ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 37 + 37 источников
- Добавлена 01.04.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения особенностей общения со сверстниками у младших школьников 5
1.1 Понятие общения 5
1.2 Особенности общения младших школьников 7
1.3 Особенности общения младших школьников со сверстниками 11
Глава 2 Экспериментальное исследование особенностей развития общения со сверстниками у младших школьников 17
2.1 Организация, методы изучения особенностей общения со сверстниками второклассников 17
2.2 Анализ результатов исследования 21
2.3 Рекомендации по развитию общения у младших школьников 26
Заключение 28
Список литературы 29
Один ребенок отвлекался при выполнении задания, ему было тяжело соотносить свои действия с действием другого ребенка, испытывал дискомфорт, у него наблюдается низкий уровень развития общения.
Можно отметить, что один ребенок имеет трудности в общении, а двое детей еще до конца не сформировали навык работать в команде.
С помощью методики «Да и нет, не говори» мы изучили произвольность общения ребенка с взрослым (Рисунок 2).
Рисунок 2. Умение общаться со взрослым у второклассников (методика «Да и нет, не говори»).
Один ребенок смог выполнить задание. Ответил на все вопросы правильно, смог взаимодействовать с взрослым. Двое детей не на все вопросы ответили правильно, они не много смущались при общении со взрослым. Один ребенок плохо отвечал на вопросы, постоянно путался и отвлекался, ему тяжело было общаться с взрослым. Также еще один ребенок не смог вообще ответить на вопросы, был замкнут.
Можно отметить, что у детей проблема общаться со взрослым человеком.
Таблица 2
Статистические показатели по методике «Три оценки» (А.И. Липкина)
Методика «Три оценки» 1 2 3 1.Юля Т. + а + 2. Витя К. - а + 3. Коля Ф. - б - 4. Дима И. + а + 5. Ваня Ш. - б + 6. Саша Ц. + а - При анализе совпадений оценки и самооценки дети получили следующие результаты:
трое детей имеют адекватную самооценку, а трое заниженную самооценку.
Аргументированность их ответов разделилась на такие категории:
четверо детей оценивали качество своей работы, и соотносили это качество с замечаниями учителя.
двое детей обращали внимание на другие второстепенные моменты: смялся лист, ручка бледная и т.д.
Анализ устойчивости самооценки показал, что четверо детей устойчивая самооценка, а у двое неустойчивая.
Таким образом, можно отметить, что у детей младшего школьного возраста в основном доминирует адекватная самооценка. Но, есть дети у которых наблюдается низкая самооценка.
Сравнительный анализ данных по всем методикам представлен в таблице 4, на основе которого мы сделаем заключение.
Таблица 4
Сравнение данных по всем методикам
Характеристика умения работать в паре Методика «Клоун» Методика «Три оценки» Методика «Три оценки» 1 2 3 1.Юля Т. 9 10 + а + 2. Витя К. 10 9 - а + 3. Коля Ф. 7 8 - б - 4. Дима И. 10 7 + а + 5. Ваня Ш. 8 9 - б + 6. Саша Ц. 10 5 + а -
Из таблицы 4 мы видим, что у одного ребенка имеются трудности в общении и низкая самооценка (Коля Ф.). Ему нужна помощь психолога для развития навыков взаимодействия с окружающими.
Дима И., Саша Ц., Витя К., Ваня Ш. при общении имеют определенные трудности. Им можно чаще организовывать совместную деятельность, для того, чтобы развивалось умение работать с группой.
Мы считаем, что задача педагога, при организации воспитательной работы в классе нужно учитывать уровни развития общения у детей.
2.3 Рекомендации педагогам по развитию общения у младших школьников
При проведении классных часов учитель может проводить следующие упражнения с детьми, для того, чтобы развивать уровни общения у детей.
Ниже представлены примерные упражнения, которые подходят по возрасту и ориентированы на развитие общения.
Упражнение 1. Навыки невербального поведения
Дети делятся по парам. Каждая пара по очереди мимикой, зрением, пантомимикой передает свои эмоции, фразы, которые хотели бы вербально выразить. С помощью такого задания дети усваивают эмоциональные переживания, видят как их выражают другие дети и соотносят их со своими переживаниями.Упражнение 2. «Не слышу»
Все участники разбиваются на пары. Дети через стекло общаются. Они представляют ситуацию, в которой они не слышат друг друга. Один участник передает любыми средствами фразу, а другой участник должен ответить на эту фразу.
После обсуждается ход упражнения, что было трудно, что легко. Насколько дети смогли понять фразы и ответить на них.
Упражнение 3. Виртуальная память
Постарайтесь выработать у себя привычку запоминать лица окружающих вас людей. Посмотрите на окружающих, закройте глаза, попробуйте восстановить все зримо, в деталях. Нужно предпринять несколько попыток, для того, чтобы запомнить образ.
