Региональная инновационная политика в условиях кризиса (на примере субъекта РФ).

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Антикризисное управление
  • 39 39 страниц
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 25.04.2016
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
1.АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ И ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ 5
1.1.Характеристика экономического состояния региона 5
1.2.Анализ организационной системы управления регионом в сфере инноваций и законодательное обеспечение 10
1.3.Инновационная инфраструктура Ульяновской области 12
2. ПРОБЛЕМЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ 18
2.1. Теоретические основы инновационного развития региона 18
2.2.Проблемы развития Ульяновской области 21
3.УЛУЧШЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ 29
3.1. Стратегические приоритеты развития инновационной деятельности 29
3.2. Антикризисные меры по активизации инновационной политики в Ульяновской области 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39

Фрагмент для ознакомления

gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/science_and_innovations/science/#В 2014 гг. было подано на 35% меньше патентных заявок, чем в 2012 году и на 15,6% меньше, чем в 2013 году. В 2014 году было выдано на 26% меньше патентов, чем в 2012 году и на 7,3% меньше, чем в 2013 году.На рис. 2.2 отражено количество используемых передовых инновационных технологий.Рис.2.2. Количество используемых инновационных технологий в Ульяновской области в 2012-2014 гг, ед.Количество используемых инновационных технологий ежегодно сокращается, с 2012 года сократилось на 6,6%.По итогам данного исследования можно сделать вывод о снижении инновационной активности, несмотря на рост затрат. Рост затрат обусловлен государственными субсидиями. Число организаций, занятых инновационной деятельностью сократилось и в основном в предпринимательском секторе.Также необходимо отметить еще один недостаток инновационной политики – отсутствие структуры показателей целевого инновационного развития.Таким образом, общее снижение экономической активности в регионе, снижение инновационной активности указывает на наличие кризисных явлений и требует совершенствования инновационной политики.3.УЛУЧШЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ3.1. Стратегические приоритеты развития инновационной деятельностиВ Стратегии развития Ульяновской области до 2030 года разработан Сценарий "Высокие технологии и креативный класс". Данный сценарий предполагает, что Ульяновская область будет позиционироваться как центр высокотехнологичного производства, с одной стороны, и как центр возможностей для реализации экономических устремлений креативного класса - с другой. Основное внимание будет уделяться поддержке создания новых и развитию существующих высокотехнологичных производств и услуг на территории Ульяновской области. Ввиду того что появление инноваций и высоких технологий возможно только в устойчиво конкурентной среде, одновременно с мерами по стимулированию инновационной активности организаций будут реализовываться меры по стимулированию конкуренции между организациями, осуществляющими деятельность в Ульяновской области. Ведущими отраслями экономики станут как существующие, так и новые отрасли (в том числе высокотехнологичных услуг), а также образование. Обрабатывающая промышленность будет расти опережающими темпами, однако темп опережения будет замедляться после 2020 года. Оптовая и розничная торговли также станут драйверами развития благодаря росту душевых доходов и более равномерному развитию территории. Сфера услуг растет высокими темпами в первую очередь за счет развития туризма и креативных сфер деятельности, а также роста объема деловых услуг. На высоком уровне будут темпы роста строительства, транспорта. Высокие темпы роста финансового сектора необходимы для обеспечения диверсифицированной деловой активности, реализации инвестиционных и инновационных проектов.Реализация данного сценария потребует принятия "инвестиционного" бюджета и комплекса мер по активной поддержке образования и здравоохранения, обеспечивающих воспроизводство кадрового потенциала. Особый акцент будет сделан на эффективную кластерную политику, при которой опережающим темпом будет происходить "обрастание" производства высокотехнологичными услугами, в первую очередь деловыми услугами в сфере информационно-коммуникационных технологий, инжиниринга, маркетинга, логистики высокого уровня и т.п.Приоритетными отраслями в обрабатывающей промышленности, как и в сценарии "Модернизация промышленности", являются следующие отрасли (субъекты среднего и крупного бизнеса, отрасли представлены в соответствии с наименованиями в ОКВЭД):-производство электронных компонентов, аппаратуры для радио, телевидения и связи;-производство контрольно-измерительных приборов;-производство автомобилей, прицепов и полуприцепов;-производство судов, летательных и космических аппаратов и прочих транспортных средств.Иными точками роста в рамках рассматриваемого сценария являются строительство, оптовая и розничная торговля, туризм, транспорт и связь, образование и деловые услуги - данные отрасли должны быть отданы на откуп, в том числе субъектам малого и среднего предпринимательства, которые за счет большей гибкости смогут обеспечить более высокие темпы развития перечисленных отраслей.Таким образом, стратегические предпосылки инновационного развития региона отражены в Стратегии, но рассмотренный выше сценарий может не осуществиться из-за отсутствия принятия необходимых антикризисных мер.3.2. Антикризисные меры по активизации инновационной политики в Ульяновской областиРассмотрим, какие меры уже приняты для активизации инновационной политики.Без инвестиционной деятельности инновационное развитие невозможно, поэтому в бюджете предусмотрено финансирование ключевых отраслей.