роль принципов охраны окружающей среды в экологическом праве
Заказать уникальную курсовую работу- 40 40 страниц
- 20 + 20 источников
- Добавлена 22.06.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Окружающая среда как объект экологического права 5
1.1 Охрана окружающей среды: определение 5
1.2 Окружающая среда как объект экологического права 8
2. Роль принципов охраны окружающей среды в экологическом праве 13
2.1 Принципы: понятие и их роль в экологическом праве 13
2.2 Принципы охраны окружающей среды 19
Заключение 34
Библиографический список 36
Природные факторы необходимо учитывать при разработке программ сохранения биоразнообразия, но их блокирование нецелесообразно, а в большинстве случаев и не возможно. Из антропогенных факторов необходимо блокировать прежде всего, те, которые наиболее сильно влияют на биосистемы или являются для них критическими.17. Обеспечениеинтегрированногоииндивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и инойдеятельности,осуществляющимтакуюдеятельностьилипланирующимосуществлениетакой деятельности.Роль принципа заключается в необходимости воздержания от деятельности,которая способна нанести непоправимый ущерб природе.Деятельности, таящей в себе повышенную опасность для природы, должен предшествовать глубокий анализ, и лица, осуществляющие такую деятельность, должны доказать, что предполагаемая польза от нее значительно больше, чем ущерб, который может быть нанесен природе, а в случаях, когда возможное пагубное воздействие такой деятельности четко не установлено, она не должна предприниматься.18. Запрещениехозяйственнойиинойдеятельности,последствиявоздействий которой непредсказуемыдляокружающейсреды,атакжереализациипроектов,которыемогутпривестик деградацииестественныхэкологическихсистем,изменениюи(или)уничтожениюгенетическогофонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающейсреды.Принцип является запрещающим для деятельности человека, при случае возникновения угрозы окружающей среды. Если такова деятельность замечена, то применяются самые жесткие меры эколого - правого механизма регулирования общественных отношений, связанных с экологической деятельности.19. Соблюдениеправакаждогонаполучениедостовернойинформацииосостоянии окружающейсреды,атакжеучастиегражданвпринятиирешений,касающихсяихправна благоприятнуюокружающуюсреду,всоответствиисзаконодательством.Сам механизм реализации права каждого на достоверную информацию осостоянии окружающей среды состоит из трех элементов:- существование и возникновение такого права, предоставленноеКонституцией РФ;- направление обращения гражданина в государственный орган с просьбойпредоставить в распоряжение экологически значимую информацию;- получение экологической информации.В конституционном закреплении права на благоприятную окружающуюсреду предоставление такого права о ее состоянии является важным моментом.Исключение касается лишь тех сведений, которые составляют государственнуютайну.Но зачастую происходит сокрытие информации должностными лицамиорганов государственной власти в связи либо с низкой правовой культурой вцелом, либо с отсутствием мотивированных ответов на жалобы и заявленияграждан.В виду того, что проблемы, которые связаны с доступом к информации длямирового сообщества возникли недавно, в РФ это право граждан законодательнопрактически не урегулировано. В связи с чем, представляется целесообразным вцелях предотвращения терминологических неточностей в понятиях принятьпринципиально новый ФЗ «Об экологической информации», в котором помимовсего прочего необходимо регламентировать особый механизм защиты лиц,сообщающих об экологических правонарушениях, тем самым отстаивающихсвое право на благоприятную окружающую среду.20. Ответственностьза нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.К наиболее эффективным правовым средствам укрепленияэкологического правопорядка относятся мерыюридической ответственности, которые применяютсяк лицам, виновным в нарушении экологического законодательства.Правовой институт ответственности являетсяобязательным элементом механизма правовогорегулирования общественных отношений. Он направляет поведение правообязанного субъекта и уполномоченного лица к должному поведению. Способы и меры такого побуждения разнообразны. Всяих совокупность составляет общеправовой категории юридической ответственности. Кроме того,существуют межотраслевые, отраслевые и другие ее виды.Правовая доктрина зачастую рассматривает несколькоосновных видов юридической ответственностиуголовную, административную, дисциплинарную иимущественную.