Коррекционно-логопедическая работа по развитию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Заказать уникальную дипломную работу- 109 109 страниц
- 62 + 62 источника
- Добавлена 19.04.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Теоретические основы изучения связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 7
1.1. Лингвистические и психолингвистические основы связной речи. 7
1.2. Особенности речевого развития детей с общим недоразвитием речи 13
1.3. Коррекционная работа по развитию связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи 21
Выводы по первой главе 27
Глава 2. Изучение особенностей связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 29
2.1 Цель, задачи, организация и методика эксперимента 29
2.2 Результаты констатирующего эксперимента 33
Выводы по второй главе 44
Глава 3. Коррекционная работа по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста 46
3.1 Использование моделирования развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи уровня 46
3.2 Результаты контрольного эксперимента: эффективность экспериментального обучения 63
Выводы по третьей главе 72
Заключение 73
Список литературы 76
Приложение 82
Приложение 1 82
Приложение 2 85
Приложение 3 86
Приложение 4 89
Приложение 5 90
Приложение 6 109
)». - М.: Просвещение, 1989.Филичева Т.Б. Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – М.: Айрис – пресс, 2004Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи - воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. - М.: Изд-во «Гном и Д», 2000.Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений. – М.: Проф. образование. 1993.-29c.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Ч. 1. Первый год обучения. - М.: Изд-во «Альфа», 1993.ФиличеваТ.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное воспитание и обучение детей 5 летнего возраста с ОНР.- М, 1991.Хрестоматия по логопедии, том 2 / Под ред. Волковой Л.С. Селиверстова В.И.- М., 1997.- 656 с.Чиркина Г.В. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ. М.: АРКТИ, 2003. – 309с.Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб.пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И.А.Зимина. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 240 сШилова О.В. Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи у связной речи у старших дошкольников с ОНР //Дошкольная педагогика. -2015.- №1. – С.50Шмидт В.В. Использование рисуночных методик в коррекционно-развивающей практике логопеда // Логопед. – 2005.- № 4 (10).- С. 4Якубинский Л.П. Избранные труды. Язык и функционирование. – М., 1986ПриложениеПриложение 1Списочный состав дошкольников экспериментальной группы с краткой характеристикой анамнеза Виктория К.6. Дарья Г.Максим Г.7.Нина Б.Даниил К.8.Дарья Ч.Максим С.9.Гузель О.Евгений Ш.10.Юнус О.Виктория К.В 2 года задержка речи.Особенности речи: неправильное произношение шипящих, свистящих сонорных звуков. Словарь беден. Фраза простая, доступна. Пересказ, описание по дополнительным вопросам. Внимание неустойчивое. Буквы знает не все, быстро забывает.Диагноз: задержка нервно-психического развития. ОНР III уровень.Дарья Г..Особенности речи: неправильное произношение сонорных, свистящих звуков, дефект смягчения. Словарь беден. Предложения строит из 2 – 3 слов. Буквы, цифры знает, но путает. Считает в пределах трех. При составлении рассказа по серии сюжетных картинок затрудняется в логической последовательности, перечисляет только события. Девочка физически ослаблена, частые простудные заболевания, заболевания желудочно-кишечного тракта. Внимание неустойчивое, предрасположенность к заиканию.Диагноз: ОНР III уровень.Максим Г.Особенности речи: Первые слова (слоги) – в 1 год, простая фраза – к 3 годам. Особенности речи: нарушено произношение сонорных, шипящих, свистящих звуков. Фонематический слух недоразвит. Словарь беден. Фразовой речи практически нет, в самой речи использует простые предложения из двух слов.Диагноз: ОНР III уровень. Синдром двигательной расторможенности. Нина Б.Первые слова – 1год 6 месяцев, фраза – 2 года 8 месяцев. Особенности речи: активный словарный запас только на бытовом уровне. Нарушено звукопроизношение свистящих и шипящих, нарушение слоговой структуры слова. Пересказ доступен при опоре на наглядность. По картинке называет только знакомые предметы. Фраза простая. Фонематический слух слабо развит.Диагноз: ОНР III уровень.Даниил К.Первые слова – 1 год 7 месяцев, фраза 2года 9 месяцев.Особенности речи: нарушено произношение шипящих и сонорных звуков, присутствует дефект смягчения. Фонематический слух недоразвит. Словарь беден. В речи использует простые предложения из 2- 3 слов. Пересказ возможен только с помощью.Диагноз: ОНР III уровень.Максим С.Диагноз при рождении: асфиксия I степени. Первые слова – 1год, 2 месяца, фраза – с 2 лет 6 месяцев. Особенности речи: словарный запас беден. Фраза простая. Предложения строит из 2-3 слов. Фонематический слух слабо развит. Не автоматизированы звуки [р], [л], [ж]. Мало знает букв. Цифры не знает.Диагноз: ОНР III уровень.Евгений Ш. В 2 года – задержка речиОсобенности речи: нарушение звукопроизношения. Словарь беден. При описании предмета называет только его части. Фраза простая. Изученные буквы быстро забывает.Диагноз: ОНР III уровень.Дарья Ч..Диагноз при рождении: гипотрофия плодаОсобенности речи: нарушено произношение шипящих и сонорных звуков, присутствует дефект смягчения. Фонематический слух недоразвит. Словарь беден. В речи использует простые предложения из 2- 3 слов. Пересказ возможен только с помощью.Диагноз: синдром гиперактивности. ОНР III уровень.Гузель О.Диагноз при рождении: асфиксия I степени. Первые слова – с 1 года, фраза – 2,2 лет. Особенности речи: словарный запас беден. Фраза простая. Фонематический слух слабо развит. Изученные буквы знает не все.Диагноз: ОНР III уровень.Юнус О..Диагноз при рождении: гипотрофия плода.Первые слова до 1 года, фраза – к двум годам.Особенности речи: словарный запас мал. Звукопроизношение нарушено (сонорные звуки). Яркое недоразвитие фонематического слуха. Устная связная речь не развита.Диагноз: ОНР III уровень.Приложение 2Сюжетная картинка «Дети и ежи»Приложение 3Таблица 1Оценка связности речиБаллыПересказРассказ по серии сюжетных картинокОписание предметаРассказ по сюжетной картинкеЗавершение рассказа1234563- высокийСоставлен самостоятельно; полностью передается содержание; соблюдаются связность и последовательность изображения, грамматические нормы; употребляются разные языковые средстваСоставлен самостоятельно; полно и адекватно отражен сюжет; соблюдены грамматические нормы языкаОписан самостоятельно; последовательно; полностью и точноСоставлен самостоятельно, полно, точно, связно и последовательно, с соблюдением языковых нормСамостоятельно продолжает рассказ. Полно и логически последовательно связно отражает сюжет. Рассказ содержит основную и заключительные части, соблюдены лексико-грамматические нормы2 -среднийСоставлен с некоторой помощью (побуждения, наводящих вопросов); полностью передается содержание; отмечаются отдельные нарушения связности; отсутствие художественно-стилистических элементов; единичные ошибки в структуре предложенийСоставлен с помощью; достаточно полно отражено содержание; возможны пропуски отдельных деталей, в целом не нарушающие соответствия сюжету; неявно выраженные нарушения связности; единичные ошибки в построении фразОписан самостоятельно или с небольшой помощью; в целом – правильно, но не полно; морфолого-синтаксические нарушенияСоставлен