Совершенствование управления товарным ассортиментом на примере торговой компании ООО
Заказать уникальную дипломную работу- 82 82 страницы
- 33 + 33 источника
- Добавлена 12.08.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Теоретико-методологические аспекты управления товарным ассортиментом 6
1.1 Сущность целей и задачи управления товарным ассортиментом 6
1.2 Методы и механизмы управления товарным ассортиментом и критерии оценки его эффективности 11
1.3 Практический опыт совершенствования управления товарным ассортиментом 15
2.Организационно-экономическая и правовая характеристика торговой компании (на примере ООО «Призма») 20
2.1 Месторасположение, правовой статус, организационное устройство и управление 20
2.2Основные экономические показатели деятельности 24
2.3 Анализ интенсивности и экономической эффективности деятельности организации 27
2.4 Оценка относительных показателей ликвидности, платежеспособности и финансовой устойчивости 29
2.5 Оценка состояния и эффективность управления товарным ассортиментом ООО «Призма» 32
2.6 Оценка состава движения товарного ассортимента 36
2.7 Оценка эффективности управлением товарным ассортиментом организации 39
3. Совершенствование управления товарным ассортиментом в торговой компании ООО «Призма» 46
3.1 Совершенствование механизма управления товарным ассортиментом 46
3.3 Эффективность совершенствования управления товарным ассортиментом 57
4 Безопасность жизнедеятельности 59
4.1. Выявление и анализ опасных и вредных производственных факторов, возникающих при работе над оптимизацией товарного ассортимента 59
4.2. Разработка инженерного метода защиты персонала от действия опасных и вредных производственных факторов 67
4.3. Разработка инструкции по безопасности работ для товароведа 70
Заключение 76
Список литературы 82
Определенный вред здоровью способна причинить любя неправильно организованная работа. Опасность профзаболевания есть не только у работников, работающих на опасных и вредных предприятиях, но и у торговых работников и у служащих офиса, к которым относятся и работники ООО «Призма».
На рабочем месте пользователей должны обеспечиваться оптимальные параметры микроклимата ГОСТ 30494-96, СанПиН 2.1.2.1002-00. Температура воздуха 22-25 градусов при влажности 40-60%.
Недостаточная влажность – еще одно слабое место офисного воздуха. Как правило, воздух в офисах сухой, что также не способствует оздоровлению или хорошему самочувствию сотрудников. Ионное голодание – не менее острая проблема, с которой сталкиваются многие сотрудники офисов при чем, даже не замечая этого.
В таблице 4.3 приведены фактические параметры микроклимата в помещении офиса и магазина.
На предприятии ООО «Призма» в помещениях проходит центральное отопление. Для повышения влажности воздуха в помещениях, в зимнее время, применяются увлажнители воздуха и проветривание помещения, по мере необходимости.
Кроме того, в помещениях офиса установлены центральные кондиционеры – приточно-вытяжня установка, в которой осуществлен полная подготовка воздуха, именно фильтрация, подогрев или охлаждение, осушение или увлажнение.
Таблица 4.3
Фактические параметры микроклимата в офисе
Период года Категория тяжести труда Температура, °С Относительная влажность, % Скорость движения воздуха, м/с, не более Холодный период Фактическое значение 1 23-25°С 45-55% 0,1 м/с Оптимальное значение 1 22-24°С 40-60% 0,1 м/с Теплый период Фактическое значение 1 20-23°С 35-50% 0,15м/с Оптимальное значение 1 23-25°С 40-60% 0,1 м/с Кроме того, центральные кондиционеры снабжены секцией теплоутилизации, которая позволяет экономить до 60% энергоресурсов, необходимых для подогрева или охлаждения воздуха.
Основным загрязнителем воздуха в помещениях рассматриваемого предприятия является пыль. Согласно Гигиеническим требованиям эксплуатации производственных помещений, предельная концентрация пыли в воздухе не должна составлять более 6 мг/куб.м. Так же к списку вредных веществ можно добавить радон, формальдегид и табачный дым. Вдыхая такую смесь ежедневно по несколько часов подряд, человек подвергается риску всевозможных заболеваний, начиная от аллергических проявлений и кончая легочными заболеваниями.
Помещения ООО «Призма» оснащены компьютерами, принтерами, ксероксами, микроволновыми печами, электрическими чайниками, мебелью и т.п., которые вносят свою лепту в формирование дефицита ионов.
В таблице 4.4. приведена токсическая характеристика вредных веществ в воздухе производственных помещений.
Таблица 4.4
Токсическая характеристика вредных веществ в воздухе производственных помещений.
№ п/ п Вредные вещества Фактическая концентрация, мг/м3, не более ПДК, мг/м3 Класс опасности Действие на человека ГН 2.2.5-686-98 1 Строительные материалы:
- бензол
3
5
2 Раздражающее, общетоксическое (на ЦНС, сердечнососудистую систему) - бутанол 6 10 3 Действие на ЦНС: головные боли, головокружение, раздражительность и др. 2 Стеклопластики:
--ацетон 70 200 4 Действие на слизистые оболочки верхних дыхательных путей (сухой кашель и др.); плохой аппетит, анемия - фенол 0,1 0,3 2 Действие на слизистые оболочки верхних дыхательных путей (насморк, хронический конъюктивит); тошнота, боли в животе - стирол 2,5 Действие ЦНС (раздражительность, плохой сон, слабость); действие на кожу (дерматит, экзема) 3 Мебель из древесно-стружечных плит:
-фенол 0,2 0,3 2 Действие на слизистые оболочки верхних дыхательных путей (насморк, хронический конъюктивит); тошнота, боли в животе -формальдегид 0,4 0,5 2 Действие на слизистые оболочки (насморк, бронхит), анемия
Таблица 4.4 (продолжение)
№ п/ п Вредные вещества Фактическая концентрация, мг/м3, не более ПДК, мг/м3 Класс опасности Действие на человека ГН 2.2.5-686-98 4 Продукты курения:
- диоксид глерода 1 мг/л 9 мг/л Действие на ЦНС (наркотическое): головные боли, головокружение, раздражительность и др. Действие на слизистые оболочки верхних дыхательных путей. Головные боли, кашель, ослабление памяти и др. - никотин 1 3 Нервный яд. Наркотик. В настоящее время существует множество приспособлений, имеющих одну общую функцию – повышение качества воздуха в помещениях. В числе таких приборов, на ООО «Призма» имеются увлажнители воздуха и ионизаторы. Это оборудование способно справиться с «воздушными» проблемами офисных помещений, а именно, избавить воздух от вредных примесей, ионизировать и довести его влажность до нормального уровня.
