Определение цены и объема производства при монополистической конкуренции.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Экономическая теория
  • 21 21 страница
  • 3 + 3 источника
  • Добавлена 02.04.2016
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
1. Определение монополистической конкуренции и ее характерные черты 4
2. Определение цены и объема производства при монополистической конкуренции 7
3. Социально-экономические последствия монополистической конкуренции. 16
Заключение 20
Список литературы 21

Фрагмент для ознакомления

Все вышеуказанные причины уменьшают благосостояние потребителей. Вместе с тем, существуют и аргументы в поддержку монопольной конкуренции. Так, на большинстве рынков монополистической конкуренции степень монопольной властиневысока. Как правило, конкурирует достаточное число фирм, фирменные марки товаров которых взаимозаменяемы. Соответственно, чистые убытки от монопольной власти также невелики. Кроме того, неэффективность рыночного механизма компенсируется широким ассортиментом товаров.Далее остановимся на экономических последствиях монополистической конкуренции:- недоиспользуются ресурсы для производства товаров используются не в полном объеме, что ведет к возникновению избыточных производственных мощностей.- потребители получают товар не по наименьшей цене, т. е. производится не весь объем продукции, необходимой потребителю.- приспособление продукта к потребительскому спросу требует дифференциации продукта и его дальнейшего совершенствования.- приспособление потребительского спроса к продукту стимулирует совершенствование рекламы.Кроме того, монополии за счет высокого уровня сосредоточения экономических ресурсов создают перспективы для ускорения технического прогресса. Однако эти возможности реализуются в тех случаях, когда такое ускорение способствует извлечению монопольно – высоких прибылей.Также необходимо отметить, что важнейшимпоследствием монополий является увеличение роли банков и других финансовых институтов, посколькурост концентрации производства и капитала постепенноусиливаетпотребность в привлечении долгосрочных ссуд.Таким образом, монополистическая конкуренция представляет собой такую рыночную структуру, при которой значительное число небольших производителей предлагают похожую, но не идентичную продукцию. Каждая фирма обладает относительно небольшой долей всего рынка, поэтому она имеет очень ограниченный контроль над рыночной ценой. Наличие большого числа фирм гарантирует отсутствие тайного сговора в части согласования объемов производства и повышения цен. Наконец, при многочисленности фирм в отрасли отсутствует зависимость между ними, каждая фирма определяет свою политику, не учитывая возможную реакцию со стороны конкурирующих фирм.Равновесное состояние на рынке достигается монополистически конкурентной фирмой в краткосрочном периоде при соблюдении равенства: MC=MR, где MC – предельные издержки; MR – предельный доход. В этом случае фирма продает товары по самой высокой цене, возможной при данной кривой спроса. Если цена превышает средние издержки (АС), фирма присваивает экономическую прибыль.При падении цены ниже средних издержек фирма несет потери. Если цена равна средним издержкам, фирма получает нормальную прибыль.Равновесное состояние достигается фирмой при равенстве предельного дохода и предельных издержек. Размер прибыли зависит от соотношения между ценой Р и средними издержками производства.Достижение долгосрочного равновесия монополистически конкурентной фирмой предполагает равенство цены и долгосрочных средних издержек.