с небольшой помощью; нарушена связность; пропуски эпизодов и отдельные морфолого-синтаксические нарушенияПродолжение составлено с небольшой помощью, достаточно полно отражено содержание, отчасти нарушена связность, пропуски деталей, отдельные морфолого-синтаксические нарушения1 – ниже среднегоИспользуются повторные наводящие вопросы; пропуски отдельных эпизодов или целого фрагмента; неоднократные нарушения связности; единичные смысловые несоответствияСоставлен с помощью наводящих вопросов и указаний; нарушена связность; пропуски нескольких эпизодов; отдельные смысловые несоответствияОписан по наводящим вопросам, неполно, неточно; лексические и синтаксические затрудненияСоставлен с помощью наводящих вопросов; нарушена связность; пропуски, смысловые несоответствияСоставлен с помощью наводящих вопросов; связность резко нарушена; пропуск существенных эпизодов и целых фрагментов, что искажает сюжет; смысловые ошибки0 – низкийСоставлен по наводящим вопросам; связность значительно нарушена; пропуски частей текста, смысловые ошибки; нарушается последовательность; бедность и однообразие языковых средствСоставлен с помощью наводящих вопросов; связность резко нарушена; пропуск существенных эпизодов и целых фрагментов, что искажает сюжет; смысловые ошибки; рассказ подменяется перечислением действийОписан с помощью, по наводящим вопросам; крайне бедный словарь; нет последовательности; выраженный аграмматизм, затрудняющий восприятие предметаЗадание не выполнение даже с помощью вопросов; большая часть рассказа – простое перечисление предметов и действий; бедность содержания, нет связности; грубые лексико-грамматические ошибкирассказ подменяется перечислением действий, бедность содержания, грубые лексико-грамматические ошибкиПриложение 4Таблица 2Результаты уровня развития связной речи экспериментальной группыФИ ребенкаI IIIIIIVVСредний баллВиктория К.2-средний1 – ниже среднего2-средний1 – ниже среднего 1 – ниже среднего1,4Максим Г.1 – ниже среднего 0 – низкий1 – ниже среднего 1 – ниже среднего 0 – низкий0,6Даниил К.1 – ниже среднего 1 – ниже среднего 2-средний2 средний1 – ниже среднего1,4Максим С.2-средний1 – ниже среднего2-средний1 – ниже среднего1 – ниже среднего1,4Евгений Ш.2-средний1 – ниже среднего1 – ниже среднего2-средний1 – ниже среднего1,4Дарья Г.1 – ниже среднего0 – низкий1 – ниже среднего1 – ниже среднего0 – низкий0,6Нина Б.2-средний2-средний2-средний1 – ниже среднего2-средний1,8Дарья Ч.2-средний2-средний1 – ниже среднего1 – ниже среднего1 – ниже среднего1,4Гузель О.2-средний1 – ниже среднего2-средний1 – ниже среднего2-средний1,6Юнус О.1 – ниже среднего1 – ниже среднего1 – ниже среднего0 – низкий0 – низкий0,6ИтогосреднийНиже среднегоНиже среднегоНиже среднего Ниже среднегоПриложение 5Перспективный план.на 1 период (сентябрь, октябрь, ноябрь)Месяц, неделяТемазадачиСловарьРазвитие лексико – грамматического строя речиРазвитие связной речиЗвукопроизношение Сентябрь 3 неделя«Фрукты. Сад»Формировать представления детей о фруктах. Совершенствовать номинативным, предикативный словарь, словарь признаков по изучаемой теме.Воспитывать любознательность, бережное и заботливое отношение к природеПредметный словарь: фрукты, апельсин, мандарин, груша,: яблоко,, виноград, персик, абрикос, лимон, ананас, киви; урожай, сад, огород, деревья. Предикативный словарь: копать, сажать, поливать, собирать, зреть. Словарь признаков: спелые, вкусные, сладкие, сочные, румяныеСловарь наречий: Высоко, низко, вкусно, невкусно, полезно, вредно.Учить детей образовывать глаголы совершенного вида от глаголов несовершенного вида с помощью приставок, существительные родительного падежа (Р.п.) множественного числа, используя разные типы окончаний данной падежной формыРазвивать умение связно, полно, логично пересказывать рассказ, используя опорные картинки, отражающие последовательность событийЗвук [у].Буква УСентябрь4 неделя«Овощи. Огород»Расширять и обогащать представления и знания детей об овощах.Расширять и активизировать номинативный, предикативный словарь, словарь признаков по изучаемой теме. Воспитывать любознательность, бережное и заботливое отношение к природеПредметный словарь: овощи, фрукты, баклажан, перец, кабачок, петрушка, салат, редис, тыква, лук, чеснок, свёкла, картофель, фасоль, горох, капуста.Предикативный словарь: копать, сажать, поливать, собирать, выдёргивать, срезать, варить, сушить, солить.Словарь признаков: морковный, тыквенный, фасолевый, гороховый, картофельныйСловарь наречий: Высоко, низко, вкусно, невкусно, полезно, вредно.Уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами В, НА, НАД, ПОД; учить составлять предложения с заданным предлогом по картинке, схеме. Учить составлять сложносочинённые предложения с разделительным союзом илиУчить детей пересказывать текст цепной организации с наглядной опорой в виде предметных картинок, являющихся планом изложения; развивать навыки планирования пересказа текста, связную речь, зрительное внимание, память в процессе сравнения картинЗвук [а].Буква аОктябрь1 неделя«Осень»Обобщать и систематизировать знания детей об осенних явлениях в природе. Расширять номинативный, предикативный, качественный словарь, словарь признаков по изучаемой теме. Воспитывать любознательность, бережное и заботливое отношение к природеПредметный словарь: осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, время года, листопад, тучи, урожай, сад, листья, лес, овощи, фрукты, слякоть, погода.Предикативный словарь: падают, осыпаются, летят, шуршат, наступает, приходит, хмурится, улетают, убирают, собирают, срывают, выкапывают, желтеют, сохнут, вянут, моросит.Словарь признаков: ранняя, поздняя, грустная, унылая, хмурая, пасмурный, дождливая. Качественный словарь: холодно, пасмурно, дождливоУчить детей образовывать и употреблять в речи относительные прилагательные. Учить образовывать форму множественного числа существительных в И. и Р. падежах. Развивать умение употреблять словосочетания, включающие количественные числительные и существительноеРазвивать умение связно, полно пересказывать рассказ, используя опорные сигналыЗвуки [а],[у].Буквы а, у.Октябрь2 неделя«Лес. Грибы»Формировать представления и знания о съедобных и ядовитых грибах.Расширять и активизировать номинативный, предикативный словарь, словарь признаков по изучаемой теме. Воспитывать у детей бережное отношение к объектам живой природыПредметный словарь: боровик, лисичка, груздь, подберёзовик, рыжик, мухомор, шампиньон; ножка, шляпка, грибник, корзина, лукошко.Предикативный словарь: собирать, срезать, любоваться. Словарь признаков: осенний, толстый, тонкий, ядовитый, несъедобный, грибнойКачественный: Быстро, медленно, вкусно, вредно, плохо. Учить образовывать падежные формы множественного числа существительных, согласовывать числительные с существительными. Учить детей образовывать и употреблять в речи относительные прилагательные, составлять простое распространённое предложение с однородными определениямиРазвивать умение связно, полно пересказывать рассказ, используя опорные сигналыЗвук[и]. Буква И.Октябрь3 неделя«Перелетные птицы»Уточнять и расширять представления и знания детей о птицах.Расширять и активизировать номинативный, предикативный, качественный словарь, словарь признаков по изучаемой теме. Воспитывать заботливое отношение к живым существамПредметный словарь: ласточка, соловей, грач, журавль, цапля, кукушка, лебедь, ворона, сорока, голубь, воробей, сова, глухарь, синица, снегирь, дятел; гнездо, скворечник, кормушка, птенцы, корм, голод, холод, перелёт. Предикативный словарь: летать, кормить, выводить, клевать, щебетать, каркать, куковать, чирикать. Словарь признаков: домашние, дикие, проворные, быстрые, перелётные, зимующиеКачественный: Голодно, холодно, жалко, грустно, высоко, низко, далеко, близко, много, мало.