формирование позиции ненасилия у педагогов-воспитателей
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 30 + 30 источников
- Добавлена 31.05.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования позиции ненасилия у педагогов-воспитателей 6
1.1. Анализ понятия «ненасилие» в контексте воспитания 6
1.2. Методы формирования позиции ненасилии у педагогов-воспитателей 13
Выводы по главе 16
Глава 2. Формирование позиции не насилия у педагов-воспитателей 19
2.1. Методы исследования 19
2.2. Анализ результатов исследования 23
2.3. Практические рекомендации 25
Выводы по главе 27
Заключение 29
Список литературы 32
Однако здесь присутствуетнесоответствие междуреальным духовнымуровнемразвитияличности итеми требованиями,которые профессия предъявляеткстратегиии тактике жизни педагога воспитателя, то естьнасколькосистемапрофессиональных ценностей соответствует истинному смыслужизни..Общий анализ сущности профессиональной позиции педагога-воспитателя требует практического направления.В соответствии с положениями гуманистической педагогики необходимо начинать с осознания значения самоопределения в профессиональном становлении личности педагога.Самоопределение, как процесс и результат выбора личностью собственной позиции, целей и средств самоосуществления, в профессиональном измерении направлен на поиск смысла своей профессиональной деятельности на протяжении всего профессионального пути, то есть на поиск и реализацию своего профессионального «Я».Особенностью этого динамического процесса является его ценностно-смысловой характер, на основе которого формируются отношения личности к тем аспектам бытия, в отношении которых происходит самоопределение.Для того, чтобы профессиональные ценности стали достоянием личности, важно их с соответствующими убеждениями и мотивацией применять в непосредственной деятельности, а не только в процессе познания на уровне знаний, то есть они продуцируются, а не приходят извне.Выбор ценностей ведет к воспроизводству ценностных приоритетов, установления ценностных ориентаций.В этом контексте важна рефлексия как системное качество, что позволяет осуществлять выбор ценностей, доказывать свою нравственную позицию.Построение натакой основе профессиональной «Я-концепции»воспитателя должна начинаться ещевовремя обучения в вузе.Профессионально-личностное самоопределение студентов связано с выбором форм их обучения.Выводы по главеИтак, потенциальные возможности для становления субъектно-авторской позиции педагога-воспитателя лежат в его ценностном сознании как осознании своей значимости в мире, самоценности и смещении целей воспитательной деятельности в личностно-развивающие функции.Этому способствует направленность на себя с точки зрения гуманистического идеала, осуществляется через мотивацию положительной активности и обеспечивает профессиональное саморазвитие педагога-воспитателя.Одной из основных задач современной педагогики является создание целостной личностно ориентированной теории гуманистического воспитания.Формирующая основа в таких изменениях принадлежит развитию гуманистической позиции педагога-воспитателя и владение им теми технологиями, которые позволяют ему работать в этой парадигме.Самоопределению, которое играет существенную роль в формировании личностно-профессиональной позиции педагога, способствует анализ педагогической ситуации, проводимого семинарско-практических занятиях;проектное исследование, которое интегрирует лекционный материал;лабораторно-практические занятия;педагогическая практика, направленная на овладение системой методов понимания ребенка, педагогического процесса и опыта учителя, на применение системного подхода в проектировании и реализации внеаудиторной воспитательной работы, на моделировании и представлении своей педагогической системы.Дальнейшее самоопределение и формирование активной педагогической позиции нужно осуществлять в практической деятельности, в среде образовательного коллектива.Несмотря на то, что самооценка, самосознание, самоутверждение и социальный статус являются структурными элементами педагогической позиции учителя, а самоопределение - основой для самовоспитания, самосовершенствования и саморазвития, то совокупность этих процессов обеспечивает личностное и профессиональный рост педагога-воспитателя.Последнее приводит к качественным изменениям в его потенциале, в частности, расширяет сознание.