Семейное право в Древней Руси

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История государства и права
  • 28 28 страниц
  • 27 + 27 источников
  • Добавлена 17.04.2016
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
1. Семейное право до христианства 4
1.1. Семейное право в дохристианский период 4
1.2. Похищение невесты как форма заключения брака в языческий период 7
2. Семейное право после принятия христианства 11
2.1. Семейное право до Петра I 11
2.2. Прекращение и расторжение брака по древнерусскому праву 15
Заключение 27
Список использованных источников 28

Фрагмент для ознакомления

Этими фактами, бросающими невыгодную тень на поведение супруги, признавалось посещение ею известных лиц или же мест, где она с легкостью могла поддаться искусу, а непосредственно: - в случае если проспит ночь вне дома и не у собственных родителей; - в случае если она пиршествует с сторонними мужчинами; - в случае если она посещает днем и ночью игрища. Из церковного Устава Ярослава заметно, что допускались разводы в том числе и на основании поводов, совершенно незнакомых римскому праву: «Оже жена на мужа наведеть тати, ве-литьпокрасти, или же сама покрадеть, либо товар, или же церковь покрадши, инемподаеть». По норме, фиксированной в Кормчей книге, данное преступление не считалось основанием для расторжения брака. И на Руси данная норма не была единственной. Новгородский архиепископ Нифонт характеризует в виде наказания за кражу, совершенную супругом у супруги, не развод, а епитимью на протяжении 3 лет. Церковный Устав Ярослава (статья 36) предусматривал вариант, когда «жена супруга крадеть, а обличить ю» либо она «клеть покрадеть» или же в том числе и у свекра крадет (статья 38), но не разрешал расторжения брака по данным предлогам, ограничиваясь штрафом в 3 гривны в пользу митрополита, предоставляя супругу «казнить», то есть наказать ее домашними средствами. Данное говорит про то, что в пору создания Пространной редакции Устава на Руси не было общих норм, регулирующих разводы. Местные христианские традиции и обычаи сосуществовали с противоречивыми нормами переводных памятников, и выбор тех или иных диктовался конкретными критериями, взглядами или же знаниями местного иерарха либо иного составителя правового свода. На то, что данная статья принадлежит перу церковного юриста, показывает упоминание в ней о краже из церкви. Отмеченные статьи Пространной редакции церковного Устава Ярослава, насчитывающие 6 случаев, при которых разводы супруга с женою признавались законными со стороны церкви, имеют ту особенность относительно с греческим Номоканоном, откуда они почти все заимствованы, что в них женщина в делах, касающихся разводов, не уравнена с представителем сильного пола, как отмечает Д. Дубакин. Статьи Устава Ярослава, очень досконально и точно характеризуя причины, которые оправдывают и узаконивают развод для супруга, не делают того же самого относительно к жене, не уравнивают ее, вопреки греческому Номоканону, в правах, касающихся расторжения брака с супругом. К концу XII - начале XIII вв. относятся нововведения в Пространной редакции Устава Ярослава и, в том числе, новые статьи, недостающие в Краткой редакции и архетипе Пространной и Краткой редакций, о праве расторжения брака. Для начала, обнаруживаются статьи о наказаниях в случаях самовольного ухода супруги от собственного супруга и заключении ею нового брака или же развратной ее деятельности: «Ажепоидеть жена от собственного мужа за иныи муж или же иметь блясти от мужа, ту жену поняти в дом церковныи, а новоженя в продажи митрополиту» .Вместе с данной статьей, предусматривающей ответственность в случае ухода супруги к иному мужу, ясно заметно свидетельство возросшей роли женщины в суде. Закон фиксирует интенсивную роль женщины-жены, действия которой могут привести к изменению ее гражданского состояния. Бывшие нормы, говорившие о провинностях супруги, не вели к разводу, но только к тому, что ее наказывал супруг, а священник налагал на нее епитимью. Впрочем юридически ответственными за действие супруги лицами продолжают оставаться мужчины — ее супруг либо ее новый муж («новоженя»), к которому она ушла. Поводов к расторжению брака, не сопряженных с наказанием, несколько: 1. Неспособность к «брачному сожитию». Из преград к осуществлению брака при общем жительстве двух супругов обычное