социальная работа по профилактике игровой зависимости у подростков в общеобразовательных учереждениях
Заказать уникальную дипломную работу- 76 76 страниц
- 61 + 61 источник
- Добавлена 06.06.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Теоретические аспекты по профилактике игровой зависимости у подростков 6
1.1. Причины возникновения игровой зависимости у подростков 6
1.2. Психолого-педагогические особенности подростков, увлеченных компьютерными играми 10
1.3. Механизмы реализации социально-педагогической работы по профилактике игровой зависимости у подростков 17
Глава 2. Опыт социальной работы с подростками по профилактике игровой зависимости в образовательном учреждении 40
2.1. Методика исследования 40
2.2. Особенности формирования игровой зависимости 44
2.3. Программа профилактики игровой зависимости у подростков в образовательном учреждении 52
Заключение 59
Список использованных источников 66
Приложение
Таким образом, поскольку главной жизненной средой подростков является школа и семья, то и работа в направлении решения проблемы игровой зависимости должна проводиться именно в образовательном учреждении и домашней среде.
На сегодняшний день любой педагог должен обладать навыками определения у подростка признаков какого-либо пагубного пристрастия, в том числе игровой зависимости, чтобы вовремя предупредить ее развитие и предложить способы по ее устранению. Необходимо сменить вид деятельности подростка, например, занятия спортом, общение с семьей, друзьями, новые знакомства, новые интересные и полезные хобби.
Таким образом, динамика игровой зависимости позволяет выделить четыре стадии развития психологической зависимости от компьютерных игр: стадия легкой увлеченности, стадия увлеченности, стадия зависимости, стадия привязанности. Однако существование данных стадий не означает, что каждый человек проходит их все. Чаще всего человек останавливается на какой-то из этих стадий и может остаться там надолго.
2.3. Программа профилактики игровой зависимости у подростков в образовательном учреждении
Первичная профилактика – это комплекс мероприятий, которые направлены на предупреждение психических заболеваний у человека, который психически здоров.
Первичная профилактика игровой зависимости у подростков должна включать в себя комплекс мероприятий профилактического и воспитательного психолого-педагогического характера, которые позволят сформировать у школьников устойчивость к агрессивному воздействию информационной среды и предупредить угрозу формирования такой зависимости.
Исследование показало, что в ГБОУ школа № 202 Фрунзенского района города Санкт-Петербург среди подростков низкий уровень игровой зависимости, вместе с тем существуют все тенденции для ее формирования в дальнейшем. Поскольку отсутствие зависимости совсем не означает отсутствие негативного влияния на детей от чрезмерного увлечения компьютерными играми.
Программа профилактики игровой зависимости у подростков в образовательном учреждении
Цель – сформировать у школьников информационную культуру и осуществить профилактику игровой зависимости.
Задачи программы:
1. Повысить компетентность родителей и учащихся в направлении информационного воспитания.
2. Провести среди школьников мероприятия, направленные на формирование умений рационально и безопасно использовать компьютер для образования и содержательного досуга.
3. Организовать интересный и полезный досуг школьников, сформировать принципы здорового и безопасного образа жизни.
4. Разработать рекомендации для педагогов, родителей и учащихся по профилактике игровой зависимости.
Период реализации программы: учебный год.
Этапы реализации программы:
1 этап является подготовительным и осуществляется в сентябре.
2 этап является практическим и составляет большую часть учебного года, то есть период с октября по апрель.
3 этап является итоговым, в процессе которого оцениваются результаты программы, и определяется необходимость по внесению каких-либо изменений в программу.
Участниками программы являются педагоги, родители и учащиеся.
Структура программы профилактики игровой зависимости
№ п/п Название мероприятия Форма мероприятия Цель мероприятия Ответственный Участники Сроки 1. Подготовительный этап 1. Анкетирование для родителей Групповая Диагностика интересов и увлечений школьников, по мнению их родителей Социальный педагог,
психолог Родители учащихся начальных классов 1-2 неделя сентября 2. Опрос «Игра в моей жизни» Групповая Диагностика интересов и увлечений школьников, увлеченности детей компьютерными играми Социальный педагог,
психолог Учащиеся начальной школы 3-4 неделя сентября 2. Практический этап 1. Организация внеурочной занятости школьников в организованных кружках, секциях и клубах по интересам Индивидуальная Вовлечение учащихся во внеурочную деятельность Социальный педагог,
педагоги Учащиеся начальной школы В течение учебного года 2. Организация клуба для родителей по профилактике вредных привычек и зависимостей Групповая Вовлечение родителей в профилактику игровой зависимости Социальный педагог,
психолог Родители учащихся начальных классов В течение года 3. Выступления на родительских собраниях с темами по компьютерной и игровой зависимости Групповая Вовлечение родителей в профилактику игровой зависимости Классные руководители Родители учащихся начальных классов Ноябрь,
апрель 4. Психологический тренинг для учащихся «Дружба и общение» Групповая Формирование потребности детей в живом общении и завязывании крепких дружеских связей Психолог Учащиеся начальной школы Октябрь 5. Лекторий с элементами презентации «Мир вокруг нас» Групповая Формирование потребности детей в живом общении, умения видеть окружающую действительность Классные руководители Учащиеся начальной школы Ноябрь 6. Классные часы для учащихся «Компьютер: за и против» Групповая Формирование умений рационально и безопасно использовать компьютер для образования и содержательного досуга Классные руководители Учащиеся начальной школы Декабрь 7. Фестиваль «Мир интересных игр» Групповая Привлечение внимания к настольным играм как альтернативе компьютерным играм Социальный педагог,
психолог Учащиеся начальной школы Январь 8. Спортивные мероприятия:
- ко Дню матери,
- Лыжня России,
- ко Дню космонавтики Групповая Формирование и привитие детям активного образа жизни, выработка самодисциплины и командной ответственности Педагоги Учащиеся начальной школы Ноябрь,
Февраль,
Апрель
9. Психологический тренинг для учащихся «Как мы знаем друг друга?» Групповая Формирование потребности детей в живом общении и завязывании крепких дружеских связей Психолог Учащиеся начальной школы Март 3. Итоговый этап 1. Опрос «Мое здоровье» Групповая Выявление отношения школьников к своему здоровью, понимания ими важности физического совершенствования Социальный педагог,
психолог Учащиеся начальной школы Май 2. Анкетирование для родителей Групповая Выявление склонностей детей к формированию игровой зависимости Социальный педагог,
психолог Родители учащихся начальных классов Май
Ожидаемые результаты внедрения программы профилактики игровой зависимости
1. Эффективная организация деятельности педагогического коллектива в рамках информационного воспитания школьников.
