Профессиональные пенсионные системы в РФ
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 20 + 20 источников
- Добавлена 19.04.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Становление профессиональных пенсионных систем в РФ 5
1.1 Реформа системы пенсионного обеспечения в РФ: Основания перехода к профессиональным пенсиям 5
1.2 Общие положения проекта Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» 12
.Глава 2. Основные элементы профессиональных пенсионных систем в РФ. 15
2.1 Распределительный и накопительный принципы 16
2.2 Неблагоприятные экономические условия 20
2.3 Применение профессиональной пенсионной системы 22
Заключение 25
Список использованной литературы 27
Приложение 1 30
Таким образом, санкционный режим взаимодействия с внешним миром оказывает непосредственное и негативное влияние на российскую экономику в целом, а также и на пенсионное обеспечение граждан. Состояние внутренней экономики в России на 2014-2015 годы также оставляло желать лучшего, причем существенных улучшений на фоне сакционного режима и постоянных конфликтов с Западов скоро не предвидится.По данным, приводимым в работе Трофимовой И.Н., видно, что уровень жизни россиян продолжает падать – большинство населения вынуждено выживать «от зарплаты до зарплаты», особенно тяжелое положениесохраняется в бюджетной сфере, то есть в тех структурах, которые не имеют отношения к силовых ведомствам, но относятся к государственным учреждениям – среди такой категории граждан врачи муниципальных больниц, персонал детских дошкольных учреждений, персонал ипедагогический состав средний учебных заведений, а также сотрудники государственных высших учебных заведений. В частности, согласно приводимым в статье Трофимовой И.Н. данным, в провинциальных городах средняя заработная плата учителя высшей категории в школе составляет 12000 рублей, что, при учете инфляции в 12,5%, констатируемой самим Минфином, не может покрывать требуемый реальный прожиточный минимум – с учетом коммунальных платежей и квартплаты. Положение пенсионеров с каждым годом только ухудшается, поскольку пресловутая индексация пенсии, составляющая в средней на человека порядка 350 рублей ежемесячно совершенно не покрывает расходов пенсионеров на лекарства и насущные потребности. Именно в силу этого пенсионеры в России вынуждены продолжать трудовую деятельность, поскольку иначе вообще невозможно выжить физически. 2.3 Применение профессиональной пенсионной системыПрофессиональная система пенсионного обеспечения осуществляется в следующих форматах: - трудовая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом.Как полагают М.Э. Дмитриев и Н.Я. Травин, сложившаяся ситуация сформировалась под влиянием концепции компенсации утраты трудоспособности, принятой в СССР, для которой были характерны следующие положения:отсутствие увязки численности льготных пенсионеров с размерами страховых взносов;отсутствие законодательной базы для механизма предоставления отраслевых (профессиональных) пенсионных систем, которые в наибольшей мере учитывают возможность предоставления льготных пенсий;наличие значительного числа рабочих мест с крайне вредными условиями труда, отсутствие правовой базы для аттестации рабочих мест, дающих право на пенсию за работу с особыми условиями труда;излишняя централизация всей системы предоставления досрочных пенсий, ограничивающая инициативу в нахождении и внедрении альтернативных решений в этой области со стороны предприятий, отраслевых - и региональных органов управления.Важнейшими условиями получения права на профессиональную пенсию в них предлагалось установить:а)определенную продолжительность периодов трудовой деятельности на рабочих местах с особыми условиями труда;б)уплату работодателями соответствующих страховых взносов в профессиональную пенсионную систему;в)общую продолжительность страхового периода, составляющую не менее 20 лет для мужчин и 15 лет для женщин.