В числе ключевых направлений развития поддержка базовых промышленных предприятий, которые работают в регионе, повышение конкурентоспособности как их самих, так и выпускаемой ими продукции.Для этого будет увеличено финансирование Фонда поддержки промышленности. В 2016 году он составит 100 млн рублей, в 2017 году - 200 млн рублей, в 2018 году - 400 млн рублей.Вместе с тем, губернатор отметил, что будет продолжена политика по привлечению инвестиций и строительству в регионе новых современных предприятий.Ульяновская область подписала в рамках Гайдаровского форума-2016 в РАНХиГС в Москве три соглашения — о развитии моногогорода Димитровграда, создании рыбоводческого комплекса и производства упаковочных материалов, что свидетельствует о хороших инвестиционных перспективах региона.Одним из ключевых документов, подписанных в рамках форума, стало генеральное соглашение Ульяновской области с Фондом развития моногородов (ФРМ), предусматривающее создание на территории моногорода Димитровград одноименного индустриального парка; стоимость создания парка составит почти 1,3 миллиарда рублей. В свою очередь, реализация инвестпроектов резидентов этого парка должна привлечь более семи миллиардов рублей вложений и позволит создать около двух тысяч новых рабочих мест.Губернатор отметил, что на территории «Димитровграда» будут располагаться предприятия, которые помогут диверсифицировать экономику города и сделать ее более устойчивой.Предполагается уйти от тяжелой зависимости от градообразующих предприятий и создать в Димитровграде новые рабочие места для жителей города, одновременно с этим открыв перспективы и возможности для развития бизнеса. У города есть хорошее будущее, которое связано с технологическим предпринимательством. В перспективе Димитровград будет развиваться в рамках новой инновационной модели экономического развития, реализуемой в регионе.Заявку на получение денежных средств на создание парка Ульяновская область направила в ФРМ осенью прошлого года. Общая площадь парка составит порядка 180 гектаров. С первыми потенциальными резидентами уже подписаны соглашения о размещении там производств.В числе таких предприятий — маслоэкстракционный завод «Легенда» с объемом инвестиций в один миллиард рублей, «Эн-Гласс» (производство средств для автоматизированного экспресс-выделения и очистки биополимеров), «Джинэкст» (создание онкологических тестов для неинвазивной диагностики рака), и компания «СтройЛаб», занимающаяся разработкой технологий производства бетонных смесей для атомной отрасли.С ФРМ также достигнута договоренность о проработке вопроса дополнительной поддержки резидентов индустриального парка: льготные займы резидентам под 5% годовых на восемь лет, и возможность вхождения в уставной капитал реализуемых инвестпроектов, что станет серьезной мерой поддержки.На форуме область подписала еще два инвестиционных соглашения с российскими компаниями. Первое соглашение — с корпорацией „Прогресс-2“ о строительстве рыбоводно-перерабатывающего комплекса. Реализация проекта будет способствовать восстановлению естественного воспроизводства осетровых, лососевых и других видов рыб в бассейне Волги и Куйбышевском водохранилище. Общий объем инвестиций в проект составит 1,5 миллиарда рублей, будет создано более 120 рабочих мест для жителей области. Строительство комплекса начнется в 2016 году, на проектную мощность планируется выйти в 2020 году.Второе соглашение, подписанное с компанией «М.Юнайтед», по словам губернатора, предусматривает создание завода упаковочных материалов из картона и микрогофрокартона для автокомпонентов. Предприятие разместится на территории особой экономической зоны на участке площадью 10 тысяч квадратных метров. Объем инвестиций в первый этап составит 70 миллионов рублей. Проект планируется реализовать к началу 2017 года. В дальнейшем компания намерена расширить производство за счет строительства еще трех корпусов. Ориентировочная производственная мощность первой очереди завода составит пять тысяч квадратных метров упаковочных материалов в год. В перспективе предприятие будет иметь полный цикл производства картонной упаковки.Для региона очень важно, что приток инвестиций не сокращается. Сейчас в сложных экономических условиях, связанных с санкциями и неблагоприятной конъюнктурой на сырьевом рынке, важно иметь стабильные источники пополнения доходной части бюджета. Реализация инвестиционных проектов становится тем самым „запасом прочности“ региональной экономики, который позволяет и в нынешних экономических условиях развиваться и идти вперед.Развитие данных проектов будет способствовать диверсификации экономики и применению инновационных технологий.Так как в Ульяновской области существует серьезный инновационный потенциал, имеется развитая инновационная инфраструктура и законодательная поддержка, необходимо сформировать единую схему взаимодействия всех составляющих с целью осуществления Сценария "Высокие технологии и креативный класс" стратегического развития.Единая схема взаимодействия представлена на рис. 3.1.Схема показывает всех участников инновационного развития, включая бизнес-структуры и объекты поддержки. Курирует систему взаимодействия отдел развития инноваций и предпринимательской деятельности Министерства экономического развития Ульяновской области.Приведенная нами схема показывает, что все участники инновационного развития должны находиться в тесном взаимодействии, использовать все возможности для инновационного развития, включая тесное взаимодействие крупного и среднего бизнеса.Нами как недостаток было отмечено отсутствие структуры целевых показателей инновационного развития. В Стратегии 2030 области в качестве целевого показателя разработан только показатель «объем отгруженных инновационных товаров, работ, услуг», этого для достижения целей инновационного развития недостаточно, поэтому необходимо доработать структуру показателей, учитывая недостатки существующего инновационного развития. Плановые показатели, представленные в Стратегии приведены в таблице 3.1.