Проблема эстетического вкуса

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Эстетика
  • 26 26 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 03.06.2016
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
Эстетическое сознание как предмет научного анализа 4
Прекрасное как эстетическая категория 11
Эстетический вкус и его значение 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26

Фрагмент для ознакомления

Искусство подчинялось уму, а это приводило к нормативизму, канонизации творчества. Теоретики, например, Буало, искали гармонию между умом и чувством, а как следствие этого шел процесс разрушения индивидуальности, непосредственности человеческих чувств.Проблема прекрасного снова встает в центре внимания исследователей на рубеже XVII и XVIII вв. Заслуживает внимания позиция английского эстетика Антони Шефтсбери, который предложил рассматривать красоту как единство трех видов. Красота мертвых форм (камня, металла) - это самый простой и самый низкий вид красоты. На втором уровне, более высоком, формируется второй вид красоты - красота форм, способных порождать другие живые формы. К этому виду красоты следует отнести красоту, которую создает искусство.Шефтсбери достаточно высоко оценивает художника, называет его «виртуозом». Опираясь на красоту, созданную «виртуозом», человек, по мнению философа, овладевает третий - высший - вид красоты, ведь она сама является прекрасным архитектором материи и может мертвым телам придать форму и образ собственными руками. Однако то, что устраивает ум и придает им образ, включает в себя всю красоту, которую придавали образу все эти «умы».Важное место в становлении более глубокого понимания прекрасного занимает статья французского мыслителя Дени Дидро «О прекрасном» (1751 г.). Дидро во многом разделяет позицию Шефтсбери и также считает, что «вечные истины», «законы прекрасного» связаны с опытом человека, прошли через его чувства. Дидро оспаривает мнение о прекрасном как определенное качество предмета.Он выдвигает другую идею и обосновывает мнение о прекрасном как тип отношений Признайте, что красота заложена в восприятии отношений; и вы получите историю ее развития от начала мира до наших дней. Итак, восприятие отношений является основой прекрасного. Мыслитель значительно больше внимания, чем это сделал кто-либо до него, уделяет анализу представлений о прекрасном у разных народов, даже подчеркивает смысле возраста, характера, человеческого темперамента в процессе восприятия и переживания прекрасного.В рамках эстетики XIX в. прекрасное определяется как универсальная эстетическая категория и, как отмечалось в предыдущих главах, даже становится основным понятием при определении предмета эстетики (Г. Гегель, Н.Г. Чернышевский).Среди подходов к прекрасному, несколько расширяли исторические традиции, следует обратить внимание на позицию И. Канта, который связывал прекрасное со способностью суждения вкуса. При этом Кант подчеркивал значение субъективного фактора и рассматривал прекрасное не только как качество предмета, объекта, но и как отношение субъекта к объекту.Что касается позиции Г. Гегеля, то он ограничивал прекрасное сферой искусства и ввел понятие «царство прекрасного». По Г. Гегелю, прекрасное в природе не является объектом интереса эстетики и внимания заслуживает только художественно прекрасное, ведь «красота искусства является красотой, рожденной и возрожденной на почве духа, и насколько дух и произведение его выше природу и ее явления, столь же прекрасное в искусстве выше естественную красоту». Г. Гегель связывал прекрасное с чувствами человека, определял его как «чувственную видимость идеи». Итак, содержанием идеи прекрасного является, по мнению Г. Гегеля, общечеловеческое, а формой его проявления в искусстве - художественное.Идеи Г. Гегеля в значительной степени повлияли на позицию российского теоретика Н.Г. Чернышевского, который, полемизируя с Г. Гегелем, строил концепцию прекрасного как антипод гегелевской. Н.Г. Чернышевский считал, что абсолютный дух, а реальная жизнь является источником прекрасного: «Прекрасное - это жизнь». Это теоретическое положение Н.Г. Чернышевского, изложенное в диссертации «Эстетические отношения искусства к действительности», воспринималось современниками как практическая программа преобразования, обновление действительности. Именно эта идея позже трансформировалась в марксистскую концепцию прекрасного, в рамках которой всегда отмечались связи между прекрасным и трудовой практикой человека, ведь, по мнению К. Маркса, «человек строит также и по законам красоты».История эстетики уделяла, как мы показали, значительное внимание проблеме прекрасного и связывала его с системой смежных понятий, которые помогают раскрыть его содержание (польза, целесообразность, добро, благо, соответствие, гармония и т.д.). Прекрасное существует независимо от человека и его сознания, однако способность выявить красоту или создавать ее присуща только человеку. Оценка прекрасного зависит от ее вкуса, идеала, опираясь на которые человек ориентируется в окружающем мире. Эта оценка может быть истинной или ложной той мере, в какой она соответствует объективной ценности прекрасного.Итак, прекрасное как эстетическая категория определяет предмет или явление с точки зрения совершенства, имеющего высшую эстетическую ценность.Эстетический вкус и его значениеЭстетическое сознание - понятие сложное, имеющее свою историю трактовки и понимания. В научной среде есть несколько образцов понимание эстетического сознания. Так, словарь «Эстетика» дает такое определение эстетического сознания: «Сознание эстетическая - Одна из форм общественного сознания, которая является, как и другие ее формы (политическая, правовая, моральностная, религиозная, научная), отражением действительности и ее оценкой с позиций общественного идеала». Однако это определение является очень формальным, ведь акцент делается на идее отображения только общественного идеала, без учета других элементов, которые формируют и структурируют эстетическое сознание.