Бердяев Николай. Судьба России.
Заказать уникальный реферат- 17 17 страниц
- 5 + 5 источников
- Добавлена 31.05.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОСНОВНЫЕ ФАКТЫ ИЗ БИОГРАФИИ ФИЛОСОФА 4
2.1 Россия как страна, полная противоречий 6
2.2 Национальные особенности русской души и быта 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 17
Нет в русском человеке узости европейского человека, нет расчетливости, интенсивности культуры, экономии времени и пространства. Русская беспечность, лень, недостаток инициативы, развитое слабо чувство ответственности связаны с этим. От русской души необъятные русские пространства требовали жертв и смирения, но они же русского человека охраняли и ему давали чувство безопасности. Над русским человеком властвует русская земля, а не он над ней властвует. [1; с. 63]
Западноевропейский человек себя чувствует сдавленным малыми размерами пространств земли и такими же малыми пространствами души. Он привык возлагаться на свою активность и интенсивную энергию. И в его душе тесно, а не пространно, все должно быть верно распределено и рассчитано.
Моралистический склад русской души порождает подозрительное отношение к мысли. Одни у нас считают достаточным минимум мысли, заключающийся в социал-демократических брошюрах, иные, - тот, который найти можно в писаниях святых отцов. Однако любовь к катехизисам и является, как полагает Бердяев, нелюбовью к самостоятельной мысли. В России не было никогда творческой избыточности, не было никогда ничего ренессансного, ничего от духа Возрождения. Историческая судьба русского народа была жертвенна, - он спасал от нашествий Востока Европу, от татарщины, и сил у него для свободного развития не хватало.
Западный человек творит ценности, созидает цвет культуры, и у него существует самодовлеющая любовь к ценностям; русский человек ищет спасения. Ищут спасения не только верующие русские души, но и русские анархисты, социалисты, атеисты. Наиболее искренняя часть русской левой революционной интеллигенции на самом деле необщественна и аполитична, она ищет извращенными путями чистоты, спасения души, вероятно, ищет служения миру и подвига, однако лишена инстинктов общественного и государственного строительства.
Русский интеллигент мыслить над историей и ее задачами отказывается, он предпочитает над историей морализировать, к ней применять свои социологические схемы, очень напоминающие теологические схемы. Русская интеллигенция, отмечает Бердяев, исповедовала всегда какие-либо доктрины, которые вмещаются в карманный катехизис, и утопии, обещающие упрощенный и легкий способ всеобщего спасения. Однако боялась и не любила самоценной творческой мысли, перед которой раскрывались бы бесконечно сложные перспективы. Творческая мысль динамична, русская же мысль была всегда слишком статична, невзирая на смену различных направлений и вер.
Русская нелюбовь к идеям и равнодушие к ним переходят нередко в равнодушие к истине. Русский человек истины не особо ищет, он ищет правды, которую мыслит то, морально то религиозно, то социально, ищет спасения. Преклонение перед органической народной мудростью парализовало всегда мысль в России и пресекало идейное творчество, которое берет личность на свою ответственность. Мысль, жизнь идей подчинялась всегда русской душевности, которая смешивает правду-истину с правдой-справедливостью. Сердце преобладало над волей и над умом.
Вершина человечества вступила уже в ночь нового средневековья, когда солнце должно засветиться внутри нас и привести к новому дню. Внешний свет гаснет. Крах рационализма, возрождение мистики и есть этот ночной момент. Борьба идет на духовных вершинах человечества, там определяется судьба человеческого сознания, есть настоящая жизнь мысли, жизнь идей. В середине же царит старая инертность мысли, клочья старого мира мысли влачат жалкое существование. Средняя мысль, мнящая себя интеллигентной, доходит до состояния полного бессмыслия.
У русских даже сформировалось убеждение, что общественным деятелям отнюдь и не необходимы идеи или необходим их минимальный запас, который можно всегда найти в складах традиционной, охлажденной давно, статически-окостеневшей мысли. Мир идей и мир общественности остались разобщенными. Идеи русской общественности, которые призваны русскую жизнь перестроить и власть обновить, охладели и выветрились ранее, нежели наступил час для их осуществления в жизни. [5; с. 123]
Жестокость человека является отвратительной. Против ожесточения сердца, против жестокости нравов необходимо всеми силами бороться. Современные люди, размягченные, изнеженные и избалованные буржуазно-покойной жизнью, не выносят не этой жестокости сердца человеческого – они не выносят жестокости испытаний, жестокости судьбы и истории. Они не хотят истории с ее великими целями, хотят ее прекращения в покое благополучия и удовлетворения.
Бердяев отмечает, что русские по своему духу непротивленцы. Однако в русском непротивленстве скрывается опасный, расслабляющий уклон от христианства к буддизму. Русский народ нуждается всего более в закале характера.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, следует сделать ряд выводов по данной работе.
