Влияние различных вокальных школ на развитие эстрадного вокалиста
Заказать уникальную дипломную работу- 30 30 страниц
- 16 + 16 источников
- Добавлена 09.04.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава I. Вокальные школы в музыкальном искусстве современности 8
1. Понятие "вокальная школа". Обзор основных видов и техник пения 8
2. Приёмы академического и народного вокала в эстрадном пении 13
Глава II. Профессиональная подготовка эстрадного вокалиста. 20
3. Анализ основной образовательной программы 20
4. Специфические приемы эстрадного пения 26
Заключение 28
Список литературы 30
Как правило, уровень такой подготовки положительно влияет и на исполнительский процесс, который становится более глубоким и осмысленным.
Уже на итоговой государственной аттестации выпускник демонстрирует приобретенный профессионализм и опыт:
осуществлять на высоком художественном и техническом уровне музыкально-исполнительскую деятельность (соло, в ансамбле, с оркестром); умение создавать собственную интерпретацию исполняемого музыкального произведения;
владение арсеналом художественно-выразительных исполнительских средств для осуществления профессиональной деятельности;
знание репертуара - сольного, ансамблевого, эстрадных и джазовых коллективов;
владение навыками репетиционной работы с партнерами по ансамблю, умение согласовывать исполнительские намерения и находить совместные исполнительские решения в ансамбле.
Эти и множество других профессиональных компетенций формируются и развиваются в процессе подготовки, включающей в себя ряд дисциплин профессионального цикла. К числу таких дисциплин относятся "Специальный класс" ("Сольное пение"), "Вокальный ансамбль", "Вокально-джазовая импровизация", "Джазовое пение", "Исполнительская практика".
Цель дисциплины "Специальный класс" - становление профессиональной (музыкально-исполнительской) культуры эстрадного вокалиста, развитие его кругозора, подготовка к профессиональной работе в области современной отечественной эстрады в качестве исполнителя, руководителя и преподавателя. Дисциплина направлена на освоение значительного классического и эстрадно-джазового сольного и ансамблевого репертуара из произведений разных жанров и стилей, джазовых «стандартов», основного репертуара для своего типа голоса. Именно на специальном классе вырабатываются основы правильного голосообразования, осваиваются методы и приемы постановки голоса, способствующие универсальной деятельности эстрадного певца. Умение подбирать репертуар концертной программы, определять номера для сборных концертов, учитывая основные стилевые и жанровые направления эстрадной музыки и запросы слушательской аудитории также воспитываются на занятиях сольного пения. Немаловажно научиться на репертуаре разных направлений прочитывать авторский текст и на основе его проникать в содержание музыкального произведения, а также в ясной, доступной форме доносить это содержание до слушателя. Для "живого" концерта полезен навык импровизации соло на заданные темы в джазовой манере. Крайне важна роль образовательной рефлексии в ходе занятий по специальному классу: все навыки, отработанные в ходе исполнительской деятельности, а также методы и приёмы работы с голосом, с музыкальными произведениями, затем переносятся студентом в собственную педагогическую деятельность и являются при этом основой для усвоения комплекса знаний по методике преподавания.
Наравне с сольным пением важна и дисциплина «Вокальный ансамбль». Её целью является подготовка вокалиста, профессионально и свободно владеющего навыками ансамблевого исполнительства, а также освоение теоретических, методических основ организации и руководства вокальным ансамблем. Существование вокальных ансамблей предполагает знание различных музыкальных стилей, жанровых характеристик. Солисту-вокалисту необходимо знать специфику пения в вокальном ансамбле
Дисциплина "Вокально-джазовая импровизация" позволяет подготовить музыканта-исполнителя к импровизационному творчеству, развить способности интересно и правильно перерабатывать музыкальный материал, Осваиваю данную дисциплину, певец познаёт принципы развития музыкального материала в импровизации, импровизационные техники, специфику стилистики джазового вокала, джазовые стандарты в различных джазовых стилях, импровизационные и композиторские творческие методы и исполнительские концепции выдающихся мастеров-импровизаторов.