Мероприятияответственности, применяемых к нарушителям законодательства об охране окружающейприродной среды, рациональное использование природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности, иногда рассматриваются как экологически-правовая ответственность. Необходимость взащите окружающей средыправовыми средствами привлекла внимание многихученых-юристов к исследованию проблем ответственности за экологические правонарушения.Особенности специальной экологически-правовойответственности проявляются и в специальныхмероприятиях ответственности. В основном это организационные меры воздействия на нарушителей экологического законодательства. К таким специальных мероприятий экологически-правовой ответственности можноотнести:- Ограничение права природопользования,- Ограничение, временный запрет деятельности предприятий, учреждений и организаций в случае нарушения ими экологического законодательства,- Прекращение права природопользования вслучаях нарушения природопользователемнорм, правил и иных требований,- Лишение права природопользования,если дальнейшее использование природных ресурсов может нанести вред окружающей среде,- Возмещение расходов, нарушитель вложилв природный объект за период самовольного использования,- Возложение обязанности в нарушителя провестиработы по восстановлению нарушенного объекта за свой счет.При причинении вреда природным объектам не всегда можно определить реальные убытки. Поэтому,важное значение, при исчислении убытков предоставляется предопределено правилам и порядкуисчисления размера причиненного вреда, в том числетаксам. Учитывая специфику экологического ущерба(Возможность проявления его последствий через определенные промежутки времени), методика ее расчета опираетсяна сам факт совершения экологического ущерба, а не напоследствия ее проявления.Специальнаяответственность применяется в случаях, особенно предусмотренных законом, и с целью прекращения нарушений правил охраны окружающейприродной среды, использования природных ресурсов и требований обеспечения экологическойбезопасности.21. Организация и развитие системы экологическогообразования,воспитаниеиформированиеэкологическойкультурыОсновной причиной актуализации данного принципа является критическая степень обострения социоприродных противоречий на современном этапе общего комплекса взаимодействия общества и природы, когда антропогенные воздействия на окружающую среду в условиях глобализациипривели человечество на грань экологической катастрофы, которую можно избежать только при условии смены традиционных ориентиров социокультурного развития. Результатом данных перемен, должно стать проявление в социальной реальности экологической культуры, формирующей коэволюционное развитие человека и природы.22. Участиеграждан, общественныхииныхнекоммерческихобъединенийврешениизадачохраныокружающейсреды.Участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений представляет собой их участие в подготовке и принятии экологически значимых хозяйственных и иных решений. Экологически значимые решения - это правовые акты (нормативного и ненормативного характера) органов государственной власти РФ и субъектов РФ, а также органов местного самоуправления, реализация которых связана с оказанием воздействия на состояние природных объектов, комплексов, систем либо окружающей природной среды в целом.Гражданская активность населения является мощным стимулом к соблюдению законодательства и установлению в обществе режима экологической законности.23. Международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды.Поиск путей объединения усилий государств и народов для успешного решения проблемы охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов должен осуществляться на базе и в строгом соответствии с общепризнанным международно-правовым принципом сотрудничества, который в международном экологическом праве означает юридическую обязанность государств, независимо от их общественного и государственного строя, сотрудничать друг с другом по вопросам поддержания мира и международной (в том числе экологической) безопасности, а также способствовать совершенствованию международного экологического правопорядка.Система разработки и осуществления плановэкологического, социально-экономического развития страны в целом и отдельных её регионовдолжна быть основана на принципах равноправияи взаимной выгоды сторон, устойчивого развития,восстановления и сохранения экосистем. Следующие организационно-правовые черты системыопределяют усиление природоохранного компонента в сфере международных отношений:1) согласованность с признанными нормамии учёт международных обязательств и соглашений;2) взвешенность выбора критериев распределения функций между структурными подразделениями системы;3) последовательность и систематичностьвыполнения программных документов;4) гармонизация, взаимодополнение, тесноевзаимодействие элементов разного уровня;5) учёт вариативности ситуаций в требованиях и на практике.