Кроме того, один раз в год проводится очистка вентиляции, для поддержания нормального микроклимата в офисе.
Влияние шума на организм человека может быть самым разнообразным – быстрая утомляемость, раздражительность, бессонница. Самое страшное – нарушение работы вестибулярного аппарата. Средний показатель уровня шума на ООО «Призма» составляет не более 60 дБ.
Допустимые шумовые характеристики рабочих мест регламентируются ГОСТ 12.1.003-88 "Шум, общие требования безопасности" и Санитарными нормами допустимых уровней шума на рабочих местах (СН 2.2.4/21.8.562-96).
Допустимые уровни звука и эквивалентные уровни звука на рабочих местах в производственных помещениях приведены в таблице 4.5.
Таблица 4.5
Допустимые уровни звука и эквивалентные уровни звука на рабочих местах в производственных помещениях и на территории предприятий (Извлечение из ГОСТ 12.1.003.88; СН 2.2.4/21.8.562-96)
Вид трудовой деятельности, рабочее место Уровни звука и эквивалентные уровни звука, дБа 1. Руководящая работа повышенными требованиями. Рабочие места в помещениях дирекции, программистов вычислительных машин 50 2. Высококвалифицированная работа, требующая сосредоточенности, административно-управленческая деятельность, рабочие места торговых залов, в комнатах конторских помещений 60 В качестве общей характеристики шума на рабочих местах применяется оценка уровня звука в дБ(А), представляющая собой среднюю величину частотных характеристик звукового давления.
Источниками шума на исследуемом объекте является оборудование предприятия.
Применение звукопоглощающих облицовок для отделки потолка и стен шумных помещений привело к изменению уровня шума в сторону уменьшения в два раза, что существенно улучшает условия труда.
Для устранения внешнего шума эффективно используются трехкамерные стеклопакеты.
Электробезопасность на предприятии следует обеспечить за счет:
конструкций электроустановок;
техническими способами и средствами защиты;
организационными и техническими мероприятиями.
Температура нагретых поверхностей оборудования не превышает 450С, что соответствует требованиям «Санитарных норм проектирования предприятий» и предусмотрено конструкцией оборудования предприятия.
4.2. Разработка инженерного метода защиты персонала от действия опасных и вредных производственных факторов
На предприятии широко используется естественное освещение как наиболее благоприятное для зрения. Основные требования к естественному освещению – равномерность освещенности и глубина проникновения дневного света внутрь помещения. Естественное освещение зависит от ряда факторов: ориентации окон по отношению к сторонам света, размеров, конструкции и затемнения окон, размеров и окраски помещения, светового климата местности. Он должен составлять не менее 1:8. Помещения освещаются лучше, если окна располагаются на расстоянии 80-90 см от уровня пола. Для искусственного освещения помещения ООО «Призма» применяют модель светильника ЛВО -13-4х18-181, которые встраиваются в потолок. Довольно высокая световая отдача благодаря использованию энергоэффективных люминесцентных ламп (ЛВО 4х18)
Фактические и нормативные уровни освещенности на рабочих местах приведены в таблице 4.6.
Таблица 4.6
Фактические и нормативные (СНиП 23-05-95) уровни освещенности на рабочих местах
Разряд и подразряд зрительных работ Контраст объекта с фоном Характеристика фона Освещенность, ЛК, при искусственном освещении КЕО, Ен, % При комбинированном освещении При общем освещении При естественном освещении При совмещенном освещении всего В том числе от общего При верхнем или комбинированном При боковом При верхнем или комбинированном При боковом Нормативные уровни 2 Средний Светлый 1000 200 300 - - 4,2 1,5 Фактические уровни 2 Средний Светлый - - 300 - 1,0 - 1,5 Оконные проемы оборудованы регулируемыми устройствами типа жалюзи, внешних козырьков.
Рабочие места должны быть организованы в соответствии с эргономичекими требованиями, изложенными в ГОСТ 12.2.032-78 – для работ сидя и ГОСТ 12.2.033.78 –для работ стоя.
На предприятии ООО «Призма» высота установленных на рабочем месте столов, стульев, подставок для ног регулируются по высоте и установлены в соответствии с ростом работающих специалистов. Благодаря регулируемым параметрам установленных на рабочем месте столов высота рабочих поверхностей приведена в соответствии с требованиями ГОСТа 12.2.032-78, которые приведены в таблице 4.7.