право понимает то, которое было в виду и у византийских законодателей, то есть неспособность супруга к супружеской жизни. «Расторгается брак по причине нужной и разумной,- гласит Закон Градский, - когда кто - нибудь не в состоянии станет иметь физическое общение со своей супругой и исполнять то, что должны супруги исполнять по указанию самой природы, в случае если по прошествии 3 лет со дня заключения брака супруг не покажется истинным, то супруга имеет возможность либо сама или же с участием родителей развестись с ним, хотя бы он того и не хотел». В древнерусском праве тут не были учтены ограничительные условия византийского закона: развод по данной причине требовал обоюдного согласия супругов. Брак мог быть расторгнут в такой ситуации, когда неспособный супруг сам изъявлял это стремление. В случае если таковой развод был, то женщина была правомочна покинуть супруга совместно с имуществом, привнесенным в брак: «...и приданое с нею все въследует жене, и отдастьеи муж, еже ащеприял будет.». Нередки на Руси были разводы и по бесплодию супруги, которое по понятиям того времени, являлось, да и сейчас, большим несчастьем. Ведь, назначение женщины состояло, основным образом, в том, чтобы быть мамой. Бесплодие являлось несчастьем, многочадие - благословением божьим. Назначение брака - плодить потомство - являлось не выполнившимся при бесплодии супруги, и супругу не могло быть отказано в разводе с такою женою. Напротив, «чадоупло-доностная» супруга гордилась собственным качеством, бесплодная - впадала в печаль, прибегала к гаданью, странствованию к святым местам, силам; мало того, ее поносили иные жены, сами же мужья даже часто избивали за это. Учитывая мнение С.В. Юшкова, это основание для расторжения брака в истории права известно как юридический факт, а не как правовая форма. Так, Василий III развелся со своею супругой Соломонией из-за ее бесплодия. Следовательно, таковая причина, как бесплодие супруги, бесспорно, уважительнее требований расторжения брака по неким иным причинам. Хотя, как заявляет М.К. Цатурова, исследуя семейно-брачные отношения наиболее позднего периода (XVI-XVIII вв.), бесплодие супруги не было поводом к разводу. 2. Заболевание проказой не являлось на Руси основанием для расторжения брака. Проказа византийского права у нас истолкована как болезнь в широком смысле слова. Убеждение, что долгосрочная болезнь есть достаточная первопричина для расторжения брака, заметно в обычном праве с древнейших лет. Так, в Уставе Ярослава о судах рассказывается: «Ащебудеть жене лихыи недуг, или же слепа, либо долгая болезнь, про то еа не пустити. Тако же и жене нелзепустити мужа». Из этих статей заметно, что болезнь не имеет возможности быть основанием развода. В данном солидное различие древнерусского законодательства от византийского. Так как брак - это, для начала, духовный альянс, значит, задача брака - поддержать супруга в болезни и в горечи. Статьи 10-11 Устава князя Ярослава Краткой редакции акцентируют внимание, что разные заболевания, недуги не считаются ни предлогом к расторжению брака, ни предлогом к самовольному прекращению брака. Возможно вспомнить, что, сообразно византийскому праву, развод все-таки допускался в случае заболевания, правда, исключительно в случае заболевания проказой. Воспрещая развод из-за болезни одного из супругов, церковь взывала к чувству христианского сострадания. Бесспорно, что высокой нравственной цели хотели добиться насильственным методом, которым она, естественно, достигнута быть не может. Возможно, потому наиболее поздний памятник русского права — Правосудие митрополичье - разрешил все-таки развод в случае болезни «лихим недугом». Дозволялся развод только вследствие хронической болезни (больная супруга в таких случаях обычно шла в монастырь). Так, в 1205 г. супруга Суздальского князя Всеволода Мария, будучи 8 лет больною, постриглась от живого супруга в монашество. В случае если церковное право запрещало это, значит, жизнь подавала к тому поводы. Пример великого князя Семена Ивановича (1350 г.) показывает на то, что даже мнимые заболевания приводили к расторжению брака с правом для обоих супругов вступать в новые браки. К.