов32) Исследование устойчивости, переключаемости зрительного вниманияОбнаружили семь отличий (после окончания работы с подсказкой)2Не назвали размер домов, не увидели кувшинок и птиц10Не обратили внимания на козу и собаку 83) Исследование концентрации зрительного вниманияНе увидели, что не нарисована ножка у дивана (исправлена ошибка по ходу работы)7Не увидели, что нет колеса у велосипеда1Не увидели недостаток зубьев у расчёски5Не заметили, что нет рукава2Не заметили, что нет уха у ослика5Таблица 7 Особенности слухового внимания у детей экспериментальной группы №п/пИмя ребёнкаИсследованиеСтепеньсформиро-ванностипродуктивности и устойчивости слухового внимания способности к переключению слухового вниманиясосредоточения слухового вниманияМиша А.2132Кирилл С.2121.7Лена Ш.3232,7Соня И.3132.3Саша Р.2121,7Света С.2121.7Ира Г.2121,7Саша А.2021,3Игорь М.2121,7Настя В.3232,7Гриша Ф.1021Дима Б.2121.7Сережа В.3232.7Вика С.2121,7Филипп К.2121,7Надя Ш.3232,7Алина К.2121,7Семен Р.1021Рома И.2121.7Никита С.2121.7Уровень сформирован-ности2,21,12,31,8Рисунок 5Успешность выполнения заданий детьми экспериментальной группыПримечание: 1 - Исследование продуктивности и устойчивости слухового внимания. 2 - Исследование способности к переключению слухового внимания. 3 - Исследование сосредоточения слухового вниманияТаблица 8Выполнение заданий на исследование слухового вниманияМетодикаТип ошибокКол-воИсследование продуктивности и устойчивости вниманиянеправильно озвучивали количество прослушанных ударов)2неправильно подсчитано количество ударов в последней серии7три ритма заменяли на два, 4один ритм заменяли на два2два ритма заменяли на один или на три1не смогли назвать правильно ритмы, в которых один удар находился на первом месте5Исследование способности к переключению слухового вниманияне смогли простукать все ритмы 3три простукивания заменяли на два6два простукивания заменяли на три5пытались считать и проговаривать количество ударов8один стук заменяли на два6вместо чередования повторяющихся ударов – один и тот же размер2Исследование способности к сосредоточению слухового вниманиястук карандаша по столу, 5звук открывающихся и закрывающихся ножниц.9шум сминаемой бумаги6Рисунок 6Сформированность внимания у детей со стёртой дизартриейТаблица 9Результаты исследования зрительного вниманияЗаданиеЭкспериментальная группаКонтрольная группаКоличество детей, набравших соответствующее число баллов43210 43210 Исследование объема зрительного внимания09830164000Исследование устойчивости, переключаемости зрительного внимания028100111800Исследование концентрации зрительного внимания051140155000Рисунок 7Распределение детей контрольной и экспериментальной групп на подгруппы в зависимости от степеней сформированности зрительного внимания Примечание: 1- высокая степень. 2 – степень выше средней. 3 – средняя степень. 4 – степень ниже средней. 5 – низкая степень. 6 – неудовлетворительная степень.