2. Создание условий для формирования у школьников ценностного отношения к своему здоровью.
3. Создание условий для формирования личного безопасного информационного пространства школьника.
Рекомендации по реализации программы профилактики игровой зависимости
Программа профилактики игровой зависимости предназначена для реализации в работе социального педагога, психолога и других педагогов в образовательном учреждении.
Программа должна быть адаптирована под конкретное образовательное учреждение, где адаптация состоит в корректировке методов работы с родителями и несовершеннолетними и выборе тем для занятий, в зависимости от таких особенностей, как контингент родителей (возраст, уровень образования, профессиональный состав и другие), тип учреждения, возрастная категория учащихся.
Администрация образовательного учреждения должна:
- создать рабочую группу для реализации программы профилактик игровой зависимости;
- включить мероприятия данной программы в планы работы учреждения;
- организовать тематические педсоветы, привлечь родителей и их объединения, а также попечительский совет к обсуждению содержания и плана реализации программы профилактики игровой зависимости;
- направить на курсы повышения квалификации в данном направлении социального педагога, психолога и других педагогов, участвующих в реализации программы;
- контролировать ход реализации программы профилактики игровой зависимости;
- организовать проведение оценки эффективности, анализа и обсуждения результатов реализации программы профилактики игровой зависимости.
Педагоги образовательного учреждения должны:
- провести необходимое анкетирование и опросы;
- информировать родителей о программе профилактики игровой зависимости и мотивировать их участие;
- участвовать в проведении мероприятий программы;
- проводить занятия по программе;
- участвовать в проведении оценки эффективности, анализе и обсуждении результатов мероприятий программы профилактики игровой зависимости.
Таким образом, программа профилактики игровой зависимости у подростков в образовательном учреждении должна включать в себя комплекс связанных действий, упражнений и мероприятий, направленных на профилактику игровой зависимости у подростков.
Таким образом, во второй главе было выяснено, что, по мнению исследователей, если не осуществлять профилактику и предупреждение игровой зависимости, то она может привести к разрушению личности, особенно детей в подростковом возрасте.
Динамика игровой зависимости позволяет выделить четыре стадии развития психологической зависимости от компьютерных игр: стадия легкой увлеченности, стадия увлеченности, стадия зависимости, стадия привязанности.
Однако существование данных стадий не означает, что каждый человек проходит их все.
Чаще всего человек останавливается на какой-то из этих стадий и может остаться там надолго.
Программа профилактики игровой зависимости у подростков в образовательном учреждении должна включать в себя комплекс связанных действий, упражнений и мероприятий, направленных на профилактику игровой зависимости у подростков.
Заключение
Исходя из всего вышесказанного, достигнув поставленных целей и решив поставленные задачи выпускной квалификационной работы, можно сделать выводы:
1. Выявлены причины возникновения игровой зависимости у подростков.
Игровая зависимость у подростков является одной из форм психологической зависимости, которая проявляется в виде паталогического влечения к играм, в том числе онлайн-играм.
Выделяются следующие основные причины возникновения игровой зависимости у подростков:
- отсутствие или недостаток общения и теплых эмоций от родителей и иных членов семьи;
- отсутствие у подростка серьезных увлечений, интересов и хобби, которые никак не связаны с компьютером и компьютерными играми;
- неумение ребенка налаживать контакты с окружающими и отсутствие друзей;
- общая неудачливость ребенка;
- наличие у подростка инвалидности или серьезного заболевания.
Вместе с тем, все указанные причины не являются исчерпывающими, ведь даже у здорового, активного и успешного подростка может появиться игровая зависимость по причине слабой детской психики, несформированного до конца характера, влечения к «соблазнам» и наличия в компьютерных играх эффектов скрытого психологического влияния.
Так, можно сделать вывод, что игровая зависимость может появиться у каждого подростка, но вероятность появления такой зависимости снижается в тех случаях, когда в семье подростка присутствует дружеская и любящая атмосфера, ребенок разносторонне развивается и имеет увлечения, умеет налаживать контакт со своим окружением и, наконец, умеет ставить перед собой цели и добиваться их.
2. Определены психолого-педагогические особенности подростков, увлеченных компьютерными играми.
Дети, которые находятся в подростковом возрасте, обладают не постоянным уровнем развития. Такой уровень постоянно растет и изменяется на основании изменений условий жизни общества.
Подростковый возраст является периодом формирования жизненных ценностей, увеличения социальных контактов.
Когда подросток увлекается компьютерной игрой, он взаимодействует с определенными объектами, подчиняющимися соответствующим законам. Подросток в игре может испытывать различные явления, в том числе неожиданные и постоянно обновляющиеся.
Любимые персонажи игры у подростка живут и развиваются, бывают и плохими и хорошими. Игра, таким образом, дает подростку ощущение проживания чужой жизни по тем правилам, по которым он бы хотел построить свою жизнь.