Учить детей образовывать и употреблять в речи отно-.сительлые прилагательные: Учить правильно согласовывать числительные с существительными. Разбивать умение образовывать форму Р. падежа существительных единственного числаУчить составлять описательный рассказ о птицахЗвуки [п],[п’]. Буква П.Октябрь 4 неделя«Наше тело»Закреплять имеющиеся у детей зниния и представления о частях тела. Формировать представление об органах чувств и их функциях. Учить показывать и называть части тела на себе, на сверстниках, на кукле.Воспитывать правила личной гигиеныПредметный словарь: Голова, лицо, рот, зубы, губы, шея, туловище, живот, спина, руки, ноги, ладони, пальцы, кулак; мыло, мыльница, шампунь, расческа, полотенцеПредикативный словарь: мыть, вытирать, полоскать, чистить, расчесывать, держать, брать, ходить, бегать, поднимать, опускать, поворачивать, смотреть, слушать, дышать.Словарь признаков:Чистый, грязный, красивый, некрасивый, горячий, холодный, скользкий, приятный.Качественный: Вперед, назад, вверх, вниз, сильно, слабо, чисто, грязно, хорошо, плохо.Учить детей употреблять существительные в Т. падеже множественного числа, согласовывая данные существительные с глаголом. Уточнить с детьми пространственные отношения, выраженные предлогами К, ОТ, учить составлять предложения с этими предлогами. Учить образовывать употреблять в речи превосходную степень прилагательногоУчить детей связности, непрерывности, развёрнутости высказывания в процессе составления рассказа по серии картинЗвуки [а], [у], [и], [п], [п’]. Буквы А, У, И, ПОктябрь5неделя«Одежда»Закреплять имеющиеся у детей знания и представления об одежде. Формировать обобщающее понятие «одежда». Расширять и активизировать номинативный, предикативный, качественный словарь по изучаемой теме. Воспитывать у детей бережное отношение к вещамПредметный словарь: шуба, пальто, плащ, куртка, пиджак, рубашка, блуза, майка, свитер, сарафан, фартук, перчатки, варежки, шарф, платок, рукав, воротник, манжета, карман, пуговица, пояс.Предикативный словарь: расстёгивать, застёгивать, завязывать, развязывать, чистить, стирать, гладить, надевать, снимать. Словарь признаков: шёлковый, шерстяной, кожаный, меховой, пуховый, резиновый, зимний, летнийКачественный: Аккуратно, небрежно, удобно, неудобно, красиво, чисто, грязно, тесно.Развивать умение детей образовывать и употреблять в речи прилагательные с уменьшительно-ласкательным значением. Развивать умение образовывать относительные прилагательные. Совершенствовать умение детей составлять предложения с предлогами К, ОТ по предметным картинкамУчить детей связности, непрерывности, развёрнутости высказывания в процессе составления рассказа по серии картинЗвук [э]. Буква Э.Ноябрь1 неделя«Обувь»Закрепить имеющиеся знания и представления об обуви. Формировать обобщающее понятие «Обувь». Совершенствовать знания о назначении обуви и о материале, из которого шьётся обувь. Воспитывать бережное отношение к обуви. Предметный: тапки, туфли, сапоги, ботинки, сандалии, чешки; подошва, каблук, шнурки, узел.Предикативный: Ходить,носить, застегивать, расстегивать, завязывать, развязывать, порвать, шить, обуваться, снимать,ставить, чистить, жмет (обувь)Словарь признаков: Зимняя, летняя, детская, взрослая, мамина, папина, новая, старая, теплая, тесная, чистая, грязная, резиновый, кожаный, аккуратный.Качественный: Аккуратно, небрежно, удобно, неудобно, красиво, чисто, грязно, тесно.Развивать умение использовать конструкции «предлог без + Р. падеж существительного. Развивать умение образовывать и употреблять относительтные прилагательные. Учить детей согласовывать числительные с существительными, составлять сложноподчинённые предложения с союзом потому чтоУчить детей связности, непрерывности, развёрнутости высказывания в процессе составления рассказа по серии сюжетных картинЗвук [т].Ноябрь2 неделя«Посуда»Знакомить детей с посудой и её назначением, формировать понятие «посуда». Расширять и активизировать номинативный, предикативный, качественный словарь, словарь признаков по изучаемой теме. Воспитывать бережное отношение к вещамПредметный словарь: кастрюля, сковорода, таз, чайник, тарелка, миска, чашка, стакан, блюдце, сахарница, соусница, конфетница, сухарница, хлебница.Предикативный словарь: мыть, чистить, готовить, наливать, варить, жарить, печь, кипятить, угощать. Словарь признаков: кухонная, столовая, чайная, фарфоровая, глиняная, стеклянная, хрустальная, металлическая.Качественный: Осторожно, чисто, грязно, аккуратно, неаккуратно, горячо, тяжело, быстро. Учить детей образовывать новые слова с помощью суффикса -ниц-; употреблять существительные в Т. падеже множественного числа. Уточнить пространственное значение предлогов В, ИЗ, учить правильно их употреблять.Развивать умение образовывать и употреблять относительные прилагательные. Учить согласовывать числительное с существительным в роде, числе, падеже, составлять сложноподчинённое предложение с союзом потому чтоРазвивать связную речь в процессе сравнения картин, умение составлять рассказ по серии картинЗвуки [т],[т’]. Буква Т.Ноябрь 3 неделя«Продукты питания»Формировать обобщающее понятие «продукты питания», уточнять представление о продовольственном магазинеРасширять и активизировать номинативный, предикативный, качественный словарь, словарь признаков по изучаемой теме. Воспитывать у детей уважительное отношение к людям трудаПредметный словарь: продукты, напитки, завтрак, обед, ужин; виды продуктов; овощерезка, кофемолка, мясорубка, соковыжималка, картофелечисткаПредикативный словарь: готовить, жарить, печь, наливать, насыпать. Словарь признаков: молочные, мясные, кондитерские, рыбныеКачественный: Горячо, вкусно, невкусно, сладко, солено, кисло, горько.Учить детей образовывать сложные слова с помощью глагола и существительного. Развивать умение образовывать и употреблять приставочные глаголыПродолжать учить правильно употреблять предлоги В, ИЗ. Развивать умение образовывать и употреблять относительные прилагательныеРазвивать умение составлять рассказ по серии сюжетных картинЗвуки [п],[п’],[т],[т’].Ноябрь 4 неделя«Семья»Формировать знания и представления о семье, родственных отношениях. Расширять и активизировать номинативный, предикативный словарь, словарь признаков по изучаемой теме. Воспитывать у детей уважительное отношение к старшим. Учить понимать эмоциональное состояние другого человека и определять настроение словамиПредметный словарь: мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка, внук, внучка, тётя, дядя, племянник, племянница, родители, семья, родственники; фамилия, имя, отчество.