Проблема модернизации Китая в работах китайских реформаторов и революционеров в период 1895-1911 гг.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История Зарубежная
  • 30 30 страниц
  • 48 + 48 источников
  • Добавлена 10.06.2016
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ КИТАЯ В ПЕРИОД 1895-1911 гг. 5
1.1. Понятие модернизации в социально-гуманитарном знании 5
1.2. Концепция модернизации в философской мысли Китая 7
1.3. Основные этапы модернизации китайского общества 12
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРЕДПОСЫЛОК И РЕЗУЛЬТАТОВ МОДЕРНИЗАЦИИ В КИТАЕ В ПЕРИОД 1895-1911 гг. 18
2.1. Социокультурный конфликт между властью и населением 18
2.2. Социально-политические реформы в Китае в период 1895-1911 гг. 22
2.3. Предпосылки и результаты «синьхайской» революции 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 30




Фрагмент для ознакомления

Тем сильнее был шок, пережитый китайцами после неоднократных военных поражений не только от европейцев ("опиумные войны"), но и от Японии (японско - китайская война 1894-1895гг.).Китайская государство начало быстро разваливаться.она была переделена на сферы влияния междувеликими державами.Императорская власть и конфуцианская мораль оказались дискредитированы.В 90-егг.XIXв.получили распространение идеи о необходимостизначительных внутренних преобразований китайского общества, без которых невозможно сохранение целостности и независимости Китая.Выразителями этих идей стали Кан Ювэй, который пытался убедить императора Гуансюя провести либеральные реформы, и Сунь Ятсен, который выдвинул программу революционных преобразований после свержения монархии.Китайский мыслитель Кан Ювэй, опираясь на традиционное конфуцианское учение, планировал ввести в стране конституционную монархию, осуществить реформы в государственном управлении,экономике, образованию.Впоследствии Кан Ювэй и некоторые его сторонникибыли назначены советниками императора.В период с 11 июня по 20сентября 1898 г.. (Сто дней реформ) Гуансюй выдал более 60 указов,предусматривающих обновление Китая и превращения его в мощную и независимое государство.Но в результате государственного переворота 21сентября Гуансюй был лишен трона в пользу Цыси.Некоторых реформаторов казнили;Кан Ювэю удалось бежать.Между тем в стране нарастал стихийный протест против проникновения иностранцев.Кульминацией стало восстание под руководствомчленов общества Ихэтуань (боксерское восстание 1899-1900гг.),жестоко подавлено войсками восьми государств - Англии, США, России, Японии, Франции, Италии, Германии, Австро-Венгрии.Тогда на борьбу за модернизацию вышли силы во главе с Сунь Ятсена.Сунь Ятсен сформулировал "три народных принципа", которые, собственно, и определяли цель преобразований в Китае:Национализм, то есть свержение Маньчжурской династии и восстановление чисто китайского правления;Народовластие, то есть ликвидация монархии и установление республики;Народное благосостояние - проведение попостепенное национализации земельного собности и установления прогрессивного налога на землю.Летом 1905 г. в Токио (Япония) подруководством Сунь Ятсена состоялось объединение различных китайских революционных кружков демократического и националистического толка.В 1907 г. "Объединенный союз" совершил несколько попыток поднять восстание против Маньчжурской династии, но неудачно.В конце концов, под угрозой революции императрица Цыси согласилась на проведение реформ, намеченных еще императором Гуансюй.Былипровозглашены следующие основные реформы: отмена рабства;ликвидция сословных различий;ликвидацию привилегий дворян;созданние армии по европейскому образцу;отмена пыток;создание совещательных органов в провинциях;европеизация образования;проведение денежной и финансовой реформ;запрет курения опиума;запрет варварских обычаев;создание политических партий;реформа системы образования.Все эти реформы свидетельствовали, что Китай начал модернизацию.