Нетрадиционные формы работы ДОУ с семьей
Заказать уникальную курсовую работу- 34 34 страницы
- 21 + 21 источник
- Добавлена 14.04.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Взаимодействие воспитателя ДОУ с семьей 5
1.1 Взаимодействие ДОУ с семьей и его значение в жизни воспитанника. 5
1.2 Формы и модели работы воспитателя ДОУ с семьей 8
1.3 Понятие нетрадиционных форм работы ДОУ с семьей. 10
Выводы. 12
Глава 2. Анализ и изучение форм и моделей работы ДОУ с семьей 13
2.1 Условия формирования благоприятных условий взаимодействия воспитателя ДОУ с семьей 13
2.2 Разработка нетрадиционных форм работы ДОУ с семьей 16
Выводы. 22
Глава 3. Практика и применение на практике 23
Выводы 31
Заключение 32
Список литературы 34
У них выше уровень тревожности и чаще наблюдается невротизация характера. Детям из неполных семей тяжелее контактировать со сверстниками, тяжелее усвоить роль мужчины в семье, особенности мужского поведения. Такие дети часто проявляют агрессию по отношению к мужчинам или напротив, боятся их.Ребенок, лишенный отцовского авторитета, может вырасти недисциплинированным, асоциальным, агрессивным в отношении взрослых и детей.Открывается расположенная за ширмой выставка детских рисунков «Мой папа — супергерой!».Проводится игра для пап «Найди свой портрет».Проводится игра «Вот он какой, мой любимый ребенок!». На первом этапе игры папы должны ласково назвать своих детей. У кого больше эпитетов и определений для своего ребенка, тот и выиграл.На втором этапе игры папы должны составить рассказ о своем чаде. Отцам предлагается подготовить рассказ о своем ребенке. Это может быть смешной или поучительный рассказ. Оценивается фантазия пап.На третьем этапе игры папам предлагается ответить на вопросы:Растет ли ваш ребенок счастливым и здоровым?2. Что может рассмешить вашего ребенка?3. Что может огорчить вашего ребенка?4. Проявляет ли ребенок интеллектуальные способности? К решению каких интеллектуальных задач вы его привлекаете?5. Любознателен ли ваш ребенок? На все ли его вопросы вы можете дать ответ?6. Как поступает ваш ребенок, если у него что-то не получается?7. Что он умеет делать очень хорошо?8. Чего он не умеет делать, а на ваш взгляд, должен был бы уметь в его возрасте?9. Бывают ли случаи, когда ваш ребенок говорит неправду? Как вы думаете, почёму он так поступает?10. Какие игры любимые для него? Представляет ли ребенок себя в роли сказочных героев или героев их фильмов, мультиков?11. Как вы думаете, ваш ребенок любит вас? Что дает вам основания так думать?Проводится опрос «Ваши действия». Папам предлагаются следующие проблемные ситуации:1. Во время прогулки вы замечаете, как ваш ребенок дерется с другим из-за игрушки. Ваши действия?2. Ваш ребенок весь день никого не слушает. Когда вы попытались с ним поговорить, он демонстративно отвернулся и продолжил заниматься своим делом. Ваши действия?З. По телевизору идет ваша любимая спортивная передача, а ребенок никак не засыпает и устраивает истерику. Ваши действия?4. В магазине ваш ребенок увидел какую-то игрушку, и она ему тут же срочно потребовалась. Вы отказались выполнить его желание. Ребенок упал на пол в истерике: Хочу игрушку! Ваши действия?5. Жена уехала по делам. Все утренние заботы легли на ваши плечи, в том числе и приготовление завтрака, и сборы ребенка в садик. На работе сегодня должно состояться важное совещание. Утром звонит воспитатель и говорит, что в садике карантин и ребенка приводить не стоит. Ваши действия?6. Вы давно хотели посмотреть интересный фильм, который сейчас начался по телевизору. Но ребенку стало скучно, и он требует поиграть с ним, теребя вас уже минут двадцать.Ваши действия?После выступления пап ситуации комментирует психолог.Проводится конкурс «Папины кулинарные таланты». Папам предлагается вместе с детьми приготовить бутерброды и красиво их оформить. По окончанию встречи проводится чаепитие.