Предикативный словарь: готовить, убирать, ухаживать, стирать, работать, гладить, отдыхать, жить. Качественный словарь: родные, близкие; добрый, радостный, заботливыйПознакомить детей в доступной форме с понятием «родственные слова»; учить выбирать родственные слова из стихотворного текста. Развивать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде и числеРазвивать умение отвечать на вопросы по сюжетной картине, связную речь детей в процессе сравнения картин; учить связности, непрерывности, развёрнутости высказывания в процессе составления рассказа по серии сюжетных картинЗвуки [к],[к’]. Буква К.2 период (декабрь, январь, февраль)Месяц, неделяТемазадачиСловарьРазвитие лексико – грамматического строя речиРазвитие связной речиЗвукопроизношениеДекабрь1 неделя«Зима»Активизировать знания детей о зиме, её приметах. Расширять и активизировать номинативный, предикативный, качественный словарь, словарь признаков по изучаемой теме. Воспитывать любовь к природеПредметный словарь: время года, декабрь, январь, февраль, зима, снег, мороз, снеговик, снегопад, лыжи, санки, коньки, снежки, метель, буря, вьюга. Предикативный словарь: падает, летит, кружится, лепят, катаются, сгребают, чистят. Словарь признаков: морозная, холодная, лёгкий, пушистыйКачественный: Холодно, тепло, морозно, пасмурноПознакомить детей в доступной форме с понятием «родственные слова»; учить выбирать родственные слова из стихотворного текста. Развивать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде и числеРазвивать умение отвечать на вопросы по сюжетной картине, связную речь детей в процессе сравнения картин; учить связности, непрерывности, развёрнутости высказывания в процессе составления рассказа по серии сюжетных картинЗвуки [т], [т’], [к],[к'], [п], [п’]. Буквы Т, К, П.Декабрь2 неделя«Зимующие птицы»Уточнять и расширять представления и знания детей о птицах.Расширять и активизировать номинативный, предикативный, качественный словарь, словарь признаков по изучаемой теме. Воспитывать заботливое отношение к живым существамПредметный словарь: ласточка, соловей, грач, журавль, цапля, кукушка, лебедь, ворона, сорока, голубь, воробей, сова, глухарь, синица, снегирь, дятел; гнездо, скворечник, кормушка, птенцы, корм, голод, холод, перелёт. Предикативный словарь: летать, кормить, выводить, клевать, щебетать, каркать, куковать, чирикать. Словарь признаков: домашние, дикие, проворные, быстрые, перелётные, зимующиеКачественный: Голодно, холодно, жалко, много, мало, высоко, низко, далеко, близко. Продолжать учить детей образовывать и употреблять притяжательные прилагательные.Учить употреблять предлоги ОКОЛО, МЕЖДУ. Совершенствовать умение согласовывать числительные с существительным в роде и числе, образовывать и употреблять относительные прилагательные, образовывать и употреблять существительные Р. падежа единственного и множественного числа.Учить детей составлять сложное предложение с союзом аУчить детей пересказывать текст цепной организации с наглядной опорой в виде предметных картинок. Развивать умение составлять рассказ по серии картинЗвуки [м],[м’]. Буква М.Декабрь3 неделя«Зимние забавы»Активизировать знания детей о зиме, её приметах. Расширять и активизировать номинативный, предикативный, качественный словарь, словарь признаков по изучаемой теме. Воспитывать любовь к природеПредметный словарь: время года, декабрь, январь, февраль, зима, снег, мороз, снеговик, снегопад, лыжи, санки, коньки, снежки, метель, буря, вьюга. Предикативный словарь: падает, летит, кружится, лепят, катаются, сгребают, чистят. Словарь признаков: морозная, холодная, лёгкий, пушистыйКачественный: весело, дружно, быстро, медленноУчить детей изменять глаголы по числам и лицам, подбирать родственные слова, правильно употреблять предлоги К, ОТ, составлять предложения с этими предлогами (с опорой на предметные картинки). Учить детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.Развивать умение образовывать и употреблять относительные прилагательные. Учить согласовывать числительные с существительными в роде, числе, падежеРазвивать связную речь в процессе сравнения картин, умение составлять рассказ по сюжетной картинеЗвук [о]. Буква О.Декабрь4 неделя«Домашние животные»Активизировать имеющиеся у детей представления о домашних животных. Расширять и активизировать номинативный, предикативный словарь, словарь признаков по изучаемой теме. Воспитывать гуманное отношение к живым существамПредметный словарь: кот, котёнок, собака, щенок, лошадь, жеребёнок, корова, телёнок, свинья, поросёнок, коза, козлёнок, овца, ягнёнок; рога, копыта, вымя, шерсть; сарай, конура, конюшня, свинарник.Предикативный словарь: ходить, бегать, прыгать, мяукать, лаять, рычать, хрюкать, жевать, сторожить, ловить, ухаживать, приносить (пользу)Признаков: Домашний, мягкий, пушистый, ласковый, сильный, быстрый, добрый, злой, глупый, умный, кудрявый, веселый, заботливый; кошачий, собачий, лошадиный, коровий, козий.Учить согласовывать числительные с существительными; образовывать форму Т. падежа существительных единственного числа; образовывать и употреблять в речи притяжательные прилагательныеУчить пересказывать текст сказки с опорой на предметные картинкиЗвуки [х],[х’]. Буква Х.Декабрь5 неделя«Праздник Новый год»Уточнять знания и представления о празднике Новый год, атрибутике праздника (елка, елочные украшения, Дед Мороз, Снегурочка)Воспитывать умения рассказывать о своих впечатлениях.Предметный: Новый год, елка, верхушка, шишка, гирлянда, бусы, хлопушка, дождик, фонарики, маска, дед Мороз, Снегурочка, хоровод, подарки.Предикативный: кружится, летать, сверкать, блестеть, скрипеть, таить, скользить.Словарь признаков: зимний, ясный, красивый, веселый, добрый, новогодний, еловый, елочный, легкий, хрупкий.Качественный: нарядно, весело, красиво, сказочно, осторожно. Учить детей изменять глаголы по числам и лицам, подбирать родственные слова, правильно употреблять предлоги К, ОТ, составлять предложения с этими предлогами (с опорой на предметные картинки).Развивать умение образовывать и употреблять в речи притяжательные прилагательные.Развивать умение составлять рассказ по серии картинЗвуки [к],[х].Январь1 неделя«Дикие животные»Уточнять знания и представления о диких животных. Расширять и активизировать номинативный, предикативный словарь, словарь признаков по изучаемой теме. Воспитывать у детей гуманное отношение к живым существамПредметный словарь: заяц, зайчонок, лиса, лисёнок, волк, волчонок, медведь, медвежонок, белка, бельчонок; берлога, нора, дупло, логово; рога, копыта, шерсть, мех, иголки, лапы.Предикативный словарь: прыгать, охотиться, бежать, убегать, догонять, искать, собирать, сушить, накалывать (на иголки). Словарь признаков: дикий, пушистый, колючий, ловкий, быстрый, неуклюжий, косолапый, зубастый, хитрый, хищныйКачественный: Быстро, ловко, опасно, трудно, легко, холодно, страшно.Учить детей образовывать и употреблять в речи превосходную степень прилагательных.Развивать умение образовывать и употреблять в речи притяжательные прилагательные.Закреплять умение употреблять в речи имена существительные в Т. падеже единственного и множественного числаРазвивать связную речь в процессе сравнения картин, умение детей доказывать, аргументировать свой ответ в процессе отгадывания загадки.Учить детей пересказывать текст цепной организации с наглядной опорой в виде предметных картинок; развивать навыки планирования пересказа текстаЗвук [ы]. Буква Ы.Январь2 неделя«Домашние птицы»Расширять и уточнять представления детей о домашних птицах.Расширять и активизировать номинативный, предикативный, качественный словарь, словарь признаков по изучаемой теме. Воспитывать заботливое отношение к живым существамПредметный словарь: названия домашних птиц и их детёнышей; перья, крылья, клюв, гребешок, лапы; птичница. Предикативный словарь: кудахчет, кукарекает, гогочет, болбочет, крякает, клюёт, шипит. Словарь признаков: Домашний, пестрый, разноцветный, злой, страшный, водоплавающий, мокрый, сухой; куриный, утиный, индюшиный, птичий (двор), пушистый.