Дидактические игры как средство развития количественных представлений у детей 4 года жизни

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 35 35 страниц
  • 6 + 6 источников
  • Добавлена 30.03.2016
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
Глава 1.Особенности использования дидактических игр при обучении дошкольников 6
1.1. Игра – как основная дидактическая методика для детей дошкольного возраста 6
1.2.Теоретические основы применения математических дидактических игр 9
Глава 2.Проведение эксперимента по применению математических дидактических игр в обучении дошкольников 4 года жизни 14
2.1.Констатирующий эксперимент 14
2.2.Формирующий эксперимент 19
2.3.Контрольный эксперимент 24
Заключение 31
Список литературы 33


Фрагмент для ознакомления

Поэтому дошкольников стоит знакомить с этими понятиями постепенно, не пренебрегая ни стихами, ни играми. Если же мы хотим показать зависимость «веса» цифры от занимаемой ею позиции в числе, уместно иллюстрировать это на счетчике (электроэнергии, велосипедном счетчике километража и т.п.).Едва ли стоит сомневаться, что подобное стихотворение в детском саду во много раз уместнее, доходчивее и полезнее, чем самая лучшая лекция по теории чисел.Вывод напрашивается сам собой: для знакомства с цифрами, с числами можно организовать концерт или тематический литературный вечер. Дети будут учить стихи, что и легче и приятнее, чем учить математические операции. Попутно (а, возможно, это самое главное, малыши разовьют память). Формированию математических представлений при этом отводится вторичное значение. Дидактический же эффект от» математического» концерта велик.Порядковому счету, знакомству с цифрами, посвящены и задания в [11], стр. 340- 344. Автор рекомендует обратить внимание на цифры 3, 4, 6 и 9, в которых дети чаще делают ошибки.Вот вариант игры для старших детей, формирующий название чисел и определение «соседних»: Играющие сидят в кружок (между делом имеем геометрический образ; можно обратить на него внимание)..Среди игр, моделирующих человеческую деятельность, а потому имеющих большое воспитательное значение, самое естественное отношение к числу, как к обозначению чего-то, как к средству последовательного перечисление имеет игра в почту. Действительно, номер дома, номер квартиры – пример использования чисел не для измерения количества, а для перечисления. Давая «адреса» игрушечным квартирам (в качестве которых может выступать игрушка, предмет мебели, комната, коробка, мы просим почтальона доставить почту по заданному адресу. Варьировать сюжет игры можно различными легендами. Нарисуем картинку и пошлем ее другу, напишем поздравительную открытку и т.д. В игре можно задействовать детский коллектив, найдя каждому свою роль: почтальона, корреспондента, получателя и т.д.Счетные навыки развивают многие из названных выше игр. Игра в магазин, в домашнее хозяйство – естественно потребуют умения сосчитать, сколько и чего куплено. Если мы принимаем гостей (кукол, игрушек), нам нужно обеспечить их посудой, угощением. Каждый гость нуждается в тарелке, ложке, вилке, ноже… Пусть ребенок сам предложит сервировку стола. Если к нам приходит 2 гостя, попробуем сосчитать, сколько разных предметов посуды придется поставить на стол, а потом вымыть? А что будет, если гостей придет три?, четыре? Полезной для выработки навыков счета является игра в домино.Надо отметить, что в сюжетно-дидактических играх ребята свободно закрепляли искусство считать в пределах 10, обучались умениям количественного счета, обучались характеризовать порядковое место предмета, воспользовавшись порядковым счетом, обучались отличать и называть числа. Я пришла к выводу, что ребятам нравятся сюжетно-дидактические игры, и они с превеликим удовольствием уделяли бы им более внимания в самостоятельной работы, если б имели эту возможность. Чтобы достичь желаемого результата мы с ребятами специально оформили уголки, и в ходе формирующего эксперимента ребята имели возможность в любое время поиграть в сюжетно-дидактические игры. Из последствий формирующего эксперимента мы пришли к выводу, что сюжетно-дидактическая игра считается успешным средством формирования количественных представлений. Хотя игры обязаны проводиться не иногда, а обязана быть поочередная, постоянная работа по формированию количественных представлений, не столько на занятиях, но и вне занятий.2.3.