Социальное сопровождение лиц пожилого возраста на примере Санкт-Петербургского ГПУ «КЦСОН Центрального района»
Заказать уникальную курсовую работу- 25 25 страниц
- 21 + 21 источник
- Добавлена 16.04.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ 5
1.1 Социальное сопровождение – основные понятия, определения, актуальные вопросы 5
1.2 Особенности социального сопровождения с лицами пожилого возраста 8
1.3. Направления совершенствования организации социальной работы с лицами пожилого возраста 10
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 12
2.1 Особенности, отличительные черты и свойства реабилитационных центров дневного и временного пребывания 12
2.2 Исследование удовлетворенности граждан пожилого возраста социальным обслуживанием в социально-реабилитационных центрах г. Санкт-Петербурга (Центральный район) 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
БИБЛИОГРАФИЯ 20
ПРИЛОЖЕНИЯ 23
Он включает комплекс мер, имеющих целью поддержание жизнедеятельности и активности, развитие естественных способностей подопечного, предупреждение возникновения социальных проблем. Также сопровождение направлено на активизацию скрытых резервов, обучение самостоятельному преодолению возникающих трудностей.
Социальное сопровождение представляет собой один из основополагающих элементов глобального комплекса социальной поддержки, заключающейся в создании условий для успешного социального сопровождения пожилых людей на основе оказания всесторонней социальной помощи.
Как известно, люди пожилого возраста имеют свою специфику как в физическом, так в ментальном и социальном планах.
Обычно проблемы, возникающие в пожилом возрасте, связаны со следующими аспектами:
- нарушениями физического и ментального здоровья;
- сужением и значительным ограничением всех социальных и общественных связей;
- нарушением или ограничением в той или иной степени самостоятельности и дееспособности;
- с возникающей социальной дезориентацией и дезадаптацией.
Социальное сопровождение пожилых глобально позволяет решить ряд задач. В их число входят:
- адаптация к новым условиям жизни (актуально после выхода на пенсию, при смене социального статуса, изменениях, обусловленных проблемами со здоровьем);
- выведение пожилого человека из кризисной ситуации, реабилитация;
- нормализация отношений субъекта в социуме;
- коррекция вредных привычек клиента, восстановление его здоровья;
- создание условий для реализации способностей подопечного.
В каждом конкретном случае социальное сопровождение пожилых людей включает различные виды работ, направленных на решение тех или иных актуальных задач.
Обслуживание лиц пожилого возраста социальными работниками проводится по двум схемам: патронажной и социального сопровождения. Они имеют существенные отличия. Патронаж предусматривает надомную работу, уход, создание условий для максимально комфортной жизни подопечного.
Социальное сопровождение выстраивается по иному принципу. Сопровождающий помогает подопечному участвовать в общественной жизни, самореализовываться в том статусе, в котором он находится на конкретный момент.
Сопровождение не ограничивается надомным обслуживанием. Его функции и задачи существенно шире. Так, организуется сопровождение пожилых в аэропорту, на железнодорожных вокзалах, в поездках на санаторно-курортное лечение, в больницы на обследования, на социальные мероприятия и т.п.
То есть услуга предусматривает оказание помощи различного характера, от психологической до транспортной (например, в Шереметьево сопровождение граждан пожилого возраста и инвалидов может осуществляться специальными машинами).
Социальная незащищенность пожилых людей связана с психологическими особенностями пожилых людей, которые выражают в вязкости, навязчивости, вспыльчивости, обидчивости, эмоциональной холодности, развитию депрессивных состояний, вследствие чего весьма затрудняется процесс контакта и общения с пожилым человеком. Зачастую такие психологические особенности пожилых людей связаны с их пережитым личным и социальным опытом, зачастую негативным, вследствие выхода на пенсию, потери супруга, связей с детьми и т.п.
Организационные принципы социального сопровождения включают в себя следующие утверждения:
- человек, в первую очередь, социальное животное и выжить в одиночестве он не способен;
- социальное сопровождение представляет собой комплекс мер и методов, направленных на решение ориентационных проблем человека;
- социальное сопровождение эффективно лишь при целостном воздействии на организм.
Социальное сопровождение лиц пожилого возраста имеет, как понятно, свои особенности и своеобразные отличные черты. Своеобразие объясняется рядом характерных особенностей и черт, присущих только именно процессу социального сопровождения пожилых людей, а именно:
- преобладание граждан преклонного и пожилого возраста;
- тяжелое состояние здоровья;
- частичная или полная потеря навыков самообслуживания;
- ограниченная способность к передвижению и осуществлению двигательной активности;
- изменения психики в пожилом возрасте;
- изменения личности, характерные для преклонного возраста.
