Особенности обучения грамоте у детей старшего дошкольного возраста с ФФН

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Логопедия
  • 66 66 страниц
  • 63 + 63 источника
  • Добавлена 23.03.2016
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ С ФФН 5
1.1. Современные представления о процессе обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями 5
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей с ФФН 17
1.3. Современные подходы в обучении детей с ФФН овладению грамотой 24
ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ФФН ПРИ ОБУЧЕНИИ ГРАМОТЕ 36
2.1. Организация и методы исследования 36
2.2. Методика оценки состояния речи у детей с ФФН 37
2.3. Анализ сформированности основ грамоты у детей старшего дошкольного возраста с ФФН 40
ГЛАВА 3. СИСТЕМА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ НАВЫКАМ ГРАМОТЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФФН 44
3.1. Методика логопедической работы по подготовке к обучению грамоте детей с ФФН 44
3.2 Анализ эффективности разработанной методики по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ФФН 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
ЛИТЕРАТУРА 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 66

Фрагмент для ознакомления

Постановка звуков осуществляется при максимальном использовании всех анализаторов.Следовательно, преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития. Система обучения и воспитания детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием включает коррекцию речевого дефекта и подготовку к полноценному обучению грамоте.Мы исследовали особенности речевого развития старших дошкольников с ФФН и на основе анализа полученных данных разработали методику формирования навыков грамоты. Была доказана ее эффективность, поскольку в экспериментальной группе мы отметили позитивную динамику результатов, причем величина ее была значительной по сравнению с контрольной группой. Таким образом, цель достигнута, задачи решены.ЛИТЕРАТУРААгранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. - Санкт-Петербург, 2001.Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников. - М-, 1998. - 399 с.Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки. – СПб., 1999. Балобанова В.П., Богданова Л.Г. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб., 2001. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения речи (в норме и патологии).-М.: Педагогика, 1977. -176 с.Богуш А.М. Обучение правильной речи в детском саду. - К-: Рад. школа, 1990Богуш А.М. Речевая подготовка детей к школе. - К.: Р.ад- школа, 1984- - 174с.Большакова С. Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. Методическое пособие. - М., 2007.Бородин А.М. Методика развития речи детей. - М.: Просвещение, 2001. -С. 146.Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М., 2001.Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учебное пособие. — М.: Просвещение, 2005. - 191 с.Волкова Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей. – СПб., 1999.Воспитание и обучение детей с тяжелыми нарушениями речи : программа для общеобразовательных учреждении с русским языком обучения / авт.-сост. Ю. Н. Кислякова, Л. Н. Мороз. — Минск : Нац. Ин-т образования. 2007.-280 с.Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Лабиринт, 1996. -414 с.Гвоздев О.М. Вопросы изучения детской речи. - М., АПН РСФСР, 1961.Генинг М. Г., Герман Н. А. Обучение дошкольников правильной речи. Пособие для воспитателей детских садов. 4-е издание . -- Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1980.Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школьному обучению // Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной М. , 1998. - 346с. ;Денисова О.А. и др. :под редакцией В.И. Селиверстова. Детская логопсихология . - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. -175с.;Детский голос. / Под ред. В. И. Щацкой. — М.: Педагогика. - 2000. - 232с.Диагностика готовности детей к усвоению фонемно-морфологического принципа письма // Методика выявления речевых нарушений у детей и диагностика их готовности к школьному обучению / Под ред. Соботович Е. Ф. - К.: ПП "Компанія "Актуальна освіта", 1998. - С. 91-99. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М.: Просвещение, 1981. - 112 с.Жильцова О.Л. Формирование фонематической готовности к овладению грамотой у старших дошкольников с нарушениями речи. – М., 2001.Жинкин Н.И. Механизмы речи. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 2008. - С.328.Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей. – М., 1999. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. - М.: Просвещение, 1973.ЗеленинА. Расстройства речи в детском возрасте / пер. с чсш. Е. О. Соколовой; под ред. и с предисл. В. К. Трутнева, С. С. Ляпидевского. — М. : Медгиз, 1962.-300 с.Иваненко С.Ф. Формирование восприятия речи у детей с тяжёлыми нарушениями произношения. - М.: Просвещение, 1984.Карпова С.Н, Осознание словесного состава речи дошкольниками. - М,: МУ, 1967,Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. - М.: Просвещение, 1985.Каше Г.А. Исправление недостатков речи у дошкольников. – М., 2008.Каше Г.А., Филичева Т.В. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. – М ., 2009.Ковшиков В.А. Исправление нарушений разных звуков: методы лечения и дидактические материалы. -СПб.:САТИС, 1995.-71 с.Коррекция нарушений речи: программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи / автор.-сост. Г. В. Чиркина. — М.: Просвещение, 2008. — 275 с.Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М. ,1991 - 152с. ;Курицына А.М. Формирование связной речи у детей 5-6 летнего возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи //Дефектология. - 1998. №6.Лалаева Р.И. О проблеме формирования готовности к школьному обучению дошкольников с нарушением речи// VІІ царскосельские чтения / Под ред. В.Н. Скворцова. СПб. ,2003. Том ІІІ. ;Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности - М, 1965. - 245 с.Логопедия: Учебник для студ. дефектологических фактов вузов. / Под ред. Л.С. Волковой, Н.С. Шаховской. -М.: ВЛАДОС. 1998.-680 с.Лопатина Л.В., Серебрякова Н.С. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. - Санкт-Петербург, 2001.Лопатина Л.В.. Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. - Санкт-Петербург: Союз, 2001. - 186 с,Лурия А.Р. Мышление и речь. - М.:Москов. ун-т, 1975.Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. - М.: Просвещение, 1991.Монтессори М. Дом ребенка. Метод научной педагогики Перевод: Займовский C. — СПб.: Астрель, М.: АСТ, 2005. – 272 с. Нижегородцева Н.