Предложенные условия получения права на профессиональную пенсию не учитывают концептуальные основы формирования профессиональных пенсионных систем, которыми выступают механизмы обязательного пенсионного страхования работников от профессиональных рисков досрочной утраты трудоспособности.Проведение реформы льготного пенсионного обеспечения обусловлено, прежде всего, необходимостью создания современной национальной системы охраны труда. Для этого требуется перенос акцентов с компенсационных методов на методы предупреждения, профилактики и реабилитации.В западных странах функционирование профессиональных пенсионных систем стало возможным на основе детально разработанных процедур оценки рисков, достоверных и надежных статистических способов их регистрации, долгосрочных актуарных (демографических и финансовых) методов расчета страховых тарифов, формирования государственной и страховой инфраструктуры (центров) определения утраты трудоспособности и реабилитации, потерпевших на производстве.В целом, можно сделать вывод: социально-экономические особенности преобразования досрочного пенсионного обеспечения в профессиональные пенсионные системы состоят в том, что оно возможно только при одновременной реализации комплекса мер:–перевода финансового обеспечения досрочных пенсий на принципы платности, т.е. введения механизма их страхования;– разработки и применения соответствующих критериев рисков досрочной профессиональной утраты трудоспособности;– разработки и применения соответствующих методов оценки страховых случаев..ЗаключениеВ ходе проведенного исследования выявлены следующие проблемы профессиональных пенсионных систем: 1.Главная проблема системы оценки и управления профессиональными рисками в России сегодня состоит в том, что она не отражает один из самых важных показателей вероятностных характеристик профессионального риска с позиции страхового метода «доза-время-эффект»:во сколько раз факторы профессионального риска превышают санитарные нормы (предельно-допустимые концентрации и предельно-допустимые уровни);каков период (длительность) нахождения работников в неблагоприятных условий труда.2. Как следствие – возникает проблема того, что вместо углубленного индивидуального выявления(диагностики) профессиональных заболеваний на ранних их стадиях иприменения эффективных способов профилактики профессиональныхзаболеваний продолжает широко использоваться институтпредоставления досрочных пенсий за работу в производствах снеблагоприятными условиями труда.Его использование приводит в конечном итоге к потереответственности субъектов правоотношений в данной сфере запроведение оценки профессиональных рисков. Например, «в интересахпроизводства» практически не изучают (даже не регистрируются) целыегруппы крайне опасных для здоровья веществ, преднамеренно замалчивают последствия профессиональных рисков.Предложения: 1. С целью развития страховых методов оценки профессиональныхрисков требуется сформировать систему мониторинга стажевых доз(представляющих собой сочетание дозы вредного и опасного факторапрофессионального риска на протяжении заданного периода контактовс данными профессиональными вредностями) и на его основевыработать систему регламентации деятельности для работниковотдельных профессий и должностей с высоким уровнемпрофессионального риска.2.Регламентированный характер трудовой деятельности означаетустановление временного ограничителя, при достижении которогоработник должен переводиться на другие рабочие места или проходитьпереобучение. Например, стаж работы свыше половины среднего срокаразвития профессионального заболевания в данной профессиональной группе работающих, считается значимым и регулируемым фактором риска при помощи, например, трудовых контрактов. Данный страховой метод оценки профессионального риска, как принцип регламентированных стажевых доз, широко применяется в развитых странах. Он требует, с одной стороны, оценки и определения уровней «приемлемого риска», а с другой - принятия мер по исключению чрезмерного или «недопустимого риска».