А. Неволин подмечает, что это самая беспочвенная причина поскольку помощь больному супругу - одна из высших обязанностей иного. Древнее право допускало данную причину не по воле здорового, а по воле больного супруга, для которого семейная жизнь могла быть лишь тягостью, а успокоение в молитвах в монастыре, служившем на тот момент больницей, -единственным удачным выходом. 3. Относительно основания для расторжения брака, связанного с отсутствием супруга, то в различие от византийского законодательства древнерусское право имело в виду не только безвестное отсутствие, но и всякое иное отсутствие, при котором нереально брачное сожительство. Поводом к расторжению брака по Кормчей книге считалось безвестное отсутствие супруга на протяжении 5 лет: «Жена мужа, отлучившегося и находящегося в неизвестности, прежде удостоверения о смерти его, иному сожительствующая, прелюбодействует. Точно также и жены воинов в период безвестности мужей... вступающия в брак этому же подлежат разсуждению». Сообразно церковным правилам, в случае если супруг уходил воевать и от него на протяжении 3-х лет не было никаких сведений, «лета три звращенияждати муже», то есть, в случае если были причины думать, что его не было в живых, в такой ситуации женщина была правомочна требовать расторжения брака и, значит, вступать в новый брак. Безвестное отсутствие как предлог для расторжения брака имело отличительные черты: оно обязано было быть на самом деле безвестным, но не длительным. В случае если супруг (чаще муж) отсутствовал годами, но было известно о его местонахождении, то просить развод воспрещалось. Безвестное отсутствие имеет возможность выглядеть не как повод к расторжению брака, а как вид прекращения брака смертью. Таково мнение М.К. Цатуровой. В случае самовольного оставления супруга женщина фактически не несла никакой ответственности за данное. Вся ответственность возлагалась на мужчину, который ее принимал уже в новом качестве, то есть в виде собственной сожительницы. При всем при этом новоявленный супруг и одновременно счастливый обладатель таковой «вольноотпущенницы» был должен платить митрополиту штраф в виде «продажи». Эта была стоимость безоблачного мужского счастья. Неимение одного супруга из местожительства иного ориентируется в древнерусском праве по-другому, нежели в византийском: 1) обстоятельство это используется в равной степени как к супругу, так и к супруге; 2) подразумевается не одно безвестное отсутствие, но и всякое, при котором считается нереальным брачное сожительство. Впрочем и данные постановления о безвестном отсутствии далеко не были руководящими для практики, как демонстрируют акты того времени. Из них следует, что хотя супруги не получали расторжения брака по отсутствию, и все же, оставшийся супруг заключал брак с третьим лицом; что возвратившийся бывший муж, в какое бы то ни было время, имел возможность предъявить собственные права на супругу и что, наконец, непосредственно в тех случаях наступал развод большей частью первого брака, хотя могло быть, что и второго. Бесповоротно установлено действующее право в 1810 г. Срок отсутствия общий - 5-летний, а для попавших в плен - особый, 10-летний. 4. Практически в древней Руси браки расторгались легко: особо часто совершались разводы маскируясь под желания одного из супругов вступить в монашество. М.К. Цатурова подмечает: «Присутствовал еще один вид прекращения брака смертью: не физической, а мирской». «.. .Аще же составлящуся браку, или же муж един, либо едина жена внидет в монастырь, да разрешится брак и без распустныя вины, егдеуболицевшедшее в монастырь, мнишеский образ примет ». Следовательно, поступление в монашество одного из супругов было также основанием для развода на Руси. В российской историографии присутствовало воззрение, что «ни один повод из отмеченных в Кормчей не бытовал у нас с таким успехом, как пострижение в допетровской Руси»3 (подразумевается повод к расторжению брака). Разнообразно отвечали на вопрос, что есть монашество: метод прекращения брака (данной точке зрения придерживались А.С. Павлов; М.К. Цатурова) либо один из поводов к расторжению брака (вторую поддерживали А.А. Завьялов; А.И. Загоровский). Впрочем данное событие обратилось к невыгоде слабейшей стороны и закрывало собою одностороннее расторжение брака. ЗаключениеСведения о семейном укладе народов, населявших территорию России до принятия христианства, очень немногочисленны и отрывочны. Летописи говорят про то, что у полян уже сформировалась моногамная семья, у иных же славянских племен: родимичей, вятичей, кривичей – еще сохранялась полигамия. Семейные отношения регулировались в данный период обычным правом.