Рисунок 8Уровни сформированности зрительного внимания детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией и детей с нормальным речевым развитиемТаблица 10Результаты исследования слухового вниманияЗаданиеЭкспериментальная группаКонтрольная группаКоличество детей, набравших соответствующее число баллов43210 43210 Исследование продуктивности и устойчивости слухового внимания051320414200Исследование способности к переключению слухового внимания00413339800Исследование сосредоточения слухового внимания061400200000Рисунок 9Распределение детей контрольной и экспериментальной групп на подгруппы в зависимости от степени сформированности слухового вниманияРисунок 10Уровни сформированности слухового внимания детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией и детей с нормальным речевым развитиемПриложение 6Таблица 1Сравнение выборки детей со стёртой дизартрией и их сверстников с нормальным речевым развитием. Исследование объема зрительного внимания№ВыборкиОтклонения от среднегоКвадраты отклоненийВ.1В.2В.1 В.2В.1В.212 4 -0.3 0.16 0.09 0.0256 22 4 -0.3 0.16 0.09 0.0256 33 4 0.7 0.16 0.49 0.0256 43 4 0.7 0.16 0.49 0.0256 53 4 0.7 0.16 0.49 0.0256 62 4 -0.3 0.16 0.09 0.0256 73 4 0.7 0.16 0.49 0.0256 81 4 -1.3 0.16 1.69 0.0256 92 4 -0.3 0.16 0.09 0.0256 103 4 0.7 0.16 0.49 0.0256 111 4 -1.3 0.16 1.69 0.0256 122 4 -0.3 0.16 0.09 0.0256 133 4 0.7 0.16 0.49 0.0256 142 4 -0.3 0.16 0.09 0.0256 153 4 0.7 0.16 0.49 0.0256 163 4 0.7 0.16 0.49 0.0256 173 3 0.7 -0.84 0.49 0.7056 181 3 -1.3 -0.84 1.69 0.7056 192 3 -0.3 -0.84 0.09 0.7056 202  -0.3  0.09  Суммы:467300.0410.22.5264Среднее:2.33.84    Результат: tЭмп = 8.2Критические значенияtКрp≤0.05p≤0.012.032.72Полученное эмпирическое значение t (8.2) находится в зоне значимостиТаблица 10Сравнение выборки детей со стёртой дизартрией и их сверстников с нормальным речевым развитием. Исследование устойчивости, переключаемости зрительного внимания№ВыборкиОтклонения от среднегоКвадраты отклоненийВ.1В.2В.1 В.2В.1В.212 2 0.4 -0.67 0.16 0.4489 21 2 -0.6 -0.67 0.36 0.4489 32 2 0.4 -0.67 0.16 0.4489 42 3 0.4 0.33 0.16 0.1089 52 2 0.4 -0.67 0.16 0.4489 61 4 -0.6 1.33 0.36 1.7689 72 2 0.4 -0.67 0.16 0.4489 81 3 -0.6 0.33 0.36 0.1089 92 2 0.4 -0.67 0.16 0.4489 103 3 1.4 0.33 1.96 0.1089 111 2 -0.6 -0.67 0.36 0.4489 121 3 -0.6 0.33 0.36 0.1089 132 2 0.4 -0.67 0.16 0.4489 142 3 0.4 0.33 0.16 0.1089 151 3 -0.6 0.33 0.36 0.1089 163 3 1.4 0.33 1.96 0.1089 171 3 -0.6 0.33 0.36 0.1089 181 3 -0.6 0.33 0.36 0.1089 191 3 -0.6 0.33 0.36 0.1089 201 3 -0.6 0.33 0.36 0.1089 21 3  0.33  0.1089 Суммы:3256-0-0.078.86.6669Среднее:1.62.67    Результат: tЭмп = 5.4Критические значенияtКрp≤0.05p≤0.012.022.71Полученное эмпирическое значение t (5.4) находится в зоне значимости.Таблица 11Сравнение выборки детей со стёртой дизартрией и их сверстников с нормальным речевым развитием. Исследование концентрации зрительного внимания№ВыборкиОтклонения от среднегоКвадраты отклоненийВ.1В.2В.1 В.2В.1В.211 4 -1.05 0.25 1.1025 0.0625 22 4 -0.05 0.25 0.0025 0.0625 33 4 0.95 0.25 0.9025 0.0625 43 4 0.95 0.25 0.9025 0.0625 52 3 -0.05 -0.75 0.0025 0.5625 62 4 -0.05 0.25 0.0025 0.0625 72 3 -0.05 -0.75 0.0025 0.5625 81 4 -1.05 0.25 1.1025 0.0625 92 3 -0.05 -0.75 0.0025 0.5625 103 4 0.95 0.25 0.9025 0.0625 111 3 -1.05 -0.75 1.1025 0.5625 122 4 -0.05 0.25 0.0025 0.0625 133 3 0.95 -0.75 0.9025 0.5625 142 4 -0.05 0.25 0.0025 0.0625 152 4 -0.05 0.25 0.0025 0.0625 163 4 0.95 0.25 0.9025 0.0625 172 4 -0.05 0.25 0.0025 0.0625 181 4 -1.05 0.25 1.1025 0.0625 192 4 -0.05 0.25 0.0025 0.0625 202 4 -0.05 0.25 0.0025 0.0625 Суммы:4175008.953.75Среднее:2.053.75    Результат: tЭмп = 9.4Критические значенияtКрp≤0.05p≤0.012.022.71Полученное эмпирическое значение t (9.4) находится в зоне значимости.