Экологические проблемы выходят за рамкиместных или провинциальных границ, приобретаямеждународное значение. Это обстоятельство повысило роль государства в ведении международных переговоров от имени своих граждан, а такжепривело к тому, что многие национальные приоритеты формируются с учетом международных проблем. Трудно переоценить размах общественногодвижения в защиту природы.Международные договоры образуют правовуюоснову международного сотрудничества.Принцип международного сотрудничества в настоящее время является одним из основополагающих в международно-правовом регулировании охраны окружающей среды. На нем основываются практически все действующие и разрабатываемые в данной области международно-правовые акты. Принцип международного сотрудничества Российской Федерации в области охраны окружающей среды также является основополагающим в нашем законодательстве.ЗаключениеВ заключение данной работы можно сделать основные выводы по теме:1. Окружающая среда – это природные условия на поверхности Земли, которые включают живую и неживую природу, экологическое состояние определенной местности, а также их взаимодействие с человеком.Как правило, термин «окружающая среда» описывает природные условия на поверхности Земли, состояние ее локальных и глобальных экосистем, включая неживую природу, и их взаимодействие с человеком.2. Согласно Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, обязан сохранять окружающую природную среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации .Таким образом, под охраной окружающей природной среды понимают сохранение и восстановление природных ресурсов в целях предупреждения прямого и косвенного отрицательного воздействия результатов деятельности человека на природу и человека.3. В области охраны окружающей среды используют такие понятия: состояние окружающей среды, качество окружающей среды, негативное воздействие на окружающую среду, вред окружающей среде.4. Под объектами правовой охраны окружающей среды понимаются ее составные части, находящиеся в экологической взаимосвязи, отношения по использованию и охране которых урегулированы правом, поскольку представляют экономический, экологический, рекреационный, демографический, эстетический интерес.5. Говоря о принципах права, имеют в виду, что они призваны раскрыть сущность права, представленную во всех правовых явлениях. Поэтому при определении понятия «принцип права» необходимо исходить из представлений о сущности права, развиваемых в рамках различных типов правопонимания.Под принципами права следует понимать правовые нормы общего характера, обладающие высоким уровнем абстракции, отражающие такие сущностные свойства права, как свобода, формальное равенство и справедливость.6. Для конкретной отрасли права наличие самостоятельных принципов свидетельствует о «зрелости» такой отрасли, более того, четкое определение специальных – отраслевых принципов является фактором развития ее подотраслей и институтов, т. е. лежит в основе системы норм, составляющих отрасль.7. Право окружающей среды основано как на общих принципах российского права, так и на принципах данной отрасли (отраслевых). Общими, определяющими сущность права в целом, являются принципы социальной справедливости и социальной свободы, равноправия (равенства перед законом), единства юридических прав и обязанностей, ответственности за вину, законности и некоторые другие.8. Принципы охраны окружающей среды являются основополагающими в экологическом праве. Процесс формирования принципов экологического права не является завершенным, и сопровождается с дальнейшим развитием российского экологического законодательства.9. В теории экологического права понятие принциповраскрывается как исходные начала исторически определенных правовых систем,как выраженные в праве исходные нормативно-руководящие начала, характеризующие его содержание и основы, закрепленные в праве закономерности социальнойжизни и деятельности.Библиографический списокЗаконодательные и нормативные актыКонституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. – Москва: Юристъ, 2005. – 63 с.Об охране окружающей среды [Текст]: Федеральный закон от 10 января 2002 N 7-ФЗ (ред. от 29.12.2015) // "Парламентская газета" от 12 января 2002 г. N 9, «Собрание законодательства РФ» от 14 января 2002 г. Монографии, диссертации, учебникиБоголюбов, С.