Расписные изразцы в технике по сырой эмали. Голландский изразец.
Заказать уникальную курсовую работу- 34 34 страницы
- 27 + 27 источников
- Добавлена 27.05.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Курсовая работа по дисциплине «Материаловедение»
Расписные изразцы в технике по сырой эмали. Голландский изразец
Выполнил (а)
2016 год
Содержание
Введение 3
Глава 1. Понятие расписного изразца 5
1.1. История появления изразца 5
Глава 2. Техника изготовления расписных изразцов и основные сырьевые материалы для изготовления изразцов 10
2.1. Техника изготовления расписных изразцов по сырой эмали 10
2.2. Основные сырьевые материалы, используемые для изготовления расписных изразцов в технике по сырой эмали 13
2.2.1. Глина 14
2.2.2. Эмали 20
2.2.3. Керамические краски 21
2.2.4. Глазури 22
Заключение 26
Список литературы 27
ПРИЛОЖЕНИЯ 29
Отличие их заключается в том, что надглазурные краски наносят на глазурованное изделие, а затемпроисходит второй обжиг.Подглазурные краски наносят на неглазурованное изделие. Послеросписи изразец покрывают глазурью и затем обжигают во второй раз.Также надглазурные краски отличаются меньшим блеском, больше истираются при эксплуатации. По сравнению с нимиподглазурные краски являются более долговечными, т.к. они защищены слоем глазури. Надглазурные краски представляют собой смесь пигментов с флюсами, в тоже время подглазурныекраски состоят из смеси пигментов и глазури. В отдельных случаях кроме глазури в них добавляются 5-10% жирной глины, а также молотая фарфоровая масса.В качестве красителей могутиспользоваться растворы солей металлов (кобальта, хрома, железа и пр.)[3 - 5]. При нанесении на сухое или утильное изделие они впитываются в керамическую массу и становятся незаметными, но после обжига проявляются. У этого варианта использования красителей имеется существенный недостаток: не создается четкий контур рисунка. К подглазурнымкраскам предъявляются более высокие требования, чем к надглазурным. Во-первых, они должны сочетаться и с глазурью, и с материалом, на который их наносят. Во-вторых, они должны выдерживать более высокую температуру.В процессе подбора керамических красок для росписи необходимоучитывать такой фактор:-в большинстве случаев керамические краски после обжига резко меняют цвет;- становятся более яркими при повышении температуры обжига. Для получения нужного цвета или оттенка применяется контрольная палитра[22 - 25]. Эта палитра содержит образцы обожжённых красок под номером. При изготовлении голландских расписных изразцов используются подглазурными красками на основе соединений кобальта. 2.2.4.ГлазуриИспользуемая для изразцов глазурь представляет собой тонкий стекловидный слой толщиной 0,1–0,3 мм [3-5, 18]. Слой образуется в результате нанесения на керамическую поверхность или рисунок специальных веществ идальнейшего обжига. К глазури применяются те же требования, что и к эмалям:- светостойкость;- морозоустойчивость;- прочность связи эмалевого покрова с керамической основой;- вязкость эмали, обеспечивающая необходимую четкость рисунка;- коэффициент термического расширения глазури должен быть выше на 10-30% коэффициента термического расширения керамической массы.По физическим и химическим свойствам она рассматривается как силикатное стекло[5]. Но необходимо отметить, что глазурь отличается от обычного стекла.При плавлении она способна образовывать промежуточный слой. Назначение глазури заключается в следующем:- повышает механическую прочность изразца;-предохраняет изразец от загрязнения и действия кислот;-поверхность изразца становится водонепроницаемой- улучшает декоративностьизразца.Глазури отличаются большим разнообразием состава и свойств. Классификация глазурей приведена в табл. 7.