Педагогическое сопровождение развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр
Заказать уникальную дипломную работу- 91 91 страница
- 77 + 77 источников
- Добавлена 30.05.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Теоретические аспекты изучения логического мышления у детей старшего дошкольного возраста 8
1.1 Мышление как высший психический процесс 8
1.2 Особенности логического мышления у детей старшего дошкольного возраста 14
1.3 Средства развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста 22
1.4 Дидактическая игра как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста 26
1.5.1. Понятие о дидактической игре 26
1.5.2. Роль дидактической игры в развитии логического мышления 34
1.5.3. Методы организации и руководство дидактической игрой, способствующие развитию логического мышления 36
1.5.4. Условия использования дидактической игры для развития логического мышления старших дошкольников 39
Выводы по первой главе 42
Глава 2. Экспериментальная часть 43
2.1 Цель, задачи, методы и организация исследования 43
2.2 Методика исследования 44
2.3 Результаты исследования 50
Выводы по второй главе 59
Глава3. Коррекционная программа развития логического мышления 61
3.1 Принципы коррекционно-развивающей работы 61
3.2 Направления и содержание коррекционной работ по развитию логического мышления 64
3.3 Результативность проведенной работы 72
Выводы по третьей главе 81
Заключение 82
Список литературы 82
Приложение 91
Коррекция по принципу «сверху вниз» носит опережающий характер и строится как психологическая деятельность, нацеленная на своевременное формирование психологических новообразований.Принцип учета индивидуальных особенностей каждого ребенка.Деятельностный принцип коррекции. Главным способом коррекционно-развивающего воздействия является организация активной деятельности каждого ребёнка.Занятия проводятся 1- 2 раза в неделю.Продолжительность занятия от 20 до 30 минут, но первое занятие следует сократить до 20 минут.Количество детей в группе 10 человек.Формы и методы контроля:- Отзывы родителей и педагогов.- Диагностика мыслительных операций по методикам констатирующего этапа исследования.Обязательный минимум новообразований:После проведения коррекционной работы дети приобретают следующие новообразования:1. Научатся раскладывать предметы по группам, предъявляемых на словесном и наглядном материале.2. Научатся устанавливать причинно-следственные связи.3. Научатся отделять форму понятия от содержания.4. Смогут обобщать и выделять существенные признаки.5. Научатся выделять существенные признаки для сохранения логичности суждений.6. Научатся применять мыслительные операции при познании окружающего мира и формировать на основе этого целостную картину мира.Краткая характеристика содержания занятий.В данных занятиях используются метод обучающих игр, т.к. в этом возрасте ведущим видом деятельности является игровая деятельность.Алгоритм занятия:Приветствие. Педагог встает в круг с детьми (в руках держит мягкую игрушку любого животного) и говорит, что все сегодня будут самыми дружелюбными и послушными животными, каждый ребёнок придумывает для себя животное, с улыбкой приветствует всех и передаёт мягкую игрушку-животное следующему ребёнку.Задание на развитие определённой операции мышления.Развивающая игра или разминка.Задание на развитие определённой операции мышления.Комплекс на расслабление.Подведение итогов: каждого ребёнка – определённого «животного» оценивают – проставляют оценки и поощряют вербально или придумывают определённое вознаграждение в виде медальонов и звёздочек. Обсуждение того что получилось, а что нет.Ритуал прощания. Дети вместе с психологом встают в круг, делятся впечатлениями со всеми детьми – «животными» а затем возвращаются из образов животных.В формирующем эксперименте участвовали первые 10 дошкольников, которые составили экспериментальную группу, и с ними проводили специально организованные занятия с использованием дидактических игр. Помимо этого, на других учебных занятиях, в свободной деятельности применяли дидактические игры на развитие мышления и мыслительных операций. Вторые 10 дошкольников составили контрольную группу, которые занимались с педагогами как обычно.Направления и содержание коррекционной работ по развитию логического мышленияВся коррекционная работа, направленная на развитие мышления детей, условно разделена на 3 этапа:Развитие целостного восприятия ситуаций, изображенных на картинках. На начальном этапе важно сформировать у детей умение воспринимать изображенную на картинке ситуацию как целостную, умение воспроизводить в знакомых ситуациях мысленное оперирование образами-представлениями, опираясь на свой реальный практический опыт. Важно научить детей устанавливать связь между предметами, изображенными на картинке, определять необходимость использования отсутствующего предмета, с помощью которого можно преобразовать ситуацию соответственно условиям задачи. Сначала детям необходимо определить внутренние взаимоотношения между предметами, осмыслить внутреннюю логику действий, а затем найти недостающее звено.В дальнейшей работе необходимо учить детей устанавливать причинно-следственные связи между предметами, объектами и явлениями, изображенными на картинках. Необходимо уделять большое внимание развитию у детей процессов сравнения, обобщения, конкретизации, элементов суждения, умозаключений. В дальнейшем на данном этапе коррекционная работа должна быть направлена на развитие умений выявлять связи между персонажами и объектами, изображенными на картинках, рассуждать, делать вывод и обосновывать суждения; анализировать сюжеты со скрытым смыслом.2. Развитие обобщенных представлений о свойствах и качествах предметов, овладение действиями замещения и моделирования.В процессе проведения игр дошкольники учатся ориентироваться в пространстве и создавать новые образы предметов и ситуаций, а также комбинации отдельных образов, выстраивать целостные сюжеты в наглядном и словесном плане.3. Развитие соотношения между словом и образом.Умение правильно представить ситуацию по ее словесному описанию является необходимой предпосылкой развития образных форм мышления и речи ребенка. Оно лежит в основе формирования механизма мысленного оперирования образами воссоздающего воображения. В дальнейшем это позволяет совершать адекватные действия по инструкции, решать интеллектуальные задачи, планировать. Таким образом, это умение составляет фундамент качественной, целенаправленной произвольной деятельности.Дидактическая игра способствует активизации и произвольности всех умственных процессов. Для осмысления и принятия замысла игры, усвоения игровых действий и правил, необходимо внимательно выслушать объяснение. Задачи, поставленные игрой, требуют сосредоточения внимания, активной деятельности анализаторов, процессов различения, сравнения, обобщения.Дидактическая игра является незаменимым средством в преодолении различных затруднений в умственной деятельности у отдельных детей.