Ценностно-смысловые ориентации студентов педагогического вуза в процессе профессиональной подготовки.
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 22 + 22 источника
- Добавлена 01.07.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ. 6
1.1.Сущность и содержание понятий «ценности» и «ценностные ориентации» в психологической науке 6
1.2.Место и сущность ценностных ориентаций в подготовке будущего учителя. 13
1.3.Механизмы и условия формирования ценностно-смысловых ориентаций у студентов педагогического вуза. 18
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ. 23
2.1.Характеристика методов исследования 23
2.2.Эмпирическое исследование ценностно-смысловых ориентаций студентов педагогического вуза в процессе профессиональной подготовки. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32
Некоторые из них непосредственно затронули вопросы, связанные со структурой ценностных ориентаций современных студентов, онисчитают, что это психологическое образование взаимосвязаны с системой ценностей и влияют друг на друга. Число таких значений включают в себя, в первую очередь, "признание, уважение", "руководящую работу", "успех" и "широкий круг друзей".Ценностные ориентации будущих учителей - студентов педагогических вузов - в основном из-за их профессиональной ориентации, а также, как мы уже отмечали выше, системы этих ориентаций, а также системы ценностей и личностных смыслов той или иной профессиональной группе, имеет свои особенности.Система ценностей существенно влияет на развитие самосознания в целом. Можно сказать, что личные ценности являются основой фактора саморазвития, в том числе в сфере образования. Ценностные ориентации, наряду с убеждениями, установками и принципами, которые характеризуют направленность личности, в том числе педагогической направленности, и, следовательно, оказывают влияние на поведение человека.Какие ценности мы можем идентифицировать у учителей? Прежде всего, это - любовь к детям, желание общаться с ними; желание обучать и передавать знания и опыт, чтобы принести. Желание, выраженное в процессе обучения и воспитания их отношения к жизни, их взгляды, вкусы и т.д..; важность индивидуального характера организационной деятельности; престиж профессии; и, наконец, стабильность заработной платы во время летних каникул.Подобные компоненты в структуре личностных ценностей учителя были найдены в начале девяностых годов эмпирическими исследованиями. В последние годы значение ориентации педагогов-профессионалов, претерпели значительные изменения. Многие психологи, изучающие ценности, ориентации учителей системы отмечают, что наибольшие изменения в осведомленности о важности отношений учителя к ученику и развитие его личностных качеств. Другими словами, современный учитель более осведомлены о важности не только своего, но чужой личности, а также важность разработки и выполнения каждого человека. Несомненно, самое важное значение для современного педагога становится ценностное отношение к другому человеку, личность студента осознания важной социальной ценности. И это также означает понимание и принятие в качестве значения его права иметь свои собственные ценности, даже если они отличаются от значений учителя.Процесс самоанализа происходит в российском обществе, которое еще не закончено, оказывает влияние на формирование системы личностных ценностей современных студентов.[13]Выводы по главе 1Каждый из компонентов может быть независимым в процессе формирования ценностных ориентаций. Как устойчивое, самостоятельное структурное психологическое образование может генерировать ценностные ориентации только на довольно поздней стадии развития возраста - в период перехода от студентового возраста к взрослой жизни. Наличие ценностных ориентаций указывает на определенный этап в формировании личности несовершеннолетнего, появление таких психологических структур, которые в значительной степени способствовать формированию своего мира.Профессиональные ценности составляют ядро, ведущий компонент профессионального самосознания, отражающий субъективное отношение будущего педагога и выступающий необходимым условием саморазвития и самореализации его личностиСегодняшние студенты в гораздо большей степени, чем в восьмидесятых годах прошлого века, отдают предпочтение социальному статусу, доходам, а не личным, духовным качествам. Студенты в большинстве своем сегодня руководствуются материалом, экономической ценности, а также семейные ценности и ценности здоровья.Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ2.1. Характеристика методов исследованияВ эмпирическом исследовании был использован следующий диагностический инструментарий: Методика 1 . «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности С.