В. , Шадрико В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. М. ,2001 ;Правдина О.В. Логопедия: Учебное пособие. - М: Просвещение, 2013. -272 с.Рибцун Ю. В. Коррекционно-развивающая программа обучения детей пятого года жизни с ФФНР: современный взгляд / Ю. В. Рибцун // Специальное образование : материалы VII Междунар. науч. конф., 21–22 апр. 2011 г. / под общ. ред. проф. В. Н. Скворцова. – СПб. : ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2011. – Т. 1. – С. 248–252.Рибцун Ю. В. Создание программ для воспитателей логопедических групп как условие повышения качества специального образования дошкольников [Электронный ресурс] / Юлия Валентиновна Рибцун // Формирование личности ребенка с особыми потребностями в условиях меняющегося мира : материалы Междунар. науч.-практ. интернет-конф. (17 января – 17 мар та 2011 г.). – Режим доступа к изд. : http:/ itdsel.bspu.unibel.by › ru/content/new6/new2/new7/Рыбина Э. Ознакомление детей логопедической группы со словами терминами «звук», «слоги», «слово» //Дошкольное воспитание. - 1984. - №10.Соботович Е. Ф. Психолингвистическая структура речевой деятельности и механизмы ее формирования / Е. Ф. Соботович. – К. : ИЗМН, 1997. – 44 сТуманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников / Под ред. Т.Б. Филичевой. - М.: Гном IД, 2001. - 47 с.Ушакова Т.Н. Принципы развития ранней детской речи //Дефектология. 2004. - №5.Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии: Учебное пособие. — М.: Просвещение, 2009. - 223 с.Филичева Т. Б. Основы логопедии / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – М. : Просв., 1989. – С. 48–52.Филичева Т. Б. Программа обучения и воспитания детей с фонетико- фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада) : учеб. пособие для логопедов и воспитателей детских садов с нарушениями речи / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М. : МГОПИ, 1993. – 239 с. : ил.Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. - М.: Просвещение, 1987.Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения:Практикум по логопедии. — М.: Просвещение. 2009. — 238 с.Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: практикум по логопедии : учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 03.08 «Дошк. воспитание» / М. Ф. Фомичева. – М. : Просв., 1989. – 239 с. : ил.Хватцева М.Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста: Пособие для студентов. - М.: Учпедгиз. 2011. - 270 с.Цветкова Л.С. Нейропсихология счёта письма и чтения. - М.,2000.Черкасова Е. Л. Логопедическая работа с дошкольниками, имеющими нарушения речи и минимальное снижение остроты слуха // Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте: Методическое пособие / Сост. И. Ю. Кондратенко. — М. : Айрис-пресс, 2005. — 224 с.Щедровицкий Г. П. Система педагогических исследований (методологический анализ) / Г. П. Щедровицкий // Педагогика и логика. – М., 1993.-59.Эльконин Д.Б. Некоторые вопросы психологии усвоения грамоты //Вопросы психологи. - 1956. - №5.Эльконин Д.Б. Как учить детей читать. - М., 1976.ПРИЛОЖЕНИЕПриложение №1.Результаты констатирующего экспериментаТаблица 1. Результаты исследования звукопроизношения на констатирующем этапе у экспериментальной группыФамилия, имя исследуемогоБаллы за выполнение задания (усреднено за 3 попытки)Результат«Волшебный колпачок»«Наоборот»«Собери осенний букет»Аноп К.0,5000,5Артюх И.0,5101,5Викторов И.000,50,5Воронова В.0000Гришина М.0,5101,5Загвоздин М.0011Иськов А.000,50,5Кротов А.0,5000,5Левко О.0000Миненко Д. 000,50,5Николаенко А.1102Петров С.0000Спицин М.000,50,5Федорова С.1001Янникова И.000,50,5Среднее0,270,20,230,7Таблица 2. Результаты исследования звукопроизношения на констатирующем этапе у контрольной группыФамилия, имя исследуемогоБаллы за выполнение задания (усреднено за 3 попытки)Результат«Волшебный колпачок»«Наоборот»«Собери осенний букет»Алексеев С.0,5000,5Варка И.1001Винницкая А.000,50,5Григорьева Т.0011Гришина М.0,5101,5Ищенко А.000,50,5Малькова Т.1012Матвеева И.0000Нестеров Т.0,5000,5Павиц Н. 000,50,5Ростин А.000,50,5Свиридов К.0,5000,5Фармель Р.0101Харитонов В.0000Ясвин Л.000,50,5Среднее0,270,130,30,7Таблица 3. Результаты исследования фонематического слуха на констатирующем этапе у экспериментальной группыФамилия, имя исследуемогоБаллы за выполнение задания (усреднено за 3 попытки)Результат«Слушай и показывай»«Кто самый внимательный?»«Слушай и повторяй»Аноп К.0,500,51Артюх И.0000Викторов И.000,50,5Воронова В.0011Гришина М.00,500,5Загвоздин М.0011Иськов А.0000Кротов А.0,5000,5Левко О.0000Миненко Д. 0000Николаенко А.0,500,51Петров С.0000Спицин М.0000Федорова С.0011Янникова И.00,500,5Среднее0,10,070,30,5Таблица 4. Результаты исследования фонематического слуха на констатирующем этапе у контрольной группыФамилия, имя исследуемогоБаллы за выполнение задания (усреднено за 3 попытки)Результат«Слушай и показывай»«Кто самый внимательный?»«Слушай и повторяй»Алексеев С.0000Варка И.000,50,5Винницкая А.0101Григорьева Т.0101Гришина М.0101Ищенко А.000,50,5Малькова Т.0011Матвеева И.0000Нестеров Т.00,500,5Павиц Н. 00,500,5Ростин А.0000Свиридов К.0000Фармель Р.000,50,5Харитонов В.0000Ясвин Л.0000Среднее00,30,170,4Таблица 5. Результаты исследования слоговой структуры слова на констатирующем этапе у экспериментальной группыФамилия, имя исследуемогоБаллы за выполнение задания (усреднено по категориям)РезультатОдносложныеОдносложные со стеечнием согласных Двусложные со стеч. Согл. в нач.Двусложные со стеч. Согл. в сер.Двусложные со стеч. Согл. в конце.Трехсложные со стеч. Согл. в нач.Трехсложные со стеч. Согл. в сер.Трехсложные со стеч. Согл. в концеЧетырехсложныеАноп К.100,50000001,5Артюх И.110000000,52,5Викторов И.1000000001Воронова В.0,50000,5010,502,5Гришина М.1000,5000001,5Загвоздин М.0,50,511000003Иськов А.1000000001Кротов А.0,500,501100,503,5Левко О.1000000001Миненко Д. 10,500000001,5Николаенко А.0,5000,50,50,50,5002,5Петров С.100,50000001,5Спицин М.1000000,50,502Федорова С.1010100003Янникова И.110,500000,503Среднее0,90,20,30,130,20,10,130,130,032Таблица 6. Результаты исследования слоговой структуры слова на констатирующем этапе у контрольной группыФамилия, имя исследуемогоБаллы за выполнение задания (усреднено по категориям)РезультатОдносложныеОдносложные со стеечнием согласных Двусложные со стеч. Согл. в нач.Двусложные со стеч. Согл. в сер.Двусложные со стеч. Согл. в конце.Трехсложные со стеч. Согл. в нач.Трехсложные со стеч. Согл. в сер.