особенности эмоционально-личностного развития детей из семей с разным типом детско-родительских отношений (стилем семейного воспитания)

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогическая психология
  • 26 26 страниц
  • 32 + 32 источника
  • Добавлена 15.05.2016
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение 2
1 Теоретические подходы к изучению стилей семейного воспитания 5
1.1 Определения стиля семейного воспитания в психологии 5
1.2 Классификация стилей семейного воспитания 13
2 Особенности эмоционально-личностного развития ребенка в зависимости от стилей семейного воспитания 17
2.1 Формирование личности ребенка в семье 17
2.2 Особенности влияния стилей семейного воспитания на эмоционально-личностное развитие ребенка 19
Заключение 24
Список литературы 26

Фрагмент для ознакомления

И те и другие дети сложно проходят процесс социализации, с трудом адаптируются в социуме.Такие дети с трудом адаптируются в социуме, окружающем мире.При воспитании в демократическом стилеребенок имеет активную позицию, что позволяет ему нарабатывать опыт самоуправления, самодисциплины, что повышает уверенность в себе, в своих способностях. Ребенок умеет прислушиваться к родительским советам, понимает нормы и правила, дисциплину, умеет адекватно выстраивать взаимоотношения со сверстниками. Как результат такого стиля воспитания, ребенок растет любознательным, самостоятельным, имеющим навыки ответственности за себя и свои поступки. Многими педагогами и психологами данный стиль семейного воспитания признается как наиболее приемлемый для гармоничного эмоционального и личностного развития ребенка.Что касается попустительского стиля семейного воспитания, то ребенок вырастает эгоистичным, конфликтным, постоянно недовольным окружающими людьми человеком, что не дает ему возможность вступать в нормальные социальные взаимоотношения и эмоциональные прочные связи с людьми. В школе у такого ребенка возможны частые конфликты из-за того, что он не приучен уступать, слушаться старших, следовать законам и правилам.Ребёнок, выращенный в обстановке вседозволенности, более подвержен психологическим проблемам, фобиям, депрессиям. Такой ребенок не научен контролировать себя и своё поведение у него будет немного шансов развить самоуважение. В будущем ребёнок, воспитанный либеральными родителями, будет неспособен противостоять жизненным проблемам, у него возникнут трудности с социальным взаимодействием. Что в свою очередь приведет к не сформированности адекватной самооценки и чувства собственного достоинства. Он будет конфликтовать со всеми, кто не потакает его желаниям.Ребенок, выраженный в семье, где довлеет гиперопека, растет беспомощным, инфантильным, неуверенным в себе, невротизированным, тревожным, плаксивым.В последствии у него возникают трудности в социализации. Дети вырастают послушными, но в то же время неуверенными в себе, своих силах и возможностях, всегда будет бояться сделать что-то не так, ошибиться. Некоторые дети в подростковом возрасте будут стремиться вырваться из-под чрезмерного контроля и опеки родителей, проявляя агрессию, становясь непослушными и своевольными. Гиперопека, контроль, ограничения и запреты разовьют у ребенка умение хитрить, обманывать и скрытность. Подростки будут использовать ложь, как средство самозащиты от родителей, постоянно пытающихся контролировать его личную жизнь, что в итоге приведет к отчуждению от них. Последствия гиперопекающего стиля семейного воспитания - формирование зависимости от чужого, а также негативного влияния от других людей. Именно гиперопекавиновата, что дети вырастают "маменькиными сынками".Проблема эмоционально-личностного развития ребенка при отчужденном стиле семейного воспитания является очень серьезной. Ребенок растет одиноким и глубоко несчастным, неуверенным в себе. У него пропадает желание общаться, может сформироваться агрессивность к людям.Подростки часто имеют проблемы с законом.При хаотичном стиле семейного воспитания у ребенка теряется чувство стабильности, появляется тревожность, неуверенность в себе, в некоторых случаях может быть агрессивность, но чаще импульсивность и неуправляемость. При хаотичном стиле воспитания у ребенка не сформируется самоконтроль, чувство ответственности за себя и других людей. Ребенок будет отличаться незрелостью суждений.Таким образом, по результату обзора особенностей каждого из представленных стилей мы можем предположить, что наиболее оптимальным стилем для адекватного развития психике и личности ребенка является демократический стиль, который совмещает в себе соблюдение дисциплины и открытость к ребенку, в результате применения демократического стиля родительского воспитания есть возможность сформировать здоровую, самостоятельную личность, с активной позицией, с умением преодолевать трудности и достигать целей, с развитыми способностями и навыками, занимающаяся тем делом, которое интересно.ЗаключениеВ данной работе мы рассматривали особенности эмоционально-личностного развития в зависимости от выбора стилей семейного воспитания. Следует отметить, что выбор того или иного стиля может зависеть от социальных особенностей, стили воспитания могут передаваться по наследству, от родителей к детям на бессознательном уровне.Исследуя причины возникновения неожиданных черт характера у ребенка, его неадекватное реагирование и беспомощность в критических ситуациях, психологи делают акцент на влияние собственно воспитательных мер на поведение и развитие ребенка, т.е. заранее продуманных и сознательно совершаемых шагов в общении с детьми. Вместе с тем известно, что поведение родителей в семье и вне ее, их человеческие качества и отношение к жизни преломляются в сознании ребенка и становятся основой для развития его собственных личностных качеств, определения своей позиции в жизни и стратегии в общении с другими людьми.