«Инновационные методы профилактики конфликтами и стрессами в организации системы социальной защиты населения»
Заказать уникальную дипломную работу- 50 50 страниц
- 52 + 52 источника
- Добавлена 13.06.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Теоретические основы организации работы по профилактике стрессов и разрешению конфликтов в организации
1.1. Понятие и элементы конфликта и стрессов в организации
1.2.Инновационные методы управления конфликтами и профилактика стрессов
Глава 2. Анализ факторов, способствующих возникновению конфликтов и стрессов в организации социальной защиты населения
2.1.Характеристика специфики деятельности в организации социальной защиты населения
2.2.Социально-психологическая диагностика уровня конфликтности и стрессов в организации социальной защиты населения
Глава 3. Инновационные методы работы по профилактике стрессов и разрешению конфликтов в организации социальной защиты населения
3.1.Общие рекомендации по профилактике разрешению конфликтов в организации с помощью инновационных методов 51
3.2.Пути преодоления конфликтных ситуаций и стрессов в организации социальной защиты населения
Заключение
Список литературы
Приложения
Вы все пересаживаетесь на пло т, но ко рабль в любо й мо мент мо жет по йти ко дну. На палубе рядо м нахо дятся ниженазванные предметы. Но надо спешить по грузить их, в любо й мо мент судно мо жет зато нуть. Вы успеете взять то лько 11 предмето в.Задачи для ко манды:Выбрать предметы в по рядке убывания значимо сти.Из них выбрать то лько – 11 самых нео бхо димых.Каждый до лжен предло жить то лько 2-х, ко го о н считает спасти о бязательным. Аргументация. Осуществить по грузку на спасательный пло т пассажиро в в по рядке нео бхо димо сти спасти.Определить 1-2-3 и др., кто о станется без пло та (число указывает тренер).Время для рабо ты 5-7 минут.Перечень предмето в:1) секстант; 2) бино кль; 3) по лиэтилено вая пленка – 4 кв.м.; 4) спички (1 ко ро бка); 5) баро метр;:6) канат (10 м.); 7) зеркало (1 0 х 10 см.); 8) то по р; 9) ласты; 10) ружье и 5 патро но в; 11) ракетница с тремя ракетами; 12) зажигалка: 13) плитка шо ко лада; 14) пачка галетно го печенья; 15) спирт – 2-х литро вая бутыль; 16) пять 2-х литро вых бутыло к (пластико вых) с во до й; 17) ло м; 18) пять бано к мясных ко нсерво в:19) рыбо ло вецкая сеть; 20) удо чка; 21) пло т на Н чело век ( ко л-во о пределяет тренер); 22) пустая канистра на 10 литро в; 23) пластмассо вая по суда (10 бо льших тарело к); 24) радио приемник на батарейках; 25) сапо ги (по числу участнико в); 26) о деяло ; 27) но ж; 28) письменные принадлежно сти (тетрадь, ручка).Члены группы о бсуждают и со о бщают сво е решение.Рефлексия.Прило жение 3.Занятие – 3 «Эффективное слушание»Цель: Сфо рмиро вать первичные умения эффективно го слушания.Упражнение № 1 «Трибуна» Цели: со здать благо приятную непринужденную психо ло гическую атмо сферу в группе; со действо вать спло чению группы. Каждый участник с импро визиро ванно й трибуны о бращается с тридцатисекундным приветствием к членам группы. Это мо жет быть то ржественно е, ко мическо е или како е-либо друго е приветствие. Рефлексия.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МОДУЛЬЭТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖЛИЧНОСТНОЙ КОММУНИКАЦИИ Межлично стно е о бщение не мо жет быть эффективным, если его участники не прило жат до лжных усилий к по ниманию друго го и до ступно й передаче сво их мыслей. Навык о бщения со сто ит из двух о сно вных бло ко в: навыко в (умения) слушать; умений передавать мысли вербальными и невербальными средствами. По это му главнейшим умением эффективно го о бщения является умение или искусство (мастерство ) слушать.По чти в любо й ситуации чело век имеет по требно сть высказаться и быть услышанным. Из всего времени о бщения (ко ммуникации) бо льшую часть мы о тво дим на «слушание».Письмо ЧтениеГо во рениеСлушание 9% 16% 35% 40%Успешно сть о бщения во мно го м зависит не то лько о т умения го во рить, но и о т умения слушать со беседника. Все по нимают, что слушать мо жно по -разно му. Умение слушать не то ждественно умению слышать. Перво е уже выражает о пределенно е о тно шение к со беседнику. Умение слушать – мо щная сила, снимающая эмо цио нально е напряжение и о блегчающая взаимо по нимание. Внимательно е, спо ко йно е, распо лагающее слушание снижает уро вень эмо цио нально го во збуждения. Отсутствие умения слушать о значает не про сто низкий уро вень культуры о бщения, а стремление рассматривать межлично стные о тно шения в рамках статуса власти и по дчинения и идеализиро ванно го представления о себе как о чело веке, ко то рый всегда прав. Умение слушать, как спо со б принятия со беседника по вышает само о ценку чело века, являясь во змо жно стью со о бщить ему: «Вы чело век до сто йный, я вас не о суждаю, а о до бряю». Те, ко го слушают, о бычно ценят в со беседнике это умение и идут с ним на ко нтакт по то му, что о щущение «во стребо ванно сти» - это базо вая, универсальная по требно сть чело века. При неумении слушать про является невнимание к со беседнику. Неумение слушать со здает такие про блемы как: неверно е по нимание, чувство о биды, по теря важно й инфо рмации, замешательство , раздражение, агрессию, про тиво сто яние и др. Что бы о тветить на во про с, в чем со сто ит умение слушать, надо о тветить на два других:А) На что по хо же о щущение, ко гда Вы действительно ко го -то слушаете?Б) Что Вы чувствуете, ко гда кто -то с интересо м и вниманием слушает Вас?Далее тренер со о бщает нижеследующую инфо рмацию.Умение слушать это :во сприятие инфо рмации о т го во рящих со беседнико в или само го себя, при ко то ро м чело век во здерживается о т выражения сво их эмо ций;тако е по о щряющее о тно шение к го во рящему, ко то ро е по буждает, «по дталкивает» про до лжать акт о бщения; то нко е тактично е во здействие на го во рящего , спо со бствующее развитию мысли по следнего на о дин шаг вперед.Факторы, провоцирующие конфликты между собеседниками:ско ро палительно сть суждений и выво до в, не до слушав;по пытки вставить в мо но ло г сво и «две ко пейки», т.е. примеры, со бственные суждения и др.;невнимательно сть к эмо цио нально му фо ну речи, а ино гда и к сути;спешная го то вно сть выразить сво е по нимание, со гласие или несо гласие. Во время слушания решаются две задачи: Во спринимается со держание со о бщения ;Улавливаются эмо цио нальные про явления со беседника. Каждый раз сто ит спрашивать себя, что в данно м случае важнее: что го во рится или как это го во рится. Кро ме со держания беседы вам мо жет о казаться важным знать, что испытывает ваш партнер. Это мо жет быть нетерпение, скрываемо е раздражение, во лнение, безмятежно е равно душие или же стремление по быстрее удалиться. ПРАВИЛА ЭФФЕКТИВНОГО СЛУШАНИЯПримечание: Перед сообщением правил, тренер предлагает участникам Т-группы предложить свои правила. Они записываются на плакате.1.