Трехсложные со стеч. Согл. в концеЧетырехсложныеАлексеев С.100,50,5000002Варка И.1000,50,500002Винницкая А.000,50,500,50001,5Григорьева Т.0,500,50000001Гришина М.10,5000,500002Ищенко А.0010000001Малькова Т.000,50,50,50000,52Матвеева И.0,5000,500,50,50,502,5Нестеров Т.0001000001Павиц Н. 0001000001Ростин А.0,500,50,5100,5003Свиридов К.0,500,50000,5001,5Фармель Р.10,50,50000002Харитонов В.0,50,510,5001,5003Ясвин Л.0,50,500,510,50003Среднее0,50,130,370,40,230,10,20,030,031,9Приложение №2.Методика звукового анализа слов. М.Хеннинг И А.Герман[16]Авторами разработаны оригинальные рассказы-рассказы в виде песенок и сказок в соответствии с теми звуками, которые дети изучают.Итак, звуки подаются детям в виде различных песенок, которые поет Веселый язычок. Каждая песенка связана с соответствующим конкретным образом: звук с с комаром, звук же - с большим жуком, звук ш - с сердитым гусем, звук р - с мотором самолета и тому подобное. Так конкретное воплощение звуков дает возможность связать каждый звук с соответствующей картинкой, а после - с буквой.Ознакомление детей со звуком происходит в рассказах, где главное внимание детей направляется на слуховое восприятие определенного звука, связанного с конкретным образом и на произношение звука по подражанию. В этих рассказах звуки ф. в, с, з, ц, ш, ч, р, л даются изолированно. Например, в рассказе «Комар» дети знакомятся со звуком с в рассказе «Не дразни гусей» - со звуком ш, звук с подают в рассказе «Песня водички» и другие.Изолированное произношение звуков п, д. т, д, к, г, х трудно связать с конкретным образом, поэтому с этими звуками детей знакомят в слогах и звукоподражаниях. Например, би. би. би - сигналит машина; пи. пи, пи пищит птенца.Подготовительные упражнения и ознакомление с артикуляцией звуков авторы рекомендуют подавать в виде сказок о Веселом Язичке. В этих сказках полость рта называется домиком языка, кончик языка - хвостиком, твердое небо - потолком, нижние зубы - крыльцом, верхние зубы - дверцей, а выдыхатемая струя при артикуляции звуков - ветерком.Предлагается такой ориентировочный план занятия:-Акустическое Знакомство со звуком по рассказу. - Знакомство с артикуляцией звука по сказкам Веселого Язычка. Шутка-чистоговорилки на этот звук. - Речевая игра.Закрепление правильного произношения звука происходит в форме шуток-чистоговорок. Рифма и ритм этих шуток облегчают произношение и запоминания звуков.Проговаривание чистоговорок происходит следующим образом. Воспитатель говорит четко чистоговорки, например, ра-pа-pa - высокая гора. Затем ее один раз повторяют все дети вместе, а после этого в воспитатель вызывает 2-3 детей, недавно усвоили произношение этого звука, но в речи его еще не употребляют. Первую часть чистоговорилки pa-pa-pa - говорит ребенок, только что усвоил изолированный звук, другая часть - высокая гора - ребенок, который уже может произнести слова со звуком р. Чистоговорки на дифференциацию звуков произносятся двумя подгруппами коллективно, а также в форме индивидуального опроса детей. Сложные чистоговорилки (вариант для подготовительной группы) проговариваются с детьми только индивидуально.От чистоговорок переходят к произношению звука в словах и предложениях. На первом занятии дают слова со звуком в начале слова, на втором - со звуком середине слова между гласными, затем со звуком в конце слова и в сочетании с другими согласными. Дидактическим материалом служит набор картинок-слов на этот звук. Картинки раскладываются на столе рисунком вниз. Воспитатель вызывает отдельных детей, предлагает взять картинку, продумать предложение с этим словом. Например, рыба-рыба плавает в реке.Для закрепления звуков в речи педагоги рекомендуют рассказы, в которых несколько слов с соответствующим звуком. Воспитатель читает рассказ 2-3 раза. Затем предлагает ответить на вопрос, а затем пересказать рассказ. В работе над звукопроизношением и фонетическим восприятием М.Генинг и Н.Герман предлагают использовать цветные сигналы звуков (цветные кружочки диаметром 9 см). Объединение речевых упражнений с выставлением цветных сигналов вносит в занятие игровой момент, вызывает у детей интерес к занятию. Цветное обозначение звуков условно, но стабильно. Для обозначения звука с берут кружочек синего цвета, для звука н - кружочек красного цвета. Звонкие согласные б, д, г обозначают зелеными, а глухие согласные п, т, к - черными кружочками. Звонкость звуков с и ж обозначают маленьким зеленым кружочком в центре синего и красного кружка. Мягкие и твердые согласные обозначают желтым и коричневым, звуки л и р - белым и розовым цветом. Мягкость произношения звуков рь и ль обозначается желтым кружком в середине розового (рь) и белого (ль) круга.Педагоги изготовили пособие для работы над анализом предложения и для игры «Мы пишем и читаем по цветным сигналам»: специальную кассу (размер 1 м х 50 см), на которой нашиты несколько рядов кармашков разной длины. В кармашки вставляются полоски, обозначающие предложения, слова и слоги. В первом ряду в длинный кармашек вставляется полоска-предложение. Затем идут два ряда по три кармашка для полосок-слов. В последнем ряду - 3 и маленькие кармашки для слов. Кармашки для слогов находятся под полосками-словами в третьем ряду.Полоски (предложения, слова и слоги) вырезают шириной в 6-8 см, так что половина полоски вставляется в кармашек. Внизу кассы - два глубоких кармана для хранения полосок-слов, слогов и цветных сигналов.Касса вывешивается на стене в группе, а во время занятий прикрепляется к доске. Используется также во время игры «В школу» и в свободное от занятий время.Для фронтального проведения игры «Мы читаем и пишем по цветным сигналам» изготавливают для каждого ребенка конверт с набором пособий. В конверте: пять полосок размером 10x2,5 см «слова», одна из которых поделена на 3 части; четыре полоски размером 5x2,5 см - «слоги»; набор цветных сигналов диаметром 2,5 см, по 3 сигнала на каждый звук.На шестом году жизни дети разделяют предложения (без приставки) на слова, а слова на слоги (части), а на седьмом году осуществляют звуковой анализ слов. Работа проводится на конкретном дидактическом материале, который дети могут видеть, действовать с ним: детям раздают картонные полоски разного цвета и длины для обозначения предложения, слова, состав, звука. Раскладывая на специальной доске с реечками эти полоски, ребенок наглядно представляет себе, что предложение состоит из слов, слова из слогов (на шестом году), состав из звуков (на седьмом году).Проиллюстрируем примером занятий, конспекты которых предлагают М. Генинг и Н.Герман [24].Знакомство с понятием «предложение» и «слово» Дидактический материал:Несколько картонных полосок зеленого цвета, длиной 15 см для обозначения слов.