Произведения Чайковского на уроках музыки в общеобразовательной школе Китая.

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Музыка
  • 42 42 страницы
  • 23 + 23 источника
  • Добавлена 20.05.2016
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Музыка П.И. Чайковского в Китае 5
1.1 История исполнения музыки П.И.Чайковского в Китае 5
1.2 Специфика трактовки произведений русского композитора китайскими исполнителями 10
Глава 2. Особенности применения произведений П.И. Чайковского на уроках музыки в общеобразовательной школе Китая 14
2.1 Произведения Чайковского. Симфонии 14
Симфония 1 16
Симфония 2. 21
Симфония 3 23
Симфония 4 25
Симфония «Манфред» 27
Симфония 5 28
Симфония 6 31
2.2 Другие сочинения 35
Заключение 39
Литература 41
Фрагмент для ознакомления

Что происходит в её финале? Победа роковых сил или человека над судьбой? Эти извечные вопросы и совершенно удивительная, завораживающая красота музыки притягивают слушателей и исполнителей к этой симфонии Чайковского и по сей день.

Симфония № 6
Выдающееся произведение П.И. Чайковского, глубоко трагичное. Ряд высказываний композитора о симфонии позволяет предположить в ее содержании элементы трагизма, близкого жанру реквиема. Партитура симфонии отличается тонкостью и продуманностью каждой детали, как и ее драматургия, и концепция симфонии в целом. Это вершинное произведение на пути Чайковского – симфониста.
Первая часть начинается со вступления – Adagio:

Нисходящий хроматический ход, малосекундовые стонущие интонации – это образы тоски. Из интонаций постепенно рождается главная партия путем становления (Асафьев проводит паралелль, как будто «человек силился что-то вспомнить, но не мог этого сделать»):

Напряжение и трагизм, с отдельными элементами успокоения в лирических темах, преобладание трагических нисходящих ходов, отражающих в своей сути завершение жизненного пути человека: эти черты характерны для развития в первой части.
Три комплекса тем (вступление, г.п. и связующая, п.п. и з.п.) – это три образные сферы, которые представляют жизнь в трактовке композитора (известно, что у Чайковского было намерение назвать симфонию «Жизнь»).
Начало разработки первой части – это взрыв, начало трагедии. Развитие тем в кульминациях как бы прерывается нисходящей темой рока, глубоко трагично звучит песнопение «со святыми упокой» в разработке.
Динамичность репризы первой части симфонии доведена Чайковским до предела. В ней звучит эпизод, си минор на органном басу fis. Диминуэндо в этом эпизоде – предвосхищение финала.
2 часть Allegro con grazia – пятидольный вальс.

Легкая, грациозная, изящная тема не лишена отголосков воспоминаний о трагизме существования.
3 часть – Allegro molto vivace – объединяет в себе черты марша и тарантеллы. Образное содержание симфонии воспринимают как триумфальное, или слышат в нем «парад адских сил» (определение Асафьева).
4 часть – один из самых необычных финалов в симфониях, логично вытекающий из драматургии шестой симфонии (тема подготовлена интонациями первой части):

Медленный темп (Adagio lamentoso) и характер финала выстраивают концепцию высших вопросов жизни и смерти: от высот драматизма и лирических переживаний, через столкновение с роковыми силами, к отчанию и умиранию…