Таблица 12Сравнение выборки детей со стёртой дизартрией и их сверстников с нормальным речевым развитием. Исследование продуктивности и устойчивости слухового внимания№ВыборкиОтклонения от среднегоКвадраты отклоненийВ.1В.2В.1 В.2В.1В.212 3 -0.15 -0.1 0.0225 0.01 22 3 -0.15 -0.1 0.0225 0.01 33 3 0.85 -0.1 0.7225 0.01 43 4 0.85 0.9 0.7225 0.81 52 2 -0.15 -1.1 0.0225 1.21 62 4 -0.15 0.9 0.0225 0.81 72 2 -0.15 -1.1 0.0225 1.21 82 4 -0.15 0.9 0.0225 0.81 92 3 -0.15 -0.1 0.0225 0.01 103 4 0.85 0.9 0.7225 0.81 111 3 -1.15 -0.1 1.3225 0.01 122 3 -0.15 -0.1 0.0225 0.01 133 3 0.85 -0.1 0.7225 0.01 142 3 -0.15 -0.1 0.0225 0.01 152 3 -0.15 -0.1 0.0225 0.01 163 3 0.85 -0.1 0.7225 0.01 172 3 -0.15 -0.1 0.0225 0.01 181 3 -1.15 -0.1 1.3225 0.01 192 3 -0.15 -0.1 0.0225 0.01 202 3 -0.15 -0.1 0.0225 0.01 Суммы:43620-06.555.8Среднее:2.153.1    Результат: tЭмп = 5.3Критические значенияtКрp≤0.05p≤0.012.022.71Полученное эмпирическое значение t (5.3) находится в зоне значимости.Таблица 13Сравнение выборки детей со стёртой дизартрией и их сверстников с нормальным речевым развитием. Исследование способности к переключению слухового внимания№ВыборкиОтклонения от среднегоКвадраты отклоненийВ.1В.2В.1 В.2В.1В.211 3 -0.05 0.25 0.0025 0.0625 21 3 -0.05 0.25 0.0025 0.0625 32 2 0.95 -0.75 0.9025 0.5625 41 3 -0.05 0.25 0.0025 0.0625 51 2 -0.05 -0.75 0.0025 0.5625 61 4 -0.05 1.25 0.0025 1.5625 71 2 -0.05 -0.75 0.0025 0.5625 80 4 -1.05 1.25 1.1025 1.5625 91 2 -0.05 -0.75 0.0025 0.5625 102 4 0.95 1.25 0.9025 1.5625 110 2 -1.05 -0.75 1.1025 0.5625 121 3 -0.05 0.25 0.0025 0.0625 132 2 0.95 -0.75 0.9025 0.5625 141 3 -0.05 0.25 0.0025 0.0625 151 3 -0.05 0.25 0.0025 0.0625 162 3 0.95 0.25 0.9025 0.0625 171 2 -0.05 -0.75 0.0025 0.5625 180 3 -1.05 0.25 1.1025 0.0625 191 3 -0.05 0.25 0.0025 0.0625 201 2 -0.05 -0.75 0.0025 0.5625 Суммы:2155-006.959.75Среднее:1.052.75    Результат: tЭмп = 8.5Критические значенияtКрp≤0.05p≤0.012.022.71Полученное эмпирическое значение t (8.5) находится в зоне значимости.Таблица 14Сравнение выборки детей со стёртой дизартрией и их сверстников с нормальным речевым развитием. Исследование сосредоточения слухового внимания№ВыборкиОтклонения от среднегоКвадраты отклоненийВ.1В.2В.1 В.2В.1В.213 4 0.7 0 0.49 0 22 4 -0.3 0 0.09 0 33 4 0.7 0 0.49 0 43 4 0.7 0 0.49 0 52 4 -0.3 0 0.09 0 62 4 -0.3 0 0.09 0 72 4 -0.3 0 0.09 0 82 4 -0.3 0 0.09 0 92 4 -0.3 0 0.09 0 103 4 0.7 0 0.49 0 112 4 -0.3 0 0.09 0 122 4 -0.3 0 0.09 0 133 4 0.7 0 0.49 0 142 4 -0.3 0 0.09 0 152 4 -0.3 0 0.09 0 163 4 0.7 0 0.49 0 172 4 -0.3 0 0.09 0 182 4 -0.3 0 0.09 0 192 4 -0.3 0 0.09 0 202 4 -0.3 0 0.09 0 Суммы:4680004.20Среднее:2.34    Результат: tЭмп = 17Критические значенияtКрp≤0.05p≤0.012.022.71Полученное эмпирическое значение t (17) находится в зоне значимости.