ЗаключениеДля того чтобы обрести способность к ненасильственному взаимодействию, ребенок должен научиться позитивно относиться к себе (элементы самопринятия), видеть в себе разнообразные качества, осознавать их на доступном для возраста уровне, уметь адекватно оценивать результаты деятельности, свои умения и свойства личности.Уверенность в себе является важным фактором ненасильственного взаимодействия, база для позитивного разрешения конфликтов, продуктивного общения и умения строить отношения.Как известно, неуверенность -- результат неоформленности «Я- концепции», низкой самооценки, порождаемой, с одной стороны, невысокими реальными достижениями в разных видах деятельности, с другой -- отрицательными оценками других людей.Неуверенность в себе детерминирует либо социально-импульсивное, либо социально-пассивное поведение, сопровождаемое состояниями тревожности, конфликтности, скрытой или выраженной враждебностью.В детском саду, дома ребенку необходимо создавать такие условия, при которых он мог бы переживать радость, учился бы справляться с собственными огорчениями, сорадоваться успехам.У детей нужно формировать смелость в противовес трусости, выдержку (первоначальный аналог терпимости) в противовес невыдержанности.Обучение этическим нормам поведения, воспитание этических качеств, которые условно можно интегрировать в понятие «вежливость», следует начинать с дошкольного возраста.Целенаправленная деятельность по воспитанию у детей качеств, необходимых для ненасильственного взаимодействия, стимулирует работу ребенка над coбoй. Формируется свойство личности, называемое миролюбием, выражающееся в способности к преодолению собственной агрессии, к ненасильственному разрешению конфликтов, к разумным компромиссам. Для того чтобы создать предпосылки для возникновения элементов позиции ненасилия, у детей важно сформировать миролюбие не только как личностное качество, проявляющееся во взаимодействии со сверстниками и взрослыми, но и как отношение к миру в целом, выражающееся в неприятии войны как способа разрешения конфликтов.В качестве примера приведем конспект проведения цикла занятий с детьми подготовительной группы на тему «Руководство - подчинение» (приложение 1).Подвести детей к выводу о том, что каждый человек в своей жизни бывает руководителем и подчиненным, но в любой роли он должен с уважением относиться к другим людям: ведь сотрудничать всегда приятнее, чем подчиняться из-за страха.Психолого-педагогические условия были улучшены в ходе просветительской и методической работы с воспитателями ГПД, корректировки планов воспитательной работы с учащимися младшего школьного возраста в соответствии с задачами воспитания гуманных взаимоотношений в условиях ГПД. Проходили занятия с педагогами, в том числе тренингового характера, направленные на развитие у них эмпатии (способности к сопереживанию) и рефлексии (способности к объективной самооценкой учебной деятельности, прогнозирование последствий определенных способов организации взаимодействия). Как следствие, воспитатели и классоводы согласились с ключевыми положениями предложенной модули, готовили и проводили предусмотренный программой факультативного курса «Культура взаимоотношений» комплекс занятий.Оправдывает себя и базовая для экспериментальной работы технология личностно ориентированного воспитания, которая позволила на более высоком научном и практическом уровне организовывать взаимоотношения как во время занятий факультатива, так и в образовательной среде группы продленного дня в целом. Продуктивным признан компетентностный подход, заключавшийся в привлечении школьников к практическим формам овладение основами жизнеорганизации на основе гуманистических принципов, приобретение ими способности к жизнетворчеству, а именно моделированию ситуаций, активных методов обучения, применение методик самопознания.Главную причину положительной динамики мы видим в том, что во время экспериментальной работы младшие школьники получили надлежащую мотивацию к построению гуманных взаимоотношений, которая касалась не только взаимоотношений с воспитателем ГПД и сверстниками, но и представляла эти взаимоотношения как максимально успешные.Такой подход расширял пределы стимулирования самовоспитуемых процессов, позволял ученикам начальных классов позиционировать собственное поведение как весомую предпосылку воспитания гуманных взаимоотношений воспитателя и воспитанников.Таким образом, предложенная и внедренная модель воспитания гуманных взаимоотношений воспитателя и воспитанников группы продленного дня начальной школы видится актуальной и жизненно состоятельной, а также отвечает требованию эффективности по отношению к младшим школьникам.