Игровую зависимость можно в чем-то сравнить с наркотической. У подростка формируется влечение и тяга к игре, с которыми он зачастую не в состоянии справиться самостоятельно.
Поведение подростка начинает отличаться неадекватностью поступков и реакции на различные жизненные ситуации. Например, появляется раздражительность, агрессивность, быстрая утомляемость, чувство мнимого превосходства над сверстниками, нарушение сна и аппетита вплоть до замедления общего развития ребенка.
Ребенок с игровой зависимостью ограничивает свой круг общения только общением с компьютером. Компьютерная игра становится для подростка важнее, чем учеба, друзья и семья, а также другое окружение.
3. Изучены механизмы реализации социально-педагогической работы по профилактике игровой зависимости у подростков.
Деятельность социального педагога представляет собой деятельность, которая направлена на конкретного ребенка и способствует решению его индивидуальных проблем через изучение его личности и окружающего социума, а также поиск адекватных способов общения с ребенком и выявление средств, дающих возможность ребенку самостоятельно решить свои проблемы.
Профилактическая деятельность осуществляется в образовательных учреждениях, учреждениях досуга, а также в тесном взаимодействии с семьей.
Социально-педагогическая профилактика в образовательном учреждении выражается в виде основных технологий работы с подростками аддиктивного поведения, а также подростками, которые подвержены игровой зависимости.
Социально-педагогическая профилактика игровой зависимости включает в себя комплекс педагогических мер, направленных на выявление и нивелирование влияния причин, провоцирующих возникновение такого поведения, на конструирование адекватных типов взаимодействия со средой через нормализацию процесса социализации подростка [10, с. 25].
Профилактика игровой зависимости среди подростков включает в себя индивидуальные и групповые формы социально-педагогической работы, такие как, лекции, беседы, диспуты, метод создания воспитывающих ситуаций, убеждения, упражнения, поощрение и наказание и прочие.
Несмотря на высокую роль профилактической деятельности игровой зависимости среди подростков в образовательном учреждении, данная работа будет малоэффективной без участия родителей подростка.
Для того чтобы родители должным образом осуществляли профилактику игровой зависимости в семье, они должны быть соответствующим образом информированы и подготовлены.
А в этом им может помочь опять-таки социальный педагог и психолог образовательного учреждения.
Особая профилактическая работа с родителями должна строиться по принципу семинара-тренинга.
Поэтому эффективными и необходимыми методами воздействия на ситуацию со стороны родителей должны быть: разумный контроль и внимание к работе подростка за компьютером; полноценное общение с подростком; внимательность к его интересам, нуждам и желаниям в данной сфере.
Для профилактики игровой зависимости у подростка в семье родители должны научиться: позитивно, но критически обсуждать с ребенком содержание компьютерных игр; направлять ребенка к выбору полезных и обучающих игр; установить для него ежедневное расписание нахождения за компьютером; выработать режим использования компьютера для всех членов семьи и неукоснительно его соблюдать.
Для того чтобы ребенок с головой не ушел в компьютерные игры, родители должны находить время для общения со своим сыном или дочерью, чтобы их жизнь и отдых были увлекательными и разносторонними [40, с. 790].
4. Рассмотрена методика исследования.
По мнению исследователей, если не осуществлять профилактику и предупреждение игровой зависимости, то она может привести к разрушению личности, особенно детей в подростковом возрасте.
Явление компьютерной зависимости начало изучаться в зарубежной психологии уже в конце 1980 года, а само понятие компьютерной зависимости появилось в 1990 году [30, с. 49].
Исследованием компьютерной зависимости занимались различные зарубежные психологи, в том числе М. Шоттон, К. Янг, Т. Больбот и другие.
По их мнению, компьютерная зависимость возникает не только из-за делания человека уйти из реальности, но и вследствие индивидуальных особенностей человека.
Родоначальниками психологического изучения феномена зависимости от Интернета являются клинический психолог К. Янг и психиатр А. Гольдберг. Так, первой разработан «Тест Кимберли Янг», который протестирован профессором Питсбургского университета, Кимберли Янг еще в 1994 году [39]. Для тестирования использовался тест на детскую интернет-зависимость С. А. Кулакова. Кроме того, при исследовании применялись материалы из опросника «Поведение в Интернете», разработанного А. Е. Жичкиной, тест «Поработил ли Вас компьютер?», адаптированный вариант методики «Интернет-аддикция» американского психолога К. Янг, методика «8 вопросов, 3 варианта» на выявление игровой зависимости, методика «17 вопросов: да/нет» на выявление игровой аддикции.
5. Определены особенности формирования игровой зависимости.
Динамика игровой зависимости позволяет выделить четыре стадии развития психологической зависимости от компьютерных игр [60, с. 787]:
1. Стадия легкой увлеченности.
2. Стадия увлеченности.
3. Стадия зависимости.
4. Стадия привязанности.
Однако существование данных стадий не означает, что каждый человек проходит их все. Чаще всего человек останавливается на какой-то из этих стадий и может остаться там надолго.
Разделение формирования игровой зависимости на стадии позволяет более качественно изучать феномен игровой компьютерной зависимости в целях ее лучшей профилактики.
6. Разработана программа профилактики игровой зависимости у подростков в образовательном учреждении.
Программа профилактики игровой зависимости у подростков в образовательном учреждении должна включать в себя комплекс связанных действий, упражнений и мероприятий, направленных на профилактику игровой зависимости у подростков.
Ожидаемые результаты внедрения программы профилактики игровой зависимости:
1. Эффективная организация деятельности педагогического коллектива в рамках информационного воспитания школьников.
2. Создание условий для формирования у школьников ценностного отношения к своему здоровью.
3. Создание условий для формирования личного безопасного информационного пространства школьника.
