формирование монологической речи у детей старшего дошкольного возраста

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Логопедия
  • 102 102 страницы
  • 50 + 50 источников
  • Добавлена 30.03.2016
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Современное состояние изучения проблемы нарушений связной речи у детей старшего дошкольного возраста
1.1. Лингвистические и психолингвистические аспекты исследования состояния связной
1.2. Развитие связной речи в онтогенезе
1.3. Психолого-педагогические особенности детей с общим недоразвитием речи
Выводы по главе 1
Глава II. Организация и методика исследования монологической речи у дошкольников
2.1. Цель, задачи и организация исследования
2.2. Характеристика детей
2.3. Методика исследования монологической речи детей старшего дошкольного возраста
Глава 3. Особенности монологической речи старших дошкольников с общим недоразвитием реанализ (анализ экспериметальных данных)
Выводы по главе 3
Глава 4. Методические рекомендации по формированию монологической речи у детей старшего дошкольного возраста
4.1. Цель, задачи, методы и организация коррекционной работы по формированию связной монологической речи у дошкольников
4.2. Методика коррекционной работы по совершенствованию связной монологической речи дошкольников
Выводы по главе 4
Заключение
Список литературы
Приложение

Фрагмент для ознакомления

Коровина «Парижские огни».К.Коровин «Парижские огни»Лексический материал к картинам Боголюбова «Морской пейзаж» и К.Коровина «Парижские огни».К.Коровин «Парижские огни»Слова-признакиСлова-предметыСлова-действияБурный; ПозднийЛетний; теплыйвечерРадуетЗовет (на улицу)Ветвистые ГустыезелёныеДеревья(каштаны)Растут ЗеленеютУкрашают (улицу)Радуют (взор, взгляд, глаз)восхищаютСерые ВысокиеТемные СветящиесяТаинственные нарядныеТоржественныедомаСкрытые (ночью) СтоятВозвышаются ЗачаровываютОкружают (улицу)Широкая вечерняяЗапруженная МноголюднаяУлицабульварБежит(вдоль домов) ТянетсяЗовет (погулять)Разноцветные Зеленые Красные ЛиловыеФиолетовые ИзумрудныеРубиновые ЗазывающиеволшебныеогниГорятСветятсяУкрашают(улицу)ЗавораживаютосвещаютБоголюбов «Морской пейзаж»Слова- признакиСлова -предметыСлова - действияСолнечное РаннееПрозрачное ЛетнееХолодное яркоеутронаступилоУтреннее ЛимонноеВысокое солнечноенебоПросыпается УлыбаетсянависаетСонный КрутойКаменистый СкалистыйВысокий далекийберегВстречаетРазбивает (волны)Голубое СинееСпокойное Гладкая гладьзеркальноемореШумиткачаетПарусныйБыстроходныйдеревянныйкорабльПлывет БежитНесется (к родным берегам)Блестит ПутешествуетторопитсяВесельныйшестивесельныйЯлшлюпкаПодплывает ПодходитперевозитЗатуманенный ТаинственныйСолнечный пробуждающийсягородЗовет (корабли) СтроитсяТоргует встречаетЛёгкие ВоздушныекучевыеоблакаПлывут ОтражаютсяУлетают(в даль)Обучение детей рассказыванию начинается с подготовительной группы, на втором году обучения. Оно начинается сразу после того, как у детей сформировались навыки построения различных типов предложений.Приемы обучения детьми рассказыванию приведены в примерах занятий.«Цыплята» Цель. Вызвать у детей интерес к домашним животным и птицам; дать представление о заботливой курице-маме. Развивать эстетическое восприятие посредством внимательного рассматривания иллюстраций. Обогащать словарный запас. Формировать умение рисовать цыплят, передавая форму тела, головки, клюва, глаз.Материал. Бумага (размером в альбомный лист); акварельные краски; салфетки; кисти.Ход занятияРассадив детей за столы (на которых все приготовлено к занятию), воспитатель предлагает нарисовать цыпленка на листе бумаги, приколотом к доске (или мольберту). По ходу занятия педагог внимательно наблюдает за тем, как рисуют дети. Если у кого-то что-то не получается, выясняет и обязательно помогает. Задача взрослого: обращать внимание на то, как дети держат кисть руки; при необходимости поощрять тех, кто правильно, аккуратно рисует красками; по ходу занятия напоминать авторские характеристики.По окончании занятия рисунки, выставленные на доске или разложенные на столе, вместе с детьми рассматриваются. Взрослый отмечает, что «герои» у всех получились разными: у одних — пушистыми, у других — мокрыми от дождя, испуганными.«Птенцы»Цель:Продолжать учить детей умению передавать в аппликации образы птенцов разных птиц. Познакомить с рассказом и иллюстрациями. Обратить внимание на краткость, выразительность текста, иллюстраций. Развивая эстетическое восприятие, направлять внимание на форму и величину тела птенцов — рябчат, совят, птенцов дятла, воронят; форму и величину головки, шеи, хвоста, клюва; на характерные особенности птенцов — у рябчат и дятлов головка как бы прямо соединяется с тельцем, у коростелят и вертишеек — длинная шейка и небольшая головка; у воронят — крупные головки и клювы. Учить сравнивать и выделять особенности птиц-птенцов; учить умению передавать образы птиц в аппликации. Создавая общую композицию, закреплять умение вырезать и наклеивать изображения. Воспитывать любовь к живому миру.Материал. Большойлист бумаги (или обоев), протонированный совместно с детьми золотисто-охристым цветом; цветная бумага для вырезывания фигурок; клей; кисточки; ножницы.Ход занятияВыполнение коллективной композиции целесообразно разделить на два занятия, которые можно провести в один или разные дни (в последнем случае с небольшим разрывом). На первом занятии совместно с детьми создается картина леса, полянки, где обитают птенцы. На втором — вырезаются и наклеиваются птенцы. Накануне занятия (или за два—три дня до этого) прочитывается рассказ, рассматриваются иллюстрации. Педагог направляет внимание детей на характерные особенности окружающей среды, где обитают птенцы, на их отличительные признаки («Какой формы тельце птенца?», «Чем похожи птенцы?», «Чем отличаются?», «Какого цвета у них перышки?», «Что они делают?»).По ходу занятия, напомнив содержание рассказа, рассмотрев иллюстрации, педагог еще раз спрашивает: «О каких птенцах ведет рассказ писатель? Как выглядят внешне птенцы? Где живут?» Обязательно обговаривает план предстоящей работы: распределяет, кто и что будет вырезать, где наклеивать; как красивее расположить деревья, кустарники; как вырезать стволы деревьев или птенцов — округлое или овальное тельце, круглую головку. В последнем случае взрослый обязательно напоминает форму вырезания предмета, предлагает показать действие жестом.Работа над картиной продолжается на втором занятии. Его ход: просмотр частично созданной композиции; уточнение задания (что еще нужно вырезать), поименное распределение работы. Если ответы детей неотчетливы, совместно со взрослым еще раз рассматриваются иллюстрации.В процессе занятия воспитатель внимательно следит за тем, как работают дети, нуждается ли кто-нибудь в помощи. Вырезанные фигурки наклеиваются на общую картину. Педагог помогает определить место того или иного изображения. Общая композиция по завершении рассматривается; отмечаются наиболее выразительные решения. Воспитатель активизирует детей посредством дополнительных вопросов.«Птичье озеро»Цель. Продолжать воспитывать у детей любовь к животным и птицам; учить видеть красоту, особенности и повадки; места обитания. Развивать эстетическое восприятие; воспитывать интерес к изображению. Учить умению передавать характерные особенности птиц и животных в лепке. Формировать интерес к созданию коллективной композиции на тему литературного произведения; закреплять навыки совместной работы. Обогащать словарный запас.Материал. Большой лист бумаги — голубого или светло-серого цвета; альбомный лист бумаги; пластилин; наборы мелких игрушек, изображающих птиц.Ход занятияВоспитатель. Сегодня я прочту вам рассказ Евгения Ивановича Чарушина «Птичье озеро», а потом мы рассмотрим иллюстрации к нему, которые создал его сын, художник Никита Чарушин. Но прежде скажите мне, знакомо ли кому-нибудь из вас имя этого писателя и художника? (Ответы.) Некоторые забыли. А ведь мы с вами читали его рассказы «Кошка», «Курочка», «Цыплята».Чтение текста; знакомство с иллюстрациями.