А. Экологическое (природоресурсное) право [текст]: учебн / С.А. Боголюбов. – М.: Юридическая фирма «Контракт», ВолтерсКлувер, 2010. – 528с.Борисов, А. А. Экологическое право[Текст]: конспект лекций / А.А. Борисов. - М.: 2015. – 263с.Бринчук,М.М. Экологическое право[Текст]: учебн. / М.М. Бринчук. - М.: Юристъ, 2003. - 670 с.Дробязко,С.Г. Принципы в праве [Текст]/ С.Г. Дробязко // Проблемы развития юр. науки и совершенствование правопр. практики: сб. науч. тр. – Минск: БГУ, 2005. – С. 27–33.Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды и природных ресурсов[Текст]: справочное пособие. – М.: Издательство МНЭПУ, 2000. – 80с.Николаев,А.В. Юридическая ответственность за нарушение экологического законодательства[Текст] / А.В. Николаев, Т.Д. Засорина // Научный журнал НИУИТМО. - 2011. – С. 156-166.Макарова,Т.И. Принципы экологического права: к вопросу о разработке современных теоретико-правовых подходов[Текст]/ Т.И. Макарова // ВесникБДУ. - 2011. - №3 (Сер. 3). – С. 137-140.Охрана окружающей среды [текст]: учебн/ Я.Д.Вишняков, П.В.Зозуля, А.В.Зозуля, С.П.Киселева; под ред. Я.Д.Вишнякова. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 288 с.Саркисов,О.Р. Экологическоеправо[Текст]:учеб.пособие /О.Р.Саркисов,Е.Л.Любарский. –Казань: Центр инновационных технологий, 2014. – 335 с.Сидоркин,А.С. Принципы права: понятие и роль в правовом регулировании[Текст] / А.С. Сидоркин // Вестник РУДН, серия Юридические науки. – 2009. - № 4. – С. 5-12.Сосновский,В.В. Значение принципов экологического права для профилактики нарушений законодательства об охране окружающей среды[Текст] / В.В. Сосновский// Экономика и право. - 2012. - № 2. – С. 104-111.Сосунова,И.А. Экологическая культура как основа образования для устойчивого развития [Текст]/ И.А. Сосунова// Вестник международной академии наук (Русская секция). - 2008. - №2. – С. 33-40.Сухачев, А.А. Экологические основы природопользования [текст]: учебн/ А.А. Сухачев. – М.: КНОРУС, 2016. – 392с.Шишкина, Н.В. Экологическое право [Текст]: учебн. пособ. / Н.В. Шишкина. – Новосибирск, Изд-во СибАГС, 2012. – 282с.Электронные ресурсыЗначение принципов рационального природопользования и охраны окружающей среды для практики. [Электронный ресурс]. URL: http://studme.org/33544/ekologiya/znachenie_printsipov_ratsionalnogo_prirodopolzovaniya_ohrany_okruzhayuschey_sredy_dlya_praktiki (дата обращения 22.04.2016)Принципы охраны окружающей среды. [Электронный ресурс]. URL: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=517633(дата обращения 22.04.2016)Принципы экологического права. [Электронный ресурс]. URL: http://www.aup.ru/books/m230/2_4.htm (дата обращения 22.04.2016)Принципы права окружающей среды. [Электронный ресурс]. URL: http://bibliotekar.ru/ecologicheskoe-pravo-3/17.htm (дата обращения 22.04.2016)Управление в области охраны окружающей среды и природопользования. [Электронный ресурс]. URL: http://uristinfo.net/ekologicheskoe-pravo/229-ekologicheskoe-pravo-ag-netsvetaev/5781-upravlenie-v-oblasti-ohrany-okruzhajuschej-sredy-i-prirodopolzovanija.html?start=3 (дата обращения 22.04.2016)
1. Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. – Москва: Юристъ, 2005. – 63 с.
2. Об охране окружающей среды [Текст]: Федеральный закон от 10 января 2002 N 7-ФЗ (ред. от 29.12.2015) // "Парламентская газета" от 12 января 2002 г. N 9, «Собрание законодательства РФ» от 14 января 2002 г.
Монографии, диссертации, учебники
3. Боголюбов, С.А. Экологическое (природоресурсное) право [текст]: учебн / С.А. Боголюбов. – М.: Юридическая фирма «Контракт», Волтерс Клувер, 2010. – 528с.Борисов, А. А. Экологическое право [Текст]: конспект лекций / А.А. Борисов. - М.: 2015. – 263с.
4. Бринчук, М.М. Экологическое право [Текст]: учебн. / М.М. Бринчук. - М.: Юристъ, 2003. - 670 с.
5. Дробязко, С.Г. Принципы в праве [Текст] / С.Г. Дробязко // Проблемы развития юр. науки и совершенствование правопр. практики: сб. науч. тр. – Минск: БГУ, 2005. – С. 27–33.
6. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды и природных ресурсов [Текст]: справочное пособие. – М.: Издательство МНЭПУ, 2000. – 80 с.
7. Николаев, А.В. Юридическая ответственность за нарушение экологического законодательства [Текст] / А.В. Николаев, Т.Д. Засорина // Научный журнал НИУ ИТМО. - 2011. – С. 156-166.
8. Макарова, Т.И. Принципы экологического права: к вопросу о разработке современных теоретико-правовых подходов [Текст] / Т.И. Макарова // Весник БДУ. - 2011. - №3 (Сер. 3). – С. 137-140.
9. Охрана окружающей среды [текст]: учебн/ Я.Д.Вишняков, П.В.Зозуля, А.В.Зозуля, С.П.Киселева; под ред. Я.Д.Вишнякова. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 288 с.
