Деятельность НАТО после развала СССР 1991-2015
Заказать уникальную курсовую работу- 29 29 страниц
- 30 + 30 источников
- Добавлена 18.07.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. НАТО после окончания «холодной войны» 4
1.1 Стратегия НАТО в новых условиях 4
1.2 НАТО в 1990-е гг.: расширение и конфликты 9
Глава 2. НАТО в 2000-2015 гг. 14
2.1 События 11 сентября 2001 г. и стратегия НАТО 14
2.2 Глобализация НАТО 17
Заключение 24
Список литературы 26
Европейские союзники стали выступать за «афганизацию» миссии НАТО, то есть, передачу функций по обеспечениюбезопасности непосредственно силовым структурам Афганистана. Вашингтон отреагировал отправкой дополнительных подразделений, поставив перед ними задачу подготовки афганских вооруженных сил и полиции. Миссия НАТО (ИСАФ) продолжалась до декабря 2014 г. Задача обеспечения национальной безопасности была передана афганскому руководству. В настоящее время НАТО присутствует в Афганистане в рамках невоенной операции «Решительная поддержка», целью которой является подготовка, консультирование и поддержка сил безопасности Афганистана.НАТО также участвовала в подготовке армии и правоохранительных сил Ирака, но ухудшение обстановки, повлекшее распространение влияния ИГИЛ в стране, показало незначительность усилий Альянса. Другой операцией НАТО вне Европы стала миротворческая миссия в Дарфуре (Судан), проводимая совместно с ЕС и Африканским союзом с 2005 г. Целью миссии является прекращение актов насилия и стабилизация региона. НАТО участвовала в транспортировке персонала Африканского союза, обеспечила подготовку и содействие в организации работы многонационального штаба и органов разведки.В 2004 г. состоялось пятое расширение НАТО. В ряды Альянса вступили Болгария, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения и Эстония. В 2009 г. список членов союза пополнился Албанией и Хорватией. Это расширение отодвинуло границы Альянса дальше на восток. Теперь на периметре НАТО находятся регионы Кавказа и Центральной Азии, которые примыкают непосредственно к границам России. В соответствии с новой стратегией вовлечение этих стратегических регионов в сферу влияния НАТО проводится невооруженными методами путем дестабилизации и подрыва правящих политико-экономических режимов с последующей сменой их на лояльные западу режимы (Грузия, Украина).Вопросы допустимости «гуманитарных интервенций» и силового вмешательства во внутренние дела государств вновь вышли на первое место в связи с интервенцией НАТО в Ливии в 2011 г. На подготовительном этапе Альянс руководствовался резолюцией СБ ООН 1973, целью операции было объявлено закрытие воздушного пространства Ливии для полетов ВВС этой страны. Таким образом предполагалось пресечь использование М. Каддафи военной авиации для бомбардировок гражданского населения Ливии. Однако, как показали дальнейшие события, заручившись мандатом ООН, НАТО приступила к реализации собственных задач по свержению не лояльного Западу политического режима. Альянс оказывал поддержку повстанческих сил, воевавших против режима Каддафи, не препятствуя притоку вооружений и разведданных в нарушение решений СБ ООН. Таким образом, при поддержке НАТО был осуществлен вооруженный государственный переворот, но стабильности Ливии это не принесло. По настоящее время в стране нет единого правительства, этот вакуум заполняют радикальные исламистские группировки, включая ИГИЛ. Ясно, что НАТО продолжает придерживаться приоритета военных методов над политическими. Последнее обстоятельство отчетливо видно в действиях НАТО в отношении «арабской весны» (протестные движения против авторитарных режимов в Тунисе, Египте, Ливии, Сирии и т.д.). Активное вмешательство Альянса в конфликты на Ближнем Востоке и Северной Африке означало практическую реализацию новой стратегии комплексного воздействия. Ярким примером является гражданская война в Сирии, в которой НАТО не участвует непосредственно, но добивается своих геополитических и геостратегических целей методом «byproxy», то есть, путем всесторонней поддержки оппозиции, к которой часто относит и явно террористические группировки. Другими словами, НАТО реализует стратегию демократизации «Большого Ближнего Востока», который входит в зону стратегических интересов Альянса. Действия НАТО не только не способствуют урегулированию кризисов, но провоцируют их интенсификацию.