2.2 Другие сочинения
Наряду с симфониями Чайковского, которые изучаются в школах Китая по русской традиции, также проходят произведения дл фортепиано, оперы, романсы.
Обучение музыки Чайковского изначально проходило под руководством русских педагогов, однако впоследствии в Китае появились и собственные педагогические кадры, которые могут осуществлять образование и воспитание детей в общеобразовательной школе.
Самую большую часть занимают симфонии, им уделено очень много внимания. Однако, наряду с симфониями, проходят и другую музыку. В школах Китая изучить музыка композитора можно подробно, потому что она становится включается в программы с первого по последний класс.
Ученики китайских школ получают достаточно много информации:
О жизни композитора.
О произведениях, истории их создания.
О характере сочинений, музыкальной форме, тональности, средствах музыкальной выразительности.
Об интерпретации. Здесь уделено внимание китайским пианистам и дирижерам, которые играют Чайковского. Упоминается о тех, кто занимал места на конкурсе Чайковского.
В китайским школах применяются две формы контроля после изучения творчества Чайковского:
Викторина. Нужно узнать музыку, назвать сочинение. Если произведение крупное, то его часть. Раздел музыкальной формы не надо.
Тест. Это важная часть контроля в китайских школах. Ученики привыкли к тестам, и запоминают достаточно много информации. В тестах вопросы по биографии и сочинениям Чайковского.
Основная цель изучения музыки Чайковского – дать представление о музыкальном стиле, который звучит часто в концертных залах. Это просвещение, эстетическое воспитание детей.
Однако наряду с развитием, очень важным китайские учителя считают дать определенную информацию, сделать своих учеников грамотными.
Сочинения, которые используют в школах Китая, выбираются в соответствии с уровнем понимания у детей. Длительность обучения в Китае – 9 лет.
В младших классах (1, 2, 3 класс) – дают программную музыку, «Детский альбом», «Времена года», балеты «Щелкунчик» и «спящая красавица». Это дети с 6 лет.
В средних классах (4, 5, 6 класс) - фортепианные сочинения, романсы, фрагменты опер.
В старших классах (7, 8, 9 класс) – оперы, симфонии, концерт для фортепиано.
Играть произведения Чайковского, петь их в школе Китая не нужно. Этому обучают в специализированных, музыкальных школах. В общеобразовательных школах дают самые общие знания, знакомят с музыкой.
Рассказ о музыке Чайковского сопровождается иллюстрациями: портретами композитора, его дома в Клину, автографов его сочинений и т.п. Наглядность способствует лучшему запоминанию, особенно у детей до 10 лет.
Музыка транслируется в записи, педагог не играет сам, даже фортепианные сочинения. Возможно сыграть одну тему, но это редко используют педагоги. Чаще они просто включают музыку в хорошем качестве, записанную на CD.
Некоторые педагоги Китая используют приемы, чтобы дети слушали музыку не отвлекаясь до конца. Например, дирижировали ее, или отстукивали ритм в ладоши, карандашом. Иногда просят нарисовать рисунок под музыку, но это только в младших классах.
Так как почти все дети посещают школу (в Китае около 100 процентов детей посещают школы, они бесплатные, финансируются государством), то не все их них имеют склонности к музыке. Педагог в общеобразовательной школе старается привлечь детей к слушанию музыки, воспитать их душу.
В конце 7 класса ученики китайских школ сдают экзамен, чтобы их перевели в старшие классы. В этот допуск включены вопросы по музыке тоже.
Программы школ в Китае регламентируются государством, они универсальные для всей территории страны. Однако, уровень образования в городе и в селе различный. В городе и ученики, и учителя сильнее, и уровень подготовки выше. В селе уровень намного ниже, что беспокоит государство.
Это касается и произведений Чайковского – перечень симфоний, которые проходят в селе – только № 1. Так как эта симфония программная и дети могут ее усвоить, понять. В городских школах проходят и № 4, и № 6. Дети в старших классах уже приходят к пониманию того, что такое трагическое, и могут эту музыку воспринять.
Когда изучают «Времена года», могут использовать различные иллюстрации, на которых отражены месяцы, природа. Они никак не связана с идеей Чайковского, зато они воспитывают чувство прекрасного. Дети наблюдают картины, говорят о своих впечатлениях. Это обогащает душу.
Китайские педагоги знают, что ученики редко демонстрируют свои эмоции, и не требуют этого от них. Тем не менее, они сами говорят об эмоциях, без этого изучение музыки Чайковского невозможно. Учитель использует образный язык, описывает музыку, но не демонстрирует свой рассказ яркими жестами, мимикой, повышением голоса. Это не приятно в Китае. Музыка может рассказать все за себя. Переживание музыки внутри – именно такое восприятие у китайского ученика.
Еще одна особенность изучения музыки П.И. Чайковского – к ней все время возвращаются на различных ступенях обучения. Потенциал, заложенный в этой музыке – уникален. Он используется китайскими педагогами для воспитания, развития личности ученика.