Затем постарайтесь зрительно представить, как этот человек может выражать веселье, рассеянность, обиду, огорчение, любовь и т.д.
После представления дети соотносят свои высказывания. Учатся думать и представлять партнера по общению.
Упражнение 4. Фраза по кругу
Ведущий предлагает выбрать какую-нибудь простую фразу, например: «В лесу росло много грибов». Участники, начиная с первого игрока, произносят эту фразу по очереди. Каждый участник игры должен произнести фразу с новой интонацией (вопросительной, восклицательной, удивленной, безразличной и т.д.). Если участник не может придумать ничего нового, то он выбывает из игры, и так продолжается, пока не останется несколько (3-4) победителей. Может быть, игра закончится и раньше, если никто из участников не сможет придумать ничего нового.
Таким образом-проведенное нами исследование показало, что в обследуемой группе у детей сформирован навык общения, но имеют дети, которым тяжело общаться с сверстниками.
Заключение
Теоретический анализ литературы показа, что проблемой развития общения занимались Л.С. Выготский, В.Г. Зазыкин, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн.
Изучения особенности общения младшего школьника со сверстниками показало, что в этом возрасте благодаря общению развивается познавательная мотивация, которая влияет на развитие познавательных процессов и успешность обучения в школе.
Особенности индивидуальности младшего школьника проявляются успешной/неуспешной адаптации в школе. От умения общаться, взаимодействовать со взрослыми, одноклассниками зависит социальное положение ребенка в классе.
Поэтому, влияние различных видов и форм общения младшего школьника очень сильно воздействует на развитие его индивидуальности.
В своей работе мы подобрали диагностический инструментарий для выявления особенностей общения со сверстникамимладшего школьника.
Анализ экспериментальных результатов констатирующего эксперимента показал, что в обследуемой группе детей преобладает высокий, средний, низкий уровень развития общения.
На основе полученных результатов были прописаны рекомендации каждому ребенку и подобраны упражнения для учителя, который может проводить их на классном часе.
Таким образом, цель достигнута и задачи решены.
Список литературы
Абрамова Г. С. Возрастная психология. М.: Просвещение, 1999. 397 с.
Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии. М.: Просвещение,1998. 315 с.
Акрушенко А.В. Психология развития и возрастная. М.: Эксмо,2008. 157 с.
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., Изд-во ЛГУ, 1969. 460 с.
Андреева Г. М. Социальная психология: учебник для высш. учеб. заведений. М.: Аспект Пресс, 2006. 365 с.
Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Введение в педагогическую профессию. М.: Академия, 1998. 253с.
Безруких М.М. Особенности развития познавательных функций у гиперактивных детей 6-7 лет при систематических занятиях. Самара, СГУ, 2005. С. 23-29.
Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе. М.: ACT, 2004 350 с.
Бендас Т.В. Гендерная психология. СПб.: Питер, 2008. 579 с.
Блонский П.П. Психология младшего школьника. М.: Просвещение, 1997. 243с.
Брязгунов И.П. Непоседливый ребенок, или всё о гиперактивных детях. М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. 96 с.
Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. М.: Просвещение, 1988. 380 с.
Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В. Гамезо, М.В. Матюхиной, Т.С. Михальчик. М.: Педагогическое общество России, 2004. 463 с.
Возрастная и педагогическая психология /Под ред. А.В. Петровского. М.: Просвещение, 1979. 400с.
Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В.В. Зацепин. М.: Роспедагенство,1999. 350 с.
Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: хрестоматия / Сост. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. М.: Владос, 2005. 575с.
Волков Б.С. Психология младшего школьника. М.: Академия, 2000. 314 с.
Выготский Л.С. Проблемы развития психики. М., МГУ, 1983. 614 с.
Гальперин П.Я. Актуальные проблемы возрастной психологии. М.,: Владос, 2006. 235 с.
Гамезо М. В. Возрастная психология: личность от молодости до старости. М.: «Неосфера», 1999. 401с.
Дубровинская Н.В. Психофизиология ребенка: психофизиологические основы детской валеологии : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 144 с.
Заваденко H. H. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 256 с.
Заваденко Н. Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. М.: Школа-Пресс, 2000. 112 с.
Запорожец А.В. Особенности психологии детей раннего и школьного возраста. М., Владос, 1985. 148 с.
Захаров О.В. Психология младших школьников. Методический материал. Ростов н/Дону: Изд-во ДГУ, 2008. 223 с.
Леонтьев А. А. Психология общения. М.: Речь, 1997. 128 с.
Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., Орбита,1984. С.242-271.
Лысенко Е.М. Возрастная психология: краткий курс лекций для вузов. М.: Издательство «Владосс-пресс», 2006. 173с.
