структура органов государственной власти на примере конституции японии 1889

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История Зарубежная
  • 30 30 страниц
  • 23 + 23 источника
  • Добавлена 14.05.2016
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Процессы государственного реформирования и подготовка принятия Конституции 1889 г. 5
1.1 Реформирование центральных органов власти 5
1.2 Реформирование системы местного управления 8
Глава 2 Система органов государственного управления по Конституции 1889 г. 12
2.1 Система органов законодательной власти 12
2.2 Система органов исполнительной власти 17
2.3 Судебная система 20
Глава 3. Государственная служба и политические партии в системе государстввнного управления 22
3.1 Становление политических партий и их роль в политической системе Японии эпохи Мэйдзи 22
3.2 Модернизация системы государственной службы 25
Заключение 27
Список использованных источников и литературы 29
Фрагмент для ознакомления

При их разработке учитывался французский и немецкий опыт, причем исследователи отмечают, что "процесс рецепции в японском праве переместился с французского права к германскому". В результате в Японии сформировалась централизованная судебно-правовая система современного типа, соответствовавшая задачам всесторонней модернизации страны.Глава 3. Государственная служба и политические партии в системе государстввнного управления3.1Становление политических партий и их роль в политической системе Японии эпохи МэйдзиРазвитие политических партий в Японии обычно относят к периоду 1880-х годов. Однако, бурная политическая жизнь, развернувшаяся с первых лет преобразований, позволяет выделить подготовительный этап в складывании партийной системы. Прежде всего, следует упомянуть аграрное движение, составляющими которого были выступления арендаторов и мелких земельных собственников, которым угрожала потеря земли, а также протесты всех землевладельцев против политики правительства, покровительствовавшего торговой и финансовой буржуазии. В этой среде формировалась оппозиция правительству, выступавшая под либеральными лозунгами снижения налогов, расширения политических прав и введения представительства. Либеральное движение имело сложную социальную базу: оно опиралось на мелких землевладельцев и крестьян и возглавлялось бывшими самураями и крупными землевладельцами, которые вели капиталистическое хозяйство. Первыми политическими обществами, созданными в середине 1870-х годов стали айкокукото (народное общество патриотов) и риссися (общество свободомыслящих). Они стали основой для Конституционной либеральной партии (Риккэндзиюто) в 1881 г. Дзюито стала первой общенациональной политической партией. Программа либеральной партии предполагала содействие преобразованиям и создание конституционного правления. В то же время была создана Риккэнкайсинто (Конституционная партия реформ и прогресса). Ее программа основывалась на британском либерализме и была более умеренной. Третьей партией стала Риккэнтэйсэйто (Конституционная императорская партия), проправительственнаяи консервативная. В нее входили чиновники, вдохновленные идеями прусского этатизма.Партии пробовали свои силы на местных выборах, издавали газеты, участвовали в дискуссиях. Их деятельность активизировалась после императорского указа 1881 г. о планируемом учреждении парламента.Такая активность встревожила правительство, предпринявшее меры, направленные на раскол партий и ужесточение контроля над политической активностью подданных. В результате в 1883-1884 г. партии дзиюто и кайсинто приняли решение о самороспуске. После принятия конституции партия дзиюто была восстановлена, при этом наиболее радикальные группы уже не вошли в ее состав. Основным требованием оппозиционных партий в период после принятия конституции стало расширение избирательных прав. Выборы в палату депутатов первого созыва прошли в июле 1890 г. в соответствии с Избирательным законом, принятым одновременно с конституцией. Они проводились в 257 одномандатных и двухмандатных округах. Активное избирательное право было первоначально ограничено достаточно высоким имущественным цензом (уплата прямых налогов в размере от 15 иен в год), так что в выборах смогло принять участие немногим более одного процента населения. Действовали также возрастной ценз (старше 25 лет) и ценз оседлости (проживание в избирательном округе не менее года). Избирательных прав были лишены женщины и военнослужащие. Активность избирателей была очень высокой и превысила 90% от числа всех, имевших право голоса. В последующий период избирательное право в Японии расширялось, а избирательная система совершенствовалась. За короткий период с 1890–1905 гг. население страны выросло с 40 до 46 миллионов человек, в то время как численность избирателей увеличилась с 400 тысяч до 763 тысяч. Это произошло благодаря реформе 1900 года, установившей имущественный ценз в размере 10 иен. Одновременно было проведено укрупнение избирательных округов: с этого времени отличительной особенностью Японии стали многомандатные округа. Инициировали реформу политические партии, заинтересованные в расширении своей социальной базы.Работая в имперском парламенте, полномочия которого были ограниченными, оппозиционные партии не могли реализовать свое численное преимущество над проправительственными депутатами. Парламент неоднократно распускался, например, в случаях, когда правительство не получало согласия палаты депутатов на увеличение военных расходов. Конфронтация с парламентом побуждала правительство использовать репрессивные меры против партий, в частности, в период предвыборных кампаний. Скептически относясь к репрессивным методам, премьер-министр Ито в период своего второго кабинета(1892) способствовал выдвижению обвинения в коррупции против радикально настроенных членов партии дзюито. В партии произошел раскол, часть ее примкнула к проправительственным силам, а некоторые лидеры впоследствии даже вошли в состав кабинета. К концу XIX века между оппозицией и правительством сложился компромисс, укрепившийся в условиях японо-китайской войны 1894—1895 гг. Попытки создать партийный, или частично партийный кабинет начались с создания Прогрессивной партии (Симпото) и продолжились после создания Конституционной партии (Кэйсэйто) в 1898 г. Но между членами кабинета возникли разногласия и следующее партийное правительство было образовано только после Первой мировой войны. Укрепление позиций бюрократии и военной элиты устраивало не всех политиков, поэтому была в 1900 г. образована новая партия РиккэнСэйюкай - Конституционное общество друзей. Формально, ее основой стала либеральная партия, но во главе ее стояли влиятельные чиновники, выражавшие интересы землевладельцев и деловых кругов.