Проанализировав похищение невесты у славян как одну из форм заключения брака, возможно придти к выводу про то, что похищение невесты было очень известным и популярным явлением, т.к. просуществовало долгий промежуток времени, в деревенской среде эти традиции сохранились до XV века, а в облике ритуального составляющей свадьбы и до настоящего времени. Церковная и светская власти вели долгую борьбу за искоренение данных традиций, но лишь спустя несколько веков сумели достигнуть того, что народ категорически отказался от похищения невест и стал заключать браки по церковным традициям.С принятием христианства происходит рецепция византийского брачно-семейного законодательства, основанного на канонических представлениях о браке. В России начинает действовать Номоканон – собрание византийского семейного права, состоящее из канонических правил и светских постановлений византийских императоров. В дальнейшем Номоканон был дополнен постановлениями русских князей. Русский перевод Номоканона с этими добавлениями получил название Кормчей книги.В Московском царстве семья и брак практически всецело принадлежали к сфере регулирования канонического права, систематизированного в особых сборниках – «Кормчей книге», «Стоглаве», «Правосудии митрополичьем». Перемены в данных источниках происходили по внутренним церковным правилам. Иным источником были правовые обычаи.Список использованных источниковВладимирский - Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. - Ростов н/Д., 1995. -С. 431, 432Древнерусское государство и право // Под ред. Т.Е. Новицкой. - М., 1998. - С. 50Дубакин, Д. Влияние христианства на семейный быт русского общества в период до времени появления «Домостроя». - Спб., 1880. - С. 59Загадки, посланные сестре и переписка Бонифация (В.К. Ронин) // Свод древнейших письменных известий о славянах. - Том II (VII-IX вв.). - М.: Восточная литература, 1995. - С. 413-421Загоровскии И А Курс семейною права Одесса, 1909 С 131 – 132Загоскин Н.П. История права русского народа. Том первый. Введение. Казань, 1899. С.441Известия о Хозарах, Буртасах, Болгарах, Мадьярах, Славянах и Руссах Абу-Али Ахмеда бен Омар Ибн-Даста, неизвестного доселе арабского писателя начала X века, по рукописи Британского Музея: пер. Д.А. Хвольсона. - СПб., 1869. С.30-31Кормчая Книга. Гл. 48. Гр. 11Латкип В Н Лекции но внешней истории русскою права СПб , 1890 С 84Момотов В.В. Формирование русского средневекового права в IX— XIV вв. М., 2003. С.11Неволин К. История российских гражданских законов. С. 82- 85Новосельцев А.П. Восточные источники о восточных славянах и Руси VI-IX вв. // Древнейшие государства Восточной Европы. 1998 г. - М.: Восточная литература, 2000. С.295Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. Т 2. СПб., 1910. С. 713Петров И.В. Торговые правоотношения и формы расчетов Древней Руси (VlII-X вв.). - СПб.: Центр стратегических исследований, 2011. С.73-85Рамбо А. Живописная история Древней и Новой России. М., 1994. С.25Романов Б.А. Люди и нравы Древней Руси. Л., 1966. С.191Стратегикон Маврикия (В.В. Кучма) // Свод древнейших письменных известий о славянах. Том I (I-VI вв.). -М.: Восточная литература, 1994. - С. 364-393Устав князя Ярослава. Пространная редакция. Т I. - С. 192Уставные грамоты смоленского князя Ростислава Мстиславича. В кн.: Сборник памятников по истории церковного права, преимущественно русской церкви до эпохи Петра Великого / Состав. В.Н. Бенешевич. -С. 104Хроника Фредегара (В. К. Ронин) // Свод древнейших письменных известий о славянах. - Том II (VII-IX вв.). - М.: Восточная литература, 1995Цатурова, М.К. Русское семейное право XVI-XVIII вв. - М., 1991. - С. 78Шпилевский М. Семейные власти у древних славян и германцев. М., 1869. С.25Шульгин В. О состоянии женщин в России до Петра Великого, Киев, 1850. С.10Щапов, Я.Н. Брак и семья в Древней Руси // Вопросы истории. - 1970. - № 10. - С. 219Эклога. Византийский законодательный свод VIII в. - М., 1965. -С. 44 -50Юшков, С.В. Общественно-политический строй и право Киевского государства. - М., 1949. -С. 446Ярмонова Е.Н. Отдельные аспекты изменения порядка заключения брака в России с IX по XIX вв. //Вопросы российского и международного права. — 2013. — № 1. — С. 95—122.


