Современные концепции лидерства.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Менеджмент организации
  • 28 28 страниц
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 03.06.2016
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
1. Теоретические особенности лидерства 5
1.1. Характеристика лидерства 5
1.2. Теоретические концепции лидерства 11
2. Практические аспекты применения современных концепций лидерства 17
2.1. Проблемы управленческого лидерства в организации 17
2.2. Модель управления и особенности применения концепции лидерства: предложения и рекомендации 20
Заключение 25
Список использованной литературы 27

Фрагмент для ознакомления

И для осуществления этих нововведений необходим «духовный вдохновитель», лидер, который будет вдохновлять персонал на инновации, изменения, автоматизацию и оптимизацию деятельности. основными ценностями организации являются именно информация и люди, а не здания и оборудование. Таким образом, именно персонал является основным капиталом компании, в развитие которого также нужно вкладывать определенные инвестиции.2.2. Модель управления и особенности применения концепции лидерства: предложения и рекомендацииВ современных организациях вопросам формирования и развития лидерства уделяется достаточно большое внимание. Актуальность данного вопроса связана с тем, что разработка и внедрение инновационных технологий, проведение организационных изменений, особо актуальных в современных условиях хозяйствования, становятся трудно реализуемыми без вовлечения в эти процессы эффективных лидеров, реализующих специфическое поведение или стиль лидерства.Важно подчеркнуть, что такие понятия, как лидер, лидерство и лидерский тип корпоративного управления есть звенья одной цепи. Если «лидер» представляет собой набор определенных свойств и качеств, формирующих харизму личности, то «лидерство» есть не что иное, как личностная харизма в действии; длительное функционирование харизмы как специфического невещественного актива субъекта-лидера формирует лидерский, или харизматический тип (стиль) корпоративного управления. Учитывая естественную способность лидера к производству созидательных смыслов, резонно подчеркнуть, что именно лидер является высокоэффективным производителем и пользователем новейших экономических знаний. Он является носителем творчески-трудовой энергии высокого уровня.Очевидно, что в современной корпорации именно директор по управлению корпоративными знаниями должен обладать лидерскими качествами. В связи с этим ему также должны быть присущи способности к управлению процессами, связанными со знаниями; коммуникативные способности, позволяющие расширять круг людей, работающих со знаниями; стратегическое мышление, благодаря которому обеспечивается системно-комплексный подход к созданию, распространению и использованию знаний, необходимых для реализации стратегических и тактических задач корпорации; понимание сущности и роли инструментов и технологий, обеспечивающих быструю передачу данных и информации и их трансферт в знания; личное поведение, демонстрирующее реальную направленность действий на все аспекты развития активов знаний; личные знания и познавательные способности, характеризующие состояние и динамизм потенциала руководителя.Лидерство в рамках современной корпорации есть функционирование соответствующих субъектов в условиях высокого уровня личностной и коллективной экологии. Суть данного положения заключается в том, что каждый должен делать то, на что он в большей степени способен.Для решения отмеченных задач субъект управления должен быть не просто менеджером по управлению знаниями, и даже не руководителем, например, директором по управлению знаниями, а «когнитивным» лидером, обладающим определенным набором соответствующих знаний и компетенций. При этом лидеры, управляющие знаниями, должны все чаще ставить задачи и решать проблемы, требующие одновременного достижения противоположных целей, например, стабильности и перемен, консервативности и смелости, низких затрат и высокого качества, получения краткосрочных результатов и достижения стратегических целей. При этом в центре внимания лидеров должны быть, прежде всего, нематериальные факторы, связанные с человеческими отношениями в корпорации. В центре внимания лидеров должен находиться именно культурный капитал, что требует от них быть более чувствительными к человеческим, психологическим и другим проблемам сотрудников.Целостная характеристика личности лидера в современной экономике знаний включают следующие ключевые звенья-элементы: во-первых, лидер является собственником уникального интеллектуального капитала харизматическог типа, характеризуемого как «энергетический магнетизм»; во-вторых, он обладает интегрированной и имманентной креативностью мышления и поведения, что непосредственно увязывается с образом жизни личности; в-третьих, лидер характеризуется высоким уровнем личностной и социально-экономической экологии, обеспечивающей высокую энергетическую активность творчески-трудовой деятельности; в-четвертых, лидер обладает каузальным и дивергентным экономическим мышлением, обеспечивающим перманентное сокращение эндогенных трансакционных издержек; в-пятых, лидер характеризуется наличием инновационной ментальной модели восприятия и осмысления новой информации, а также развитой потребностью в самообновлении и самоактуализации; в-шестых, он обладает высоким уровнем внутренней свободы и способен самостоятельно выстраивать личностную и корпоративную стратегию экономической деятельности; в-седьмых, лидеру присущ высокий уровень «когнитивной смелости» и эмоционально-волевой устойчивости; в-восьмых, лидер обладает уникальными «сетевыми» компетенциями, а также высокоразвитыми организаторскими коммуникативными способностями. Названные социально-экономические и экономико-психологические качества в системе формируют и развивают лидерский тип личности и лидерскую форму собственности на интеллектуальный капитал, или лидерский когнитивный капитал определенного субъекта.Основными способами развития лидерских качеств менеджера могут быть: - социально-психологическая диагностика развития личности; - практические упражнения, относящихся к начальной ступени развития лидерского потенциала; - тренинги личностного роста и лидерского саморазвития.