Таким образом, операция в Афганистане стала первой в ряду миссий НАТО за пределами традиционной зоны ответственности. Глобализация Альянса проводится в русле продолжающихся усилий по созданию НАТО-центричной системы, альтернативной ООН и иными региональным институтам. Стратегическая концепция Альянса способствует дальнейшей эрозии норм международного права и эскалации конфликтных тенденций в ряде регионов мира. О конфликтогенностиподходов НАТО еще в 2007 г. говорил президент В. Путин: «Односторонние, нелегитимные часто действияне решили ни одной проблемы. Более того, они стали генератором новых человеческих трагедий и очагов напряжённости.Такая политика является, конечно, катализатором гонки вооружений.Доминирование фактора силы неизбежно подпитывает тягу ряда стран к обладанию ОМУ. И не надо подменять ООН ни НАТО, ни Евросоюзом.Когда мы избавимся от пренебрежения международным правом, то ситуация может измениться. В противном случае ситуация будет заходить лишь в тупик и умножать количество тяжёлых ошибок. При этом, конечно, нужно добиваться того, чтобы международное право имело универсальный характер и в понимании, и в применении норм». В этой связи закономерно сопротивление, оказываемое не-членами НАТО политике Альянса, которое проявилось в российском участии в конфликте в Сирии.ЗаключениеДеятельность НАТО, которая создавалась в годы «холодной войны» для сдерживания СССР, не только не прекратилась после его распада, но существенно диверсифицировалась функционально и географически. В настоящее время политика Альянса включает широкий спектр задач, выполняемых далеко за пределами традиционной зоны ответственности. При этом НАТО фактически объявило себя ключевым актором международных отношений, закрепив за собой право вмешиваться во внутренние дела суверенных государств и присвоив первенство в разрешении кризисов безопасности, принадлежащее ООН и ОБСЕ. Проведенный анализ показал, что развитие стратегической мысли НАТО шло в русле усиления ее конфронтационного характера. Соответственно, ее практическая реализация, имевшая следствием «расширение на восток» представляет собой угрозу национальным интересам Российской Федерации. Более того, концепции «гуманитарных интервенций» и превентивных ударов угрожают примату международно-правовых норм в регулировании международных отношений. Использование силовых методов в качестве инструментов внешней политики не способствует стабилизации международной среды безопасности, поскольку провоцирует использование силовых методов во внешней политике других государств. В период 1991-2015 гг. был запущен процесс глобализации Альянса, который, вероятно, будет продолжен в обозримой перспективе. Это может означать, что стратегия комплексного воздействия будет применяться и в дальнейшем, в особенности, в регионах, где интересы НАТО пересекаются с интересами возрождающихся центров силы – России, Китая, Индии, Бразилии и т.д. Для этого сохраняется и оптимизируется военная организация НАТО, проводится модернизация ее военного потенциала. Ключевую роль в НАТО продолжают играть США, которые посредством структур и механизмов этой организации добиваются продвижения собственных интересов. Доктринальные установки США и НАТО во многом совпадают, в совокупности создавая правовую и морально-этическую основу для реализации геополитических и геостратегических устремлений США и их ближайших союзников по НАТО. Этим можно объяснить военное присутствие и вмешательство Альянса в дела регионов, где сосредоточены запасы стратегических энергоресурсов и основные пути их транспортировки. Список литературыActive Engagement, Modern Defence. Strategic Concept for the Defence and Security of the Members of the North Atlantic Treaty Organisation adopted by Heads of State and Government in Lisbon. 19 Nov. 2010 // North Atlantic Treaty Organization web site. URL: http://www.nato.int/cps/en/natohq/official_texts_68580.htmCarpenter Т., Logan J. NATO Insists on Poking Russian Bear // The Cato Institute. 