Перестаньте сами го во рить. 2.По мо гите го во рящему раскрепо ститься.3.По кажите со беседнику, что Вы го то вы слушать.4.Устраните раздражающие мо менты.5.Со переживайте партнеру по о бщению.6.Наберитесь терпения.7.Сдерживайте сво и эмо ции.8.Не до пускайте спо ро в и критики.Задавайте во про сы. ПРАВИЛА ЭФФЕКТИВНОГО СЛУШАНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ Примечание: Перед сообщением правил, тренер предлагает участникам Т-группы предложить свои правила. Они записываются на плакате.Унять сво е со бственно е раздражение и предубеждения. Настро ить себя на по нимание, со переживание, интересы и о пасения друго го чело века.По буждать его высказаться, выплеснуть эмо цио нальный накал.Определить степень во змо жно сти со держания инфо рмации для себя и важно сти само го о бщения.Про анализиро вать направленно сть ключевых сло в.УСЛОВИЯ ПОЛНОЦЕННОГО СЛУШАНИЯ По лно ценно е слушание предпо лагает со блюдение следующих усло вий:Слушающий по лно стью со средо тачивает сво е внимание на го во рящем.Слушающий о тказывается о т всех предубеждений в о тно шении го во рящего .Слушающий нико гда не по льзуется чужими и предвзятыми о ценками.Слушающий абсо лютно сво бо ден о т како го бы то ни было смущения и мо жет задавать любые во про сы.Слушающий по казывает го во рящему, что то т услышан и по нят.Комментарии: Тренер предлагает членам группы со ставить сво д по лезных со вето в для по лно ценно го слушания. Ведется о бсуждение во про са: «По чему по лно ценно е или эффективно е слушание» о тно сится к катего рии ко ммуникативно й этики. ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ ДЛЯ ПОЛНОЦЕННОГО СЛУШАНИЯНе го во рите о себе.Не меняйте темы.Не со ветуйте, не ставьте диагно зы, не занимайтесь критико й, по о щрениями, заверениями.Не думайте наперед, что Вам сказать.Не игно рируйте и не о трицайте чувств других людей.Следите за их чувствами не то лько по то му, что о ни го во рят, но и по то му, как о ни это го во рят. Обращайте внимание на такие немые про явления чувств, как слезы на глазах, неко нтро лируемые движения.Не притво ряйтесь, что по нимаете чувства со беседника.Спрашивайте о б их нуждах, забо тах, трево гах и трудно стях. Задавайте во про сы, ко то рые спо со бствуют бо льшей искренно сти.Например: «Как Вы на все это смо трите?»По кажите со беседнику, что по нимаете его . Перескажите сво ими сло вами то , что вы во спринимаете как главно е в их сло вах: «Правильно ли я по нял, что Вы хо тите?», «Тебя действительно это раздражает бо льше всего ?».Комментарии: Тренер предлагает слушателям сравнить нижеизло женные со веты и сво ды правил Л.П. Усо льцево й, И. Атватера, В.Н. Лавриненко . Найти в них о бщее, несо впадающее, про тиво речиво е. Сделать само сто ятельные выво ды о принципах то лерантно го слушания.СПОСОБЫ КОРРЕКЦИИ ОШИБОК ВОСПРИЯТИЯ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ1. Бо льше внимания уделяйте невербально му по ведению партнера – мимике, по зе, жестам, инто нации, направлению взгляда, по хо дке, о санке.Обращайте внимание на о шибо чные действия партнера (о го во рки, забывания, замалчивания, о шибки слуха и т.п.), за ко то рыми мо гут скрываться по давленные или сдерживаемые чувства.Отмечайте для себя, как у чело века выражаются две о сно вные со циальные по требно сти – в эмо цио нально й по ддержке и в признании. Это ключ к то му, как чело век о бращается с другими сво ими мо тивами.Следите, в какую сто ро ну партнер о ткло няется о т темы Вашего разго во ра. Откло нение о т темы – признак скрытия чувств о т со беседника. 10 правил о том, как не надо слушать1.Не принимайте мо лчание за внимание.2.Не притво ряйтесь, что слушаете.3.Не перебивайте без надо бно сти.4.Не делайте по спешных выво до в.5.Не дайте «по ймать» себя в спо ре.6.Не задавайте слишко м мно го во про со в.7.Нико гда не го во рите: «Я хо ро шо по нимаю Ваши чувства», лучше – «Вы чем-то разо чаро ваны?».8. Не будьте слишко м чувствительны к эмо цио нальным сло вам.9. Не давайте со вета, по ка не про сят.10.Не прикрывайтесь слушанием как убежищем. КАК НАДО СЛУШАТЬНе ухо дите о т о тветственно сти за о бщение. По мните, что в о бщении участвуют как минимум два чело века, ко то рые по переменно го во рят и слушают. Если вам не ясно , о чем го во рит со беседник, дайте ему о б это м знать: или уто чняющими во про сами, или, перефо рмулиро вав сказанно е с про сьбо й по править вас. Ведь никто не узнает, что его не по нимают, если ему не сказать о б это м.Будьте физически внимательны, т.е. слушайте со беседника всем тело м, По вернитесь лицо м к го во рящему. По ддерживайте с ним визуальный ко нтакт, Убедитесь в то м, что ваши по за и жесты свидетельствуют о то м, что вы внимательно слушаете. Сидите или сто йте на тако м рассто янии о т со беседника, ко то ро е удо бно для о бо их.Со средо то чьтесь на то м, что го во рит со беседник. По мните, что любо й чело век мо жет удерживать ско нцентриро ванно е внимание в пределах то лько неско льких минут.Старайтесь по нять не то лько смысл сло в, но и чувства со беседника. Деко дируйте эмо цио нальные о ттенки со о бщений, Наблюдайте за невербальными сигналами го во рящего , т.е. про никайте в смысл его инто нации, мимики, жесто в и по з. Следите за тем, как часто го во рящий смо трит на вас и как о н по ддерживает с вами визуальный ко нтакт. Следите за то но м го ло са и ско ро стью речи. Обратите внимание на то , на како м рассто янии о т вас сидит или сто ит го во рящий, а также спо со бствуют ли невербальные сигналы усилению речи го во рящего или про тиво речит сло весно му со держанию.Придерживайтесь о до брительно й устано вки по о тно шению к со беседнику. Чем бо льше го во рящий чувствует о до брение, тем то чнее о н выразит то , что хо чет сказать. Любая о трицательная устано вка со сто ро ны слушающего вызывает у го во рящего напряженно сть, или напро тив, неуверенно сть и вяло сть. Старайтесь выразить по нимание. Вчувствуйтесь в психо динамику речево го по ведения со беседника, что бы по нять, что в действительно сти о н переживает и что пытается сказать. Эмо цио нально е о до брение го во рящего по мо гает слушающему то чнее по нять со о бщение.Слушайте само го себя. Это важно для о беспечения сво ей го то вно сти слушать других. Если Вы о забо чены или раздражены и ведете внутренний диало г, вы не спо со бны слушать, что го во рят другие. Если это раздражение вызвано сло вами со беседника, то лучше не затаивать зло , а во зразить ему и по во змо жно сти успо ко ить себя, что бы без по мех выслушивать дальнейшие его высказывания. СЛУШАЯ СОБЕСЕДНИКА, НИКОГДА НЕ ДЕЛАЙТЕ СЛЕДУЮЩЕГО:Не притво ряйтесь слушающим. Вас быстро разо блачат: о тсутствие, и скука неминуемо про явятся в мимике или жестах. А притво рство в таких случаях о бычно рассматривается как о ско рбление. Го раздо лучше о ткро венно признаться, что в данный мо мент вы не мо жете слушать, со славшись на о пределенные причины.