Таким образом, можно говорить о слабости политических партий в системе политического управления японской конституционной монархии. Тем не менее, им удалось стать противовесом политической бюрократии, что нашло отражение в практике заключения парламентских соглашений, получившей распространение на рубеже XIX-XX веков.3.2Модернизация системы государственной службыМодернизация управления, преобразовавшая политическую систему на основе новых принципов, потребовала и модернизации государственной службы. Целью преобразований было создание профессиональной бюрократии, свободной от сословных ограничений, служащей интересам централизованного национального государства. Это был длительный процесс, начало которому было положено в ходе так называемого "возвращения страны и народа императору" в 1869 г. Это подразумевало отказ дайме от своих феодальных прав. Передавая свои полномочия центру, дайме получали наследственные назначения на посты губернаторов и пенсии от государства.Таким образом они вписывались в новую систему власти. Губернаторы были уже государственными служащими, с определенным кругом обязанностей и штатом подчиненных должностных лиц. Этот процесс был углублен после упразднения княжеств. В ходе проведения многоступенчатой административной реформы была создана централизованная бюрократизированная система регионального управления. Реформы центральных органов власти, в процессе которых создавалась высшая бюрократия, также были многоэтапными. Уже на начальных этапах проявился характерный для многих государств конфликт между чиновниками-администраторами и политическими чиновниками. Так, в начале 70-х годов XIX века в высшем государственном аппарате развивались противоречия между советниками Государственного совета (санги), назначавшимися из групп, поддержавших реставрацию Мэйдзи, и министрами (сё). Уполномоченные принимать политические решения советники были оторваны от занимавшихся практической деятельностью министров. В результате было принято решение о совмещении должностей советников и министров.Большую роль в формировании профессиональной бюрократии сыграла реформа сословной структуры. Уже в 1869 г. правящий класс был разделен на высшее дворянство кадзоку (даймё и придворная аристократия кугэ) и дворянство сидзоку (самураи). Простой народ (хэймин) получил право на ношение форменной одежды и путешествия верхом. Впоследствии низшие самураи были включены в группу хэймин. Для двух высших групп устанавливались некоторые привилегии, например, возможность замены тюремного заключения штрафом. Одновременно представители хэймин получали право повысить свой статус и пользоваться привилегиями сидзоку при поступлении на государственную службу. Таким образом были заложены основы привилегированного положения государственных служащих. Неоценимое значение длястановление государственной службы имели реформы в сфере образования. Широкое распространение получила практика направления государственных служащих на обучение за границу. Этой возможностью могли воспользоваться многие, поскольку государство установило стипендию для проходивших пятилетнюю стажировку, которую выплачивало центральное правительство. Для контроля качества образования, полученного за государственный счет за рубежом, в 1875 г. были введены квалификационные экзамены.Новая национальная система образования, включавшая начальные, средние и высшие школы, а также технические школы и университеты, была бессословной, централизованной и организованной по западным образцам. Если в конце эпохи Токугава систематическое образование получали50% мужчин и 15% женщин, то к концу века эти цифры возросли до 90 и 80% соответственно. Постепенно система образования становилась менее вестернизированной, в ней возобладала ориентация на национальные нормы и традиции.Наибольшую роль в подготовке государственных служащих играл созданный в 1877 г. Токийский императорский университет. Требования к уровню подготовки чиновников повышались. Все чиновники, кроме самых высших, были обязаны сдавать экзамены на соответствие должности. К ним допускались только прошедшие испытательный срок претенденты. Результат экзамена был не единственным фактором продвижения по службе.также учитывались личные качества, возраст и здоровье государственного служащего. Введение экзаменов лоббировал Ито Хиробуми, один из создателей конституции 1889 г., который сам был выходцем из бедной семьи и выдвинулся на высшие государственные посты благодаря своему таланту.В то же время до Первой мировой войны в Японии продвижение представителей низших слоев на государственные посты не было обычной практикой, хотя революционный характер социально-политических преобразований и создал новые каналы формирования элиты, такие как партийная деятельность, государственная служба в органах местной и центральной власти и, конечно же, служба в новой профессиональной армии. ЗаключениеПринятие Конституции 1889 г. завершило этап, на протяжении которого на месте феодальной системы выстраивались институты централизованного государства.Особенностью данной конституции является то, что она была октроированной, дарованной монархом. Конституция закрепляла значительные полномочия императора. Император как глава государства обладал полнотой законодательной, исполнительной и судебной власти. А достаточно ограниченные права и свободы японцев в конституции определялись как права и свободы подданных, в отличие от европейских стран, где речь шла о правах и свободах граждан. Тем не менее, можно констатировать, что с принятием Конституции Япония формально стала конституционной монархией.Важно отметить, что Конституция 1889 г. носила рамочный характер. Некоторые аспекты государственно-политического устройства, например, вопрос о региональном и местном управлении, или вопрос о порядке выборов в ней не затрагивались. Краткость Конституции также определила необходимость раскрытия ее положений в отдельных законах и императорских указах. Конституция определила, что законодательная власть в стране осуществляется императором в согласии с Имперским парламентом. Роль парламента как главного законодательного органа подчеркивается объемом посвященных его полномочиям статей и их расположением в структуре Конституции. Двухпалатная структура парламента при наличии большого количества не избираемых пэров в верхней палате играла консервирующую роль, поскольку обе палаты Конституция признавала равноправными.