Контрольный эксперимент3 шагом опытно-экспериментальной работы было проведение констатирующего эксперимента. Целью констатирующего эксперимента появилось выявление эффективности применения сюжетно-дидактических игр в формировании количественных представлений у детей средней группы. Задачи констатирующего эксперимента:Диагностика сформированости количественных представлений у ребят средней группы. Анализ итогов диагностики сформированости количественных представлений у детей средней группы в контрольном эксперименте. Сравнительный анализ итогов диагностики сформированости количественных представлений у детей средней группы констатирующего и контрольного экспериментов.Для проведения диагностики сформированости количественных представлений у ребят средней группы нами были приняты на вооружение такие же задания, что и в констатирующем эксперименте, хотя с использованием иного наглядного материала. Ответы детей мы внесли в протоколыВ контрольном опыте приняло участие 20 ребят. Ответы ребят воспринимались аналогично, как и в констатирующем эксперименте, по трехбальной системе. Итоги диагностики мы отразили в таблице (см. таблицу №3)Таблица 3.Результаты диагностики сформированости количественных представлений у детей экспериментальной группы в контрольном эксперименте№№Номер задания.И.Ф. .ребёнка123456Общее кол-во балловСредний баллУровеньразвития1Денис А.322321132.1Средний2Артем В.223222132.1Средний3Саша В.223222132.1Средний4Вика Б.332332162.6Высокий5Егор К.333233172.8Высокий6Лева П.233322152.5Высокий7Тимур У.222322132.1Средний8Паша Х.333322162.6Высокий9Соня З.222212111.8Средний10Виталик С.333322162.6ВысокийПроцент усвоения задач.838087877067Таблица 4.Результаты диагностики сформированности количественных представлений у детей контрольной группы в контрольном эксперименте№№Номер задания.И. Ф. ребёнка123456Общее кол-во балловСред- нийбаллУровеньразвития1Денис А.21221191.5Низкий2Артем В.333222152.5Высокий3Саша В.333312152.5Высокий4Вика Б.322322142.3Высокий5Егор К.11221181.3Низкий6Лева П.222211101.6Средний7Тимур У.223211111.8Средний8Паша Х.332222142.3Высокий9Соня З.12221191.5Средний10Виталик С.212311101.6СреднийПроцент усвоения задач.777782825555Критерии оценок такие же, как и в констатирующем эксперименте.Уровень количественных представлений контрольной группы остался без изменений. Проанализировав таблицу результатов экспериментальной группы «по горизонтали», мы увидели, что 10 детей находятся на высоком уровне математического развития и 10 детей на среднем. На низком уровне никого не оказалось. Полученные нами результаты мы отразили в виде диаграммы (см. рис.2).Рис.2 Уровень сформированости количественных представлений у детей экспериментальной группы (результаты контрольного эксперимента)Для ребят с высоким уровнем развития отличительно, что они отвечали проворно и адекватно. А ребенок со средним уровнем развития управлялся с заданием при помощи наводящих вопросов, некие ребята были просто невнимательны, отвлекались. Проанализировав таблицу «по вертикали», мы заметили, какие задачи ребята усвоили довольно хорошо. Данное: устный счет около 10, количественный счет, искусство измерять сыпучие вещества при помощи относительной мерки, характеризовать результат при помощи количества, искусство измерять жидкие вещества при помощи относительной мерки, характеризовать итог при помощи количества. Хуже ребята усвоили последующие задачи: мастерство характеризовать порядковое место предмета, воспользовавшись порядковым счетом и искусство распознавать числа. По сравнению итоги диагностики констатирующего и контрольного эксперимента, по данным задачам эффект существенно увеличился. Полученные нами результаты мы отразили в виде графика (см. рис.3).Рис.3. Сформированность количественных представлений у детей экспериментальной группы (контрольный эксперимент)Как была эффективна наша работа, продемонстрирует сравнительный анализ. Мы видим, что в констатирующем эксперименте процент усвоения ребятами задач увеличился, означает, и уровень развития ребят поднялся. Наглядно это отражено в диаграммах (см. рис. 3).Рис.4 Сравнительный результат констатирующего и контрольного экспериментов, %.