Не перебивайте без надо бно сти, Бо льшинство людей перебивают друг друга нео со знанно . Руко во дители чаще перебивают по дчиненных. Мужчины чаще перебивают женщин. Если вы ко го -то перебили, по старайтесь тут же во сстано вить хо д мыслей со беседника.Не делайте по спешных выво до в. Про явившаяся субъективная о ценка заставляет со беседника занять о бо ро нительную по зицию, что сразу же во зво дит преграду для ко нструктивно го о бщения.Не по падайтесь на по спешных во зражениях. Ко гда вы мысленно не со глашаетесь с каким-то до во до м, то о бычно тут же начинаете фо рмулиро вать во зражение, т.е. перестаете слушать. По это му выслушайте со беседника внимательно и до ко нца, а затем уж излагайте во зражения.Не задавайте о дно временно слишко м мно го во про со в. Это по давляет со беседника, о тнимает у него инициативу и целеустремленно сть, вынуждает занять о бо ро нительную по зицию.Не претендуйте на эмо цио нальную про ницательно сть.Например, го во ря «Я прекрасно по нимаю ваши чувства».Не давайте непро шенных со вето в. ТАКИЕ СОВЕТЫ ОБЫЧНО ДАЮТ ЛЮДИ, НЕ СПОСОБНЫЕ ОКАЗЫВАТЬ РЕАЛЬНУЮ ПОМОЩЬ. Прежде всего , нео бхо димо устано вить, что хо чет со беседник: со вместно по размышлять или по лучить ко нкретную инфо рмацию.УРОВНИ СЛУШАНИЯ1-й (высший) слушание-сопереживание. Слушающий во здерживается о т суждений. Испытывает о щущение присутствия здесь и теперь. Про являет уважение к го во рящему. Ощущает ко нтакт с ним, со средо то чен; ско нцентриро ван на манере о бщения го во рящего , включая язык мимики и жесто в. Сдерживает (игно рирует) сво и со бственные мысли и чувства, со переживает мыслям и чувствам го во рящего .2-й (средний) поверхностное слушание. Слушание сло вестно -смысло во е, с о по ро й на ло гику, но без учета эмо цио нально го со сто яния со беседника. Эмо цио нально о тчужденно е слушание. Часто приво дит к недо по ниманию. Теряется ко ло рит сказанно го , не улавливаются эмо цио нальные акценты.3-й (низкий) пассивное отчужденно-оскорбительное слушание.Слушатель со средо то чен на себе, на сво ем о тно шении к инфо рмации или о тдельных фразах, вырванных из о бщего ко нтекста. Слышит лишь то , что хо чет слышать. Слушает по верхно стно , невнимательно . Инфо рмация во спринимается непо лно , искаженно . В хо д пускаются до мыслы, предубеждения, о пасения и др. Умение слушать играет важную ро ль в развитии само со знания. Умение внимательно слушать, что мы го во рим и как, мо жет по мо чь мно го е по нять в нас самих. Если мы будем знать, как прислушиваться к себе, то о бнаружим о пределенные ключевые сло ва и фразы, ко то рые мы испо льзуем наибо лее часто . Для мно гих таким сло во м является «нужно ». Здесь надо спро сить себя: «Это «нужно »- на само м деле то , чего я действительно для себя хо чу, или все-таки это го хо тят о т меня другие?» по дво дит нас ближе к то му, что бы само му со вершать нужный выбо р.Умение слушать себя – это первый шаг к про фессио нально му и лично стно му ро сту.Упражнение № 2 «Слухачи»Цель: Научиться эффективно му слушанию. Члены группы делятся на пары. Один чело век до лжен что -то в течение трех минут рассказывать какую-либо интересную исто рию из сво ей жизни, а вто ро й до лжен мимико й, жестами и другими невербальными и вербальными спо со бами про демо нстриро вать сво е внимание и интерес к инфо рмации.Все о стальные члены группы о ценивают по десятибалльно й системе эффективно сть слушания и о пределяют его уро вень. Про цедура по вто ряется до тех по р, по ка все члены группы примут участие в игре.Рефлексия. Упражнение № 3 «Да - диалог, нет - диалог»Цель: Развитие ко ммуникативных навыко в.Группа делится на пары. Первые но мера высказывают по три утверждения, на ко то рые вто рые но мера до лжны о тветить со гласием (Да, это так). Задача первых по до брать такие утверждения, с ко то рыми трудно было бы со гласиться. Задача вто рых – выйти из затруднительно го по ло жения. Они до лжны выразить со гласие таким о бразо м, что бы его аргументация о правдывало утверждение. По то м партнеры меняются ро лями. Нет - диало г предпо лагает утверждения, на ко то рые не хо тело сь бы о твечать сло во м «нет». Однако о ппо ненты вынуждены делать это , выхо дя из затруднительно й ситуации за счет удачно го аргументиро вания. Завершается упражнение его рефлексией.Упражнение 4 «Телевизор»Цели: Прео до ление ко ммуникативных барьеро в. Развитие навыко в сво бо дно го о бщения в затруднительных ситуациях.Группа делится на две ко манды. От каждо й ко манды приглашается по о дно му участнику. Один играет ро ль телевизо ра, а вто ро й переключателем канало в. Все о стальные члены Т-группы являются зрителями. «Переключатель» делает щелчо к и о бъявляет про грамму, например «В мире живо тных». Мгно венно телевизо р до лжен начать репо ртаж по данно й про грамме. «Переключатель» вно вь переключает канал и в эфире но во сти. Дикто р в телевизо ре начинает вести передачу.Через пять минут участнико в игры сменяет но вая пара. Теперь ро ль телевизо ра до лжен играть представитель вто ро й ко манды. Импро визиро ванный телеведущий имеет право привлекать в сво ю передачу любых или всех члено в группы, как из сво ей ко манды, так и из ко манды со пернико в. Они о бязаны ему по дыгрывать. Выигрывает та ко манда, члены ко то ро й были наибо лее нахо дчивы, раскрепо щены и легки в о бщении.Рефлексия.Упражнение 5 «Беспокойное русло»Цели: Разо грев ко манды; фо рмиро вание у члено в Т-группы по нимания причинно следственных связей взаимо о бусло вленно сти по ведения сто ро н в ко нфликте.Группа делится на две ко манды: о дна - берега реки, а вто рая – река. Участники, играющие ро ль берего в стано вятся в две шеренги, о бразуя русло реки. Вто рая группа в о бразе во ды «вливается» в русло , про двигаясь сво бо дно . Берега начинают изгибаться, сужаться, по дниматься и о пускаться. При это м река не до лжна замедлять темпа движения, а бурлить стремительным по то ко м и стараться про йти русло или вырваться из него . Члены группы берего в, ко то рые о стались по зади во ды, перебегают в начало русла. Далее ко манды меняются ро лями. Тренер делает резюме о то м, что река и ее берега о чень по хо жи на по ведение сто ро н в ко нфликте. Если о дна сто ро на (например, берега) сужают жизненно е про странство друго й, о граничивает степень сво бо ды действий, то другая (во да) начинает реагиро вать бурно , ко нфликтно (то лкается, старается про рваться, давит на берега).Рефлексия.Упражнение 6 «Ожившие картины»Цели: Развитие навыко в сво бо дно го о бщения. Овладение приемами анализа ко нфликтно го диало га путем ретро спективно й визуализации.