Так, одним из существенных элементов эстетического сознания является эстетический вкус. В современном мире происходит постоянная смена понимания категории эстетического вкуса. Чем более «открытой» становится эстетика сегодня, тем более радикальные изменения происходят в ее структуре. Особенно это заметно в молодежной среде, где исследуемый феномен играет ключевую роль в формировании их внутреннего мира. Можно вспомнить кантовские антиномии о вкусе, где, с одной стороны, суждения о вкусе настолько индивидуальны, что никакие доказательства не могут их оспорить, то есть о вкусе не спорят, а с другой - в нем есть нечто всеобщее, что позволяет его обсуждать. То есть вопреки дискуссии между индивидуальным и общественным вкусом они являются взаимосвязанными, так же как есть взаимосвязанными отношения между родителями и их детьми.Эстетический вкус является одной из важнейших характеристик личностного становления, отражающего отношение каждого человека, а особенно молодежи, в процессе его социализации. Ведь через формирование эстетического вкуса происходит отбор и формирование собственных эстетических ценностей. Для молодежной среды, где каждый стремится выделиться среди других, эстетический вкус едва ли не самым актуальный. А поскольку становление личности - процесс длительный, то в значительной степени в процессе формирования на личность влияет комплекс ценностей, которые заложены в структуру этой среды, что и делает молодежную культуру пестрой. Однако именно формирование и выражение эстетического вкуса становится инструментом преобразования уникальности, к которой постоянно стремится молодежь. Итак, становится очевидным, что эстетический вкус способствует формированию эстетической культуры молодой личности. Эстетический вкус выступает как своеобразный регулятор эстетической деятельности и эстетического восприятия мира молодежной культурой. Через него отражается эстетическое отношение молодого человека к конкретным явлениям в обществе, к продуктам эстетической деятельности (искусства, литературы, театра) в плане их положительной или отрицательной оценки. В то же время следует отметить, что эстетический вкус выступает и как своеобразное средство отражения эстетических достоинств самой молодежной культуры. Он содержит оценку тех или иных предметов и явлений как красивых, так и уродливых, как гармоничных, так и дисгармоничных. Именно через призму эстетического вкуса молодежь стремится к созерцанию избранных им артефактов культуры.Эстетический идеал характеризует представление о совершенстве предметов и явлений действительности, о совершенном образе человека, о гармоничности человека. Особенно важную роль в воплощении эстетического идеала играет искусство, поскольку оно создает художественно-образные модели совершенной действительности и совершенного человека.ЗАКЛЮЧЕНИЕПодводя итоги анализа темы реферата можем констатировать, что предметом трактовки эстетического сознания, в отличие от «эстетических объектов», считаются эстетические аспекты деятельности, а формой существования - художественное восприятие или потребление, осуществляемое эстетическим как «специфично художественным» сознанием.Следовательно, и в этом случае в итоге остается оппозиция «объект-отображения» в особой форме сознания, причем прослеживается акцентирование эстетического сознания именно как отражения, акта, собственно пассивного. Так, приводя утверждение Б. Мейлаха о том, что «читатель или зритель даже при высочайшем уровне восприятия ничего принципиально нового не создает», ученые фактически признают эстетическим сознанием только функцию непосредственного восприятия, созданного активным творческим художественным сознанием.Таким образом, и общетеоретический, и деятельностный подходы приводят, как правило, к одинаковым выводам относительно понимания эстетического сознания и, конечно, наталкиваются на необходимость определения «эстетического объекта», который бы отвечал всем признакам гносеологического. Это каждый раз восстанавливает дискуссию об объективной или субъективной природе эстетического. С другой стороны, эстетическое сознание неизбежно рассматривается как особая форма отражения, познания. В совершенном виде она существует в форме знания, то есть понятий, категорий, законов.Список литературы:Апресян Г. Эстетическое сознание. Объективные и субъективные факторы его формирования / Г.З. Апресян // Эстетическое сознание и процесс его формирования. – М.: Наука, 1981. – С. 30.Домбровская Т. Эстетическое сознание и некоторые закономерности его развития в социалистическом обществе / Т. И. Домбровская. – Киев: Вищашк., 1986. – 153 с. – С. 13.Зись А. Эстетическое и художественное сознание / А.Я. Зись, И.Л. Лазарев // Эстетическое сознание и процесс его формирования. – М., 1981. – С. 57.Каган М. С. Философская теория ценности / М. С. Каган. - СПб., 1997. – С. 54.Кант И. Первое введение в критику способности суждения. 1789– 1790: в 6 т / И. Кант. – М., 1966. – Т. 5. – 1966. – 277 с. – С. 61.Кунчева Л. Эстетические взгляды общества и художественная культура / Л. И. Кунчева. – М.: Наука, 1979. – 248 с. – С. 8.Наконечна О. П. Про роль естетичного в сучасній культурі / О. П. Наконечна // Актуальні проблеми історії, теорії та практики художньої культури : зб. наук. пр. – К. : ДАКККіМ, 2000. – Вип. ІV–V. – Ч. 2. – С. 17.Панченко В. Структура естетичної свідомості / В. І. Панченко // Естетика: підручник / Л. Т. Левчук, Д. Ю. Кучерюк, В. І.Панченко; під заг. ред. Л. Т. Левчук. – К.: Вища шк., 2000. – С. 48–66.Самохвалова В. Красота против энтропии (Введение в область мета-эстетики) / В.И. Самохвалова. – М.: Наука, 1990. – 176 с. – С. 32.Эстетика: Словарь / [авт.-уклад. Цапин О. С.]. – М.: Знание, 1989. – 134 [1] с. – С. 67.