С левой стороны мы изобразили последствия констатирующего эксперимента, с правой - эффекты контрольного эксперимента. По диаграмме мы видим, что число ребят с высоким уровнем развития сохранился на таком же уровне, со средним уровнем развития увеличился на 15%. Ребят с невысоким уровнем развития в констатирующем опыте не оказалось (по итогам констатирующего эксперимента их было 15%).В случае если осматривать последствия проделанной нами работы по усвоению ребятами точных задач по разделу «Число и счет», мы видим последующую картину (см. рис.5). Рис.5 Сравнительный анализ усвоения детьми задач по разделу «Количество и счет» в констатирующем и контрольном экспериментах (в процентах)На рисунке по «горизонтали» мы отметили номера заданий, по «вертикали» – процент освоения ребятами задач. По рисунку мы видим, что все задачи, в контрольном эксперименте, исполнены ребятами на наиболее высоком уровне. В первом задании он увеличился на 6%, во 2-м на 3%, в 3 на 4%, в 4 также на 4%. Определенный скачок имеется в 5 (17%) и 6 (14%) заданиях.В таблице 5 мы отразили уровень усвоения ребятами точных задач по разделу «Число и счет» в констатирующем и контрольном эксперименте. Таблица 5. Сравнительные итоги по усвоению ребятами задач по развитию количественных представлений в констатирующем и контрольном эксперименте (в процентах)Номер задания123456Констатирующий эксперимент777783835353Контрольный эксперимент838087877067Динамика63441714Таким образом, результаты контрольного эксперимента подтвердили эффективность использования сюжетно-дидактических игр в формировании количественных представлений у детей средней группы.ЗаключениеПрименение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая маленьких детей в процессе игры, стремлюсь к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.Исходя из сказанного, хотелось бы остановиться на следующих рекомендациях по использованию дидактических игр, направленных на развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста:Игры необходимо проводить в определенной системе, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.Подать игру детям так, чтобы вызвать у них интерес, повысить их активность, эмоциональность. Готовить игры совместно с детьми, с целью повышения интереса ребенка к игре, воспитания трудолюбия, бережного отношения к игровому материалу.Использовать в игре материал, не требующий длительной и трудоемкой подготовки.Принимать участие в играх, быть объективным, справедливым в оценке результатов, не "подыгрывать" детям.Использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста словесные игры, так как они не требуют особых усилий для их проведения и способствуют развитию математической речи. Продумать варианты усложнения дидактической игры и меры помощи.Предлагать дидактические игры для самостоятельной деятельности детей, продумав их размещение в игровом уголке и сменяемость (не менее двух раз в месяц).Провести работу с родителями, направленную на использование дидактических игр, с целью развитие количественных представлений у детей в условиях семьи.Таким образом, дидактические игры разнообразные по своему содержанию, целевому назначению и возрастным возможностям являются важным средством развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.Список литературыЕрофеева Т.И., Павлова Л.Н., Новикова В.П. Математика для дошкольников. – М.: Просвещение, 1992.Игры и упражнения в обучении шестилеток /Под ред. Н.В. Седж. - Минск: Народная асвета, 1985.Михайлова З.А. Математика от трех до шести. – СПб.:Акцидент, 1995.Нищева Н.В. Играйка. Игры и упражнения для формирования и развития элементарных математических представлений и речи дошкольников. - СПб.: Детство-пресс, 2003. Перова М.И. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. - М., 1996. Сербина Е.В. Математика для малышей. – М.: Просвещение, 1992.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н., Новикова В.П. Математика для дошкольников. – М.: Просвещение, 1992.
Игры и упражнения в обучении шестилеток /Под ред. Н.В. Седж. - Минск: Народная асвета, 1985.
Михайлова З.А. Математика от трех до шести. – СПб.:Акцидент, 1995.
Нищева Н.В. Играйка. Игры и упражнения для формирования и развития элементарных математических представлений и речи дошкольников. - СПб.: Детство-пресс, 2003.
Перова М.И. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. - М., 1996.
Сербина Е.В. Математика для малышей. – М.: Просвещение, 1992.