Таблица 7. Классификация глазурей№ п/пНаименование признака классификацииНаименование глазурей1ПластичностьЛегкоплавкиетугоплавкие2По способу изготовлениясырыефриттованные3по составуполевошпатовыеборныеборно-щелочныеборно-свинцовыеборно-свинцово-щелочныесолевые4По цвету и оттенкампрозрачныенепрозрачныецветныебесцветныематовыекраклес металлическим отливомвосстановительного пламенисамосветящиесяпотечныеДля большинства художественных керамических материалов используются легкоплавкие глазури[5]. Температура плавления у этих глазурей не превышает до 1100°С.Легкоплавкие глазури делятся на:- свинцовые;- щелочно-свинцовые;- борно-свинцовые;- бессвинцовые.Тугоплавкие глазури отличаются высокой твердостью по сравнению с легкоплавкими глазурями[3, 5]. Их применяют в основном для фарфора и твердого фаянса. Эти глазури отличаются высоким содержанием кремнезема. Также в состав тугоплавких глазурей входит небольшое количество окислов щелочноземельных и щелочных металлов. Кроме этого в их состав могут входить каолин, глины и бой фарфоровых изделий.Сырые глазури представляют собой массу, полученную из размолотых исходных материалов и не сплавленных друг с другом.Основным материалом для сырых глазурей являются кварцевые материалы[3 - 5]:- жильный кварц;- белый кварцевый песок;- полевые шпаты;- каолины;- карбонаты кальция;- карбонаты магния.Фриттованные глазури представляют собой массу размолотой фритты, смешанной с сырыми размолотыми материалами. Фритта составлена из исходных материалов, прокаленных до стеклообразного состояния. Для фритты используют также соли щелочных металлов, окисел цинка и соединения свинца[3].В процессе изготовления изразцов могут наблюдаться дефектыглазури, которые в основном связаны с неправильным подбором состава глазури по отношению к материалу, из которого сделан изразец.Виды дефектов глазури представлены в табл. 8.Таблица 8. Дефекты глазури№ п/пНаименование дефектаОписание дефекта1ЦекСеть мелких волосяных трещин на глазури2Нарушение целостности глазуриОтслаивание глазури3Сухость глазуриПри завышенной температуре обжига наблюдается снижение блеска и шероховатость, матовость (при заниженной или завышенной температуре), плохой разлив, волнистость, слабый блеск – при недожоге, т.е. заниженной температуре обжига4НатёкиУтолщения глазури в отдельных местах изделия5ПлешиныОтсутствие глазури в отдельных местах6СборкаСтягивание глазури в капельки и складкиНаколы, пузыри или прыщиТочечные впадины при слишком быстром нагреве в интервале температур 800–1000ºСЗаключениеВ процессе работы над заданной темой были изучено следующее:- история появления расписных изразцов, в том числе и голландских;- техника по сырой эмали, используемой для изготовления расписных изразцов;- сведения об основных керамических материалах, их структуре и свойствах;- требования, предъявляемые к выбору используемых керамических материалов для изготовления расписных изразцов.В заключение отметим, что на основании изученного материала можно сделать следующие выводы:Изразцы в соответствии с современной терминологией относятся к архитектурной керамике и широко применялись для облицовки стен и печей в Европе и России.Принципиальное отличие изразцов от обычной керамической плитки заключается в том, изразцы с обратной стороны имеют румпу для крепления в кладке. Отличительный признак голландских изразцов состоят в том, чтоих рельеф был сглаженным, практически плоским, а палитра красок бело-голубая и бело-серая гамма. Изображения на эмаль наносились кобальтом.Техника росписи по сырой эмали одна из самых сложных техник росписи изразцов.Для работы в технике по сырой эмали требуется хорошая технологическая подготовка и мастерство, как технологов, так и художников.