Совершенствовать умение детей образовывать и употреблять притяжательные прилагательные. Учить детей согласовывать числительные с существительным в роде и числе. Развивать умение образовывать и употреблять относительные прилагательные. Совершенствовать умение детей употреблять предлоги ОКОЛО, МЕЖДУ, образовывать и употреблять существительныеР. падежа единственного и множественного числаУчить детей пересказывать текст цепной организации с наглядной опорой в виде предметных картинок. Развивать умение составлять рассказ по серии картинЗвуки [ы],[и].Январь3 неделя«Животные Севера»Закреплять знания детей о диких животных, которые живут на севере; формировать представления о животных цирка и зоопарка Расширять и активизировать номинативный, предикативный, качественный словарь, словарь признаков по изучаемой теме. Воспитывать у детей бережное отношение к живой природеПредметный словарь: белый медведь, тюлень, морж, пингвин, северный олень, шерсть, мех, шкураПредикативный словарь: добывать, прятаться, учить, охотиться. Словарь признаков: сильный, лохматый, пушистый, хищныйКачественный: Быстро, медленно, лениво, красиво, холодно, глубоко.Учить согласовывать числительные с существительными; образовывать форму Т. падежа существительных единственного числа; образовывать и употреблять в речи притяжательные прилагательныеРазвивать умение составлять рассказ по серии сюжетных картинЗвук [с].Январь4 неделя«Животные Жарких стран»Формировать представления о животных, которые живут в жарких странах. Расширять и активизировать номинативный, предикативный, качественный словарь, словарь признаков по изучаемой теме. Воспитывать у детей бережное отношение к живым существамПредметный словарь: жираф, слон, бегемот, зебра, лев, тигр, антилопа, леопард, верблюд, крокодил, кенгуру, обезьяна; шерсть, мех, шкура, рога, грива. Предикативный словарь: добывать, прыгать, охотиться, рычать, охранять.Словарь признаков: высокий, пятнистый, лохматый, сильный, полосатый, огромный, хищныйКачественный: Далеко, близко, высоко, низко, быстро, вверх, вниз, медленно, жарко, холодно.Совершенствовать умение детей образовывать и употреблять притяжательные прилагательные. Учить детей согласовывать числительные с существительным в роде и числе. Развивать умение образовывать и употреблять относительные прилагательные.Продолжать учить составлять сложное предложение с союзом аУчить детей пересказывать текст с наглядной опорой в виде предметных картинок. Развивать умение составлять рассказ по серии сюжетных картинЗвук [с’].Февраль1 неделя«Мебель»Активизировать имеющиеся представления и знания о мебели.Расширять и активизировать номинативный, предикативный, качественный словарь по изучаемой теме. Формировать обобщающее понятие «мебель». Воспитывать у детей уважительное отношение к мебелиПредметный словарь: диван, кровать, кресло, табурет, стул, шкаф, стол, полка; крышка, спинка, ножка, сиденье.Предикативный словарь: убирать, вытирать, ставить, ремонтировать. Словарь признаков: мягкая, деревянный, книжный, письменный, обеденныйКачественный: Мягко, твердо (жестко), высоко, низко, вверху, внизу, аккуратно, осторожно, опасно.Учить детей согласовывать прилагательные с существительными, образовывать уменьшительные формы прилагательных. Учить понимать значение сложных слов, образовывать слова от существительных и глаголов, подбирать прилагательные с противоположным значением, правильно употреблять глаголы с разными приставками. Учить детей составлять предложения, в которых главным является словосочетаниея хочу, а подчинённым — выражение желания через союз чтобыУчить детей связности, непрерывности, развёрнутости высказывания в процессе составления рассказа по серии сюжетных картин. Развивать связную речь в процессе сравнения картинЗвуки [с],[с’]. Буква С.Февраль2 неделя«Бытовые приборы»Формировать у детей представления о бытовых приборах, их назначении и использовании. Учить соблюдать провила безопасности при обращении с батовыми приборами. Воспитывать бережное отношение к предметам быта.Предметный: Утюг, холодильник, телевизор, магнитофон, радио, телефон, чайник, компьютер.Предикативный: включать, выключать, слушать, звонить, смотреть, хранить.Признаков: прямоугольный, гладкий, твердый, пластмассовый, металлический, зеркальный, электрический, горячий, холодный, громкий, тихий.Качественный: громко, тихо, аккуратно, осторожно, опасно.Учить детей употреблять в речи предлоги ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД.Развивать умение согласовывать числительные с существительными в роде, числе, падеже. Продолжать учить подбирать прилагательные и глаголы с противоположным значениемРазвивать связную речь в процессе сравнения картин, умение составлять рассказ по серии сюжетных картинЗвуки [з],[з’]. Буква З.Февраль3 неделя«Дом и его части. Профессии на стройке»Формировать у детей представления и знания о жилище человека. Расширять и активизировать номинативный, предикативный, качественный словарь, словарь признаков по изучаемой теме. Воспитывать бережное отношение к вещамПредметный словарь: дом, подъезд, этаж, лифт, крыша, лестница, квартира, спальня, зал, прихожая, кухня, балкон.Предикативный словарь: жить, заботиться, отдыхать, заниматься, завтракать, обедать, ужинать, убирать, помогать. Словарь признаков: чистый, уютный, заботливыйКачественный: Высоко, низко, далеко, близко. Развивать умение детей употреблять в речи предлоги ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД. Учить согласовывать прилагательные с существительными, образовывать уменьшительные формы прилагательных. Учить понимать значение сложных слов, образовывать слова от существительных и глаголов.Совершенствовать умение правильно употреблять глаголы с разными приставкамиУчить детей составлять сложноподчинённые предложения. Развивать умение составлять рассказ по серии сюжетных картинЗвуки [с],[с’],[з],[з’].Февраль4 неделя«Наша армия»Формировать представления о значении праздника и людях, которых поздравляют в этот день. Закреплять знания об армейских профессиях, о военной технике. Воспитывать какие качества как мужество, отваги и др. Предметный: Армия, Родина, Отечество, защитник, солдат, боец, воин, танкист, летчик, пограничник, моряк, герой, враг, граница, овчарка (служебная собака), служба, мир, земля, небо, море, танк, корабль, катер, самолет, вертолет, ракета, автомат, пистолет.Предикативный: Служить, защищать, охранять, воевать, беречь, заботится, плыть, ехать, лететь, догонять, находить, стрелять, ловить, управлять.Словарь признаков: Смелый, храбрый, отважный, боевой, опасный, почетный, трудный, воздушный, морской, наземный, добрый, находчивый, быстрый, злой.Качественный: Мирно, спокойно, далеко, близко, тихо, громко, смело.Учить детей образовывать глаголы совершенного вида of глаголов несовершенного вида с помощью приставок. Учить употреблять существительные в Т. падеже единственного и множественного числа, согласовывая данные существительные с глаголом.Совершенствовать умение детей употреблять в речи приставочные глаголыУчить связности, непрерывности, развёрнутости высказывания в процессе составления рассказа по серии картин.