Вопрос-ответ:

Какие игры используются в обучении дошкольников?

В обучении дошкольников часто используются дидактические игры, которые помогают развивать различные навыки и знания у детей. К примеру, у детей 4 лет можно использовать математические дидактические игры для развития количественных представлений.

Какие особенности используются при использовании дидактических игр для детей дошкольного возраста?

При использовании дидактических игр для детей дошкольного возраста важно учитывать их возрастные особенности. Например, для детей 4 года их вниманию требуются игры, которые помогут им развивать количественные представления, такие как счет игрушек или распределение предметов по группам.

Какие теоретические основы лежат в основе применения математических дидактических игр?

Применение математических дидактических игр основано на педагогических и психологических теориях, которые подтверждают эффективность игры в обучении. Например, игра помогает детям 4 лет развивать абстрактное мышление, формировать представления о количестве и порядке, а также развивать логическое мышление.

Как проводился эксперимент по применению математических дидактических игр в обучении дошкольников 4 лет?

Эксперимент по применению математических дидактических игр в обучении дошкольников 4 лет проводился в двух этапах: констатирующем и формирующем. В процессе эксперимента детям предлагались игры, направленные на развитие количественных представлений, и затем оценивался их прогресс в этой области.

Какие результаты были получены в результате эксперимента по применению математических дидактических игр?

Результаты эксперимента показали, что использование математических дидактических игр в обучении дошкольников 4 лет способствует развитию их количественных представлений. Дети, участвующие в эксперименте, продемонстрировали более высокий уровень владения математическими понятиями и навыками, чем дети, не участвующие в игровых занятиях.

Какие особенности имеют дидактические игры при обучении дошкольников?

Дидактические игры являются основной методикой обучения детей дошкольного возраста. Они позволяют усвоить математические концепты через игру и веселье.

Какие теоретические основы использования математических дидактических игр?

Использование математических дидактических игр основано на теории развития детей дошкольного возраста. Эти игры помогают развить представления о числах и математических операциях.

Как проводился эксперимент по применению математических дидактических игр?

Эксперимент состоял из констатирующего этапа и формирующего этапа. На констатирующем этапе изучалось начальное уровень знаний детей, а на формирующем этапе проводилось обучение через игры.

Какие результаты были получены в результате эксперимента с математическими дидактическими играми?

Результаты эксперимента показали, что обучение с использованием математических дидактических игр позволяет развивать количественные представления у детей 4 года жизни.

Какие примеры математических дидактических игр могут быть использованы при обучении дошкольников?

В качестве примеров математических дидактических игр для дошкольников можно использовать игры с счетными палочками, игры с карточками для сравнения и сортировки, игры с числами и счетом.

Какие особенности использования дидактических игр при обучении детей 4 лет?

Дидактические игры являются эффективным средством развития количественных представлений у детей 4 лет. Они представляют собой специально разработанные игровые задания, направленные на развитие математических навыков и умений. Важной особенностью использования дидактических игр в обучении детей этого возраста является их привлекательность и мотивирующий характер. Игры позволяют создать интересную и захватывающую обстановку, что способствует более эффективному усвоению математических понятий и решению задач.

Почему игра является основной дидактической методикой для детей дошкольного возраста?

Игра является основной дидактической методикой для детей дошкольного возраста, так как она позволяет развивать не только когнитивные навыки, но и моторику, эмоциональную сферу, социальные и коммуникативные умения. В игре ребенок активно взаимодействует с окружающей средой, самостоятельно познает мир и учится решать различные задачи. Игровая деятельность способствует развитию творческого мышления, самостоятельности, интеллектуальному и эмоциональному развитию ребенка. Кроме того, игра учит ребенка взаимодействовать с другими людьми, развивает социальные навыки и способности к сотрудничеству.