Организуя индивидуальную дидактическую игру, мы старались создать благоприятные условия индивидуального общения, выясняли причины отставания, многократно упражняли детей, поднимая уровень их развития.Правила игры для дошкольников с умственной отсталостью должны быть четко сформулированы, и ясно раскрывать заключенное в них содержание. По содержанию наиболее частыми в нашем эксперименте являлись правила, обязывающие детей: действовать по очереди, отвечать, когда спрашивают, слушать товарища, не мешать другим в игре, выполнять правила, честно признаваться в ошибке и др.По ходу игры педагог продолжает руководить игровым процессом репликами, вопросами. Старается незаметно поддерживать инициативу детей, поощряя усилия более слабых, создает условия для проявления самостоятельности. Необходимо отметить, что все психические процессы связаны друг с другом. Следовательно, предложенные дидактические игры направлены не только на развитие мышления и мыслительных процессов, но и на развитие внимания, памяти и др. когнитивных процессов.Приведем примеры игр.Цель: развитие мышления, объема внимания, восприятия формы, величины,наблюдательности, формирование умения сравнивать, анализировать.Оборудование: рисунок с изображением пяти предметов и более, из которыхдва предмета одинаковые; остро заточенные простые карандаши.Описание:на рисунке изображены пять предметов, среди которых два одинаковых. Ребенку предлагают их найти, показать и объяснить, чем они похожи;на картинке (карточке) изображены предметы и образец. Ребенку предлагают найти предмет, подобный образцу, показать его и объяснить, чем они похожи;на рисунке (карточке) изображены более пяти предметов. Ребенку предлагают объединить изображения в одинаковые пары, показать их илисоединить линиями, проведенными простым карандашом, и объяснить, чем похожа каждая пара.Инструкция:«Посмотри внимательно на эту карточку и найди среди всех нарисованныхпредметов два одинаковых. Покажи эти предметы и объясни, в чем их схожесть.Приступай к работе».«Посмотри, на этом рисунке изображены предметы. Каждому из них можно найти пару. Соедини линиями каждую полученную пару (два одинаковыхпредмета) и объясни, в чем их схожесть. Приступай к выполнению задания».Найди отличияЦель: развитие произвольного внимания, переключение и распределениевнимания, логического мышления.Оборудование: карточка с изображением двух картинок, имеющих различия.Описание. Ребенку предлагаются:серия картинок по две картинки на каждой карточке; надо найти пять отличий;карточка с изображением двух картинок, отличающихсядруг от друга деталями. Необходимо найти все имеющиеся отличия.Инструкция: «Посмотри внимательно на эту карточку. На ней изображены двекартинки, которые отличаются друг от друга различными деталями. Необходимобыстро найти все имеющиеся отличия. Начинай искать».Игра «Колумбово яйцо»Сначала детискладывают яйцо, потом фигуры животных (по наглядному образцу) и т.д. (Приложение 2).Желательно также использовать игру «Танграм» (Приложение 3), лабиринты (Приложение 4).Дидактическая игра «Запомни картинки парами»Цель:Развивать память путём установления смысловых связей между предметамиПедагог выкладывает перед детьми картинки в случайном порядке.Предлагает запомнить их, обучая приёму смыслового соотнесения. Среди картинок есть такие, которые подходят друг другу. Воспроизводить картинки можно в любом порядке.На занятиях по изобразительной деятельности при обучении составлению узора, орнамента была использована следующая игра.В содержание математического развития детей по программе «Детство» включена тема «Алгоритмы».Алгоритм представляет собой точную, строгую последовательность действий, в нем определено первое действие и следующее за ним, свобода выбора исключается.Дети осваивают умение действовать последовательно в играх. Наиболее успешно этот процесс осуществляется в логико-математических играх. Освоение алгоритмов детьми состояло в овладении умением последовательно выполнять действия, следуя стрелкой. В играх «Собери цепочку», «Кто быстрее соберет бусы?» требовалось найти недостающий конец цепочки, выбрав один вариант из нескольких.Дети строили цепочки по правилам, которые требовали учета трех свойств – цвета, размера и формы. С учетом того, что дети знакомы с замещением и наглядным моделированием, была предложена та же игра «Собери цепочку», но с блоками Дьенеша и с использованием – в ней знаков – символов. Глядя на них, ребенок выбирал необходимый блок, который: подразумевался в условии задания, и, ориентируясь на стрелку, выкладывал цепочку из логических блоков.К играм, где дети строго следуют правилам при выполнении цепочки действий, можно отнести:«Необычные фигуры», «Автотрасса», «Вычислительная машина», «Фабрика», «У кого в гостях Винни-Пух и Пятачок», «Помоги фигурам выбраться из леса» и др.Интересны игры «Одна клетка», «Две клетки», «Все клетки»,где требуется найти конечное расположение фигурок после одного передвижения, после горизонтального или вертикального передвижения.Игра «Наведи порядок»Целы развитие умений разбивать множества по свойствам, производить логические операции «не», «и».3 этап – работа с палочками Кюизенера (цветные числа) – это набор цветных палочек сечением 1 см и длиной от 1 до 10 см разных цветов.На первом этапе работы палочки Кюизенера. Использовали как игровой материал. Дети играют с ними, как с обыкновенными кубиками и палочками, создают различные конфигурации. Их привлекают конкретные образы, а также качественные характеристики материала-цвет-размер-форма.Однако уже во время игры с палочками дети открывают некоторые отношения: они замечают одинаковость длины палочек, одинаковость сечения.На этом этапе мы проводили следующие игры и игровые упражнения: «Покажи такую же», «Назови цвет», «Угадай, какую палочку я выбрала?», «Заборчик», «Зоопарк», «Жмурки», «Построим мост».Строя заборчики, дети убеждаются, что белый забор самый длинный, так как состоит из наибольшего количества «дощечек», в других заборах «дощечек» меньше, значит они короче; оранжевый забор самый высокий, так как у него самые длинные «дощечки» и т.д.Игра «Магазин «Ковры»Дети учатся плести красивые ковры. Чтобы сплести выбранный ковер, нужно обязательно соблюдать следующие правила /алгоритм/: -выбрать одну полоску для начала плетения;-следующие ряды образуются из двух полосок разного цвета, но в сумме равных по длине первого; -все ряды должны быть разные.Палочки как дидактическое средство вполне соответствуют специфике и особенностям математических представлений дошкольников, уровню развития детского мышления.Игра «Установи закономерность. Продолжи ряд».«Внимательно слушай и рисуй». Инструкция: «Я называю геометрическую фигуру с указанием ее места на листе, а ты ее нарисуй».«Вверху слева …,под кругом ….»Все эти упражнения помогут в выработке и уточнению зрительно – моторной координации, а также будут способствовать развитию пространственных представлений, мелкой моторики рук, что в дальнейшем окажет бесспорно положительный эффект при обучении письму и чтению.