При планировании процесса социального сопровождения лиц пожилого возраста необходимо опираться на последние достижения и современные технологии в различных области науки, техники, искусства и прикладного творчества. Они помогут в эффективной социализации пожилого человека.
БИБЛИОГРАФИЯ
Александрова, М.Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии. / М.Д. Александрова. - СПб, 2004.- 203 с.
Алферова, Т.О. Основы реабилитологии. Книга первая. / Т.О. Алферова, О.А. Потехина. – Тольятти, 2000.
Андреева, Г.М. Социальная психология. Курс лекций. / Г.М. Андреева. - М, 2007. - 290 с.
Архипов И.В., Захарова В.Ю. Актуальные вопросы комплексного геронтологического медико-социально-психологического сопровождения и реабилитации людей пожилого возраста в учреждении постоянного пребывания на примере ФГБУ «Всероссийский научно-методический геронтологический центр». // Клиническая геронтология. 2014. Т. 20. № 11-12. С. 55-58.
Бурльер, Ф. Старение и старость. / Ф. Бурльер. - М., 2002. - 450 с.
Гордин А.И. Роль андрагогического сопровождения при самоидентификации и самоактуализации человека «третьего возраста». // В сборнике: Современные проблемы и перспективы развития педагогики психологии сборник материалов 3-й международной научно-практической конференции. Махачкала, 2014. С. 133-136.
Гордина О.В. Высшая народная школа в сибири как модель социально-педагогического сопровождения пожилого человека. // Сибирский педагогический журнал. 2009. № 6. С. 276-285.
Горкин, А.П. Социальная энциклопедия. / А.П. Горкин. – М., 2002 г.
Ермолаева М.В. Психолого-педагогическое сопровождение пожилого человека. – М., 2011. – 464 с.
Завражнов В.В., Зинина Г.М. Социально-педагогические аспекты работы с пожилыми людьми в условиях сельской местности. // Педагогический опыт: теория, методика, практика. 2015. № 4 (5). С. 29-31.
Россет, Э.Л. Процесс старения населения. / Э.Л. Россет. - М., 2004. - 155 с.
Самойлов И.В. К вопросу сопровождения пожилого человека в стационарных учреждениях социального обслуживания. // В сборнике: Современный взгляд на будущее науки Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. Уфа:, 2015. С. 232-234.
Сидорчук Т.А. Социально-психологическое сопровождение пожилых людей в стационарных учреждениях. // Известия Смоленского государственного университета. 2013. № 3 (23). С. 485-493.
Силова Т.Ф. Адаптация пожилого человека к посттрудовому периоду. // Казанская наука. 2011. № 2. С. 263-265.
Сморчкова Е.Н. Социальное и социально-педагогическое сопровождение пожилых людей. // Отечественный журнал социальной работы.- 2015. - № 3. – С. 131-136.
Социально-педагогическая и медико-психологическая поддержка развития личности в онтогенезе. Сборник материалов Международной научно-практической конференции: в 2-х частях. Брестский государственный университет им. А. С. Пушкина. - Том. Часть I. – 2014. – 132 с.
Татаринова Ю.И. Социально-психологическое сопровождение приемных семей для пожилых людей: опыт работы с семьями Ленинского района г. Красноярска. // В сборнике: Социально-психологическое сопровождение лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию: проблемы и перспективы Сборник материалов научно-практической интернет-конференции. 2013. С. 75-80.
Фролькис В.В. // В кн.: Геронтология и Гериатрия. Ежегодник, 1990.- Киев, 1991.-С.61.
Холостова, Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми. / Е.И. Холостова. - М., 2008. – 348 с.
Шевченко О.Н. Социально-психологическое сопровождение пожилых людей как направление деятельности социального работника. // Материалы XI международной научно-практической конференции: в 2-х частях. Ответственный редактор: Уварина Н.В., 2015. – С. 457-460.
Шилова С.Н. Социально-педагогическое сопровождение адаптации и социализации пожилых людей в условиях стационарного учреждения социального обслуживания (на примере бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Дом-интернат для престарелых и инвалидок «Дарина» г. Советский). // Социальная политика и социология. 2009. № 10 (52). С. 312-319.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Анкета 1
Укажите ваш пол и возраст.