Развивать связную речь детей в процессе сравнения картинЗвуки [н],[н’]. Буква Н.3 период (март, апрель, май)Месяц, неделяТемазадачиСловарьРазвитие лексико – грамматического строя речиРазвитие связной речиЗвукопроизношениеМарт1 неделя«Весна»Уточнять знания и представления детей о сезонных изменениях в природе, о временах года. Расширять и активизировать номинативный, предикативный, качественный словарь, словарь признаков по изучаемой теме. Воспитывать у детей любовь к родной природеПредметный словарь: месяц, . весна, март, апрель, май, начало, конец, лужи, ручьи, скворечник, птицы (перелётные), гнёзда, почки, листочки, трава, подснежники, солнце, лучи, сады, огороды. Предикативный словарь: наступила, пришла, журчат, набухают, лопаются, просыпаются, прилетают, щебечут, поют, кричат, вьют гнёзда, выводят птенцов, греет, светит, пригревает, зеленеет. Словарь признаков: ранняя, поздняя, тёплая, холодная, перелётныеКачественный: Ярко, светло, тепло, жарко, холодно, сыро, рано, поздно, радостно, празднично.Совершенствовать умение детей согласовывать прилагательные с существительными, образовывать уменьшительные формы прилагательных. Учить детей подбирать прилагательные и глаголы с противоположным значением.Совершенствовать умение правильно употреблять приставочные глаголы. Развивать умение детей составлять предложения, в которых главным является словосочетаниея хочу, а подчинённым — выражение желания через союз чтобыРазвивать умение составлять рассказ по серии сюжетных картинЗвук [й]. Буква й.Март2 неделя«Праздник 8 Марта»Уточнять знания и представления детей о празднике День женщин. Расширять и активизировать номинативный, предикативный, качественный словарь, словарь признаков по изучаемой теме. Воспитывать любовь и уважение к маме, бабушке, сестреПредметный словарь: праздник, подарки, букет.Предикативный словарь: поздравлять, дарить, радоваться, помогать, любить.Словарь признаков: заботливая, ласковая, строгая, красивая, стройная, умная, трудолюбиваяКачественный: Нарядно, красиво, празднично, тепло, светло, весело, честно.Учить детей образовывать и употреблять существительные, обозначающие лиц мужского и женского рода по их профессиям. Развивать умение употреблять в речи предлоги НА, С (СО). Учить детей составлять предложения, используя данные предлогиРазвивать умение образовывать и употреблять в речи прилагательные с противоположным значениемРазвивать умение связно, логично передавать смысл прочитанного рассказаБуква Я.Март3 неделя«Профессии»Знакомить детей с профессиями. Обогащать номинативный, предикативный словарь, словарь признаков по изучаемой теме. Воспитывать уважительное отношение к людям трудаПредметный словарь: профессия, повар, учитель, врач, парикмахер, продавец, портниха, водитель, дворник, почтальон, рабочий, библиотекарь, строитель, пожарный, писатель, художник. Предикативный словарь: работает, учит, готовит, пишет, рисует, тушит, убирает, лечит, шьёт. Словарь признаков: трудолюбивый, ленивый, заботливый, смелыйКачественный: Нарядно, красиво, празднично, тепло, светло, весело, честно.Развивать умение детей употреблять в речи предлоги НА, С, СО.Закреплять умение образовывать и употреблять в речи приставочные глаголы. Совершенствовать умение детей образовывать и употреблять в речи прилагательные с уменьшительно-ласкательным значением, сложносочинённые предложения с разделительным союзом илиУчить детей связности, непрерывности, развёрнутости высказывания в процессе составления рассказа по серии картин.Развивать связную речь в процессе сравнения картинЗвуки [б],[б’]. Буква Б.Март4 неделя«Лес. Деревья»Уточнить знания и представления детей о деревьях наиболее распространённых в данной местности. Формировать знания о строении, семенах и плодах деревьев. Закрепить правила поведения в лесу, правила сбора ягод, грибов, цветов.Предметный: Дерево, трава, корень, ствол, кора, ветка, листья, ель, сосна, береза, дуб, каштан, рябина, клен, ива, почка, сережка, гроздь, шишка, желудь, хвоя, иголка, лист.Предикативный: Сажать, копать, поливать, появляться, распускаться, цвести, зреть, падать, собирать, срывать, находить, дышать, желтеть, сохнуть, ломать, охранять.Признаков: Лесной, хвойный, лиственный, плодовый, березовый, дубовый, кленовый, каштановый, рябиновый, еловый, сосновый, высокий, низкий, толстый, тонкий, наземный, подземный, сухой, красивый, полезный, ядовитый.Качественный: Высоко, низко, много, мало, вкусно, свежо, опасно.Учить детей употреблять существительные единственного и множественного числа в П. падеже, учить образовывать и употреблять притяжательные прилагательные. Развивать умение согласовывать числительные с существительными. Продолжать учить детей правильно употреблять предлоги ИЗ-ПОД, ИЗ-ЗАУчить детей пересказывать текст с наглядной опорой в виде предметных картинок. Развивать умение составлять рассказ по серии сюжетных картинЗвуки [в],[в’]. Буква В.Апрель1 неделя«Город. Улица»Формировать знания и представления детей о городе, республике, флаге и гербе Беларуси, национальности. Обогащать номинативный, предикативный словарь, словарь признаков по изучаемой теме. Воспитывать у детей любовь к родному городу, своей республикеПредметный словарь: город, улица, аптека, больница, библиотека, парикмахерская, ателье, школа, стадион, поликлиника, театр, почта, кинотеатр; дом, строитель, сантехник, маляр; подъёмный кран, трактор, самосвал, грузовик, экскаватор.Предикативный словарь: строит, поднимает, копает, красит, управляет.Словарь признаков: высокий, многоэтажный, низкий, кирпичный, деревянный, каменныйКачественный: Долго, медленно, чисто, грязно, аккуратно, красиво, осторожно. Учить детей употреблять существительные единственного и множественного числа в П. падеже, учить образовывать и употреблять притяжательные прилагательные. Развивать умение согласовывать числительные с существительными. Продолжать учить детей правильно употреблять предлоги ИЗ-ПОД, ИЗ-ЗАУчить детей пересказывать текст с наглядной опорой в виде предметных картинок. Развивать умение составлять рассказ по серии сюжетных картинЗвуки [д],[д’]. Буква Д.Апрель2 неделя«Транспорт»Формировать представления и знания о транспорте. Расширять и активизировать номинативный, предикативный словарь, словарь признаков по изучаемой теме. Познакомить детей с правилами поведения в общественном транспорте, на дорогеПредметный словарь: самолёт, вертолёт, ракета, корабль, катер, пароход, теплоход, автомобиль, грузовик, самосвал, автобус, троллейбус, трамвай, метро, паровоз, электричка; кабина, кузов, салон, сиденье, колёса, руль, фары, крыло, мотор, пропеллер, дорога; капитан, лётчик, пилот, машинист, водитель, велосипедист, мотоциклист.Предикативный словарь: ехать, плыть, лететь, заводить, перевозить, управлять.Словарь признаков: легковой, грузовой, пассажирский, городской, железнодорожный, воздушный, водный, наземный, подземныйКачественный: Высоко, низко, глубоко, мелко, далеко, близко, быстро, медленно.Учить детей употреблять существительные единственного и множественного числа в П. падежеСовершенствовать умение образовывать и употреблять притяжательные прилагательные, согласовывать числительные с существительными. Продолжать учить употреблять в речи сложносочинённые предложения с разделительным союзом илиРазвивать умение составлять рассказ по серии сюжетных картинЗвуки [г],[г’]. Буква Г.Апрель3 неделя«Космос»Формировать знания детей о космических просторах. Познакомить детей с конструкциями разных космических кораблей.Предметный: ракета, космический корабль, луноход, звездолёт, планета, спутник, звезда, метеорит, комета, тело.Предикативный: лететь, приземляться, сжигать, сажать.Признаков: красивый, быстрый, звездный, космический, лунный, горячий.Учить детей образовывать и употреблять сравнительную степень прилагательных.Продолжать учить употреблять существительные единственного и множественного числа в П. падеже. Совершенствовать умение детей употреблять предлоги ИЗ-ПОД, ИЗ-ЗА, составлять сложноподчинённые предложенияРазвивать умение детей доказывать, аргументировать свой ответ в процессе отгадывания загадок.