Выделению и описанию черт личности родителей, способствующих или препятствующих адаптации ребенка в обществе и развитию у него благоприятных личностных качеств, посвящены в основном клинические исследования.В настоящее время семейные отношения во многих слоях населения приобретают проблемный характер. Этому вопросу в современном мире уделяется много внимания. Обострению проблемы, способствует ряд причин, характеризующих в большей степени ситуацию в стране в целом. Замена эмоционального общения с родителями на общение с техникой (компьютер, телевизор и т.д.). Формирование нового типа семьи как дружеской или товарищеской ассоциации, с новыми видами отношений. Недостаточная пропаганда важности семейных взаимоотношений. Эти причины указываются во многих работах современных психологов.Так же нами было выявлено, что роль матери в воспитании детей имеет огромное значение из-за глубокой эмоциональной связи матери и ребенка.Таким образом, мы выяснили, что интеллектуальные, эмоционально-волевые, коммуникативные качества родителей, предпочитаемые ими типы поведения в неприятных ситуациях, а также их воспитательные позиции проявляются в особенностях развивающейся личности ребенка.Список литературыАдлер А. Воспитание и проблемные дети / Адлер // Родители и дети: хрестоматия / под ред. Д.Я. Райгородского. - Самара: Изд. Дом "БАХРАМ - М", 2003. - 106с.Акулова Е.Ф. Влияние стилей семейного воспитания на становление социально значимых качеств личности // Проблемы дошкольного образования на современном этапе / М-во образования и науки Рос. Федерации, Тольяттинский гос. ун-т. - Тольятти: ТГУ, 2010. - Вып. 8, ч. 2. - 222с.Алатовцева Н.А. Влияние детско-родительских отношений на формирование личности ребенка // Дошк. педагогика. - 2009. - № 4. - С. 58-59.Бережницкая О.Н. Ценностное воспитание подростков в современных педагогических концепциях // Науч. обозрение. - 2008. - № 5 - С. 136-138Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Роберт Бернс; [пер. с англ.]. - М.: Прогресс, 1986. - 420 с.Варга А.Я. Введение в системную семейную психотерапию. - М.: "Когито-Центр", 2009. - 182 с.Мухана В.С. Хвастиков А.А. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб.пособие для студ.Пед. вузов / - М.: Изд-во "Академия", 2000. - 624с..Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. - М.; Л.: Учпедгиз, 1935. - 223с..Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М: ЧеРо: Творческий центр "Сфера", 2001. - 172 с...Довгая Н.А. Влияние факторов семейной ситуации на эмоциональное развитие дошкольника // Психолог в дет.саду. - 2006. - № 4. - С. 66-76..Евтушенко И.В. Детская одаренность и родители // Дошк. воспитание. - 2009. - № 7. - С. 46-51..Жигалин С.С. Родительские позиции как система отношений родителя. Сборник статей по материалам Пятого конгресса молодых ученых и специалистов "Науки о человеке" ред. Л.М. Огородовой, Л.В. Капилевича. Томск: Сиб. ГМУ, 2004. - 413 с..Зарубанян Н.М. Уроки Макаренко актуальны и сегодня // Профессиональное образование. - 2009. - № 2. - С. 28-29.Козловская Н.В. Исследование влияния детско-родительских отношений на уровень тревожности детей старшего дошкольного возраста // Психологические проблемы современной российской семьи. - М., 2005 г..Кушнерчук М. Влияние родительских сценариев на экономическое сознание / Социальная психология. - 2006. - № 5. - С. 40 - 44..Литвинова А.В. Влияние образов родителей на формирование субъективных позиций у старших дошкольников // Психолог в дет.саду. - 2004. - № 1. - С. 103-108.Мертон Р. Социальная теория и социальная структура - К.: Абрис, 1996. - 108 с..Мид М. Культура и мир детства / пер. с англ. и коммент. Ю.А. Асеева; сост. - М.: Наука, 1988. - 429 с.Насонова О.Б. Становление детской личности в семейных взаимоотношениях / Насонова О.Б. // Воспитателю о психологии и педагогики сексуального развития ребенка. - К., 1996. - С. 73-81.Новичкова Н.Г. Анализ практики социально-педагогической деятельности общеобразовательной школы по профилактике девиантного поведения подростков и ее развитие в современных условиях // Сибирский пед. журнал. - 2009. - № 7. - С. 121-125Обухова Л.Ф., Шаграева О.А. Семья и ребенок: психологический аспект детского развития / Учебное пособие. - М: Жизнь и мысль, 1999. - 166с.Овчарова Р.Ф. Семейная академия: вопросы и ответы. - М.: Высшая школа, 1996 - 122с.Реан А.А. Психология детства. Учебник - СПб.: "прайм-ЕВРО-ЗНАК", 2003. - 368с.Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / К. Долджин, Е.И. Николаева. - СПб.: Питер, 2010. - 812 с.Реан А.А. Подросток и семейное воспитание - М.: Прогресс, 1994. - 479 с.Розум С.И. Психология социализации и социальной адаптации / Сергей Иванович Розум. - СПб.: Речь, 2006. - 365 с.Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В., Александрова Н.В. Роль семьи в воспитании детей Семейная психотерапия. / - СПб.: Питер,2000 г.Спок Б. Ребенок и уход за ним /пер. с англ. - М.: Современный литератор, 2004. - 576 с.Столин В.В., Соколова Е.Т., Варга А.Я. Психология развития ребёнка и взаимоотношений родителей и детей как теоретическая основа консультационной практики /Под ред.А. А. Бодалёва, В.В. Столина. - 1989. - №3Фромм Э. Бегство от свободы - М.: ЭСТ, 1990Чекалина, А.А. О влиянии родительских установок на формирование гендерной идентичности ребенка // Мир психологии. - 2004. - № 2. - С. 106-112.Черевач Г.Б. Влияние детско-родительских отношений на развитие ценностно-потребностной сферы личности дошкольника: автореф. дис.. канд. психол. наук - Томск, 2006. - 18 с.