1. Апресян Г. Эстетическое сознание. Объективные и субъективные факторы его формирования / Г.З. Апресян // Эстетическое сознание и процесс его формирования. – М.: Наука, 1981. – С. 30.
2. Домбровская Т. Эстетическое сознание и некоторые закономерности его развития в социалистическом обществе / Т. И. Домбровская. – Киев: Вища шк., 1986. – 153 с. – С. 13.
3. Зись А. Эстетическое и художественное сознание / А.Я. Зись, И.Л. Лазарев // Эстетическое сознание и процесс его формирования. – М., 1981. – С. 57.
4. Каган М. С. Философская теория ценности / М. С. Каган. - СПб., 1997. – С. 54.
5. Кант И. Первое введение в критику способности суждения. 1789– 1790: в 6 т / И. Кант. – М., 1966. – Т. 5. – 1966. – 277 с. – С. 61.
6. Кунчева Л. Эстетические взгляды общества и художественная культура / Л. И. Кунчева. – М.: Наука, 1979. – 248 с. – С. 8.
7. Наконечна О. П. Про роль естетичного в сучасній культурі / О. П. Наконечна // Актуальні проблеми історії, теорії та практики художньої культури : зб. наук. пр. – К. : ДАКККіМ, 2000. – Вип. ІV–V. – Ч. 2. – С. 17.
8. Панченко В. Структура естетичної свідомості / В. І. Панченко // Естетика: підручник / Л. Т. Левчук, Д. Ю. Кучерюк, В. І.Панченко; під заг. ред. Л. Т. Левчук. – К.: Вища шк., 2000. – С. 48–66.
9. Самохвалова В. Красота против энтропии (Введение в область мета-эстетики) / В.И. Самохвалова. – М.: Наука, 1990. – 176 с. – С. 32.
10. Эстетика: Словарь / [авт.-уклад. Цапин О. С.]. – М.: Знание, 1989. – 134 [1] с. – С. 67.