Таблица 3.1 – Целевые показатели инновационного развития2016201720182019202020252030объем инновационных отгруженных товаров, работ, услуг43,0150,1752,6960,6969,3398,2150темп роста18,06%16,64%5,02%15,20%14,20%41,60%52,70%Источник: Стратегия Ульяновской области 2030- http://docs.cntd.ru/document/463710828По нашему мнению, необходимо расширить спектр целевых показателей, учитывая приведенный в таблице 3.1 темп роста. Базовый год для расчета -2014, исходные данные взятыиз таблиц второй главы. Рекомендуемые показатели приведены в таблице 3.2.Таблица 3.2 – Расширенные целевые показатели инновационного развития2016201720182019202020252030объем инновационных отгруженных товаров, работ, услуг43,0150,1752,6960,6969,3398,2150темп роста18,06%16,64%5,02%15,20%14,20%41,60%52,70%число организаций, выполняющих исследования и разработки27,1531,6733,2638,3243,7661,9694,62внутренние текущие затраты организаций на инновации, тыс.руб.9486,7111065,3011620,7813387,1415288,1121647,9633056,44количество передовых инновационных технологий1982,232312,072428,142797,213194,424523,296907,07Источник: составлено авторомДанные показатели необходимо внести в Стратегию и осуществлять контроль их достижения ежегодно, что позволить отслеживать эффективность существующей инновационной политики и при необходимости корректировать ее.ЗАКЛЮЧЕНИЕСовременный финансово-экономический кризис РФ показал необходимость осуществления антикризисного управления единым социально-экономическим комплексом государства и региона в частности. В настоящее время используется значительное число отработанных механизмов и методик управления. Для повышения результативности финансовой стабилизации региона необходим постоянный мониторинг финансового и экономического состояния для профилактики кризиса, минимизации его отрицательных последствий, своевременного принятия решений, выявлении факторов дальнейшего развития региона.Ульяновская область по количеству и разносторонности научно-образовательных и инновационных организаций является достаточно развитым регионом. Ульяновская область также состоит в Ассоциации инновационных регионов России и занимает 10 место в рейтинге инновационных регионов. Область имеет развитую инновационную инфраструктуру и законодательную базу поддержки инноваций.В работе было исследовано экономическое и инновационное развитие Ульяновской области.В январе 2016 года по сравнению с январем 2015 года положительные итоги развития заключаются в: росте инвестиций на 4,9%, росте ИПЦ по добыче полезных ископаемых на 4,1%, по строительству на 8,1%. В целом же, по области наблюдается снижение экономического потенциала.По итогам исследования инновационного развития можно сделать вывод о снижении инновационной активности, несмотря на рост затрат. Рост затрат обусловлен государственными субсидиями. Число организаций, занятых инновационной деятельностью сократилось и в основном в предпринимательском секторе.В 2014 гг. было подано на 35% меньше патентных заявок, чем в 2012 году и на 15,6% меньше, чем в 2013 году. В 2014 году было выдано на 26% меньше патентов, чем в 2012 году и на 7,3% меньше, чем в 2013 году.Число используемых инновационных технологий с 2012 года сократилось на 6,6%.Также отмечен еще один недостаток инновационной политики – отсутствие структуры показателей целевого инновационного развития.Так как в Ульяновской области существует серьезный инновационный потенциал, имеется развитая инновационная инфраструктура и законодательная поддержка, необходимо сформировать единую схему взаимодействия всех составляющих с целью осуществления Сценария "Высокие технологии и креативный класс" стратегического развития.Данная схема представлена в работе и включает взаимодействие всех участников инновационного развития, которые должны использовать все возможности инфраструктуры, поддержки бизнеса и кооперацию между крупным и средним бизнесом.Также нами была разработана структура целевых показателей инновационного развития Ульяновской области.Данные показатели необходимо внести в Стратегию и осуществлять контроль их достижения ежегодно.Разработанные антикризисные меры дополняют существующие и позволят достичь Сценария "Высокие технологии и креативный класс" при условии наличия плановых объемов инвестирования и жесткого контроля.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Закон Ульяновской области №217-ЗО от 28.12.2015О развитии инновационной деятельности на территории Ульяновской областиПостановление Правительства Ульяновской области №16/319-П от 13.07.2015 Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ульяновской области до 2030 годаБарышева А. Инновационный менеджмент.- М.: Дашков и К.,2012.-384 сКузнецов Б.Т. Инновационный менеджмент.- М.:Юнити,2009-368 с.Шурдумова Э.Г., Нагоев А.Б. Современные направления антикризисной региональной политики // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1Управление персоналом инновационной компании - http://eee-region.ru/article/3704/Этапы инновационного процесса - http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=29485Проблемы и перспективы развития России в условиях санкций - http://mir-nauki.com/PDF/26EMN115.pdfhttp://sdelanounas.ru/blogs/72886/http://www.interfax-russia.ru/Povoljie/print.asp?id=681183&sec=1679&type=newsУльяновскстат-http://uln.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/uln/ru/statistics/enterprises/science/Росстат - http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/science_and_innovations/science/#http://ekonom73.ru/structure/%D0%BE%D1%82%D0%B4%D0%B5%D0%BB-%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%8F-%D0%B8%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B9-%D0%B8-%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9-%D0%B4%D0%B5%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8http://www.rusnanonet.ru/regions/ulianovsk/addinfo/972/#39869http://simcat.ru/news/23943http://www.i-regions.org/region/ul