Таблица 4.7
Высота рабочей поверхности, сидения и пространства для ног при работе сидя в зависимости от вида работы и роста работающего
Рост человека, см Высота рабочей поверхности, мм, при выполнении работы Высота пространства для ног, мм Высота рабочего сидения, мм Очень тонкой зрительной работы тонкой легкой 165 880 790 715 610 415 170 905 815 740 635 430 175 930 840 765 655 450 185 975 885 815 700 480 190 1000 910 840 720 500 Производительный труд на ООО «Призма» может быть обеспечен правильной организацией рабочих мест. Рациональное размещение персонала дает возможность сократить время, необходимое для выполнения работы, устранить ненужные перемещения работников, обеспечить площади.
Площадь помещений должна отвечать действующим нормам и специфика работы, а планировка рабочих мест должна осуществляться исходя из площади помещений, числа сотрудников, норматива на одного сотрудника. Рациональная внутренняя планировка помещений с помощью мебели так же имеет немаловажное значение в обеспечении эффективности управленческого труда.
На ООО «Призма» площадь на одно рабочее место пользователей ПЭВМ составляет не менее 4,5м2.
При размещении рабочих мест расстояние между рабочими столами должно быть не менее 2,0м, а расстояние между боковыми поверхностями видиомониторов не менее 1,2м.
Удельная площадь (Пуд) и объем (Ууд) помещения, приходящаяся на одного человека рассчитывается по формуле:
Пуд = (Пн –По) /Ч
Ууд = (Ун – Уо) /Ч
Где Пн и Ун – площадь и объем помещения;
По и Уо – площадь и объем, занятые крупногабаритным оборудованием и мебелью;
Ч – число человек, одновременно работающих в помещении.
Тогда
Пуд = (160 – 71) / 21 = 4,24
Ууд = (432 – 149,1) / 21 = 13,47
В помещениях должна проводиться ежедневная влажная уборка и систематическое проветривание после каждого часа работы на ПЭВМ. В помещениях должна быть аптечка первой медицинской помощи и средства пожаротушения.
Решения, относящиеся к области технической эстетики, должны быть основаны на рекомендациях СН -181-70 – (указания по проектированию цветовой отделки интерьеров производственных зданий промышленных предприятий) по цветовому оформлению помещения. При выборе цветового оформления помещения ООО «Призма» читывалось психофизиологическое влияние цвета на центральную нервную систему и орган зрения человека, оптико-физиологическое воздействие, основанное на отражающей способности цвета и эстетических восприятий, обусловленное гармоничным сочетанием различных цветов.
На ООО «Призма» для отделки интерьера помещений стены окрашены в светло зеленый и светло желтый цвет, потолки белые, покрытие пола выполнено гладким, нескользящим, ламинатор светло коричневого цвета. Мебель для интерьера светло бежевого цвета, кресла – серые.
В связи с тем, что режим труда и отдыха при работе с ПЭВМ организуется в зависимости от категории тяжести трудовой деятельности согласно СанПиН 2.2.2.542-96, который устанавливает требования к ПЭВМ, к помещениям для работы с ними, а так же к различным физическим факторам и условиям труда.
Обеденный перерыв для сотрудников ООО «Призма» делит рабочий день пополам. Продолжительность обеденного перерыва составляет 60 мин. За это время восстанавливаются физиологические функции, и обеспечивается прием пищи.
Работникам предоставляются регламентированные перерывы в течение рабочего дня в зависимости от продолжительности работы с ПК (один час за ПК – 10 мин. Перерыв). Кроме того, офисные помещения озеленены комнатными растениями.
4.3. Разработка инструкции по безопасности работ для товароведа
Инструкция будет включать общие требования к безопасности труда, требования безопасности перед началом работы, во время работы, а также в случае аварийной ситуации, а также после окончания работы.
1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
1.1.Настоящая инструкция по охране труда для товароведа разработана с учетом условий его работы в ООО «Призма».
1.2. На товароведа могут воздействовать опасные и вредные производственные факторы (перемещаемые товары, тара; пониженная температура поверхностей холодильного оборудования, товаров и др.; пониженная температура воздуха рабочей зоны; отсутствие или недостаток естественного света; недостаточная освещенность рабочей зоны; пониженная контрастность; острые кромки, заусенцы и неровности поверхностей оборудования, инструмента, инвентаря, товаров и тары; вредные вещества в воздухе рабочей зоны; физические перегрузки; нервно-психические перегрузки).
1.3. Товаровед извещает своего непосредственного руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, произошедшем на производстве, об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания.
1.4. Товароведу следует:
- оставлять верхнюю одежду, обувь, головной убор, личные вещи в шкафу или специально выделенном месте;
- перед началом работы надевать чистую форменную одежду (менять ее по мере загрязнения);
- мыть руки с мылом перед началом работы, после каждого перерыва в работе, а также после каждого соприкосновения с загрязненными предметами;
- не принимать пищу на рабочем месте.
2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ
2.1. Застегнуть одежду на все пуговицы. Не закалывать одежду булавками, иголками, не держать в карманах одежды острые, бьющиеся предметы.
2.2. Проверить оснащенность рабочего места необходимым для работы оборудованием, инвентарем, приспособлениями и инструментом.
2.3. Подготовить рабочее место для безопасной работы, проверить:
- достаточность освещения рабочей поверхности (зоны), отсутствие слепящего действия света;
- состояние полов;
- вентиляцию;
- устойчивость штабелей товаров и тары;
- наличие ограждений движущихся (вращающихся) частей и нагреваемых поверхностей оборудования;
- состояние запоров дверей, крепления, удерживающих их в открытом и закрытом состоянии.
2.4. Обо всех обнаруженных неисправностях оборудования, инвентаря, электропроводки и других неполадках сообщить своему непосредственному руководителю и приступить к работе только после их устранения.