Поскольку главной жизненной средой подростков является школа и семья, то и работа в направлении решения проблемы игровой зависимости должна проводиться именно в образовательном учреждении и домашней среде.
На сегодняшний день любой педагог должен обладать навыками определения у подростка признаков какого-либо пагубного пристрастия, в том числе игровой зависимости, чтобы вовремя предупредить ее развитие и предложить способы по ее устранению.
Необходимо сменить вид деятельности подростка, например, занятия спортом, общение с семьей, друзьями, новые знакомства, новые интересные и полезные хобби.
В результате достигнута цель выпускной работы - изучение теоретических аспектов по профилактике игровой зависимости у подростков и изучение опыта социальной работы с подростками по профилактике игровой зависимости в образовательном учреждении.
В настоящее время в России, как и во всем мире, говорят о проведении государственной Интернет- и игровой компьютерной политики, которая должна являться одним из способов защиты детей и подростков от угроз компьютерной зависимости. Так, доступ к компьютерным играм должен регулироваться с помощью специальных фильтрующих программ, которые подлежит устанавливать в образовательных учреждениях, библиотеках и прочих учреждениях и организациях, куда имеют доступ несовершеннолетние.
Установка данных программ должна активно пропагандироваться и среди родителей подростков, чтобы каждый персональный компьютер в семье был оборудован соответствующей программой.
В России данные программы еще используются не в полной мере и не очень эффективны, поэтому необходимо уделить внимание данному направлению со стороны государства для появления качественных отечественных разработок.
Кроме того, общегосударственная профилактика игровой зависимости среди подростков должна выражаться в создании на уровне государства, субъектом Российской Федерации и муниципальных центров специализированных летних лагерей, государственных и муниципальных программ, центров, оперативных систем и клиник для профилактики и лечения игровой компьютерной зависимости.
Список использованных источников
Нормативные документы
Конституция Российской Федерации (Электронный ресурс(: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 17.03.2016).
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 17.03.2016).
Специальная литература
Андреева С. Н. Возрастная психология: учебное пособие. – Йошкар-ола, МарГУ, 2011. – 188 с.
Антоненко А. А. Особенности эмоционального и социального интеллекта у подростков, склонных к Интернет-зависимому поведению. - Материалы научно-практической конференции. Москва. МГППУ. Издатель: Издательство «Институт психологии РАН». 22-23 апреля 2011. - 260 с.
Ахрямкина Т. А. Зависимое поведение: теория и практика. — Самара: СФ МГПУ, 2008. — 96 с.
Бычков Д., Феоктистова О. Социальная интеграция семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. – М.: Фонд «Институт экономики города», 2009. – 60 с.
Вачков И. В. Групповые методы в работе школьного психолога: учебное пособие. – М., 2010. – 223 с.
Выгонский С. И. Обратная сторона Интернета. Психология работы с компьютером и сетью. М.: Феникс, 2010. — 320 с.
Гришина А. В. Психологические факторы возникновения и преодоления игровой компьютерной зависимости в младшем подростковом возрасте: диссертация на соискание уч. ст. к.п.н. – Нижний Новгород, 2011. – 183 с.
Друзин В. Н. Педагогическая профилактика игровой компьютерной аддикции подростков: диссертация на соискание уч. ст. к.п.н. – Ярославль, 2010. – 254 с.
Завражин С. А. Игровая и оккультная аддикции: механизмы формирования и коррекции: учебное пособие. – Владимир, 2011. – 243 с.
Карабанова О. А. Возрастная психология: лекции. – М.: МГУ имени М. В. Ломоносова, 2011. – 236 с.
Катков А. Л. Профилактика, лечение и реабилитация игровой зависимости: методические рекомендации. – Павлодар, 2012. – 100 с.
Комарова И. А. Аддиктивное поведение подростка: семейный конструкт - Материалы научно-практической конференции. Москва. МГППУ. Издатель: Издательство «Институт психологии РАН». 22-23 апреля 2011. - 260 с.
Кузнецов И. Н. Настольная книга практикующего педагога. – М.: РОСБУХ, ГроссмЕДИА, 2010. – 544 с.
Новикова Л. М. Настольная книга школьного психолога. – М.: Эксмо, 2009. – 384 с.
Павлов И. С. Психотерапия в практике. - М.: ПЕР СЭ, 2012. — 608 с.
Савкина Т. О., Слободская Е. Р. Взаимосвязь структуры поведения за компьютером и итоговых показателей развития подростка // Сборник тезисов участников Третьей Всероссийской научно-практической конференции по психологии развития. – М.: МГППУ, 2011. – 300 с.
Солдаткин В. А. Клиника и терапия игровой зависимости. – Ростов н/Д: ГОУ ВПО «РостГМУ», 2010. – 156 с.
Солдаткин В. А. Клинико-патогенетическое сравнительное исследование игровой и алкогольной зависимости: автореферат дисс… на соискание уч.ст. д.м.н. – Москва, 2010. – 50 с.
Телина И. А. Социальная педагогика: учебное пособие. – М.: Флинта, 2014. – 87 с.
Хилько М. Е., Ткачева М. С. Возрастная психология: конспект лекцией. – М.: Высшее образование, 2010. - 126 с.
Хухлаева О. В. Психология подростка. – М.: Академия, 2008. – 160 с.
Алексютина Н. Суррогатная жизнь, или чем опасен Интернет // Учительская газета. - 2008. - №11. - С. 18-22.
Барцалкина В. В. Увлечение компьютерными играми: беда или благо? // Детская психология. – 2011. - № 1. – С. 32-36.
Беловол Е. В. Разработка опросника для оценки степени увлеченности ролевыми компьютерными играми // Психологический журнал. – 2011. - № 6. – С. 49-58.
Бойков А. Е. ОБЖ как оптимальный школьный предмет для реализации педагогической профилактики информационной зависимости детей и подростков // Педагогика высшей школы. – 2015. - № 31. – С. 22-24.