У парламента не было эффективных инструментов контроля над исполнительной властью: Конституция не только не предполагала парламентской ответственности кабинета, но и давала возможность принимать временный вариант бюджета без согласия парламента. Но все же правительство нуждалось в парламенте для эффективного управления. Исполнительная и законодательная ветви власти были заинтересованы в поиске компромисса во многом благодаря особенностям определенного конституцией порядка взаимодействия между ними.Система исполнительной власти Японии включала в себя группу институтов: императора, кабинет министров, Тайный совет, совет старейшин - гэнро, министерство императорского двора, верховное главнокомандование. Полномочия некоторых из этих органов не определялись Конституцией. Функции правительства в основном законе описаны предельно кратко. Конституция определяла независимость правительства от парламента. Правительство было поставлено в зависимость от Тайного совета – особого конституционного органа, который, выполняя совещательные функции при императоре, помогал главе государства реализовывать возложенные на него задачи руководителя исполнительной власти.По замыслу создателей конституции, было необходимо сформировать независимую судебную власть, действующую строго в рамках закона, основанного на современных стандартах. Но основной закон определил только общие принципы функционирования судебной системы. Важной чертой Конституции было закрепление независимости судебной власти, несмотря на исключительное положение императора, который был определен как ее источник. Тем не менее, Конституция предусматривала ограничение компетенции общих судов, поскольку предполагала возможность создания особых судов. Таким образом, принятие конституции завершило формирование в Японии централизованной государственно-правовой системы современного типа, соответствовавшей задачам всесторонней модернизации страны.Список использованных источников и литературыКонституция Японской империи // Конституции буржуазных стран.- М.-Л., 1935. - Т.1. - С. 190-197Важнейшие императорские указы и рескрипты// Японцы о Японии: пер. с англ. М.А. Шрейдер и С.Г. Займовского. - Спб.: Книгоиздательское товарищество "Просвещение", 1906. - С. 3-18. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikisource.org/w/index.php?title=Файл%3AЯпонцы_о_Японии_(1906).djvu&page=1 (дата обращения 31.03.2016)Императорский указ о палате пэров // Японцы о Японии: пер. с англ. М.А. Шрейдер и С.Г. Займовского. - Спб.: Книгоиздательское товарищество "Просвещение", 1906. - С. 84-85. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikisource.org/w/index.php?title=Файл%3AЯпонцы_о_Японии_(1906).djvu&page=1 (дата обращения 31.03.2016)Избирательный закон для членов палаты представителей // Японцы о Японии: пер. с англ. М.А. Шрейдер и С.Г. Займовского. - Спб.: Книгоиздательское товарищество "Просвещение", 1906. - С. 80-83. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikisource.org/w/index.php?title=Файл%3AЯпонцы_о_Японии_(1906).djvu&page=1 (дата обращения 31.03.2016)Конституция Японской империи Маркиза Хиробуми Ито // Японцы о Японии: пер. с англ. М.А. Шрейдер и С.Г. Займовского. - Спб.: Книгоиздательское товарищество "Просвещение", 1906. - С.32-60. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikisource.org/w/index.php?title=Файл%3AЯпонцы_о_Японии_(1906).djvu&page=1 (дата обращения 31.03.2016)Fraser А., Mason R.H.P., Mitchell, P. Japan’s early parliaments, 1890– 1905: Structure, Issues and Trends / А.Fraser, R.H.P. Mason, P.Mitchell. - London, New York: Routledge. – 246 р.Всемирная история: в 6 т. / Ин-твсеобщ, истории РАН; под ред. А.О. Чубарьяна. - М.: Наука. - 2011. - (Т. 5 : Мир в XIX веке : на пути к индустриальной цивилизации / под ред. В.С. Мирзеханова. - 2014. - 940 с.)История Японии. - Т.II (1868-1998): учебное пособие / Под ред. А.Е. Жукова. - М.: Институт востоковедения РАН.,1998. - 703 с.Квигли Г. С. Правительство и политическая жизнь Японии: пер. с англ. И. Звавича / Г.С. Квигли. - М.: Соцэкгиз, 1934. - 318 с.История Японии / Вандерберг Х., Богданович Т. А., Конрад Н. И. [и др.] ; сост. Шумов С., Андреев А. - М. : Монолит - Евролинц - Традиция, 2002. - 468 с. Кузнецов С.И. Исполнительная власть в Японии: личность и история (1885–1945 п.): учебное пособие / И.С. Кузнецов. – Иркутск, 1996. – 128 с.Кузнецов С.И. Ито Хиробуми и создание современной Японии / И.С. Кузнецов. // Вестник Иркутского государственного технического университета. – Иркутск, 2005. – Том. 2. – № 3.– С. 30–34. Кузнецова Т.О. Япония на пути демократического развития: от Конституции Мэйдзи до послевоенных демократических преобразований / Т.О. Кузнецова // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения – 2011., № 2. – С. 125-134. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nbpublish.com/library_show_article.php?id_article=15783 (дата обращения 31.03.2016)Кучма В.В. Развитие государственного строя Германии и Японии в период Нового времени: учебное пособие / В.В. Кучма – Волгоград: Изд-во Волгоградского государственного университета , 2000. — 72 с.Мещеряков А.Н.Император Мэйдзи и его Япония / А.Н. Мещеряков. - М.: Наталис, 2009. - 736с.Норман Г. Становление капиталистической Японии: экономические и политические проблемы периода Мэйдзи: сокр. пер. с англ. П.П. Топеха / под ред. Е.М. Жукова / Г.Норман. – М.: Издательство иностранной литературы, 1952 – 232 с.Полохало Ю. Н. Революция Мэйдзи и реформы управления в Японии / Ю.Н. Полохало // Управленческое консультирование. - 2006., №4. - С. 195-205Попов В.А., Маркарьян С. Б. Две исторические модели развития Японии
в XIX—XX вв. / В.А. Попов, С.Б. Макарьян // Экономическая история: Исследования. Историография. Полемика. – М.: Наука, 1992. - С.186 -205Рубаник В. Е. История государства и права зарубежных стран: учебник для вузов / В.Е. Рубаник — СПб.: Питер, 2011. — 544 с.Сазонов М. А. Становление системы местного управления в Японии в 1868–1946 гг. / М.А. Сазонов // Власть. - 2011., №9: - С. 143-146Сапрыкин Д. А. Формирование системы местного самоуправления Японии в эпоху Мэйдзи (1868-1911) / Д.А. Сапрыкин // Восток. Афро-азиатските общества: история и современность. - 2011, №2. - С.25-32ТадагаваСэйдзо. Конституция Японии 1889 г. и «модернизация» страны / СэйдзоТодагава // Известия высших учебных заведений. Санкт-Петербургский государственный университет. Правоведение. - 2002., №4 (243). - С. 193-199ЦунэоИнако. Современное право Японии: пер. с японского В.В. Батуренко / под ред. В. Н. Еремина. – М.: Прогресс, 1981 – 272 с.