3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ
3.1. Выполнять только ту работу, по которой прошел обучение, инструктаж по охране труда и к которой допущен лицом, ответственным за безопасное выполнение работ.
3.2. Не поручать свою работу необученным и посторонним лицам.
3.3. Применять необходимые для безопасной работы исправное оборудование, инструмент, приспособления, использовать их только для тех работ, для которых они предназначены.
3.4. Соблюдать правила перемещения на территории торговой зоны, пользоваться только установленными проходами.
3.5. Передвигать тележки, передвижные стеллажи, контейнеры в направлении "от себя".
3.6. Переносить товары только в исправной таре. Не загружать тару более номинальной массы брутто.
3.7. Не использовать для сидения случайные предметы (ящики, бочки и т.п.), оборудование.
3.8. Не загромождать товарами, тарой и другими предметами площадь пола рабочего места, проходы между стеллажами и штабелями.
3.9. Пользоваться стремянкой (лестницей) при работах на высоте. Не использовать для этих целей случайные предметы (ящики, табуреты и т.п.). При невозможности закрепления лестницы на гладких полах (метлахская плитка и т.п.) у основания лестницы должен находиться другой работник для страховки. Не производить работ с верхней ступеньки переносной стремянки (лестницы).
3.10. Соблюдать правила укладки товаров в штабели для хранения.
3.11. Следить за исправностью стеллажей, не допускать их перегрузки.
3.12. Следить за наличием на таре бирок и наклеек с точным наименованием товаров
4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
4.1. В аварийной обстановке следует оповестить об опасности окружающих людей, доложить непосредственному руководителю о случившемся и действовать в соответствии с планом ликвидации аварий.
4.2. Если в процессе работы произошло загрязнение рабочего места пролитыми лаками, красками, маслами или просыпанными порошкообразными веществами, работу прекратить до удаления загрязняющих веществ.
4.3. Пострадавшему при травмировании, отравлении и внезапном заболевании должна быть оказана первая (доврачебная) помощь и, при необходимости, организована его доставка в учреждение здравоохранения.
5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ
5.1. Выключить применяемое оборудование, электроприборы, местное освещение, убрать инструмент, приспособления, инвентарь в отведенные места хранения.
5.2. Возвратить в головную организацию использованное перевозное и переносное оборудование, оборотную тару.
5.3. Вынести порожнюю тару и упаковку на места хранения. Не оставлять в порожней таре битое стекло, мусор.
5.4. Не производить уборку мусора, отходов непосредственно руками, использовать для этих целей щетки, совки и другие приспособления.
5.5. Вынести мусор, отходы и использованные обтирочные материалы в специально отведенные места.
4.4. Экономическая эффективность мероприятий по снижению заболеваемости персонала
При внедрении комплекса мероприятий по улучшению условий труда служащих снижается заболеваемость, способствующая достижению социально-экономического эффекта:
1. Эффект от сокращения суммы выплат из фондов социального страхования за период нетрудоспособности вследствие заболеваемости, связанной с условиями труда рассчитывается по формуле:
Эз1 = Qнт * (Дз1 – Дз2),
Где Qнт – сумма выплат по временной нетрудоспособности в связи с заболеваниями в расчете на один чел.-день/руб.
Дз1 – число дней нетрудоспособности из-за заболеваемости, связанной с неблагоприятными условиями труда до внедрения мероприятий,
Дз2 - число дней нетрудоспособности из-за заболеваемости, связанной с неблагоприятными условиями труда после внедрения мероприятий.
Тогда
Эз1 = 518,2 * (76-59) = 8809,4 руб.
2. Эффект от сокращения затрат на лечение в связи с уменьшением заболеваемости, связанной с условиями труда:
Эз2 = Qа * (Днс1 – Днс2) + Qг * (Днс1 – Днс2)
Где Qа – средние затраты на лечение, приходящиеся на один день лечения в амбулаторных условиях, руб.,
Днс1 и Днс2 – число человеко-дней, пропущенных по болезни в связи с неблагоприятными условиями труда при временной нетрудоспособности до и после внедрения мероприятий.
Qг – средние затраты на лечение, приходящиеся на один день лечения в стационаре, руб.,
Днс1, Днс2 – число человеко-дней, пропущенных по болезни в связи с неблагоприятными условиями труда при стойкой нетрудоспособности до и после внедрения мероприятий.
Тогда
Эз2 = 270*(76-59) + 0 = 4590 рублей
3. Общий социально-экономический эффект от внедрения мероприятий по улучшению условий труда:
Эоб = Эз1 + Эз2 = 8809,4 + 4590 = 13399,4 руб.
4. Годовой экономический эффект:
Эг = Эоб – З
З = 0,08 * К,
Где К – единовременные затраты на внедрение мероприятий, рублей
Эг = 13399,4 – 0,08*8000 = 12759,4 рублей.
5. Срок окупаемости единовременных затрат:
Т = К / Эг
Т = 8000 / 12759,4 = 0,63 года.
Таким образом, предложенные мероприятия по улучшению условий труда экономически эффективны.
Заключение
Целью данной дипломной работы являлось провести анализ управления товарным ассортиментом торгового предприятия и разработать мероприятия по совершенствованию управления товарным ассортиментом на примере гипермаркета «Призма».
В первую главу дипломной работы были включены теоретические материалы, актуальные для изучения и исследования данной темы дипломной работы.
Во второй главе был проведен анализ экономических показателей деятельности предприятия.
Третья глава диплома включала в себя АВС-анализ товарного ассортимента, анализ товарооборота на погонный метр, анализ использования торговых площадей товарами группы А,В,С. В ходе исследования были выявлены следующие данные:
- при проведенном АВС-анализе торгового ассортимента магазина «Призма» за 2013 г. получилось 2 группы товаров А, 3 группы товаров В и 4 групп товаров С.