Кто мне скажет, что происходило на птичьем озере? (Ответы.) Вы правильно рассказали, однако я еще раз прочту вам эти отрывки, ярко описанные автором: «А на озере иутки, и гуси, и бакланы, и нырки, и всякая водяная птица. Купаются, ныряют, стряхиваются, кричат. Хорошо им: воды много. Вот гуси плывут. Стройные, перо к перу. Шея длинная, голова маленькая». Или: «И вдруг все озеро полетело. Все птенцы с воды снялись. Загалдели гоголи, кряквы, гуси, нырки. Брызги дождем сыплются, крылья свистят. Кто потяжелее, летать не может — пешком по озеру бежит, крыльями по воде хлопает... Все озеро облетели птицы и уселись». И еще одна картина: «Вот вышли на бережок, на солнышко, дикие утки, привели своих утят погреться. Дня три всего утятам. Пуховые и маленькие-маленькие. Кажется, их обратно в яичную скорлупу еще затолкать можно — войдут без остатка».Мы сегодня не случайно вспомнили Евгения Ивановича Чарушина, познакомились с его рассказом «Птичье озеро». Тема нашего занятия — лепка. Мы должны заселить вот это озеро, окруженное травой, кустарником, птицами. (Показ «озера» — лист бумаги голубого или светло-серого цвета.) Однако прежде с помощью этих мелких игрушек мы воссоздадим картину озера. (Каждая подгруппа создает свою картину на голубой или светло-серой бумаге, подготовленной заранее педагогом.)Теперь скажите, кто каких птиц будет лепить? Что эти птицы будут делать? Как будете лепить, например, утку? Ее шею? Головку? (Желательно вызвать кого-то из детей для показа приемов лепки.)В процессе лепки воспитатель вновь воссоздает картины авторского описания птичьего озера; обращает внимание на каждого ребенка. При необходимости оказывает помощь.По мере готовности вылепленные изображения дети располагают на «воде», в «прибрежных кустах», на «песке». При этом педагог с каждым обсуждает, что за птицу он вылепил. Занятие заканчивается беседой-рассказом: дети отмечают, что более всего им понравилось; воспитатель подчеркивает наиболее выразительные «авторские» решения: птица наклонилась к воде; утенок прижался к маме-утке, спрятался в травке; гусь вытянул шею и шипит «Что за зверь?»Цель. Расширить представления детей о природе; временах года; животных и их повадках.Учить находить в повествовательном тексте взаимосвязи, раскрывающие логику событий, их последовательность и особенности.Воспитывать способность слушать художественный текст, создавать в воображении описываемую ситуацию.Развивать наглядно-образное мышление; исходя из текста рассказа прогнозировать ситуацию.Обогащать, активизировать речь, художественный вкус; умение находить возможные аналогии в личном опыте; передавать свои мысли и впечатления в ходе беседы; развивать способность к диалогу, учить связному рассказываниюМатериал. 1. Иллюстрации Чарушина к рассказу «Что за зверь?».2. Кисти; клей; цветные листы бумаги. Набор для аппликации: ушки, головка, туловище, хвостик, лапки; морковка (по количеству детей).Ход занятияЧасть I. Наблюдения за кроликом.Воспитатель. Отгадайте, пожалуйста, кого я вам покажу. Этот зверек пушистый, с длинными ушками, с коротким хвостиком, умеет быстро бегать и высоко подскакивать, любит морковку. Кто это? Конечно, кролик!Если кто-то выскажет мнение, что это зайчик, воспитатель подчеркивает: «Кролик и зайчик похожи, но это разные животные. Заяц — лесной обитатель, живет в лесу, заботится сам о себе. Кролик же — домашнее животное, о нем заботится человек».Воспитатель. Внимательно рассмотрите кролика и отметьте его внешние особенности. Угостите, пожалуйста, кролика капустой и морковкой.Часть II. Чтение рассказа «Что за зверь?»Я вам прочту рассказ, который написал Евгений Иванович Чарушин. Про кого? Вы догадаетесь сами.Часть III. Беседа на тему прочитанного рассказа. Рассматривание иллюстраций.Почему Катя узнала, что какой-то зверек побывал у нее на крыльце? Чем она решила вначале его угостить? А потом, на другой день? Съел ли зверек котлетку? Сгрыз ли косточку? Почему? Л что оставила Катя на крыльце для зверька? Пришлась ли ему морковка по вкусу? Как же удалось поймать неизвестного зверька? Кем он оказался? Как сложилась его жизнь? У кого он стал жить? Как Катя заботилась о кролике? Как она назвала его? Посмотрите на эту иллюстрацию. Я вам напомню: автор рассказа и этих картинок — Евгений Иванович Чарушин. Пожалуйста, отметьте внешние особенности кролика. Как мы его назовем?Часть IV. Аппликация на тему «Кролик с морковкой».На мольберте выставлена репродукция (иллюстрация) с рисунка Чарушина к рассказу «Что за зверь?». Задание — сделать «открытки», на которых будет изображен кролик с морковкой.В конце дети обсуждают работы. Педагог возвращает их память к прочитанному рассказу Чарушина.Для формирования внутренней речи детей, которая программирует связное высказывание и сокращает развернутое высказывание до свернутой смысловой схемы (исследования Л.С. Выготского), целесообразно в качестве заключительного этапа работы над каждой серией сюжетных картинок предлагать детям выделять главную мысль в рассказе. В данном случае необходима помощь воспитателя в виде умело поставленных вопросов, подводящих к правильному ответу. Помощь уменьшается по мере овладения детьми навыком составления рассказа по серии сюжетных картинок.Параллельно с работой по формированию умения составлять рассказы по картинке и серии картинок можно уже с первых занятий готовить детей к овладению высказыванием без зрительной опоры.По мере формирования у детей умения конструировать высказывание необходимо подвести их к выполнению более сложных заданий, пробуждающих воображение и активизирующих творческую самостоятельность. Например:составить рассказ о каком-либо случае, аналогичный изображенному на сюжетной картинке;завершить рассказ, составляемый по готовому началу или придумать начало рассказа по готовому концу. Для облегчения задания детям можно предъявить предметные;придумать сказу по предложенному сюжету, и др.Сказки, рассказы, придуманные детьми, оформляются таким образом, чтобы их можно было использовать многократно. Тексты записываются взрослыми, дети иллюстрируют их. Работа над рассказом и сказкой продолжается и дома - родители активно включаются в процесс, используя карточки-задания с текстами литературных произведений, что помогает закрепить изучаемый материал.Для развития связного творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста можно использовать ассоциативные словесные игры.Игры этого плана направлены на актуализацию выбора слов из долговременной памяти и систематизацию имеющегося у ребенка лексикона. Примеры заданий: «Ребята, вспомним все слова про улицу, лес, зиму» и т.д. Или слова к различным ситуациям: «Кто что нашел?», «Кто что потерял?», «Идем в поход (на прогулку), что возьмем с собой?» и т.д.;обобщенного слова по ряду заданных: «Кому для работы нужны кисти, краски, ведро, лестница?»; «А кому нужны пила, гвозди, топор, молоток?»;слов, относящихся к одной лексико-грамматической группе («рассказываем о профессиях») и т.д.Первоначально рекомендуется такого вида речевые упражнения проводить на стихотворном материале предоставляющую хорошую возможность развития у детей операции прогнозирования:Я хотел устроить бал и гостей к себе... (позвал), Я взял муку и взял творог, испек рассыпчатый... (пирог), а затем на предложениях, являющихся элементами текстов: «Миша закинул в речку удочку и вытащил... (рыбу, червяка, башмак, консервную банку)» или: «За стеной громко зазвенел... будильник, звонок, телефон». Особое внимание следует уделить поиску антонимических пар глагольных слов, поскольку именно поиск глагольных слов вызывает ощутимые Затруднения у детей с системным недоразвитием речи. Кроме того, вербальные игры такого характера закрепляют у детей навык образования целого семейства родственных слов и развивают морфонологический слух; слова (слов), близкого по смыслу к заданному. Накопление синонимического ряда способствует структурированию семантического поля словаря и создает условия для адекватного поиска слов с тождественным значением.Значительное место в работе над формированием монологической речи отводят упражнениям по составлению сложных сюжетных рассказов, рассказов из собственного опыта. Включаются в занятия доступные задания творческого характера (составление рассказа по аналогии с пересказываемым текстом, продолжение к действию, изображенному на серии сюжетных картинок и др.).