1. Конституция Японской империи // Конституции буржуазных стран.- М.-Л., 1935. - Т.1. - С. 190-197
2. Важнейшие императорские указы и рескрипты // Японцы о Японии: пер. с англ. М.А. Шрейдер и С.Г. Займовского. - Спб.: Книгоиздательское товарищество "Просвещение", 1906. - С. 3-18. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikisource.org/w/index.php?title=Файл%3AЯпонцы_о_Японии_(1906).djvu&page=1 (дата обращения 31.03.2016)
3. Императорский указ о палате пэров // Японцы о Японии: пер. с англ. М.А. Шрейдер и С.Г. Займовского. - Спб.: Книгоиздательское товарищество "Просвещение", 1906. - С. 84-85. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikisource.org/w/index.php?title=Файл%3AЯпонцы_о_Японии_(1906).djvu&page=1 (дата обращения 31.03.2016)
4. Избирательный закон для членов палаты представителей // Японцы о Японии: пер. с англ. М.А. Шрейдер и С.Г. Займовского. - Спб.: Книгоиздательское товарищество "Просвещение", 1906. - С. 80-83. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikisource.org/w/index.php?title=Файл%3AЯпонцы_о_Японии_(1906).djvu&page=1 (дата обращения 31.03.2016)
5. Конституция Японской империи Маркиза Хиробуми Ито // Японцы о Японии: пер. с англ. М.А. Шрейдер и С.Г. Займовского. - Спб.: Книгоиздательское товарищество "Просвещение", 1906. - С.32-60. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikisource.org/w/index.php?title=Файл%3AЯпонцы_о_Японии_(1906).djvu&page=1 (дата обращения 31.03.2016)