Одна картонная полоска, например, красного цвета, длиной 75см для обозначения предложения. Ширина полоски 5-6 см.Настенная доска с реечками или касса с кармашками в 4-5 рядов, в которые устанавливаются картонные полоски в верхний ряд - «предложение», во второй ряд - «слова». На последующих занятиях в 3-й и 4-й ряды вставляются «слоги» и «звуки-буквы».• Картинки большого формата с изображением, например, домашних животных, которые можно вставить в реечку; указка.Ход занятияВоспитатель: - Дети, сегодня мы с вами будем играть в школу, будем читать и писать. Кто, вас умеет по-настоящему читать? (Дети поднимают руки). Только Юра и Лена! А теперь мы будем все читать и писать! Сначала я вам покажу картинки, а вы узнаете, что на них изображено.Воспитатель выставляет на доске несколько картинок, например, изображение собаки, кошки, коровы, лошади. Дети называют картинки. Воспитатель оставляет на доске только одну картинку, над ней в реечки вставляет зеленую картонную полоску.-Кто нарисован на картинке? (Собака). Зеленый полоску будем считать словом, которое означает, что нарисовано на картинке.Как вы думаете, что я здесь «написала»? (воспитатель проводит указкой по полоске) (Собака).-Правильно!Воспитатель размещает еще одну картинку, а «написать» слово предлагает кому-нибудь из детей. То же проделывают с другими картинками. Последний из вызванных детей воспитатель предлагает «прочитать», что «написано» над всеми картинками. Картинки с доски снимаются и остается только одна, например, собака.Теперь дети, подумайте, что вы знаете о собаке? Что вы можете сказать о собаке? (Собака охраняет дом. Собака живет в будке).Хорошо! Вот как вы много знаете о собаке! Это уже одним словом не напишешь. Нужно целое предложение. Посмотрите, какое предложение я «написала»!Воспитатель вставляет в верхнюю реечку длинную красную полосочку, проводит вдоль нее указкой и читает: «Собака охраняет дом». Вызывает к доске по двое, детей. Один из них придумывает предложение и «пишет», то есть говорит предложения и вставляет длинную картонную полоску в верхнюю реечками; другой - «читает», то есть проводит по полоске указкой и повторяет это именно предложения. Вызывает вторую пару детей. Полоска-предложение несколько раз вставляется и вынимается. Каждый раз она обозначает другое предложение, придуманное детьми или подсказано воспитателем.А теперь, дети, будем уже без картинок «писать» и «читать».Воспитатель вызывает детей и дает им различные задачи: напиши »слово (ребенок вставляет зеленую полоску-слово во второй ряд сверху, придумывает слово и говорит его) «Напиши предложение» (ребенок вставляет красную длинную полоску-предложение в верхний ряд, придумывает предложения и говорит его) «Прочитай» слово (ребенок проводит указкой по зеленой полоске и проговаривает слово) прочти »предложения (ребенок проводит указкой по длинной красной полоске и говорит предложения) [241.Подаем конспект занятия на ознакомление детей с гласными звуками: а, о, у, и для шестого (седьмого) лет жизни.Тема: Знакомство детей с гласными звуками.Цель: Познакомить детей с гласными звуками.Дидактический материал: зеркальце и буквы а, о, у, и.Ход занятияВоспитатель: Сидел Язычок в своем домике. Стало ему скучно и захотелось песни попеть. Открыл он широко домик и запел: «а-а-а» (показывает, дети повторяют).Хорошая песенка получилась. Споем теперь другую, - сказал Язычок. Он выдвинул губы вперед колесом и спел «о о о». (Воспитатель и дети поют «о о о»).Затем язычок вытащил губы трубочкой и спел третьей песенку «в у-у». Опять Язычок улыбнулся и запел последнюю песенку: «и-и-и».Дети четко произносят гласные за воспитателем. который следит за положением губу детей. Вызывает отдельных детей и предлагает им произнести гласные а, о, у, и перед зеркалом.Устал Язычок громко петь и спой тихо (Воспитатель четко, но беззвучно артикулирует звук а).Угадайте, которую песенку язычок поет?Дети: а.         Воспитатель беззвучно артикулирует остальные гласных звуков, а дети за движениями губ отгадывают, которую песенку поет язычок. Затем воспитатель предлагает отдельным детям беззвучно артикулировать гласные, а другие дети отгадывают по положению губ, которую громкую ребенок артикулирует.           Гласные и, е это занятие не включаются, поскольку их артикуляцией по форме губ детям трудно отличать от артикуляции и, а.        Занятие завершается игрой «Эхо». Дети разбиваются на две группы. Первая группа громко говорит гласные, а вторая - «эхо» - тихо повторяет (дети меняются ролями).        Для ознакомления с согласными звуками авторы также разработали соответствующие песенки. К примеру:Звук СМама пошла в магазин. Вася остался дома. И пошел на кухню. Вася услышал: кап-кап! Это капала вода из крана. Вася хотел закрыть кран. Он залез на табуретку и вернул кран. Но вода полилась еще сильнее, с шумом: «с-с-с» (как полилась вода? Дети повторяют: «с-с-с»). Оказывается, Вася вернул кран не в ту сторону. Он быстро закрыл кран, и вода перестала течь и капать. Но Васе захотелось еще послушать, как течет вода. Он стал открывать и закрывать кран, а вода пела: «с-с-с» (как пела вода? Дети: «с-с-с»). Так Вася играл, пока не пришла мама. Мама увидела Василька у крана и рассердилась. Но Вася сказал: «Мама, я ничего плохого не делал, а только слушал, которую песенку поет водичка». Споем все вместе песенку водички. В дальнейшем звук с связывался с песенкой водички и картинкой «вода льется из крана».Звук ЗКомарНаступило лето. Маленький Вася вместе с другими детьми поехал на дачу. Вечером, когда все уже были в своих кроватках, ему стало грустно без мамы, и он долго не мог заснуть. Вдруг он услышал, что кто-то тихо поет: «з-з-з». Вася повернулся на другой бок и снова над самым ухом услышал ту же песенку «з-з-з».«Кто же это так поет? - Только успел подумать Вася, как в полумраке спальни увидел маленького комара. Комар крутился над Васиной головой и гудел:« з-з-з ». Вася стал отгонять его от себя, и комар вылетел в открытое окно. Но песенка комара Василькове понравилась, и он тихо пел ее, пока не заснул (как пел комар? Поют все вместе песенку комара).В дальнейшем звук з всегда связывался с песенкой комара.В старшей группе вместе с картинкой «комар» показывают звук [з] и предлагается прочитать песенку комара.Приводим конспект занятия, в котором авторы использовали несколько составленных ими песенок на различные звуки.Тема: «Артикуляция звука С»Дидактический материал: цветной сигнал звука [3].Ход занятияВоспитатель: Послушайте, дети, сказку о Язычке.