Выводы по главе 4У ряда детей существенные затруднения возникают при составлении отдельных предложений по наглядной опоре, что может быть связано с неумением устанавливать (или актуализировать в речи) предикативные отношения, а также с трудностями в лексико-грамматическом оформлении высказывания.Отсутствие самостоятельности в составлении рассказов, нарушения логической последовательности изложения, смысловые пропуски, незавершенность, длительные паузы на границах фраз или их частей могут свидетельствовать о трудностях в программировании содержания развернутых высказываний.Кроме того, сравнительный анализ показал, что у дошкольников экспериментальной группы имеются значительные нарушения смыслового программирования, а также языкового оформления высказывания по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Таким образом, при проведении занятий ставятся следующие задачи: - Закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации; - Формирование навыков построения связных монологических высказываний; - Развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний; - Целенаправленное воздействие на активизацию ряда психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мыслительных операций), тесно связанных с формированием устного речевого сообщения.Коррекционная работа по формированию навыков рассказывания строится с учётом тематического принципа обучения. ЗаключениеАнализ психолого – педагогической и специальной литературы по проблеме нарушения связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи, а также результатов экспериментального исследования, позволяет сделать следующее обобщающее заключение.Актуальность и значимость проблемы нарушения устной речи у дошкольников с ОНР определяется, прежде всего, когнитивной функцией речи, тесной связью процессов развития речи и познавательной деятельностью ребенка. Р.И. Лалаева, Л.С. Волкова и др. отмечают, что становление связной речи у детей с ОНР осуществляется замедленными темпами и характеризуется _кчественными особенностями. Они длительное время задерживаются на этапе вопросо-ответной и ситуативной речи. В процессе порождения связных высказываний дошкольники с ОНР нуждаются в постоянной стимуляции со стороны взрослого. Проведение диагностической работы является важнейшим этапом в общей системе коррекционно – логопедической помощи. Проведенное исследование было направлено на изучение особенностей диалогической речи и монологической речи детей дошкольного возраста, а именно языкового оформления и смыслового программирования высказывания. У дошкольников с ОНР имеются средний и низкий уровень сформированности диалогической речи. Наблюдаются нарушения языкового оформления и смыслового программирования: дошкольники строили свои фразы в виде словосочетаний, или односложно, грамматическое оформление текста нарушено, рассказ часто не совпадал с ситуацией. Коммуникативное поведение было сформировано лишь у части дошкольников этой группы. Монологическая речь у большинства дошкольников с ОНР сформировано на низком уровне. Связные высказывания малоразвернуты, фрагментарны. В рассказе нарушена логическая последовательность, связь между отдельными его частями. Дети не могут строить композиционной законченный текст, используют в речи предложения, состоящее из 2-3 слов. Большей частью дошкольники пользуются словосочетанием, употребляя преимущественно существительные, глаголы и реже прилагательные. Языковые средства речи сформированы слабо. Грамматическое оформление связной речи имеет ряд нарушений, среди которых выделяется несогласование частей речи в падеже, числе и роде. Практически все дошкольники с ОНР использовали помощь экспериментатора в виде наводящих и организующих вопросов. Исследование диалогической речи дошкольников в норме показало высокий уровень сформированности данного показателя связной речи у большинства детей этой группы. При этом дети в ответах часто используются предложение, реже – словосочетания. Предложения в речи дошкольников чаще неполные и нераспространенные. Однако у некоторых детей встречаются и распространенные, полные предложения. Исследование монологической речи у детей в норме показало, что в данной группе наблюдается достаточно высокий уровень сформированности данного показателя. Дошкольники достаточно хорошо справились с заданием описания картинки, при этом в речи преобладали предложения и словосочетания, часто требовалась стимуляция активности дошкольников. Задание на повествование событий было несколько сложнее для детей, у большинства наблюдается средний уровень сформированности повествования. Дети использовали предложения в описании событий, однако предложения характеризовались как неполные, состоящие из 3-4 слов. Данное задание у некоторых требовало помощи экспериментатора в виде стимуляции активности и наводящих вопросов. Полученные результаты позволяют установить уровень сформированности связной речи детей с ОНР. Дошкольники с ОНР III уровня имеют разный уровень сформированности связной речи. Высокий уровень был отмечен только у 1 дошкольника. 6 дошкольников показали средний уровень сформированности связной речи. Низкий уровень был отмечен у 8 детей с ОНР.Сравнительный анализ показал, что уровень сформированности монологической речи дошкольников с ОНР имеет существенные отличия от возрастной нормы. Данные отличия заключаются в недостаточном формировании и низком уровне развития монологической речи. Связная речь дошкольников с нарушением речи имеет нарушения в языковом оформлении и смысловом программировании; невозможность подчинить речевую деятельность замыслу; имеется отставание в планирующей функции речи; соскальзывание на побочные ассоциации. Бедность содержания, низкий уровень используемой фразовой речи, грубые аграмматизмы, затрудняющие восприятие рассказа. Высказывания дошкольников экспериментальной группы отличаются по содержанию, структуре, объему, связности, самостоятельности, т.е. по основным критериям оценки связной речи. На основании данных проведенного исследования мы составили методические рекомендации по работе с детьми с ОНР, которые предусматривают тематическую последовательность. Дети с ОНР при формировании связной речи нуждаются во вспомогательных средствах. При подборе таких средств мы основывались на факторах, облегчающих и направляющих процесс становления связной речи. Одним из таких факторов, является наглядность, при помощи которой происходит речевой акт. В качестве вспомогательного средства мы выделили моделирование плана высказывания. Использование схем при составлении описательных рассказов облегчают детям овладение связной речи. Наличие зрительного плана делает такие рассказы чёткими, связными, полными, последовательными. Коррекционная работа должна проводиться в следующем направлении: - систематические упражнения в правильном употреблении словоформ (падежных окончаний существительных, прилагательных, некоторых глагольных форм); - формирование у детей практических навыков словоизменения; - упражнения в правильном построении фраз; - формирование навыков контроля за грамматической правильностью речи; - активизация и обогащение словарного запаса. Таким образом, цель исследования достигнута, все поставленные в ходе нашей работы задачи были выполнены. Проведённое исследование подтвердило правомерность положенной в его основу гипотезы.Список литературыАлексеева, М.М., Яшина, В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей [Текст] / А.Г. Арушанова. – М.: Мозаика – Синтез, 2004. – 292 с. Барменкова, Т.Д. Характеристика нарушений связного речевого высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: Дис. ... канд. пед. наук. – М.- 1996. – 177 с. Богуславская, З.М., Смирнова, Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. Книга для воспитателя детского сада [Текст] / З.М. Богуславская. - М.: Просвещение, 1991. – 206 с. Бородич, А.М. Методика развития речи детей [Текст] / А.М. Бородич. - М.: Просвещение, 1981. – 256 с.Вальчук, Е.В. Развитие связной речи детей 6 – 7 лет [Текст] / Е.В. Вальчук. – Воронеж: Издательский центр « Учитель», 2011. – 127 с. Васильева, Н.