Список литературы

1. Адлер А. Воспитание и проблемные дети / Адлер // Родители и дети: хрестоматия / под ред. Д.Я. Райгородского. - Самара: Изд. Дом "БАХРАМ - М", 2003. - 106с.
2 Акулова Е.Ф. Влияние стилей семейного воспитания на становление социально значимых качеств личности // Проблемы дошкольного образования на современном этапе / М-во образования и науки Рос. Федерации, Тольяттинский гос. ун-т. - Тольятти: ТГУ, 2010. - Вып. 8, ч. 2. - 222с.
3 Алатовцева Н.А. Влияние детско-родительских отношений на формирование личности ребенка // Дошк. педагогика. - 2009. - № 4. - С. 58-59.
4 Бережницкая О.Н. Ценностное воспитание подростков в современных педагогических концепциях // Науч. обозрение. - 2008. - № 5 - С. 136-138
5 Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Роберт Бернс; [пер. с англ.]. - М.: Прогресс, 1986. - 420 с.
6 Варга А.Я. Введение в системную семейную психотерапию. - М.: "Когито-Центр", 2009. - 182 с.
7 Мухана В.С. Хвастиков А.А. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. Пед. вузов / - М.: Изд-во "Академия", 2000. - 624с.
8 .Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. - М.; Л.: Учпедгиз, 1935. - 223с.
9 .Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М: ЧеРо: Творческий центр "Сфера", 2001. - 172 с.
10 ..Довгая Н.А. Влияние факторов семейной ситуации на эмоциональное развитие дошкольника // Психолог в дет. саду. - 2006. - № 4. - С. 66-76.
11 .Евтушенко И.В. Детская одаренность и родители // Дошк. воспитание. - 2009. - № 7. - С. 46-51.
12 .Жигалин С.С. Родительские позиции как система отношений родителя. Сборник статей по материалам Пятого конгресса молодых ученых и специалистов "Науки о человеке" ред. Л.М. Огородовой, Л.В. Капилевича. Томск: Сиб. ГМУ, 2004. - 413 с.
13 .Зарубанян Н.М. Уроки Макаренко актуальны и сегодня // Профессиональное образование. - 2009. - № 2. - С. 28-29
14 .Козловская Н.В. Исследование влияния детско-родительских отношений на уровень тревожности детей старшего дошкольного возраста // Психологические проблемы современной российской семьи. - М., 2005 г.
15 .Кушнерчук М. Влияние родительских сценариев на экономическое сознание / Социальная психология. - 2006. - № 5. - С. 40 - 44.
16 .Литвинова А.В. Влияние образов родителей на формирование субъективных позиций у старших дошкольников // Психолог в дет. саду. - 2004. - № 1. - С. 103-108.
17 Мертон Р. Социальная теория и социальная структура - К.: Абрис, 1996. - 108 с.
18 .Мид М. Культура и мир детства / пер. с англ. и коммент. Ю.А. Асеева; сост. - М.: Наука, 1988. - 429 с.
19 Насонова О.Б. Становление детской личности в семейных взаимоотношениях / Насонова О.Б. // Воспитателю о психологии и педагогики сексуального развития ребенка. - К., 1996. - С. 73-81.
20 Новичкова Н.Г. Анализ практики социально-педагогической деятельности общеобразовательной школы по профилактике девиантного поведения подростков и ее развитие в современных условиях // Сибирский пед. журнал. - 2009. - № 7. - С. 121-125
21 Обухова Л.Ф., Шаграева О.А. Семья и ребенок: психологический аспект детского развития / Учебное пособие. - М: Жизнь и мысль, 1999. - 166с.
22 Овчарова Р.Ф. Семейная академия: вопросы и ответы. - М.: Высшая школа, 1996 - 122с.