Пока цена отклоняется от долгосрочных средних издержек, равновесие отсутствует. Присвоение экономической прибыли привлекает в отрасль новые фирмы, убытки заставляют их покидать отрасль. При нулевой экономической прибыли у фирм нет стимула покидать отрасль или входить в нее.В рыночной структуре монополистической конкуренции устанавливаются более высокие цены и уменьшается объем производства по сравнению с чистой конкуренцией. Существование большого числа фирм способствует сбережению времени потребителя. Экономия времени возникает в силу отсутствия очередей, близости фирм, продающих товары и услуги, быстроты реализации сделок.Однако на рынках монополистической конкуренции экономическая прибыль и убытки не могут существовать долго. В долгосрочном периоде фирмы, терпящие убытки, предпочтут выйти из отрасли, а высокие экономические прибыли станут стимулом вступления в нее новых фирм. Новые фирмы, производя близкую по характеру продукцию, получат свою долю рынка, и спрос на товары фирмы, получавшей экономическую прибыль, снизится (график спроса сместится влево).Сокращение спроса снизит экономическую прибыль фирмы до нуля. Иными словами, долгосрочной целью фирм, действующих в условиях монополистической конкуренции, является безубыточность. Ситуация долгосрочного равновесия показана на рисунке.Отсутствие экономической прибыли лишает новые фирмы стимула для вступления в отрасль, а старые — для выхода из нее. Однако в условиях монополистической конкуренции стремление к безубыточности является скорее тенденцией. В реальной жизни фирмы могут получать экономическую прибыль достаточно длительный период. Это связано с дифференциацией продукции. Некоторые виды продукции, выпускаемые фирмами, трудно воспроизвести. В то же время барьеры для входа в отрасль хоть и не высоки, но все же существуют.ЗаключениеРассмотрев особенности монополистической конкуренции, можно сделать вывод о том, что данная рыночная структура объединяет в себе черты совершенной (чистой) конкуренции и чистой монополии. Эти черты отражаются как в определении условий ее существования, так и в особенностях поведения. Вместе с тем, являясь на сегодняшний день самостоятельной рыночной структурой, монополистическая конкуренция имеет и свои собственные свойства, например, использование, в качестве основных, неценовые методы конкуренции.Анализируя основные черты монополистической конкуренции, можно сделать вывод о том, что, данный тип рыночной структуры приносит выгоду обществу:компании стремятся к усовершенствованию товаров, развитию технологий, что невозможно в условиях совершенной конкуренции. Вместе с тем, наличие множества фирм сдерживают монополизацию рынка, т.е. не позволяют повышать цены или предлагать некачественную продукцию. Важно отметь, что невысокие барьеры входа на рынок всегда дают возможность вступления новых фирм, которые могут предложить качественно новую продукцию.………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………Список литературы1. Баликоев В.З. Общая экономическая теория: учеб.для студентов, обучающихся по экономическим специальностям /В.З.Бадикоев.- 15 изд., стер.- М.: Издательство «Омега-Л», 2014.- 684 с.; ил., табл.- (Высшее экономическое образование).2. Белоусова И.Э. Микроэкономика: учебник для бакалавров/ И.Э. Белоусова, Р.В.Бубликова, Е.В.Иванова и др.; под ред. Г.А.Родиной, С.В.Тарасовой.- М.: Издательство Юрайт, 2014.- 263 с.- Серия: Бакалавр. Базовый курс.3. Мокий М.С. Экономика фирмы: учебник и практикум для бакалавров/ М.С.Мокий, О.В.Азоева, В.С.Ивановский; под ред. М.С.Мокия.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательство Юрайт, 2014.- 334 с.- Серия: Бакалавр. Базовый курс.………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………