Цель итогового занятия — разработать дальнейшую программу действий. На этом этапе следует соединить в одно целое все конкретные шаги, о которых выполнялись ранее. Они должны образовать программу самостоятельного развития лидерских качеств.При этом, важно учитывать, что ключевыми элементами развития лидерских качеств являются:1) знание теоретических принципов;2) максимум практики;3) самостоятельное обучение посредством обратной связи (анализ успехов и неудач.Концепция лидерства для модели управления в организации должна соответствовать следующим требованиям (положениям): 1. Обладать философией, позволяющей для: управления высокотехнологичными предприятиями развивать инструментарий по извлечению неявным знанием; управления коммерческими предприятиями сформировать научное обоснование развития высокой корпоративной социальной ответственности; 2.Обладать эффективностью организационного поведения, позволяющей использовать ее для: предприятий различных организационно - правовых форм: коммерческих, некоммерческих (государственных, муниципальных); для различных видов экономической деятельности (высокотехнологичные, здравоохранения, социальной службы, образования); 3. Обеспечивать развитие доверия, справедливости в организации как одного из положений институциональной экономики; условий для извлечения неявного знания; иррациональной компоненты в целеполагании лидера бизнеса.ЗаключениеНа основе анализа проблем теории и практики лидерства в менеджменте можно сделать следующие выводы. Во-первых, данная проблема представляется по-прежнему актуальной. Обзор основных направлений развития теории лидерства показывает, что исследования в этой области менеджмента ведутся широким фронтом, захватывая все новые разделы и открывая новые темы. Основной причиной не только не прекращающихся, но и расширяющихся изысканий в области лидерства, по нашему мнению, является его синтетическая природа.Во-вторых, теоретическую основу лидерства составляют его классические теории: теории лидерских качеств, лидерского поведения и ситуационная теория лидерства. Вместе с тем в современных условиях эти теории требуют дальнейшего своего развития на основе их интеграции.В-третьих, поскольку лидерство является важнейшей характеристикой профессионализма менеджера и значимость проблемы его лидерства в последние годы только возрастает, в дальнейшем важно продолжить исследования практического использования концепции лидерства в области менеджмента. Приоритетными направлениями исследования могли бы быть проблемы развития у менеджера лидерских качеств и навыков, оптимизации его лидерского стиля поведения, эффективности управления лидерством в организации.В-четвертых, возрастающие потребности практики менеджмента обусловливают необходимость шире и глубже отражать в содержании и методике образовательного процесса в вузе социально-психологические, управленческие и другие аспекты лидерства менеджера. Поскольку, как отмечалось ранее, лидерство — явление сложное и синтетическое, было бы целесообразным со студентами вузов, обучающимся по направлению менеджмент, управление персоналом, проводить комплексные образовательные курсы, большая часть времени которых была бы посвящена диагностике лидерских качеств обучаемых, проведению с ними тренингов, деловых игр, составлению индивидуальных программ развития лидерства. В проведении таких занятий следовало бы привлечь преподавателей различных кафедр, прежде всего, кафедр социологии, психологии, менеджмента и других.Список использованной литературыАлексашина Т.В. Концепция интеллектуального лидерства в управлении экономическими системами//Управление в социальных и экономических системах Материалы международной научно-практической конференции. под редакцией Ю.С. Руденко, Р.М. Кубовой, М.А. Зайцева. 2015. С. 318-324.Белов В.В. Проблема управленческого лидерства: психологический подход//Управленческое консультирование. 2014. № 7 (67). С. 116-125.Белова Е.В. Оценка личностной готовности к управленческому лидерству// Актуальные проблемы инфотелекоммуникаций в науке и образовании III Международная научно-техническая и научно-методическая конференция: сборник научных статей. 2014. С. 624-628.Жернакова М.Б. Управление изменениями. М.: Юрайт, 2015. – 278с.Занковский А.Н. Корпоративная культура как ценностное основание организационного лидерства. М.: Юрайт, 2014. – 402с.Зуб А.Т. Управленческая психология. М.: Юрайт, 2015. – 372с.Нифонтов В.А. Феномен лидерства в современной управленческой литературе//Наука и бизнес: пути развития. 2015. № 4 (46). С. 21-23.Пашаева М.Р. Лидерство как феномен управленческой культуры//Актуальные вопросы науки. 2014. № 12. С. 232-234.Петровская И.А. Концепция лидерства как служения и возможности ее реализации в российских организациях//Вестник Московского университета. Серия 24: Менеджмент. 2014. № 1-2. С. 3-23.Ручкина Т.В. Управленческое лидерство, корпоративная культура и система работы компании//Экономика и социум. 2014. № 2-5 (11). С. 1146-1455.Солоницкий К.Ю. Специфика управленческой деятельности руководящего персонала в контексте теорий лидерства//Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 9. С. 64-68.Стецко Е.В. Практические аспекты современных концепций лидерства//Ученые записки Российского государственного гидрометеорологического университета. 2014. № 37. С. 271-277.Сундуков А.В. Лидерство как управленческая технология развития организаций в информационной экономике//Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2014. № 11 (139). С. 185-189.Тоторкулов И.И. Концепции ситуационного лидерства//Современные проблемы и тенденции развития экономики и управления в XXI веке Сборник материалов V-й международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Е.М. Мосолова. 2014. С. 23-27.Чернышева С.Р. Концепции лидерства и управленческая продуктивность в современных социально - экономических условиях//Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 4. С. 90-93.Чукмичева Р.М. Руководство и лидерство в управленческой деятельности//Актуальные вопросы профессионального образования. 2014. Т. 12. № 15 (142). С. 65-68.Юстус Г.В. Аналитический обзор теорий и концепций лидерства//Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2015. № 4. С. 17-22.