На дисциплине "Джазовое пение" вокалист имеет возможность развивать техническое мастерство в соответствии с индивидуальными особенностями характера, а также искать и формировать свой неповторимый «саунд» (звучание). Важная задача джазового пения - научиться пользоваться стилистическими вокальными приёмами исполнения (субтон, гроул, джазовое вибрато и филировка, блюзовые звуковые эффекты и интонирование, мелизматика и др.);
И, наконец, эти области исполнительского искусства находят органичное продолжение в дисциплине "Исполнительская практика", в ходе освоения которой происходит становление музыкально-исполнительской культуры эстрадного вокалиста, развитие его кругозора, подготовка к профессиональной работе в области современной отечественной эстрады в качестве исполнителя, руководителя и преподавателя, приобретение студентом знаний, умений и практического опыта в области исполнительской подготовки концертного исполнителя в жанре сольного и ансамблевого эстрадного пения.
§ 4. Специфические приемы эстрадного пения
Эстрадное пение объединяет в себе множество песенных направлений. Если академические и народные певцы работают преимущественно в рамках определенной нормы, отклоняться от которой не принято, то задача эстрадного вокалиста заключается в поиске своего оригинального звука, собственной манеры поведения - запоминающейся и узнаваемой, оригинального сценического образа. Поиск и формирование своего неповторимого, уникального голоса - основная специфика эстрадного вокала.
Для того, чтобы найти свою манеру, звук, стиль, необходимо овладеть достаточно широким диапазоном технических приемов и, безусловно, основами пения. В эстрадной песне ключевую роль играет дикция (а не вокализация, как в академическом или народном вокальном исполнительстве). К особенностям эстрадного пения относятся трудные для пропевания фразы, которые требуют быстрой смены дыхания - это обусловлено и тем, что эстрадный номер, как правило, сопровождается активным действием, требующим затрат сил и энергии.
В эстрадном вокале базой является, как и в других видах пения, ряд фундаментальных компонентов:
- Постановка дыхания и опора звука
- Вокальная дикция
- Диапазон, сила, объем, яркость голоса
- Стиль, манера исполнения
Эти фундаментальные основы были рассмотрены нами ранее. Сегодня на эстраде сосуществуют много различных музыкальных стилей и направлений (поп-, рок-, фолк-музыка, рэп, хип-хоп, R&B, классический и эстрадный джаз, соул и иные разновидности). Каждому стилю присуща своя манера исполнения, вокальные приемы, форма и образное содержание.
В данном параграфе мы рассмотрим те приёмы, которые являются специфическими для эстрадного исполнения.
Расщепление. Представляет собой приём пения, при котором к чистому звуку примешивается доля другого звука, нередко представляющего из себя немузыкальный звук, то есть шум. Один дыхательный поток как бы "расщепляется" на два. Эффект расщепления имеют некоторые приемы народного пения (например, азиатское «горловое пение»), а также широко известные субтон и драйв. Драйв используется в арсенале рок-вокалистов, его подвидами являются гроулинг, рёв, хриплый голос, дэт-вокал и т.д. Субтон представляет собой пение с придыханием.
Глиссандо - общеизвестный музыкальный термин - известен в эстрадной вокальном искусстве как «слайд» и является плавным скольжением от одного звука к другому. Слайд является выразительным исполнительским средством, в то время как "неумышленное", случайное глиссандо считается распространенной ошибкой исполнителей, особенно классического направления.
Фальцет - пение «без опоры», позволяющее расширить диапазон в сторону высоких нот. За счёт использования фальцета диапазон мужских голосов может увеличиваться до 4-х октав. Нередко встречается в джазе и поп-музыке, исполняется при помощи только головного регистра.