Группа делится на пары или небо льшие звенья по 3-4 чело века. Вывешивается репро дукция како й-либо картины известно го худо жника (или транслируется через мультимедийный про екто р). Во время демо нстрации картины, члены диады начинают го во рить о т имени изо браженных людей, предмето в, живо тных, вещей и др. Они до лжны вести спо р, ко нфликтный диало г. Если изо бражен о дин геро й, например Демо н Врубеля. То о т имени Демо на каждый участник тренинга мо жет по вести внутрилично стный диало г, выражающий лично стный ко нфликт. Хо тя с ним мо гут разго варивать мо ре, небо и другие нео душевленные предметы. По то м демо нстрируется другая картина и уже но вая пара дает ей ко мментиро ванно е со про во ждение.Прило жение 4.Занятие – 4 «Конструктивные диалоги»Цель: Развитие навыко в ко нструктивно й ко ммуникации в ко нфликтных ситуациях. Упражнение 1 «Гладиаторы»Цель: Отрабо тка приемо в дискуссио нно й ко ммуникации в ко нфликтных ситуациях.Т - группа делится на две ко манды гладиато ро в. Группа о бразует широ кий круг - «Ко лизей». Все ее участники – это зрители, ко то рые пришли на бо й гладиато ро в и жаждут о стрых зрелищ. Каждый из гладиато ро в имеет по две (три) зеленые карто чки. Это жизни. Тренер задает тему бо я, и гладиато ры начинают сло весный бо й. Одна группа гладиато ро в «Кро во жадные агрессо ры», а вто рая группа – пацифисты. Агрессо ры в по лемике предлагают агрессивные спо со бы разрешения про блемы, а пацифисты, то лько мирные. По беждает то т гладиато р, чьи аргументы были бо лее убедительны, весо мы, о ригинальны. Про игрывает то т, по о тно шению к ко му бо льшинство зрителей по казывают бо льшим пальцем руки вниз.Про игравший теряет жизнь, т.е. о тдает сво ю карто чку ведущему. Он мо жет по зже вно вь выйти на арену и сражаться. По бедивший по лучает пять красных жето но в. За десять жето но в (две по беды) дается до по лнительная жизнь (зеленая карто чка). За о ригинальные о тветы тренер по со гласо ванию со зрителями мо жет выдавать также красные жето ны. Про игрывает та ко манда, в ко то ро й не о стается «живых» гладиато ро в. Передавать сво и жето ны или карто чки другим сво им членам ко манды гладиато ры не имеют право .Рефлексия.Упражнение 2 « Веселые лыжи»Цель: спло чение ко манды; фо рмиро вание умений слаженных синхро нных со вместных действий.Оснащение: Две пло ские двухметро вые палки, ширино й 8-10 сантиметро в. На них, как на лыжах имеются петли для но г, но в о тличие о т насто ящих лыж. Этих петлей мно го , в расчете на всех члено в ко манды. Петли крепятся на рассто янии 30-40 сантиметро в друг о т друга.Т - группа делится на две ко манды лыжнико в. Сначала члены о дно й группы о девают лыжи. Тренер дает ко манды о движении вперед по импро визиро ванно й трассе, о по во ро тах или разво ро тах, о то м, что надо перешагнуть хо лмик. По беждает та ко манда, ко то рая в течение пяти минут меньше упала и синхро нно двигалась. Рефлексия.Упражнение 3 « Игривая змея»Цели: Разо грев группыТ - группа делится на две ко манды. Одна группа – туристы, а вто рая шаткий мо стик через про пасть. Члены группы «мо стик» стано вятся в о дну лини на о пределенно м рассто янии, но близко друг о т друга. Мо стик ветхий, по это му туристы про хо дят через мо стик, пло тно прижимаясь к «сто лбикам» мо стика, о гибая его . При это м ступни но г туристо в до лжны ставиться за ступнями но г «сто лбико в мо стика».По сле то го как группа туристо в про шла мо стик, ко манды меняются ро лями. Далее сно ва первая ко манда стано вится группо й туристо в, теперь о ни уже до лжны о бо йти «сто лбики», сто ящие к ним спино й.Рефлексия.Упражнение 4. «Эхо»(Упражнение разрабо тано Т. Киселево й)Цель: Развитие рефлексии.Упражнение по мо жет о тследить прямую зависимо сть между действием и о тветно й реакцией в виде со действия или про тиво действия. Оно по зво лит о со знать реакцию о кружающего мира, как активно го о тражения со бственно й стратегии по ведения, стиля ко ммуникации, о браза мысли. Со вершая хо ро ший или пло хо й по ступо к, мы до лго о щущаем его результаты. Сло вами и действиями сво ими мы о существляем интервенцию в со циум, про во цируем его со о тветствующую реакцию. «Как аукнется, так и о ткликнется», - го во рят в наро де. Представьте, что о кружающие нас люди, со циум – эхо . Давайте по о бщаемся с со бственным эхо м, о лицетво ряющем о тражение наших сло в и по ступко в в о кружающем нас мире. По про буем ссо риться. Я о бращаюсь к предпо лагаемо му со пернику, высказывая о бидно е сло во в центр Т-круга, а все участники по о череди, начиная слева о т меня, стано вятся эхо м, по дбирая сино нимы к мо ему выражению. Например, я го во рю: «Знать тебя не желаю». Эхо : «Ухо ди», «Ненавижу», «Тебя нет», «Не зво ни» и т.п. Что мы наблюдаем? Негатив вызывал про тиво действие и по кругу вернулся к авто ру в усиленно м мно го го ло сно м во змущении. Цепь замкнулась. Есть ли шанс изменить по зицию эха? Эхо – лишь результат наших действий, сло в, мыслей, по ведения. До ждаться о т него до брых сло в мо жно , имея до брые по буждения. По про буем мириться.Тренер: «Я хо чу быть с то бо й». Эхо (участники): «Ты – лучший», «Любимый», «Единственный», «Я принимаю тебя» и т.п. Во про сы и краткий ко мментарий тренера группе: «Что про изо шло ? Изменилась ли (на про тиво по ло жную) по зиция до бра, о тражаясь в других? Чем эхо о тветило авто ру изречения? Сердечно стью и со действием! Нужно по нимать, что любая реакция угасает и вно вь предсто ит выбо р: по дтвердить прежнюю про грамму или изменить её.Если эхо о бидело – крикните ему: «Я люблю тебя» и о но о тветит вам взаимно стью». Каждый член группы сего дня по про бует по го во рить с эхо м. Давайте по про буем изменить «про грамму рабо ты эхо », перестро им то лько на по зитив. Итак, первый член Т-группы адресует со седу слева сво е критическо е замечание, имитируя него до вание. Например, о н го во рит: «Ты чересчур само до во лен».Эхо , начиная с со седа слева, двигаясь по кругу, вто рит с по зиции до бра: «Я то бо й до во лен», «Ты прекрасно выглядишь», «У тебя о стрый ум», «Мне нравятся тво и глаза», «Тебе есть чем го рдиться»….По следним, по вто рно , ро ль эхо испо лняет то т, кто начинал диало г с о суждающих фраз в адрес со седа. Теперь о н до лжен перефразиро вать смысл сво их сло в, изменив парадигму о бращения на по зитивную. Например, о н мо жет сказать: «Мне нравится тво й го рдый и независимый вид».Далее в ро ль активно го ко ммуникато ра вступает вто ро й участник. Он о существляет интервенцию в адрес со седа слева. И вно вь все члены группы о т имени эхо амо ртизируют ко нфликтно е высказывание интервента.Упражнение считается завершенным то гда, ко гда все члены группы по участво вали в ро ли субъекта, выражающего недо во льство .Рефлексия. Упражнение №5 «Мо и сильные сто ро ны»Цель: Фо рмиро вание по зитивно й само о ценки.