Бойков А. Е., Сухоруков Д. В. Профилактика зависимого поведения в контексте образовательного процесса // Молодой ученый. – 2014. - № 2. – С. 789-792.
Васильев А. Н. Игровая компьютерная зависимость: сродни наркомании и алкоголизму // ОБЖ. - 2008. - №9. - С. 27-28.
Волкова Е. Н., Гришина А. В. Оценка распространения игровой компьютерной зависимости у младших подростков // Вестник Мининского университета. – 2014. - № 3. – С. 48-50.
Гришина А. В. Методы предупреждения игровой зависимости // Ананьевские чтения – 2013. Психология в здравоохранении: Материалы научной конференции, 22-24 октября 2013 г. – С. 288-290.
Ельчанинова Г. В. Зависимость от компьютерных игр у подростков [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rastut-goda.ru/teenager/8293-zavisimost-ot-kompyuternykh-igr-u-podrostkov.html (дата обращения 17.03.2016).
Ефремова А. А. Проблема компьютерной зависимости и пути ее решения // XXVI Международная научно-практическая конференция «Научное сообщество студентов XXI столетия. ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ». – Новосибирск, 2014. – С. 36-38.
Жителей Крыма спасли от World of Warcraft [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.dni.ru/tech/2015/4/7/300113.html (дата обращения 17.03.2016).
Зыбин С. Игровая зависимость у детей [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://estheticlife.ru/doks/00000044.php (дата обращения 17.03.2016).
Игровая зависимость у подростков: что делать [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kakprosto.ru/kak-902871-igrovaya-zavisimost-u-podrostkov-chto-delat (дата обращения 17.03.2016).
Игромания: советы родителям подростков. Опасность мнимая и реальная [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.medkrug.ru/article/show/igromania_sovety_roditelyam_podrostkov_opasnost_mnimaya_i_realnaya (дата обращения 17.03.2016).
Интернет-зависимость, или пойманные в Сеть [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://vbiblioteke.wordpress.com/2014/04/09/интернет-зависимость-или-пойманные-в/ (дата обращения 17.03.2016).
Кимберли Янг – тест на интернет-зависимость [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vrednye.ru/drugie-zavisimosti/kimberli-yang-test-na-internet-zavisimost.html (дата обращения 17.03.2016).
Ковалева Е. В. «Я — житель интернета»: явление интернет-зависимости у детей и подростков // Молодой ученый. — 2015. — №21. — С. 788-790.
Компьютерная игровая зависимость современных подростков [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.zdoroviedetey.ru/node/7749 (дата обращения 17.03.2016).
Коптелова Н. И., Данилова М. В. Особенности компьютерной игровой зависимости среди подростков // Молодой ученый. — 2014. — №20. — С. 547-549.
Коптелова Н. И., Попов В. А. Социально-педагогическая профилактика компьютерной зависимости у подростков в общеобразовательных учреждениях // Молодой ученый. – 2015. - № 24. – С. 970-973.
Кудрявцев В. Интернет или «экологически чистый» наркотик // Воспитание школьников. - 2009. - №5. - С. 23-25.
Кучма В. Р. Охрана здоровья детей и подростков в национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. – 2013. - № 1 (3). – С. 4-9.
Ларионова С. Ю., Дегтерев А. С. Интернет-зависимость у студентов: вопросы профилактики // Психологическое образование в России. – 2013. - № 2. – С. 34-38.
Малых Т. Наши дети во Всемирной паутине Интернета // Воспитание школьника. - 2008. - №2. - С.60-62.
Мельникова М. Каковы причины компьютерной зависимости у детей и подростков [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://shkolazhizni.ru/psychology/articles/22951/ (дата обращения 17.03.2016).
Пережогин Л. О. Игровая компьютерная аддикция в подростковой среде [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psynet.by.ru/texts/perez.htm (дата обращения 17.03.2016).
Пилюгин А. Е. Зависимость от видеоигр как следствие переживаемого подростков дефицита субъектности // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2010. - № 5. – С. 115-118.
Прибылова Ю. О. Психологические проблемы современных школьников в области информационных технологий // Естествознание в школе. – 2010. - № 4. – С. 35-39.
Риппинен Т. О. Взаимосвязи личностных особенностей подростков с повседневным использованием компьютера // Психологический жирнал. – 2014. - № 4. – С. 18-25.
Сергеев А. Н. Компьютерные технологии как средство личностного развития в процессе обучения: новые возможности // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2011. - № 1. – С. 80-84.
Силантьева Т. Компьютерная зависимость детей: признаки, причины и последствия [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pedsovet.su/problem/5803_komputernaya_zavisimost (дата обращения 17.03.2016).
Скиотис Е. И., Жукова А. А. Исследование взаимосвязи увлеченности компьютерными играми и особенностей эмоционально-личностной сферы подростков // Психолого-педагогические условия развития личности: Сборник научных статей. – Мурманск, МГПУ, 2010. – 120 с.
Солдатова Г. У. Чрезмерное использование интернета: факторы и признаки // Психологический журнал. – 2013. - № 4. – С. 105-114.
Солдатов Д. Психологическая диагностика склонностей подростков к аддиктивному поведению // Социальная педагогика. - 2011. - №2. - С. 98-105.
Трафимчик Ж. И. Современные компьютерные игры: последствия и особенности влияния на психику младшего школьного возраста // ЗОЖ. – 2011. - № 1. – С. 22-26.
Тростанецкая Г. Н. Они должны сказать: нет! // Социальная работа. – 1999. - № 1/2. – С. 46-50.
Федоров А. Ф. Власова И. А. Проблемы игровой компьютерной интернет-зависимости у подростков // Молодой ученый. – 2013. - № 5. – С. 785-787.
