Особенности нравственных суждений детей старшего дошкольного возраста о героях детской литературы
Заказать уникальную курсовую работу- 20 20 страниц
- 15 + 15 источников
- Добавлена 21.05.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Влияние художественной литературы на развитие нравственных качеств дошкольников 6
1.1. Художественная литература как средство развития дошкольников 6
1.2. Влияние художественной литературы на нравственное развитие ребенка 9
1.3. Методы исследования нравственных представлений дошкольников 11
Глава 2. Исследование нравственных суждений детей старшего дошкольного возраста о героях детской литературы 13
2.1. Организация методики исследования 13
2.2. Направления исследования 15
Заключение 19
Список литературы 20
Как правило, дети достаточно просто отзываются на моделируемую ситуацию, оценивая что такое хорошо и что такое плохо. В настоящее время выработано огромное количество методик на основе морального выбора. Картинки, как правило, отличаются только описанием возраста - в старшем дошкольном возрасте идет выборка из детей, в младшем школьном из школьников. Исследование нравственного развития осуществляется педагогами также и по методике включения ребенка в моделируемые ситуации. Эти ситуации достаточно сложны для детской оценки, но предполагают ситуацию морального выбора. В частности, примером может стать разыгранная ситуация со скорой помощью - один из воспитателей жалуется на плохое самочувствие, когда не мыта посуда и не убран дом. Дети решают как поступить. Таким образом, почти все методики, предпринимаемые для оценки нравственного состояния предполагают включение в контекст проблемной ситуации. Курсовая работа предполагает выбор небольшого количества методик. Глава 2. Исследование нравственных суждений детей старшего дошкольного возраста о героях детской литературы2.1. Организация методики исследованияЦелью нашего исследования становилось выявление уровня нравственных ценностей у детей на основе художественной литературы. Чтобы данное исследование было реализовано, необходимо было продумать этапы исследования.1. Анализ литературы по теме. Этот этап предполагал выявление психологических особенностей развития нравственных суждений, а также подготавливал базу для исследования.2. На втором этапе осуществлялся подбор художественной литературы для исследования уровня развития нравственных суждений.3. Третий этап предполагал обоснование исследования на основе суждений о художественной литературе 2.2. Направления исследованияДля определения нравственных характеристик старших дошкольников о героях художественной литературы нами проводилась диагностика. Задачей исследования становилась исследование нравственных суждений детей.Методика реализуется в три этапа. Первый из них предполагал оценку нравственных категорий, которыми оперирует ребенок. Первый этап предполагал умение ребенка определить основную тему произведения. Детям предлагались такие сказки, как:1. Теремок2. Крошечка-Хаврошечка3. Зимовье зверей4. Лиса и журавль5. Царевна-лягушка Работа со сказкой вводится в игровой форме - сказка детям не называется, но предоставляются картинки. По ним ребенок должен определить сказку, и попытаться рассказать, чему она учит. Пересказ сказки не нужен, но нужно учитывать, что некоторые дети могут захотеть ее рассказать - запрещать этого делать не следует. Ответы распределяются по следующим направлениям:1. Ребенок угадал сказку, охарактеризовал нравственные проблемы без помощи взрослого - 3 балла2. Ребенок справился с заданием, но с помощью взрослого - 2 балла3. Ребенок не справился с заданием даже при помощи взрослогоВторой методикой становится методика исследования гибкости суждения. Для этого детям предлагается пять ситуаций из сказок, на основании которых они должны сделать вывод о правильности и неправильности действий. 1. Буратино вместо того, чтобы идти в школу, убегает с Лисой-Алисой и котом Базилио2. Лиса обманом забирает у вороны сыр3. Муравей выгоняет стрекозу зимой4. Посуда убежала от Федоры, а Федоре не в чем приготовить обед Ответы распределяются по следующим направлениям:1. Ребенок угадал сказку, охарактеризовал нравственные проблемы без помощи взрослого - 3 балла2. Ребенок справился с заданием, но с помощью взрослого - 2 балла3. Ребенок не справился с заданием даже при помощи взрослогоНа основе критериев были выделены уровни, которые давали сведения о развитии детей старшего дошкольного возраста. Низкий уровень - начальный представлен представлениями поверхностными, где ребенок имеет относительно туманные представления о нормах поведения. Это приводит к тому, что он руководствуется не разграничениями по принципу "хорошо" и "плохо", а собственными интересами.Средний уровень характеризуется смешанными представлениями о хороших и плохих поступках героев. Знания есть, но ребенок путается в оценке действий героев. Высокий уровень - высокие знания о нравственности. Ребенок не только делает верный выбор, но и может обосновать их. При совместной деятельности дети легко договаривались друг с другом. После того, как методика проведения окончена, необходимо воедино собрать все ответы детей и на основании полученного результата составить общую картину по группе детского сада. Коррекционную работу впоследствии необходимо будет проводить по двум направлениям - изменению представлений детей о хороших и плохих качествах через призму литературных произведений. А для этого важным направлением станет не только совместное чтение, но и правильный подбор материалов. ЗаключениеБезусловно, каждый родитель стремится к тому, чтобы его ребенок вырос честным, порядочным и добрым. Однако, среда оказывает свое воздействие. Как следствие, разрушение от социума, как правило, перевешивают воспитательную ценность семьи. Как следствие, огрехи социализации должно исправлять ДОУ. Прекрасным средством и исследования нравственного развития и коррекции нравственного поведения становится художественная литература. Старший дошкольник еще не в состоянии отделить сказку от вымысла и сопереживая героям он способен обнажить уровни развития своих качеств. Предполагается организовать диагностические методики близкие к игровой деятельности - ведущей в данном возрасте. Конечно, при организации исследования следует учитывать и возможные риски - ребенок может замкнуться в себе, что будет связано не с уровнем его нравственного развития, а с низкой самооценкой, неготовностью идти на контакт. Кроме того, некоторые дети могут раскапризничаться и не захотеть выполнять задания, не захотеть работать в паре с тем или иным ребенком. Все эти нюансы необходимо учесть заранее при организации исследования. Методика должна быть реализована после того, как будет организовано наблюдение над группой в целом.