6. Fraser А., Mason R.H.P., Mitchell, P. Japan’s early parliaments, 1890– 1905: Structure, Issues and Trends / А.Fraser, R.H.P. Mason, P.Mitchell. - London, New York: Routledge. – 246 р.
7. Всемирная история: в 6 т. / Ин-т всеобщ, истории РАН; под ред. А.О. Чубарьяна. - М.: Наука. - 2011. - (Т. 5 : Мир в XIX веке : на пути к индустриальной цивилизации / под ред. В.С. Мирзеханова. - 2014. - 940 с.)
8. История Японии. - Т.II (1868-1998): учебное пособие / Под ред. А.Е. Жукова. - М.: Институт востоковедения РАН.,1998. - 703 с.
9. Квигли Г. С. Правительство и политическая жизнь Японии: пер. с англ. И. Звавича / Г.С. Квигли. - М.: Соцэкгиз, 1934. - 318 с.
10. История Японии / Вандерберг Х., Богданович Т. А., Конрад Н. И. [и др.] ; сост. Шумов С., Андреев А. - М. : Монолит - Евролинц - Традиция, 2002. - 468 с.
11. Кузнецов С.И. Исполнительная власть в Японии: личность и история (1885–1945 п.): учебное пособие / И.С. Кузнецов. – Иркутск, 1996. – 128 с.
12. Кузнецов С.И. Ито Хиробуми и создание современной Японии / И.С. Кузнецов. // Вестник Иркутского государственного технического университета. – Иркутск, 2005. – Том. 2. – № 3.– С. 30–34.
13. Кузнецова Т.О. Япония на пути демократического развития: от Конституции Мэйдзи до послевоенных демократических преобразований / Т.О. Кузнецова // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения – 2011., № 2. – С. 125-134. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nbpublish.com/library_show_article.php?id_article=15783 (дата обращения 31.03.2016)
14. Кучма В.В. Развитие государственного строя Германии и Японии в период Нового времени: учебное пособие / В.В. Кучма – Волгоград: Изд-во Волгоградского государственного университета , 2000. — 72 с.
15. Мещеряков А.Н.Император Мэйдзи и его Япония / А.Н. Мещеряков. - М.: Наталис, 2009. - 736с.
16. Норман Г. Становление капиталистической Японии: экономические и политические проблемы периода Мэйдзи: сокр. пер. с англ. П.П. Топеха / под ред. Е.М. Жукова / Г.Норман. – М.: Издательство иностранной литературы, 1952 – 232 с.
17. Полохало Ю. Н. Революция Мэйдзи и реформы управления в Японии / Ю.Н. Полохало // Управленческое консультирование. - 2006., №4. - С. 195-205
18. Попов В.А., Маркарьян С. Б. Две исторические модели развития Японии
в XIX—XX вв. / В.А. Попов, С.Б. Макарьян // Экономическая история: Исследования. Историография. Полемика. – М.: Наука, 1992. - С.186 -205
19. Рубаник В. Е. История государства и права зарубежных стран: учебник для вузов / В.Е. Рубаник — СПб.: Питер, 2011. — 544 с.
20. Сазонов М. А. Становление системы местного управления в Японии в 1868–1946 гг. / М.А. Сазонов // Власть. - 2011., №9: - С. 143-146
21. Сапрыкин Д. А. Формирование системы местного самоуправления Японии в эпоху Мэйдзи (1868-1911) / Д.А. Сапрыкин // Восток. Афро-азиатските общества: история и современность. - 2011, №2. - С.25-32
22. Тадагава Сэйдзо. Конституция Японии 1889 г. и «модернизация» страны / Сэйдзо Тодагава // Известия высших учебных заведений. Санкт-Петербургский государственный университет. Правоведение. - 2002., №4 (243). - С. 193-199
23. Цунэо Инако. Современное право Японии: пер. с японского В.В. Батуренко / под ред. В. Н. Еремина. – М.: Прогресс, 1981 – 272 с.