Массен П. Развитие личности ребёнка. М., МГУ, 1987. 447с.
Павлова М.А. Социально-педагогические технологии работы с детьми. Волгоград: Учитель, 2014. 232 с.
Панфилова А.П. Психология общения: учебник для студентов учрежд. сред. профессионального образования. М.: Издательский центр «Академия», 2014. 368с.
Розин С. И. Психология социализации и социальной адаптации человека. СПб.: Речь, 2006. 365 с.
Сапогова В.Д. Шестилетний ребенок: Вопросы и ответы. Тула: Приокс.кн. изд.-во, 1992. 206 с.
Федоренко Е.Ю. Возможности развивающей системы образования для гиперактивных детей. М., Речь, 2007. С.232-236.
Хоменко И.Н. Психологическая диагностика, игровые технологии. Волгоград: издательство «Учитель», 2009 . 85 с.
Чутко JI.C. Синдром нарушения внимания с гиперактивностью у детей и подростков. СПб.: Издательский дом СПбМАПО, 2004. 112 с.
Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника. М.: Знание, 1974 . 64с.
Андреева Г. М. Социальная психология: учебник для высш. учеб. заведений. М.: Аспект Пресс, 2006. 365 с.
Розин С. И. Психология социализации и социальной адаптации человека. СПб.: Речь, 2006. 365 с.
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., Изд-во ЛГУ, 1969. 460 с.
Выготский Л.С. Проблемы развития психики. М., МГУ, 1983. 614 с.
Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., МГУ, 1984. С. 242-271.
Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Владос, 2002.286 с.
Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2001.194 с.
Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб., Речь, 2003. 320с.
9Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе. М.: ACT, 2004 350 с.
10Волков Б.С. Психология младшего школьника. М.: Академия, 2000. 314 с.
Запорожец А.В. Особенности психологии детей раннего и школьного возраста. М., Изд-во «Орбита», 1985. 148 с.
Выготский Л.С. Проблемы развития психики. М., МГУ, 1983. 614 с.
Захаров О.В. Психология младших школьников. Методический материал. Ростов н/Дону: Изд-во ДГУ, 2008. 223 с.
Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника. М.: Знание, 1974 . 64с.
Выготский Л.С. Проблемы развития психики. М., МГУ, 1983. 614 с.
Заваденко Н. Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. М.: Школа-Пресс, 2000. 112 с.
Волков Б.С. Психология младшего школьника. М.: Академия, 2000. 314 с.
Сапогова В.Д. Шестилетний ребенок: Вопросы и ответы. Тула: Приокс.кн. изд.-во, 1992. 206 с.
Акрушенко А.В. Психология развития и возрастная психология. М.: Эксмо,2008. 157 с.
Запорожец А.В. Особенности психологии детей раннего и школьного возраста. М.: Владос, 1985. 148 с.
Волков Б.С. Психология младшего школьника. М.: Академия, 2000. 314 с.
Акрушенко А.В. Психология развития и возрастная психология. М.: Эксмо, 2008. 157 с.
Волков Б.С. Психология младшего школьника. М.: Академия, 2000. 314 с.
Запорожец А.В. Особенности психологии детей раннего и школьного возраста. М.: Владос, 1985. 148 с.
28
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. М.: Просвещение, 1999. 397 с.
2. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии. М.: Просвещение,1998. 315 с.
3. Акрушенко А.В. Психология развития и возрастная. М.: Эксмо,2008. 157 с.
4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., Изд-во ЛГУ, 1969. 460 с.
5. Андреева Г. М. Социальная психология: учебник для высш. учеб. заведений. М.: Аспект Пресс, 2006. 365 с.
6. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Введение в педагогическую профессию. М.: Академия, 1998. 253с.
7. Безруких М.М. Особенности развития познавательных функций у гиперактивных детей 6-7 лет при систематических занятиях. Самара, СГУ, 2005. С. 23-29.
8. Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе. М.: ACT, 2004 350 с.
9. Бендас Т.В. Гендерная психология. СПб.: Питер, 2008. 579 с.
10. Блонский П.П. Психология младшего школьника. М.: Просвещение, 1997. 243с.
11. Брязгунов И.П. Непоседливый ребенок, или всё о гиперактивных детях. М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. 96 с.
12. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. М.: Просвещение, 1988. 380 с.
13. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В. Гамезо, М.В. Матюхиной, Т.С. Михальчик. М.: Педагогическое общество России, 2004. 463 с.
14. Возрастная и педагогическая психология /Под ред. А.В. Петровского. М.: Просвещение, 1979. 400с.
15. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В.В. Зацепин. М.: Роспедагенство,1999. 350 с.
16. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: хрестоматия / Сост. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. М.: Владос, 2005. 575с.