«Найди лишнее слово». Требования к словарному материалу:-обобщающие понятия должны быть в активном словаре детей;-«лишнее» слово знакомо детям по значению.Инструкция: «Я буду называть ряд слов, а вы назовите только «лишнее».Клюв, перья, птица, когти.Торт, селедка, конфета, апельсин.Помидор, лук, щука, тыква.Смелый, осторожный, друг, веселый.Окно, высокий, низкий, средний.Голодный, сытый, жираф, вкусный.Снежный, ледяной, холодный, зима.Для развития логического мышления на занятиях по речевому развитию можно использовать разнообразные упражнения:1. «Восстанови рассказ». Упражнение заключается в придумывании недостающих частей рассказа, когда одна из них (начало события, середина или конец) пропущена. Составление рассказов имеет чрезвычайно большое значение и для развития речи, обогащения словарного запаса, стимулирует воображение и фантазию.2. «Составь предложение». Цель упражнения — развитие способности у детей быстро устанавливать разнообразные, иногда совсем неожиданные связи между привычными предметами, творчески создавать новые целостные образы из отдельных разрозненных элементов.Детям предлагается придумать три слова, не связанные по смыслу, например «озеро», «карандаш» и «медведь». Затем дается задание — составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова (можно менять падеж и использовать другие слова). Такая целенаправленная, комплексная, систематически проводимая работа с применением дидактических игр и упражнений способствуют развитию мышления у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью.3. «Исключение лишнего». Задача, которую необходимо выполнить ребенку состоит в исключении одного предмета, не имеющего некоторого признака, общего для остальных.Берут любые три слова, например: «собака», «помидор», «солнце». Надо оставить только те слова, которые обозначают в чем-то сходные предметы, а одно слово, «лишнее», не обладающее этим общим признаком, исключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова, а главное — больше признаков, объединяющих оставшуюся пару слов и не присущих исключенному, лишнему.Не пренебрегая вариантами, которые сразу же напрашиваются (исключить «собаку», а «помидор» и «солнце» оставить, потому что они круглые), желательно поискать нестандартные и в то же время очень меткие решения. Побеждает тот, у кого ответов больше.Эта игра развивает способность не только устанавливать неожиданные связи между разрозненными явлениями, но легко переходить от одних связей к другим. Игра учит также одновременно удерживать в поле мышления сразу несколько предметов и сравнивать их между собой. Немаловажно, что игра формирует установку на то, что возможны совершенно разные способы объединения и расчленения некоторой группы предметов, и поэтому не стоит ограничиваться однимединственным «правильным» решением, а надо искать целое их множество.Результативность проведенной работыПосле проведения формирующего эксперимента дошкольники были вновь обследованы по методикам констатирующего эксперимента.Результаты исследования операций мышления представлены в таблице (Таблица 3).Таблица 3 - Результаты исследования логических операций у дошкольников после коррекционной работы (в баллах)ФИ ребенкаАнализ образцаСравнение понятийИсключение лишнегоРазбитая чашкаСреднее значениеУровень допослеАлександр К.22322,3низкийсреднийАнтон У.33443,5среднийвысокийВиктория Н.22322,3низкийсреднийЕлизавета Ш.33543,8среднийвысокийЕлена Ф.33443,5среднийвысокийМарина Я.23332,8среднийсреднийМарк Е.22222,0низкийсреднийОлег Х.23433,0среднийвысокийФедор П.22222,0низкийсреднийРоман Ц.23433,0среднийвысокийАлександр Г.22432,8среднийсреднийАлексей Ц.22322,3низкийсреднийАрсений В.33543,8высокийвысокийВладимир Ж.22322,3низкийсреднийВиктория З.33433,3среднийвысокийКарина Щ.22332,5среднийсреднийСветлана Г.33554,0высокийвысокийДмитрий Б.32433,0среднийвысокийПавел Г.33554,0высокийвысокийСтепан М.22332,5низкийсреднийитого2,42,53,73,1 Все дошкольники справились с заданием в той или иной степени.Результаты методики «Анализ образца».8 дошкольников справились с заданием на высоком уровне. Дети достаточно правильно смоделировали обе фигуры человека. Некоторые трудности были при моделировании кровати: не учитывали расположение спичечных головок.12 дошкольников справились с заданием на среднем уровне. Дети сконструировали человека с ошибками. Неправильно расположили спички: головки спичек были направлены в другие стороны, чем на образце, отчасти не соблюдалась ширина между «туловищем» и «руками», «ногами». Но при обращении экспериментатора на образец, дети не всегда могли самостоятельно исправить свою модель.Сравнительные результаты распределения дошкольников по уровню развития операций мышления до и после формирующего этапа представлены на гистограмме (Гистограмма № 7).Гистограмма № 7 - Распределение дошкольников по уровню выполнения методики «Анализ образца» до и после формирующего эксперимента (в количестве)Как видно на рисунке, произошли изменения. Уменьшилось количество дошкольников, которые справились с заданием на низком уровне. Ученики выполнили задание лучше, перешли на более высокий уровень – средний. Часть детей с заданием справились хорошо, что перешли в группу с высоким уровнем.Результаты методики «Сравнение понятий».10 дошкольников справилась с заданием на высоком уровне. Они смогли назвать черты сходства и отличия у большинства пар. Трудности составили пары с несочетаемыми словами, типа «ворона-рыба». Но дети смогли определить сходство, что это животные и отвечают на вопрос «кто», в словах есть буква «р», отличие определила разной средой обитания, потреблением в пищу.10 дошкольников справились с заданием на среднем уровне. Дети смогли назвать в трех парах слов по 2-3 сходства, различия. Среди определения признаков сходства и отличия дети стали обращать внимания на грамматические категории слов (одушевленное-неодушевленное), наличие-отсутствие одинаковых букв и т.п. Трудности возникли при определении сходств и отличий между парой «кошка – яблоко», «ворона-рыба». Дети смогли назвать только отличия.Сравнительные результаты распределения учеников по уровню развития операций мышления до и после формирующего эксперимента представлены на гистограмме (Приложение 4).Гистограмма № 8 - Распределение дошкольников по уровню выполнения методики «Сравнение понятий» до и после формирующего эксперимента (в количестве)Как видно на рисунке, у дошкольников умение сравнивать понятия развито на среднем уровне. При сравнении им лучше удавалось найти различия, чем сходства, что свидетельствует о конкретном мышлении. Операции сравнения, анализа, обобщения ориентированы не только на выявление внешних сходств и различий, но и на грамматические категории слов, отношение к человеку (похоже-непохоже, съедобно-несъедобно и т.д.).Следовательно, часть старших дошкольников улучшили свои показатели, и перешли в группу со средним или высоким уровнем развития.