Цой Н. А. Низкий самоконтроль как один из детерминирующих социальных факторов феномена интернет-зависимости // Журнал социологии и социальной антропологии. Том XIV. — № 4 (57). — 2011. — С. 72-85.
Приложение
Приложение 1
ТЕСТ КИМБЕРЛИ ЯНГ НА ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ
Ответы даются по пятибалльной шкале:
1 – очень редко, 2 – иногда, 3 – часто, 4 – очень часто, 5 - всегда
1. Как часто Вы обнаруживаете, что задержались в сети дольше, чем задумывали?
2. Как часто Вы забрасываете свои домашние обязанности, чтобы провести больше времени в сети?
3. Как часто Вы предпочитаете развлечения в Интернете близости со своими друзьями?
4. Как часто Вы строите новые отношения с друзьями по сети?
5. Как часто Ваши знакомые жалуются по поводу количества времени, что Вы проводите в сети?
6. Как часто из-за времени, проведенном в сети страдает Ваше образование?
7. Как часто Вы проверяете электронную почту(сообщения), прежде чем заняться чем-то другим?
8. Как часто страдает Ваша эффективность или продуктивность в учебе из-за использования Интернета?
9. Как часто Вы сопротивляетесь разговору или скрываете, если Вас спрашивают о том, что Вы делала в сети?
10. Как часто Вы отодвигаете на второй план неприятные мысли о своей жизни, заменяя их успокаивающими мыслями об Интернете?
11. Как часто Вы чувствуете приятое предвкушение от предстоящего выхода в сеть?
12. Как часто Вы боитесь, что жизнь без Интернета станет скучной, пустой и безынтересной?
13. Как часто Вы раздражаетесь, кричите, если что-то отрывает Вас, когда Вы находитесь в сети?
14. Как часто Вы теряете сон, когда поздно находитесь в сети?
15. Как часто Вы чувствуете, что поглощены Интернетом, когда не находитесь в сети, или воображаете, что Вы там?
16. Как часто вы замечаете свои слова «еще пару минут...», когда находитесь в сети?
17. Как часто Вы пытаетесь безуспешно урезать время пребывания в сети?
18. Как часто Вы пытаетесь скрыть количество времени пребывания в сети?
19. Как часто Вы предпочитаете находиться в сети вместо того, чтобы встретиться с друзьями?
20. Как часто Вы чувствуете подавленность, плохое настроение, нервничаете, когда Вы не в сети, что вскоре исчезает, стоит Вам выйти в Интернет?
20-49 баллов – Вы учебный пользователь Интернета. Можете путешествовать по сети сколько угодно долго, т.к. умеете контролировать себя.
50-79 баллов – у Вас некоторые проблемы, связанные с чрезмерным увлечением Интернетом. Если Вы не обратите на них внимание сейчас – в дальнейшем они могут заполнить всю Вашу жизнь.
80-100 баллов – использование Интернета вызывает значительные проблемы в Вашей жизни. Требуется помощь специалиста-психотерапевта.
Приложение 2
Тест на интернет-зависимость
(С.А. Кулаков, 2004)
Ответы даются по пятибалльной шкале: 1 – очень редко, 2 – иногда, 3 – часто, 4 – очень часто, 5 - всегда
1. Как часто Вы обнаруживаете, что задержались в сети дольше, чем задумывали?
2. Как часто Вы забрасываете свои домашние обязанности, чтобы провести больше времени в сети?
3. Как часто Вы предпочитаете развлечения в Интернете близости со своим партнером?
4. Как часто Вы строите новые отношения с друзьями по сети?
5. Как часто Ваши знакомые жалуются по поводу количества времени, что Вы проводите в сети?
6. Как часто из-за времени, проведенном в сети страдает Ваше образование и/или работа?
7. Как часто Вы проверяете электронную почту, прежде чем заняться чем-то другим?
8. Как часто страдает Ваша эффективность или продуктивность в работе из-за использования Интернета?
9. Как часто Вы сопротивляетесь разговору или скрываете, если Вас спрашивают о том, что Вы делала в сети?
10. Как часто Вы отодвигаете на второй план неприятные мысли о своей жизни, заменяя их успокаивающими мыслями об Интернете?
11. Как часто Вы чувствуете приятое предвкушение от предстоящего выхода в сеть?
12. Как часто Вы боитесь, что жизнь без Интернета станет скучной, пустой и безынтересной?
13. Как часто Вы раздражаетесь, кричите, если что-то отрывает Вас, когда Вы находитесь в сети?
14. Как часто Вы теряете сон, когда поздно находитесь в сети?
15. Как часто Вы чувствуете, что поглощены Интернетом, когда не находитесь в сети, или воображаете, что Вы там?
16. Как часто вы замечаете свои слова «еще пару минут...», когда находитесь в сети?
17. Как часто Вы пытаетесь безуспешно урезать время пребывания в сети?
18. Как часто Вы пытаетесь скрыть количество времени пребывания в сети?
19. Как часто Вы предпочитаете находиться в сети вместо того, чтобы встретиться с людьми?
20. Как часто Вы чувствуете подавленность, плохое настроение, нервничаете, когда Вы не в сети, что вскоре исчезает, стоит Вам выйти в Интернет?
При сумме баллов 50-79 стоит учитывать серьезное влияние Интернета на вашу жизнь.
При сумме баллов 80 и выше, у Вас с высокой долей вероятности Интернет-зависимость и Вам необходима помощь специалиста.
2
2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 17.03.2016).
Специальная литература
3. Андреева С. Н. Возрастная психология: учебное пособие. – Йошкар-ола, МарГУ, 2011. – 188 с.