Вопрос-ответ:

Что такое эстетическое сознание?

Эстетическое сознание - это способность человека воспринимать и оценивать прекрасное, а также стремление к художественному и эстетическому опыту.

В чем заключается проблема эстетического вкуса и его значение?

Проблема эстетического вкуса заключается в отсутствии общепринятых стандартов и критериев оценки искусства. Значение эстетического вкуса состоит в том, что он позволяет нам различать и оценивать художественные произведения, а также формировать нашу эстетическую культуру.

Какие проблемы возникают при канонизации творчества?

При канонизации творчества возникает проблема потери индивидуальности и непосредственности человеческих чувств. Канонизация ограничивает разнообразие и эмоциональность творческих проявлений и приводит к усреднению и стандартизации искусства.

Что означает понятие "прекрасное"?

Понятие "прекрасное" относится к эстетической категории и обозначает высшее идеальное качество художественного или природного объекта, которое вызывает эстетическое восхищение и радость восприятия.

Какие теоретики ставили целью совмещение ума и чувства в искусстве?

Некоторые теоретики, например Буало, стремились найти гармонию между умом и чувством в искусстве. Они считали, что истинное искусство должно вызывать одновременно и эмоциональное отклик и разумное понимание.

Какие проблемы возникают в связи с проблемой эстетического вкуса?

Проблемы, связанные с проблемой эстетического вкуса, включают в себя нормативизм и канонизацию творчества, разрушение индивидуальности и непосредственности человеческих чувств. Также возникает вопрос о поиске гармонии между умом и чувством.

Что представляет собой эстетическое сознание?

Эстетическое сознание является предметом научного анализа и представляет собой способность человека воспринимать и оценивать красоту и прекрасное. Оно включает в себя эстетический опыт и вкус, а также способность к анализу и осмыслению произведений искусства.

Что такое прекрасное и какова его эстетическая категория?

Прекрасное является эстетической категорией и представляет собой особое качество объекта или произведения, которое вызывает эстетическую радость и удовлетворение восприятия. Прекрасное отличается от обычного и привлекает внимание своей гармонией, симметрией, ритмом и эмоциональной силой.

Каково значение эстетического вкуса?

Эстетический вкус играет важную роль в оценке и анализе произведений искусства. Он позволяет человеку выбирать, ценить и различать красоту, а также формирует его эстетические предпочтения. Эстетический вкус помогает расширить эстетическое сознание и развить способность к анализу и оценке произведений искусства.

Какими источниками информации можно ознакомиться для более глубокого изучения проблемы эстетического вкуса?

Для более глубокого изучения проблемы эстетического вкуса можно обратиться к различным исследованиям и теоретическим работам, а также к произведениям философии, искусства и культурологии. К некоторым из них относятся работы Ж. Буало, которая искала гармонию между умом и чувством, а также другие авторы, представленные в списке литературы.