«Язычку очень нравилась песенка водички. Он часто ее пел, но песенку водички он пел тихо, без голоса, а Язичку захотелось спеть песенку звонкую, с голосом. Он закрыл свой домик, прижал хвостик к крыльцу, пустил ветерок, включил голос и звонко звонок спой «з-з-з». «Это новая песенка, - сказал Язычок - это песенка комара. Комар так поет, когда летит и хочет кого-то укусить (Споем все вместе песенку комара. Дети говорят «з-з-з»).Когда мы поем песенку комара, мы пускаем холодный ветерок так же, как в песенке водички. Подставьте руку и проверьте. А песенку водички поем тихо, без голоса, песенку комара поем звонко, с голосом, чтобы нам не спутать песенку комара с тихой песенкой водички. Мы сейчас будем открывать и закрывать наш домик и петь разные песенки.Смотрите на меня. Домик широко-широко открыт, а язычок лежит себе спокойненько и ничего не делает, только музыку включил. Смотрите - «а а а». Споем все вместе: «а-а-а». Другая песенка - «о-о-о». Губы колесом, а язычок опять ничего не делает. Споем все вместе «о-о-о». Еще одна песенка. Смотрите - «у-у-у». Губы, а язычок отдыхает. Споем все вместе - «у-у-у».У Язычка еще много песенок и мы знаем много сказок о песенке Язычка. Все песенки Язычка звучат, поэтому они называются звуками. Взрослые люди не говорят «песенка водички», а называют «звук с»; не говорят «песенка мотора самолета», а называют «звук р». Сейчас мы будем искать в словах песенки Язычка, но будем уже их называть звуками. Я скажу слова, а вы угадайте, какой звук в начале слова первый?Воспитатель показывает картинку и называет слово «рак», выделяя первый звук - р. А теперь послушайте, какой звук слышен в конце слова? (говорит «рак», выделяя последний звук к).Правильно! В начале слова звучит р в конце слова звучит к, а что же звучит внутри слова? Смотрите хорошо на мой рот! Возможно, увидите, как работает мой язык внутри слова. Или возможно, он в середине слова только домик открывает, а не работает? (Произносим «рак», выделяющий а) (Внутри слова язычок не работает, а только домик открывает и поет «а-а-а»).Правильно! А теперь, дети, мы на доске «напишем» слово«Рак» звуками (показывает полоски-звуки). Вот какие у нас звуки. Если язычок работает, будем класть черным боком, а если только домик открывает - белым боком. Я буду медленно говорить слова, а вы будете раскладывать звуки по порядку и объяснять, какой это звук и работает язычок.Воспитатель вызывает одного ребенка и говорит слово «рак», выделяя каждый звук. Ребенок раскладывает полоски-звуки и говорит: р - язычок поднимается вверх и дрожит, кладу черную полоску: а - язычок не работает, только рот открывается, кладу белую полоску: к - язычок спинкой стучит в потолок, кладу черную полоску.Хорошо! А теперь мы можем посчитать, сколько звуков в этом слове (Дети, указывая указкой на полоски-звуки, считают).Затем берется другое слово, например, сок. Дети раскладывают полоски-звуки и объясняют: с - язычок пускает холодный ветерок, в - язычок не работает, губы открываются колесом, к - язычок стучит спинкой в ​​потолок.В конце занятия проанализированы слова разлагаются в три ряда: полосками-словами , полосками слогами, полосками-звуками. Повторяют, что слова состоят из слогов и выясняют, что слоги состоят из звуков. Часто дети сами приходят к выводу, что слова одновременно состоят из слогов и звуков [24].Приложение 3.Обучение грамоте по методу Марии Монтессори [43]Детей учили «видеть руками», поэтому этот метод ученый назвала еще «физиологическим». Поскольку совершенное развитие движений руки оказывается в письме рукопись), то обучения грамоте происходило не в печатном, а на рукописном шрифте. Дидактический материал Монтессори, рассчитанный на подготовку к письму рукописи, состоит из двух групп: а) для развития мышечного (мускульного) механизма руки; б) для укрепления «мышечной памяти движений», которые нужны для написания букв. Первая группа состоит из геометрических втулок и контурных трафаретов птиц, зверей и т.п., предназначенные для обводки и заштриховывания цветным карандашами с целью развития хроматического (цветового) чувства. Вторую группу материала составляют буквы, вырезанные из наждачной бумаги, наклеенные на картон (6-8 см строчные и 12-16 см прописные). Чтобы правильно написать буквы, ребенок должен ощупать в рассматриваемом ним направлении наждачную букву и таким образом запомнить движения, связанные с ее написанием и звуковым названием. Обводят букву двумя пальцами - указательным и средним - для более четкого ощущения. Для обучения грамоты была изготовлена ​​ двигательная азбука из картона, предназначенная для составления слов. При наложении она совпадала по величине с наждачными буквами. Гласные в азбуке обозначались красным цветом, согласные - голубым. К дидактических материалам входили изготовленные карточки для чтения со словами-названиями (номенклатура) и целыми фразами. Обучению письму предшествовали упражнения па развитие руки ребенка с целью научить его «писать без писания». Детей учили владеть орудием письма - ручкой. Например, содержание первого упражнения: ребенок кладет на бумагу геометрическую вкладку, обводит ее пальчиком и обрисовывает ее в направлении письма (слева направо) фигуру, которая вышла па бумаге, заштриховывает карандашом, цвет которого выбирает по собственному желанию. Чтобы избежать однообразия материала, М. Монтессори предлагала детям после геометрических вкладок заштриховывать шаблоны различных фигур - птиц, кошек и тому подобное. Целью второго упражнения было ознакомление детей с формой букв. их учили отличать одну букву от другой. Для этого детям предлагали большие рукописные буквы с из наждака размером 8 см и наклейки па карточки из тонкого картона (форма не печатных, а писаных букв). Дети обводили их в направлении письма сначала пальчиком, в дальнейшем двумя пальцами, а затем палочкой, которую держали как перо. В это время ребенку показывали и называли буквы: «Это А, а это и». Ребенок должен был их узнать и прочитать. После занятия детям предлагалось положить буквы на места в специальный ящик, в которой была своя шабатурка для каждой буквы, на дне шабатурки была нарисована эта самая буквы. Ребенок путем зрительного сравнения находил для буквы соответствующее место. Итак, знакомство с буквой осуществлялось в игровой форме с помощью различных анализаторов: зрения, осязания, слуха и мышечного чувства (например, дети отличали знакомые буквы с закрытыми глазами). После того, как ребенок выучил две-три гласные, ему показывали согласную. Сначала дети говорили не название буквы, а ее звук. После изучения предложенной буквы ребенок составлял слоги с изученными гласными; происходило ознакомление