4. Антоненко А. А. Особенности эмоционального и социального интеллекта у подростков, склонных к Интернет-зависимому поведению. - Материалы научно-практической конференции. Москва. МГППУ. Издатель: Издательство «Институт психологии РАН». 22-23 апреля 2011. - 260 с.
5. Ахрямкина Т. А. Зависимое поведение: теория и практика. — Самара: СФ МГПУ, 2008. — 96 с.
6. Бычков Д., Феоктистова О. Социальная интеграция семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. – М.: Фонд «Институт экономики города», 2009. – 60 с.
7. Вачков И. В. Групповые методы в работе школьного психолога: учебное пособие. – М., 2010. – 223 с.
8. Выгонский С. И. Обратная сторона Интернета. Психология работы с компьютером и сетью. М.: Феникс, 2010. — 320 с.
9. Гришина А. В. Психологические факторы возникновения и преодоления игровой компьютерной зависимости в младшем подростковом возрасте: диссертация на соискание уч. ст. к.п.н. – Нижний Новгород, 2011. – 183 с.
10. Друзин В. Н. Педагогическая профилактика игровой компьютерной аддикции подростков: диссертация на соискание уч. ст. к.п.н. – Ярославль, 2010. – 254 с.
11. Завражин С. А. Игровая и оккультная аддикции: механизмы формирования и коррекции: учебное пособие. – Владимир, 2011. – 243 с.
12. Карабанова О. А. Возрастная психология: лекции. – М.: МГУ имени М. В. Ломоносова, 2011. – 236 с.
13. Катков А. Л. Профилактика, лечение и реабилитация игровой зависимости: методические рекомендации. – Павлодар, 2012. – 100 с.
14. Комарова И. А. Аддиктивное поведение подростка: семейный конструкт - Материалы научно-практической конференции. Москва. МГППУ. Издатель: Издательство «Институт психологии РАН». 22-23 апреля 2011. - 260 с.
15. Кузнецов И. Н. Настольная книга практикующего педагога. – М.: РОСБУХ, ГроссмЕДИА, 2010. – 544 с.
16. Новикова Л. М. Настольная книга школьного психолога. – М.: Эксмо, 2009. – 384 с.
17. Павлов И. С. Психотерапия в практике. - М.: ПЕР СЭ, 2012. — 608 с.
18. Савкина Т. О., Слободская Е. Р. Взаимосвязь структуры поведения за компьютером и итоговых показателей развития подростка // Сборник тезисов участников Третьей Всероссийской научно-практической конференции по психологии развития. – М.: МГППУ, 2011. – 300 с.
19. Солдаткин В. А. Клиника и терапия игровой зависимости. – Ростов н/Д: ГОУ ВПО «РостГМУ», 2010. – 156 с.
20. Солдаткин В. А. Клинико-патогенетическое сравнительное исследование игровой и алкогольной зависимости: автореферат дисс… на соискание уч.ст. д.м.н. – Москва, 2010. – 50 с.
21. Телина И. А. Социальная педагогика: учебное пособие. – М.: Флинта, 2014. – 87 с.
22. Хилько М. Е., Ткачева М. С. Возрастная психология: конспект лекцией. – М.: Высшее образование, 2010. - 126 с.
23. Хухлаева О. В. Психология подростка. – М.: Академия, 2008. – 160 с.
24. Алексютина Н. Суррогатная жизнь, или чем опасен Интернет // Учительская газета. - 2008. - №11. - С. 18-22.
25. Барцалкина В. В. Увлечение компьютерными играми: беда или благо? // Детская психология. – 2011. - № 1. – С. 32-36.
26. Беловол Е. В. Разработка опросника для оценки степени увлеченности ролевыми компьютерными играми // Психологический журнал. – 2011. - № 6. – С. 49-58.
27. Бойков А. Е. ОБЖ как оптимальный школьный предмет для реализации педагогической профилактики информационной зависимости детей и подростков // Педагогика высшей школы. – 2015. - № 31. – С. 22-24.
28. Бойков А. Е., Сухоруков Д. В. Профилактика зависимого поведения в контексте образовательного процесса // Молодой ученый. – 2014. - № 2. – С. 789-792.
29. Васильев А. Н. Игровая компьютерная зависимость: сродни наркомании и алкоголизму // ОБЖ. - 2008. - №9. - С. 27-28.
30. Волкова Е. Н., Гришина А. В. Оценка распространения игровой компьютерной зависимости у младших подростков // Вестник Мининского университета. – 2014. - № 3. – С. 48-50.
31. Гришина А. В. Методы предупреждения игровой зависимости // Ананьевские чтения – 2013. Психология в здравоохранении: Материалы научной конференции, 22-24 октября 2013 г. – С. 288-290.
32. Ельчанинова Г. В. Зависимость от компьютерных игр у подростков [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rastut-goda.ru/teenager/8293-zavisimost-ot-kompyuternykh-igr-u-podrostkov.html (дата обращения 17.03.2016).
33. Ефремова А. А. Проблема компьютерной зависимости и пути ее решения // XXVI Международная научно-практическая конференция «Научное сообщество студентов XXI столетия. ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ». – Новосибирск, 2014. – С. 36-38.
34. Жителей Крыма спасли от World of Warcraft [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.dni.ru/tech/2015/4/7/300113.html (дата обращения 17.03.2016).
35. Зыбин С. Игровая зависимость у детей [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://estheticlife.ru/doks/00000044.php (дата обращения 17.03.2016).
36. Игровая зависимость у подростков: что делать [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kakprosto.ru/kak-902871-igrovaya-zavisimost-u-podrostkov-chto-delat (дата обращения 17.03.2016).
37. Игромания: советы родителям подростков. Опасность мнимая и реальная [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.medkrug.ru/article/show/igromania_sovety_roditelyam_podrostkov_opasnost_mnimaya_i_realnaya (дата обращения 17.03.2016).