Список литературы
1. Баликоев В.З. Общая экономическая теория: учеб.для студентов, обучающихся по экономическим специальностям /В.З.Бадикоев.- 15 изд., стер.- М.: Издательство «Омега-Л», 2014.- 684 с.; ил., табл.- (Высшее экономическое образование).
2. Белоусова И.Э. Микроэкономика: учебник для бакалавров/ И.Э. Белоусова, Р.В.Бубликова, Е.В.Иванова и др.; под ред. Г.А.Родиной, С.В.Тарасовой.- М.: Издательство Юрайт, 2014.- 263 с.- Серия: Бакалавр. Базовый курс.
3. Мокий М.С. Экономика фирмы: учебник и практикум для бакалавров/ М.С.Мокий, О.В.Азоева, В.С.Ивановский; под ред. М.С.Мокия.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательство Юрайт, 2014.- 334 с.- Серия: Бакалавр. Базовый курс.

Вопрос-ответ:

Что такое монополистическая конкуренция?

Монополистическая конкуренция - это форма рыночной структуры, которая сочетает в себе элементы монополии и конкуренции. В отличие от полной конкуренции, где множество продавцов предлагают однородный товар, в монополистической конкуренции продавцы предлагают продукты, которые могут иметь небольшие отличия друг от друга.

Какие черты характеризуют монополистическую конкуренцию?

Монополистическая конкуренция характеризуется следующими чертами: большое количество мелких продавцов, дифференциация продукции, свободным входом и выходом на рынок, осуществлением рекламной деятельности, частым изменением цен и наличием некоторой степени власти продавцов над ценами.

Как определяется цена и объем производства при монополистической конкуренции?

При монополистической конкуренции каждый продавец независимо определяет цену своего товара и объем его производства. Он сталкивается с кривой спроса на свой товар, которая имеет отрицательный наклон. Чтобы максимизировать свою прибыль, продавец выберет такую цену и объем производства, при которых предельные издержки равны предельному доходу.

Какие социально-экономические последствия монополистической конкуренции?

Монополистическая конкуренция может иметь как положительные, так и отрицательные социально-экономические последствия. С одной стороны, она способствует инновациям и развитию продуктов, так как компании постоянно стремятся отличиться от конкурентов. С другой стороны, монополистическая конкуренция может приводить к созданию излишней рекламы, неэффективному использованию ресурсов и повышению цен продукции.

Какие преимущества и недостатки существуют при монопольной конкуренции?

Монополистическая конкуренция имеет преимущества, такие как стимулирование инноваций и дифференциации продукции, разнообразие выбора для потребителей и поддержка конкурентных рынков. Однако она также имеет недостатки, такие как создание избыточной рекламы, потери эффективности и недостаточное использование ресурсов.

Что такое монополистическая конкуренция?

Монополистическая конкуренция - это форма рыночной структуры, при которой на рынке существует большое количество небольших фирм, которые производят продукты, отличающиеся друг от друга, но близкие по своему назначению и характеристикам.

Какие особенности присущи монополистической конкуренции?

Основные характеристики монополистической конкуренции включают наличие большого числа небольших фирм, продукты которых имеют некоторую степень дифференциации, возможность свободного входа и выхода на рынок, наличие неполной информации и наличие некоторой власти у каждой фирмы для установления цены на свой продукт.

Как определяется цена и объем производства при монополистической конкуренции?

В условиях монополистической конкуренции каждая фирма сталкивается со снижением спроса на свой продукт при увеличении цены и увеличением спроса при снижении цены. При этом фирма может выбирать оптимальное сочетание цены и объема производства, чтобы максимизировать свою прибыль.

Какие социально-экономические последствия монополистической конкуренции?

Монополистическая конкуренция может приводить к снижению общественного благосостояния из-за повышения цены продукта и уменьшения объема производства по сравнению с условиями идеальной конкуренции. Однако, она также способствует инновациям и развитию новых продуктов, что может увеличить разнообразие и качество товаров на рынке.

Какие аргументы можно привести в поддержку монопольной конкуренции?

Некоторые аргументы в поддержку монополистической конкуренции включают стимулирование инноваций и развития новых продуктов, возможность для фирмы создавать уникальные предложения и установление цены, которая отражает различия в продукте. Также монополистическая конкуренция может способствовать сохранению рабочих мест и росту экономики.

Что такое монополистическая конкуренция?

Монополистическая конкуренция - это форма рыночной структуры, при которой на рынке действуют множество небольших фирм, каждая из которых предлагает схожие, но не идентичные товары или услуги. Каждая фирма имеет некоторую степень рыночной власти, но в то же время она сталкивается с конкуренцией со стороны других фирм на рынке.

Как определяется цена и объем производства при монополистической конкуренции?

Цена и объем производства при монополистической конкуренции определяются в результате балансирования между желанием максимизировать прибыль и столкновением с конкурентами на рынке. Фирма, находящаяся в монополистической конкуренции, может устанавливать цены на свой товар, но эта цена должна быть конкурентоспособной. При этом объем производства определяется в соответствии с уровнем спроса на товар и стоимостью его производства.