Список использованной литературы

1. Алексашина Т.В. Концепция интеллектуального лидерства в управлении экономическими системами//Управление в социальных и экономических системах Материалы международной научно-практической конференции. под редакцией Ю.С. Руденко, Р.М. Кубовой, М.А. Зайцева. 2015. С. 318-324.
2. Белов В.В. Проблема управленческого лидерства: психологический подход//Управленческое консультирование. 2014. № 7 (67). С. 116-125.
3. Белова Е.В. Оценка личностной готовности к управленческому лидерству// Актуальные проблемы инфотелекоммуникаций в науке и образовании III Международная научно-техническая и научно-методическая конференция: сборник научных статей. 2014. С. 624-628.
4. Жернакова М.Б. Управление изменениями. М.: Юрайт, 2015. – 278с.
5. Занковский А.Н. Корпоративная культура как ценностное основание организационного лидерства. М.: Юрайт, 2014. – 402с.
6. Зуб А.Т. Управленческая психология. М.: Юрайт, 2015. – 372с.
7. Нифонтов В.А. Феномен лидерства в современной управленческой литературе//Наука и бизнес: пути развития. 2015. № 4 (46). С. 21-23.
8. Пашаева М.Р. Лидерство как феномен управленческой культуры//Актуальные вопросы науки. 2014. № 12. С. 232-234.
9. Петровская И.А. Концепция лидерства как служения и возможности ее реализации в российских организациях//Вестник Московского университета. Серия 24: Менеджмент. 2014. № 1-2. С. 3-23.
10. Ручкина Т.В. Управленческое лидерство, корпоративная культура и система работы компании//Экономика и социум. 2014. № 2-5 (11). С. 1146-1455.
11. Солоницкий К.Ю. Специфика управленческой деятельности руководящего персонала в контексте теорий лидерства//Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 9. С. 64-68.
12. Стецко Е.В. Практические аспекты современных концепций лидерства//Ученые записки Российского государственного гидрометеорологического университета. 2014. № 37. С. 271-277.
13. Сундуков А.В. Лидерство как управленческая технология развития организаций в информационной экономике//Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2014. № 11 (139). С. 185-189.
14. Тоторкулов И.И. Концепции ситуационного лидерства//Современные проблемы и тенденции развития экономики и управления в XXI веке Сборник материалов V-й международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Е.М. Мосолова. 2014. С. 23-27.
15. Чернышева С.Р. Концепции лидерства и управленческая продуктивность в современных социально - экономических условиях//Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 4. С. 90-93.
16. Чукмичева Р.М. Руководство и лидерство в управленческой деятельности//Актуальные вопросы профессионального образования. 2014. Т. 12. № 15 (142). С. 65-68.
17. Юстус Г.В. Аналитический обзор теорий и концепций лидерства//Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2015. № 4. С. 17-22.