Н. Развивающие игры для дошкольников [Текст] / Н.Н. Васильева. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 208 с. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие [Текст] / В.К. Воробьева. – М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006. – 158 с. Ворошнина, Л.В. Обучение творческому рассказыванию [Текст] / Л.В. Ворошнина // Дошкольное воспитание – 1991. – № 2. – С. 43 – 50.Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. – СПб.: СОЮЗ, 1997 – 96 с.Выготский, Л.С. Детская психология: Собр. соч. Т. 4. [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Аудиокнига, 1982. – 200 с. Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. [Текст] – М.: КомКнига, 2006. 144 с.Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А.Н. Гвоздев. – СПб.: Детство – пресс, 2007. – 472 с.Гин, С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошк. учреждений: 3-е изд. [Текст] / С.И. Гин. — Минск: ИВЦ Минфина, 2007. — 112 с.Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / В.П. Глухов. – М.: АРКТИ, 2004. – 168 с Давыдов, В.Г. От детских игр к творческим играм и драматизациям [Текст] / В.Г. Давыдов // Театр и образование: Сб. научных трудов. - М.: Союз, 1992. – С. 10 - 24Дементьева, А.М. Рассказывание на занятиях с игрушками [Текст] / А.М. Дементьева. – М.: Эксмо – 2000. - С. 415-420Деркунская, В.А., Рындина, А.Г. Игровые приемы и коммуникационные игры для детей старшего дошкольного возраста [Текст] / В.А. Деркунская, А.Г. Рындина. – М.: Центр педагогического образования, 2013 – 112 с. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (дети с ОНР) [Текст] / Л.Н. Ефименкова. – М.: Просвещение, 1985. – 112 с.Жинкин, Н.И. Речь как проводник информации [Текст] / Н.И. Жинкин. – М.: Наука, 1982. – 159 с.Жукова, Н.С., Мастюкова Е.М.Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] / Н.С.Жукова, Е. М.Мастюкова, Т. Б. Филичева – М.: Просвещение, 1990. – 239 с.Зимняя, И.А. Лингвопсихология речевой деятельности [Текст] / И.А. Зимняя. – М.: НПО «Модек», 2001.- 320 с. Илькова, А.П. Педагогические условия включения пословиц и поговорок в систему развивающей речевой работы с дошкольниками; Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.п.н. [Текст] / А.П. Илькова. - М., 2001. - 22 с.Игры – драматизации в детском саду: Методические рекомендации [Текст]. / Сост. Е.Л. Трусова – Киев: РМК дошкольного воспитания, 1991. – 36 с.Короткова, Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию [Текст] / Э.П.Короткова – М.: Просвещение, 2004. – 398 с. Левина, Р.Е. Уровни недоразвития речи // Дифференциальная диагностика речевых расстройств у детей дошкольного возраста [Текст] / Р.Е. Левина. – М.: Просвещение, 1998. – 242 с. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст]. / А.Н. Леонтьев – М.: Смысл, Академия, 2004. – 352 с.Лисина, М.И. Проблема онтогенеза общения [Текст] / М.И. Лисина - М.: Педагогика, 1986. – 144 с.Логинова, В.И. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст] / В.И. Логинова, А.И. Максаков, М.И. Попова. – М.: Просвещение, 1984 – 223с. Лурия, А.Р. Язык и сознание [Текст] / А.Р. Лурия // Под ред. Е.Д Хомской. – М.: Моск.ун-т, 1979. – 320 с. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи [Текст] / В.К. Воробьёва.- М., 2006. - 256 с. Павлов, И.П. Избранные произведения [Электронный ресурс] / И.П. Павлов. – М.: Государственное издательство политической литературы, 1949. http://e-heritage.ru/ras/view/publication/general.html?id=42041212Парамонова, Л.Г. Воспитание связной речи у детей [Текст] / Л.Г. Парамонова // Методическое пособие. – СПб.: Детство – пресс, 2011. – 184 с.Петрова, Т.И., Петрова, Е.С. Игры и занятия по развитию речи дошкольников [Текст] / Т.И. Петрова, Е.С. Петрова. – М.: Школьная пресса, 2009. – 128 с. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2002. – 720 с.Сеченов, И.М. Физиология нервной системы [Электронный ресурс] / И.М. Сеченов, И.П. Павлов, Н.Е. Введенский //Избранные труды, вып. 1. – М., Медгиз, 1952. - http://www.studmed.ru/sechenov-im-refleksy-golovnogo-mozga_2a31e253d62.htmlСидорчук, Т.А., Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи. Методическое пособие для педагогических дошкольных учреждений [Текст] / Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко. – М.: Белый ветер, 2004. – 304 с. Смолянинова Е.Н. Связная речь (словосочетание) и грамматика [Текст] / Е.Н. Смолянинова. – СПб.: Питер, 2003. – 232 с.Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические условия развития речи дошкольников в детском саду [Текст] // Повышение эффективности воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждениях / Ф.А. Сохин. – М.: Центр педагогического образования, 1988. – С. 37—45 Тихеева, Е.И. Развитие речи [Текст] // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2000. – С. 144 - 148Ткаченко, Т.А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинам: пособие для логопеда [Текст] / Т.А. Ткаченко. – М.: Владос, 2006. – 47с. Ушакова, О.С. Теория и практика развития речи дошкольника [Текст] / О.С. Ушакова. – М.: Сфера, 2008. – 240 с. Филичева, Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста [Текст] / Т.Б. Филичева. – М.: Академия, 2000.-314 с.Флерина, Е.А. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / Е.А. Флерина. – М.: Академия, 2000. – С. 409 – 415. Цейтлин, С.Н. Язык и ребёнок: Лингвистика детской речи [Текст] / С.Н. Цейтлин. – М.: Владос, 2000. – 450 с. Цейтлин С.Н. Язык. Речь. Коммуникация: Словарь [Текст] / С.Н. Цейтлин, В.А. Погосян, М.А. Еливанова, Е.И. Шапиро. – СПб.: Каро, 2006. – 64 с.Шибицкая, А.Е. Словесное творчество детей 6–7 лет на материале русских народных сказок //Художественное творчество в детском саду [Текст] / А.Е. Шибицкая. – М.: Педагогика, 2000. – С. 134 - 139Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность [Текст] / Л.В. Щерба. – М.: Едиториал УРСС, 2004. – 432 с.Эльконин, Д.Б. Психология игры. [Текст] / Д.Б. Эльконин. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 360 с.Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте [Текст] / Д.Б. Эдьконин. – М.: Педагогика, 1989. – 560 с.ПриложениеПриложение 1Картинки для диагностикиПриложение 2Контрольная группаАлена Б.Дима Н.Миша С.Валя К.Кира Г.Катя К.Паша Я.Слава Ш.Вова Д.Даша А.Люба Ц.Настя И.Митя Г.Алик К.Эвелина П.Экспериментальная группа.1 Катя В.2. Катя Б.3. Надя Б.4. Никита А.5. Вадик П.6. Ксения Г.7. Андрей Ч.8. Саша В.9. Слава К.10.Надя Н.11. Кирилл К.12. Илья Г.13. Василиса Д.14. Артем Р.15. Андрей С.Приложение 3Контрольная группа№Имя ребёнкаСоставление предложения по 3-м картинкам, связанным тематическиСоставление рассказа по серии сюжетных картинокСоставление рассказа по игрушке1Алена Б4332Дима Н.4323 Миша С.3434Валя К.4435 Кира Г.4446Катя К.4347Паша Я.4448Слава Ш.4439Вова Д.33210Даша А.44411Люба Ц.43212Настя И.43213Митя Г.33214Алик К.44415Эвелина П.444Всего баллов575346Средний балл 3,83,53,06Экспериментальная группа№Имя ребёнкаСоставление предложения по 3-м картинкам, связанным тематическиСоставление рассказа по серии сюжетных картинокСоставление рассказа по игрушке1Катя В.2112Катя Б.2013Надя Б.2234Никита А.1105Вадик П.2106Ксения Г.3127Андрей Ч.2018Саша В.1009Слава К.20210Надя Н.21211Кирилл К.12012Илья Г.11113Василиса Д.31214Артем Р.12215Андрей С.110Всего баллов231417Средний балл1,50,91,1Приложение 4ЗАДАНИЕ 1.Контрольная группа.Алена Б.Лев, кресло, телевизор. Лев сел в кресло и стал смотреть телевизор.Мишка, стол, кружка с чаем. Мишка сидит за столом и пьет горячий чай.Лиса, стиральная машинка, платочек. Лиса в стиральной машинке стирает платочек.Дима Н.Лев, диван, компьютер.В: Посмотри внимательней.Р: Кресло, телевизор. Лев сидит на диване и смотрит телевизор.Мишка, стол, кружка. Мишка пьет чай за столом.Лисичка стирает свой платочек.Миша С.Лев, диван, телевизор.Лев сидит на диване и смотрит телевизор.В: Это не диван. Что это?Р: Кресло. Лев сидит на диване и смотрит телевизор.Медвежонок, ваза, стол, кружка с чаем. Медвежонок лежит на столе…..нет, пьет чай за столом.Лиса, стиральная машина, платок. Лиса стирает платок.Валя К.