Результаты методики «Исключение лишнего». 4 дошкольника справились с заданием на высоком уровне. Ученики правильно исключили лишнее слово, сумели доказать свой выбор.7 дошкольников справились с заданием на уровне выше среднего. Правильно исключил лишнее слово. Но испытывал затруднения при определении родового понятия для серии слов и «лишнего» слова: Молоток, клещи, пила, гвоздь, топор; Самолет, телега, человек, корабль, велосипед.7 дошкольников справились с заданием на среднем уровне. Ученики практически самостоятельно выделили «лишнее» слово. Трудности определения лишнего слова были в ряду: Молоток, клещи, пила, гвоздь, топор; Дом, мачта, машина, корова, дерево. Практически во всех рядах слов ученики не смогли правильно определить родовое понятие, давали описательное понятие. Например, шнурки – ими завязывают обувь, чтоб не упала. Молоток, клещи, пила, топор - есть у папы, он ими ремонтирует. 2 дошкольника выполнили задание на уровне ниже среднего. Дошкольники испытывали достаточно большие трудности при выделении лишнего предмета. Не смогли определить тематическую группу оставшихся трех предметов.Сравнительные результаты распределения дошкольников по способности к обобщению и абстрагированию до и после формирующего эксперимента представлены на гистограмме (Гистограмма № 9). Гистограмма № 9 - Распределение дошкольников по уровню выполнения методики «Сравнение понятий» до и после формирующего эксперимента (в количестве)Следовательно, умение учеников обобщать и абстрагировать развито на среднем уровне, что недостаточно для речевого и интеллектуального развития. Но если на констатирующем этапеэксперимента было 7 дошкольников, которые выполнили задание на уровне ниже среднего, то на контрольном этапе эксперимента их количество сократилось до 2человекЧасть дошкольников смогли повысить свой уровень - они перешли в группу со средним уровнем развития мыслительных операций абстрагирования, обобщения. Улучшилось качество выполнения задания у всех дошкольников. Дети старались рассуждать, обосновывать свой выбор. Иногда находили несколько вариантов исключения лишнего. Например, в ряду Молоко, сливки, сало, сметана, сыр – исключили молоко, т.к. начинается на букву «м», а другие слова на букву «с», в рядах Ботинки, сапоги, шнурки, валенки, тапочки и Самолет, телега, человек, корабль, велосипед основанием выделения лишнего слова стало количество слогов в словах, одушевленное или неодушевленное. Как видим, умение старших дошкольников обобщать и абстрагироваться стало шире, не только умение определять родо-видовые отношения.Результаты методики «Разбитая чашка»2 дошкольника (Светлана Г., Павел Г.) выполнили задание на высоком уровне. Дети не только смогли правильно установить причинно-следственные связи, но и рассказать, что предшествовало ситуации, изображенной на картинке, и что будет потом.На уровне выше среднего с задание справилось 4 дошкольника (Елена Ф., Арсений В., Антон У., Елизавета Ш.). Несмотря на то, что дошкольники смогли правильно выполнить задание, но ответы были нечеткими.8 дошкольников справились с заданием на среднем уровне. Дети рассказали, что видят на картинке, но указали причину разбитой чашки с помощью вопросов экспериментатора.6 дошкольников с заданием справились на уровне ниже среднего. Дошкольникам требовалось больше времени на рассматривание сюжетной картинки. Отвечали по наводящим вопросам экспериментатора.Более наглядно распределение дошкольников по уровню установления причинно-следственных связей представлено на следующей гистограмме (Гистограмма № 10).Гистограмма № 10 - Распределение дошкольников по уровню выполнения методики «Разбитая чашка» до и после формирующего эксперимента (в количестве)Как видно на гистограмме, умение дошкольников устанавливать причинно-следственные связи, объяснять, почему так получилось, повысилось. Трудности возникали, на наш взгляд, маленького опыта. Не все дошкольники могли представить подобную ситуацию, поэтому экспериментатору необходимо было рассказывать предшествующие действия всех участников, изображенных на картинке.Рассмотрим, как дошкольники повысили свой уровень развития мыслительных операций (Гистограмма № 11).Гистограмма № 11 – Средний балл выполнения заданий дошкольниками до и после коррекционной работыКак видно на рисунке, все дошкольники качественно улучшили умение применять логические операции для познания окружающего мира. Максимальная разница составила 1 балл, и такие дошкольники перешли на следующий уровень развития логического мышления. Минимальная разница составила от 0 до 0,3балла. Такие дошкольники остались на прежнем уровне, но качество протекания мыслительных процессов улучшилось. Однако, недостаточное познавательное развитие, малый опыт решения логических заданий снижает качественное развитие логического мышления.Исходя из полученных результатов, были выделены гомогенные группы по уровню развития логического мышления.10 дошкольников имеют средний уровень развития логических операций. Они могут применять операции мышления сравнения, анализа, синтеза, обобщения, абстрагирования, но с незначительной помощью со стороны взрослых. Но среди данной группы есть дошкольники, у которых показатели приближены к высокому уровню. Эти дети могут самостоятельно пользоваться операциями сравнения, анализа, обобщения, синтеза, абстрагирования. Но трудности возникают в оречевлении своих действий в силу недостаточного объема словарного запаса. И 10 дошкольников имеют высокий уровень развития логических операций. Дети самостоятельно пользуются операциями мышления сравнения, анализа, синтеза, обобщения, абстрагирования. Но среди данной группы есть дошкольники, которые по показателям имеют нижнюю границу высокого уровня. Эти старшие дошкольники могут самостоятельно пользоваться операциями сравнения, анализа, обобщения, синтеза, абстрагирования. Наглядные результаты представлены на следующей гистограмме.Гистограмма № 12 - Распределение дошкольников по уровню развития операций логического мышленияСравнение результатов, полученных на констатирующем и контрольном этапах эксперимента, показало, что в развитии логических операций у всех дошкольников наблюдается динамика. Но, несмотря на это, необходимо продолжать работу в данном направлении.Вместе с тем, для дальнейшего развития логического мышления начатую работу необходимо продолжать.Выводы по третьей главеС целью развития логического мышления у старших дошкольников были спланированы и проведеныспециальные занятия по развитию логического мышления. Помимо этого, на занятиях по каждой образовательной области активно применяли задания на развитие мыслительных операций.После проведения коррекционной работы дошкольники были повторно продиагностированы. Анализ результатов методик также показал, что уровень мышления и мыслительный операций повысился. Все дошкольники улучшили свои показатели. При выполнении заданий дети проявляли интерес. Чувствовали себя увереннее, рассуждали вслух.