2. Аркин, Е.А. Ребенок в дошкольные годы. [Текст] /Е.А.Аркин; под ред. А.В. Запорожца и В.В.Давыдова.- М., Просвещение, 1967 -445с
3. Божович, Л.И. Нравственное формирование личности школьника в коллективе. [Текст] / Л.И Божович, Т.Е Конникова - М., Просвещение, 1987г.
4. Веракса, Н.Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве. [Текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений. / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса – М.: Мозаика- Синтез, 2006.-72с.
5. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. [Текст] Л.С. Выготский / под редакцией В.В. Давыдова – М., Просвещение, 1991г.- 284с.
6. Воспитание и обучение детей пятого года жизни [Текст]: Кн. Для воспитателя дет. сада/ А.Н. Давидчук, [и др.]; под ред. В.В.Холмовской. – М., Просвещение, 1986 – 144с
7. Гербова, В.В. Приобщение детей к художественной литературе.[Текст] Программа и методические рекомендации /В.В.Гербова. – М.: Мозаика Синтез, 2005. – 72с.
8. Гурович, Л.М Ребенок и книга [Текст]: Книга для воспитателя детского сада/ Л.М. Гурович [и др.]; под редакцией В.И.Логиновой. – М., Просвещение,1992. 9. Григорович, Л.А. Педагогика и психология. [Текст] / Л.А. Григорович - М., Педагогика, 2001г – 210с..
10. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка [Текст]: т.11/ В.И. Даль. - М: Рус. Яз., 1979 – 683 с.
11. Жучкова, Г.Н. Нравственные беседы с детьми 4-6 лет. Занятия с элементами психогимнастики. [Текст]: практическое пособие для психологов, воспитателей, педагогов./ Г.Н. Жучкова – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006 –
12. Запорожец А. В. Психология восприятия ребенком- дошкольником литературного произведения [Текст]: тезисы докладов./А.В.Запорожец — М., 1948, с. 73 –76,
13. Иванова, О.А.Учимся читать художественную литературу [Текст]: программа. Тематическое планирование. Конспекты занятий. Для работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста./ О.А.Иванова – М.; Школьная Пресса, 2004 – 80с.
14 . История педагогики [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. 2110 «Педагогика и психология (дошкольная)» /Под ред. М.Ф.Шабаевой. – М.: Просвещение, 1981. – 367с.
15. «История отечественной и мировой психологической мысли: Постигая прошлое, понимать настоящее, предвидеть будущее [Текст]: Материалы международной конференции по истории психологии «IV московские встречи», 26—29 июня 2006 г." / Отв. ред. А.Л. Журавлев, В.А. Кольцова, Ю.Н. Олейник. - М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2006. с. 308-314
Вопрос-ответ:
Какие особенности нравственных суждений детей старшего дошкольного возраста о героях детской литературы описаны в статье?
В статье описываются особенности нравственных суждений детей старшего дошкольного возраста о героях детской литературы, такие как формирование представлений о хорошем и плохом, развитие эмпатии и морального суждения, влияние сюжетов на формирование нравственных ценностей.
Как художественная литература влияет на развитие нравственных качеств дошкольников?
Художественная литература играет важную роль в развитии нравственных качеств дошкольников. Она помогает детям понять различие между правильными и неправильными поступками, развивает эмоциональную сферу ребенка, формирует нравственные ценности и повышает моральное сознание.
Какое влияние оказывает художественная литература на нравственное развитие ребенка?
Художественная литература имеет значительное влияние на нравственное развитие ребенка. Она помогает формировать нравственные ценности, развивает моральное суждение, способствует эмоциональному развитию, повышает уровень эмпатии и социальной компетентности ребенка.
Какие методы использовались для исследования нравственных представлений дошкольников в данной статье?
В данной статье для исследования нравственных представлений дошкольников использовались методы наблюдения, беседы и анкетирования. Детям предлагались различные ситуации, связанные с героями детской литературы, и в ходе беседы и анкетирования исследователи получали информацию о нравственных суждениях детей.
Что было исследовано в статье о нравственных суждениях детей старшего дошкольного возраста о героях детской литературы?
В статье были исследованы нравственные суждения детей старшего дошкольного возраста о героях детской литературы. Исследователи изучали, какие моральные ценности и представления о хорошем и плохом формируются у детей в результате чтения художественных произведений, а также как влияют сюжеты и герои на развитие нравственных качеств детей.
Какие особенности нравственных суждений детей старшего дошкольного возраста о героях детской литературы обсуждаются в статье?
В статье обсуждаются особенности нравственных суждений детей старшего дошкольного возраста о героях детской литературы.
Как художественная литература может влиять на развитие нравственных качеств дошкольников?
Художественная литература может влиять на развитие нравственных качеств дошкольников, так как через героев и истории они могут узнавать о различных моральных ценностях и принципах, учиться эмпатии, анализировать ситуации и делать нравственные выборы.
Какие методы использовались для исследования нравственных представлений дошкольников?
Для исследования нравственных представлений дошкольников были использованы различные методы, такие как наблюдение, беседы, игры, анализ рисунков и текстов, а также тесты и опросы.