Библиографический список
1. Андреев, О.А. Техника развития внимания. [Текст] – М.: Прогресс, 2001 – 194 с
2. Андреев, О. А., Хромов Л.Н. Учитесь быть внимательными. [Текст] - М., 1996. – 99 с.
3. Архипова, Е.Ф. Стёртая дизартрия у детей. [Текст] – М.: АСТ: Атрель, 2007. – 331 с.
4. Бельтюков, В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии) [Текст] – М., 1977. – 176 с.
5. Богословский, В.В., Ковалев А.Г., Степанова А.А. Общая психология. [Текст] - М.: Просвещение, 1981. – 351 с.
6. Венгер, Л, Мухина В.С. Развитие внимания, памяти и воображения в дошкольном возрасте [Текст] / Дошкольное воспитание. 1974. № 12. – С.12-16
7. Веккер, Л.М. Психика и реальность. Единая теория психических процессов. – М., Смысл, 1998. [Электронный ресурс], режим доступа http://psyoffice.ru/2367-9-vekkl01-index.html
8. Винарская, Е.Н. Дизартрия. [Текст] - М.: АСТ, 2006. — 141 с.
9. Винарская, Е.Н., Пулатов А.М. Дизартрия и ее диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга. [Текст] - Ташкент, 1989
10. Волкова, Г.А. Методика психолого-педагогического обследования детей с нарушением речи. Вопросы дифференциальной диагностики [Текст] – СПб, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004 — 144 с.
11. Выготский, Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте // Хрестоматия по вниманию/[Текст]Под ред. А.Н. Леонтьева, А.А. Пузырея, В.Я. Романова. - М., 1976. - С. 184-219
12. Гальперин, П.Я. Введение в психологию. [Текст] – М.: Издательство МГУ, 1976 – 289 с.
13. Гаркуша, Ю.Ф. Опыт развития внимания у детей с дизартрией. [Текст] //Дефектология. - М., 1983.- № 4. – С. 16-22
14. Гоноболин, Ф.Н. Психология. [Текст] – М.: Просвещение, 1973. – 240 с.
15. Григорьева, Л.П. Психофизиология развития внимания у детей в норме и со сложными сенсорными нарушениями [Текст] // Дефектология. – 2002. - № 1. – С.3-14
16. Гуровец, Г.В. Клинико-педагогическая характеристика детей страдающих стёртой формой дизартрии и ринофонией, и методы коррекционного воздействия // Преодоление речевых нарушений у детей и взрослых [Текст] / Г.В. Гуровец, С.И. Маевская // Под ред. В.И. Селиверстова и С.Н. Шаховской. – М., 1985. – С. 103 – 114
17. Гуровец, Г.В., Маевская С.И. К генезису фонетико-фонематических расстройств. // Обучение и воспитание детей с нарушениями речи [Текст] /Под ред. В.И. Селивёрстова и др. – М., 1982. – 176 с.
18. Добрынин, Н.Ф. О селективности и динамике внимания. [Текст] // Вопросы психологии. - 1975. - №2. - С. 68 - 80
19. Добрынин, Н.Ф. Внимание. В кн.: Общая психология [Текст] / Под ред. А.В. Петровского. - М.: Просвещение, 1977. - 187 с.
20. Добрынин, Н. Ф. Деятельность и внимание // Проблемы деятельности в советской психологии [Текст]. Тезисы докл. к 5-му Всесоюзному съезду общества психологов. Ч. 1. М., 1977. – С. 93 – 137
21. Добрынин, Н.Ф. О селективности и динамике внимания [Текст] // Вопросы психологии. 1975 . № 2. - С. 68-80
22. Дормашев, Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. [Текст] - М.: Тривола, 1999. – 347 с.
23. Дубровинская, Н.В. Некоторые характеристики внимания в онтогенезе [Текст] / Психологический журнал. - 1982. - Т.З. - №5. - С. 54-65
24. Ендовицкая, Т.В. и др. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов [Текст]. – 1964. – 352 с.
25. Жукова, Н. С., Мастюкова, Е. М., Филичева ,Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст]. - М.: Просвещение, 2009. - 205 с.
26. Забрамная, С.Д., Боровик, О.В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей [Текст]. – СПб.: ВЛАДОС, 2008. – 115 с.
27. Карелина, И.Б. Дифференциальная диагностика стёртых форм дизартрии и сложной дислалии [Текст] // Дефектология, № 5, 1996. – С. 10 – 14.
28. Киселева, В.А. Комплексное исследование детей со стертой дизартрией [Текст] / Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2006. - № 3. - С.39-50
29. Козырева, Л. М. Как стать внимательным. [Текст] – Ярославль: Академия развития, 2002. – 36 с.
30. Коноваленко, В.В. и Коноваленко, С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. [Текст] – М.: Гном, 2013. - 48 с.
31. Крутецкий, В.А Психология обучения и воспитания школьников. [Текст] – М.: Просвещение, 1976 – 346 с.
32. Левина, Р.Е. Предмет логопедии. [Текст] Основы теории и практики логопедии. - М., 1968.
33. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии [Текст] - М.: Наука, 1984. — 444 с.
34. Лопатина, Л.В. Схема обследования ребёнка с фонетико-фонематическим нарушением (дислалия, стёртая дизартрия, ринолалия). // Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения [Текст]: Сб. методических рекомендаций. – СПб., 2000. – 232 с.
35. Лопатина, Л.В. Характеристика и структура речевого дефекта у дошкольников со стёртой дизартрией. Особенности механизмов, структуры нарушений и их коррекции у детей с интеллектуальной, сенсорной и двигательной недостаточностью. [Текст] – СПб, 1996. – 176 с.
36. Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии. [Текст] – М.: Академия, 2003. – 384 с.
37. Мартынова, Р.И, Мелихова И.В. Расстройство речи и методы устранения [Текст]. // Дефектология. – М.: Просвещение, 1975. – № 5. – С. 12 - 15
38. Мастюкова, Е.М., Ипполитова, М.В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. [Текст] - М., 1985. – 170 с.
39. Московкина, А.Г., Анисимова, И.В. Как помочь ребёнку с нарушениями внимания [Текст] // Дефектология. - 2000. - № 1. - С. 61-63
40. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. [Текст] – М.: Академия, 2003. – 456 с.
41. Немов, Р.С. Психология: В 3 кн.: Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. [Текст] – М.: ВЛАДОС, 1995. – 512 с.
42. Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе [Текст]. - М.: ТЦ «Сфера», 1996 – 240 с.
43. Осипова, А.А., Малашинская, Л.И. Диагностика и коррекция внимания. [Текст] - М.: ТЦ Сфера, 2001. – 104 с.
44. Панченко, И.И., Щербакова, Л.А. Основные формы дизартрических нарушений речи и дифференцированные пути коррекционного воздействия [Текст] / Логопедия. Методическое наследие // Под ред. Л.С. Волковой. – М., 2003. – С. 119 – 131
45. Парамонова, Л.Г. Логопедия для всех. [Текст] - М.: АСТ, 2002. – 333 с.
46. Рожкова, Л.А. Особенности зрительного внимания детей с различной речевой патологией. [Текст] - М., 2000
47. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] – СПб.: Питер, 2000 - 712 с.
48. Семёнова, К.А., Мастюкова, Е.М., Смуглин, М.Я. Клинические симптомы дизартрий и общие принципы речевой терапии [Текст] / Логопедия. Методическое наследие // Под ред. Л.С.Волковой. – М., 2003. – С. 103 – 119
49. Соботович, Е.Ф. Недостатки звукопроизношения у детей дошкольного возраста и методы их преодоления // Педагогические пути устранения речевых нарушений у детей. [Текст] – СПб., 1981. – С. 59 – 96
50. Сорочинская, Т.В. Оптимизация логопедической работы по формированию фонетической и просодической стороны речи у детей дошкольного возраста со стёртой формой дизартрии [Текст]. – Томск, 2013. – 40 с
51. Столяренко, Л.Д. Основы психологии. [Текст] – Ростов/Д., Феникс, 2004. – 671 с.
52. Страхов, И.В. Психология характера. [Текст] – Саратов: СГПИ, 1970 – 215 с.
53. Тихомирова, Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников. [Текст] - Ярославль: Академия развития, 1999. – 256 с.
54. Токарева, О.А. Дизартрия / Расстройства речи у детей и подростков //[Текст] Под.ред. С.С. Ляпидевского. – М., 1969.
55. Ушинский, К. Д. Избр. пед. соч.: В 2 т. Т. 2. [Текст] - М.: Учпедгиз, 1954 – 372 с.
56. Филичева, Т.Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. [Текст] Программно-методические рекомендации - М.: Дрофа, 2009. - 189 с.
57. Цветкова, Л.С. Методики нейропсихологической диагностики детей. [Текст] – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 96 с.
58. Черемошкина, Л.В. Развитие внимания детей [Текст] – Ярославль: Академия развития, 1996. – 240 с.
59. Чиркина, Г.В. Основы логопедической работы с детьми [Текст] – М.: АРКТИ, – 240 с.
60. Чупров, Л.Ф. Особенности внимания и познавательной деятельности дошкольников [Текст]// Дефектология, №6, 1987.
61. Швачкин, Н.Х. Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. Учебное пособие [Текст] / Составление К.Ф. Седова - М.: Лабиринт, 2004. – 330 с
62. Эльконин, Д.Б. Детская психология (Развитие ребенка от рождения до 7 лет) [Текст] – М.: Учпедгиз, 1960. – 342 с.
63. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Под редакцией В. В. Давыдова, В. П. Зинченко – М., 1989. – 560 с. [Электронный ресурс], режим доступа: http://psychlib.ru/mgppu/eit/eit-001-.htm