Проведеннаяработа оказали положительное воздействие на уровень развития логического мышления, но необходимо начатую работу продолжать.ЗаключениеМышление возникло в ходе эволюционного развития психики и предстает как его высшая форма. В качестве первой и исходной формы детского мышления рассматривается, как мы уже говорили, наглядно-действенное мышление. Именно так, как первая и исходная, она определена в основных исследованиях, посвященных ее зарождению и развитию.Дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития мышления. Именно в это время формируется наглядно-образное и начинает формироваться словесно-логическое мышление, формируются основные мыслительные операции. При этом мышление не развивается само по себе, для его развития необходима постоянная работа взрослых, создание оптимальной окружающей среды, а также отсутствие нарушений и задержек развития ребенка. Развитие мышления идет не от более примитивных к более совершенным формам мышления. Это иной путь: разные виды мышления – наглядно-образное, логическое и наглядно-действенное – возникают достаточно рано и сосуществуют. Они качественно изменяются в ходе развития, и одновременно изменяется характер их взаимодействия.Игра – основной вид деятельности ребенка вплоть до младшего школьного возраста. Игра постоянно привлекательна для ребенка, позволяет ему осуществить свои стремления. Нет таких положительных качеств, которые нельзя было бы развить у ребенка в ходе игры. Игра – основной способ развития этих качеств, так как она более привлекательна для детей и дети занимаются ей с большим удовольствием. Через игру можно развить познавательные характеристики ребёнка, подготовить его к жизни в современном обществе, заставить его поверить в свои силы и возможности. Она стала одним из средств закрепления, уточнения и расширения тех знаний, которые дети получают на занятиях. Дидактическая игра занимает основополагающее место в педагогическом процессе детского сада в умственном развитии дошкольников.С помощью дидактической игры дошкольники осваивают определенную сумму знаний, практических умений. К тому же дидактическая игра способствует психическому развитию дошкольников, положительным качествам личности.Для подтверждения теоретических выводов было организовано исследование уровня развития мышления у дошкольников.В эксперименте участвовало 20 детей в возрасте 6-6,5 лет. Экспериментальное исследование состояло из серии заданий, направленных на исследование мыслительных операций, установление причинно-следственных связей.Группы дошкольников по развитию мыслительных операций мышления неоднородны.Анализ результатов методик показал, что уровень развития операций логического мышления у дошкольников находится на среднем уровне развития и недостаточен для дальнейшего успешного обучения в школе. Так, были выделены следующие группы дошкольников в зависимости от уровня развития логических операций: Высокий уровень развития операций логического мышления у 3 дошкольников.Дети могут самостоятельно в полном объеме выполнять все логические операцииСредний уровень развития логических операций мышления – 10 дошкольников. Могут выполнять операции анализа и синтеза, сравнения на знакомых и простейших объектах. Самостоятельно могут правильно производить группировку, классификацию и обобщение на знакомых объектах, без объяснения обоснованияНизкий уровень – у 7 дошкольников. Затруднено применение операций мышления сравнения, анализа, синтеза, обобщения, абстрагирования, установления причинно-следственных связей, используются внешние характеристики.Для коррекции мышления и мыслительных процессов была спланирована коррекционная работа с применением дидактических игр. Дидактические игры использовали не только на специально организованных занятиях, но и на других занятиях, в свободной деятельности. После формирующего обучения дошкольники были повторно обследованы по методикам констатирующего эксперимента. Уровень развития мышления дошкольников качественно изменился. Дети стали лучше выполнять задания, которые требовали применение логических операций.. Высокий уровень отмечен у 10 дошкольников. Средний уровень отмечен у 10 дошкольников.Следовательно, дидактическая игра способствует развитию мышления у дошкольников. Однако коррекционную работу по развитию всех видов мышления необходимо продолжать и дальше. Таким образом, цель достигнута, задачи решены, гипотеза нашла свое подтверждение.Список литературыАбрамова, Г.С.Возрастная психология.- М.: «Юрайт-издат», 2010 г. Айзенк Г.Ю. Понятие и определение интеллекта // Вопросы Психологии. 1995. № 1. С.111-131.Анастази А. Психологическое тестирование: книга 2; пер. с англ / под ред. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского.- М.:Пед-ка, 1982.-336 с.Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М.: Просвещение, 1987.Блонский П.П. Память и мышление: В кн. избр. псих.произв. – М.: Просвещение, 1964.Божович, Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста/ Под ред. А.Н.Леонтьева, А.В. Запорожца. - М.: «Просвещение», 1995.Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика [Текст] : учебное пособие / Л.Р. Болотина. – 2-е изд. – М. : Культура; Акад. проект, 2005.– 240 с. Болотова, А.К., Молчанова, О.В. Психология развития и возрастная психология. – М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2012 г. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада / А.К. Бондаренко.—2-е изд., дораб.—М.: Просвещение, 1991.—160 с., ил.Борякова, Н.Ю. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников / Н. Ю. Борякова, А. В Соболева, В. В. Ткачева; под ред. Т. Б. Филичевой. – М.: Гном – Пресс, 2000. – 164с.Брушлинский, А. В. Мышление: процесс, деятельность, общение / А. В. Брушлинский. – М.: Академия, 2002. – 336 с.Венгер Л.А. Психическое развитие детей в игре. Руководство играми детей в дошкольном учреждении /под ред. М.А.Васильевой. М.: Просвещение, 1986.Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа мышления. – М.: Знание, 1985Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. – М.: Просвещение, 1988. – 336с.Венгер, Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: кн. Для воспитателя детского сада / Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Р. И. Говорова, Л. И. Цеханская. – М.: Просвещение, 1989. – 127 с.Власенко И. Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи. – М.: 1990.Волков, Б.С., Волкова, Н.В. Возрастная психология. В двух частях. Часть 1. От рождения до поступления в школу. – М.: «Владос», 2010г.Воспитание и обучение детей 6-го года жизни. /под ред. Л.А.Парамоновой, О.С.Ушаковой, -М., 1987.Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Вопросы психологии. 1996. №6. Выготский Л. С. Мышление и речь. – М., 1999.Гальперин, П. Я. Формирование умственных действий. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / П. Я. Гальперин. – М.: Просвещение, 1981. – 354 с.Глинка Г.А. Развиваю мышление и речь. – СПб.: Питер, 2000. – 200с.Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. — СПб.: Речь, 2001Доронова, Т.Н. Игра в дошкольном возрасте [Текст] : пособие для воспитателей детского сада / Т.Н. Доронова, О.А. Карабпнова, Е.В.Соловьева. – М. : Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2002. -127 с. Дошкольная педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Педагогика и психология» /под ред. В.И.Логиновой, П.Г.Саморуковой. М.,1988.Зак А. З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. – М., 1984.Зак А. З. Различия в мышлении детей. – М., 1992.Запорожец А.В. Развитие мышления // Психология детей дошкольного возраста. – М., 1964. – С. 183 – 246.Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности [Текст] : сборник / под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой. – СПб. : «Детство - Пресс», 2004. – 192 с.Игра и игрушка в образовательном процессе : от теории к практике [Текст] : коллективная монография / науч. ред. В.П.Сергеева ; под общ. ред. И.С. Сергеевой. – М.: АПКиППРО, 2008. – 118 с. Истомина З. М. Возрастные и индивидуальные различия в соотношении разных видов и сторон памяти в дошкольном детстве.— В сб.: Возрастные и индивидуальные различия памяти. М., 1967Казанская, К.О. Детская и возрастная психология. Конспект лекций. - Томск: «А-Приор», 2010 г. Карпова, Е. В. Дидактические игры в начальный период обучения. Популярное пособие для родителей и педагогов / Е.В. Карпова.—Ярославль: «Академия развития», 1997.—240 с., ил.Катаева А.А., Обухова Т.И., Стребелева Е.А. К генезису развития мышления в дошкольном возрасте // Вопросы психологии. – 1991. – №3. – С. 17 – 23.Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст] : учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – 7-е изд., испр. – М. : Издательский центр «Академия», 2007. – 416 с.Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н.А. Короткова. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. – 208 с.Кулагина, Ю.И., Колюцкий, В.Н. Психология развития и возрастная психология. - М.: «Академический проект: Трикста», 2012 г. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. Т. 1. – М., 1983. – 392 с.Леонтьев, А.Н., Запорожец, А.В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст./Под ред. Леонтьева А.Н .и Запорожца А.В.-М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. - 144с.: ил.Локалова, Н.П., Никонова, Л.И. Становление интеллектуально-личностной системы старших дошкольников как показатель психологической готовности к школьному обучению // Психологические исследования,№ 4 (18),2008 год. С. 21-32.Лупеко, Е. Дидактические игры // Дошкольное образование, № 8, 2011Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. – СПб: Питер, 2006.Люблинская А.А. Детская психология: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1971.Маклаков А. Г. Общая психология. – СПб., 2005.Марцинковская, Т. Возрастная психология. – М.: «Академия», 2012 г.Менджерицкая Д.Б. Воспитателю о детской игре [Текст] : пособие для воспитателя дет. сада / Т.А. Маркова. – М.: Просвещение, 1982 - 128 с.Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. Современный психологический словарь. – М., 2007.Микляева, Н.В. Игровые педагогические ситуации в опыте работы ДОУ [Текст] / Н.В.Микляева, Ю.В., Микляева, Ю.В. Ярова. – М. : Айрис – пресс, 2005. – 96 с. Михайленко Н.Я., Петрова O.K. К вопросу о строении игр с правилами //Дошкольное воспитание, 1998, № 1.Михайленко, Н.А. Короткова. Игра с правилами в дошкольном возрасте [Текст]. – М. : Академический проект, 2002. – 160 с.Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития. – М.: «Академия», 2012 г. Немов Р.С. Психология: Учебник для пед. вузов. В 3-х кн. Кн.3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. - 4-е изд.,– М.: Владос, 2007.Новоселова С.Л. О новой классификации детских игр.//Дошкольное воспитание, № 3, 1997Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда [Текст] : методические рекомендации по проектированию дизайн - проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах / С.Л. Новоселова. – М. : Центр инноваций в педагогике, 1995. – 64 с. Пак, Т.С. Психология развития и возрастная психология. – Спб.: «Человек», 2010 г. Петровский, В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении [Текст] / В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.Т. Стрелкова.– М. : Новая школа, 1993. – 53 с.Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – С-Пб.: Союз, 1997. – 347с.Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении – М.Просвещение, 1992г.Поддъяков А.Н. Мышление дошкольника. – М.: Педагогика, 1997. – 219с.Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект [Текст] / под ред. Н.Н. Поддьякова, Н.Я. Михайленко. – М. : Педагогика, 1987. - 190с.Программа воспитания и обучения в детском саду /Под ред. М.А. Васильева, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.—М.: Мозаика-Синтез, 2005.—208 с. Проект «Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования»Психология личности и деятельности дошкольника [Текст] / под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. – М. : Просвещение, 1965. - 295 с.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 1. – М., 1989. – 488 с.Руководство играми детей в дошкольных учреждениях /под ред. М.А.Васильевой. М., 1986.Смирнова Е. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности./Дошкольное воспитание, № 4, 2002Смирнова, Е.О. Детская психология. - Спб.: «Питер», 2011 г. Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя дет.сада —М.: Просвещение, 1982.—96.Суслова Э.К Воспитание в игре / сост. А.К.Бондаренко, А.И.Матусик. - М. : Просвещение, 1983. - 192 с. Тихомиров О.К. Психология мышления: Учеб. пособие. – М., 1984. – 272 с.Тихомирова, Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка : учеб. пособие для педагогов-психологов / Л.Ф. Тихомирова. – М.: Рольф, 2000. – 141 с.Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. - Минск, 1976Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника [Текст] : практикум для сред. и высш. пед. учебн. заведений и работников дошк. учреждений / Г.А. Урунтаева. – М. : Изд. центр «Академия», 1996. – 96 с.Усова А.П. Роль игры в воспитании детей [Текст] / А.П. Усова ; под ред. А.В. Запорожца. – М. : Просвещение, 1976. – 96 с.Хайдаров, Ж. С. Игровые составляющие и процесс развития дошкольников. – С-Пб.: Питер, 2000. – 78 с.Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Владос, 1999 г. - 360 сЭльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах : учеб. пособие для педагогов д/с / Д.Б. Эльконин. – Москва-Воронеж: 2001. – 112 с.ПриложениеПриложение 1Предметные картинки для методики «Исключение лишнего» (по Е.Л.Агаевой)1.2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. (признак предмета)Приложение 2Варианты фигур из колумбова яйцаПриложение 3Варианты фигур из танграмаПриложение 4Лабиринты
2. Айзенк Г.Ю. Понятие и определение интеллекта // Вопросы Психологии. 1995. № 1. С.111-131.