К товарам группы А относятся: вино-водочные изделия и кондитерские изделия - это те товары , которые дают наибольший удельный вес в товарообороте предприятия. Данные группы товаров необходимо постоянно контролировать, вести ежедневный учет и своевременно планировать.
К товарам группы В относятся следующие группы товаров: молочная продукция, фрукты и овощи, колбасные изделия. Данные группы товаров требуют обычного контроля и налаженного учета.
К товарам группы С относят следующие группы товаров: хлебобулочные изделия, чай, кофе, бакалейные товары, консервация. Это малоценные объекты, требующие упрощенные методы планирования, учета и контроля.
- По данным АВС-анализа за 2014 год, в двойку лидеров (товары группы А) вошли товарные группы: вино-водочные изделия и молочная продукция. ликвидность платежеспособность товарный ассортимент
К товарам группы В: кондитерские изделия, фрукты и овощи, хлебобулочные изделия, консервация.
Товары группы С включают в себя 3 товарные группы: колбасная продукция, чай, кофе, бакалейные товары.. Товарная группа колбасная продукция в 2014 году переместилась в товарную группу С (в 2013 году данная товарная группа располагалась в товарной группе В). Хлебобулочные изделия и консервация переместились в 2014 году в товарную группу В - этому послужила оптимизация товарного ассортимента по этим группам, данные товарные группы стали наиболее ценными для магазина, дающие больший товарооборот, нежели товарная группа С. Товарная группа чай, кофе и бакалейные товары так и осталась на прежнем уровне в товарной группе С как в 2013 г., так и в 2014 г.
- данные АВС-анализа торгового ассортимента за 2015 год говорят о постоянной двойке лидеров ( вино-водочные изделия и молочная продукция) - это товары группы А. Товары группы В также занимают 3 группы(кондитерские изделия, фрукты и овощи, колбасная продукция). Товары группы С включают в себя 4 группы, дающие наименьший удельные вес в розничном товарообороте предприятия.
- товары группы А имеют наибольший удельный вес в товарообороте предприятия. Так в 2015 году удельный вес товаров группы А снизился с 47% до 35,35. За счет данного изменения товарной группы А происходят и изменения в товарной группе В. Таким образом, за счет снижения товарной группы А в 2015 году происходит увеличение товарной группы В с 28,43% до 40,74%. В товарных группах С также наблюдаются изменения. В 2014 году удельный вес товаров группы С снижается с 24,51% до 20,63% и в 2015 году увеличивается до 23,91%. Предприятию необходимо сокращать товары группы С за счет увеличения товарной группы А и В. Предприятию необходима оптимизация товарного ассортимента
- розничный товарооборот по товарным группам магазина «Призма» в 2015 году по сравнению с 2014 годом увеличился за счет увеличения поступления товаров (95906-33161,2=62744,8 млн.руб.) и увеличения товарных запасов на начало года(14698-12672=2026 млн.руб.). Также спаду розничного товарооборота способствует увеличение выбытия товаров на 5782,7 млн.руб.(6282,9-500,2) и увеличение запасов на конец года на 33574,1 млн.руб.
Предприятию необходимо снижать выбытия товаров за счет снижения боя, лома, порчи, хищения, недостачи товаров, а также снижать запасы на конец периода путем проведения различных акций в конце и в течение года
- На протяжении большего периода работы предприятия первую двойку лидеров составляют следующие группы: вино-водочные изделия, молочная продукция. Эти группы приносят наибольший вклад в товарооборот магазина. Но из года в год доля товаров группы А снижается.
Полученные данные свидетельствуют о том, что товарами группы "А" эффективно используется торговая площадь магазина. Показатель эффективности более 1 у всех товаров данной группы. Для группы товаров, имеющих показатель эффективности больше 1 - вино-водочная продукция (1,08) и молочная продукция (1,02), но меньшую эффективность, чем товары группы В - необходимо пересмотреть выкладку, ассортимент, а также площадь , занимаемую под данными товарными группами, чтобы увеличить продажи и эффективность использования торговой площади.
В товарной категории группы В эффективно используется площадь следующими всеми группами товаров, таких как: фрукты и овощи, колбасная продукция. Товарная группа кондитерские изделия, имеющая показатель ниже 1 (0,96) неэффективно используется предприятием. Необходима оптимизация ассортиментной группы.
Исходя из данных таблицы, можно сказать о том, что эффективность использования площадей товарами группы С (больше 1) имеют не все товарные группы, такие как: чай и кофе, хлебобулочные изделия, консервация, бакалейные товары. Также стоит заметить, что товарная группа С из года в год увеличивается и ее доля увеличилась в 2014 г. с 20,63% до 23,91% в 2015 г.
Вместе с тем, низкие значения показателя по товарной группе А, которые приносят наибольший товарооборот, но при этом не эффективно используются площади могут говорить не только о сокращении места под выкладку, но и возможности оптимизации ассортимента и пересмотра выкладки.
- наибольший товарооборот с 1 погонного метра приносят следующие группы: кондитерские изделия, фрукты и овощи. Наименьший товарооборот с 1 погонного метра выкладки занимают бакалейные товары, алкогольная продукция, молочные товары, непродовольственные товары.
Из рисунка 20 и 21 наглядно видно, что наименьшая эффективность использования торговых площадей принадлежит товарной группе "бакалейные товары"(0,42), также данная товарная группа имеет наименьший товарооборот с 1 погонного метра(13,69 млн.руб.).Для увеличения данного показателя необходимо оптимизировать ассортимент, размещение и выкладку товаров.