Лев, кресло, телевизор. Лев включил телевизор, сел в кресло и стал смотреть. Мишка, стол, кружка с чаем. Мишка заварил чай, поставил на стол вазу, потом, сел за стол и стал пить чай. Лиса, стиральная машинка, платочек. Лиса в стиральной машинке стирает платочек.5. Кира К.Лев, кресло, телевизор. Лев сел в кресло, включил телевизор и стал смотреть.Мишка, стол, кружка с чаем. Мишка сел за стол попить чай.Лиса, стиральная машинка, платок. Лиса включила стиральную машинку. Чтобы постирать платок и другие вещи.Катя К.Лев, кресло, телевизор. Лев включил телевизор, сел в кресло и стал смотреть мультики.Мишка, стол, кружка с молоком. Мишка сел за стол и выпил кружку молока.Лиса, стиральная машинка, платок. Лисичка постирала свой красивый платок.Паша Я.Лев, кресло, телевизор. Лев дома, сидит в кресле и смотрит телевизор.Мишка, стол, кружка с чаем. Мишка сидит за столом и пьет чай.Лиса, стиральная машинка, платочек. Лиса стирает платочек в машинке.Слава Ш.Лев, кресло, телевизор. Лев сел на кресло, смотрит телевизор.Мишка, стол, кружка. Мишка за столом пьет чай. Чай в кружке.Лисичка стирает свой платочек. Стирает в стиральной машине.Вова Д.Лев, диван, телевизор. Лев пришёл домой, сел и включил телевизор.В: Как лучше сказать, чтобы было ясно, а где сидит лев?Р: Кресло. Лев сидит на кресле и смотрит телевизор.Медвежонок, ваза, стол, кружка с чаем. Медвежонок сидит. Стол…..нет, здесь кружка, пьет чай за столом.Лиса, стиральная машина, платок. Лиса стирает платок. Ей нужна машина.Даша А.Лев, кресло, телевизор. Лев включил телевизор, сел в кресло, нашёл кино и стал смотреть.Мишка, стол, кружка, в кружке чай. Мишка заварил чай, потом, сел за стол и стал пить чай из своей кружки. Лиса, стиральная машинка, платочек. Лиса решила постирать платочек в стиральной машинке.Люба Ц.Лев, кресло, телевизор. Лев сел в большое кресло, включил телевизор и стал смотреть передачи.Мишка, стол, кружка. Мишка сел за стол попить чай. Чай у него в кружке. Кружка красивая, он её очень любит. Это любимая кружка, и чай вкусный.Лиса, стиральная машинка, платок. Лиса включила стиральную машинку. Она хочет постирать платок и другие свои вещи.Настя И.Лев, кресло, телевизор. Лев включил телевизор, сел в кресло, хотел посмотреть мультики.Мишка, стол, кружка с молоком. Мишка сел за стол и выпил кружку молока.Лиса, стиральная машинка, платок. Лисичка постирала свой красивый платок. У ней есть новая стиральная машина.Митя Г.Лев, кресло, телевизор. Лев сидит на кресле и смотрит по телевизору мультики.Мишка, стол, кружка. Мишка пьет чай за столом. Чай в кружке. Кружка красивая.Лиса, стиральная машинка, платок. Лисичка стирает свой платочек в машинке.Алик К.Лев, кресло, телевизор. Лев включил телевизор, сел в удобное кресло и смотрит кино.Мишка, стол, кружка с чаем. Мишка сидит за столом и пьет чай. Чай у него в красивой кружке.Лиса, стиральная машинка, платочек. Лиса решила постирать платочек в стиральной машинкеЭвелина П.Лев, кресло, телевизор. Лев сел в кресло. Кресло большое и удобное. Лев стал смотреть кино по телевизору.Мишка, стол, кружка. Мишка сидит за столом и пьет молоко из кружки.Лиса, стиральная машинка, платочек. Лиса положила свой платок в стиральную машину, чтобы постирать.Экспериментальная группа.1. Кирил К.Лев, кресло, телевизор. Сидит на диване. Смотрит телевизор в кресле.Мишка, стол, чашка.В: Что в чашке?Р: Чай горячий. Мишка пьет, за столом сидит.В: Что пьет?Р: чай.2. Андрей С.Это тигр….лев, а это кресло, а это телевизор. Смотрит телевизор, сидит на кресле еще.Это мишка, а это стол, а это стол.В: С чем кружка?Р: С чаем. Он пьет чай на столе.Лиса, стиральная машинка, платок. Она, она стирает вещи, а бабушка стирает платок.3.Надя Н.Тигренок.В: Нет, это лев.Р: Лев, кресло. Телевизор. Сначала в кресло сел……В: А потом?Р: Смотрит телевизор.Медвежонок, стол, это кружка.В: Что в кружке?Р: В кружке чай. Мишка, стол, кружка. Пьет….сел за стол и попил чай.Лиса,….стиральная машинка….это…В: Платок.Р: Платок. Лисичка включает машинку…..В: Для чего?Р: Чтобы стирать.В: Что стирать?Р: Платок.4.Ксения Г.Лев, диван «Как это называется?»В: Телевизор. А это что?Р: Кресло. Лев ложится на кресло и смотрит телевизор.Мишка, чашка, стол. Мишка заваривает чай, садится за стол и пьет.Лиса, стиральная машинка, платок…..В: Что сделала лиса?Р: Лиса смотрит. Стирает платочек.5.Катя Б.Лев, кресло, телевизор. Ну, пришел и сел и смотрит телевизор.Медвежонок заваривает чай.В: А зачем ему стол?Р: Он ставит стол с розами.В: Зачем ему нужен стол?Р: Чтобы туда поставить кружку и сесть пить чай.Лиса, стиральная машина. Лиса смотрит. Лиса на стиральную машинку смотрит.В: Ты забыла про платочек. Что лиса делает?Р: Стирает платочек.Вадик П.Лев, диван, телевизор. Садится на кресло и смотрит телевизор.Мишка, стол, кружка.Он пьет на столе.Лисичка, стиральная машинка, платочек. Не знаю, стирает платочек.Артем Р.Лев, сиденье, телевизор.В: Как это сиденье называется?Р: Кресло. Лев сидит на кресле и смотрит телевизор.Мишка, стол, кружка. В кружке чай добавлен. Пьет чай на столе… за столом «Правильно?»Лиса, стиральная машинка…..бантик….платочек. В: Что делает лиса?Р: Думаю, что стирает платочек.8. Саша В.Лев, кресло, телевизор. Сидит кресло. Лев сидит. Смотрит телевизор в кресле.Мишка, стол, чашка.В: Что в чашке?Р: Чай горячий. Мишка пьет, за столом сидит. Чай пьёт. Чай в кружке.Лиса дома. Машинка. Платочек. 9. Слава К.Это лев, а это кресло, а это телевизор (показывает). Смотрит телевизор, сидит на кресле еще. Сидит, смотрит. Смотрит телевизорЭто мишка, а это стол, здесь кружка.В: Что в кружке?Р: Чай. Он пьет чай на столе.Лиса, стиральная машинка, платок. Она, она стирает вещи, много вещей. Там есть платок.10.Надя Н.Лев, кресло, телевизор. Домой шёл. Сначала в кресло сел……Смотрит телевизор.Медвежонок, стол, это кружка. Чай. Мишка, стол, кружка. Пьет….сел за стол и пил чай.Лиса,….стиральная машинка….это…В: Платок.Р: Платок. Лисичка включает машинку…..Платок там.11. Кирилл К.Лев, «Как это называется?»В: Телевизор. А это что?Р: Кресло. Лев сел на кресло и смотрит.Мишка, чашка, стол. Мишка хочет чай, садится за стол, кружка его и пьет.Лиса, стиральная машинка, платок…..Там платок. Он стирает. Лиса стирает.12. Илья Г.Лев, кресло, телевизор. Ну, пришел, сел, смотрит. Потом мультики смотрел.Мишка заваривает чай.Хочет пить. Пить чай очень хочет. Чай столе.Лиса, стиральная машина. Лиса смотрит. Лиса на стиральную машинку смотрит.В: Что лиса делает?Р: Платочек делает чистый.13. Василиса Д.Лев, диван, телевизор. Садится на диван, потом удобное кресло, потом мультики, потом смотри кино, смотрит телевизор.Мишка, стол, кружка. Он пьет на столе. Кружка большая.Лисичка, стиральная машинка, платочек. Не знаю, стирает платочек.14. Артем Р.Лев, стул, телевизор.В: Как этот стул называется?Р: Кресло. Лев сидит на кресле, спать хочет, смотрит телевизор.Мишка, стол, кружка. В кружке чай. Пьет чай на столе… за столом «Правильно?» Чай был в кружке, он горячийЛиса, стиральная машинка…..бантик….платочек. В: Что делает лиса?Р: Стирка у неё, порядок буде..15. Андрей С.Лев, кресло, телевизор. Сидит, смотрит, видит.Мишка, стол, чашка. Чай горячий. Мишка пьет, сидит. Лиса дома. Стирка. Тут машинка. Платочек, грязный. ЗАДАНИЕ 2Контрольная группа.Алена Б.Р: Червячка. Стал тянуть. Второй цыпленок тоже стал тянуть. Вместе тянут и вытащили мышку.2. Дима Н.Р: Червячка. Он захотел его поймать – цап - за червячка, и потащили вместе. Тянут, потянут и увидели мышь. Цыплята упали. 3.Миша С.Увидели хвост, подумали, что это червячок. Один стал тянуть. Тянул, тянул.Другой посмотрел и сказал: « Можно мне». И они начали вместе тянуть. Тянули, тянули и вытянули крысу. Они испугались и упали.4.Валя К.Один цыпленок вдруг увидел червяка. Другой искал - ищет, ищет. Потом он схватил тот червячок, а это был не червячок, а корень….. Нет, схватил, тащит, а… и второй зацепился. Тащат, тащат, а это была мышка. И они испугались, и один упал, а другой крылышки поднял и так…5. Катя К.Р: Увидел мышь.В: Посмотри повнимательней. Что он увидел?Р: Увидел червяка. Потянул, и другой цыпленок тоже потянул….Они ее вытащили, и она им сказала… Они испугались.6. Кира К.