2006.25 January.Comprehensive Political Guidance Endorsed by NATO Heads of State and Government on 29 November 2006 // North Atlantic Treaty Organization web site. URL: http://www.nato.int/cps/en/natohq/official_texts_56425.htmDeclaration on Alliance Security Issued by the Heads of State and Government participating in the meeting of the North Atlantic Council in Strasbourg / Kehl on 4 April 2009 // North Atlantic Treaty Organization web site. URL: http://www.nato.int/cps/en/natohq/news_52838.htmIbidem.Intervention in Contemporary World Politics. Adelphi Paper 350. London: Oxford University Press, 2002.NATO and Afghanistan // North Atlantic Treaty Organization web site. URL: http://www.nato.int/cps/en/natohq/topics_8189.htmNATO’s relations with Bosnia and Herzegovina // North Atlantic Treaty Organization web site. URL: http://www.nato.int/cps/ru/SID-96D78919-FC482028/natolive/topics_49127.htmPartnership for Peace programme // North Atlantic Treaty Organization web site. URL: http://www.nato.int/cps/en/SID-0C6B5A67-DCEE298C/natolive/topics_50349.htmS/RES/1244(1999) // Official Documents System of the United Nations. URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N99/172/89/PDF/N9917289.pdf?OpenElementS/RES/1386(2001) //Official Documents System of the United Nations. URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N01/708/55/PDF/N0170855.pdf?OpenElementS/RES/1413(2002) // Official Documents System of the United Nations. URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N02/397/33/PDF/N0239733.pdf?OpenElementS/RES/1444(2002) // Official Documents System of the United Nations. URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N02/713/91/PDF/N0271391.pdf?OpenElementS/RES/713(1991) // Official Documents System of the United Nations. URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/RESOLUTION/GEN/NR0/596/49/IMG/NR059649.pdf?OpenElementS/RES/757(1992) // Official Documents System of the United Nations. URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/RESOLUTION/GEN/NR0/011/16/IMG/NR001116.pdf?OpenElementStrasburg - Kehl Summit strengthens Transatlantic Link and looks at NATO's future challenges, April 4, 2009 // North Atlantic Treaty Organization web site. URL: http://www.nato.int/cps/en/natolive/news52845.htmStrategic Concepts // North Atlantic Treaty Organization web site. URL: http://www.nato.int/cps/en/natohq/topics_56626.htmSummit Declaration on Afghanistan, 4 April 2009 // North Atlantic Treaty Organization web site. URL: http://www.nato.int/cps/en/natohq/news_52836.htmThe Alliance's New Strategic Concept agreed by the Heads of State and Government participating in the Meeting of the North Atlantic Council. 07 Nov. 1991 - 08 Nov. 1991 // North Atlantic Treaty Organization web site. URL: http://www.nato.int/cps/en/natohq/official_texts_23847.htm#topThe Alliance's Strategic Concept Approved by the Heads of State and Government participating in the meeting of the North Atlantic Council in Washington D.C., 24 Apr. 1999 // North Atlantic Treaty Organization web site. URL: http://www.nato.int/cps/en/natohq/official_texts_27433.htmThe North Atlantic Treaty. Washington D.C., 4 April 1949 // North Atlantic Treaty Organization web site. URL: http://www.nato.int/cps/en/natohq/official_texts_17120.htmВ.В. Путин. Выступление и дискуссия на Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности 10 февраля 2007 г. // Официальные сетевые ресурсыПрезидента России. URL: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/24034Котляр В.С. Международное право и современные стратегические концепции США и НАТО. Дисс. докт. юр. н. М., 2007. 421 с.Котляр В.С. Пределы допустимости силового вмешательства по гуманитарным причинам во внутренние конфликты в других государствах // Международное публичное и частное право. - 2012. - № 5. - С. 21 – 27.Кучинская М.Е. Трансформация НАТО на современном этапе: политические аспекты. Монография / М.Е. Кучинская // Под ред. д.и.н. Е.М. Кожокина; Российский институт стратегических исследований. — М: РИСИ, 2007. — 200 с.Никитин А.И. Миротворческие операции. Введение в проблематику миротворческих операций/ Под ред. А.И. Никитина. М.: МГИМО, 2014. 33 с.Пражский саммит и преобразование НАТО. Справочник-путеводитель.Брюссель: Отдел публичной дипломатии НАТО, 2003. 188 с.Шмелев Б.А. Расширение НАТО и интересы России // Россия и современный мир. – 1997. – № 2. – C. 28-44.Штоль В.В. Армия «Нового мирового порядка». М.: ОГИ, 2010. 384 с.Штоль В.В. НАТО: от регионального блока к глобальному доминированию // Обозреватель–Observer. – 2015. – № 10. – С. 21-35.