С. Бубнова» предназначена для изучения реализации ценностных ориентаций личности в реальных условиях жизнедеятельности.Методика содержит 66 закрытых вопросов, направленных на изучение реализации ценностных ориентаций личности в реальных условиях жизнедеятельности.Методика 2. Определение жизненных ценностей личности (Must-тест)(П. Н. Иванов, Е. Ф. Колобова)Данная методика является одной из разновидностей вербальных проективных тестов. Предложенный набор Must-тем позволяет определить пятнадцать жизненных целей-ценностей у лиц школьного и студенческого возраста.2.2. Эмпирическое исследование ценностно-смысловых ориентаций студентов педагогического вуза в процессе профессиональной подготовкиПо методике «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности С.С. Бубнова», которая предназначена для изучения реализации ценностных ориентаций личности в реальных условиях жизнедеятельности - мы получили следующие результаты: (табл. 2. 1) Таблица 2.1Результаты исследования реальной структуры ценностных ориентаций личностиценностирезультат25 опрос.%Высокое материальное благополучие416Поиск наслаждения прекрасного28Приятное времяпрепровождение, отдых28Помощь и милосердие к другим людям14любовь28Познание нового в мире, природе, людях14Высокий социальный статус и управление людьми416Признание и уважение людей, влияние на окружающих14Социальная активность для достижения положительных изменений в обществе28Общение28Здоровье 416 Из полученных результатов показано, что на первое место (16%) респонденты поставили: высокое материальное благополучие, высокий социальный статус и управление людьми, здоровья.На втором месте (8%): поиск наслаждения прекрасного; приятное времяпрепровождение, отдых; любви; социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе; общения;На третьем месте (4%):помощь и милосердие к другим людям;познания нового в мире, природе, людях;признание и уважение людей, влияние на окружающих;Рис.2.1. Результаты исследования реальной структуры ценностных ориентаций личностиТак что с полученных результатов показано, что главным для респондентов является высокое материальное благополучие, высокий социальный статус и управление людьми, здоровье. Наименее выдающимся является помощь и милосердие к другим людям, познания нового в мире, природе, людях, признание и уважение людей, влияние на окружающих.По проведенной методике 2. Определение жизненных ценностей личности (Must-тест) (П. Н. Иванов, Е. Ф. Колобова)Результаты пр оведенои методики отражено в табл. 2. 2 и 2.3Таблица 2. 2.Результаты исследования ценностных ориентаций ценностирезультат25 опрошенных%активное деятель не жизнь14жизненная мудрость14здоровья 312интересная работа28любовь28материально обеспеченная жизнь416наличие хороших и верных друзей14общественное признание28познания14развитие14развлечения28свобода14счастливую семейную жизнь28творчество14уверенность в себе14 Таблица 2.3.Результаты исследования ценностных ориентаций Анти ценности (ужасно если, не могу терпеть)результат25 опрошенных%если дети остаются без родителей14помогать старым14если человеку лень дойти до мусорки312захламлённость нашей Земли28если дети плачут14Меня перебивают28Меня не слышат416Меня не воспринимают серьезно28Нет родителей14одиночество14грусть28глупость14болезни28Крики окружающих14Обидные слова14Из анти ценностей следует, что в основном, студентов беспокоит возможное не понимание их родителями и сверстниками, так же наблюдается страх перед одиночеством, потерей родителей. На основе полученных результатов ценностей по методике Must-тест на первом месте выступают такие ценности как: материально обеспеченную жизнь (отсутствие материальных проблем) 16% респондентов указали на эту характеристику.На втором месте - 12% респондентов указали на здоровье (физическое и психическое).На третьем месте - 8% указали на: интересную работу Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) Общественное признание (уважение окружающих, коллективная, общительная) Развлечения (приятное времяпрепровождение, отсутствие обязанности) Счастливая семейная жизньЗАКЛЮЧЕНИЕВ результате анализа полученных данных были сделаны следующие выводы: Большинство студентов, обучающихся в педагогическом вузе, ориентированы на материальные ценности, труд для них не является потребностью, он только средство, позволяющее заработать деньги. И даже те, кто предпочитает работать по специальности, в большинстве своем выбрали профессию, руководствуясь тем, что она «чистая и интеллигентная», «не требующая особого напряжения». Студенты недостаточно ориентированы на выбранную профессию педагога. С полученных результатов показано, что главным для респондентов является высокое материальное благополучие, высокий социальный статус и управление людьми, здоровье. Наименее выдающимся является помощь и милосердие к другим людям, познания нового в мире, природе, людях, признание и уважение людей, влияние на окружающих.