Первый цыпленок увидал червячка, стал тянуть. Второй смотрел, смотрел и стал помогать. Вместе они потянули со всей силы и вытянули крысу. Они очень испугались, один упал, а другой сел от страха.7. Паша Я.Увидел в траве червячка, и стал тянуть. Второй цыпленок увидел и решил ему помочь. Он схватил клювом червяка, и они стали тянуть вместе. Тянули, тянули и вытянули страшную крысу. От страха один цыпленок упал, а второй сел и поднял крылышки.Слава Ш.Увидели хвост, подумали, что это червячок. Один стал тянуть. Тянул, тянул. Другой посмотрел. И они начали вместе тянуть. Тянули, тянули и вытянули. Они испугались и упали.Вова Д.Один цыпленок вдруг увидел червяка. Другой искал - ищет, ищет. Потом он схватил тот червячок….. Нет, схватил, тащит, а… и второй тащит. Тащат, тащат, они упали. И они испугались.Даша А.Первый цыпленок увидал червячка, стал тянуть. Второй смотрел, смотрел и стал помогать. Вместе они потянули со всей силы и вытянули зверька. Они очень-очень испугались, один упал, а другой тоже упал.Люба Ц.Увидели червячка. Стал тянуть один. Второй цыпленок тоже стал тянуть. Вместе тянут, а как вытащили испугались.Настя И.Увидел червяка. Потянул, и другой цыпленок тоже потянул….Они ее вытащили, Они испугались.Митя Г.Один цыпленок увидел червяка. Другой искал - ищет, ищет. Потом он схватил тот червячок. Нет, схватил, тащит, а… и второй зацепился. Тащат, тащат, а это была мышка. Они испугались и упали.Алик К.Первый цыпленок увидал червячка, он стал тянуть. Второй смотрел, смотрел и тоже стал помогать. Вместе они потянули со всей силы и вытянули, но не червяка, а зверя. Они очень испугались и хотели бежать.Эвелина П.Увидели хвост, подумали, что это червячок. Стали тянуть. Тянули, тянули. Долго тянули. Тянули, тянули и вытянули. Они испугались и упали.Экспериментальная группа.1. Катя Б.Р: Цветочек.В: Что было потом?Р: Цветочек тянет….В: А второй цыпленок?Р: Нет.В: Что было дальше?Р: Хотят вытянуть палку.В: Что на последней картинке?Р: Увидели мышь.В: Значит, что они тащили?Р: Хвост…В: Что с ними произошло? Посмотри внимательней.Р: Они испугались.Саша В.В: Что увидел?Р: Хвостик.В: Посмотри внимательно - на что хвостик похож?Р:-В:(инструкция читается еще раз).Р: На червячка…..В: Что было дальше?Р: Он потянул….В: А другой цыпленок?Р: Смотрит….В: Дальше.Р: Тоже тянет….В: Кого они вытянули?Р: Мышь.Слава К.Р: Цветочек.В: Посмотри внимательнее, что под цветочком?Р: Червячка. Потянул. Никак не вытянуть…В: А другой цыпленок?Р: Стал помогать, и вытянули мышку.В: Что стало с цыплятами?Р: Они упали.4. Надя Н.Р: Мышкин хвост…..В: Цыпленок подумал что это…?Р: Червячок. Он тянет. Тянул, тянул и двое тянут…..В: Второй цыпленок стал ему помогать.Р: Может, подумал, что это длинный червяк….В: Что на последней картинке?Р: Оттуда вылезла мышь. У нее длинный хвост, они испугались.Кирилл К.Р: Червяка. Потом они его поймали. Потом они начали жадничать, а это была крыса.Катя В.Р: Увидел червяка. Они его вытащили.В: Расскажи по порядку. Что на первой картинке?Р: Цыпленок вытащил.В: Посмотри внимательно.Р: Тянет…В: А второй цыпленок?Р: Второй цыпленок тоже взялся. Потом они вытащили и испугались.В: Почему испугались?Р: Потому, что она была большая.В: Кто?Р: Крыса немного большая была.7. Вадик П.Чей-то хвост,…. а червяк. Он его тащит, а теперь два, и они увидели мышь и испугались, и она испугалась. Все трое испугались.8. Артем Р.Это утятки, цыпленки… цыплята…..В: Что увидел цыпленок? Р: Думал, что это червячок и взял за хвост. Потянул за хвост и увидел крысу.В: Что было до этого? Посмотри на предыдущую картинку.Р: Другой потом с ним стал тянуть, и вытащили крысу. Один упал, а другой чуть не взлетел. Я знаю, он упал, а другой сел. Они пытались убежать.Никита А.Р: Цветочек, потом увидел маленький - капусту какую-то.В: На что это похоже?Р: На цветочек.В: А на червяка не похоже?Р: Похоже. Он схватил, потому, что хочет съесть…..В: А потом что было?Р: Потом они потащили……В: Дальше.Р: Вытянули, смотрят, как вытянули, а они испугались, такая страшная.Андрей Ч.Р:-В: Что увидел?Р: Хвостик.В: Цыпленок подумал, что это?Р: Хвостик.В: Посмотри внимательно, на что хвостик похож?Р: На червяка…В: Что было дальше?Р: Он потянул…В: А другой цыпленок?Р: Смотрит….В: Дальше.Р: Тоже тянет….. В: Кого они вытянули? Р: Мышь.Надя Б.Это цыпленки… цыплята…..Взяли хвост. Потянул хвост. Другой потом тянуть, и вытащили крысу. Упал, а другой летел. Ой, он упал, а другой сел. Они пытались бежать.12. Ксения Г.Увидел червяка. Они его вытащили.Нет тянет…Второй цыпленок взялся. Они вытащили.Она была большая.В: Кто?Р: Мышка, нет крыса.13. Илья Г.Червячок. Потянул. Никак не вытянуть…В: А другой цыпленок?Р: Помогать стал.В: Что стало с цыплятами?Р: Они упали. Они пугались14 Василиса Д.Хвост,…. а червяк кажется. Птичка тащит, а теперь два, и они тащат. Мышь. Все испугались.15. Андрей С.Р: Хвостик.В: Чей?Р: На червячка…..В: Что было дальше?Р: Он потянул….В: А другой цыпленок?Р: Тоже тянет….В: Кого они вытянули?Р: Зверя.ЗАДАНИЕ 3.Контрольная группаАлена Б.У меня есть кукла Маша. Она красивая. Есть домик, коляска. Я люблю с ней играть.Дима Н.Самая любимая полицейская машина на радиоуправлении. Синяя, большая. Подарил мне её дедушка.Миша С.Мне на день рождения подарили Мишку. Он белый с синим бантиком. Он учится в школе. Ходит со мной в садик.Валя К.Я люблю зайчика. Пушистый. Мягкий. Сидит на диване. Я с ним играюКира Г.У меня есть медведь. Большой. Сидит на кресле. Я его кормлю, укладываю спать. Смотрим книжки.Катя К.Большая собака. Ушки большие. Лапки большие. Глазки большие. На шее ошейник. Он синий. Она охраняет меня ночью.Паша Я.Я люблю играть в железную дорогу. Поезд красный. Один вагончик синий. Другие жёлтые. Они маленькие. Быстро бегают по дорогеСлава Ш.У меня есть большая машинка. Красная. Я с ней играю. Строю гараж.Вова Д.Мне подарили машину. Большая, блестящая. Это моя самая любимая игрушка. Я люблю с ней играть. Строю гараж. Перевожу грузы. Беру в садик.Даша А.Кукла. Большая. У меня говорит. Красивое платье. Есть шапочка, сумочка, туфельки. Она спит со мной.Люба Ц.Я играю с куклой. Вожу в коляске. Кормлю. Она красивая. Я её люблю.Настя И.У меня большой розовый медведь. На шее у него красный бант. Глаза добрые, он мне улыбается. Я его сажаю за стол, кормлю. Потом ночью он тоже спит.Митя Г.Я люблю свой грузовик. Его мне Дед Мороз принёс под ёлку. Я всё время с ним играю. Там можно возить зверей.Алик К.Мне подарил дедушка футбол. Там две команды. Одни имеют форму жёлтую, а другие – зелёную. Есть два мяча. Можно отмечать счёт. Ворота можно снимать. Мы играем вечером с папой или дедушкой.Эвелина П.Кукла – мой друг. Её имя Даша. У ней красивое голубое платье и голубая шапочка. Она может закрывать глаза и говорить «Мама». Я её кормлю, учу. Спит со мной в кроватке. Она очень хорошая. В садике я по ней скучаю.Экспериментальная группа1 Катя В.Кукла. Маленькая. Глазки хлопают. Кушает кашу. Потом суп. Потом зайчик. Он тоже кушал.2. Катя Б.Люблю котика. Она жёлтый. Я играю.3. Надя Б.Мама подарила собачку. Жёлтенький. Ушки длинная. Кофточка красная. Язычок торчит. Я с ней сплю. Садик беру. Дома сидит диване.4. Никита А.У меня машина. У ней колесы есть, кабина, мотоль, люль, литяг (рычаг), педали, фали, кудов, стоб глюз возить. Я игаю.5. Вадик П.Пожарная машина. Папа купил. Ходили магазин. Красная. Я играю.6. Ксения Г.У меня кукла. Катя. Платье красивое. Глазки закрываются. Кукла суп. Кукла спит. Кукла сидел за столом7. Андрей Ч.Медведь. Медведь сидит столе. Она белый. Бантик красный. Помогает мне рисовал. Мы дружим.8. Саша В.Люблю машинку. Она возит машинку. Большая. Синяя. С моторчиком.9. Слава К.Красивый мяч. Круглый. Лежит коробке. Мяч быстро, когда пну. Играю другом.10. Надя Н.Новый год. Появился зайчик. Он розовый. Он маленькая. Он мягкий. Любит морковка. Я ложусь спать11. Кирилл К.Машинка. Играю, вожу, толкаю, прячу.12. Илья Г.Робот большой. Самый большой. Ходит. Ходит. Понимает. Может сказать. Говорит. Сидит в диване.13. Василиса Д.Был праздник. Появилась красивая игрушка. Мишка. Голубой. Глазки маленькая. Я сплю ним. Зовут Тоша.14. Артем Р.Есть моделька. Это импотная машина. Двеи откываются. Бысто едет. Игаю сам.15. Андрей С.Есть машина. Не знаю. Не хочу. Буду рисовать.