- коэффициент оборачиваемости по товарным группам магазина «Призма» в 2015 году по отношению к 2014 году снизился на 0,4. Большее снижение коэффициента оборачиваемости наблюдается по вино-водочным и хлебобулочным изделиям. Наглядно видно, что наименьший коэффициент оборачиваемости, который имеет также тенденцию к снижению, наблюдается по товарной группе чай, кофе(1,9 оборота в 2014 г. и 0,9 оборота в 2015 г.). Для увеличения коэффициента оборачиваемости по группам предприятию рекомендуется снижать средние товарные запасы и увеличивать розничный товарооборот.
Для увеличения коэффициента оборачиваемости необходимо снижать запасы на конец периода и увеличивать розничный товарооборот. Это произойдет если темпы роста розничного товарооборота будут опережать темпы роста среднегодовой стоимости товарных запасов.
По итогам исследования, в 4 главе были представлены следующие проблемы в области товарного ассортимента магазина «Призма»
- Снижение темпов роста товарооборота и прибыли
- Неэффективное использование торговых площадей товарной группы чай
- Наименьший товарооборот на 1 погонный метр выкладки по группе чай
- Высокий спрос на чай-отсутствие предложения
- Неудовлетворенный спрос покупателей на товары по товарной группе чай
- Снижение товарооборачиваемости в связи с увеличением товарных запасов на конец периода в 2016 г по отношению к 2015 г
Основными проблемами в ассортиментной политике магазина является снижение темпов роста товарооборота и прибыли. Сделав АВС-анализ, были выявлены группы, занимающие наибольший удельный вес в структуре товарооборота и наименьший удельный вес. Была выбрана категория чай, так как данная группа является одной из критических, на полках постоянно царит хаос, нет никакой последовательности в выкладке товаров, и преобладают дорогие чаи. Был проведен опрос среди покупателей, в котором был выявлен спрос на чай и масса вопросов о недорогом чае. То есть спрос есть, а предложение отсутствует. Также данная товарная группа имеет низкий коэффициент эффективности использования торговой площади и самый низкий товарооборот на 1 погонный метр.
На основе выявленных проблем были предложены следующие решения:
- Внедрение расчета оптимальной поставки товаров в магазин
- Оптимизация товарного ассортимента внутри группы чай
- Сокращение места выкладки под чай до 50 м и увеличение места выкладки под овощи и фрукты до 90м
- Расширение товаров группы ТНП за счет сужения товаров групп премиум-класса и медиум-класса
- Оптимизация выкладки товарной группы чай по производителям, цвету, видам, вкусам и т.д.
- Внедрение нового товара "Травяные чаи"
В результате внедрения данных мероприятий были достигнуты следующие результаты:
-после проведения оптимизации торгового ассортимента по товарной группе чай, доля выкладки с 17,92% сократилась до 9,4%, а доля продаж увеличилась с 6,5% до 7,5%, тем самым увеличилась эффективность использования торговых площадей самой проблемной группой в магазине «Призма»
- товарооборот на погонный метр выкладки после оптимизации ассортимента увеличился с 38,51 млн.руб. до 90 млн.руб. Что говорит об эффекте проведения и правильности выбора метода оптимизации ассортимента для магазина «Призма»
- при внедрении новых травяных чаев в магазин «Призма» товарооборот составит 543,6 млн.руб., а прибыль от реализации составит 132,9 млн.руб.
- после внедрения методов оптимизации торгового ассортимента коэффициент оборачиваемости практически по всем товарным группам вырос. Наибольший темп роста коэффициента товарооборачиваемости наблюдается по товарным группам бакалейные товары, консервация, хлебобулочные изделия, чай, кофе. Следовательно, можно сказать об эффективности разработанной системы мероприятий, направленной на оптимизацию и повышение качества управления ассортиментом товаров магазина «Призма»
Расчетные данные позволяют судить о том, что мероприятия, направленные на совершенствование структуры ассортимента, имеют положительный результат. Полученный эффект, выраженный в виде прибыли, а также экономическая эффект проекта, характеризуемая прибылью от продаж, служат прямым доказательством правильно выбранной стратегии. Итоговая прибыль предприятия увеличилась на 37,4%.
Список литературы
1. ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (ГК РФ) Часть от 30.11.1994 N 51-ФЗ, принят ГД ФС РФ 21.10.1994, действующая редакция (с изм. от 28.11.2015)
2. НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (НК РФ) Часть 1 от 31.07.1998 N 146-ФЗ, (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (действующая редакция)
3. Федеральный закон от 08.08.2001 года. № 129-ФЗ (ред. от 31.01.2016) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
4. ГОСТ Р 51773-2009 «Услуги торговли. Классификация предприятий торговли»
5. Тугускина Г.Н.. Торговый менеджмент. - М., 2014. - 110 с.
6. Памбухчиянц О.В. Организация и технология коммерческой деятельности // Москва, 2013
7. Котлер Ф. Основы маркетинга // Москва, Издательская группа "Прогресс" "Универс", 1993
8. Яркина Т.В., к.э.н., Основы экономики предприятия Краткий курс. Учебное пособие для студентов вузов и средних специальных заведений экономического направления, специалистов-практиков.
9. Молоткова Н.В., Соседов Г.А. Организация, технология и проектирование коммерческих предприятий: Учеб. пособие. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2004. 128 с.
10. Чечевицына Л. Н. Экономика фирмы: Учебное пособие для студентов вузов / Чечевицына Л.Н., Чуев И.Н. -- Ростов н/Д: Фе-никс, 2006. - 400 с.