Но сопротивление традиционного общества был слишком сильным.К тому жес загадочной смертью императрицы Цыси реформы прекратились.Провал реформ свидетельствовал о том, что изменить китайское общество можно только революционным способом.В стране нарастало национально-освободительная борьба.Все чаще вспыхивали крестьянские восстания.Маньчжурская власть,императорский двор тщетно пытались подавить народные выступления.2.3. Предпосылки и результаты «синьхайской» революцииОсобую роль в создании и объединении революционных организаций Китая сыграл выпускник гонконгского медицинского колледжаСунь Ятсен (1866-1925).Хорошо образованный и широко эрудированный Сунь Ятсен, вышедшего, пытался объединить в своем лице и своем учении традиции классического Китая и необходимые нововведения, заимствованные с Запада.В началеXX в.он выдвинуллозунг "трех народных принципов» -национализма, народовластия и народного благосостояния,что должно было стать консолидирующей общенациональной программой свержения иностранной маньчжурской династии, установление демократической республики и справедливого распределения земли между крестьянами.В 1905 г.. Сунь Ятсен созвал в Японии учредительный съезд"Объединенного союза"( "Тунминхой"), который взял курс на подготовку вооруженного восстания, рассчитывая на поддержку многочисленных китайских тайных обществ.Между тем политический кризис в стране обострялась, в 1908 г.. после смерти императрицы Цыси правителем был провозглашен ее внук - двухлетнего Пу И, а реальную власть захватила маньчжурская знать, которая устранила из высших должностей китайскую аристократию.В мае 1911 правительство передало право на строительство железных дорог в ряде провинций совместном британо-франко-германо-американском консорциума, отобрав его у китайских акционерных компаний.Это вызвало волну недовольства и спровоцировало восстание в Сычуани, а вечером 10 октября выступили революционно настроенные солдаты гарнизона в Учане."Тунминхой" возглавил эти восстания и распространил их на соседние провинции - началасьСиньхайской революции(от названия по китайскому календарю года с 30 января 1911 до 17 февраля 1912).Революция началась в Ухане (общее название трех городов - Учан, Ханькоу, Ханьян).Случайный взрыв гранаты в Ханькоу обнаружил нелегальную квартиру революционеров, где было найдено оружие и список членов революционных организаций.Начались аресты.Заговорщики решили не терять времени.10 октября 1911 в Учане восстали солдаты.Военный гарнизон Учана присоединился к восставшим.За ними последовали студенты, рабочие.Вслед за Ухань восстание вспыхнуло и в других городах.их участники объявляли о своей независимости от Пекина и цинского двора.Маньчжурская власть в поисках спасения обратилась к Юань Шикаю - генералу, который за реформаторские взгляды был отправлен в ссылку, с просьбой взять командование всеми вооруженными силами.Тот согласился и вскоре стал председателем императорского совета и премьер-министром, полновластным диктатором Северного Китая.Кроме того, был напечатан проект конституции, который признал монархия.Однако восстание распространялось.Объявили себя независимыми Ханчжоу, Шанхай, провинция Шаньдун, о своей автономии заявила Внешняя Монголия.2 декабря революционные войска вошли в Нанкин.Маньчжурская империя начала распадаться.Узнав о начале революции, Сунь Ятсен вернулся из эмиграции и 24 декабря прибыл в Шанхай.Это еще больше вдохновило революционеров.29 декабря конференция делегатов революционных провинций, которые собрались в Нанкине, провозгласила образование Китайской республики.Сунь Ятсен был единогласно избран ее временным президентом.Новая столица Нанкин встретила президента пушечным салютом и общим подъемом.1 января 1912 г. Сунь Ятсенпринял присягу.И правящая верхушка не оставляла надежды сохранить власть.Онасделала ставку на Юань Шикая.Его поддержали великие державы.12 февраля 1912 Юань Шикай заставил мать шестилетнего императора Пу И от его имени подписать акт об отречении отпрестола.