Спортивная игра с родителямиЦель:приобщение детей и родителей к здоровому образу жизни через совместные спортивные мероприятия.Задачи:Совершенствовать нервные процессы,содействовать улучшению взаимоотношений между родителями и детьми,развивать физические способности.Подготовка: 15 колец,3обруча на подставке, мячи по количеству участников,15 киндеров с буквами, 3корзины; 3 тазика с водой, 3 больших мяча, ориентиры, 3 обруча, 3 ложки, музыкальное сопровождение, грамоты.Вводная речьПредставление командРазминка под музыку, повторение действий за инструктором.1конкурс «Полоса препятствий»Дети и родители выполняют прыжки из кольца в кольцо на двух ногах, потом пролезают в обруч и забрасывают мяч в корзину.2конкурс «Прыжки на мячах»Начинают дети. Они выполняют прыжки на мячах до ориентиров и возвращаются обратно, передавая эстафету родителям. Родители зажимают мчи среднего размера ногами и выполняют прыжки до ориентиров и обратно. Загадки для болельщиков на спортивные темы.3 конкурс «Переправа»Папам необходимо перенести всех участников своей команды на противоположную сторону.4 конкурс для мам «Осиная талия»По команде «Старт» мамы начинают крутить обручи. Выигрывает мама, которая смогла дольше всех удержать обруч.Ритмический танец по показу инструктора для болельщиков.Конкурс «Молодцы!» В корзинах лежат киндеры, на которых приклеены буквы. Участникам раздаются ложки. Начинают взрослые. Они должны добежать до корзины, поймать ложкой киндер и донести его до команды. Далее бегут дети. Когда все киндеры окажутся у команды, необходимо составить слово «Молодцы» и поднять руки.Викторина для взрослых: В какой сказке говорится:- О необходимости повышения качества и увеличения продукции птицеводства? (Курочка ряба)- О напряженной работе международной и местной телефонной станции?(телефон)- О необходимости повышения качества хлебобулочных изделий? (колобок)- О пагубных последствиях невоздержанности к питьевой воде? (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)- О примере добрососедских отношений жильцами коммунальной квартиры? (Теремок)Викторина для детей: - В чем медведь принес Машу домой в сказке «Маша и медведь»? (в коробе, в мешке, в ранце) - сколько раз закидывал старик невод в сказке «О рыбаке и рыбке»?(3,2,4). - Сколько человек тянули репку в сказке «репка»?(3,5,6) - Какая африканская река была в сказке «Айболит»? (Лимпопо, лилипо, полимпо) - Что в голове у Вини-пуха? (вата, извилины, опилки) - Куда в сказке «Царевна-лягушка» упала стрела среднего сына? (на купеческий двор, на боярский двор, на царский двор) Подводятся итоги соревнований. Состоится награждение участников грамотами.Родительское собрание в нетрадиционной форме«Праздники в моей семье».Цели: поиск новых форм взаимодействия ДОУ с семьей; повышение педагогической культуры родителей.Ход встречи.Вступительное словоПеред проведением встречи проводится анкетирование «Ваши впечатления от праздников», дается задание для родителей составить родословное дерево, принести семейные фотографии.Круглый стол.Во время проведения круглого стола воспитатель выясняет организуются ли празднования дней рождений в семьях? Празднуются ли только детские дни рождения или взрослые тоже? Воспитателем приводятся доказательства о необходимости празднования дней рождений, о воспитании традиций в семьях. Воспитатель рассказывает о преимуществах праздников в семьях, о том, что праздники способствуют эстетическому воспитанию ребенка, его здоровому росту, развития творческих способностей.Воспитатель выясняет, какая роль дается ребенку во время проведения взрослых празднований, садят ли его за один с ними стол, не остается ли он без внимания? Родители обмениваются опытом проведения праздников, обмениваются мнениями о том, нужны ли подарки, если да, то какие подарки дарить своим детям. Выступает психолог.Воспитатель называет слово «Семья», а родители дают 10 ассоциаций с этим словом.