Йодль также известен как «тирольское пение». Заключается в резком переходе с пения "на опоре" на фальцет. С некоторых пор получил распространение так называемый "обратный йодль" - резкий переход с фальцета на "опору".
Штробас представляет собой очень низкие ноты, которые невозможно спеть нормальным голосом (особенно детям). Звук очень специфический, поэтому в эстрадной вокальной музыке используется редко.
Применение специфических приёмов звукоизвлечения делает исполнение ярким, неповторимым, запоминающимся.
Заключение
Музыкальное искусство эстрады занимает особое место в современной культуре. Эстрадная музыка за счёт своей экспрессивности, динамичности, органичной связи с движением и ритмом, сценической красочностью, простотой и доступностью, палитрой содержания и эмоциональной насыщенностью сегодня стала представлять целый социокультурный феномен.
Традиционно эстрадный вокал определяют по характеру звучания как промежуточное звено между академическим и народным вокалом. Ключевое отличие эстрадного вокала от других его разновидностей состоит в установках и задачах вокалиста. Академическое направление и народное певческое искусство существует в рамках определенных канонов или регламентированных звучаний; для них неприемлемым является отклонение от этих норм. Искусство эстрады состоит в поиске своего оригинального звука, индивидуальной и легко узнаваемой манеры, а также сценического образа.
Реализация этих задач требует владения достаточно широким диапазоном технических приемов. В эстрадном вокале имеет важное значение внятная дикция, поскольку слова являются одной из значимых составляющих любой хорошей песни. В нем сочетается техника академического вокала и народного пения, а также ряд специфических приемов, характерных именно для эстрады.
«Прикрывание» звука, которым человек обычно от природы не владеет, дает возможность певцу получить выровненный (по тембру и силе звучания) двухоктавный (и более) диапазон смешанного звучания с плавным переходом от грудной части диапазона к головной. Народную манеру пения обычно называют «белым звуком», «открытым пением», в противовес округленному прикрытому звучанию голоса в академической манере.
С точки зрения развития и реализации природных голосовых данных человека, оптимальным порядком является сначала общая постановка голоса (независимо от вида вокала), затем освоение приемов эстрадного вокала. Эти усвоенные основы позволяют впоследствии сформировать уникальный, узнаваемый голос, характерную манеру пения и сценический образ.
Академические основы пения, открытость и резонаторность народной манеры, специфика эстрадных приемов способствуют развитию универсальности эстрадного певца.
Популярное в настоящее время направление в искусстве - crossover - требует основательной подготовки певца-профессионала. Умение работать в различных стилях и направлениях приветствуется и горячо принимается слушателем. Вместе с тем, освоение методов такой работы зависит от изучения соответствующих дисциплин в ходе профессиональной подготовки. Комплексный подход к обучению певца эстрадного направления, сочетающем в себе академическую и эстрадную подготовку, возможна при использовании в ходе занятий по различным дисциплинам профессионального цикла лучших возможностей вокальных школ, их взаимодействия.
Список литературы
Баренбойм Л.А. О фортепианно-педагогических школах вообще и школе Николаева в частности // Л.В. Николаев. Статьи и воспоминания современников. Письма. – Л.: Сов. композитор, 1979. – С. 24–26.
Болотов Ю.В. Исполнительская и педагогическая деятельность А.Н. Есиповой в контексте отечественного фортепианного искусства: дисс…. канд. искусствоведения. – СПб., 2007 – 207 с.
Варламов Д.И., Виноградова Е.С. Теоретические и методологические основы исследования исполнительской школы в музыкальном искусстве // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 11-7. С.1407-1411.
Данько Л.И. Музыкальное направление classical crossover в современной аудиовизуальной культуре // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения по научной специальности 17.00.09 - теория и история искусства. - Санкт-Петербург, 2013.
Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики / Л.Б. Дмитриев – М.: Книга по Требованию, 2012. – 676 с
Гузанова М.В. Традиции русской вокальной школы // KANT. - 2013. - № 3 (9). - С.155-156.