Список использованной литературыНормативно-правовые акты: Федеральный закон Российской Федерации от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Электронный ресурс – Режим доступа :http://rg.ru/2001/12/20/zakonpensii-dok.html Постановление ГД ФС РФ от 26.06.2002 N 2924-III ГД О проекте Федерального закона N 183353-3 "Об обязательных профессиональных пенсионных системах в Российской Федерации Законодательство России Текст документа по состоянию на июль 2011 года. Электронный ресурс – Режим доступа: http://www.bestpravo.ru/rossijskoje/eb-pravila/x7v.htm Проект Федерального закона Об обязательных профессиональных пенсионных системах в Российской Федерации Глава I. Общие положения. Статья 2. Понятия и термины. Электронный ресурс – Режим доступа: http://www.bestpravo.ru/rossijskoje/eb-pravila/x7v.htmКонвенция Международной Организации Труда № 148 о защите трудящихся от профессионального риска, вызываемого загрязнением воздуха, шумом и вибрацией на рабочих местах (Женева, 20 июня 1977 г.) Электронный ресурс – Режим доступа: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1010791 Министерство труда и социальной защиты. Российской Федерации. Доклад О реализации государственной политики в области условий и охраны труда в Российской Федерации в 2012 году. Электронный ресурс – Режим доступа: http://ohranatruda.ru/news/2013/09_07_13_-_doklad_TEKSTOVAYa_CHASTY.pdfДоклад «О реализации государственной политики в области условий и охраны труда в Российской Федерации в 2015 году» / Под ред. А..Л. Сафонова.- М.: Всероссийский центр охраны труда, 2007, с.4 -5. Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 29.12.2015) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". Электронный ресурс –Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_34419/Литература Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М.: Прогресс-Традиция, 2014, с.85.Бриттан Дж. Капитализм с человеческим лицом.- СПб, 2014. -399 с.В.И. Риск как предмет социологического анализа // Социологические исследования. — . №4. – 2014. - С. 8.Гловацкая Н., Лазуренко С., Жукова И. Безопасность человека и общества: новые ориентиры социально-экономического развития // Вопросы экономики. – 2013. – С. 12-22. Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум» - 2015. Электронный ресурс – Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2015/1356/15962Пенсионная реформа в России: причины, содержание, перспективы/Под общ. ред.М.Э.Дмитриева, Д.Я.Травина.-СПб.: Норма, 2014.-256 с.Пенсионная реформа в России: причины, содержание, перспективы/Под общ. ред.М.Э.Дмитриева, Д.Я.Травина.-СПб.: Норма, 2012.-256 с. Порфирьев Б.Н. Риск и безопасность: определение понятий. В кн.: Риск в социальном пространстве / Под ред. А.В.Мозговой.-М., 2014, с.27; 38-39.Роик В.Д. Основы социального страхования: организация, экономика и право: Учебник. - М.: РАГС, 2014, с. 24-25.Российская энциклопедия по охране труда. Министерство здравоохранения и социального развития. В 3-х томах./Ютвет. ред. А.Л. Сафонов,- 2006. М.: Изд. НЦ ЭНАС. Изд. 2-е, Т.2. С. 194- 195.Трофимова И.Н. Динамика социально-экономического положения россиян в условиях кризиса 2014-2015 гг.: поселенческий фактор // Политика и Общество. 2015. № 6. С. 702-708.Шахов В.В. Виды пенсионного обеспечения: экономический аспект. М.: Финансы и статистика, 2014, с. 14-18.Янова С.Ю. Социальное страхование: организация и финансовый механизм.- СПб.: СПб ГУЭФ, 2012, с. 7-8..Приложение 1Схема финансирования досрочных пенсий по Спискам № 1 и 2 после 2012 годаПрименение страховых механизмовпри организации систем социальнойзащиты от профессиональныхрисковАдминистративные (внеэкономические)методы организации социальной защитыработников от профессиональныхрисковУдельный вес предоставления досрочных пенсий и определения утратытрудоспособности в развитых западных странах иРоссийской ФедерацииРоссияДосрочные пенсии по индивидуальным показателям утраты трудоспособности Добровольное профессиональное пенсионное страхование Досрочные профессиональные (по отраслевым тарифным соглашениям)Основные принципы начисления трудовой пенсии в РФ
Список использованной литературы