При таких условиях Сунь Ятсен с его программой "народного благосостояния" стал ненужным правящей верхушке.Он это понял и через день после отречения императора отказался от президентства в пользу Юань Шикая.Нанкинское национальные собрание избрало Юань Шикая президентом.Китай пережил бурный год, который по лунному календарю назывался синьхаем.Синьхайская революция в Китае закончилась.В марте 1912 в Нанкине была принята Конституция Китайской Республики и решено перенести столицу в Пекин.В августе 1912 "Объединенный союз", созданный Сунь Ятсеном, и несколько других организаций сформировали Гоминьдан (национальную партию).В новоизбранном парламенте, который начал работу в апреле 1913 г. на основе новой конституции, Гоминьдан получил значительное представительство.Его депутаты были в оппозиции к Юань Шикаю.Напряженность усилилась после того, как стало известно об участии Юань Шикая в подготовке убийства гоминдановского кандидата на должность премьер-министра.В стране возобновились восстания.Семь южных провинций, где Гоминьдан имел сильные позиции, заявили об отделении от Пекина.Началась гражданская война между Югом и Севером.В ноябре 1913 Юань Шикай объявил Гоминьдан вне закона, а его членов лишил парламентских мандатов.Войска Юга были разбиты, Гоминьдан ушел в подполье, а Сунь Ятсен снова отправился в эмиграцию.Разогнав парламент и стал полновластным диктатором, Юань Шикай создал условия для реставрации монархии.Конституция была пересмотрена, с нее изъяли статьи о демократических свободах.Впрочем, незадолго до своей смерти в июне 1916 г.диктатор отказался от своего намерения.Республика была сохранена.Хотя революция не решила основных проблем Китая, она устранила одно из главных препятствий на пути к модернизации - Маньчжурской династии.ЗАКЛЮЧЕНИЕМодернизация китайского общества началась в конце XIX в. на фоне неспособности Цинской империи ответить на «вызов» Запада. В своей основе теория модернизации содержит идею поступательного прогресса цивилизации, идею разворачивания рациональной рефлексии и моральной автономии. Начавшийся модернизационный процесс привел к глубочайшим изменениям во всех сферах китайского общества. Западная наука и технологии способствовали развитию производительных сил, социальноэкономическому, политическому, культурному прогрессу КНР. Переход к современному обществу вызвал значительные последствия в сфере духовной жизни китайского общества, произошли революционные изменения в индивидуальном и общественном сознании, как конструктивные (воспитание критического духа, стремление к инновациям), так и негативные (инфантилизация молодежи, усиление эгоизма, погоня за возрастающим уровнем потребления и др.). Изучение китайского опыта разработки и научного обоснования успешной стратегии развития в условиях сложнейших социально-экономических и политических проблем имеет большое теоретическое и практическое значение.Существенным фактором успеха китайской модели модернизации стала способность элит выделять основные тенденции этих изменений и на основе диалектического синтеза традиции и современности определять стратегию общественного развития. Китайское общество не просто заимствует элементы западной культуры, наоборот, происходит обращение к традиции, поиск внутренних ресурсов для успешного осуществления модернизации.СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫАгеева Н. Ю. Осмысление эволюционизма в раннем творчестве Кан Ювэя и Лян Цичао // XXXIII науч. конф. «Общество и государство в Китае». — М.: Вост. лит., 2003. — С. 168—173.Афанасьев А.Г. Борьба против конфуцианства в период «движения за новую культуру» // Конфуцианство в Китае. Проблемы теории и практики. М.,1982.Белов Е. А. Революция 1911—1913 гг. в Китае. М., 1958 г.Белов Е.А. ЧжанЧжи-дун // Советская историческая энциклопедия / Под ред. Е.М. Жукова – М.: Советская энциклопедия. 1976.