От грамотного выбора материала зависит конечный результат при изготовлении расписных изразцов.Список литературыОсновная литератураБольшой энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. 1993. – 915 с.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1999. – 944 с.Августиник А.И. Керамика. Л: 1975. – 591 с. – ил.Акунова Л.Ф., Крапивин В.А. Технология производства и декорирование художественных керамических изделий. М: 1984. - 216 с. – ил.Акунова Л.Ф., Приблуда С.З. Материаловедение и технология производства художественных керамических изделий. М: 1979. - 165 с. – ил.Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. - М.: 1974. - 384 с. – ил.Аронов В.Р. Художник и предметное творчество. - М.: 1987. - 232 с. – ил.Гжельская традиционная керамика – Мозаика-Синтез. – М. 2004. - 152 с. – ил.ГОСТ 9169-75. Межгосударственный стандарт. Сырье глинистое для керамической промышленности. Классификация. (утв. и введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 05.11.1975 N 2782) (ред. от 01.04.1991).Долорес. Рос. Керамика. Энциклопедия. М: Изд-во Рос АСТ пресс. 2003.– 144 с. – ил.Захаров А.И. Основы технологии керамики. М: 2002. – 79 с. – ил.Иманов Г.М., Косов В.С., Смирнов Г.М. Производство художественной керамики – М: Высшая школа, 1985. – 224 с. – ил.Каган М. О прикладном искусстве. - Л.: Художник. 1961. – 158 с. – ил.Калязин Н.В., Дорофеева Л.П., Г.В.Михайлов. Дворец Меньшикова. М.: Советский художник. 1986. – 218 с. – ил.Логвиненко. Декоративная композиция. Учебное пособие для ВУЗов – М.: Владос, 2004. – 144 с. – ил.Миклашевский А.И. Технология художественной керамики. Л.: 1971. – 304 с. – ил.Паранюшкин Р.В. Композиция. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 2000.– 79 с. – ил.Ржевская С. В. Материаловедение: учебник для вузов. М.: Издательство Московского государственного горного университета, 2003.- 422 с. – ил.Седов Е., Зелинская М. Бронза. Стекло. Керамика. Мастер-класс. - М.:Аделант, М., 2011.– 88 с. - ил.Фокина Л.В. Орнамент. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 2000.– 96 с. – ил.Электронные ресурсы http://www.knigafund.ru/ «КнигаФонд» Электронная библиотечная система.http://www.ceramistam.ru/http://www.horss.ru/http://www.g-hands.ru/http://www.dfz.by/http://www.pechy.ru/rospis_izrazcy.htmlhttp://www.ceramicportal.ru/articles/svedeniya_o_rabote_nadglazurnimy_kraskamy.htmПРИЛОЖЕНИЯПриложение 1Приложение 2Приложение 3Приложение 4Приложение 5
Основная литература
1. Большой энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. 1993. – 915 с.
2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1999. – 944 с.
3. Августиник А.И. Керамика. Л: 1975. – 591 с. – ил.
4. Акунова Л.Ф., Крапивин В.А. Технология производства и декори¬рование художественных керамических изделий. М: 1984. - 216 с. – ил.
5. Акунова Л.Ф., Приблуда С.З. Материаловедение и технология производства художественных керамических изделий. М: 1979. - 165 с. – ил.
6. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. - М.: 1974. - 384 с. – ил.
7. Аронов В.Р. Художник и предметное творчество. - М.: 1987. - 232 с. – ил.
8. Гжельская традиционная керамика – Мозаика-Синтез. – М. 2004. - 152 с. – ил.
9. ГОСТ 9169-75. Межгосударственный стандарт. Сырье глинистое для керамической промышленности. Классификация. (утв. и введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 05.11.1975 N 2782) (ред. от 01.04.1991).
10. Долорес. Рос. Керамика. Энциклопедия. М: Изд-во Рос АСТ пресс. 2003. – 144 с. – ил.
11. Захаров А.И. Основы технологии керамики. М: 2002. – 79 с. – ил.
12. Иманов Г.М., Косов В.С., Смирнов Г.М. Производство художественной керамики – М: Высшая школа, 1985. – 224 с. – ил.