Какое у вас было хобби до пенсионного возраста.
Появилось ли у вас хобби после пенсионного возраста.
С чем связан ваш приход на досуговое отделение.
В каких кружках вы занимаетесь.
Почему пришли в этот кружок.
Как часто вы выезжаете в центр города.
Часто ли вы посещаете культурные мероприятия.
Любители ли вы выступать, на какую публику. И почему.
Анкета 2
Укажите ваш пол и возраст.
Нравится ли вам уход обслуживающего персонала.
В каких кружках вы занимаетесь. Почему они вас заинтересовали.
Почему вы приходите в этот центр.
А. Пребывание Б. Питание. В. Общение. Г. Лечение.
Чтобы вы хотели изменить в этом центре. Ваши предложения по улучшению центра.
Поддерживаете ли вы дружеские отношения с отдыхающими этого центра после окончания смены.
Где вы получили информацию об этом центре.
Используете ли вы знания, полученные после или в рамках этого отдыха.
Не мешает ли вам, что такое большое количество человек в центре (на отделении).
Посещаете ли вы после отдыха в этом центре концерты или театры.
2
2
2. Алферова, Т.О. Основы реабилитологии. Книга первая. / Т.О. Алферова, О.А. Потехина. – Тольятти, 2000.
3. Андреева, Г.М. Социальная психология. Курс лекций. / Г.М. Андреева. - М, 2007. - 290 с.
4. Архипов И.В., Захарова В.Ю. Актуальные вопросы комплексного геронтологического медико-социально-психологического сопровождения и реабилитации людей пожилого возраста в учреждении постоянного пребывания на примере ФГБУ «Всероссийский научно-методический геронтологический центр». // Клиническая геронтология. 2014. Т. 20. № 11-12. С. 55-58.
5. Бурльер, Ф. Старение и старость. / Ф. Бурльер. - М., 2002. - 450 с.
6. Гордин А.И. Роль андрагогического сопровождения при самоидентификации и самоактуализации человека «третьего возраста». // В сборнике: Современные проблемы и перспективы развития педагогики психологии сборник материалов 3-й международной научно-практической конференции. Махачкала, 2014. С. 133-136.
7. Гордина О.В. Высшая народная школа в сибири как модель социально-педагогического сопровождения пожилого человека. // Сибирский педагогический журнал. 2009. № 6. С. 276-285.
8. Горкин, А.П. Социальная энциклопедия. / А.П. Горкин. – М., 2002 г.
9. Ермолаева М.В. Психолого-педагогическое сопровождение пожилого человека. – М., 2011. – 464 с.
10. Завражнов В.В., Зинина Г.М. Социально-педагогические аспекты работы с пожилыми людьми в условиях сельской местности. // Педагогический опыт: теория, методика, практика. 2015. № 4 (5). С. 29-31.
11. Россет, Э.Л. Процесс старения населения. / Э.Л. Россет. - М., 2004. - 155 с.
12. Самойлов И.В. К вопросу сопровождения пожилого человека в стационарных учреждениях социального обслуживания. // В сборнике: Современный взгляд на будущее науки Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. Уфа:, 2015. С. 232-234.
13. Сидорчук Т.А. Социально-психологическое сопровождение пожилых людей в стационарных учреждениях. // Известия Смоленского государственного университета. 2013. № 3 (23). С. 485-493.
14. Силова Т.Ф. Адаптация пожилого человека к посттрудовому периоду. // Казанская наука. 2011. № 2. С. 263-265.
15. Сморчкова Е.Н. Социальное и социально-педагогическое сопровождение пожилых людей. // Отечественный журнал социальной работы.- 2015. - № 3. – С. 131-136.
16. Социально-педагогическая и медико-психологическая поддержка развития личности в онтогенезе. Сборник материалов Международной научно-практической конференции: в 2-х частях. Брестский государственный университет им. А. С. Пушкина. - Том. Часть I. – 2014. – 132 с.
17. Татаринова Ю.И. Социально-психологическое сопровождение приемных семей для пожилых людей: опыт работы с семьями Ленинского района г. Красноярска. // В сборнике: Социально-психологическое сопровождение лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию: проблемы и перспективы Сборник материалов научно-практической интернет-конференции. 2013. С. 75-80.
18. Фролькис В.В. // В кн.: Геронтология и Гериатрия. Ежегодник, 1990.- Киев, 1991.-С.61.
19. Холостова, Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми. / Е.И. Холостова. - М., 2008. – 348 с.