Т.16Белозёрова В. Г., Мартынов Д. Е. Кан Ю-вэй // Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М. Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока РАН. — М.: Вост. лит., 2010. —Т. 6 (доп.). Искусство. — С. 594—595.Бергер Я. М. Модернизация и традиция в современном Китае // Полис. 1995. N5.Борох Л.Н. Теории прогресса в китайской мысли начала XX в. (Лян Ци-чао-Сунь Ят-ссн) // Китай. Поиски путей социального развития (из истории общественно-политической мысли XX в.). М., 1979.Ван Лань, Чжао Инин. 马克思主义中国化与中国现代化的关系 (Связь между китаизацией марксизма и модернизацией Китая) // 改革开放 (Реформа и открытость). – 2010. – № 3. – С. 16–17; Ван Юн. 基于现代化视角下的中国传统文化 (Китайская традиционная культура в условиях модернизации) //通化师范学院学报 (Вестник Педагогического института Тунхуа). – 2010. – № 7; Волохова А.А. Изучение деятельности и взглядов Сунь Ятсена в СССР / А.А. Волохова // Сунь Ятсен, 1866-1986. - М., 1987. - С. 190-203.ГаоФан. 政治学与政治体制改革 (Политология и реформа политической системы).– Пекин: Чжунгошуцзи, 2002. Ермашев И. Сунь Ят-сен. — М.: Молодая гвардия, 1964. — (Жизнь замечательных людей)Ефимов Г.В. Сунь Ятсен и его идейное наследство в советской историографии (60-70-е годы) / Г.В. Ефимов // История и историки. Историографический ежегодник. 1977. - М., - 1980. – С. 194-214;Ефимов Т. В. Буржуазная революция в китае и Сунь Ятсен (1911—1913 гг.). Факты и проблемы. М.,1974 г.Ефимов Т. В. Революция 1911 г. в Китае. М., 1959 г.Избранные произведения прогрессивных китайских мыслителей нового времени / Под.общ. ред. Н.Г. Сенина и Ян Хин-шуна. М.,1961.Калюжная Н.М. Традиция и революция: ЧжанБинлинь (1869-1936) китайский мыслитель и политический деятель нового времени. М.,1995.Кан Ювэй. Да тун шу Кан Ювэйчжуань / Тан Чжицзюньдаоду кит. 大同书康有为撰 / 汤志钧导读(Книга о Великом Единении Кан Ювэя / Предисл.Тан Чжицзюня). — Шанхай: Шанхай гуцзичубаньшэ, 2005. — 292 с.Крымов А. Г. Общественная мысль и идейная борьба в Китае (1900—1917 гг.). М., 1972 г.Ли Цзинсюань. 中国现代化与马克思主义中国化 (Модернизация Китая и китаизация марксизма). – Ухань, 2005 – С. 12–15; Лян Цичао. Бянь фа тун и цзысюй (Общие рассуждения о реформах.Предисловие) Вэньцзи (Собрание сочинений). Пекин, 1997.Лян Цичао. Лихунчжан, или политическая история Китая за последние 40 лет / Пер. с кит. А.Н. Вознесенского. СПб., 1905.Мартынов Д. Е. Кан Ю-вэй: Жизнеописание. — Казань: Ин-т истории АН РТ им. Ш. Марджани, 2010. — 328 с.Мартынов Д.Е. Теория Кан Ю-вэя в изложении его ученика Лян Ци-чао // Вопросы философии. 2015. № 1.Матвеева Г. С. Отец республики: Повесть о Сунь Ят-сене. — М.: Политиздат, 1975. — (Пламенные революционеры) — 398 с, ил.Москалев А. Единая нация в проектах Сунь Ятсена / А. Москалев // Проблемы Дальнего Востока. – 1997. - № 3. – С. 105-114; Москалев А. Национализм в понимании Сунь Ятсена / А. Москалев // Проблемы Дальнего Востока. – 1999. - № 2 – С. 98-107.Непомнин О. Е. История Китая: Эпоха Цин. XVII — начало XX века. — М.: Восточная литература, 2005.Никифоров В.Н. Некоторые проблемы истории буржуазно-революционного движения в Китае в зарубежной историографии последних лет // Новая и новейшая история КНР. Краткие сообщения Института народов Азии. - М., 1962. - Вып. 55. - С. 67-83.Ратипов Р. Великая дискуссия: Почему Китай и Япония ответили по-разному на вызов Запада в XIX в.? // Архив. 2000. №8.Самойлов Н.А. Конфуцианство и проблема модернизации Китая в конце XIX - начале XX века: к вопросу о некоторых идеях ЧжанЧжи-дуна // Китай, китайская цивилизация и мир: История, современность, перспективы: Тез.докладов IV МНК ККЦиМ. Ч.2. М.: ИДВ РАН, 1993Синьхайская революция 1911-1913 гг.: сборник документов и материалов / под ред. С.Л. Тихвинского. - М., 1968.Синьхайская революция в Китае: сборник статей / под ред. С.Л. Тихвинского. - М., 1962. Стабурова Е.Ю. Утопия Тань Сытуна // Китайские социальные утопии. М., 1987.