2. Carpenter Т., Logan J. NATO Insists on Poking Russian Bear // The Cato Institute. 2006.25 January.
3. Comprehensive Political Guidance Endorsed by NATO Heads of State and Government on 29 November 2006 // North Atlantic Treaty Organization web site. URL: http://www.nato.int/cps/en/natohq/official_texts_56425.htm
4. Declaration on Alliance Security Issued by the Heads of State and Government participating in the meeting of the North Atlantic Council in Strasbourg / Kehl on 4 April 2009 // North Atlantic Treaty Organization web site. URL: http://www.nato.int/cps/en/natohq/news_52838.htm
5. Ibidem.
6. Intervention in Contemporary World Politics. Adelphi Paper 350. London: Oxford University Press, 2002.
7. NATO and Afghanistan // North Atlantic Treaty Organization web site. URL: http://www.nato.int/cps/en/natohq/topics_8189.htm
8. NATO’s relations with Bosnia and Herzegovina // North Atlantic Treaty Organization web site. URL: http://www.nato.int/cps/ru/SID-96D78919-FC482028/natolive/topics_49127.htm
9. Partnership for Peace programme // North Atlantic Treaty Organization web site. URL: http://www.nato.int/cps/en/SID-0C6B5A67-DCEE298C/natolive/topics_50349.htm
10. S/RES/1244(1999) // Official Documents System of the United Nations. URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N99/172/89/PDF/N9917289.pdf?OpenElement
11. S/RES/1386(2001) // Official Documents System of the United Nations. URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N01/708/55/PDF/N0170855.pdf?OpenElement
12. S/RES/1413(2002) // Official Documents System of the United Nations. URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N02/397/33/PDF/N0239733.pdf?OpenElement
13. S/RES/1444(2002) // Official Documents System of the United Nations. URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N02/713/91/PDF/N0271391.pdf?OpenElement
14. S/RES/713(1991) // Official Documents System of the United Nations. URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/RESOLUTION/GEN/NR0/596/49/IMG/NR059649.pdf?OpenElement
15. S/RES/757(1992) // Official Documents System of the United Nations. URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/RESOLUTION/GEN/NR0/011/16/IMG/NR001116.pdf?OpenElement
16. Strasburg - Kehl Summit strengthens Transatlantic Link and looks at NATO's future challenges, April 4, 2009 // North Atlantic Treaty Organization web site. URL: http://www.nato.int/cps/en/natolive/news52845.htm
17. Strategic Concepts // North Atlantic Treaty Organization web site. URL: http://www.nato.int/cps/en/natohq/topics_56626.htm
18. Summit Declaration on Afghanistan, 4 April 2009 // North Atlantic Treaty Organization web site. URL: http://www.nato.int/cps/en/natohq/news_52836.htm
19. The Alliance's New Strategic Concept agreed by the Heads of State and Government participating in the Meeting of the North Atlantic Council. 07 Nov. 1991 - 08 Nov. 1991 // North Atlantic Treaty Organization web site. URL: http://www.nato.int/cps/en/natohq/official_texts_23847.htm#top
20. The Alliance's Strategic Concept Approved by the Heads of State and Government participating in the meeting of the North Atlantic Council in Washington D.C., 24 Apr. 1999 // North Atlantic Treaty Organization web site. URL: http://www.nato.int/cps/en/natohq/official_texts_27433.htm
21. The North Atlantic Treaty. Washington D.C., 4 April 1949 // North Atlantic Treaty Organization web site. URL: http://www.nato.int/cps/en/natohq/official_texts_17120.htm
22. В.В. Путин. Выступление и дискуссия на Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности 10 февраля 2007 г. // Официальные сетевые ресурсы Президента России. URL: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/24034
23. Котляр В.С. Международное право и современные стратегические концепции США и НАТО. Дисс. докт. юр. н. М., 2007. 421 с.