Конкурс «Моя родословная»Среди работ выбираются самые яркие и оригинальные родословные.Конкурс «Юмористический»Родители рассказывают перлы своих детей, их смешные поступки. Подведение итогов собрания. Принятие решения.Конкурс семейных талантов «Мама+Я»Подготовка. Заранее готовится музыка для мероприятия, приглашаются члены жюри, убирается и проветривается помещение. Заранее выбираются мамы и дети, желающие принять участие в конкурсе, с каждой группы 2 ребенка и 2 мамы. Получившимся командам заранее выдаются домашние задания. Заранее обговаривается регламент: выступление семьи должно длиться не более 2-3-х минут.Ход мероприятия:Представление командВедущий рассказывает о применяемой системе оценок:- за лучшее выступление присуждается красный флажок;- на ступеньку пониже – розовый флажок;- еще ниже – оранжевый флажок;- и самая последняя ступенька – желтый флажок.Победит семейная команда, набравшая большее количество красных флажков. Флажки будут выставляться после каждого конкурса, а общий итог жюри подведет в конце праздника.Проводится разминка для болельщиков в виде загадок про семью.Проводятся конкурсы:«Визитная карточка семьи»Мама и дочка рассказываюто своей семье в свободной форме.«Ваш выход, артист! »Инсценировка стихотворения, диалога«Семейные таланты»Показ любимого семейного занятия, хобби. Семьи демонстрируют танцевальное искусство, рукоделие, кондитерские изделия и др.«Творческая мастерская»Участницам предлагается сделать бусы для мамы из макарон.«Музыкальный номер»Семьям предлагается исполнить шумовую музыку. Каждая семья выбирает себе «музыкальные инструменты»: вилки; кружки; терки; железные тазики; кастрюля с крышкой.Выступление семейных дуэтов под знакомые русские народные мелодии.Конкурс «Неоконченный рисунок».Участницам раздаются ватманы, на каждом из которых лишь она линия. Предлагается понять художественный замысел и закончить картину. Время -2 минуты.Проводится танцевальная игра с болельщиками «Буги-Вуги»Шуточная игра «Веникобол».Соревнуются по две команды, детям надо бумажным веником обвести воздушный шарик вокруг стоек. Побеждает пришедший первым и вручивший маме свой воздушный шарик!Проводится подведение итогов, вручение дипломов и подарков по номинациям:«Самые-самые»«Самые музыкальные»«Самые дружные»«Самые изящные».Выводы Проведение нетрадиционных форм взаимодействия с родителями (круглого стол «Зачем человеку папа?», спортивной игры с родителями, конкурса семейных талантов «Мама+Я», нетрадиционного родительского собрания) дало ощутимые результаты: сплочение семей, повышение родительского авторитета в глазах детей, установление доверительных отношений между воспитателями и родителями, получение ответов на решение проблемных ситуаций в воспитании, получение педагогической помощи.Заключение Термин «взаимодействие» предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями в процессе общения. Современные родители достаточно образованны, у них есть доступ к педагогической информации, которая «обрушивается» на них из разных источников: радио и телепрограмм, педагогической литературы, сайтов, интернет. Но она не предполагает наличия «обратной связи», так как к родителям обращаются как к «усредненному слушателю», не зная специфики семейного воспитания конкретного ребенка, особенностей семьи. Такая коммуникация носит опосредованный характер. Новые формы взаимодействия педагога с родителями предполагают диалог, установление «обратной связи».Подводя итоги, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, положительные результаты достигаются только при умелом сочетании разных форм взаимодействия (традиционных и нетрадиционных), при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников. Главное в работе – завоевать доверие и авторитет, убедить родителей в важности и необходимости согласованных действий семьи и дошкольного учреждения. Без родительского участия процесс воспитания неполноценен. Поэтому особое внимание должно уделяться внедрению новых нетрадиционных форм сотрудничества, направленных на организацию индивидуальной работы с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа.В процессе написания курсовой работы мною было изучены традиционные и нетрадиционные формы работы с семьей, разработаны нетрадиционные формы взаимодействия с родителями в дошкольных учреждениях.Применение нетрадиционных форм взаимодействия ДОУ с семей приводит к повышению процента посещаемости, повышения активности родителей в воспитательном процессе.Список литературы1. Антипина Г.А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ//Воспитатель ДОУ. – 2011. – №12. – С. 88-942. Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей. // Управление ДОУ. – 2005. – № 4. – С. 66-703. Байбородова Л.В. Взаимодействие школы и семьи. – М.: "Академия развития", 2009. – 224 с.4. Бутырина Н.М. Технология новых форм взаимодействия ДОУ с семьей. – М.: "Белгор. гос. ун-т", 2009. – 177 с.5. Воспитатели и родители: Из опыта работы. – М.: "Просвещение", 2009. – 96 с.6. Глебова С.В. Детский сад – семья: аспекты взаимодйствия. – М.: "Учитель", 2008. – 111 с.7. Давыдова О.И. Работа с родителями в детском саду. – М.: "Сфера", 2010. – 144 с.8. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия: практ. пособие. – М.: "Учитель", 2010. – 111 с.9. Детский сад и семья /под ред. Т.М.Марковой. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: "Просвещение", 2010. – 207 с.10. Доронова Т.Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию ДОУ и родителей. – М..: "Просвещение", 2011. – 190 с.11. Доронова Т.Н. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: Методическое. – М.: "ЛИНКА-ПРЕСС", 2011. – 100 с.12. Дошкольная педагогика. / Под ред. Логиновой В.И., Саморуковой П.Г. – М.: "Логос", 2011. – 487 с.13. Дошкольная педагогика./ Под ред. В.И. Ядешко, Ф.А.Сохина. – М.: "Просвещение", 2011. – 348 с.14. Зверева О.Л. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи / О.Л.Зверева // Воспитатель ДОУ. – 2009. – № 4. – С.74-83.15. Кирюхина Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: пособие. – М.: "Айрис-пресс", 2010. – 107 с.16. Козлова А.В. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. – М.: ТЦ "Сфера", 2010. – 112 с.17. Козлова И.Ф., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: "Наука", 2009. – 256 с.18. Лобанок Т.С. Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. – М.: "Белый Ветер", 2011.19. Логинова ВИ, Саморукова П.Г. Дошкольная педагогика. Ч.1. – М.: "ФРОНТ", 2009. – 487 с.20. Меренков А.В. Родители и педагоги: растим ребенка вместе / А.В.Меренков. – М.: "Дома учителя", 2009. – 143 с.21. Панько Е. А. Психология личности и деятельности педагога дошкольного образования. – М.: "БГПУ", 2009. – 231 с.
2. Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей. // Управление ДОУ. – 2005. – № 4. – С. 66-70
3. Байбородова Л.В. Взаимодействие школы и семьи. – М.: "Академия развития", 2009. – 224 с.
4. Бутырина Н.М. Технология новых форм взаимодействия ДОУ с семьей. – М.: "Белгор. гос. ун-т", 2009. – 177 с.
5. Воспитатели и родители: Из опыта работы. – М.: "Просвещение", 2009. – 96 с.
6. Глебова С.В. Детский сад – семья: аспекты взаимодйствия. – М.: "Учитель", 2008. – 111 с.
7. Давыдова О.И. Работа с родителями в детском саду. – М.: "Сфера", 2010. – 144 с.
8. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия: практ. пособие. – М.: "Учитель", 2010. – 111 с.
9. Детский сад и семья /под ред. Т.М.Марковой. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: "Просвещение", 2010. – 207 с.
10. Доронова Т.Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию ДОУ и родителей. – М..: "Просвещение", 2011. – 190 с.
11. Доронова Т.Н. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: Методическое. – М.: "ЛИНКА-ПРЕСС", 2011. – 100 с.
12. Дошкольная педагогика. / Под ред. Логиновой В.И., Саморуковой П.Г. – М.: "Логос", 2011. – 487 с.