Сунь Ят-сен. 1866—1966. К столетию со дня рождения. Сборник статей, воспоминаний и материалов. — М.: Гл. редакция восточной литературы, 1966.Сунь Ятсен. Записки китайского революционера / Сунь Ятсен. – М., 1926; Сунь Ятсен. Избранные произведения. М., 1985 г.Сунь Ят-сен. Настоящее и будущее Китая // Тихвинский С.Л. Движение за реформы в Китае в конце XIX в. М.: издательство «Наука» ГРВЛ, 1980Тан Чжицзюнь кит. 湯志鈞。У сюйбяньфашилуньцун кит. 戊戌变法史論叢 (Собрание трудов по истории Движения за реформы 1898 г.). — Ухань: Хубэйжэньминьчубаньшэ, 1957. — 332 с.Тань Сы-тун Учение о гуманности (Жэньсюэ). Избранные главы // Вопросы философии. — 2012. — № 10. — С. 160—170.Тихвинский С. Л. Новая история Китая. М., 1972.Тихвинский С. Л. Завещания китайского революционера: Сунь Ятсен: жизнь, борьба и эволюция политических взглядов. — М.: Политиздат, 1986. — 224 с.Тихвинский С. Л. Реформы и революции в Китае // Новая и новейшая история . Март-Апрель. 1999. №2. С. 3 – 15.Тихвинский С. Л. Избранные произведения» в 5 книгах. Книга 1 История Китая до XX века: движение за реформы в Китае в конце XIX века и Кан Ювэй — Москва: «Наука», 2006.Традиция и революция (ЧжанБинлинь (1869-1936) – китайский мыслитель и политический деятель нового времени) / Н.М. Калюжная. - М., 1995; Фань Вэнь-лань. Новая история Китая. М.: Издательство иностранной литературы, 1955ЦаоФанцзюнь. Теория модернизации и модернизация Китая(现代化理论与中国的现代化道路)// 齐鲁学 (Научный журнал Цилу). – 2007. – № 5. – С. 136–139; Чудодеев Ю.В. Синьхайская революция в Китае / Ю.В. Чудодеев // Историография стран Востока (проблемы нового времени). - М., 1978. - С. 173-195.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агеева Н. Ю. Осмысление эволюционизма в раннем творчестве Кан Ювэя и Лян Цичао // XXXIII науч. конф. «Общество и государство в Китае». — М.: Вост. лит., 2003. — С. 168—173.
2. Афанасьев А.Г. Борьба против конфуцианства в период «движения за новую культуру» // Конфуцианство в Китае. Проблемы теории и практики. М.,1982.
3. Белов Е. А. Революция 1911—1913 гг. в Китае. М., 1958 г.
4. Белов Е.А. Чжан Чжи-дун // Советская историческая энциклопедия / Под ред. Е.М. Жукова – М.: Советская энциклопедия. 1976.Т.16
5. Белозёрова В. Г., Мартынов Д. Е. Кан Ю-вэй // Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М. Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока РАН. — М.: Вост. лит., 2010. —Т. 6 (доп.). Искусство. — С. 594—595.
6. Бергер Я. М. Модернизация и традиция в современном Китае // Полис. 1995. N5.
7. Борох Л.Н. Теории прогресса в китайской мысли начала XX в. (Лян Ци-чао -Сунь Ят-ссн) // Китай. Поиски путей социального развития (из истории общественно-политической мысли XX в.). М., 1979.
8. Ван Лань, Чжао Инин. 马克思主义中国化与中国现代化的关系 (Связь между китаизацией марксизма и модернизацией Китая) // 改革开放 (Реформа и открытость). – 2010. – № 3. – С. 16–17;
9. Ван Юн. 基于现代化视角下的中国传统文化 (Китайская традиционная культура в условиях модернизации) //通化师范学院学报 (Вестник Педагогического института Тунхуа). – 2010. – № 7;
10. Волохова А.А. Изучение деятельности и взглядов Сунь Ятсена в СССР / А.А. Волохова // Сунь Ятсен, 1866-1986. - М., 1987. - С. 190-203.
11. Гао Фан. 政治学与政治体制改革 (Политология и реформа политической системы).– Пекин: Чжунго шуцзи, 2002.
12. Ермашев И. Сунь Ят-сен. — М.: Молодая гвардия, 1964. — (Жизнь замечательных людей)
13. Ефимов Г.В. Сунь Ятсен и его идейное наследство в советской историографии (60-70-е годы) / Г.В. Ефимов // История и историки. Историографический ежегодник. 1977. - М., - 1980. – С. 194-214;
14. Ефимов Т. В. Буржуазная революция в китае и Сунь Ятсен (1911—1913 гг.). Факты и проблемы. М.,1974 г.
15. Ефимов Т. В. Революция 1911 г. в Китае. М., 1959 г.
16. Избранные произведения прогрессивных китайских мыслителей нового времени / Под. общ. ред. Н.Г. Сенина и Ян Хин-шуна. М.,1961.
17. Калюжная Н.М. Традиция и революция: Чжан Бинлинь (1869-1936) китайский мыслитель и политический деятель нового времени. М.,1995.