Иванов В.Д. Словарь музыканта-духовика. – М.: Музыка, 2007. – 128 с.
Илларионова Н.Н. Становление исполнительской школы эстрадного вокального искусства в России XVIII-XIX вв. : историко-культурологический аспект // Ученые записки Российского государственного социального университета. Том 1. - 2013. - № 2 (113). - С 49-52.
Кочнева И.С., Яковлева Я.С. Вокальный словарь. - Л., 1986.
Кравченко А.М. Секреты бельканто. - Симферополь, 1993.
Кузьгов Р.Ж. Основы вокального мастерства. Учебное пособие для педагогов дополнительного образования. - Павлодар, 2011.
Основы вокальной подготовки певца-универсала [Электронный ресурс] / Авторы-составители М.Г. Курганова, Т.В. Свитова // Избранные материалы конференций. – Самара: АНО «Ассоциация музыкантов-исполнителей», 2011. URL: apm-pearl.com/publications
Менабени А.Г. Вокально-педагогические знания и умения. - М., 1995.
Морозов В.П. Резонансная теория искусства пения и вокальная техника выдающихся певцов. - М., 2001.
Основная образовательная программа высшего профессионального образования. Направление подготовки 071600.62 Музыкальное искусство эстрады, профиль "Эстрадно-джазовое пение". Квалификация (степень) «Бакалавр». - М., 2012.
Риггс С. Как стать звездой. Аудиошкола для вокалистов. - М.: Guitar College, 2000.
28
2. Болотов Ю.В. Исполнительская и педагогическая деятельность А.Н. Есиповой в контексте отечественного фортепианного искусства: дисс…. канд. искусствоведения. – СПб., 2007 – 207 с.
3. Варламов Д.И., Виноградова Е.С. Теоретические и методологические основы исследования исполнительской школы в музыкальном искусстве // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 11-7. С.1407-1411.
4. Данько Л.И. Музыкальное направление classical crossover в современной аудиовизуальной культуре // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения по научной специальности 17.00.09 - теория и история искусства. - Санкт-Петербург, 2013.
5. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики / Л.Б. Дмитриев – М.: Книга по Требованию, 2012. – 676 с
6. Гузанова М.В. Традиции русской вокальной школы // KANT. - 2013. - № 3 (9). - С.155-156.
7. Иванов В.Д. Словарь музыканта-духовика. – М.: Музыка, 2007. – 128 с.
8. Илларионова Н.Н. Становление исполнительской школы эстрадного вокального искусства в России XVIII-XIX вв. : историко-культурологический аспект // Ученые записки Российского государственного социального университета. Том 1. - 2013. - № 2 (113). - С 49-52.
9. Кочнева И.С., Яковлева Я.С. Вокальный словарь. - Л., 1986.
10. Кравченко А.М. Секреты бельканто. - Симферополь, 1993.
11. Кузьгов Р.Ж. Основы вокального мастерства. Учебное пособие для педагогов дополнительного образования. - Павлодар, 2011.
12. Основы вокальной подготовки певца-универсала [Электронный ресурс] / Авторы-составители М.Г. Курганова, Т.В. Свитова // Избранные материалы конференций. – Самара: АНО «Ассоциация музыкантов-исполнителей», 2011. URL: apm-pearl.com/publications
13. Менабени А.Г. Вокально-педагогические знания и умения. - М., 1995.
14. Морозов В.П. Резонансная теория искусства пения и вокальная техника выдающихся певцов. - М., 2001.
15. Основная образовательная программа высшего профессионального образования. Направление подготовки 071600.62 Музыкальное искусство эстрады, профиль "Эстрадно-джазовое пение". Квалификация (степень) «Бакалавр». - М., 2012.
16. Риггс С. Как стать звездой. Аудиошкола для вокалистов. - М.: Guitar College, 2000.