Вопрос-ответ:

Какие представления о внимании существуют в современной науке?

В современной науке существуют различные представления о внимании, в том числе психоаналитическое, нейрофизиологическое, психофизиологическое и психологическое. Каждое из них подходит к вопросу о внимании со своей стороны и рассматривает его с разных точек зрения.

Как развивается внимание у детей дошкольного возраста?

Внимание у детей дошкольного возраста развивается постепенно. Сначала они могут сосредоточиться только на простых и интересующих их заданиях, постепенно учатся переключаться между заданиями и задерживать внимание. Важна роль игр и упражнений, которые способствуют развитию внимания.

Какие особенности внимания наблюдаются у детей со стертой дизартрией?

У детей со стертой дизартрией наблюдаются особенности внимания, связанные с нарушениями произношения и артикуляции. Они могут испытывать трудности в концентрации внимания на речевых заданиях, определении речевых звуков и различении их в словах. Также могут возникать проблемы с переключением внимания и удержанием его в течение длительного времени.

Какие цели и задачи были поставлены перед экспериментальным исследованием особенностей внимания у старших дошкольников со стертой дизартрией?

Целью экспериментального исследования было выявить особенности внимания у старших дошкольников со стертой дизартрией. Задачи исследования включали описание и сравнение показателей внимания у детей с дизартрией и без нее, а также выявление возможных связей между уровнем развития внимания и произношения у детей.