Список литературыАмонашвили Ш. А. Размышления о Гуманной педагогике / Ш. А. Амонашвили. - М.: Издательский Дом ШалвыАмонашвили, 2001. - 464 с.Баныкина С. В. Современный подросток как субъект школьного социума. Социальные конфликты: Экспертиза, прогнозирование, технология разрешения / С. В. Баныкина, Е. И. Степанов. - М.: АРКТИ, 2005. - 276 с.Бахтин М. М. Литературно-критические статьи / М. М. Бахтин. - М.: Худ. Лит., 1986. - 541 с.Бех Д. И. Психологические источники воспитательной мастерства: [учеб. пособие] / Д. Бех. - М.: Академия, 2009. - 248 с.Бех. Д. Воспитание личности: восхождение к духовности / И. Д. Бех. - М.: Просвещение, 2006. - 272 с.Борытко Н. М. Педагог в пространствах современного воспитания. - Волгоград: Перемена, 2001. - 214 с.Братченко С. Л. Межличностный диалог и его основные атрибуты // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. - М., 1997. С. 201 - 222.Вентцель К. Н. Новые пути воспитания и образования детей / К. Н. Вентцель. - М., 2010. - 111 с.Воспитательная деятельность педагога / Под общ. ред. В. А. Сластенина и И. А. Колесниковой. М .: Академия, 2005.Газман О. С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века / А. С. Газман // Классный руководитель. - 2000. - № 3. - С. 6-33.Григорьева А. И. Позиционный подход к деятельности воспитателя // Современные гуманитарные подходы в теории и практике воспитания / Сост. и отв. ред. Д. В. Григорьев;под ред. Е. И. Соколовой. - Пермь, 2001.Демакова И. Д. Воспитательная деятельность педагога / И. Д. Демакова // Классный руководитель. - 2002. - № 5. - С. 97-124.Кей Э. Век ребенка / Э. Кей; пер. со швед. - М.: Саблин, 2010 - 313 с.Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. - М .: Педагогика, 1983. - Т. 1.Монтессори М. Разум ребёнка / М. Монтессори. - М., 2007. - 176 с.Никитина Н. Н., Кислинская Н. В. Введение в педагогическую деятельность: теория и практика. Учеб. Пособие. - М .: Академия, 2006. - 224 с.Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под. ред. В. А. Сластенина. М .: Академия, 2002. - 576 с.Развитие личностно-профессиональной позиции педагога как воспитателя: Сб. науч.трудов / Под ред. Н. Л. Селивановой, Е. И. Соколовой. - СПб., 2005. - 236 с.Рерих Н. К. О вечном / Н. К. Рерих. - М.: Политиздат, 2011. - 462 с.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб .: Питер Ком, 1999. - 720 с.Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании / Ж. -Ж. Руссо // Пед. соч. : В 2 т. - М., 2011. - Т. I. - С. 94-289.Ситаров В. А., Маралов В. Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе: [учеб. пос.] / под ред. В. А. Сластенина. - М., 2000. - 216 с.Сухомлинский В. А. Павлышская средняя школа / А. Сухомлинский // Выбор. соч. : В 5-ти томах. - М.: Сов. шк., 2006. - Т. 4. - 640 с.Толерантность в пространстве образования: [учебное пособие] / Г. В. Безюлева, С. К. Бондырева, Г. М. Шеламова. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. - 152 с.Толстой Л. Н. Педагогические сочинения / сост. Н. В. Вейкшан (Кудрявая). - М.: Педагогика, 1989. - 544 с.Учимся толерантности: [методическое пособие для проведения классных часов, бесед] / С. В. Баныкина, В. К. Егоров. - М.: АРКТИ, 2007. - 128 с.Фор С. Заметки воспитателя / С. Фор // Свободное воспитание. - 2014. - № 5. - С. 9-22.Шамиева В. А. Ассертивности в стуктуре личности субъекта адаптации: Автореф. дис. на соиск. ученой степени канд. психол. наук: спец. 19.00.01 «Общая психология, психология личности, история психологии» / В. А. Шамиева. - Хабаровск, 2009. - 20 с.Шрейдер Ю.А. Утопия или устройство / Ю. А. Шрейдер // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. - М., 1990. - 128 с.Щуркова Н. Е. Прикладная педагогика воспитания. - СПб .: Питер, 2005.Приложениеконспект проведения цикла занятий с детьми подготовительной группы на тему «Руководство - подчинение» (приложение 1).Программное содержание:- формирование представлений об адекватности собственного поведения и поведения других людей в той или иной ситуации с позиции доминирования (руководства, подчинения и равенства);- закрепление представлений о поведении людей, занимающих позиции руководства и подчиненияМатериал: Читаем детям стихотворение Л. Серовой «Лягушонок» // Под ред. 3. Сахиповой. - Л.: Просвещение, 1987. - с. 168) набор сюжетных иллюстраций к произведению А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино»; схематические лица (маски), проволока, доска, мел.Ход занятия1-я часть. Беседа с детьми по вопросам:* Что значит быть главным?