Экологическая игра как средство развития эмоциональной отзывчивости к природе у детей старшего дошкольного возраста

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 24 24 страницы
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 14.04.2016
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ 6
1.1. РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ К ПРИРОДЕ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОЦЕССА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 6
1.2. ВОЗМОЖНОСТИ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ К ПРИРОДЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 9
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ДИАГНОСТИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 22
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ДИАГНОСТИКИ 24



Фрагмент для ознакомления

При ответах эти дети не проявляют интереса и не выражали эмоционально свое отношение к животным, птицам и природным явлениям. Они плохо понимают взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Наибольшие трудности у детей вызывают, как правило, задания, позволяющие оценить знания о деревьях (зачем растению стебель, ствол, листья, корни), о названиях растений (узнать по цветку), названиях зимующих и перелётных птиц. Кроме того, эти дети затрудняются рассказать о том, как надо ухаживать за животными и растениями.
Средний уровень экологического развития характеризуется тем, что у детей недостаточные знания о мире животных, о растительном мире, о неживой природе, о временах года. При ответах эти дети проявляют недостаточный интерес и недостаточно эмоционально выражают свое отношение к животным, птицам и природным явлениям, не всегда понимали взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений.
Высокий уровень экологического развития характеризуется тем, что у этих детей знания о мире животных, о растительном мире, о неживой природе, о временах года соответствуют возрасту. При ответах дети проявляют интерес и эмоционально выражают свое отношение к животным, птицам и природным явлениям, с увлечением рассказывают о своих домашних питомцах, о том, что они видели в саду, в лесу и пр. Дети понимают взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений.
Методика 2. «Экологический светофор» [7].
Цель: выявить уровни эмоциональной отзывчивости, экологически правильного, эмоционально положительного отношения к природе.
Оборудование.
Набор из цветных кружков (красного, желтого, зеленого) и 10 карточек с изображением поступков, деятельности человека на природе (см. Приложение 1).
Процедура: ребенок получает три кружка: красный, желтый, зеленый. Экспериментатор (автор данной работы) поясняет, что каждый цвет, как и светофор, имеет свое значение: зеленый – разрешает, красный - запрещает, желтый – предупреждает. Экспериментатор зачитывает описание поступка человека на природе, демонстрирует ребенку соответствующий рисунок. Ребенок должен оценить этот поступок, выбрав один из имеющихся кружков, - «включить» тот или иной сигнал светофора. Важное значение имеет наблюдение за детьми по ходу выполнения ими заданий. В ряде случаев ребенку задаются вопросы, чтобы уточнить, почему был выбран тот или иной сигнал, определить мотивацию выбора.
Оценка ответов: за каждый верно оцененный ребенком поступок человека по отношению к природе начислялся 1 балл.
Общая оценка и интерпретация результатов:
0 - 4 балла – низкий уровень эмоциональной отзывчивости к природе;
5 - 7 баллов – средний уровень эмоциональной отзывчивости к природе;
8 - 10 баллов – высокий уровень эмоциональной отзывчивости к природе.
Низкий уровень эмоциональной отзывчивости к природе характеризуется, например, тем, что дети не осознают своей ответственности за происходящее в окружающей природе. Дети не всегда правильно оценивают необходимость заботы о животных, растениях, недостаточно знают о них. Так, могут быть высказаны мнения: «Без отходов никак не обойтись – куда их девать? Надо только речку далеко от города выбирать»; «Лес рубить надо, из дерева много чего делают» или: «Лечить домашних животных не всегда нужно – они бывают заразные, это людям вредно!».
Предполагаемые результаты диагностики: у старших дошкольников начальный уровень экологических знаний и эмоциональной отзывчивости, эмоционально-положительного отношения к природе в основном низкий и средний. Ни у одного из детей не выявлено одновременно высокого уровня развития экологических знаний и всех компонентов отношения к природе. Большинство детей участвуют в мероприятиях ДОУ экологической направленности лишь под руководством воспитателей. Большинство детей не осознают своей ответственности за происходящее в окружающей природе. Многие дети не понимают необходимости заботы о животных, растениях, о борьбе с загрязнениями.