с составами. Для следующего этапа - составление слов предлагался другой дидактический материал, в частности буквы, а не наклеенные на картон, а вырезанные из картона или из кожи. Каждая буква изготовлялась в четырех экземплярах. Для них так же было отведено ящики с отдельными участками, на дне которых были обозначены соответствующие буквы, куда дети и складывали их после обучения. О сложившейся способности ребенка самостоятельно писать свидетельствовали ее уверенность и Параллельность штрихов в геометрических фигурах; умение различить буквы с закрытыми глазами, уверенность при составлении слов. Основываясь на принципе самообучения. Монтессори советовала не исправлять ошибки детей, а дать возможность ребенку исправить их самостоятельно. Для этого ребенку снова давали вкладки для штриховки и буквы для ощупывания, предлагали повторить и предыдущие упражнения к письму. Эти же упражнения использовали и тогда, когда дети уже достаточно хорошо научились писать - как ежедневную гимнастику для пальцев. М. Монтессори разработала своеобразную методику обучения детей читать и писать. М. Монтессори в книге «Дом ребенка» детально описывает методику построения слов. Педагог четко говорит слово, например, «мама», интонационно акцентируя первый звук «м». ребенок берет букву и преподает ее. Затем так же взрослый говорит букву «а» в слове «мама», ребенок выкладывает букву «а» и создает слог «ма» и другие. Через некоторое время ребенок сам так же говорит каждый звук в слове, преподает его и называет. (читает) слово, а взрослый лишь проверяет. Чтобы ребенок не выпускал согласные звуки, поскольку они тяжелее выделяются на слух, когда слово подлежит звуковому анализу перед его чтением.Необходимость такой работы объясняет сама М. Монтессори таким образом: «Наступит такой момент, когда ребенок, услышав знакомое слово или подумав о нем, духовными глазами будет видеть буквы, необходимые для составления этого слова, что выстраиваются в ряд, и этот мыслительный образ будет воспроизводиться ним с необычной для этого легкостью »[35, с. 40]. Следующий этап работы по системе М. Монтессори, это переход на печатный шрифт. Для этого вводится новый вид дидактического материала. Детям предлагают карточки с двойным шрифтом: по одной карточке, где слово написано двумя шрифтами - печатным и рукописным, по две карточки одного слова, написанного разными шрифтами. Сравнивая карты, дети учатся читать печатным шрифтом. Постепенно содержание карточек усложняется, действия и читают фразу и предложения. Такова сущность метода обучения грамоте М. Монтессори.Приложение 4.Результаты контрольного экспериментаТаблица 7. Результаты исследования звукопроизношения на контрольном этапе у экспериментальной группыФамилия, имя исследуемогоБаллы за выполнение задания (усреднено за 3 попытки)Результат«Волшебный колпачок»«Наоборот»«Собери осенний букет»Аноп К.0,5011,5Артюх И.1102Викторов И.0,500,51Воронова В.0000Гришина М.0,510,52Загвоздин М.00,511,5Иськов А.00,50,51Кротов А.0,5011,5Левко О.0,5011,5Миненко Д. 0,50,50,51,5Николаенко А.1102Петров С.0,500,51Спицин М.00,50,51Федорова С.1012Янникова И.000,50,5Среднее0,430,330,571,33Таблица 8. Результаты исследования звукопроизношения на контрольном этапе у контрольной группыФамилия, имя исследуемогоБаллы за выполнение задания (усреднено за 3 попытки)Результат«Волшебный колпачок»«Наоборот»«Собери осенний букет»Алексеев С.0,5000,5Варка И.1001Винницкая А.0,50,50,51,5Григорьева Т.0011Гришина М.0,5101,5Ищенко А.000,50,5Малькова Т.1012Матвеева И.00,500,5Нестеров Т.0,500,51Павиц Н. 000,50,5Ростин А.000,50,5Свиридов К.0,5000,5Фармель Р.0101Харитонов В.00,500,5Ясвин Л.000,50,5Среднее0,30,23330,33330,8667Таблица 9. Результаты исследования фонематического слуха на контрольном этапе у экспериментальной группыФамилия, имя исследуемогоБаллы за выполнение задания (усреднено за 3 попытки)Результат«Слушай и показывай»«Кто самый внимательный?»«Слушай и повторяй»Аноп К.0,500,51Артюх И.0,5000,5Викторов И.00,50,51Воронова В.0112Гришина М.10,501,5Загвоздин М.0011Иськов А.00,50,51Кротов А.0,5000,5Левко О.000,50,5Миненко Д. 10,512,5Николаенко А.0,500,51Петров С.0,5101,5Спицин М.00,50,51Федорова С.0,50,512Янникова И.10,501,5Среднее0,40,36670,46671,2333Таблица 10. Результаты исследования фонематического слуха на контрольном этапе у контрольной группыФамилия, имя исследуемогоБаллы за выполнение задания (усреднено за 3 попытки)Результат«Слушай и показывай»«Кто самый внимательный?»«Слушай и повторяй»Алексеев С.0000Варка И.000,50,5Винницкая А.0,5101,5Григорьева Т.010,51,5Гришина М.0101Ищенко А.000,50,5Малькова Т.0,5011,5Матвеева И.0000Нестеров Т.00,500,5Павиц Н. 0,50,501Ростин А.0011Свиридов К.010,51,5Фармель Р.000,50,5Харитонов В.0,5000,5Ясвин Л.00,500,5Среднее0,133333330,36670,30,8Таблица 11. Результаты исследования слоговой структуры слова на контрольном этапе у экспериментальной группыФамилия, имя исследуемогоБаллы за выполнение задания (усреднено по категориям)РезультатОдносложныеОдносложные со стеечнием согласных Двусложные со стеч. Согл. в нач.Двусложные со стеч. Согл. в сер.Двусложные со стеч. Согл. в конце.Трехсложные со стеч. Согл. в нач.Трехсложные со стеч. Согл. в сер.Трехсложные со стеч. Согл. в концеЧетырехсложныеАноп К.100,5000,50,5002,5Артюх И.110,500,500,500,54Викторов И.1010000002Воронова В.0,500,500,50,510,503,5Гришина М.1000,501000,53Загвоздин М.0,50,5110,500,50,504,5Иськов А.10,5000,500,5002,5Кротов А.0,500,501100,50,54Левко О.1000100002Миненко Д. 10,500,510,5000,54Николаенко А.0,5000,50,50,50,500,53Петров С.100,50000001,5Спицин М.1000000,50,502Федорова С.1010100003Янникова И.110,500000,503Среднее0,870,230,40,1670,430,270,270,1670,1672,97Таблица 12. Результаты исследования слоговой структуры слова на контрольном этапе у контрольной группыФамилия, имя исследуемогоБаллы за выполнение задания (усреднено по категориям)РезультатОдносложныеОдносложные со стеечнием согласных Двусложные со стеч. Согл. в нач.Двусложные со стеч. Согл. в сер.Двусложные со стеч. Согл. в конце.Трехсложные со стеч. Согл. в нач.Трехсложные со стеч. Согл. в сер.Трехсложные со стеч. Согл. в концеЧетырехсложныеАлексеев С.100,50,5000,500,53Варка И.1000,50,5000,502,5Винницкая А.000,50,500,50001,5Григорьева Т.0,50,50,50,500000,52,5Гришина М.10,5000,500002Ищенко А.0010000001Малькова Т.000,50,5000001Матвеева И.0,5000,500,50,50,502,5Нестеров Т.0001000001Павиц Н. 0,500,50,5000001,5Ростин А.0,500,50,50,500,5002,5Свиридов К.0,500,5000,50,5002Фармель Р.10,50,50,50000,503Харитонов В.0,50,510,5001,5004Ясвин Л.0,50,500,510,50003Среднее0,50,16670,40,43330,16670,13330,23330,10,06672,2