18. Кан Ювэй. Да тун шу Кан Ювэй чжуань / Тан Чжицзюнь даоду кит. 大同书康有为撰 / 汤志钧导读 (Книга о Великом Единении Кан Ювэя / Предисл. Тан Чжицзюня). — Шанхай: Шанхай гуцзи чубаньшэ, 2005. — 292 с.
19. Крымов А. Г. Общественная мысль и идейная борьба в Китае (1900—1917 гг.). М., 1972 г.
20. Ли Цзинсюань. 中国 现 代化与 马 克思主 义 中国化 (Модернизация Китая и китаизация марксизма). – Ухань, 2005 – С. 12–15;
21. Лян Цичао. Бянь фа тун и цзысюй (Общие рассуждения о реформах. Предисловие) Вэнь цзи (Собрание сочинений). Пекин, 1997.
22. Лян Цичао. Лихунчжан, или политическая история Китая за последние 40 лет / Пер. с кит. А.Н. Вознесенского. СПб., 1905.
23. Мартынов Д. Е. Кан Ю-вэй: Жизнеописание. — Казань: Ин-т истории АН РТ им. Ш. Марджани, 2010. — 328 с.
24. Мартынов Д.Е. Теория Кан Ю-вэя в изложении его ученика Лян Ци-чао // Вопросы философии. 2015. № 1.
25. Матвеева Г. С. Отец республики: Повесть о Сунь Ят-сене. — М.: Политиздат, 1975. — (Пламенные революционеры) — 398 с, ил.
26. Москалев А. Единая нация в проектах Сунь Ятсена / А. Москалев // Проблемы Дальнего Востока. – 1997. - № 3. – С. 105-114;
27. Москалев А. Национализм в понимании Сунь Ятсена / А. Москалев // Проблемы Дальнего Востока. – 1999. - № 2 – С. 98-107.
28. Непомнин О. Е. История Китая: Эпоха Цин. XVII — начало XX века. — М.: Восточная литература, 2005.
29. Никифоров В.Н. Некоторые проблемы истории буржуазно-революционного движения в Китае в зарубежной историографии последних лет // Новая и новейшая история КНР. Краткие сообщения Института народов Азии. - М., 1962. - Вып. 55. - С. 67-83.
30. Ратипов Р. Великая дискуссия: Почему Китай и Япония ответили по-разному на вызов Запада в XIX в.? // Архив. 2000. №8.
31. Самойлов Н.А. Конфуцианство и проблема модернизации Китая в конце XIX - начале XX века: к вопросу о некоторых идеях Чжан Чжи-дуна // Китай, китайская цивилизация и мир: История, современность, перспективы: Тез. докладов IV МНК ККЦиМ. Ч.2. М.: ИДВ РАН, 1993
32. Синьхайская революция 1911-1913 гг.: сборник документов и материалов / под ред. С.Л. Тихвинского. - М., 1968.
33. Синьхайская революция в Китае: сборник статей / под ред. С.Л. Тихвинского. - М., 1962.
34. Стабурова Е.Ю. Утопия Тань Сытуна // Китайские социальные утопии. М., 1987.
35. Сунь Ят-сен. 1866—1966. К столетию со дня рождения. Сборник статей, воспоминаний и материалов. — М.: Гл. редакция восточной литературы, 1966.
36. Сунь Ятсен. Записки китайского революционера / Сунь Ятсен. – М., 1926;
37. Сунь Ятсен. Избранные произведения. М., 1985 г.
38. Сунь Ят-сен. Настоящее и будущее Китая // Тихвинский С.Л. Движение за реформы в Китае в конце XIX в. М.: издательство «Наука» ГРВЛ, 1980
39. Тан Чжицзюнь кит. 湯志鈞。У сюй бяньфа шилунь цун кит. 戊戌变法史論叢 (Собрание трудов по истории Движения за реформы 1898 г.). — Ухань: Хубэй жэньминь чубаньшэ, 1957. — 332 с.
40. Тань Сы-тун Учение о гуманности (Жэнь сюэ). Избранные главы // Вопросы философии. — 2012. — № 10. — С. 160—170.
41. Тихвинский С. Л. Новая история Китая. М., 1972.
42. Тихвинский С. Л. Завещания китайского революционера: Сунь Ятсен: жизнь, борьба и эволюция политических взглядов. — М.: Политиздат, 1986. — 224 с.
43. Тихвинский С. Л. Реформы и революции в Китае // Новая и новейшая история . Март-Апрель. 1999. №2. С. 3 – 15.
44. Тихвинский С. Л. Избранные произведения» в 5 книгах. Книга 1 История Китая до XX века: движение за реформы в Китае в конце XIX века и Кан Ювэй — Москва: «Наука», 2006.
45. Традиция и революция (Чжан Бинлинь (1869-1936) – китайский мыслитель и политический деятель нового времени) / Н.М. Калюжная. - М., 1995;
46. Фань Вэнь-лань. Новая история Китая. М.: Издательство иностранной литературы, 1955
47. Цао Фанцзюнь. Теория модернизации и модернизация Китая(现代化理论与中国的现代化道路)// 齐鲁学 (Научный журнал Цилу). – 2007. – № 5. – С. 136–139;
48. Чудодеев Ю.В. Синьхайская революция в Китае / Ю.В. Чудодеев // Историография стран Востока (проблемы нового времени). - М., 1978. - С. 173-195.