10. Саркисов, О.Р. Экологическое право [Текст]: учеб. пособие / О.Р.Саркисов, Е.Л. Любарский. – Казань: Центр инновационных технологий, 2014. – 335 с.
11. Сидоркин, А.С. Принципы права: понятие и роль в правовом регулировании [Текст] / А.С. Сидоркин // Вестник РУДН, серия Юридические науки. – 2009. - № 4. – С. 5-12.
12. Сосновский, В.В. Значение принципов экологического права для профилактики нарушений законодательства об охране окружающей среды [Текст] / В.В. Сосновский// Экономика и право. - 2012. - № 2. – С. 104-111.
13. Сосунова, И.А. Экологическая культура как основа образования для устойчивого развития [Текст] / И.А. Сосунова// Вестник международной академии наук (Русская секция). - 2008. - №2. – С. 33-40.
14. Сухачев, А.А. Экологические основы природопользования [текст]: учебн/ А.А. Сухачев. – М.: КНОРУС, 2016. – 392с.
15. Шишкина, Н.В. Экологическое право [Текст]: учебн. пособ. / Н.В. Шишкина. – Новосибирск, Изд-во СибАГС, 2012. – 282с.
Электронные ресурсы
16. Значение принципов рационального природопользования и охраны окружающей среды для практики. [Электронный ресурс]. URL: http://studme.org/33544/ekologiya/znachenie_printsipov_ratsionalnogo_prirodopolzovaniya_ohrany_okruzhayuschey_sredy_dlya_praktiki (дата обращения 22.04.2016)
17. Принципы охраны окружающей среды. [Электронный ресурс]. URL: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=517633(дата обращения 22.04.2016)
18. Принципы экологического права. [Электронный ресурс]. URL: http://www.aup.ru/books/m230/2_4.htm (дата обращения 22.04.2016)
19. Принципы права окружающей среды. [Электронный ресурс]. URL: http://bibliotekar.ru/ecologicheskoe-pravo-3/17.htm (дата обращения 22.04.2016)
20. Управление в области охраны окружающей среды и природопользования. [Электронный ресурс]. URL: http://uristinfo.net/ekologicheskoe-pravo/229-ekologicheskoe-pravo-ag-netsvetaev/5781-upravlenie-v-oblasti-ohrany-okruzhajuschej-sredy-i-prirodopolzovanija.html?start=3 (дата обращения 22.04.2016)
Десять
1. Роль международных конвенций, соглашений и договоров в формировании экологического права
Характер и динамика развития современных эколого-кризисных отношений настоятельно диктуют необходимость предпринятия совместных усилий всех государств для решения экологических проблем, требующих как межрегионального, так и глобального охвата.
Поиск путей объединения усилий государств и народов для успешного решения проблемы охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов должен осуществляться на базе и в строгом соответствии с общепризнанным международно-правовым принципом сотрудничества, который в международном экологическом праве означает обязанность юридического государств, независимо от их общественного и государственного строя, сотрудничать друг с другом в вопросах поддержания мира и международной (в том числе экологической) безопасности, а также способствовать совершенствованию международного экологического права.
Принцип международного сотрудничества в настоящее время является одним из основополагающих в международно-правовом регулировании охраны окружающей среды. На нем основаны практически все в силу и возникающих в этой области международно-правовые акты.
В зависимости от конкретных проблем природоохранное сотрудничество может быть отнесено к сфере политического, экономического, научно-технического или правового сотрудничества государств. В этом случае, в случае, если сотрудничество по политическим вопросам направлено, прежде всего, на создание благоприятных международных условий, способствующих решению задачи охраны окружающей среды, то, например, сотрудничество в правовой области ведет к разработке и принятию международно-правовых принципов и норм, которые определяют юридическую природу и статус окружающей среды, цели осуществления природоохранной деятельности и международного сотрудничества в этой области, укрепление международного правопорядка, а также прогрессивного развития и кодифицирующих международное экологическое право.
Все источники международного экологического права принято подразделять на два вида:
- закрепляющие в силу международно-правовые принципы и нормы и образующие право в подлинном смысле этого слова ("твердое", обязательное право);
- содержащие необязательные правила, которые требуют, в частности, характер и способы осуществления, но тем не менее влияние на международные отношения своим авторитетом ("мягкое", которая является правой).