ЛИТЕРАТУРА

1. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодоле¬нию нарушений слоговой структуры слов у детей. - Санкт-Петербург, 2001.
2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников. - М-, 1998. - 399 с.
3. Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки. – СПб., 1999.
4. Балобанова В.П., Богданова Л.Г. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб., 2001.
5. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения речи (в норме и патологии).-М.: Педагогика, 1977. -176 с.
6. Богуш А.М. Обучение правильной речи в детском саду. - К-: Рад. школа, 1990
7. Богуш А.М. Речевая подготовка детей к школе. - К.: Р.ад- школа, 1984- - 174с.
8. Большакова С. Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. Методическое пособие. - М., 2007.
9. Бородин А.М. Методика развития речи детей. - М.: Просвещение, 2001. -С. 146.
10. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М., 2001.
11. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учебное пособие. — М.: Просвещение, 2005. - 191 с.
12. Волкова Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей. – СПб., 1999.
13. Воспитание и обучение детей с тяжелыми нарушениями речи : программа для общеобразовательных учреждении с русским языком обучения / авт.-сост. Ю. Н. Кислякова, Л. Н. Мороз. — Минск : Нац. Ин-т образования. 2007.-280 с.
14. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Лабиринт, 1996. -414 с.
15. Гвоздев О.М. Вопросы изучения детской речи. - М., АПН РСФСР, 1961.
16. Генинг М. Г., Герман Н. А. Обучение дошкольников правильной речи. Пособие для воспитателей детских садов. 4-е издание . -- Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1980.
17. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школьному обучению // Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной М. , 1998. - 346с. ;
18. Денисова О.А. и др. :под редакцией В.И. Селиверстова. Детская логопсихология . - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. -175с.;
19. Детский голос. / Под ред. В. И. Щацкой. — М.: Педагогика. - 2000. - 232с.
20. Диагностика готовности детей к усвоению фонемно-морфологического принципа письма // Методика выявления речевых нарушений у детей и диагностика их готовности к школьному обучению / Под ред. Соботович Е. Ф. - К.: ПП "Компанія "Актуальна освіта", 1998. - С. 91-99.
21. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошколь¬ников. - М.: Просвещение, 1981. - 112 с.
22. Жильцова О.Л. Формирование фонематической готовности к овладению грамотой у старших дошкольников с нарушениями речи. – М., 2001.
23. Жинкин Н.И. Механизмы речи. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 2008. - С.328.
24. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей. – М., 1999.
25. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Прео¬доление задержки речевого развития у дошкольников. - М.: Просвещение, 1973.
26. Зеленин А. Расстройства речи в детском возрасте / пер. с чсш. Е. О. Со¬коловой; под ред. и с предисл. В. К. Трутнева, С. С. Ляпидевского. — М. : Медгиз, 1962.-300 с.
27. Иваненко С.Ф. Формирование восприятия речи у детей с тяжёлыми нарушениями произношения. - М.: Прос¬вещение, 1984.
28. Карпова С.Н, Осознание словесного состава речи до-школьниками. - М,: МУ, 1967,
29. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. - М.: Просвещение, 1985.
30. Каше Г.А. Исправление недостатков речи у дошкольников. – М., 2008.
31. Каше Г.А., Филичева Т.В. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. – М ., 2009.
32. Ковшиков В.А. Исправление нарушений разных звуков: методы лечения и дидактические материалы. -СПб.:САТИС, 1995.-71 с.
33. Коррекция нарушений речи: программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи / автор.-сост. Г. В. Чиркина. — М.: Просвещение, 2008. — 275 с.
34. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М. ,1991 - 152с. ;
35. Курицына А.М. Формирование связной речи у детей 5-6 летнего возраста с фонетико-фонематическим недораз¬витием речи //Дефектология. - 1998. №6.
36. Лалаева Р.И. О проблеме формирования готовности к школьному обучению дошкольников с нарушением речи// VІІ царскосельские чтения / Под ред. В.Н. Скворцова. СПб. ,2003. Том ІІІ. ;
37. Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности - М, 1965. - 245 с.
38. Логопедия: Учебник для студ. дефектологических фактов вузов. / Под ред. Л.С. Волковой, Н.С. Шаховской. -М.: ВЛАДОС. 1998.-680 с.
39. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.С. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. - Санкт-Петербург, 2001.
40. Лопатина Л.В.. Серебрякова Н.В. Преодоление ре¬чевых нарушений у дошкольников. - Санкт-Петербург: Союз, 2001. - 186 с,
41. Лурия А.Р. Мышление и речь. - М.:Москов. ун-т, 1975.
42. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на ло¬гопедических занятиях. - М.: Просвещение, 1991.
43. Монтессори М. Дом ребенка. Метод научной педагогики Перевод: Займовский C. — СПб.: Астрель, М.: АСТ, 2005. – 272 с.
44. Нижегородцева Н.В. , Шадрико В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. М. ,2001 ;
45. Правдина О.В. Логопедия: Учебное пособие. - М: Просвещение, 2013. -272 с.
46. Рибцун Ю. В. Коррекционно-развивающая программа обучения детей пятого года жизни с ФФНР: современный взгляд / Ю. В. Рибцун // Специальное образование : материалы VII Междунар. науч. конф., 21–22 апр. 2011 г. / под общ. ред. проф. В. Н. Скворцова. – СПб. : ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2011. – Т. 1. – С. 248–252.
47. Рибцун Ю. В. Создание программ для воспитателей логопедических групп как условие повышения качества специального образования дошкольников [Электронный ресурс] / Юлия Валентиновна Рибцун // Формирование личности ребенка с особыми потребностями в условиях меняющегося мира : материалы Междунар. науч.-практ. интернет-конф. (17 января – 17 мар та 2011 г.). – Режим доступа к изд. : http:/ itdsel.bspu.unibel.by › ru/content/new6/new2/new7/
48. Рыбина Э. Ознакомление детей логопедической группы со словами терминами «звук», «слоги», «слово» //Дошколь¬ное воспитание. - 1984. - №10.
49. Соботович Е. Ф. Психолингвистическая структура речевой деятельности и механизмы ее формирования / Е. Ф. Соботович. – К. : ИЗМН, 1997. – 44 с
50. Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников / Под ред. Т.Б. Филичевой. - М.: Гном IД, 2001. - 47 с.
51. Ушакова Т.Н. Принципы развития ранней детской речи //Дефектология. 2004. - №5.
52. Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии: Учебное пособие. — М.: Просвещение, 2009. - 223 с.
53. Филичева Т. Б. Основы логопедии / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – М. : Просв., 1989. – С. 48–52.
54. Филичева Т. Б. Программа обучения и воспитания детей с фонетико- фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада) : учеб. пособие для логопедов и воспитателей детских садов с нарушениями речи / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М. : МГОПИ, 1993. – 239 с. : ил.
55. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая ра¬бота в специальном детском саду. - М.: Просвещение, 1987.
56. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по логопедии. — М.: Просвещение. 2009. — 238 с.
57. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: практикум по логопедии : учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 03.08 «Дошк. воспитание» / М. Ф. Фомичева. – М. : Просв., 1989. – 239 с. : ил.
58. Хватцева М.Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста: Пособие для студентов. - М.: Учпедгиз. 2011. - 270 с.
59. Цветкова Л.С. Нейропсихология счёта письма и чтения. - М.,2000.
60. Черкасова Е. Л. Логопедическая работа с дошкольниками, имеющими нарушения речи и минимальное снижение остроты слуха // Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте: Методическое пособие / Сост. И. Ю. Кондратенко. — М. : Айрис-пресс, 2005. — 224 с.
61. Щедровицкий Г. П. Система педагогических исследований (методологический анализ) / Г. П. Щедровицкий // Педагогика и логика. – М., 1993.-59.
62. Эльконин Д.Б. Некоторые вопросы психологии усвоения грамоты //Вопросы психологи. - 1956. - №5.
63. Эльконин Д.Б. Как учить детей читать. - М., 1976.