Развивать умение составлять рассказ по серии сюжетных картинЗвук [ш]Апрель4 неделя«Рыбы»Уточнять знания и представления детей о рыбах. Формировать знания о строении рыб и месте их обитания.Воспитывать умение ухаживать за рыбами в живом уголке.Предметный: усы; карп, окунь, щука, карась, плотва, гуппи, меченосец, туловище, голова, хвост, плавник, жабры, чешуя; река, море, аквариум.Предикативный: плавать, ловить; плыть, глотать, кормить, ухаживать.Признаков: Красивый, маленький, большой, прозрачный, разноцветный, широкий, узкий, водный, речной, морской, блестящий, хищный, опасный.Развивать умение образовывать и употреблять глаголы движения с приставками. Продолжать учить детей образовывать и употреблять сравнительную степень прилагательных, употреблять существительные единственного и множественного числа в П. падеже.Развивать умение детей употреблять и дифференцировать предлоги движения В —ИЗ, К —ОТ, НА —С. Совершенствовать умение составлять сложноподчинённые предложенияУчить детей связности, непрерывности, развёрнутости высказывания в процессе составления рассказа по серии картин.Развивать умение составлять рассказ из собственного опытаДифференциация звуков [с]-[ш]Май1 неделя«Насекомые»Уточнять знания и представления детей о насекомых, учить различать по внешнему виду. Расширять и активизировать номинативный, предикативный, качественный словарь, словарь признаков по изучаемой теме. Воспитывать у детей бережное отношение к живой природеПредметный словарь: бабочка, стрекоза, муравей, жук, муха, оса, пчела, комар, гусеница, божья коровка; крылышки, голова, хоботок, лапки, спинка.Предикативный словарь: летать, порхать, жужжать, звенеть, пищать, вредить, поедать, собирать, приносить.Словарь признаков: красивые, разноцветные, вредные, полезные, опасныеУчить детей подбирать одно-коренные слова. Развивать умение образовывать и употреблять глаголы движения с приставками, согласовывать числительные с существительными и прилагательными. Совершенствовать умение детей употреблять и дифференцировать предлоги движения В — ИЗ, К — ОТ, НА —СРазвивать умение детей доказывать, аргументировать свой ответ в процессе отгадывания загадок, составлять рассказ из собственного опытаЗвук [л]Май2 неделя«Хлеб»Закреплять знания детей о том, как приходит хлеб к нам на стол. Расширять и активизировать номинативный, предикативный, качественный словарь, словарь признаков по изучаемой теме.Воспитывать уважение к хлебу и людям труда.Предметный: зерно, комбайн, поле, хлебороб, пшеница, рожь, хлеборобы.Предикативный: растить, ухаживать, молотить, собирать.Признаков: теплый, трудолюбивый, дорогой, вкусный.Учить осмыслению образных выражений в загадках. Совершенствовать умение согласовывать числительные с существительными и прилагательными.Продолжать учить детей употреблять существительные единственного и множественного числа в П. падеже. Учить употреблять сложноподчинённые предложения с использованием подчинительного союза когдаРазвивать умение детей доказывать, аргументировать свой ответ в процессе отгадывания загадок, составлять рассказ из собственного опытаЗвуки [л],[л’]. Буква Л.Май3 неделя«Цветы»Уточнять знания и представления детей о цветах. Расширять и активизировать номинативный, предикативный, качественный словарь, словарь признаков по изучаемой теме. Воспитывать у детей интерес к уходу за растениямиПредметный словарь: подснежник, одуванчик, ландыш, нарцисс, тюльпан, василёк, ромашка, гвоздика, колокольчик, букет. Предикативный словарь: растут, ухаживают, поливают, рыхлят. Словарь признаков: красивые, душистыеУчить подбирать слова со сходным значением. Совершенствовать умение употреблять существительные в Р. падеже единственного и множественного числа, согласовывать числительные с существительными и прилагательными. Закрепить умение детей употреблять относительные прилагательные. Продолжать учить употреблять сложноподчинённые предложения с использованием подчинительного союза когдаРазвивать умение составлять рассказ по сюжетной картинеБуква е.Май4 неделя«Школа. Школьные принадлежности»Уточнять знания и представления детей о школе, школьных принадлежностях. Расширять и активизировать номинативный, предикативный, качественный словарь, словарь признаков по изучаемой теме. Воспитывать у детей желание учиться в школеПредметный словарь: школа, класс, парта, библиотека, столовая, физкультурный (музыкальный) зал, учитель, ученик, учебник, портфель, пенал, тетрадь, линейка, ручка, карандаш, альбом. Предикативный словарь: учить, читать, писать, решать, заниматься.Словарь признаков: прилежный, внимательный, трудолюбивыйКачественный: Рано, поздно, весело, скучно, быстро, медленно, далеко, близко.Продолжать учить понимать и употреблять многозначные слова.Совершенствовать умение согласовывать числительные с существительными и прилагательными. Закреплять умение детей употреблять сложноподчинённые предложения с использованием подчинительного союза еслиРазвивать умение составлять рассказ по сюжетной картинеЗвук [ж]Приложение 6Таблица 3Результаты уровня развития связной речи дошкольников с ОНР после формирующего экспериментаФИ ребенкаI IIIIIIVVВсего балловВиктория К.3 -высокий2-средний2-средний2-средний2-средний2,2Максим Г.2-средний1 – ниже среднего2-средний1 – ниже среднего1 – ниже среднего1,4Даниил К.3 -высокий2-средний2-средний2 средний2-средний2,2Максим С.3 -высокий2-средний3 -высокий2-средний2-средний2,4Евгений Ш.3 -высокий2-средний2-средний2-средний2-средний2,2Дарья Г.2-средний1 – ниже среднего1 – ниже среднего1 – ниже среднего1 – ниже среднего1,2Нина Б.3 -высокий3 -высокий3 -высокий2-средний2-средний2,6Дарья Ч.3 -высокий3 -высокий1 – ниже среднего2-средний2-средний2,2Гузель О.3 -высокий2-средний3 -высокий2-средний2-средний2,4Юнус О.2-средний1 – ниже среднего1 – ниже среднего1 – ниже среднего1 – ниже среднего1,2Итоговысокийсреднийсреднийсреднийсредний
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. - М.: Издательский центр «Академия», 1992
2. Баева А.И. Изучение состояния речевых процессов у 5-6-летних детей с общим недоразвитием речи// Логопед..- 2004.№2 с 43-51.
3. Балабанова В.М., Лопатина Л.В., Лалаева Р.И., Чистович И.А. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. - С-Пб, Детство-Пресс, 2001. - С. 29-37.
4. Бородич А.М. Методика развития речи детей: Учеб. пособие для студ. пед. инст-тов по спец-ти «Дошкольная педагогика и психология». - 2-ое изд. - М.: Просвещение, 1981.
5. Ватагина Е.В. Обучение старших дошкольников составлению рассказа по картине с помощью наглядного моделирования //Логопед. -2015.- №10. – С.45
6. Визель Т.Г. Мозговая организация речевой функции и ее нарушения // Логопед.- 2004.№6 с 4-9.
7. Волковская Т.Н. Сравнительное изучение особенностей мыслительной и речевой деятельности дошкольников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи // Логопедия. – 2005. - № 2 (8). – С. 17
8. Выготский Л.С. Собрание сочинений. – СПб., 1997
9. Глухов В.П. Особенности обучения рассказыванию по картине детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Дефектология. 1986. № 2,3,4.
10. Грошенкова В.А., Костерина И.В. Использование нетрадиционных техник художественного творчества в развитии связной речи старших дошкольников с ОНР//Дошкольная педагогика. -2015.- №9. – С.37
11. Грошенкова В.А., Рыжова Н.В. Развитие речи старших дошкольников с речевыми нарушениями //Логопед. -2015.- №4. – С.25
12. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.