В связи с этим на основании анализа результатов диагностического исследования могут быть сделаны выводы о необходимости разработки эмоциональной отзывчивости к природе у детей старшего дошкольного возраста посредством экологической игры. Для воспитателей должны быть разработаны рекомендации по развитию эмоциональной отзывчивости к природе у детей старшего дошкольного возраста посредством экологической игры.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Экологическое воспитание дошкольников – одно из приоритетных направлений современного дошкольного учреждения. Актуальность данной работы подтверждается ФГОС ДО, который определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, где указано: ребенок обладает установкой положительного отношения к миру [2, п.4.6]. Важная задача – взрослых - развить у ребенка эмоциональную отзывчивость к природе.
Большую роль в решении данной задачи играют экологические игры, которые условно можно разделить на следующие виды:
1. Ролевые творческие экологические игры, которые основаны на моделировании.
2. Имитационные экологические игры, которые основаны на моделировании экологической деятельности.
3. Соревновательные экологические игры, которые стимулируют активность детей в приобретении и показе знаний, умений и навыков.
4. Игры – путешествия, которые расширяют знания детей о мире, учат не загрязнять моря и океаны, воздух, беречь животных и птиц, создавать им условия для обитания.
5. Дидактические игры, которые носят различный характер: развивающие, математические, речевые игры.
6. Игры с природным материалом. Дети сами, не причиняя природе вреда, заготавливают материал, учатся применять его. Дети любят играть с водой, песком, они определяют качества материала, свойства, проводят опыты.
В работе воспитателей по развитию эмоциональной отзывчивости к природе рекомендуется проводить систему экологических игр:
1. Игры на классификацию и познание объектов окружающего детей мира, понимание целостности всех составляющих и законов развития мира. 2. Игры на работу анализаторов с целью развития чувственного восприятия мира. 3. Игры, направленные на формирование начал экологического самосознания детей. 4. Игры на развитие у детей навыка анализа экологических ситуаций средствами целенаправленного сужение круга поиска. При организации и проведении экологических игр рекомендуется также использовать разработки В. И. Ашикова и С. Г.Ашиковой «Семицветик», Л. Д. Бобылёвой и О. В. Соловской - «Шаг навстречу природе»; Н. Вересова «Мы земляне», Н.А. Рыжовой «Волшебница – вода», «Воздух–невидимка», «Я и природа».
При организации игр воспитатели должны использовать системный подход и разнообразные виды активной деятельности дошкольников: исследовательскую, театральную, продуктивную, музыкальную, двигательную. Используются разнообразные методы и приёмы.
Для правильного выбора экологических игр должно быть проведено диагностическое исследование, цель которого - выявить уровень экологического развития и эмоционально-положительного отношения детей к природе. В качестве критериев оценки уровня экологического развития предложены: 1) знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года. 2) проявление интереса и эмоционального выражения своего отношения к природе; 3) понимание взаимосвязи между деятельностью человека и заботой о сохранении природы.
Для проведения исследования были подобраны диагностика уровня экологического развития О.А. Соломенниковой, состоящая из 20 заданий, а также методика диагностики осознанного, эмоционально положительного отношения к природным объектам и явлениям «Экологический светофор» Т.В.Кучер. В перспективе представляется важным проведение диагностического исследования и работа по развитию эмоциональной отзывчивости к природе у детей старшего дошкольного возраста посредством экологической игры.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, новая редакция вступила в силу с 11.07.2015). - 34 с.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Аплеева Н.Н. Активные методы обучения в воспитании экологической культуры старших дошкольников. - Нижний Новгород, 2007. – 36 с.
Ашиков В. И., Ашикова С. Г. Семицветик: Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. М., 1997.
Вересов Н. Мы земляне //Дошкольное воспитание. - 1995. - №1. – С.19.
Ильин Е. П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2007. – 784 с.
Кучер Т.В. Экологическое воспитание учащихся. - М.: Просвещение, 2000. – 342 с.
Мурашова Е.В. Понять ребенка: Психологические проблемы ваших детей. — Екатеринбург: У-Фактория, 2006. - 343с.
Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми сред. и ст. групп дед. сада.: кн. для воспитателей дед. сада. - М.: Просвещение, 2004. - 208 с.
Николаева С. Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 1999.
Николаева С.Н. Экологическое воспитание. Знакомство с окружающим миром. - М.: Книголюб, 2007. – 152 с.
Потапова Т.В. Экологическое воспитание дошкольников / Под ред. В.И.Панова и В.П. Лебедевой. – М., 1995. – 424с.
Рыжова Н.А. Наш дом - природа. Программа экологического воспитания дошкольников. - М.: Карапуз-дидактика, 2005. – 512 с.
Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. - М.: Карапуз, 2000.
Соломенникова О. А. Диагностика уровня экологических знаний детей / В кн. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу. / Под редакцией Т. С. Комаровой, О. А. Соломенниковой. — Ярославль: Академия развития, 2006. - С.127-129.
Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б.Эльконин. – М.: Владос, 2012. - 360 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ДИАГНОСТИКИ