1. Алексеева, М.М., Яшина, В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.
2. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей [Текст] / А.Г. Арушанова. – М.: Мозаика – Синтез, 2004. – 292 с.
3. Барменкова, Т.Д. Характеристика нарушений связного речевого высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: Дис. ... канд. пед. наук. – М.- 1996. – 177 с.
4. Богуславская, З.М., Смирнова, Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. Книга для воспитателя детского сада [Текст] / З.М. Богуславская. - М.: Просвещение, 1991. – 206 с.
5. Бородич, А.М. Методика развития речи детей [Текст] / А.М. Бородич. - М.: Просвещение, 1981. – 256 с.
6. Вальчук, Е.В. Развитие связной речи детей 6 – 7 лет [Текст] / Е.В. Вальчук. – Воронеж: Издательский центр « Учитель», 2011. – 127 с.
7. Васильева, Н.Н. Развивающие игры для дошкольников [Текст] / Н.Н. Васильева. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 208 с.
8. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие [Текст] / В.К. Воробьева. – М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006. – 158 с.
9. Ворошнина, Л.В. Обучение творческому рассказыванию [Текст] / Л.В. Ворошнина // Дошкольное воспитание – 1991. – № 2. – С. 43 – 50.
10. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. – СПб.: СОЮЗ, 1997 – 96 с.
11. Выготский, Л.С. Детская психология: Собр. соч. Т. 4. [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Аудиокнига, 1982. – 200 с.
12. Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. [Текст] – М.: КомКнига, 2006. 144 с.
13. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А.Н. Гвоздев. – СПб.: Детство – пресс, 2007. – 472 с.
14. Гин, С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошк. учреждений: 3-е изд. [Текст] / С.И. Гин. — Минск: ИВЦ Минфина, 2007. — 112 с.
15. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / В.П. Глухов. – М.: АРКТИ, 2004. – 168 с
16. Давыдов, В.Г. От детских игр к творческим играм и драматизациям [Текст] / В.Г. Давыдов // Театр и образование: Сб. научных трудов. - М.: Союз, 1992. – С. 10 - 24
17. Дементьева, А.М. Рассказывание на занятиях с игрушками [Текст] / А.М. Дементьева. – М.: Эксмо – 2000. - С. 415-420
18. Деркунская, В.А., Рындина, А.Г. Игровые приемы и коммуникационные игры для детей старшего дошкольного возраста [Текст] / В.А. Деркунская, А.Г. Рындина. – М.: Центр педагогического образования, 2013 – 112 с.
19. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (дети с ОНР) [Текст] / Л.Н. Ефименкова. – М.: Просвещение, 1985. – 112 с.
20. Жинкин, Н.И. Речь как проводник информации [Текст] / Н.И. Жинкин. – М.: Наука, 1982. – 159 с.
21. Жукова, Н.С., Мастюкова Е.М.Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] / Н.С.Жукова, Е. М.Мастюкова, Т. Б. Филичева – М.: Просвещение, 1990. – 239 с.
22. Зимняя, И.А. Лингвопсихология речевой деятельности [Текст] / И.А. Зимняя. – М.: НПО «Модек», 2001.- 320 с.
23. Илькова, А.П. Педагогические условия включения пословиц и поговорок в систему развивающей речевой работы с дошкольниками; Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.п.н. [Текст] / А.П. Илькова. - М., 2001. - 22 с.
24. Игры – драматизации в детском саду: Методические рекомендации [Текст]. / Сост. Е.Л. Трусова – Киев: РМК дошкольного воспитания, 1991. – 36 с.
25. Короткова, Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию [Текст] / Э.П.Короткова – М.: Просвещение, 2004. – 398 с.
26. Левина, Р.Е. Уровни недоразвития речи // Дифференциальная диагностика речевых расстройств у детей дошкольного возраста [Текст] / Р.Е. Левина. – М.: Просвещение, 1998. – 242 с.
27. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст]. / А.Н. Леонтьев – М.: Смысл, Академия, 2004. – 352 с.
28. Лисина, М.И. Проблема онтогенеза общения [Текст] / М.И. Лисина - М.: Педагогика, 1986. – 144 с.
29. Логинова, В.И. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст] / В.И. Логинова, А.И. Максаков, М.И. Попова. – М.: Просвещение, 1984 – 223с.
30. Лурия, А.Р. Язык и сознание [Текст] / А.Р. Лурия // Под ред. Е.Д Хомской. – М.: Моск.ун-т, 1979. – 320 с.
31. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи [Текст] / В.К. Воробьёва.- М., 2006. - 256 с.
32. Павлов, И.П. Избранные произведения [Электронный ресурс] / И.П. Павлов. – М.: Государственное издательство политической литературы, 1949. http://e-heritage.ru/ras/view/publication/general.html?id=42041212
33. Парамонова, Л.Г. Воспитание связной речи у детей [Текст] / Л.Г. Парамонова // Методическое пособие. – СПб.: Детство – пресс, 2011. – 184 с.
34. Петрова, Т.И., Петрова, Е.С. Игры и занятия по развитию речи дошкольников [Текст] / Т.И. Петрова, Е.С. Петрова. – М.: Школьная пресса, 2009. – 128 с.
35. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2002. – 720 с.
36. Сеченов, И.М. Физиология нервной системы [Электронный ресурс] / И.М. Сеченов, И.П. Павлов, Н.Е. Введенский //Избранные труды, вып. 1. – М., Медгиз, 1952. - http://www.studmed.ru/sechenov-im-refleksy-golovnogo-mozga_2a31e253d62.html
37. Сидорчук, Т.А., Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи. Методическое пособие для педагогических дошкольных учреждений [Текст] / Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко. – М.: Белый ветер, 2004. – 304 с.
38. Смолянинова Е.Н. Связная речь (словосочетание) и грамматика [Текст] / Е.Н. Смолянинова. – СПб.: Питер, 2003. – 232 с.
39. Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические условия развития речи дошкольников в детском саду [Текст] // Повышение эффективности воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждениях / Ф.А. Сохин. – М.: Центр педагогического образования, 1988. – С. 37—45
40. Тихеева, Е.И. Развитие речи [Текст] // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2000. – С. 144 - 148
41. Ткаченко, Т.А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинам: пособие для логопеда [Текст] / Т.А. Ткаченко. – М.: Владос, 2006. – 47с.
42. Ушакова, О.С. Теория и практика развития речи дошкольника [Текст] / О.С. Ушакова. – М.: Сфера, 2008. – 240 с.
43. Филичева, Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста [Текст] / Т.Б. Филичева. – М.: Академия, 2000.-314 с.
44. Флерина, Е.А. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / Е.А. Флерина. – М.: Академия, 2000. – С. 409 – 415.
45. Цейтлин, С.Н. Язык и ребёнок: Лингвистика детской речи [Текст] / С.Н. Цейтлин. – М.: Владос, 2000. – 450 с.
46. Цейтлин С.Н. Язык. Речь. Коммуникация: Словарь [Текст] / С.Н. Цейтлин, В.А. Погосян, М.А. Еливанова, Е.И. Шапиро. – СПб.: Каро, 2006. – 64 с.
47. Шибицкая, А.Е. Словесное творчество детей 6–7 лет на материале русских народных сказок //Художественное творчество в детском саду [Текст] / А.Е. Шибицкая. – М.: Педагогика, 2000. – С. 134 - 139
48. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность [Текст] / Л.В. Щерба. – М.: Едиториал УРСС, 2004. – 432 с.
49. Эльконин, Д.Б. Психология игры. [Текст] / Д.Б. Эльконин. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 360 с.
50. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте [Текст] / Д.Б. Эдьконин. – М.: Педагогика, 1989. – 560 с.