11. Коротких И.Ю. «Основы коммерческой деятельности»
- М., 2013. - 208 с.
12. Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность. - М., 2012. - 500 с.
13. Федеева Л.И. Организация коммерческой деятельности. - М., 2010. - 110 с.
14. Сысоева С.В., Крок Г.Г Большая книга директора магазина, Москва 2012. – 381с.
15.Сысоева С.В., Бузукова Е.А. Категорийный менеджмент: управление ассортиментом в рознице, Санкт-Петербург 2015 – 400с.
16. Ламбен Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок. Стратегический и операционный маркетинг. – Санкт-Петербург, 2007 - 800с.
17. Парамонова Т.Н., Красюк И.Н. маркетинг в розничной торговле. - М.:ИД ФБК - Пресс, 2004
18. Бузукова Е.А., Мерчандайзинг. Курс управления ассортиментом в рознице, 2015 – 439с.
19. Раицкий К.А. Экономика организации (предприятия)//Москва,2003
20. Хруцкий В.Е., Корнеева И.В. Современный маркетинг. Настольная книга по исследованию рынка М., "Финансы и статистика", 2005г.
21. Снегирева В.В. Розничный магазин. Управление ассортиментом по товарным категориям. СПб., 2007. -- 416 с.
22. Правила продажи отдельных видов товаров. Экономика и жизнь. - 1998 №6- с.5
23. Николаева М.А. Теоретические основы товароведения. Учебник для ВУЗов.//Норма,2006
24. Кондрашова Е.А., Коник Н.В., Пешкова Т.А. Товароведение продовольственных товаров, 2009г.-416с.
25. Умный мерчандайзинг: Практическое пособие / А. Г. Таборова. -- М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2009. -- 160 с.
26. Андреева Р.В. Основы рекламной деятельности: организация, планирование, оценка эффективности. Финансы и статистика, 2008г.-192с.
27. Белова С.В. Безопасность жизнедеятельности, 2007г.-618с.
28. Канаян К.А. Проектирование магазинов и торговых центров. Юнион-Стандарт Консалтинг, 2005г.-230с.
29. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа предприятия. - М.: ИНФРА, 2006г. – 176с.
30. СанПиН 2.2.2.542-96
31. СанПиН 2.2.4.548-96
32. Канаян К., Канаян Р.Мерчандайзинг Издательство РИП-Холдин 2006 /236 стр.
33. Диксон П.Р. Управление маркетингом. — М.: Бином, 2011. – с.151.
27
I. Товар по замыслу
Основная выгода
II. Товар в реальном исполнении
Свойства
Качество
Товарная марка
Упаковка
Внешнее оформление
Товар с подкреплением
Цена
Монтаж
Гарантии
Кредитование
Условия поставки
Информация
Консультации
Пред- и послепродажное обслуживание
Поиск предложений о новом товаре
Отбор наилучших идей о товаре
Анализ возможных продаж и экономический анализ
Разработка товара
Опытное производство и продажа товара
Производственное и коммерческое освоение нового товара
Управляющий гипермаркетом
Продавцы
Кассиры
Старшие кассиры
Клининговая компания
Руководители отделов
Менеджер по обслуживанию клиентов
Бухгалтерия
Менеджер по продажам
Приемщик товара
Снижение темпов роста товарооборота и прибыли
Высокий спрос на чай – отсутствие предложения
Наименьший товарооборот на 1 погонный метр выкладки по группе чай
Неэффективное использование торговых площадей товарной группы чай
Неудовлетворенный спрос покупателей на товары по товарной группе чай
Снижение товарооборачиваемости в связи с увеличением товарных запасов на конец периода в 2015 году по сравнению к 2014 году
Увеличение товарооборота и прибыли магазина «Призма»
Внедрение расчета оптимальной поставки товаров в магазин
Сокращение места выкладки под чай до 50м и увеличение места выкладки под овощи и фрукт до 90 м
Оптимизация товарного ассортимента внутри группы чай
Оптимизация выкладки товарной групп чай по производителям, цвету, видам, вкусам и т.д.
Внедрение нового товара «Травяные чаи»
Расширение товаров группы ТНП за счет ужения товаров групп премиум-класса и медиум-класса
2. НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (НК РФ) Часть 1 от 31.07.1998 N 146-ФЗ, (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (действующая редакция)
3. Федеральный закон от 08.08.2001 года. № 129-ФЗ (ред. от 31.01.2016) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
4. ГОСТ Р 51773-2009 «Услуги торговли. Классификация предприятий торговли»
5. Тугускина Г.Н.. Торговый менеджмент. - М., 2014. - 110 с.
6. Памбухчиянц О.В. Организация и технология коммерческой деятельности // Москва, 2013
7. Котлер Ф. Основы маркетинга // Москва, Издательская группа "Прогресс" "Универс", 1993
8. Яркина Т.В., к.э.н., Основы экономики предприятия Краткий курс. Учебное пособие для студентов вузов и средних специальных заведений экономического направления, специалистов-практиков.
9. Молоткова Н.В., Соседов Г.А. Организация, технология и проектирование коммерческих предприятий: Учеб. пособие. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2004. 128 с.
10. Чечевицына Л. Н. Экономика фирмы: Учебное пособие для студентов вузов / Чечевицына Л.Н., Чуев И.Н. -- Ростов н/Д: Фе-никс, 2006. - 400 с.
11. Коротких И.Ю. «Основы коммерческой деятельности»
- М., 2013. - 208 с.
12. Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность. - М., 2012. - 500 с.
13. Федеева Л.И. Организация коммерческой деятельности. - М., 2010. - 110 с.