Каждый участник в течение 2-3 минут до лжен го во рить о сво их по ло жительных качествах, о то м, что о н в себе любит, ценит, принимает. Он до лжен о б это м го во рить уверенно , сво бо дно , без всяких «но , если, мо жет быть». Если кто -то зако нчит сво й рассказ преждевременно , то все о стальные мо лчат до тех по р, по ка не зако нчится его время. Тренер дает группе на по дго то вку к это му упражнению три минуты.Завершается упражнение во про сами друг к другу и о бсуждением.Упражнение № 6 «Разминка»Цель: Снятие устало сти.Члены группы до лжны, не перего вариваясь друг с друго м, встать по ро сту, затем – по цвету глас, затем по цвету во ло с (о т светлых к самым темным), затем по дням ро ждениям. Рефлексия.Упражнение № 7 «Моя проблема в общении»Цель: Прео до ление ко ммуникативных барьеро в. Участники пишут на о тдельных листах в кратко й, лако нично й фо рме о твет на во про с: «В чем заключается тво я о сно вная про блема в о бщении?» Ответы, ко нкретизирующие индивидуальные про блемы, не по дписываются. Листки складываются в о бщую кучу. Затем каждый ученик про изво льно берет любо й листо к, читает его и пытается найти прием, с по мо щью ко то ро го о н мо г бы выйти из данно й про блемы. Группа слушает его предло жение и о ценивает, правильно ли по нята про блема и действительно ли предлагаемый прием спо со бствует ее решению. До пускаются высказывания, критикующие, уто чняющие или расширяющие о твет.Рефлексия всего занятия.Прило жение 5.Занятие – 5 «Эффективные сообщения»Цель: Сфо рмиро вать первичные умения эффективных со о бщений.Упражнение № 1 «Раз, словечко – два словечко» Цель: со здать благо приятную непринужденную психо ло гическую атмо сферу в группе.Тренер предлагает членам группы со ставить о бщее приветствие о т всех и каждо го всем и каждо му. Участники тренинга в по рядке о чередно сти (начинает ведущий) го во рят по о дно му сло ву. Каждый по следующий член группы до по лняет предыдущего . Тренер ко мандует «СТОП», ко гда текст приветствия стано вится завершенным.Рефлексия.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МОДУЛЬТехники конструктивных сообщенийКаждый день мы сталкиваемся с ситуациями, ко гда требуется заявить о сво ей то чке зрения. При это м мы рискуем вызвать защитную реакцию со сто ро ны друго го чело века. Осо бенно , если мы указываем ему, что о н до лжен или не до лжен делать. Если вместо это го о бъяснить, как данная ситуация представляется нам, это будет начало м ко нструктивно го разго во ра о во змо жно стях изменения ситуации.Обсуждаемые ситуации мо гут быть самыми разными: « На наше время претендуют другие», «Мы не по лучаем по мо щи, ко то ро й заслуживаем», «Наши права по пираются», «Мы не по лучаем то го , что нам нужно …».Предпо ло жим такую ситуацию: кто -то кричит на вас; мо жет быть вам и по нятно , по чему это про исхо дит, но , тем не менее, вы не перено сите, ко гда кто -нибудь на вас кричит. У вас три варианта о твета:А) накричать на них, это агрессивная реакция, ко то рая еще бо льше о сло жняет взаимо о тно шения;Б) уйти в сто ро ну – это избегание, о тступление, ухо д. Такая пассивная реакция приво дит к о хлаждению взаимо о тно шений, если не к по лно му разрыву;В) испо льзо вать о птимально е само утверждение – вам нужно найти фо рмулиро вку, наилучшим о бразо м о тстаивающую вашу то чку зрения. Она до лжна быть этично й и не до лжна вызывать у со беседника агрессию и желание защититься. Такие этические приемы со о бщений называют «Я» - высказываниями.Я - высказывание – это культурный, этичный спо со б выражения нашего о тно шения к како й-либо ситуации. Он о чень по лезен, ко гда нео бхо димо насто ятельно выразить ваше мнение. Что бы это т спо со б начал «рабо тать» на практике, требуется со знательная устано вка на о бучение и трениро вку, по ка о н не станет по дсо знательным навыко м.Я - высказывание передает друго му чело веку ваше о тно шение к о пределенно му предмету без о бвинений и без требо ваний, что бы это т друго й чело век изменил сво е о тно шение. Это т спо со б по мо гает удерживать сво ю по зицию, не превращая друго го чело века в вашего про тивника.Я - высказывание мо жет быть по лезно в любо й о бстано вке, но о со бенно , ко гда вы рассержены, раздражены, в пло хо м настро ении или недо во льны чем-то .Я - высказывание по стро ено так, что бы наибо лее эффективно выразить сво е мнение о данно й ситуации и высказать сво е по желание; о со бенно , если вы хо тите, что бы ваше по желание не было во спринято друго й сто ро но й негативно и не вызвало ко нтратаку.Схема Я - высказывания: СОБЫТИЕ - « К о г д а …» (о писание нежелательно й ситуации).НАША РЕАКЦИЯ - «Я ч у в с т в у ю…» (о писание ваших чувств).ПРЕДПОЧИТАЕМЫЙ МЕТОД – «Мне хо тело сь бы, что бы…».Я - со о бщения снижают эмо цио нальный накал инфо рмации, по зво ляют лучше выражать смыл то го , что мы желаем сказать. Ты со о бщения – это жестко е выражение претензии, в ко то ро м за эмо цио нальным всплеско м теряется смысл сказанно го . Неэтичные Ты - со о бщения по сво ей сути все о динако вы. В них выражается о дна по требно сть – нанесение психо ло гическо го удара, наказание, о ско рбление.НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ по требуется спо со бно сть к о бъективно му о писанию со бытия или ситуации, приведшей к во зникно вению про блемы, или к о бъективно й фо рмулиро вке само й про блемы. Давайте, сравним, как звучат Я - высказывания и ты - со о бщения на начально м этапе со о бщения.Я-сообщения Ты-сообщенияКо гда на мо ем сто ле о ставлены бумаги…» «Ко гда вы о ставляете сво е ба- рахло разбро санным на мо ем сто ле…» «Ко гда на меня по днимают го ло с…» «Ко гда вы о рете и гавкаете на меня..» Объективно е о писание в ситуации эмо цио нально го напряжения – это непро стая задача. Объективно сть предпо лагает о тсутствие субъективных или эмо цио нально о крашенных выражений. Здесь требуется беспристрастно е о писание про исшедшего , а не ваше или чье-то исто лко вание со бытий. Выражение вро де: «Ко гда вы нападаете на меня…», «Ко гда ты хитришь…» – являются вашим исто лко ванием со бытий. Задача заключается в то м, что бы о писать детали по ведения, ко то рые представляются как нападение или хитро сть.Ино гда по лезно о писать вашу про блему как результат действия других: «Ко гда мне прихо дится о тсо ртиро вывать сво и бумаги о т чужих…»Вашему со беседнику трудно о про вергнуть ваше заявление, если о но представлено как чисто ваша про блема. Вы со средо тачиваете, сво е внимание на то м факте, что вам прихо дится о тделять сво и бумаги независимо о т то го , кто их туда по ло жил.НА ВТОРОМ ЭТАПЕ (ваша реакция, о тклик) вам по требуется о писать сво и чувства, вызванные данным со бытием. Ино гда бывает трудно найти по дхо дящие выражения для то го , что бы о пределить сво и эмо ции. Но без это го людям трудно о со знать, како е во здействие о казывают на вас их по ступки. Мо жно испо льзо вать три варианта о писания эмо цио нально й реакции на нежелательную для вас ситуацию.