Вопрос-ответ:

Какие особенности можно выделить в современных концепциях лидерства?

Современные концепции лидерства отличаются рядом особенностей. Во-первых, они учитывают различные типы лидерства, такие как трансформационное, транзакционное, ситуационное и другие. Во-вторых, они подчеркивают значимость эмоционального интеллекта для успешного лидерства. Кроме того, современные концепции уделяют внимание справедливости, этике и развитию подчиненных.

Какие теоретические концепции лидерства существуют?

Существует несколько теоретических концепций лидерства. Одна из них - это теория трансформационного лидерства, которая подчеркивает вдохновление и мотивацию подчиненных. Еще одна концепция - это теория ситуационного лидерства, которая утверждает, что лидер должен адаптироваться к различным ситуациям и стилям подчиненных. Другие концепции включают этическое лидерство, автократическое лидерство и демократическое лидерство.

Какие проблемы могут возникать при применении современных концепций лидерства в организации?

При применении современных концепций лидерства в организации могут возникать различные проблемы. Одной из них является несоответствие между ожиданиями и действиями лидера. Также возможны проблемы, связанные с реализацией концепции на практике, например, нехватка ресурсов или неподготовленность персонала. Кроме того, проблемами могут быть отсутствие поддержки со стороны руководства и недостаточная коммуникация между лидером и подчиненными.

Какая модель управления и особенности применения концепции лидерства могут быть рекомендованы?

Модель управления, основанная на концепции лидерства, должна включать гибкость и адаптивность к изменяющимся условиям. Важно также строить доверительные отношения с подчиненными и активно взаимодействовать с ними. Рекомендуется также развивать и поддерживать эмоциональный интеллект и этические нормы в организации. Особенности применения концепции лидерства могут включать обучение и развитие персонала, осуществление мониторинга и обратной связи, а также построение командной работы.

Какие особенности лидерства можно выделить с точки зрения теории?

С точки зрения теории, основными особенностями лидерства являются способность влиять на людей, обладание властью и авторитетом, способность принимать решения, гибкость и адаптивность, умение мотивировать своих подчиненных и формировать команду.

Какие теоретические концепции лидерства существуют?

Существует несколько теоретических концепций лидерства, таких как трансформационное лидерство, ситуационное лидерство, этическое лидерство, прорывное лидерство и др. Каждая концепция представляет собой свое видение лидерства и подчеркивает определенные аспекты роли и функций лидера.

Какие проблемы могут возникать при применении концепции лидерства в организации?

При применении концепции лидерства в организации могут возникать проблемы в виде сопротивления сотрудников к изменениям, недостатка квалификации руководителей, непонимания и несоответствия целей их подчиненных, а также отсутствия доверия и коммуникации в коллективе. Все эти проблемы требуют решения и применения соответствующих стратегий и подходов к лидерству.

Какую модель управления можно применить при использовании концепции лидерства?

При использовании концепции лидерства можно применить различные модели управления, такие как демократическая модель, авторитарная модель, трансформационная модель и др. Каждая модель имеет свои особенности и подходит для определенных ситуаций, исходя из потребностей организации и ее сотрудников.

Какие рекомендации можно дать для осуществления нововведений с помощью лидерства?

Для осуществления нововведений с помощью лидерства рекомендуется иметь духовного вдохновителя, который будет вдохновлять организацию и ее сотрудников на изменения и развитие. Также важно создать команду лидеров, которые будут поддерживать и воплощать новые идеи, и разработать стратегию и план действий для внедрения изменений.

Какие особенности имеет современное лидерство?

Современное лидерство характеризуется необходимостью гибкости, адаптивности и коммуникационных навыков. Лидер должен быть способен адаптироваться к изменяющемуся окружению, уметь эффективно общаться с разными людьми и создавать условия для их роста и развития.

Какие концепции лидерства существуют в современной теории?

В современной теории выделяются различные концепции лидерства, такие как трансформационное лидерство, служебное лидерство, этическое лидерство и др. Каждая концепция представляет собой особую модель лидерства и подход к руководству и управлению организацией.