23 Реан А.А. Психология детства. Учебник - СПб.: "прайм-ЕВРО-ЗНАК", 2003. - 368с.
24 Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / К. Долджин, Е.И. Николаева. - СПб.: Питер, 2010. - 812 с.
25 Реан А.А. Подросток и семейное воспитание - М.: Прогресс, 1994. - 479 с.
26 Розум С.И. Психология социализации и социальной адаптации / Сергей Иванович Розум. - СПб.: Речь, 2006. - 365 с.
27 Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В., Александрова Н.В. Роль семьи в воспитании детей Семейная психотерапия. / - СПб.: Питер, 2000 г.
28 Спок Б. Ребенок и уход за ним / пер. с англ. - М.: Современный литератор, 2004. - 576 с.
29 Столин В.В., Соколова Е.Т., Варга А.Я. Психология развития ребёнка и взаимоотношений родителей и детей как теоретическая основа консультационной практики /Под ред.А. А. Бодалёва, В.В. Столина. - 1989. - №3
30 Фромм Э. Бегство от свободы - М.: ЭСТ, 1990
31 Чекалина, А.А. О влиянии родительских установок на формирование гендерной идентичности ребенка // Мир психологии. - 2004. - № 2. - С. 106-112.
32 Черевач Г.Б. Влияние детско-родительских отношений на развитие ценностно-потребностной сферы личности дошкольника: автореф. дис.. канд. психол. наук - Томск, 2006. - 18 с.

работа

в психологии

Тема: Влияние стиля семейного воспитания в полных и не полных семьях на отношение к себе у ребенка

2009

Содержание

  • Введение
  • 1. Особенности воспитательного процесса в семье
  • 1.1 Семья как фактор воспитания
  • 1.2 Типы, стили воспитания и функции семей
  • 1.3 Факторы семейного воспитания
  • Вывод к главе 1
  • 2. Теоретические аспекты исследования проблемы взаимосвязи стиля воспитания в полных и неполных семьях на отношение студентов к себе

    2.1 Особенности стиля воспитания детей в полной и неполной семье

    2.2 Трудности воспитания детей в полной и неполной семье

    2.3 Проблемы в школе родительских отношений и благополучие ребенка в семье

    Вывод к главе 2

  • 3. Экспериментальное исследование особенностей воспитания детей младшего школьного возраста в полной и неполной семье
  • 3.1 Цель, задачи и гипотеза исследования
  • 3.2 Методы диагностики особенностей воспитания младших школьников в семье на констатирующем этапе эксперимента и их результаты
  • 3.3 Рекомендации родителям по воспитанию детей в полных и неполных семей
  • Выводы по главе 3
  • Вывод
  • библиография

  • Приложение
  • Введение
  • Семья-это основанная на браке или кровном семья малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой.
  • Семейное воспитание - более или менее осознаваемые усилия, предпринимаемые старшими членами семьи, которые направлены на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, как должен быть и стать ребенок.
  • Тема "Влияние стиля семейного воспитания в полных и не полных семьях на отношение к себе у ребенка" является актуальной, так как важнейшей характеристикой семейного воспитания является его стиль, т. е. типичные для старших система приемов и характер взаимодействия с младшими. В зависимости от меры его "жесткости-мягкий" стиль может быть определен как авторитарный или демократический, различные варианты.