13. Дошкольная педагогика./ Под ред. В.И. Ядешко, Ф.А.Сохина. – М.: "Просвещение", 2011. – 348 с.
14. Зверева О.Л. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи / О.Л.Зверева // Воспитатель ДОУ. – 2009. – № 4. – С.74-83.
15. Кирюхина Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: пособие. – М.: "Айрис-пресс", 2010. – 107 с.
16. Козлова А.В. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. – М.: ТЦ "Сфера", 2010. – 112 с.
17. Козлова И.Ф., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: "Наука", 2009. – 256 с.
18. Лобанок Т.С. Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. – М.: "Белый Ветер", 2011.
19. Логинова ВИ, Саморукова П.Г. Дошкольная педагогика. Ч.1. – М.: "ФРОНТ", 2009. – 487 с.
20. Меренков А.В. Родители и педагоги: растим ребенка вместе / А.В.Меренков. – М.: "Дома учителя", 2009. – 143 с.
21. Панько Е. А. Психология личности и деятельности педагога дошкольного образования. – М.: "БГПУ", 2009. – 231 с.
Вопрос-ответ:
Какое значение имеет взаимодействие воспитателя ДОУ с семьей в жизни воспитанника?
Взаимодействие воспитателя ДОУ с семьей имеет огромное значение в жизни воспитанника. Оно способствует созданию благоприятных условий для развития ребенка, помогает в его адаптации в ДОУ, обеспечивает своевременное и гармоничное развитие ребенка.
Какие формы и модели работы воспитателя ДОУ с семьей существуют?
Существует разнообразие форм и моделей работы воспитателя ДОУ с семьей. К ним относятся посещение семей воспитателем, проведение семейных встреч и мероприятий, организация тематических занятий для семей, использование совместного родительского времени и другие.
Что подразумевается под нетрадиционными формами работы ДОУ с семьей?
Нетрадиционные формы работы ДОУ с семьей включают в себя нестандартные и креативные подходы к взаимодействию семьи и воспитателя. Они могут включать в себя использование технологий, организацию необычных мероприятий, проведение индивидуализированных занятий и другие подходы, которые помогают создать настоящую и доверительную взаимосвязь.
Какие условия необходимы для формирования благоприятного взаимодействия воспитателя ДОУ с семьей?
Для формирования благоприятного взаимодействия воспитателя ДОУ с семьей необходимы условия, такие как доверие, взаимопонимание, уважение, открытость и прозрачность. Также важным условием является компетентность воспитателя и готовность семьи к сотрудничеству.
Как разработать нетрадиционные формы работы ДОУ с семьей?
Для разработки нетрадиционных форм работы ДОУ с семьей необходимо использовать творческий подход и учитывать индивидуальные особенности каждой семьи. Можно провести анализ ситуации, определить потребности семьи и создать индивидуальную программу взаимодействия. Также полезно изучить опыт других ДОУ и сетей для внедрения новых и эффективных форм работы.
Зачем взаимодействие воспитателя ДОУ с семьей важно для жизни воспитанника?
Взаимодействие воспитателя ДОУ с семьей имеет огромное значение для жизни воспитанника, так как позволяет создать благоприятные условия развития, поддерживает связь между домом и детским садом, способствует эффективному развитию и воспитанию ребенка.
Какие формы и модели работы воспитателя ДОУ с семьей существуют?
Существует множество форм и моделей работы воспитателя ДОУ с семьей, включая индивидуальные консультации, родительские собрания, информационные рассылки, совместные мероприятия и многое другое. Главная цель таких форм и моделей - обеспечить взаимодействие и взаимопонимание между воспитателем и семьей, чтобы совместно работать над воспитанием и развитием ребенка.
Какими условиями нужно обеспечивать взаимодействие воспитателя ДОУ с семьей?
Для обеспечения благоприятного взаимодействия воспитателя ДОУ с семьей необходимо создать открытую и доверительную атмосферу, где каждая сторона может высказывать свои мнения и предложения, учесть интересы и потребности ребенка, обеспечить гибкий график встреч и общение посредством различных коммуникационных средств.