I. Нормативно-правовые акты:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Электронный ресурс – Режим доступа :http://rg.ru/2001/12/20/zakonpensii-dok.html
2. Постановление ГД ФС РФ от 26.06.2002 N 2924-III ГД О проекте Федерального закона N 183353-3 "Об обязательных профессиональных пенсионных системах в Российской Федерации Законодательство России Текст документа по состоянию на июль 2011 года. Электронный ресурс – Режим доступа: http://www.bestpravo.ru/rossijskoje/eb-pravila/x7v.htm
3. Проект Федерального закона Об обязательных профессиональных пенсионных системах в Российской Федерации Глава I. Общие положения. Статья 2. Понятия и термины. Электронный ресурс – Режим доступа: http://www.bestpravo.ru/rossijskoje/eb-pravila/x7v.htm
4. Конвенция Международной Организации Труда № 148 о защите трудящихся от профессионального риска, вызываемого загрязнением воздуха, шумом и вибрацией на рабочих местах (Женева, 20 июня 1977 г.) Электронный ресурс – Режим доступа: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1010791
5. Министерство труда и социальной защиты. Российской Федерации. Доклад О реализации государственной политики в области условий и охраны труда в Российской Федерации в 2012 году. Электронный ресурс – Режим доступа: http://ohranatruda.ru/news/2013/09_07_13_-_doklad_TEKSTOVAYa_CHASTY.pdf
6. Доклад «О реализации государственной политики в области условий и охраны труда в Российской Федерации в 2015 году» / Под ред. А..Л. Сафонова.- М.: Всероссийский центр охраны труда, 2007, с.4 -5.
7. Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 29.12.2015) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". Электронный ресурс –Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_34419/
II. Литература
8. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М.: Прогресс-Традиция, 2014, с.85.
9. Бриттан Дж. Капитализм с человеческим лицом.- СПб, 2014. -399 с.
10. В.И. Риск как предмет социологического анализа // Социологические исследования. — . №4. – 2014. - С. 8.
11. Гловацкая Н., Лазуренко С., Жукова И. Безопасность человека и общества: новые ориентиры социально-экономического развития // Вопросы экономики. – 2013. – С. 12-22.
12. Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум» - 2015. Электронный ресурс – Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2015/1356/15962
13. Пенсионная реформа в России: причины, содержание, перспективы/Под общ. ред.М.Э.Дмитриева, Д.Я.Травина.-СПб.: Норма, 2014.-256 с.
14. Пенсионная реформа в России: причины, содержание, перспективы/Под общ. ред.М.Э.Дмитриева, Д.Я.Травина.-СПб.: Норма, 2012.-256 с.
15. Порфирьев Б.Н. Риск и безопасность: определение понятий. В кн.: Риск в социальном пространстве / Под ред. А.В.Мозговой.-М., 2014, с.27; 38-39.
16. Роик В.Д. Основы социального страхования: организация, экономика и право: Учебник. - М.: РАГС, 2014, с. 24-25.
17. Российская энциклопедия по охране труда. Министерство здравоохранения и социального развития. В 3-х томах./Ютвет. ред. А.Л. Сафонов,- 2006. М.: Изд. НЦ ЭНАС. Изд. 2-е, Т.2. С. 194- 195.
18. Трофимова И.Н. Динамика социально-экономического положения россиян в условиях кризиса 2014-2015 гг.: поселенческий фактор // Политика и Общество. 2015. № 6. С. 702-708.
19. Шахов В.В. Виды пенсионного обеспечения: экономический аспект. М.: Финансы и статистика, 2014, с. 14-18.
20. Янова С.Ю. Социальное страхование: организация и финансовый механизм.- СПб.: СПб ГУЭФ, 2012, с. 7-8.
Вопрос-ответ:
Какие основания привели к переходу к профессиональным пенсиям в России?
Переход к профессиональным пенсионным системам в России был обусловлен несколькими основаниями. Во-первых, проведение реформы системы пенсионного обеспечения было необходимо в связи с демографическими изменениями и увеличением ожидаемой продолжительности жизни. Во-вторых, государственная система пенсионного обеспечения оказалась недостаточно эффективной и неспособной обеспечить достойный уровень пенсий. В-третьих, введение профессиональных пенсионных систем позволяет расширить выбор пенсионных программ и создать дополнительные источники накопления.