20. Шевченко О.Н. Социально-психологическое сопровождение пожилых людей как направление деятельности социального работника. // Материалы XI международной научно-практической конференции: в 2-х частях. Ответственный редактор: Уварина Н.В., 2015. – С. 457-460.
21. Шилова С.Н. Социально-педагогическое сопровождение адаптации и социализации пожилых людей в условиях стационарного учреждения социального обслуживания (на примере бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Дом-интернат для престарелых и инвалидок «Дарина» г. Советский). // Социальная политика и социология. 2009. № 10 (52). С. 312-319.
Вопрос-ответ:
Что такое социальное сопровождение?
Социальное сопровождение - это комплекс мер и услуг, направленных на обеспечение социальной поддержки и помощи лицам, нуждающимся в особом внимании, помощи и защите. Оно предполагает оказание психологической, материальной, информационной и практической поддержки, а также организацию социального обслуживания.
Какие особенности социального сопровождения с лицами пожилого возраста?
Социальное сопровождение с лицами пожилого возраста имеет свои особенности. Во-первых, это учет изменения физических, психологических и социальных потребностей пожилых людей. Во-вторых, необходимость создания комфортных и безопасных условий для жизни и повышения качества жизни пожилых людей. В-третьих, важна работа семьи и общества в целом для формирования позитивного отношения к пожилым людям и создания возможностей для их активного участия в общественной жизни.
Каковы направления совершенствования организации социальной работы с лицами пожилого возраста?
Совершенствование организации социальной работы с лицами пожилого возраста включает несколько направлений. Во-первых, это улучшение доступности и качества социальных услуг для пожилых людей. Во-вторых, необходимо разработать и реализовать программы профилактики и социальной поддержки пожилых людей. В-третьих, важно совершенствовать систему координации деятельности различных организаций, занимающихся поддержкой пожилых людей.
Какие актуальные вопросы связаны с социальным сопровождением лиц пожилого возраста?
Социальное сопровождение лиц пожилого возраста стало одним из актуальных вопросов в обществе. Одна из главных проблем - это нехватка специалистов и средств для оказания социальной поддержки пожилым людям. Также важно решить вопросы социальной активности и интеграции пожилых людей, чтобы они могли полноценно участвовать в общественной жизни.
Что такое социальное сопровождение?
Социальное сопровождение - это комплекс мероприятий, направленных на поддержку и помощь людям в решении социальных проблем и обеспечении удовлетворения их потребностей. Оно осуществляется через планирование, координацию и оказание социальных услуг.
Какие понятия и определения основны в социальном сопровождении?
В социальном сопровождении используются такие понятия как "социальная поддержка", "социальная интеграция", "социальная работа". Социальная поддержка - это процесс оказания помощи и поддержки лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации. Социальная интеграция - это процесс вовлечения индивида в социальную среду. Социальная работа включает в себя различные методы и техники работы с клиентами для достижения социальных целей.
Какие особенности социального сопровождения с лицами пожилого возраста?
В социальном сопровождении с лицами пожилого возраста необходимо учитывать их особенности и потребности. Лица пожилого возраста часто испытывают проблемы с здоровьем, чувствуют себя одинокими и нуждаются в социальной поддержке. Важно обеспечить им доступ к медицинским и социальным услугам, а также создать условия для активного участия в общественной жизни.
Как можно совершенствовать организацию социальной работы с лицами пожилого возраста?
Организация социальной работы с лицами пожилого возраста может быть усовершенствована через повышение квалификации специалистов, развитие сети социальных служб и организаций, усиление сотрудничества с другими организациями. Также необходимо разработать и внедрить индивидуальные программы социального сопровождения для каждого пожилого человека на основе его потребностей и возможностей.
Что такое социальное сопровождение?
Социальное сопровождение - это многостороннее содействие различным категориям населения, в том числе лицам пожилого возраста, с целью обеспечения им условий для полноценного участия в общественной жизни. Оно осуществляется через предоставление информационной, консультативной и психологической помощи, организацию различных социальных услуг и мероприятий.
Какие особенности социального сопровождения с лицами пожилого возраста?
Социальное сопровождение с лицами пожилого возраста имеет свои особенности, связанные с физическими, психологическими и социальными изменениями, характерными для этой возрастной группы. Важно учесть возрастные особенности и потребности пожилых людей, оказывать им социальную поддержку, помощь в освоении современных технологий и участии в общественной жизни.