На основе полученных результатов ценностей по методике Must-тест на первом месте выступают такие ценности как: материально обеспеченную жизнь (отсутствие материальных проблем) 16% респондентов указали на эту характеристику.На втором месте - 12% респондентов указали на здоровье (физическое и психическое).На третьем месте - 8% указали на: интересную работу Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) Общественное признание (уважение окружающих, коллективная, общительная) Развлечения (приятное времяпрепровождение, отсутствие обязанности) Счастливая семейная жизньОсновываясь на результатах нашей работы, а также их количественной и качественной обработки, мы можем сделать вывод о том, что студенты исследовательской группы во время учебы в университете находятся в процессе формирования ценностей.Таким образом, цели операции, успешно реализованы в экспериментальном исследовании.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1. Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А.В. Философско-психологическая концепция С.Л. Рубинштейна: К 100-летию со дня рождения. М.: Наука, 2010.2. Алексеев В.Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования. М., 2011.3. Алексеева В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности //Психол. журн. 2012. Т.5. № 5. С. 63-70.4. Безменова И.К., Гулевич О.А. Аттитюды и их взаимосвязь с поведением: Реферативный обзор. М.: РПО, 2010.5. Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль, 2011.6. Бубнова С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система //Психол. журн. 2010. № 5. С.38-44.7. Будинайте Г.Л., Корнилова Т.В. Личностные ценности и личностные предпосылки субъекта //Вопр. психол. 2010. № 5. С. 99-105.8. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М.: Изд-во МГУ, 2011.9. Волков Е.С. Зависимость ценностных ориентаций студентов от смены видов деятельности. М., 2011.10. Выжлецов Г.П. Аксиология: становление и основные этапы развития // Соц.- полит.журн. 2013. № 6. С. 61-73.11. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения //Вопр. психол. 2010. № 3. С. 43 - 52.12. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности. Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер, 2010.13. Гудечек Я. Ценностная ориентация личности. Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. М., 2011.14. Залесский Г.Е. Психология мировоззрения и убеждений личности. М., 2012.15. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. М.: Политиздат, 2011.16. Кобылкин Р.А. Ценностные ориентации человека в современной России // Человек в современных философских концепциях. Материалы Международной конференции Волгоград, 2010. – С.145-147.17. Краснорядцева О.М. Ценностная детерминация профессионального поведения педагогов //Сиб. психол. журн. Томск, 2010. № 7. С. 25-29.18. Лапханова Н.С. Формирование профессионально-ценностных ориентаций у студентов университета к профессии учителя: Автореф... канд. пед. наук. Курган, 2010. 24с.19. Леонтьев Д.А. Внутренний мир личности. Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер, 2010.20. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 2011.21. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. М., 2011,22. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. М.: Смысл, 2012.
1. Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А.В. Философско-психологическая концепция С.Л. Рубинштейна: К 100-летию со дня рождения. М.: Наука, 2010.
2. Алексеев В.Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования. М., 2011.
3. Алексеева В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности //Психол. журн. 2012. Т.5. № 5. С. 63-70.
4. Безменова И.К., Гулевич О.А. Аттитюды и их взаимосвязь с поведением: Реферативный обзор. М.: РПО, 2010.
5. Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль, 2011.
6. Бубнова С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система //Психол. журн. 2010. № 5. С.38-44.
7. Будинайте Г.Л., Корнилова Т.В. Личностные ценности и личностные предпосылки субъекта //Вопр. психол. 2010. № 5. С. 99-105.
8. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М.: Изд-во МГУ, 2011.
9. Волков Е.С. Зависимость ценностных ориентаций студентов от смены видов деятельности. М., 2011.
10. Выжлецов Г.П. Аксиология: становление и основные этапы развития // Соц.- полит. журн. 2013. № 6. С. 61-73.
11. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения //Вопр. психол. 2010. № 3. С. 43 - 52.
12. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности. Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер, 2010.
13. Гудечек Я. Ценностная ориентация личности. Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. М., 2011.
14. Залесский Г.Е. Психология мировоззрения и убеждений личности. М., 2012.
15. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. М.: Политиздат, 2011.
16. Кобылкин Р.А. Ценностные ориентации человека в современной России // Человек в современных философских концепциях. Материалы Международной конференции Волгоград, 2010. – С.145-147.
17. Краснорядцева О.М. Ценностная детерминация профессионального поведения педагогов //Сиб. психол. журн. Томск, 2010. № 7. С. 25-29.
18. Лапханова Н.С. Формирование профессионально-ценностных ориентаций у студентов университета к профессии учителя: Автореф... канд. пед. наук. Курган, 2010. 24с.
19. Леонтьев Д.А. Внутренний мир личности. Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер, 2010.
20. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 2011.
21. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. М., 2011,
22. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. М.: Смысл, 2012.
Вопрос-ответ:
Что такое ценности и ценностные ориентации в психологической науке?
Ценности - это общественно значимые идеалы, представления о том, что ценно и желательно в жизни. Ценностные ориентации - это устойчивые представления и ориентиры, которые определяют поведение и выборы человека.
Какую роль играют ценностные ориентации в профессиональной подготовке студентов педагогического вуза?
Ценностные ориентации играют важную роль в профессиональной подготовке студентов педагогического вуза, так как они определяют отношение к профессии, цели и задачи, определяют мотивацию и отношение к ученикам.
Какие механизмы и условия способствуют формированию ценностно-смысловых ориентаций у студентов педагогического вуза?
Формирование ценностно-смысловых ориентаций у студентов педагогического вуза зависит от таких факторов, как качество образовательной программы, педагогические практики, общение с опытными педагогами и менторами, саморефлексия студентов и их личностное развитие.
Как формирование ценностно-смысловых ориентаций студентов педагогического вуза влияет на их будущую профессиональную деятельность?
Формирование ценностно-смысловых ориентаций у студентов педагогического вуза позволяет им развить профессиональную идентичность, понять важность своей роли, ориентироваться на цели и задачи образования, развивать этические и моральные принципы в своей работе с учениками.
Какое место занимают ценностные ориентации в подготовке будущих учителей?
Ценностные ориентации занимают центральное место в подготовке будущих учителей, так как они формируют у них профессиональные ценности, определяют их мировоззрение и образ мышления, ориентируют на правильное понимание и реализацию педагогической деятельности.
Какие понятия из психологической науки связаны с формированием ценностно-смысловых ориентаций у студентов педагогического вуза?
Формирование ценностно-смысловых ориентаций у студентов педагогического вуза связано с понятиями "ценность" и "ценностные ориентации".
Какое место занимают ценностные ориентации в подготовке будущего учителя?
Ценностные ориентации играют важную роль в подготовке будущего учителя, так как они определяют систему ценностей, на которых основывается его профессиональная деятельность.
Какие механизмы и условия влияют на формирование ценностно-смысловых ориентаций у студентов педагогического вуза?
Механизмы и условия формирования ценностно-смысловых ориентаций у студентов педагогического вуза могут включать в себя такие факторы, как образовательная программа, педагогическая практика, общение с преподавателями и коллегами, саморефлексия и самооценка.
Какое мнение имеется в статье о сущности ценностно-смысловых ориентаций у студентов педагогического вуза?
В статье затрагивается тема сущности ценностно-смысловых ориентаций у студентов педагогического вуза с точки зрения их роли в профессиональной подготовке будущих учителей.
Какие образовательные ценности связаны с ценностно-смысловыми ориентациями студентов педагогического вуза?
Ценностно-смысловые ориентации студентов педагогического вуза могут включать образовательные ценности, такие как любовь к знанию, стремление к саморазвитию, понимание значимости образования в жизни человека.
Какие понятия рассматриваются в первой главе статьи?
В первой главе статьи рассматриваются понятия ценностей и ценностных ориентаций в контексте профессиональной подготовки студентов педагогического вуза.