«Судьба России» является книгой, полной парадоксов. Она очень привязана к определенному времени, однако по множеству своих идей оказывается кодексом истин, которые могут применяться как к прошлому, так и к будущему. Бердяев, как считают многие исследователи, заслуживает звания философа-пророка, так как он в изначальных глубинах души своего народа видел такие психологические доминанты, которые не исчезают с изменениями форм общественной жизни. [2; с. 24-25] Это дар, дающий возможность видеть сквозь напластования обыденных, отвратительных порою событий нечто грандиозное и значительное, в себе содержащее неизмеримые потенции, которые необходимы для решительного обновления жизни. Такое видение не может быть свойственно просто философу. Для подобного фокуса зрения является необходимой чрезвычайная любовь к своему народу.
Пафос общественной позиции Бердяева сводится к вере в то, что потрясения, которые выпали на долю России и ее народа не случайны. Они - необходимый этап самопроявления и самораскрытия русской души. Придет время, когда её скрытые качества создадут новый мир и проявят настоящий русский характер, способный оказать влияние на историю мировой культуры, вызывать в душах других наций горячий отклик.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Бердяев, Н.А. Судьба России [Текст] / Н.А. Бердяев. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2004.
Некретина, С.С. Бердяев и Флоренский: о смысле исторического [Текст] /С.С. Некретина // Вопросы философии. - 1991. - № 3.
Сигов, К.Б. Изгнание и свобода: путь Николая Бердяева[Текст] /К.Б. Сигов // Философская и социологическая мысль. - 1989. - № 11.
Сикорский, Б.Ф. Н.А.Бердяев о роли национального характера в судьбах России [Текст] /Б.Ф. Сикорский // СПЖ. – 1993. - №9-10. – С. 58 – 71.
Яскевич, Я. С. Философия в вопросах и ответах [Текст] /Я.С. Яскевич. – М.: Новое знание, 2003.
2
2
3
2. Некретина, С.С. Бердяев и Флоренский: о смысле исторического [Текст] /С.С. Некретина // Вопросы философии. - 1991. - № 3.
3. Сигов, К.Б. Изгнание и свобода: путь Николая Бердяева[Текст] /К.Б. Сигов // Философская и социологическая мысль. - 1989. - № 11.
4. Сикорский, Б.Ф. Н.А.Бердяев о роли национального характера в судьбах России [Текст] /Б.Ф. Сикорский // СПЖ. – 1993. - №9-10. – С. 58 – 71.
5. Яскевич, Я. С. Философия в вопросах и ответах [Текст] /Я.С. Яс-кевич. – М.: Новое знание, 2003.
Вопрос-ответ:
Какой биографический факт о Николае Бердяеве особенно заслуживает внимания?
Особенно интересным фактом из биографии Николая Бердяева является его заключение в тюрьму и ссылка в 1920 году. В это время он был одним из ведущих русских философов и публицистов, и его активная деятельность вызывала недовольство советских властей.
Какие противоречия можно выделить в России?
Россия является страной полной противоречий. С одной стороны, она обладает огромным потенциалом материальных и духовных ресурсов, но с другой стороны, она страдает от коррупции, низкого уровня жизни и недоверия к власти.
Какие особенности русской души и быта отмечает Николай Бердяев?
Бердяев отмечает наличие в русской душе таких особенностей, как беспечность, лень, недостаток инициативы и развитое слабо чувство ответственности. Он также говорит о необъятных пространствах России, которые связаны с русской душой и отражают ее особенности.
В чем заключается основная проблема русского человека согласно Бердяеву?
Основная проблема русского человека, по мнению Бердяева, заключается в отсутствии узости европейского человека, расчетливости, интенсивности культуры, экономии времени и пространства. Русский человек характеризуется беспечностью, ленью и недостатком инициативы.
Какие источники были использованы при написании статьи?
Для написания статьи были использованы различные источники, но конкретный список не указан. Возможно, автор использовал работы Николая Бердяева и других философов, а также современные исторические материалы и публикации.
Какие основные факты из биографии Бердяева можно выделить?
Николай Бердяев (1874-1948) был русским философом, религиозным мыслителем и писателем. Он родился в Киеве в семье православного священника. В 1922 году он был выслан из Советской России и эмигрировал во Францию, где оставался до конца своей жизни. Бердяев активно участвовал в религиозной и философской жизни России, разрабатывая свою оригинальную философскую систему.
Чем отличается Россия как страна от остальных?
Россия является страной, полной противоречий. Она объединяет в себе различные культуры, народности и религии. Российская душа отличается от европейской. В русском человеке отсутствуют узость, расчетливость, интенсивность культуры, экономия времени и пространства. Однако русская душа характеризуется беспечностью, ленью, недостатком инициативы и развитым, но слабым чувством ответственности.
Какие национальные особенности русской души и быта можно выделить?
Русская душа отличается от европейской. В русском человеке отсутствуют узость, расчетливость, интенсивность культуры, экономия времени и пространства. Однако русская душа характеризуется беспечностью, ленью, недостатком инициативы и развитым, но слабым чувством ответственности. Русские пространства являются необъятными и требуют адаптации для европейского человека.