театрализованные игры как средство формирования выразительности речи у детей дошкольного возраста

Министерство образования и науки амурской области

Государственное учреждение образования

Среднего профессионального образования

Амурский колледж

КУРСЫ

театрализованные игры как средство формирования выразительности речи у детей дошкольного возраста





Исполнитель:

Петько А. С. студент 2 курса








Благовещенск – 2009

Содержание

Введение

1 Теоретические основы формирования выразительности речи у детей дошкольного возраста

1.1 Анализ литературных источников по проблеме формирования выразительности речи у старших дошкольников

1.2 Театрализованная игра как средство формирования выразительности речи у детей дошкольного возраста

1.3 Организация театрализованной деятельности в условиях дошкольных учреждений

2 Исследование сформированности выразительной речи у детей дошкольного возраста

2.1 Содержание констатирующего эксперимента по формированию выразительной речи у детей дошкольного возраста

2.2 Условия в МДОУ для организации театрализованных игр

2.3 Сформированность выразительной речи у детей дошкольного возраста

Вывод

библиография

Приложение А. Исследование выразительности речи по методике И. Ф. Павалаки

Введение

Одним из малоисследованных направлений можно считать использование театрализованных игр, в целях формирования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.

Выразительность является качественной характеристикой речи в связи с этим, она рассматривается, как важный показатель речевой культуры личности

Основным назначением выразительности речи является обеспечение эффективности коммуникации, вместе с выразительность можно считать важным средством выражения речевой личности. Проблема формирования выразительности речи ребенка нашли отражение в работах известных отечественных психологов, таких как Л. с Выготский, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, А. В. Запорожец, а также учителей – A. M. Леушина, Ф. А. Сохин, О. С. Ушакова, А. И. Полозова и др. Однако в работах учителей были рассмотрены некоторые аспекты выразительности, без учета ее интегративного характера.