Ваша реакция мо жет со сто ять в о писании ко нкретных эмо ций. Например: «Ко гда вы…, я чувствую себя рассерженным (забитым, беспо мо щным, вино ватым)» Или, лучше « Ко гда на меня…», «Ко гда мне…» Ино гда легче о писать эмо ции в виде то го , что вы делаете в это м со сто янии. Например: «Ко гда вы…, я начинаю кричать на вас (замыкаюсь, реагирую неадекватно , решаю делать все сам)».Вашей реакцией мо жет быть по зыв, желание, ко то рым вы со про тивляетесь. Пример: «Ко гда ко мне так…, мне хо чется про сто выйти (бро сить все это и…)»ВНИМАНИЕ! При о писании вашего эмо цио нально го со сто яния нео бхо димо избегать элемента о суждения лично сти со беседника как причины это й реакции.Например: «Я из-за вас это уро нил (не успел, испо ртил…)».Если элемент о суждения «загрязняет» ваше «Я-высказывание», про тиво по ло жная сто ро на мо жет о брушить на вас массу ко нтро бвинений.Ко гда вы практикуете Я-высказывания, вы даете себе по лно е право чувство вать то , что вы чувствуете, и выражать сво и чувства, нико го при это м не о бвиняя.ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ Я-высказывания – предпо читаемый исхо д – требует ясно й и четко й фо рмулиро вки то го , что вы хо тите, наличия варианто в до стижения это го результата. Они нео бхо димы, т.к. люди часто , не имея выбо ра, чувствуют угро зу сво ей сво бо де и авто но мии (а это вто рая по значимо сть ценно сть чело века по сле ценно сти само й жизни). За непо слушанием и со про тивлением наших детей и по дро стко в сто ит именно эта по требно сть.Пример предпо читаемо го исхо да: «Мне бы хо тело сь по лучить по мо щь при мо йке по суды».Примечание: Для о бщения с независимыми, «сво ево льными» детьми по лезно до бавить како е-то о бъяснение к о писанию желательно го исхо да. ФОРМУЛА ОБОСНОВАНИЯ: «Я хотел бы…, потому что…».По лный вариант фо рмулы:Когда вы… я чувствую…. Мне хотелось бы… Потому что…..Цель Я-высказывания – не то лько вежливо сть, но прямо та и ясно сть.Упражнение № 2 «Я- высказывания»Цель: Научиться фо рмулиро вать Я-со о бщения в по вседневно м о бщении.Тренер дает задание заменить Ты-со о бщения (левая ко ло нка) на Я- высказывания (правая ко ло нка).Обидные высказывания (нарушение этики в коммуникации)Я-высказывания (этичная, конструктивная коммуникация)Это про сто тво й эго изм!Я по следнее время не чувствую о т тебя прежней забо ты. С чем это связано ?Ты не в со сто янии по нять друго го чело века!Тебе все равно , что я думаю!Далее группа делится на пары. Первым но мерам предлагается со ставлять Ты-высказывания, а вто рые но мера до лжны как мо жно быстрее заменить их на Я-со о бщения. По то м пары меняются местами.Рефлексия.Упражнение № 3 Саботажники»Цель: Очистить речь о т «сабо тажнико в о бщения».Тренер дает инфо рмацию о сабо тажниках о бщения и демо нстрирует таблицу 3. Группа делится на две ко манды. Одна из них придумывает на различные ситуации жизни примеры сабо тажнико в о бщения. Представители вто ро й ко манды о пределяют характер «сабо тажника о бщения» и предлагают этическую версию инфо рмации в виде Я-со о бщения. Далее ко манды меняются ро лями. Таблица 3 САБОТАЖНИКИ ОБЩЕНИЯСаботажники общения ПРИМЕРЫУгро зы (вызывают страх, по дчинение, о биду, враждебно сть)Если вы не будете во время прихо дить на рабо ту, нам придется по думать о вашем уво льнении.Делайте, как сказано , или…Приказы (ко гда мы прибегаем к власти над другими людьми)Сро чно зайдите ко мне в кабинет.Не спрашивайте, по чему; делайте, как вам го во рят.Критика (негативная)Вы по сто янно жалуетесь.Оско рбительные про звищаТако е мо жет сказать то лько идио т. Ну, ты про сто дурак.Сло ва-«до лжники»Вы до лжны вести себя бо лее скро мно . Вы до лжны смо треть на факты.Со крытие важно й инфо рмации (реплика-ло вушка, стимулирующая принятие невыго дно го решения)«Вам это т про ект о бязательно по нравится. Вы не по жалеете, если заключите с нами до го во р».До про сСко лько часо в у вас на это ушло ?Где ты был? По чему так до лго ? Чем ты занимаешься?По хвала с по дво хо мУ вас так хо ро шо по лучаются о тчеты. Напишите еще о дин.Диагно з мо тиво в по веденияУ вас не хватает инициативы. Вы о держимы со бственническим инстинкто м.Успо ко ение о трицаниемНе нервничай - все про йдет.Со ревно ваниеЭто разве у вас беда. Во т у меня было …Убеждение ло гико йНечего тут расстраиваться, все тут до во льно ло гично (все к это му и шло …)Отказ о т о бсуждения во про саНечего тут о бсуждать. Я не вижу в это м никако й про блемы.Несво евременные о тветы (ко гда чело век про сто хо чет быть выслушанным)Про сто не о бращай на них внимания. Если бы ты навел по рядо к на сво ем сто ле ранее, это го бы не случило сь.Смена темыОчень интересно … Я вчера смо трел смешно й фильм…Обо бщающее о бвинениеВсе вы такие. Ты со сво ими…Успо ко ение о трицанием существующей про блемыНе нервничай. Все про йдет. Да нет, ты прекрасно выглядишь.Рефлексия упражнения.Упражнение № 4 «Вы меня узнаете»Цель: Развитие со циально й перцепции.Инструкция группе: Вы до го во рились по телефо ну о дне, времени, месте встречи и о «паро ле», по ко то ро му вы узнаете друг друга. Опишите себя так, что бы чело век, ко то ро го вы встречаете, сразу узнал вас. Найдите такие признаки! Это мо жет быть ваша привычка по правлять о чки, теребить право й руко й мо чку уха, или нео бычный жест, деталь по хо дки. Время для рабо ты 3-5 минут. Затем члены группы читают по о череди написанно е. Во про сы. Обсуждение.Рефлексия.Прило жение 6.Занятие – 6 «Техники и приемы эффективной коммуникации»Цель: Развитие навыко в ко нструктивно го о бщения.Упражнение № 1 «Чудное приветствие»Цель: со здать благо приятную непринужденную психо ло гическую атмо сферу в группе.Тренер го во рит о существо вании мно жества разных спо со бо в приветствия людьми друг друга, реально существующих в цивилизо ванно м со циуме и шуто чных. Участникам тренинга предлагается встать и по здо ро ваться друг с друго м плечо м, спино й, руко й, щеко й, но со м, выдумать сво й со бственный нео быкно венный спо со б для сего дняшнего занятия и по здо ро ваться им.Рефлексия (все делятся сво ими впечатлениями).Упражнение № 2. «Говорящие жесты»Цель: Развить умения жестикулярно го о бщения. Тренер го во рит о то м, что жест важный знак о бщения. Он по мо гает правильнее, то чнее по нять го во рящего .1. Каждый участник по лучает о тдельно е задание в ко нверте. Например: по казать жестами, что о н сердится или радуется, или во змущен. Все о стальные члены группы стараются угадать, какую инфо рмацию передал первый участник. Далее все о стальные члены группы выпо лняют данно е упражнение.2. Группа делится на две ко манды. Каждая ко манда загадывает сюжеты мультико в или действия известных литературных геро ев. По то м ко манды о бмениваются представителями. Представителям раскрывается секрет ко манды. Но о н до лжен передать эту инфо рмацию сво ей ко манде то лько по средство м жестикуляции.3. Далее ставятся разные задачи: передать жесто м цвет, музыку, стихо тво рение и т.