3. Анастази А. Психологическое тестирование: книга 2; пер. с англ / под ред. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского.- М.:Пед-ка, 1982.-336 с.
4. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М.: Просвещение, 1987.
5. Блонский П.П. Память и мышление: В кн. избр. псих.произв. – М.: Просвещение, 1964.
6. Божович, Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста/ Под ред. А.Н.Леонтьева, А.В. Запорожца. - М.: «Просвещение», 1995.
7. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика [Текст] : учебное пособие / Л.Р. Болотина. – 2-е изд. – М. : Культура; Акад. проект, 2005.– 240 с.
8. Болотова, А.К., Молчанова, О.В. Психология развития и возрастная психология. – М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2012 г.
9. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада / А.К. Бондаренко.—2-е изд., дораб.—М.: Просвещение, 1991.—160 с., ил.
10. Борякова, Н.Ю. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников / Н. Ю. Борякова, А. В Соболева, В. В. Ткачева; под ред. Т. Б. Филичевой. – М.: Гном – Пресс, 2000. – 164с.
11. Брушлинский, А. В. Мышление: процесс, деятельность, общение / А. В. Брушлинский. – М.: Академия, 2002. – 336 с.
12. Венгер Л.А. Психическое развитие детей в игре. Руководство играми детей в дошкольном учреждении /под ред. М.А.Васильевой. М.: Просвещение, 1986.
13. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа мышления. – М.: Знание, 1985
14. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. – М.: Просвещение, 1988. – 336с.
15. Венгер, Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: кн. Для воспитателя детского сада / Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Р. И. Говорова, Л. И. Цеханская. – М.: Просвещение, 1989. – 127 с.
16. Власенко И. Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи. – М.: 1990.
17. Волков, Б.С., Волкова, Н.В. Возрастная психология. В двух частях. Часть 1. От рождения до поступления в школу. – М.: «Владос», 2010г.
18. Воспитание и обучение детей 6-го года жизни. /под ред. Л.А.Парамоновой, О.С.Ушаковой, -М., 1987.
19. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Вопросы психологии. 1996. №6.
20. Выготский Л. С. Мышление и речь. – М., 1999.
21. Гальперин, П. Я. Формирование умственных действий. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / П. Я. Гальперин. – М.: Просвещение, 1981. – 354 с.
22. Глинка Г.А. Развиваю мышление и речь. – СПб.: Питер, 2000. – 200с.
23. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. — СПб.: Речь, 2001
24. Доронова, Т.Н. Игра в дошкольном возрасте [Текст] : пособие для воспитателей детского сада / Т.Н. Доронова, О.А. Карабпнова, Е.В.Соловьева. – М. : Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2002. -127 с.
25. Дошкольная педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Педагогика и психология» /под ред. В.И.Логиновой, П.Г.Саморуковой. М.,1988.
26. Зак А. З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. – М., 1984.
27. Зак А. З. Различия в мышлении детей. – М., 1992.
28. Запорожец А.В. Развитие мышления // Психология детей дошкольного возраста. – М., 1964. – С. 183 – 246.
29. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности [Текст] : сборник / под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой. – СПб. : «Детство - Пресс», 2004. – 192 с.
30. Игра и игрушка в образовательном процессе : от теории к практике [Текст] : коллективная монография / науч. ред. В.П.Сергеева ; под общ. ред. И.С. Сергеевой. – М.: АПКиППРО, 2008. – 118 с.
31. Истомина З. М. Возрастные и индивидуальные различия в соотношении разных видов и сторон памяти в дошкольном детстве.— В сб.: Возрастные и индивидуальные различия памяти. М., 1967
32. Казанская, К.О. Детская и возрастная психология. Конспект лекций. - Томск: «А-Приор», 2010 г.
33. Карпова, Е. В. Дидактические игры в начальный период обучения. Популярное пособие для родителей и педагогов / Е.В. Карпова.—Ярославль: «Академия развития», 1997.—240 с., ил.
34. Катаева А.А., Обухова Т.И., Стребелева Е.А. К генезису развития мышления в дошкольном возрасте // Вопросы психологии. – 1991. – №3. – С. 17 – 23.
35. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст] : учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – 7-е изд., испр. – М. : Издательский центр «Академия», 2007. – 416 с.
36. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н.А. Короткова. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. – 208 с.
37. Кулагина, Ю.И., Колюцкий, В.Н. Психология развития и возрастная психология. - М.: «Академический проект: Трикста», 2012 г.
38. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. Т. 1. – М., 1983. – 392 с.
39. Леонтьев, А.Н., Запорожец, А.В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст./Под ред. Леонтьева А.Н .и Запорожца А.В. -М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. - 144с.: ил.
40. Локалова, Н.П., Никонова, Л.И. Становление интеллектуально-личностной системы старших дошкольников как показатель психологической готовности к школьному обучению // Психологические исследования, № 4 (18),2008 год. С. 21-32.
41. Лупеко, Е. Дидактические игры // Дошкольное образование, № 8, 2011
42. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. – СПб: Питер, 2006.
43. Люблинская А.А. Детская психология: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1971.
44. Маклаков А. Г. Общая психология. – СПб., 2005.
45. Марцинковская, Т. Возрастная психология. – М.: «Академия», 2012 г.
46. Менджерицкая Д.Б. Воспитателю о детской игре [Текст] : пособие для воспитателя дет. сада / Т.А. Маркова. – М.: Просвещение, 1982 - 128 с.
47. Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. Современный психологический словарь. – М., 2007.
48. Микляева, Н.В. Игровые педагогические ситуации в опыте работы ДОУ [Текст] / Н.В.Микляева, Ю.В., Микляева, Ю.В. Ярова. – М. : Айрис – пресс, 2005. – 96 с.
49. Михайленко Н.Я., Петрова O.K. К вопросу о строении игр с правилами //Дошкольное воспитание, 1998, № 1.
50. Михайленко, Н.А. Короткова. Игра с правилами в дошкольном возрасте [Текст]. – М. : Академический проект, 2002. – 160 с.
51. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития. – М.: «Академия», 2012 г.
52. Немов Р.С. Психология: Учебник для пед. вузов. В 3-х кн. Кн.3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. - 4-е изд.,– М.: Владос, 2007.
53. Новоселова С.Л. О новой классификации детских игр.//Дошкольное воспитание, № 3, 1997
54. Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда [Текст] : методические рекомендации по проектированию дизайн - проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах / С.Л. Новоселова. – М. : Центр инноваций в педагогике, 1995. – 64 с.
55. Пак, Т.С. Психология развития и возрастная психология. – Спб.: «Человек», 2010 г.
56. Петровский, В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении [Текст] / В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.Т. Стрелкова.– М. : Новая школа, 1993. – 53 с.
57. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – С-Пб.: Союз, 1997. – 347с.
58. Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении – М.Просвещение, 1992г.
59. Поддъяков А.Н. Мышление дошкольника. – М.: Педагогика, 1997. – 219с.
60. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект [Текст] / под ред. Н.Н. Поддьякова, Н.Я. Михайленко. – М. : Педагогика, 1987. - 190с.
61. Программа воспитания и обучения в детском саду /Под ред. М.А. Васильева, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.—М.: Мозаика-Синтез, 2005.—208 с.
62. Проект «Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования»
63. Психология личности и деятельности дошкольника [Текст] / под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. – М. : Просвещение, 1965. - 295 с.
64. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 1. – М., 1989. – 488 с.
65. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях /под ред. М.А.Васильевой. М., 1986.
66. Смирнова Е. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности./Дошкольное воспитание, № 4, 2002
67. Смирнова, Е.О. Детская психология. - Спб.: «Питер», 2011 г.
68. Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя дет.сада —М.: Просвещение, 1982.—96.
69. Суслова Э.К Воспитание в игре / сост. А.К.Бондаренко, А.И.Матусик. - М. : Просвещение, 1983. - 192 с.
70. Тихомиров О.К. Психология мышления: Учеб. пособие. – М., 1984. – 272 с.
71. Тихомирова, Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка : учеб. пособие для педагогов-психологов / Л.Ф. Тихомирова. – М.: Рольф, 2000. – 141 с.
72. Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. - Минск, 1976
73. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника [Текст] : практикум для сред. и высш. пед. учебн. заведений и работников дошк. учреждений / Г.А. Урунтаева. – М. : Изд. центр «Академия», 1996. – 96 с.
74. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей [Текст] / А.П. Усова ; под ред. А.В. Запорожца. – М. : Просвещение, 1976. – 96 с.
75. Хайдаров, Ж. С. Игровые составляющие и процесс развития дошкольников. – С-Пб.: Питер, 2000. – 78 с.
76. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Владос, 1999 г. - 360 с
77. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах : учеб. пособие для педагогов д/с / Д.Б. Эльконин. – Москва-Воронеж: 2001. – 112 с.
Вопрос-ответ:
Какой вклад в развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста вносит педагогическое сопровождение?
Педагогическое сопровождение играет важную роль в развитии логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Оно помогает формировать у детей навыки логического мышления, учить их анализировать, сравнивать, классифицировать, делать выводы и решать логические задачи.
Что представляет собой педагогическое сопровождение развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста?
Педагогическое сопровождение развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста представляет собой систему педагогических мероприятий, направленных на стимулирование и поддержку процесса формирования и развития логического мышления у детей. Это может включать проведение дидактических игр, организацию упражнений и заданий, использование специальных методик и технологий.
Какие особенности логического мышления присущи детям старшего дошкольного возраста?
Дети старшего дошкольного возраста отличаются особыми особенностями логического мышления. В этом возрасте они начинают активно использовать логические операции, такие как классификация, сравнение, анализ и синтез. Дети умеют делать логические выводы, аргументировать свои ответы и решения. Они также начинают использовать логические связи, такие как причина-следствие и условие-результат.
Какие средства помогают развитию логического мышления детей старшего дошкольного возраста?
Для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста используются различные средства. Это могут быть специально разработанные игры, головоломки, логические задачи, использующиеся в образовательном процессе. Также важным средством является педагогическое сопровождение, которое помогает детям развивать логическое мышление через проведение разнообразных активностей и заданий.
Какое значение имеет педагогическое сопровождение развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста?
Педагогическое сопровождение развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста является важным аспектом их образовательного процесса. Оно направлено на активизацию мыслительной деятельности детей, развитие их логического мышления и формирование у них навыков решения логических задач.
Что представляет собой мышление как высший психический процесс?
Мышление является высшим психическим процессом, который отличается от других видов психической деятельности своим характером и спецификой. Оно представляет собой сложную операцию, включающую анализ, синтез, абстрагирование, классификацию и переход от конкретного к общему. Мышление позволяет ребенку осознавать свои действия, планировать свои поступки и решать проблемные ситуации.
Какие особенности характеризуют логическое мышление у детей старшего дошкольного возраста?
В детском возрасте логическое мышление у детей старшего дошкольного возраста начинает развиваться активно. Они приобретают способность к абстрактному мышлению и могут оперировать с понятиями и обобщениями. Дети начинают использовать логические операции, такие как классификация, сравнение, сериация, отношение к количеству и т.д. Они становятся способными анализировать информацию, делать выводы и решать логические задачи.
Какую роль играют дидактические игры в развитии логического мышления детей старшего дошкольного возраста?
Дидактические игры играют существенную роль в развитии логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Они способствуют активизации мыслительной деятельности ребенка, формированию у него логических навыков и умений. По средством игры дети учатся анализировать, сравнивать, классифицировать, решать логические задачи. Они развивают свою способность к логическому мышлению и учатся применять его в повседневной жизни.