1. рисование с натуры 2. бытовые отходы в реке



3. выхлопные газы автомобилей 4. рубка леса

5. ухаживать за растениями 6. лечить домашних животных

7. тушить пожар в лесу 8. Помогать животным

9. сажать деревья 10. сбрасывать отходы в водоем













2

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, новая редакция вступила в силу с 11.07.2015). - 34 с.
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
3. Аплеева Н.Н. Активные методы обучения в воспитании экологической культуры старших дошкольников. - Нижний Новгород, 2007. – 36 с.
4. Ашиков В. И., Ашикова С. Г. Семицветик: Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. М., 1997.
5. Вересов Н. Мы земляне //Дошкольное воспитание. - 1995. - №1. – С.19.
6. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2007. – 784 с.
7. Кучер Т.В. Экологическое воспитание учащихся. - М.: Просвещение, 2000. – 342 с.
8. Мурашова Е.В. Понять ребенка: Психологические проблемы ваших детей. — Екатеринбург: У-Фактория, 2006. - 343с.
9. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми сред. и ст. групп дед. сада.: кн. для воспитателей дед. сада. - М.: Просвещение, 2004. - 208 с.
10. Николаева С. Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 1999.
11. Николаева С.Н. Экологическое воспитание. Знакомство с окружающим миром. - М.: Книголюб, 2007. – 152 с.
12. Потапова Т.В. Экологическое воспитание дошкольников / Под ред. В.И.Панова и В.П. Лебедевой. – М., 1995. – 424с.

Вопрос-ответ:

Какую роль игра может сыграть в развитии эмоциональной отзывчивости к природе у детей старшего дошкольного возраста?

Игра может стать важным средством развития эмоциональной отзывчивости к природе у детей старшего дошкольного возраста. Она помогает детям лучше понимать и чувствовать окружающую природу, развивает их эмоциональные реакции на нее и способствует формированию положительного отношения к окружающей среде.

Почему развитие эмоциональной отзывчивости к природе важно в экологическом воспитании детей дошкольного возраста?

Развитие эмоциональной отзывчивости к природе является важной составляющей процесса экологического воспитания детей дошкольного возраста. Оно помогает детям осознавать ценность и важность природы, формирует их ответственность за ее сохранение и стимулирует развитие бережного отношения к окружающей среде.

Какие возможности предоставляет игра в развитии эмоциональной отзывчивости к природе у детей старшего дошкольного возраста?

Игра предоставляет множество возможностей в развитии эмоциональной отзывчивости к природе у детей старшего дошкольного возраста. Во время игры дети могут исследовать природу, наблюдать за ее изменениями, взаимодействовать с растениями и животными, выражать свои эмоции и чувства. Все это способствует развитию их эмоциональной сферы и формированию глубокой связи с природой.

Какая роль игры в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста?

Игра играет важную роль в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста. Она позволяет детям активно взаимодействовать с окружающей природой, познавать ее, понимать ее значение и защищать. Игра также развивает у детей эмоциональные реакции на природу, формирует их ответственность за окружающую среду и помогает создать положительные привязанности к природе.

Для чего используется экологическая игра в развитии эмоциональной отзывчивости к природе у детей старшего дошкольного возраста?

Экологическая игра используется для развития эмоциональной отзывчивости к природе у детей старшего дошкольного возраста. Она помогает детям учиться ценить природу, понимать свою роль в сохранении окружающей среды и развивать позитивные эмоциональные отношения к природе.

Какие возможности игры как средства развития эмоциональной отзывчивости к природе предлагает статья?

Статья предлагает использовать игру как эффективное средство развития эмоциональной отзывчивости к природе у детей старшего дошкольного возраста. Игра позволяет детям воспринимать природу как живой организм, выражать свои эмоции и чувства через игровые ситуации, учиться заботиться и ответственно относиться к окружающей среде.

Какие теоретические аспекты изучаются в первой главе статьи?

В первой главе статьи изучаются теоретические аспекты развития эмоциональной отзывчивости к природе через экологическую игру у детей старшего дошкольного возраста. Авторы рассматривают значимость развития эмоциональной отзывчивости к природе в процессе экологического воспитания дошкольников и возможности игры как средства достижения этой цели.

Что такое эмоциональная отзывчивость к природе и зачем она развивается у детей старшего дошкольного возраста?

Эмоциональная отзывчивость к природе - это способность детей старшего дошкольного возраста эмоционально реагировать на окружающую природу, выражать свои чувства и эмоции в отношении необходимости сохранения и бережного отношения к ней. Развитие эмоциональной отзывчивости к природе важно, так как оно помогает формировать экологическую культуру и чувство ответственности у детей.

Какие аспекты изучаются в главе 1 статьи?

В главе 1 статьи изучаются теоретические аспекты развития эмоциональной отзывчивости к природе у детей старшего дошкольного возраста.

Почему развитие эмоциональной отзывчивости к природе является составляющей процесса экологического воспитания?

Развитие эмоциональной отзывчивости к природе является важным аспектом экологического воспитания, поскольку помогает детям лучше понимать и ценить природу, а также формирует осознанное, заботливое и ответственное отношение к окружающей среде.