* Что значит подчиняться?* Кого называем главным? Подчиненным?* Кто главный в детском саду? В группе детского сада? В больнице? В магазине? и тд.* Как называют главного у взрослых на работе?* Кто в семье главный? Почему вы так считаете?* Кем будет директор завода на приеме у врача?* Как ведет себя подчиненный? Как улыбается? Как ходит? Разговаривает?* Могут ли все быть главными? Подчиненными?Далее необходимо подвести детей к выводу о том, что каждый человек в зависимости от ситуации может быть и главным, и под чиненным.2-я часть. Чтение стихотворения Л. Серовой «Лягушонок»:Мы приучены к порядку - Я и все мои ружки: Утром делаем зарядку - Приседанья и прыжки.А потом идет ученье: Всех зелены крикунов Учит грамоте и пенью Наш учитель Квакунов. Учит важно, учит строго,Хорошо, что слов немного: Ква-ква-ква, да ква-ква-ква,Все лягушечьи слова.Вопросы к детям:* Кто главный у лягушат?* Почему мы можем назвать его главным?* Как назвать лягушат, которые ему подчиняются?* Как ведет себя главный?* Как ведут себя подчиненные?Дети делают вывод о том, что учитель Квакунов для маленьких лягушатявляется руководителем, учит их петь, читать, делать зарядку, а лягушата слушаются своего учителя, подчиняются ему, уважают его.3-я часть. Воспитатель предлагает детям для рассматривания набор сюжетных картинок по сказке А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» и дает задание найти в сюжетах проявление руководства или подчинения между персонажами сказки, объяснить, в чем это выражается (поза, мимика). Дети парами выбирают по одной картинке.Задания детям:* Попробуйте сами передать жестами, мимикой, позой взаимоотношения героев.* С какими чувствами они относятся друг к другу?* Что вы чувствуете друг к другу?* Кем вам приятнее быть: руководителем или подчиненным?4-я часть. Демонстрация нескольких схематических лиц-масок, интерпретация их с позиции руководства и подчинения. Задания детям:* Выберите те маски, которые подходят руководителю (подчиненному).* Кто является руководителем для тебя?* Когда мама смотрит на тебя так?Предложить детям составить самостоятельно маски подчиненного и руководителя.5-я часть. Составление схематических поз человека из тонкой проволоки с дальнейшей интерпретацией их с позиции руководства и подчинения.Задания детям:Выберите одну из поз человека, сделанного из проволоки. Встаньте в такую же позу. Что она означает: руководство или подчинение? Как вы узнали?* Каким может быть руководитель? Подчиненный?б-я часть. Воспитатель проводит разговор о том, какого человека выбирают руководителем: он должен много знать, уметь общаться с людьми доброжелательно, требовательно.Задания детям:* Давайте нарисуем мелом лесенку на доске и обозначим, кто кому подчиняется у нас в детском саду.* Что у всех общего?* Для чего нужны руководители?* Все ли руководители бывают одинаковыми?* Чем они отличаются?* Когда приятно подчиняться руководителю?
2. Баныкина С. В. Современный подросток как субъект школьного социума. Социальные конфликты: Экспертиза, прогнозирование, технология разрешения / С. В. Баныкина, Е. И. Степанов. - М.: АРКТИ, 2005. - 276 с.
3. Бахтин М. М. Литературно-критические статьи / М. М. Бахтин. - М.: Худ. Лит., 1986. - 541 с.
4. Бех Д. И. Психологические источники воспитательной мастерства: [учеб. пособие] / Д. Бех. - М.: Академия, 2009. - 248 с.
5. Бех. Д. Воспитание личности: восхождение к духовности / И. Д. Бех. - М.: Просвещение, 2006. - 272 с.
6. Борытко Н. М. Педагог в пространствах современного воспитания. - Волгоград: Перемена, 2001. - 214 с.
7. Братченко С. Л. Межличностный диалог и его основные атрибуты // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. - М., 1997. С. 201 - 222.
8. Вентцель К. Н. Новые пути воспитания и образования детей / К. Н. Вентцель. - М., 2010. - 111 с.
9. Воспитательная деятельность педагога / Под общ. ред. В. А. Сластенина и И. А. Колесниковой. М .: Академия, 2005.
10. Газман О. С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века / А. С. Газман // Классный руководитель. - 2000. - № 3. - С. 6-33.
11. Григорьева А. И. Позиционный подход к деятельности воспитателя // Современные гуманитарные подходы в теории и практике воспитания / Сост. и отв. ред. Д. В. Григорьев;под ред. Е. И. Соколовой. - Пермь, 2001.
12. Демакова И. Д. Воспитательная деятельность педагога / И. Д. Демакова // Классный руководитель. - 2002. - № 5. - С. 97-124.
13. Кей Э. Век ребенка / Э. Кей; пер. со швед. - М.: Саблин, 2010 - 313 с.
14. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. - М .: Педагогика, 1983. - Т. 1.
15. Монтессори М. Разум ребёнка / М. Монтессори. - М., 2007. - 176 с.
16. Никитина Н. Н., Кислинская Н. В. Введение в педагогическую деятельность: теория и практика. Учеб. Пособие. - М .: Академия, 2006. - 224 с.
17. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под. ред. В. А. Сластенина. М .: Академия, 2002. - 576 с.
18. Развитие личностно-профессиональной позиции педагога как воспитателя: Сб. науч.трудов / Под ред. Н. Л. Селивановой, Е. И. Соколовой. - СПб., 2005. - 236 с.
19. Рерих Н. К. О вечном / Н. К. Рерих. - М.: Политиздат, 2011. - 462 с.
20. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб .: Питер Ком, 1999. - 720 с.
21. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании / Ж. -Ж. Руссо // Пед. соч. : В 2 т. - М., 2011. - Т. I. - С. 94-289.
22. Ситаров В. А., Маралов В. Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе: [учеб. пос.] / под ред. В. А. Сластенина. - М., 2000. - 216 с.
23. Сухомлинский В. А. Павлышская средняя школа / А. Сухомлинский // Выбор. соч. : В 5-ти томах. - М.: Сов. шк., 2006. - Т. 4. - 640 с.
24. Толерантность в пространстве образования: [учебное пособие] / Г. В. Безюлева, С. К. Бондырева, Г. М. Шеламова. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. - 152 с.
25. Толстой Л. Н. Педагогические сочинения / сост. Н. В. Вейкшан (Кудрявая). - М.: Педагогика, 1989. - 544 с.
26. Учимся толерантности: [методическое пособие для проведения классных часов, бесед] / С. В. Баныкина, В. К. Егоров. - М.: АРКТИ, 2007. - 128 с.
27. Фор С. Заметки воспитателя / С. Фор // Свободное воспитание. - 2014. - № 5. - С. 9-22.
28. Шамиева В. А. Ассертивности в стуктуре личности субъекта адаптации: Автореф. дис. на соиск. ученой степени канд. психол. наук: спец. 19.00.01 «Общая психология, психология личности, история психологии» / В. А. Шамиева. - Хабаровск, 2009. - 20 с.
29. Шрейдер Ю.А. Утопия или устройство / Ю. А. Шрейдер // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. - М., 1990. - 128 с.
30. Щуркова Н. Е. Прикладная педагогика воспитания. - СПб .: Питер, 2005.
Профессиональная позиция педагога-воспитателя
Содержание:
Введение
Глава 1. Профессиональное становление современного педагога-воспитателя
1.1. Профессиональный статус педагога-воспитателя
1.2. Особенности педагогической профессии
1.3. Профессиональный идеал педагога-воспитателя
1.4. Формирование "Я-концепции" педагога
Глава 2. Сущность профессиональной позиции педагога-воспитателя
2.1. Профессиональная позиция педагога-воспитателя с точки зрения отношения к своей профессии
2.2. Характеристика типичных ролевых позиций педагога-воспитателя
2.3. Зависимость формирования педагогической позиции воспитателя от уровня развития педагогических способностей
Глава 3. Самоанализ и диагностика профессиональной позиции учителя как воспитателя
3.1. Самоанализ профессиональной педагогической позиции личности педагога-воспитателя
3.2. Диагностика профессиональной позиции учителя как воспитателя
Вывод
Литература
Приложение
Введение
Задача воспитания подрастающего поколения всегда была актуальной для человеческого общества, в любой исторический период. Современное образование в практике, к сожалению, не уделяет достаточного внимания организации учебного процесса.
Воспитание личности ребенка воспринимается многими как процесс сам разумеющийся, и специально для того, чтобы его организовать, не требуется. Но, обострение проблем социализации детей, их самоопределения в жизни заставляют педагогов по новому взглянуть на организацию воспитательного процесса в широкой образовательной практике. Это, в свою очередь, требует хорошей профессиональной подготовки воспитателей, понимания ими своей роли и степени влияния в становлении личности, определения своей педагогической позиции в деятельности. Этим объясняется актуальность исследуемой темы.
Цель работы: изучить особенности профессиональной позиции учителя как воспитателя.
Исходя из цели исследования, сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать труды психологов, учителей, известных к проблеме исследования профессиональной позиции педагога-воспитателя.
2. Изучить особенности становления педагога-воспитателя и сущность его профессиональной педагогической позиции.