Список использованных источников
1. Владимирский - Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. - Ростов н/Д., 1995. -С. 431, 432
2. Древнерусское государство и право // Под ред. Т.Е. Новицкой. - М., 1998. - С. 50
3. Дубакин, Д. Влияние христианства на семейный быт русского общества в период до времени появления «Домостроя». - Спб., 1880. - С. 59
4. Загадки, посланные сестре и переписка Бонифация (В.К. Ронин) // Свод древнейших письменных известий о славянах. - Том II (VII-IX вв.). - М.: Восточная литература, 1995. - С. 413-421
5. Загоровскии И А Курс семейною права Одесса, 1909 С 131 – 132
6. Загоскин Н.П. История права русского народа. Том первый. Введение. Казань, 1899. С.441
7. Известия о Хозарах, Буртасах, Болгарах, Мадьярах, Славянах и Руссах Абу-Али Ахмеда бен Омар Ибн-Даста, неизвестного доселе арабского писателя начала X века, по рукописи Британского Музея: пер. Д.А. Хвольсона. - СПб., 1869. С.30-31
8. Кормчая Книга. Гл. 48. Гр. 11
9. Латкип В Н Лекции но внешней истории русскою права СПб , 1890 С 84
10. Момотов В.В. Формирование русского средневекового права в IX— XIV вв. М., 2003. С.11
11. Неволин К. История российских гражданских законов. С. 82- 85
12. Новосельцев А.П. Восточные источники о восточных славянах и Руси VI-IX вв. // Древнейшие государства Восточной Европы. 1998 г. - М.: Восточная литература, 2000. С.295
13. Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. Т 2. СПб., 1910. С. 713
14. Петров И.В. Торговые правоотношения и формы расчетов Древней Руси (VlII-X вв.). - СПб.: Центр стратегических исследований, 2011. С.73-85
15. Рамбо А. Живописная история Древней и Новой России. М., 1994. С.25
16. Романов Б.А. Люди и нравы Древней Руси. Л., 1966. С.191
17. Стратегикон Маврикия (В.В. Кучма) // Свод древнейших письменных известий о славянах. Том I (I-VI вв.). -М.: Восточная литература, 1994. - С. 364-393
18. Устав князя Ярослава. Пространная редакция. Т I. - С. 192
19. Уставные грамоты смоленского князя Ростислава Мстиславича. В кн.: Сборник памятников по истории церковного права, преимущественно русской церкви до эпохи Петра Великого / Состав. В.Н. Бенешевич. -С. 104
20. Хроника Фредегара (В. К. Ронин) // Свод древнейших письменных известий о славянах. - Том II (VII-IX вв.). - М.: Восточная литература, 1995
21. Цатурова, М.К. Русское семейное право XVI-XVIII вв. - М., 1991. - С. 78
22. Шпилевский М. Семейные власти у древних славян и германцев. М., 1869. С.25
23. Шульгин В. О состоянии женщин в России до Петра Великого, Киев, 1850. С.10
24. Щапов, Я.Н. Брак и семья в Древней Руси // Вопросы истории. - 1970. - № 10. - С. 219
25. Эклога. Византийский законодательный свод VIII в. - М., 1965. -С. 44 -50
26. Юшков, С.В. Общественно-политический строй и право Киевского государства. - М., 1949. -С. 446
27. Ярмонова Е.Н. Отдельные аспекты изменения порядка заключения брака в России с IX по XIX вв. //Вопросы российского и международного права. — 2013. — № 1. — С. 95—122.