В чем заключаются основные положения проекта Федерального закона о государственном пенсионном обеспечении в России?
Основные положения проекта Федерального закона о государственном пенсионном обеспечении в России включают в себя установление общих принципов функционирования профессиональных пенсионных систем, определение прав и обязанностей работодателей и работников в рамках профессиональных пенсионных систем, установление порядка распределения пенсионных взносов и формирования индивидуального пенсионного капитала, а также механизмы преобразования текущих пенсионных прав работников при переходе на профессиональные пенсионные системы.
Какие принципы лежат в основе профессиональных пенсионных систем в России?
В основе профессиональных пенсионных систем в России лежат два основных принципа - распределительный и накопительный. Распределительный принцип предусматривает финансирование пенсий текущими работниками через пенсионные взносы, которые перечисляются в пенсионные фонды и распределяются на выплаты пенсий. Накопительный принцип предусматривает формирование индивидуального пенсионного капитала каждого работника, который накапливается в период трудовой деятельности и используется для выплаты пенсии после выхода на пенсию.
Что такое профессиональные пенсионные системы в РФ?
Профессиональные пенсионные системы в РФ - это системы пенсионного обеспечения, которые основаны на принципе накопления пенсионных средств в индивидуальных лицевых счетах работников. В отличие от государственной пенсии, где пенсионные выплаты формируются из бюджета государства, в профессиональных пенсионных системах каждый работник сам накапливает средства на свой пенсионный счет.
Почему была проведена реформа системы пенсионного обеспечения в РФ?
Реформа системы пенсионного обеспечения в РФ была проведена по ряду оснований. Одной из главных причин было несоответствие текущей системы государственного пенсионного обеспечения потребностям и возможностям государства. Также было необходимо повысить уровень пенсионного обеспечения работников и дать им больше возможностей для пенсионного накопления. В результате реформы были введены профессиональные пенсионные системы, которые позволяют работникам самостоятельно формировать свою пенсию.
Какие основные элементы профессиональных пенсионных систем в РФ?
Основные элементы профессиональных пенсионных систем в РФ включают распределительный и накопительный принципы. Распределительный принцип предполагает, что работники делают пенсионные взносы, которые распределяются между текущими пенсионерами. Накопительный принцип предполагает, что работники накапливают свои пенсионные средства на индивидуальных лицевых счетах. Также важным элементом профессиональных пенсионных систем являются неблагоприятные экономические условия, которые могут повлиять на размеры пенсионных накоплений и выплат.
Какие преимущества и недостатки имеют профессиональные пенсионные системы в РФ?
Преимущества профессиональных пенсионных систем в РФ включают возможность работников самостоятельно накапливать пенсионные средства и управлять ими, что позволяет формировать более достойные пенсии. Также профессиональные пенсионные системы позволяют работникам выбирать инвестиционные стратегии и получать дополнительные льготы при накоплении. Однако недостатками являются возможные риски, связанные с неблагоприятными экономическими условиями и необходимостью самостоятельно принимать решения по управлению пенсионными накоплениями.
В чем основания перехода к профессиональным пенсионным системам в России?
Основаниями перехода к профессиональным пенсионным системам в России являлись неудовлетворительное состояние государственной пенсионной системы, нехватка средств для пенсионных выплат, демографический кризис и необходимость обеспечения долгосрочной устойчивости пенсионной системы.
Какие общие положения проекта Федерального закона О государственном пенсионном обеспечении в России?
Общие положения проекта Федерального закона О государственном пенсионном обеспечении в России включают в себя определение основных принципов профессиональных пенсионных систем, установление прав и обязанностей страхователей и застрахованных лиц, а также описывают механизмы формирования и распределения пенсионных накоплений.
Какие элементы входят в состав профессиональных пенсионных систем в России?
Основными элементами профессиональных пенсионных систем в России являются распределительный и накопительный принципы формирования пенсионных накоплений, а также механизмы компенсации неблагоприятных экономических условий.