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Закон Ульяновской области №217-ЗО от 28.12.2015 О развитии инновационной деятельности на территории Ульяновской области
2. Постановление Правительства Ульяновской области №16/319-П от 13.07.2015 Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ульяновской области до 2030 года
3. Барышева А. Инновационный менеджмент.- М.: Дашков и К.,2012.-384 с
3. Кузнецов Б.Т. Инновационный менеджмент.- М.:Юнити,2009-368 с.
4. Шурдумова Э.Г., Нагоев А.Б. Современные направления антикризисной региональной политики // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1
5. Управление персоналом инновационной компании - http://eee-region.ru/article/3704/
6. Этапы инновационного процесса - http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=29485
7. Проблемы и перспективы развития России в условиях санкций - http://mir-nauki.com/PDF/26EMN115.pdf
8. http://sdelanounas.ru/blogs/72886/
9. http://www.interfax-russia.ru/Povoljie/print.asp?id=681183&sec=1679&type=news
10. Ульяновскстат-http://uln.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/uln/ru/statistics/enterprises/science/
11. Росстат - http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/science_and_innovations/science/#
12. http://ekonom73.ru/structure/%D0%BE%D1%82%D0%B4%D0%B5%D0%BB-%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%8F-%D0%B8%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B9-%D0%B8-%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9-%D0%B4%D0%B5%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8
13. http://www.rusnanonet.ru/regions/ulianovsk/addinfo/972/#39869
14. http://simcat.ru/news/23943
15. http://www.i-regions.org/region/ul