Русское библиографическое общество (1889-1930)

Министерство образования российской Федерации

Московский государственный университет печати

Факультет карт и рекламы

Кафедра книговедения и пропаганды книги

(дневная форма обучения)

 

 

 

 

 

 

 

Русское библиографическое общество (1889-1930)

 

диссертация

 

 

 

 

Студент В. Б. Разумова

Руководитель Л. Б. Грузинова

 

 

 

 

Москва 2004

Содержание

Введение....................................................................................3

1. История Русского библиографического общества..........4

1.1 Предпосылки появления РБО......................................................4

1.2 Московский библиографический кружок (1889-1900)........................6

1.3 Журнал "Книговедение" - орган Московского библиографического кружка......................................................................................10

2. Деятельность Русского библиографического общества (1900-1930)......13

2.1 Структура Русского библиографического общества ........................13

2.2 Создание репертуара русской печатной книги.................................17

2.3 Работа комиссий .....................................................................18

2.4 Издательская деятельность Русского библиографического общества...26

2.5 Журнал "Библиографические новости" (1913-1927, 1929)................27

3. Закрытие русского библиографического общества.............................32

Вывод................................................................................38

библиография.............................................................40

Приложения...............................................................................42

Именной указатель.......................................................................63

 

 

 

 

 

 

 

Введение

наиболее важными характерными чертами библиографии конца 19 - начала 20 века явились дальнейший рост ее общественного значения как политического, просветительного и научно-информационного средства, проникновение библиографических изданий в широкие демократические круги. Наряду с Французским библиографическим обществом Российское библиографическое общество(далее – РБО; Общество) было в мире одной из первых в мире организаций библиографов и книговедов. РБО стояло у истоков самых важных таких начинаний в библиографической жизни России, как создание репертуара русской книги, организация государственной библиографической записи и библиографического образования в стране, ему принадлежит идея созыва два библиографических съездов, в подготовке которых DBR имеют самое непосредственное участие.