24. Котляр В.С. Пределы допустимости силового вмешательства по гуманитарным причинам во внутренние конфликты в других государствах // Международное публичное и частное право. - 2012. - № 5. - С. 21 – 27.
25. Кучинская М.Е. Трансформация НАТО на современном этапе: политические аспекты. Монография / М.Е. Кучинская // Под ред. д.и.н. Е.М. Кожокина; Российский институт стратегических исследований. — М: РИСИ, 2007. — 200 с.
26. Никитин А.И. Миротворческие операции. Введение в проблематику миротворческих операций/ Под ред. А.И. Никитина. М.: МГИМО, 2014. 33 с.
27. Пражский саммит и преобразование НАТО. Справочник-путеводитель. Брюссель: Отдел публичной дипломатии НАТО, 2003. 188 с.
28. Шмелев Б.А. Расширение НАТО и интересы России // Россия и современный мир. – 1997. – № 2. – C. 28-44.
29. Штоль В.В. Армия «Нового мирового порядка». М.: ОГИ, 2010. 384 с.
30. Штоль В.В. НАТО: от регионального блока к глобальному доминированию // Обозреватель–Observer. – 2015. – № 10. – С. 21-35.
Вопрос-ответ:
Что представляет собой НАТО?
НАТО (Североатлантический альянс) является военно-политическим блоком, созданным в 1949 году для коллективной безопасности и защиты стран-членов.
Какая стратегия использовалась НАТО после окончания холодной войны?
После окончания холодной войны НАТО приняло свою новую стратегию, которая включала в себя элементы коллективной защиты, конфликтной профилактики и управления кризисными ситуациями.
Какие были основные события для НАТО в 2000-2015 годах?
Один из основных событий в истории НАТО в этот период - теракты 11 сентября 2001 года, которые повлияли на стратегию альянса и привели к более активному противостоянию терроризму.
Что означает глобализация для НАТО?
Глобализация для НАТО означает необходимость адаптироваться к изменяющимся условиям безопасности и выходить за рамки традиционных областей деятельности, включая борьбу с киберугрозами и защиту космических систем.
Почему европейские союзники выступали за афганизацию миссии НАТО в Афганистане?
Европейские союзники выступали за афганизацию миссии НАТО в Афганистане, чтобы передать функции по обеспечению безопасности непосредственно силам Афганистана и оптимизировать усилия силовых структур.
Что представляет собой НАТО после развала СССР?
После развала СССР НАТО стало менять свою стратегию и структуру, чтобы адаптироваться к новым условиям безопасности. Оно начало активно расширяться, принимая новых членов из бывшего восточного блока, и разрабатывать новые политические и военные стратегии, учитывающие изменения в мировой политике.
Какими стратегиями руководствовалось НАТО в новых условиях?
В новых условиях после окончания холодной войны, НАТО стало придерживаться стратегии коллективной безопасности и интеграции. Оно стремилось укрепить свою политическую и военную позицию, развивая сотрудничество с государствами-членами и партнерами, а также проводя операции по поддержанию мира и обеспечению безопасности в различных регионах мира.
Какие конфликты возникли в 1990-х годах у НАТО?
В 1990-х годах НАТО столкнулось с несколькими конфликтами, такими как конфликт в Югославии и военные действия в Косово. Оно также стало активно заниматься борьбой с терроризмом и участвовало в операциях по борьбе с наркотрафиком в Афганистане и других странах.
Каким образом события 11 сентября 2001 года повлияли на стратегию НАТО?
События 11 сентября 2001 года стали поворотным моментом для НАТО. Они сильно изменили его стратегию и привели к разработке новой стратегии, направленной на борьбу с терроризмом. НАТО стало активно участвовать в операциях по борьбе с терроризмом в Афганистане и других регионах мира.
Как НАТО адаптировалось к глобализации?
НАТО адаптировалось к глобализации, развивая свои сотрудничество с другими международными организациями и государствами, особенно в области борьбы с терроризмом и обеспечения безопасности. Оно также стало активно проводить операции по поддержанию мира и обеспечению безопасности в различных регионах мира.