13. Жукова Н.С. и др. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда. - Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1999.
14. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учеб.-метод.пособие. — М.: Соц.-полит, журн., 1994
15. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников, 2-е изд., М., Просвещение, 1990.
16. Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте (пер. с чешского) / Под ред. и с предисл. В.К.Трутнева и С.С. Ляпидевского. М., 1962.
17. Карнаухова Я.Б. Использование изографического моделирования в формировании творческого рассказывания //Логопед. -2013.- №4. – С.35
18. Карнаухова Я.Б. Развитие связной речи методом изографического моделирования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи//Логопедия сегодня. -2011.- №1
19. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда. – М.: Просвещение, 1985. – 207с.
20. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. М., 2001.
21. Корнишева О.Ю., Пиотровская Л.А., Лопатина Л.В. Речевая деятельность в норме и патологии. - СПб.: издательство РГПУ им. А. И. Герцена , 1999.
22. Короткова А.В. Дроздова Е.Н. Особенности формирования лексико- грамматического стоя речи 3 уровня //Логопед 2004. №1 с. 27-34.
23. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи//под ред. Гаркуши Ю.Ф. - М: Ин-т Общегуманитарных исследований/Секачев В.Ю., 2002. – 160с.
24. Лалаева Р. И. Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников.- С.-Петербург., 1999.- 160с.
25. Лалаева Р.И. Взаимосвязь в развитии интеллекта и языковой способности у детей при нормальном и нарушенном онтогенезе // Логопедия. – 2005. - № 1 (7). – С. 5
26. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). — СПб.: СОЮЗ, 1999
27. Левина Р.Е. Педагогические вопросы патологии речи у детей // Специальная школа, 1967
28. Логопедия: учебник для студ. Дефектол. Фак. Пед. Высш. Учеб. Заведений/ под ред. Л.с.Волковой. – 5-е изд., перераб. И доп. – Ь. :Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008. – 703 с. :ил. – (Коррекционная педагогика)
29. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников / Коррекция дизартрии: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, изд-во «СОЮЗ», 2001.
30. Лысакова А.Н. Алгоритм работы по подготовке детей с ОНР к составлению творческого рассказа по аналогии //Логопед. -2013.- №7. – С.41
31. Львов М.Р. Общие вопросы методики русского языка. – М., 1983 Львов М.Р. Общие вопросы методики русского языка. – М., 1983
32. Методы обследования речи у детей / Под ред. Г.В.Чиркиной, И.Т.Власенко. - М.: РИПКРО, 1996.
33. Моисеенко Е.М. Психолингвистический подход к исследованию семантико-синтаксических нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи // Логопедия. – 2005. - № 2 (8). – С. 31
34. Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи. – М.: Детство-Пресс,2007
35. Омельченко Л.В. Обучение дошкольников составлению творческого рассказа //Логопед. -2013.- №10. – С.50
36. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. Т.В.Волосовец. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.
37. Основы теории и практики логопедии /Под ред. Р.Е.Левиной. - М.: Просвещение, 1967.
38. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. Учебно-методическое пособие/ Под общ. Ред. Т.В. Волосовец. – М.: Институт общегуманитарных исследований, В.Секачев, 2002 – 256 с.
39. Ребёнок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / Под ред. Ю.Ф.Гаркуши. – 2-е изд., испр. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.
40. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 1989
41. Серегина О.В. Использование приемов триз-технологий в процессе формирования речи у детей с ОНР //Логопедия сегодня. -2011.- №2
42. Соколова С.Е. Формирование связной речи детей. Обучение рассказыванию //Дошкольная педагогика. -2014.- №3. – С.31
43. Текучев А. В. Очерки по методике обучения русскому языку. – М., 1980
44. Текучев А. В. Хрестоматия по методике русского языка. - М.,1982.
45. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста): Пособие для воспитателей д/с / Под ред. Ф.А.Сохина. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 1981.
46. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции ОНР у детей 6-ти лет. –– М: Гном и Д. - 2001 г.
47. Ткаченко Т.А. Программа «Развитие связной речи у дошкольников 4—7 лет». - М., 2008.
48. Туманова Т.В. экспериментальное исследование состояния словообразовательной компетенции у детей с общим недоразвитием речи (дошкольного и младшего школьного возраста) онтогенезе // Логопедия. – 2005. - № 1 (7). – С. 21
49. Федосюк М.Ю., Ладыженская ТА. и др. Русский язык для студентов-нефилологов. – М., 1997.
50. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т., В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. – М., Дрофа, 2009
51. Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец-ти «Педагогика и психология (дошк.)». - М.: Просвещение, 1989.
52. Филичева Т.Б. Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – М.: Айрис – пресс, 2004
53. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи - воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. - М.: Изд-во «Гном и Д», 2000.
54. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений. – М.: Проф. образование. 1993.-29c.
55. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Ч. 1. Первый год обучения. - М.: Изд-во «Альфа», 1993.
56. ФиличеваТ.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное воспитание и обучение детей 5 летнего возраста с ОНР.- М, 1991.
57. Хрестоматия по логопедии, том 2 / Под ред. Волковой Л.С. Селиверстова В.И.- М., 1997.- 656 с.
58. Чиркина Г.В. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ. М.: АРКТИ, 2003. – 309с.
59. Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб.пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И.А.Зимина. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 240 с
60. Шилова О.В. Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи у связной речи у старших дошкольников с ОНР //Дошкольная педагогика. -2015.- №1. – С.50
61. Шмидт В.В. Использование рисуночных методик в коррекционно-развивающей практике логопеда // Логопед. – 2005.- № 4 (10).- С. 4
62. Якубинский Л.П. Избранные труды. Язык и функционирование. – М., 1986
Вопрос-ответ:
Какие теоретические основы изучения связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи рассматриваются в главе 1?
В главе 1 рассматриваются лингвистические и психолингвистические основы связной речи, а также особенности речевого развития детей с общим недоразвитием речи.
Какие особенности речевого развития характерны для детей с общим недоразвитием речи?
Дети с общим недоразвитием речи могут испытывать сложности в формировании связной речи. Они могут иметь проблемы с грамматикой, словарем, а также с пониманием и продуцированием текстовых структур.
Какая коррекционная работа проводится по развитию связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи?
В работе с такими дошкольниками проводится комплексная коррекционно-логопедическая работа, направленная на развитие связной речи. Для этого используются различные методики и приемы, в том числе игровые и коммуникативные задания.
Какие выводы можно сделать по первой главе?
Из первой главы можно сделать вывод, что развитие связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи является сложным процессом, требующим комплексного подхода. Изучение лингвистических и психолингвистических основ связной речи позволяет логопедам разработать эффективные методики и программы для коррекционной работы.
Что изучается во второй главе?
Во второй главе изучается особенности обучения детей с общим недоразвитием речи. Анализируются методики и приемы коррекционно-логопедической работы, а также результаты проведенных исследований.
Какие основы изучаются в главе 1 статьи?
В главе 1 статьи изучаются лингвистические и психолингвистические основы связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Какие особенности речевого развития детей с общим недоразвитием речи рассматриваются в статье?
В статье рассматриваются особенности речевого развития детей с общим недоразвитием речи.
Что включает в себя коррекционно логопедическая работа по развитию связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи?
Коррекционно логопедическая работа по развитию связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи включает в себя определенные методики и подходы, направленные на развитие связной речи у этих детей.
Какие выводы можно сделать по первой главе статьи?
Выводы по первой главе статьи указывают на значимость изучения связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи и необходимость коррекционно логопедической работы по ее развитию.