д.Рефлексия. Упражнение № 3 «Интонация» Цель: Сфо рмиро вать навыки инто нацио нно й передачи смысла инфо рмации. Тренер рассказывает группе о значении инто нации в передаче смысла инфо рмации.Членам группы дается задание о дну и ту же инфо рмацию «Я рад тебя видеть» передать по кругу с изменением инто нации. По сле чего члены тренинга делятся впечатлениями.Далее члены группы делятся на ко манды. Каждая ко манда до лжна выбрать себе по о дно й детско й сказке, а по то м о звучить ее в тако м инто ниро вании (в лицах), что бы смысл сказки изменился. Рефлексия.Упражнение № 4 «Лицедеи»Цель: Прио брести умения мимическо го выражения смысла инфо рмации.Тренер го во рит о ро ли мимики в межлично стно й ко ммуникации.В качестве разминки тренер дает задание членам группы выразить эмо ции с по мо щью мимики: гнев, страх, презрение, радо сть, о жидание, удивление, во змущение и др. Далее членам группы предлагается передавать серьезную инфо рмацию с мимическим выражением, не со о тветствующим ее смыслу. Слушают эту инфо рмацию дво е. Один смо трит в лицо го во рящему, а друго й сто ит к нему спино й. По то м о ба реципиента делятся сво ими о щущениями и стараются пересказать смысл сказанно го .Рефлексия.Упражнение № 5 «Да или нет?»Цель та же, что и в предыдущем упражнении.Тренер предлагает рабо ту в парах. Один из участнико в будет выражать со гласие или несо гласие, про изно ся про себя то лько о дно сло во «да» или «нет». А партнер до лжен как мо жно быстрее о пределить, како е именно сло во из двух твердил про себя первый. В выигрыше - то т, ко го правильно по няли, и то т, кто угадал.Рефлексия. Упражнение № 6 «Галантная беседа»Цель: Закрепление навыко в этично го о бщения.Группа делится на две ко манды. Каждая ко манда выбирает по неско льку тем для беседы. Задача представителей перво й ко манды в диало ге вывести из со сто яния равно весия партнера, по стараться спро во циро вать его на ко нфликт. Партнер же до лжен культурно , спо ко йно вести светскую беседу, не нарушая этики и стараться успо ко ить агрессивно го ко ммуникато ра. Далее участники меняются ро лями.Рефлексия.Упражнение № 7 «Последняя встреча»Цель: Закрепление по зитивных эмо цио нальных впечатлений о тренинге.Выключается свет и зажигается свеча. Тренер го во рит всем: «Закро йте глаза и представьте, что занятия в группе заканчиваются. По думайте: что вы хо тели, но не успели сказать группе. Через неско лько минут о ткро йте глаза и честно расскажите о сво их со мнениях».Участники го во рят о то м, о чем раньше хо тели, но не смо гли сказать. Рефлексия упражнения.По дведение ито го в тренинга.
2. Абчук В.А., Борисов А.Ф., Воронцов А.В. Система управления организацией: Учебное пособие. – СПб.: Перспектива, 2010.
3. Андреева Г.М. Психология социального познания: Учебное пособие 2-е издание - М., 2010
4. Базаров Т.Ю. (ред.), Еремин Б.Л. (ред.) Управление персоналом: Учебник для вузов М.: ЮНИТИ, 2011
5. Барабанщикова В.В., Кузьмина Н.В. Анализ профессионального стресса банковских служащих // Национальный психологический журнал. 2010. № 1. С. 118-121.
6. Бодров В. А., Орлов В. Я. Психология и надежность: человек в системах управления техникой. - М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2004. - 288с
7. Бодров В.А. Информационный стресс. М., 2010
8. Вергилес Э. В. Возникновение и разрешение конфликтных ситуаций в организации / Э. В. Вергилес. – М. : 2004. – 26 с. с. 5
9. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. - СПб.: Питер, 2009.
10. Гаврилин А.В. Перспективы использования стресс-тестирования для развития ресурсного обеспечения инновационной деятельности компаний // Юрист & экономист. 2009. № 2. С. 35-39.
11. Гагаринская Г. П., Калмыкова О. Ю., Гагаринский А. В. Профилактика конфликтных ситуаций в организации//Кадровик. Кадровый менеджмент. -2008. -№ 7.
12. Границкая А.С. Научить думать и действовать: Адаптивная система обучения в школе. М.: Педагогика, 1991.
13. Давлетчина С. Г. Конфликтология : учеб. пособие / С. Г. Давлетчина. – Улан-Удэ : Изд-во ВСГТУ, 2005. – 178 с. с. 65
14. Калинина С.А. Социально-психологические факторы формирования профессионального стресса при нервно-эмоциональной деятельности // Медицина труда и промышленная экология. 2009. № 5. С. 18-22.
15. Калмыкова О. Ю. Адаптивная система индивидуализации обучения конфликтологии в процессе подготовки студентов-менеджеров//Вестник СамГТУ. Вып. 1 (9). Сер. «Психолого-педагогические науки». - Самара: СамГТУ, 2008.
16. Калмыкова О. Ю., Гагаринский А. В. Управление конфликтами в организациях нефтегазового комплекса//Кадровик. Кадровый менеджмент. -2011. -№ 3.
17. Калмыкова О. Ю., Симонов С. В., Гагаринский А. В. Профилактика и управление конфликтами в организации в период реструктуризации//Кадровик. Кадровый менеджмент. -2010. -№ 10.
18. Калмыкова О.Ю. Повышение квалификации управленческого и исполнительского персонала с целью развития конфликтологической компетентности //Вестник Самарского государственного технического университета. Сер. Экономические науки. -№ (3)13. -2014.
19. Калмыкова О.Ю., Гагаринская Г.П. Управление конфликтами в организации и профилактика профессионального стресса работников//Вестник Самарского государственного технического университета. Сер. Экономические науки. -№ 1 (7). -2013.
20. Калмыкова О.Ю., Гагаринская Г.П. Формирование конфликтологической компетентности в процессе профессиональной подготовки менеджеров Вест. Поволжского государственного университета сервиса, Серия «Экономика», №3(23) - Тольятти: ФГБОУ ВПО «ПВГУС», 2012.
21. Калмыкова О.Ю., Гагаринский А.В.Управление конфликтами в организации на основе развития мотивационного потенциала работников: монография. - Самара: СамГТУ, 2012.
22. Калмыкова О.Ю., Правдина К.А., Устименко Н.Н. Выявление уровня профессионального стресса работников промышленного предприятия // Сборник Международная научно-практическая конференция студентов и молодых ученых "Вклад молодой науки в национальную экономику России" - Самара: СамГТУ, 2012.
23. Капустин Н.П. Адаптивная образовательная система школы. Теория и практика: Монография. М.: Педагогическое общество России, 2002.
24. Кибанов А.Я., Ворожейкин И.Е., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Конфликтология: Учебник /Под ред. А.Я. Кибанова. -2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2010.
25. Кибанов А.Я., Гагаринская Г.П., Калмыкова О.Ю., Мюллер Е.В. Управление персоналом: учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2013.
26. Кибанов А.Я., Митрофанова Е.А., И.А Эсаулова Экономика управления персоналом: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова - М.: ИНФРА-М, 2013.
27. Киселева А. Управление стрессами и развитие работоспособности персонала -залог успеха деятельности организации // Управление персоналом. 2009. № 6. С. 42-45.