Какие методики использовались в экспериментальном исследовании особенностей внимания у старших дошкольников со стертой дизартрией?

В экспериментальном исследовании использовались различные методики для измерения внимания у детей со стертой дизартрией. Среди них были методика "Тест внимания Доротеи", методика измерения времени реакции на звуковой стимул и методика оценки произношения речевых звуков. Эти методики позволили собрать информацию о различных аспектах внимания и его связи с уровнем развития речи у детей.

Какие представления о внимании имеются в современной науке?

В современной науке существуют различные представления о внимании. Одни ученые считают, что внимание - это способность сосредотачивать свое внимание на определенных объектах или явлениях, игнорируя все остальное. Другие ученые видят внимание как процесс отбора информации из потока и ее обработки. Третьи исследователи рассматривают внимание как ресурс, который может быть направлен на решение задачи или выполнение действия. Но в любом случае, внимание играет важную роль в познавательных процессах и развитии ребенка.

Как развивается внимание у дошкольников?

Внимание у дошкольников развивается постепенно. В начале дошкольного возраста, дети могут иметь проблемы с длительной концентрацией внимания и быстро переключаться с одного объекта на другой. Однако с возрастом, они становятся способны сосредотачиваться на задаче все дольше и более внимательно. Некоторые дети могут иметь особенности в развитии внимания, и им может потребоваться дополнительная помощь и поддержка со стороны педагогов и родителей.

Какие особенности внимания у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией?

У детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией могут быть особенности в развитии внимания. Они могут испытывать трудности с концентрацией внимания на задаче из-за своих речевых нарушений. Также, у них может быть затруднено переключение внимания с одной задачи на другую. Важно помнить, что каждый ребенок уникален и может иметь свои индивидуальные особенности в развитии внимания.

Какие были цели и задачи исследования особенностей внимания у старших дошкольников со стертой дизартрией?

Целью исследования было выяснить особенности развития внимания у старших дошкольников со стертой дизартрией. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи: изучить предварительные данные о внимании у этой категории детей, провести экспериментальное исследование с использованием определенных методик, собрать данные и проанализировать их для выявления особенностей внимания у детей со стертой дизартрией.

Какие представления о внимании есть в современной науке?

В современной науке существуют различные представления о внимании. В зависимости от того, какие аспекты внимания рассматриваются, выделяются разные подходы к его определению и изучению. Некоторые исследователи считают, что внимание - это психический процесс, который позволяет организовать и регулировать восприятие и познание информации. Другие ученые считают, что внимание состоит из нескольких подсистем, которые отвечают за различные аспекты внимательности - селективность, стойкость, объем и т.д. В целом, представления о внимании в современной науке являются комплексными и разнообразными.

Как развивается внимание у детей дошкольного возраста?

Внимание у детей дошкольного возраста постепенно развивается и улучшается. В начале этого периода оно еще неустойчиво и рассеянно. Дети легко отвлекаются и трудно сосредотачиваются на одной задаче. Однако с возрастом они становятся все более способными к сознательному контролю над вниманием. Они начинают различать важную информацию от неважной, могут сосредоточиться на выполнении задачи и игре в течение более длительного времени. Последовательное развитие внимания у детей дошкольного возраста связано с формированием и созреванием нервной системы, а также с опытом, приобретаемым во время общения, игр и обучения.

Какие особенности внимания у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией?

У детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией наблюдаются определенные особенности в внимании. Во-первых, у них часто возникают трудности со селективностью внимания - они могут легко отвлекаться, терять интерес к задаче или не успевать уловить важную информацию. Во-вторых, у них может быть затруднена стойкость внимания - они могут испытывать трудности в сохранении концентрации на одной задаче в течение длительного времени. Кроме того, у детей со стертой дизартрией может быть затруднена переключаемость и подвижность внимания - им сложно быстро переключаться с одной задачи на другую или быстро реагировать на изменяющуюся информацию. Все эти особенности внимания могут быть связаны с особенностями функционирования речевых и двигательных систем у детей со стертой дизартрией.