Вопрос-ответ:

Что значит понятие модернизации в социально-гуманитарном знании?

В социально-гуманитарном знании модернизация означает процесс изменения и совершенствования социально-экономической и политической системы общества с целью достижения высшего уровня развития и прогресса.

Какую концепцию модернизации в философской мысли Китая предлагали реформаторы и революционеры?

Реформаторы и революционеры в Китае предлагали концепцию модернизации, основанную на принятии и адаптации западных политических, экономических и культурных моделей, чтобы обновить и укрепить Китайскую империю.

Какие были основные этапы модернизации китайского общества в период с 1895 по 1911 годы?

Основные этапы модернизации китайского общества в этот период включали интенсивное воздействие западных идей и технологий, конфликты и политические изменения, восстания и революционные движения, которые привели к падению империи и созданию республики.

Какие социокультурные конфликты возникли в Китае в период модернизации от 1895 до 1911 годов?

В этот период возникли социокультурные конфликты между традиционными ценностями и западными идеями, между старым и новым образом жизни, между консервативными и прогрессивными силами общества.

Какие предпосылки и результаты модернизации можно выделить в Китае в период с 1895 по 1911 годы?

Предпосылками модернизации были неудовлетворенность существующими социально-экономическими и политическими условиями, а также воздействие западных идей и технологий. Результатами модернизации стали революционные движения, падение империи и создание республики, начало процесса строительства новой Китайской государственности.

Что представляет собой модернизация Китая в период 1895-1911 гг?

Модернизация Китая в период 1895-1911 гг представляет собой процесс изменений и реформ, проводимых в китайском обществе с целью достижения современного уровня развития в политической, экономической, социальной и культурной сферах.

Какое понятие модернизации преобладало в социально-гуманитарном знании Китая в период 1895-1911 гг?

В социально-гуманитарном знании Китая в период 1895-1911 гг преобладало понятие модернизации как привнесения западных инноваций и технологий для достижения прогресса и современности.

Какие основные этапы модернизации китайского общества можно выделить?

Основные этапы модернизации китайского общества в период 1895-1911 гг включают: пробуждение национального самосознания, западная интеллектуальная революция, реформистские движения, политическая и социально-экономическая нестабильность и, наконец, основание Республики Китай.

Какие были предпосылки и результаты модернизации в Китае в период 1895-1911 гг?

Предпосылками модернизации в Китае в период 1895-1911 гг были социокультурный конфликт между традиционными ценностями и западной модерностью, а также разочарование в китайской системе правления. Результаты модернизации включали политические и государственные реформы, экономическое развитие, сюжеты радикальных преобразований и установление новой формы правления в Китае.

Какую роль играли китайские реформаторы и революционеры в процессе модернизации Китая в период 1895-1911 гг?

Китайские реформаторы и революционеры играли важную роль в процессе модернизации Китая в период 1895-1911 гг. Они выступали с идеями, концепциями и программами, направленными на изменение устаревшей социально-политической системы Китая, проводили реформы и осуществляли революционные действия, привносящие новые идеи и структуры в китайское общество.