14. Сысоева С.В., Крок Г.Г Большая книга директора магазина, Москва 2012. – 381с.
15.Сысоева С.В., Бузукова Е.А. Категорийный менеджмент: управление ассортиментом в рознице, Санкт-Петербург 2015 – 400с.
16. Ламбен Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок. Стратегический и операционный маркетинг. – Санкт-Петербург, 2007 - 800с.
17. Парамонова Т.Н., Красюк И.Н. маркетинг в розничной торговле. - М.:ИД ФБК - Пресс, 2004
18. Бузукова Е.А., Мерчандайзинг. Курс управления ассортиментом в рознице, 2015 – 439с.
19. Раицкий К.А. Экономика организации (предприятия)//Москва,2003
20. Хруцкий В.Е., Корнеева И.В. Современный маркетинг. Настольная книга по исследованию рынка М., "Финансы и статистика", 2005г.
21. Снегирева В.В. Розничный магазин. Управление ассортиментом по товарным категориям. СПб., 2007. -- 416 с.
22. Правила продажи отдельных видов товаров. Экономика и жизнь. - 1998 №6- с.5
23. Николаева М.А. Теоретические основы товароведения. Учебник для ВУЗов.//Норма,2006
24. Кондрашова Е.А., Коник Н.В., Пешкова Т.А. Товароведение продовольственных товаров, 2009г.-416с.
25. Умный мерчандайзинг: Практическое пособие / А. Г. Таборова. -- М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2009. -- 160 с.
26. Андреева Р.В. Основы рекламной деятельности: организация, планирование, оценка эффективности. Финансы и статистика, 2008г.-192с.
27. Белова С.В. Безопасность жизнедеятельности, 2007г.-618с.
28. Канаян К.А. Проектирование магазинов и торговых центров. Юнион-Стандарт Консалтинг, 2005г.-230с.
29. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа предприятия. - М.: ИНФРА, 2006г. – 176с.
30. СанПиН 2.2.2.542-96
31. СанПиН 2.2.4.548-96
32. Канаян К., Канаян Р.Мерчандайзинг Издательство РИП-Холдин 2006 /236 стр.
33. Диксон П.Р. Управление маркетингом. — М.: Бином, 2011. – с.151.
Вопрос-ответ:
Чем занимается ООО 3 1?
ООО 3 1 - торговая компания, специализирующаяся на управлении товарным ассортиментом. Она занимается совершенствованием процессов управления товарным ассортиментом, разработкой и оптимизацией стратегий, а также оценкой эффективности управления товарным ассортиментом.
Какие цели преследует управление товарным ассортиментом компанией ООО 3 1?
Целью управления товарным ассортиментом компании ООО 3 1 является максимизация прибыли и удовлетворение потребностей клиентов. Компания стремится к оптимальному соответствию товарного ассортимента требованиям рынка, минимизации издержек и повышению эффективности управления.
Какие методы и механизмы используются для управления товарным ассортиментом?
Управление товарным ассортиментом осуществляется с помощью различных методов и механизмов. К ним относятся анализ рынка и потребительского спроса, сегментация ассортимента, оптимизация поставок и складского хранения, разработка и продвижение новых товаров, управление ценами и акциями, а также контроль и оценка эффективности.
Какую информацию можно получить из практического опыта совершенствования управления товарным ассортиментом?
Практический опыт совершенствования управления товарным ассортиментом может предоставить полезную информацию о наилучших практиках, успешных стратегиях и методиках, которые могут быть применены для улучшения управления ассортиментом. Такой опыт позволяет извлекать уроки из прошлых ошибок и принимать более обоснованные решения в будущем.
Какая организационно-экономическая и правовая характеристика у торговой компании ООО Призма?
Торговая компания ООО Призма имеет организационно-правовую форму общества с ограниченной ответственностью. Она занимается оптовой и розничной торговлей различными товарами. Компания имеет собственные складские помещения, автопарк и штат сотрудников. Она также соблюдает все требования законодательства в области торговли и бизнеса.
Что такое товарный ассортимент?
Товарный ассортимент - это набор товаров или услуг, предлагаемых торговой компанией. Он включает в себя все товары, которые компания продает или планирует продавать.
Какие цели и задачи управления товарным ассортиментом у торговой компании?
Цели и задачи управления товарным ассортиментом включают определение оптимального состава товаров, установление цен, планирование закупок, управление запасами, анализ конкурентов и потребностей потребителей, а также разработка маркетинговых стратегий для продвижения товаров.
Какие методы и механизмы используются для управления товарным ассортиментом и как они оцениваются?
Для управления товарным ассортиментом используются методы анализа спроса, сегментации рынка, прогнозирования продаж, а также методы оптимизации запасов и ценовой стратегии. Эффективность этих методов оценивается по критериям, таким как увеличение продаж, удовлетворенность клиентов, оборачиваемость товаров и прибыльность.
Можете ли вы рассказать практический опыт совершенствования управления товарным ассортиментом в торговой компании ООО Призма?
ООО Призма успешно совершенствует управление товарным ассортиментом путем анализа спроса и потребностей клиентов, выбора лучших поставщиков, установления конкурентных цен и проведения маркетинговых акций. Благодаря этим мерам, компания смогла повысить оборачиваемость товаров и увеличить прибыль.
Какие организационно-экономические и правовые характеристики можно выделить у торговой компании ООО Призма?
ООО Призма является организацией с ограниченной ответственностью, занимающейся продажей товаров и услуг. Компания имеет собственные торговые точки, работает с поставщиками и клиентами, осуществляет деятельность в соответствии с законодательством, имеет организационную структуру и проводит финансовый анализ своей деятельности.