Вопрос-ответ:

Какое экономическое состояние у Ульяновской области?

Ульяновская область имеет средний уровень экономического развития. Основными отраслями экономики являются машиностроение, автопром, химическая промышленность, пищевая промышленность и сельское хозяйство. Однако в последние годы область столкнулась с рядом экономических проблем, таких как сокращение производства и ухудшение финансового положения предприятий.

Какая организационная система управления в области инноваций?

Организационная система управления инновациями в Ульяновской области является сложной и включает в себя множество структурных подразделений и организаций. Основные структуры управления в сфере инноваций в области - управление по науке и инновациям области и управление развития инноваций и инфраструктуры области. Также существует ряд законодательных актов, которые регулируют деятельность в области инноваций и обеспечивают правовую базу для развития инновационной сферы.

Что такое инновационная инфраструктура Ульяновской области?

Инновационная инфраструктура Ульяновской области представляет собой совокупность организаций, учреждений и структур, которые обеспечивают реализацию инновационных проектов и развитие инновационной деятельности в регионе. К инновационной инфраструктуре относятся научно-исследовательские институты, технопарки, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий и др. В Ульяновской области существует развитая инновационная инфраструктура, которая способствует развитию инноваций и привлечению инвестиций в регион.

Какие проблемы инновационного развития Ульяновской области?

Ульяновская область сталкивается с рядом проблем в инновационной сфере. Одной из главных проблем является отсутствие достаточного финансирования инноваций. Недостаток средств ограничивает возможности развития инновационных проектов и создания новых технологий. Кроме того, в области существует нехватка квалифицированных кадров и слабая координация деятельности различных организаций в инновационной сфере. Также существуют проблемы с коммерциализацией и внедрением разработок.

Каково состояние экономики Ульяновской области?

Экономика Ульяновской области характеризуется определенными особенностями. Несмотря на кризис, область продолжает развиваться. Однако, есть ряд проблемных моментов, включая зависимость от одной отрасли и неравномерное развитие региона.

Как организована система управления регионом в сфере инноваций и есть ли законодательное обеспечение?

Ульяновская область имеет развитую систему управления в сфере инноваций. В регионе действует специальные органы управления и существует законодательная база для поддержки инновационных проектов.

Какова инновационная инфраструктура Ульяновской области?

Ульяновская область имеет достаточно развитую инновационную инфраструктуру. В регионе функционируют научно-исследовательские институты, технопарки, бизнес-инкубаторы, а также созданы центры поддержки малого и среднего бизнеса.

Какие проблемы существуют в инновационном развитии Ульяновской области?

В Ульяновской области существуют определенные проблемы в инновационном развитии. Из основных проблем можно выделить недостаточное финансирование инновационных проектов, слабую привлекательность региона для инвесторов и недостаток квалифицированных кадров.

Какие теоретические основы лежат в основе инновационного развития региона?

Инновационное развитие региона базируется на таких теоретических основах, как формирование инновационной системы, развитие научной и научно-технической базы, создание условий для развития предпринимательства и привлечение инвестиций.