17. Волков Б.С. Психология младшего школьника. М.: Академия, 2000. 314 с.
18. Выготский Л.С. Проблемы развития психики. М., МГУ, 1983. 614 с.
19. Гальперин П.Я. Актуальные проблемы возрастной психологии. М.,: Владос, 2006. 235 с.
20. Гамезо М. В. Возрастная психология: личность от молодости до старости. М.: «Неосфера», 1999. 401с.
21. Дубровинская Н.В. Психофизиология ребенка: психофизиологические основы детской валеологии : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 144 с.
22. Заваденко H. H. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 256 с.
23. Заваденко Н. Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. М.: Школа-Пресс, 2000. 112 с.
24. Запорожец А.В. Особенности психологии детей раннего и школьного возраста. М., Владос, 1985. 148 с.
25. Захаров О.В. Психология младших школьников. Методический материал. Ростов н/Дону: Изд-во ДГУ, 2008. 223 с.
26. Леонтьев А. А. Психология общения. М.: Речь, 1997. 128 с.
27. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., Орбита,1984. С.242-271.
28. Лысенко Е.М. Возрастная психология: краткий курс лекций для вузов. М.: Издательство «Владосс-пресс», 2006. 173с.
29. Массен П. Развитие личности ребёнка. М., МГУ, 1987. 447с.
30. Павлова М.А. Социально-педагогические технологии работы с детьми. Волгоград: Учитель, 2014. 232 с.
31. Панфилова А.П. Психология общения: учебник для студентов учрежд. сред. профессионального образования. М.: Издательский центр «Академия», 2014. 368с.
32. Розин С. И. Психология социализации и социальной адаптации человека. СПб.: Речь, 2006. 365 с.
33. Сапогова В.Д. Шестилетний ребенок: Вопросы и ответы. Тула: Приокс.кн. изд.-во, 1992. 206 с.
34. Федоренко Е.Ю. Возможности развивающей системы образования для гиперактивных детей. М., Речь, 2007. С.232-236.
35. Хоменко И.Н. Психологическая диагностика, игровые технологии. Волгоград: издательство «Учитель», 2009 . 85 с.
36. Чутко JI.C. Синдром нарушения внимания с гиперактивностью у детей и подростков. СПб.: Издательский дом СПбМАПО, 2004. 112 с.
37. Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника. М.: Знание, 1974 . 64с.
Вопрос-ответ:
Какие особенности общения младших школьников могут быть выделены?
Особенности общения младших школьников могут быть различными и включать, например, наличие зависимости от уровня развития речи и коммуникативных навыков, использование простых средств общения и языковых конструкций, активное общение со сверстниками и т. д.
Что включает в себя понятие общения?
Понятие общения включает в себя процессы передачи и восприятия информации, обмена мыслями и эмоциями, использование различных коммуникативных средств (язык, жесты, мимика) и умение создавать смысловые связи с другими людьми.
Какие методы были использованы при изучении особенностей общения со сверстниками второклассников?
При изучении особенностей общения со сверстниками второклассников были использованы различные методы, такие как наблюдение за детьми в школьной среде, анкетирование учителей и родителей, интервьюирование детей, анализ речевых проявлений и взаимодействия в группе.
Какие результаты были получены в ходе экспериментального исследования особенностей развития общения со сверстниками у младших школьников?
В результате экспериментального исследования особенностей развития общения со сверстниками у младших школьников были выявлены различные аспекты развития коммуникативных навыков, такие как уровень речевого развития, способность к эмоциональной коммуникации, умение взаимодействовать с другими детьми и формирование навыков совместной деятельности.
Какие особенности общения младших школьников со сверстниками могут быть отмечены?
Особенности общения младших школьников со сверстниками могут включать, например, формирование игровых групп, активное использование речи и языковых конструкций для передачи информации, развитие навыков сотрудничества и конфликтного решения, а также постепенное осознание социальных норм и правил общения.
Какие понятия объясняются в первой главе статьи?
В первой главе статьи объясняются понятия общения, особенностей общения младших школьников и особенностей общения младших школьников со сверстниками.
Какие методы использовались для изучения особенностей общения со сверстниками у второклассников?
Для изучения особенностей общения со сверстниками у второклассников использовались организационные методы и методы исследования.
Какие особенности общения у младших школьников существуют?
У младших школьников существуют особенности общения, связанные с их возрастными особенностями, такими как недостаток опыта, эгоцентризм, слабая регуляция поведения и т. д.
Какие особенности общения младших школьников со сверстниками учитываются в статье?
В статье учитываются особенности общения младших школьников со сверстниками, такие как развитие социально-коммуникативных навыков, формирование дружеских отношений и проблемы конфликтов в коллективе.