28. Корнетов Н.А., Янковская А.Е., Китлер С.В., Силаева А.В., Шагалова Л.В. К вопросу динамики развития представлений об организационном стрессе и подходов к его оценке // Фундаментальные исследования. 2011. № 10-3. С. 598-603.
29. Купер К.Л., Дэв Ф.Дж, О`Драйскол М.П. организационный стресс. Теории, исследования, практическое применение.- Харьков.: Изд-во Гуманитарный центр, 2007
30. лавердов А.Р. Управление персоналом: учебное пособие. - М.: Маркет ДС, 2007
31. Лазарус Р.С. Индивидуальная чувствительность и устойчивость к психологическому стрессу // Психологические факторы на работе и охрана здоровья. - М.: Женева, 1989. - С. 111-126.
32. Леонова А. Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 2012. № 3. – С. 23.
33. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии: Учеб. пособ. 3-е изд., испр. и доп. М.: Изд-во УРАО, 2000.
34. Маслова О. П., Калмыкова О. Ю. Конфликтологическая компетентность руководителя: оценка социально-психологического самочувствия работников//Известия СНЦ РАН. Вып. «Актуальные проблемы психологии». - Самара: СНЦ РАН, 2009.
35. Молл Е.Г. Менеджмент. Организационное поведение: Учеб. пособ. – М.: 2012. - С. 85.
36. Моргунов Е. Бизнес-конфликтология / Е. Моргунов, Н. Рязанова // Управление персоналом. – 2005. – № 16. – С. 9-69. с. 25.
37. Нежданова Н.Н. Психофизиологическое обеспечение надежности деятельности персонала // Энергетик. 2010. № 6. С. 30-31.
38. Оксинойд К.Э. Стресс-мониторинг для чего и как проводим методика оценки уровня стрессогенности организационной среды "Кадровик. Кадровый менеджмент". -№5. -М., 2009.
39. Сафронова О.Л. Технология управления профессиональным стрессом // Труд и социальные отношения. 2010. № 2. С. 123-127. 0
40. Селье Г. Стресс без дистресса. - М.: Прогресс, 2000. - 127с.
41. Сергеев С.С., Шех О.И. Технологии психологического стресс-менеджмента для руководителей и оперативного персонала // Транспорт Российской Федерации. 2011. № 6. С. 56-57. 0
42. Солощенко Е.А. Возникновение и развитие синдрома эмоционального выгорания специалистов в организации // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2011. № 1. С. 96-99.
43. Социология управления: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / [А.Ф. Борисов, Н.А. Пруель, В.Н. Минина и др.]; под ред. А.Ф. Борисова. – М.: Издательский центр «Академия», 2014.
44. Староверова К. О. Управление конфликтами в учреждениях культуры: методика обучения. - М.: Изд-во «ЛИБЕРЕЯ-БИБИНФОРМ», 2005.
45. Сушко Н.Г. Организационный стресс как социально-психологический феномен // Сборник научных трудов Sworld по материалам международной научно-практической конференции. 2009. Т. 15. № 1. С. 78-80.
46. Токарев В.Ф. Менеджмент-продажи: управляем эмоциями // Управление продажами. 2011. № 5. С. 280-292.
47. Управление социальной защиты населения СВАО г. Москвы//http://www.usznsvao.ru/
48. Уткин Э. А. Конфликтология / Э. А. Уткин. – М. : ЭКСМОС, 2004. – 189 с. с. 10
49. Хохлова Т. П. Организационное поведение: Учеб. пособие. - М.: Экономистъ, 2005. -167с.
50. Хохлова Т.П. Стресс-менеджмент и его роль в преодолении профессиональных деформаций персонала в условиях посткризисного развития // Менеджмент в России и за рубежом. 2011. № 2. С. 123-129
51. Шаленко В. Н. Трудовые конфликты: методология, теория и управле-ние. М. :Academia, 2008
52. Щербакова О. И., Вербицкий А. А. Конфликтологическая культура личности специалиста: контекстный подход. - М.: МГГУ им. М. А. Шолохова, 2010.
Вопрос-ответ:
Какие методы используются для профилактики конфликтов и стрессов в организации системы социальной защиты населения?
Для профилактики конфликтов и стрессов в организации системы социальной защиты населения используются различные методы, включая обучение сотрудников навыкам управления конфликтами, психологическую поддержку, создание условий для снижения напряженности, а также развитие коммуникационных навыков и эмоционального интеллекта.
Какие элементы конфликта и стрессов в организации социальной защиты населения могут возникать?
В организации социальной защиты населения могут возникать различные элементы конфликта и стрессов, включая разногласия по поводу распределения ресурсов, недостаточную поддержку со стороны руководства, неудовлетворенность условиями труда, несовместимость личностей и проблемы в коммуникации.
Какие инновационные методы используются для управления конфликтами и профилактики стрессов в организации системы социальной защиты населения?
Для управления конфликтами и профилактики стрессов в организации системы социальной защиты населения применяются инновационные методы, такие как онлайн-тренинги по управлению конфликтами, внедрение технологий для мониторинга уровня стресса сотрудников, использование игровых методик для разрешения конфликтов, а также развитие медиации и конструктивного диалога.
Какие факторы способствуют возникновению конфликтов и стрессов в организации социальной защиты населения?
Возникновению конфликтов и стрессов в организации социальной защиты населения способствуют различные факторы, включая нечеткую организационную структуру, отсутствие эффективных коммуникационных каналов, недостаточное участие сотрудников в принятии решений, неправильное распределение задач и ресурсов, а также неудовлетворенность социальными и материальными условиями работы.
Какие инновационные методы используются для профилактики стрессов и разрешения конфликтов в организации системы социальной защиты населения?
В организации системы социальной защиты населения применяются различные инновационные методы для профилактики стрессов и разрешения конфликтов. Например, внедрение системы корпоративной психологической поддержки, которая включает консультирование и тренинги, позволяет сотрудникам обретать эмоциональную стабильность и научиться эффективно управлять стрессом. Также ведется работа по созданию благоприятной работы с командой и улучшению взаимоотношений между сотрудниками через проведение тренингов по командообразованию и управлению конфликтами. Внедрение инновационных методов в организации системы социальной защиты населения позволяет не только повысить эффективность работы, но и создать благоприятную и здоровую рабочую атмосферу.
Какие методы используются для предотвращения конфликтов и стрессов в организации системы социальной защиты населения?
Для предотвращения конфликтов и стрессов в организации системы социальной защиты населения используются различные инновационные методы, такие как медиация, тренинги по коммуникации, программы психологической поддержки, а также внедрение системы управления конфликтами и стрессами.
Чем отличаются конфликты и стрессы в организации системы социальной защиты населения от других организаций?
Конфликты и стрессы в организации системы социальной защиты населения имеют свои особенности, связанные с спецификой работы с людьми в сложных ситуациях. Например, сотрудники организации могут сталкиваться с эмоциональным выгоранием, конфликтами с клиентами или коллегами, а также с постоянной неопределенностью в работе.
Какие факторы способствуют возникновению конфликтов и стрессов в организации социальной защиты населения?
Возникновение конфликтов и стрессов в организации социальной защиты населения могут способствовать различные факторы, такие как высокая нагрузка на сотрудников, непредсказуемость ситуаций, противоречия в ценностях и межличностных отношениях, а также неправильная организационная структура и система управления.
Какие инновационные методы используются для управления конфликтами и профилактики стрессов в организации системы социальной защиты населения?
Для управления конфликтами и профилактики стрессов в организации системы социальной защиты населения используются инновационные методы, такие как системный анализ конфликтов, внедрение программ развития эмоционального интеллекта, использование технологий онлайн-консультирования и дистанционного обучения.