Вопрос-ответ:

Какие особенности обучения грамоте у детей с ФФН?

У детей с ФФН, проблемы могут возникать в процессе обучения грамоте из-за нарушений в речи и психологической сфере. Необходимо применять специальные методы и подходы, учитывающие эти особенности.

Какие представления существуют о процессе обучения грамоте у детей старшего дошкольного возраста с ФФН?

Современные представления о процессе обучения грамоте у детей с ФФН подразумевают использование комплексного подхода, который включает в себя работу со звуковым и артикуляционным аппаратом, развитие речи, формирование навыков письма и чтения.

Как можно охарактеризовать детей с ФФН с психолого-педагогической точки зрения?

Дети с ФФН имеют определенные психолого-педагогические особенности, такие как нарушения в речевом развитии, ограниченная способность к письму и чтению, нарушения в памяти и внимании, а также повышенная эмоциональная неустойчивость.

Какие современные подходы существуют в обучении детей с ФФН овладению грамотой?

Современные подходы в обучении детей с ФФН овладению грамотой включают в себя использование эффективных методик и техник, таких как мультипликационные программы, игровые методы, компьютерные программы, а также индивидуальную и дифференцированную работу.

Какие методологические аспекты изучают особенности речи у детей с ФФН при обучении грамоте?

Методологические аспекты изучения особенностей речи у детей с ФФН при обучении грамоте включают в себя изучение фонетических нарушений, артикуляционного аппарата, лексико-грамматического развития, памяти и внимания, а также методы коррекционной работы с этими особенностями.

Какие особенности обучения грамоте у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями?

Дети старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями имеют особенности в обучении грамоте. Они могут испытывать трудности в правильной артикуляции звуков, а также в формировании связи между звуками и буквами. Для них важны индивидуальные подходы, использование разнообразных методик и игровых приемов, а также работа над развитием речи в целом.

Какие психолого-педагогические характеристики присущи детям с ФФН?

Дети с ФФН (фонетико-фонематическим нарушением) обладают определенными психолого-педагогическими особенностями. Они могут испытывать трудности в артикуляции звуков, слуховом восприятии и дискриминации звуков. Также у них может быть снижено внимание и память, затрудненное формирование связи между звуками и буквами. Важно проводить дифференцированную работу с такими детьми, учитывая их особенности и использовать разнообразные методики и приемы для обучения грамоте.

Какие современные подходы используются в обучении детей с ФФН овладению грамотой?

В обучении детей с ФФН овладению грамотой используются современные подходы. Один из таких подходов – индивидуализация обучения, которая предполагает работу с каждым ребенком с учетом его особенностей и потребностей. Также важно использование игровых приемов и разнообразных методик, направленных на развитие речи в целом. Это может быть работа с звуковым анализом и синтезом, звукоподражание, игры со звуками и буквами и т.д.

Какие методологические аспекты изучают особенности речи у детей с ФФН при обучении грамоте?

Методологические аспекты изучения особенностей речи у детей с ФФН при обучении грамоте включают в себя анализ существующих методик и подходов, определение оптимальных путей формирования навыков грамоты и разработку специализированных программ обучения. Также исследования направлены на изучение взаимосвязи между речевыми нарушениями и возникновением проблем в обучении грамоте, чтобы разработать эффективные методики и приемы для работы с такими детьми.