Заключение
Петр Ильич Чайковский – величайший русский композитор XIX века, оставивший значимый след в истории мирового музыкального искусства. Он работал в различных жанрах, среди которых центральной место занимали симфонии, оркестровые сочинения, а также оперы и балеты.
По характеру своего композиторского дарования Чайковский прежде всего лирик и драматург. Широкий круг слушателей привлекает в его музыке непосредственность и сердечность высказывания, красота эмоциональных и лирических мелодий. Как драматург композитор проявляется себя в различных жанрах, но, пожалуй, наиболее ярко в симфонии. Лирико-психологическая и философская направленность его симфонических концепций индивидуальна, и накладывает отпечаток на специфику его фортепианной музыки. По словам Альшванга, «Мы называем Чайковского симфонистом не только потому, что он создал семь симфоний и ряд других сочинений для симфонического оркестра, а потому, что принципами симфонизма проникнуто все его творчество».
В школах Китая обращение к изучению музыки Чайковского, иностранного композитора, обусловлено его популярностью, признанием его гениальности. Китайские исполнители часто играют произведения П.И. Чайковского, участвуют в конкурсе его имени.
Потому в программах китайских общеобразовательных школ Чайковскому уделено очень много внимания. Несмотря на то, что крупные сочинения сложны и требуют специальной подготовки, дети в старших классах их проходят. В сельских школах изучают только одну симфонию, в городских – несколько симфоний.
Ученик китайской школы получает разносторонне представление о музыке Чайковского. Он хорошо знает основные факты его биографии, перечень его основных сочинений, имеет опыт восприятия на слух его музыки и может запомнить некоторые сочинения.
Основная цель этого обучении – дать знания, развить интеллект и душу, способствовать эстетическому воспитанию ученик.
Цель и задачи дипломной работы выполнены.
Литература
Альшванг А.А. Чайковский. – М.: Музыка, 1970.
Асафьев Б.В. Петр Ильич Чайковский. Его жизнь и творчество. – Петербург, 1922.
Берберова Н.Н. Чайковский. Биография. – Спб.: Лимбус Пресс, 1997.
Бохуа Ян Музыкальное воспитание в общеобразовательных школах современного Китая. Автореф. канд.дис. Спб., 2009.
Гайдай П.В. Диалог культур как ведущая тенденция в современном музыкально-педагогическом образовании России и Китая // Гуманитарный вектор № 1 (25). Чита, 2011. С. 25-28.
Житомирский Д.В. Симфоническое творчество Чайковского. – Л.-М.: гос. филармония, 1936.
Китайские пианисты в начале нового столетия: техническое мастерство и проблемы интерпретации // Музыкант-исполнитель в пространстве мировой культуры: образование, творчество, управление карьерой. Сб. статей / Сост. А. В. Крылова, ред. А. Я. Селицкий. – Ростов-на-Дону: издательство РГК им. С. В. Рахманинова, 2011. – С. 302-312.
Китайские пианисты на рубеже XX-XXI вв.: исполнительские достижения и система обучения // Южно-Российский музыкальный альманах 2011. – Ростов-на-Дону: изд.во РГК им. С. В. Рахманинова. 2011 № 1 (8). – С. 57-68.
Китайские пианисты сегодня – проблемы стилистики интерпретации // Актуальные проблемы культуры, искусства и художественного образования: сб. научных трудов ОГИИ. Вып. 9 / сост. и научн. редактор В. А. Логинова. – Оренбург: изд-во ГОУ ВПО «ОГИИ им. Л. и М. Ростроповичей», 2011. – С. 257-262.
Китайский «фортепианный бум» в начале XXI века // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Филология и искусствоведение». – Майкоп: изд-во АГУ, 2011. Вып. 2. – С. 185-191.
Орлова Е.М. Петр Ильич Чайковский / Русская музыкальная литература. Вып. 3. Изд. 7-ое. – Л.: Музыка, 1986. С. 191-341.
Орлова Е.М. Петр Ильич Чайковский. – М.: Музыка, 1980.
Современные китайские пианисты – проблемы исполнительской стилистики // Музыка в современном мире: наука, педагогика, искусство. Тезисы VII международной научно-практической конференции 28 января 2011 г. / Тамбов: государственный музыкально-педагогический институт им. С. В. Рахманинова. – Тамбов, 2011. – С. 67-70.
Сунь Чжаожунь Первые постановки опер «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» на китайской сцене (к проблеме освоения зарубежного репертуара) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2011. - № 131. – С. 316 – 321.
Сюй Бо Феномен фортепианного исполнительства в Китае на рубеже XX-XXI веков. Авторев. канд. дис. – Ростов-на-Дону, 2011.
Туманина, Н.В. Чайковский: великий мастер (1878-1893). – М.: Наука, 1968.
Туманина Н.В. Чайковский: путь к мастерству (1840-1877). – М.: Изд. Академии наук СССР, 1962.
У На Фортепианная музыка Дин Шан Де: сопряжение китайской национальной традиции с современными приемами письма. Автореф. канд. дис. Спб., 2009.
Хоу Юэ Детское фортепианное образование в Китае и проблемы его развития. Автореф. канд. дис. - Спб., 2009.
Цуккерман, В.А. Выразительные свойства лирики Чайковского. – М.: Музыка, 1971.
Чайковский П.И. Исследования и материалы. Сборник студенческих работ. – Спб.: Канон, 1997.
Ян Бохуа Музыкальное воспитание в общеобразовательных школах современного Китая. Автореф. канд. дис. –Спб., 2009.
Ярустовский Б.М. П.И. Чайковский. Жизнь и творчество. 2-е изд. – М.:Музыка, 1961.