Вопрос-ответ:
Какие основные виды и техники пения встречаются в вокальных школах?
В вокальных школах преподавываются различные виды и техники пения, такие как классический, джазовый, популярный, рок, фолк и другие. Каждая из этих школ имеет свои особенности и уникальные подходы к обучению.
Какие приемы эстрадного пения могут быть использованы в профессиональной подготовке эстрадного вокалиста?
В профессиональной подготовке эстрадного вокалиста могут быть использованы различные приемы, такие как дикция, интерпретация текста, импровизация, работа с дыханием и артикуляцией. Важно развивать выразительность и сценическую харизму, чтобы создавать неповторимый образ на сцене.
Какие основные элементы анализируются в образовательной программе подготовки эстрадного вокалиста?
В образовательной программе подготовки эстрадного вокалиста анализируются такие элементы, как развитие голоса и его техники, академическая и народная музыка, музыкальная грамотность, музыкальная теория и сольфеджио. Также важно изучение истории эстрадного искусства и анализ работы известных эстрадных вокалистов.
Какие специфические приемы эстрадного пения могут быть применены в эстрадном пении?
В эстрадном пении могут быть применены специфические приемы, такие как голосовое моделирование, использование шеро, различные микрофонные техники, работа над сценическим движением и мимикой. Важно уметь передавать эмоции и создавать атмосферу на сцене.
Как влияет профессиональная подготовка в вокальных школах на развитие эстрадного вокалиста?
Профессиональная подготовка в вокальных школах позволяет эстрадному вокалисту развивать голос, технику пения, сценические навыки и музыкальное мышление. Она дает возможность изучать различные стили и направления, расширяет артистические возможности и помогает формировать индивидуальный стиль и звучание.
Какие основные виды и техники пения входят в понятие "вокальная школа"?
Вокальная школа включает в себя различные виды и техники пения, такие как классический, джазовый, популярный, рок, рэп, фолк и другие. Каждый стиль имеет свои особенности и требует специальной подготовки и развития голоса.
Какие приемы из академического и народного вокала используются в эстрадном пении?
В эстрадном пении часто используются приемы из академического и народного вокала, такие как разнообразные мелизмы, широкий диапазон голоса, ритмическая экспрессия и особые интонационные приемы. Это позволяет эстрадным вокалистам добавить к своему исполнению эмоциональную насыщенность и оригинальность.
Какая образовательная программа предлагается для профессиональной подготовки эстрадного вокалиста?
Основная образовательная программа для профессиональной подготовки эстрадного вокалиста включает изучение музыкальной теории, голосовой гимнастики, сольфеджио, актерского мастерства, импровизации, аранжировки песен, студийной работы и многое другое. Такая программа позволяет студентам расширить свои музыкальные навыки и подготовиться к профессиональной карьере в эстрадном пении.
Какие специфические приемы применяются в эстрадном пении?
В эстрадном пении используются специфические приемы, такие как микрофонная техника, работа с динамикой голоса, использование различных голосовых эффектов, выразительная интерпретация текста песни и умение взаимодействовать с публикой. Эти приемы помогают эстрадным вокалистам создавать неповторимую атмосферу на сцене и умело передавать эмоции своим слушателям.
Как влияет подготовка в различных вокальных школах на развитие эстрадного вокалиста?
Подготовка в различных вокальных школах влияет на развитие эстрадного вокалиста, предоставляя ему возможность изучать разные стили и техники пения, расширять свой репертуар, развивать голосовые возможности и музыкальные навыки. Это позволяет вокалисту стать более универсальным и востребованным на современной эстрадной сцене.
Какие есть основные виды и техники пения в вокальных школах?
В вокальных школах преподаются различные виды и техники пения, включая классический, джазовый, популярный, рок-технику и другие. Важно выбрать подходящий стиль и технику вокала в соответствии с жанром, который певец планирует исполнять.