Вопрос-ответ:

Какое было семейное право в Древней Руси до христианства?

Семейное право в Древней Руси до христианства основывалось на языческих традициях. Брак рассматривался как договор между самими женихом и невестой, а его заключение могло происходить через похищение невесты. В этот период супруги имели определенные обязанности и права, но уровень равенства между мужчиной и женщиной был невысоким. Прекращение брака могло происходить по решению общественного суда или смертью одного из супругов.

Как происходило заключение брака в языческий период на Древней Руси?

В языческий период на Древней Руси заключение брака часто происходило через похищение невесты. Жених вместе со своими друзьями похищал невесту из ее родного дома или села. Это считалось формой заключения брака и имело ритуальный характер. Похищение невесты было довольно распространенной практикой и свидетельствовало о желании жениха и невесты быть вместе. Этот обычай постепенно ушел на второй план с принятием христианства.

Какое было семейное право после принятия христианства в Древней Руси?

После принятия христианства в Древней Руси семейное право начало ориентироваться на каноны православной церкви. Брак стал рассматриваться как священный сакрамент, который заключается в храме и освящается богом. Супруги получили более равные права и обязанности, а развод стал возможен только в случае смерти одного из супругов или в случае невозможности жить вместе из-за серьезных причин. Расторжение брака требовало участия церкви и формальных процедур.

Каким было семейное право до Петра I на Руси?

До Петра I на Руси семейное право было в основном регулируемо церковью и традиционными обычаями. Брак заключался на основе договора между супругами, но существовали и другие формы заключения брака, такие как похищение невесты. Развод был возможен, но требовал формальной процедуры и участия церкви. Важную роль играла семейная мудрость, передаваемая из поколения в поколение, и семейное наследство, которое было передаваемо по мужской линии.

Какое семейное право существовало в Древней Руси до принятия христианства?

В дохристианский период в Древней Руси существовало свое семейное право, отличавшееся от христианских норм. Брак заключался по форме "похищения невесты", когда молодой человек похищал невесту и вел ее в свою семью. Брак в этот период в основном был главным образом экономическим соглашением между семьями о взаимной помощи и сохранении родового имущества.

Какие принципы семейного права были приняты после принятия христианства в Древней Руси?

После принятия христианства в Древней Руси были приняты более строгие нормы семейного права. Брак стал рассматриваться как священный сакрамент, который должен быть заключен перед священником. В центре семейной жизни стало понятие "душеприказание", которое подразумевало, что супруги должны предаваться друг другу целиком и безоговорочно.

Каким образом можно было прекратить или расторгнуть брак по древнерусскому праву?

Прекращение и расторжение брака по древнерусскому праву было возможно в случае смерти одного из супругов, измены, бесплодия или неприемлемого поведения одного из партнеров. В таких случаях брак мог быть расторгнут и новый брак мог быть заключен.

Каким было семейное право в Древней Руси до принятия христианства?

Семейное право в Древней Руси до принятия христианства отличалось от семейных норм, принятых в христианском обществе. Браки заключались по особым обрядам, таким как похищение невесты, и расторжение браков было возможно по различным основаниям.