Сунь Чжаожунь Первые постановки опер «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» на китайской сцене (к проблеме освоения зарубежного репертуара) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2011. - № 131. – С. 317.
Подробнее об этом см.: Китайские пианисты в начале нового столетия: техническое мастерство и проблемы интерпретации // Музыкант-исполнитель в пространстве мировой культуры: образование, творчество, управление карьерой. Сб. статей / Сост. А. В. Крылова, ред. А. Я. Селицкий. – Ростов-на-Дону: издательство РГК им. С. В. Рахманинова, 2011. – С. 302-312.
Подробнее об этом см.: Сунь Чжаожунь Первые постановки опер «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» на китайской сцене (к проблеме освоения зарубежного репертуара) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2011. - № 131. С. 317.
Подробнее об этом см.: Сунь Чжаожунь Первые постановки опер «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» на китайской сцене (к проблеме освоения зарубежного репертуара) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2011. - № 131. С. 319.
Сюй Бо Феномен фортепианного исполнительства в Китае на рубеже XX-XXI веков. Авторев. канд. дис. – Ростов-на-Дону, 2011. С. 56.
Кроме того, Чайковский является основоположником русского классического балета, обогатил сферу лирического романса и фортепианной миниатюры.
Электронные источники, режим доступа: http://www.belcanto.ru/s_tchaikovsky_1.html
Альшванг, А.А. Чайковский. – М.: Музыка, 1970. С. 255.
Альшванг, А.А. Чайковский. – М.: Музыка, 1970. С. 271.
Альшванг, А.А. Чайковский. – М.: Музыка, 1970.С. 215.
Асафьев, Б.В. Петр Ильич Чайковский. Его жизнь итворчество. – Петербург, 1922. С. 132.

Альшванг, А.А. Чайковский. – М.: Музыка, 1970. С. 216.












3

1. Альшванг А.А. Чайковский. – М.: Музыка, 1970.
2. Асафьев Б.В. Петр Ильич Чайковский. Его жизнь и творчество. – Петербург, 1922.
3. Берберова Н.Н. Чайковский. Биография. – Спб.: Лимбус Пресс, 1997.
4. Бохуа Ян Музыкальное воспитание в общеобразовательных школах современного Китая. Автореф. канд.дис. Спб., 2009.
5. Гайдай П.В. Диалог культур как ведущая тенденция в современном музыкально-педагогическом образовании России и Китая // Гуманитарный вектор № 1 (25). Чита, 2011. С. 25-28.
6. Житомирский Д.В. Симфоническое творчество Чайковского. – Л.-М.: гос. филармония, 1936.
7. Китайские пианисты в начале нового столетия: техническое мастерство и проблемы интерпретации // Музыкант-исполнитель в пространстве мировой культуры: образование, творчество, управление карьерой. Сб. статей / Сост. А. В. Крылова, ред. А. Я. Селицкий. – Ростов-на-Дону: издательство РГК им. С. В. Рахманинова, 2011. – С. 302-312.
8. Китайские пианисты на рубеже XX-XXI вв.: исполнительские достижения и система обучения // Южно-Российский музыкальный альманах 2011. – Ростов-на-Дону: изд.во РГК им. С. В. Рахманинова. 2011 № 1 (8). – С. 57-68.
9. Китайские пианисты сегодня – проблемы стилистики интерпретации // Актуальные проблемы культуры, искусства и художественного образования: сб. научных трудов ОГИИ. Вып. 9 / сост. и научн. редактор В. А. Логинова. – Оренбург: изд-во ГОУ ВПО «ОГИИ им. Л. и М. Ростроповичей», 2011. – С. 257-262.
10. Китайский «фортепианный бум» в начале XXI века // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Филология и искусствоведение». – Майкоп: изд-во АГУ, 2011. Вып. 2. – С. 185-191.
11. Орлова Е.М. Петр Ильич Чайковский / Русская музыкальная литература. Вып. 3. Изд. 7-ое. – Л.: Музыка, 1986. С. 191-341.
12. Орлова Е.М. Петр Ильич Чайковский. – М.: Музыка, 1980.
13. Современные китайские пианисты – проблемы исполнительской стилистики // Музыка в современном мире: наука, педагогика, искусство. Тезисы VII международной научно-практической конференции 28 января 2011 г. / Тамбов: государственный музыкально-педагогический институт им. С. В. Рахманинова. – Тамбов, 2011. – С. 67-70.
14. Сунь Чжаожунь Первые постановки опер «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» на китайской сцене (к проблеме освоения зарубежного репертуара) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2011. - № 131. – С. 316 – 321.
15. Сюй Бо Феномен фортепианного исполнительства в Китае на рубеже XX-XXI веков. Авторев. канд. дис. – Ростов-на-Дону, 2011.
16. Туманина, Н.В. Чайковский: великий мастер (1878-1893). – М.: Наука, 1968.
17. Туманина Н.В. Чайковский: путь к мастерству (1840-1877). – М.: Изд. Академии наук СССР, 1962.
18. У На Фортепианная музыка Дин Шан Де: сопряжение китайской национальной традиции с современными приемами письма. Автореф. канд. дис. Спб., 2009.
19. Хоу Юэ Детское фортепианное образование в Китае и проблемы его развития. Автореф. канд. дис. - Спб., 2009.
20. Цуккерман, В.А. Выразительные свойства лирики Чайковского. – М.: Музыка, 1971.
21. Чайковский П.И. Исследования и материалы. Сборник студенческих работ. – Спб.: Канон, 1997.
22. Ян Бохуа Музыкальное воспитание в общеобразовательных школах современного Китая. Автореф. канд. дис. –Спб., 2009.
23. Ярустовский Б.М. П.И. Чайковский. Жизнь и творчество. 2-е изд. – М.:Музыка, 1961.