13. Каган М. О прикладном искусстве. - Л.: Художник. 1961. – 158 с. – ил.
14. Калязин Н.В., Дорофеева Л.П., Г.В.Михайлов. Дворец Меньшикова. М.: Советский художник. 1986. – 218 с. – ил.
15. Логвиненко. Декоративная композиция. Учебное пособие для ВУЗов – М.: Владос, 2004. – 144 с. – ил.
16. Миклашевский А.И. Технология художественной керамики. Л.: 1971. – 304 с. – ил.
17. Паранюшкин Р.В. Композиция. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 2000. – 79 с. – ил.
18. Ржевская С. В. Материаловедение: учебник для вузов. М.: Издательство Московского государственного горного университета, 2003. - 422 с. – ил.
19. Седов Е., Зелинская М. Бронза. Стекло. Керамика. Мастер-класс. - М.: Аделант, М., 2011. – 88 с. - ил.
20. Фокина Л.В. Орнамент. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 2000. – 96 с. – ил.
Электронные ресурсы
21. http://www.knigafund.ru/ «Книга Фонд» Электронная библиотечная система.
22. http://www.ceramistam.ru/
23. http://www.horss.ru/
24. http://www.g-hands.ru/
25. http://www.dfz.by/
26. http://www.pechy.ru/rospis_izrazcy.html
27. http://www.ceramicportal.ru/articles/svedeniya_o_rabote_nadglazurnimy_kraskamy.htm
Русский печной изразец
Вход.
"Сила и богатство искусства целого народа основаны на стиле șibogăția духовной жизни народа и, в конечном счете, сила и bogățiade народного искусства. Народ коллективный художник. Он и выдает дина своей среды на всем протяжении истории искусств художественных деятелей,которые сильны связью с народом, его удивительным и духовным миром,эстетическими вкусами и идеалами".1
Декоративно-прикладное искусство играет огромную роль в развитии omsentimentele красиво. Формируются его эстетические чувства, educăsensibilitatea эстетика, художественный вкус.
"Есть еще пропасть людей – писал В. В. Стасов, - которые они imagineazăcă должен быть стильным только в музеях, в картинах и статуях, в colosalecatedrale, в конце концов, во всем исключительным, особенным, а в том, что priveșterestul, можно сделать как ни попало – дескать дело пустое șiвздорное. Что может быть несчастнее и ограниченнее таких понятий! Нет,настоящее, цельное, здоровое в самом деле искусство существует лишь там,где потребность в стильных формах, в постоянной художественной aspectulпростерлась уже на сотни тысяч вещей, ежедневно окружающих нашу жизнь".2
Окружающие человека вещи это материальное, placaîntruparea его чувства. Это открытая книга человеческой психологии.
В декоративно-прикладном искусстве, в отличие от живописи и sculpturăîntruchipare эмоций и настроений осуществляется не путем redareavizibilă мира, а также путем создания новых объектов, которые не имеют directprototipului в природе. В этом специфика художественного образа в bazineart. Поскольку изразцовое искусство является декоративным, то и в eafine начало играет подчиненную роль.
1. Русское декоративно-прикладное искусство. М.: 1962. t. I. C. 10
2. V. V. Питание. Нынешнее искусство в Европе. В кн.: В. В. Стасов. Adunareascrieri. С-Пб. 1894г. t. I. C. 422-423. Бэтмен. дек. ис. М. 1962. t. I.
Главное –создать такие формы и такой предмет декора, который будет cucea больше выразительности и красоты соответствовали practicădestinație и директор предприятия. Здесь сами причины figurativeinvariabil, становятся самые обычные, обобщенные. Но это соглашение не ограничены, и определенный язык, который предоставляет огромные возможности pentrusoluții творческих задач. Изразцовое искусство имеет многовековую историю.
В нем отразились, в частности, духовный мир русского народа, esteticegusturile и концепций. Это глубокой народностью.