38. Интернет-зависимость, или пойманные в Сеть [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://vbiblioteke.wordpress.com/2014/04/09/интернет-зависимость-или-пойманные-в/ (дата обращения 17.03.2016).
39. Кимберли Янг – тест на интернет-зависимость [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vrednye.ru/drugie-zavisimosti/kimberli-yang-test-na-internet-zavisimost.html (дата обращения 17.03.2016).
40. Ковалева Е. В. «Я — житель интернета»: явление интернет-зависимости у детей и подростков // Молодой ученый. — 2015. — №21. — С. 788-790.
41. Компьютерная игровая зависимость современных подростков [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.zdoroviedetey.ru/node/7749 (дата обращения 17.03.2016).
42. Коптелова Н. И., Данилова М. В. Особенности компьютерной игровой зависимости среди подростков // Молодой ученый. — 2014. — №20. — С. 547-549.
43. Коптелова Н. И., Попов В. А. Социально-педагогическая профилактика компьютерной зависимости у подростков в общеобразовательных учреждениях // Молодой ученый. – 2015. - № 24. – С. 970-973.
44. Кудрявцев В. Интернет или «экологически чистый» наркотик // Воспитание школьников. - 2009. - №5. - С. 23-25.
45. Кучма В. Р. Охрана здоровья детей и подростков в национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. – 2013. - № 1 (3). – С. 4-9.
46. Ларионова С. Ю., Дегтерев А. С. Интернет-зависимость у студентов: вопросы профилактики // Психологическое образование в России. – 2013. - № 2. – С. 34-38.
47. Малых Т. Наши дети во Всемирной паутине Интернета // Воспитание школьника. - 2008. - №2. - С.60-62.
48. Мельникова М. Каковы причины компьютерной зависимости у детей и подростков [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://shkolazhizni.ru/psychology/articles/22951/ (дата обращения 17.03.2016).
49. Пережогин Л. О. Игровая компьютерная аддикция в подростковой среде [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psynet.by.ru/texts/perez.htm (дата обращения 17.03.2016).
50. Пилюгин А. Е. Зависимость от видеоигр как следствие переживаемого подростков дефицита субъектности // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2010. - № 5. – С. 115-118.
51. Прибылова Ю. О. Психологические проблемы современных школьников в области информационных технологий // Естествознание в школе. – 2010. - № 4. – С. 35-39.
52. Риппинен Т. О. Взаимосвязи личностных особенностей подростков с повседневным использованием компьютера // Психологический жирнал. – 2014. - № 4. – С. 18-25.
53. Сергеев А. Н. Компьютерные технологии как средство личностного развития в процессе обучения: новые возможности // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2011. - № 1. – С. 80-84.
54. Силантьева Т. Компьютерная зависимость детей: признаки, причины и последствия [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pedsovet.su/problem/5803_komputernaya_zavisimost (дата обращения 17.03.2016).
55. Скиотис Е. И., Жукова А. А. Исследование взаимосвязи увлеченности компьютерными играми и особенностей эмоционально-личностной сферы подростков // Психолого-педагогические условия развития личности: Сборник научных статей. – Мурманск, МГПУ, 2010. – 120 с.
56. Солдатова Г. У. Чрезмерное использование интернета: факторы и признаки // Психологический журнал. – 2013. - № 4. – С. 105-114.
57. Солдатов Д. Психологическая диагностика склонностей подростков к аддиктивному поведению // Социальная педагогика. - 2011. - №2. - С. 98-105.
58. Трафимчик Ж. И. Современные компьютерные игры: последствия и особенности влияния на психику младшего школьного возраста // ЗОЖ. – 2011. - № 1. – С. 22-26.
59. Тростанецкая Г. Н. Они должны сказать: нет! // Социальная работа. – 1999. - № 1/2. – С. 46-50.
60. Федоров А. Ф. Власова И. А. Проблемы игровой компьютерной интернет-зависимости у подростков // Молодой ученый. – 2013. - № 5. – С. 785-787.
61. Цой Н. А. Низкий самоконтроль как один из детерминирующих социальных факторов феномена интернет-зависимости // Журнал социологии и социальной антропологии. Том XIV. — № 4 (57). — 2011. — С. 72-85.
РЕФЕРАТ
диссертация содержит введение, две главы, заключение и список литературы диссертации находится на 28 страницах машинописного текста и включает 35 источников.
Игровая ЗАВИСИМОСТЬ, АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, ДЕВИАЦИЯ, ТИПЫ ЗАВИСИМОСТИ, ПРОФИЛАКТИКА игровой ЗАВИСИМОСТИ
Объект исследования - процесс профилактики игровой зависимости среди подростков.
Предмет исследования - комплекс методов, средств и форм, обеспечивающих эффективность профилактики игровой зависимости среди подростков в средних условиях.
Указанная цель определяет исследовательские задачи:
1. Рассмотреть проблему игровой зависимости психологической науки. 2. Для определения психологическая характеристика подросткового возраста. 3. Для изучения психологических особенностей личности с игровой зависимостью и обосновать комплекс педагогических условий профилактики игровой зависимости у подростков.
Методы исследования: изучение и анализ философской, психолого-педагогической, методической и научной литературы по проблеме; изучение и анализ передового опыта; теоретические методы: анализ, синтез, обобщение, сравнение, моделирование системы и процессов.
Элементы научной новизны: программа профилактики среди подростков с игровой зависимостью. Автор работы подтверждает, что приведенный в ней аналитический, правильно и объективно отражает состояние исследований процесса, а все заимствованные из литературы и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
СОДЕРЖАНИЕ
- Введение
- 1. Теоретические аспекты проблемы наркомании подростков < / ul>
- 1.1 Проблема игровой зависимости психологической науки
- 1.2 Причины и особенности игры игры-игровая зависимость у подростков