Вопрос-ответ:

Какие произведения Чайковского изучают на уроках музыки в общеобразовательной школе в Китае?

На уроках музыки в общеобразовательной школе Китая изучаются различные произведения П. И. Чайковского. Среди таких произведений могут быть симфонии, такие как "Симфония №1", "Симфония №2", "Симфония №3", "Симфония №4" и "Симфония Манфред".

Как происхождение произведений Чайковского влияет на их трактовку китайскими исполнителями?

Произведения Чайковского имеют русское происхождение, что влияет на их трактовку китайскими исполнителями. Они по-своему интерпретируют музыку Чайковского, внося в нее особые национальные особенности и оттенки, что позволяет создавать уникальный звук и атмосферу в исполнении этих произведений.

Какие очевидные различия между русскими и китайскими исполнителями произведений Чайковского могут наблюдаться на уроках музыки в общеобразовательной школе Китая?

Между русскими и китайскими исполнителями произведений Чайковского могут наблюдаться некоторые очевидные различия на уроках музыки в общеобразовательной школе Китая. Китайские исполнители могут подчеркивать особенности китайской музыкальной культуры, используя инструменты и техники, отличающиеся от русских. Это может создавать новый и интересный звуковой опыт для студентов.

Какие произведения Чайковского относятся к симфониям и изучаются на уроках музыки в общеобразовательной школе Китая?

В общеобразовательной школе Китая на уроках музыки изучаются различные симфонии Чайковского. Среди них можно назвать "Симфонию №1", "Симфонию №2" (также известную как "Маленькая Русская"), "Симфонию №3" (также известную как "Польский марш"), "Симфонию №4" и "Симфонию Манфред".

Какие произведения Чайковского исполняют на уроках музыки в общеобразовательной школе Китая?

В общеобразовательной школе Китая на уроках музыки исполняют различные произведения Чайковского, включая его симфонии, в частности Симфонию №1, Симфонию №2, Симфонию №3 и Симфонию №4, а также Симфонию "Манфред".

Какая история исполнения музыки Чайковского сложилась в Китае?

История исполнения музыки П.И. Чайковского в Китае насчитывает несколько десятилетий. Сначала она начала осваиваться и пониматься в профессиональных кругах, а затем проникла в учебные заведения, включая общеобразовательные школы, где ее исполняют на уроках музыки.

Отличается ли трактовка произведений Чайковского китайскими исполнителями?

Да, трактовка произведений Чайковского китайскими исполнителями имеет свои особенности. Они придают своеобразный оттенок и интерпретацию музыке русского композитора, которые отличаются от исполнения западными музыкантами. Это придает музыке новую интересную атмосферу и звучание.

Какие произведения Чайковского особенно популярны на уроках музыки в Китае?

На уроках музыки в Китае особенно популярны произведения Чайковского, такие как Симфония №1, Симфония №2, Симфония №3, Симфония №4, а также Симфония "Манфред". Их исполнение и изучение помогает студентам лучше понять и оценить творчество этого выдающегося русского композитора.