Политическая партия,как субъект административного права
Заказать уникальную курсовую работу- 37 37 страниц
- 20 + 20 источников
- Добавлена 15.06.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 4
1. Теоретические основы о политических партиях 5
1.1 Политическая партия: понятие, сущность 5
1.2 Место политических партий в политической системе 12
2. Особенности деятельности политических партий 19
2.1 Правовой статус политической партии 19
2.2 Особенности участия политических партий в избирательном процессе 26
Заключение 34
Список литературы 37
Кандидаты в депутаты выдвигаются политическими партиями, которые в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях», имеют право участвовать в выборах и выдвигать своих кандидатов. Политическая партия может выдвигать не только членов своей партии.
Решение о выдвижении партийного списка принимается на съезде партии путем тайного голосования.
Государственная Дума выражает интересы всего общества. Это понятие находит отражение в порядке формирования состава Государственной Думы, порядке избрания депутатов Государственной Думы.
Можно выделить следующие этапы проведения выборов депутатов Государственной Думы:
Назначение выборов
Составление списков избирателей
Создание избирательных округов
Организация избирательных участков
Формирование избирательных комиссий
Выдвижение кандидатов и регистрация
Предвыборная агитация
Голосование, подсчет голосов, определение результатов выборов и их опубликование
Повторное голосование
На каждом этапе проведения выборов депутатов Государственной Думы имеют свои особенности, а также отличия правового регулирования от других видов выборов.
После регистрации кандидаты в депутаты приобретают определенные права и иммунитеты: кандидат не может быть привлечен к административной или уголовной ответственности, арестован и т.п.
Следующим этапом является предвыборная агитация. Под агитацией понимается деятельность граждан и общественных объединений по подготовке и распространению информации, имеющей целью побудить избирателей проголосовать за или против тех или иных кандидатов. Запрещено проводить предвыборную агитацию органам государственной власти и органам местного самоуправления, а также должностными лицами, они лишь могут оказывать содействие. Предвыборная агитация должна проходить для кандидатов на равных условиях, условиях равного доступа к средствам массовой информации и т.п.
Финансирование выборов депутатов Государственной Думы происходит из федерального бюджета страны. Кроме того для финансирования избирательной кампании, политические партии создают избирательные фонды.
Для выборов каждый избиратель получает бюллетень голосования. Форма бюллетени устанавливается Центральной избирательной комиссией. В нем указывается список кандидатов в депутаты, а также некоторая информация о них.
Далее происходит подсчет голосов, который производит избирательная комиссия соответствующего административно-территориального деления. Нижестоящая комиссия передает протокол в вышестоящую комиссию и так далее, пока не дойдет до Центральной избирательной комиссии. Уже она объявляет итоги выборов.
Центральная избирательная комиссия признает выборы несостоявшимися, в случае: если в выборах участвовало меньше 25 % избирателей, включенных в списки; если ни один список не получил 7% голосов избирателей; все списки получили 60% и меньше голосов избирателей.
Кроме того, результаты голосования могут быть признаны недействительными: по решению суда, если выборы признаны недействительными, если были допущены существенные нарушения при голосовании.
Так как список кандидатов разбит на группы по регионам, то после распределения депутатов по спискам производится распределение мандатов внутри федерального списка. Мандаты распределяются пропорционально получившемуся числу голосов, и центральная избирательная комиссия регистрирует депутатов и выдает им удостоверения.
Если же выборы признаны несостоявшимися, то следующие выборы могут быть проведены не ранее, чем через 4 месяца.
В заключение необходимо сказать, что выборы – это способ формирования органов государства и местного самоуправления с помощью голосования. Реализация права выбора является важнейшей формой участия граждан в управлении государством.
Выделяют активное и пассивное избирательное право, то есть право избирать и быть избранным. Лица, которые обладают активным избирательным правом (в том числе граждане РФ, находящиеся за пределами Российской Федерации) формируют так называемый избирательный корпус или электорат.
Законом о политических партиях устанавливается норма, согласно которой политическая партия является единственным видом общественного объединения, которое обладает правом самостоятельно выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти.
Заключение
Целью курсовой работы являлась систематизация и закрепление теоретических знаний, приобретение навыков самостоятельной исследовательской работы, а также изучение порядка деятельности политической партии.
Для реализации указанных целей были выполнены следующие задачи:
- раскрыты понятие и сущность политической партии;
- определено место политической партии в политической системе государства;
- рассмотрены особенности деятельности политических партий;
- раскрыт правовой статус политических партий;
- выявлены особенности участия политических партий в избирательном процессе.
На основании исследованного материала следует привести некоторые тезисы.
Политическая партия в соответствии со ст. 3 Федерального закона «О политических партиях» представляет собой общественное объединение, которое создано в целях участия граждан РФ в политической жизни общества путем формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, выборах и референдумах, а также с целью представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
Политическая партия имеет свою структуру, а именно: партийный аппарат, членов партии и сторонников партии.
Место политических партий в политической системе обусловлено их двойственной природой, а именно того, что они являются одновременно элементом гражданского общества и частью государственного механизма.
Политическая партия транслирует интересы гражданского общества к государству. Российские политические партии на данном этапе своего развития можно разделить на парламентские и непарламентские партии.
Партии являются одним из элементов организации политического порядка, функционирования публичной власти, они тесно связаны с государством, стабилизируют систему власти, предоставляя при этом возможность завоевания различными слоями населения различных политических позиций.
Политическая система государства состоит из субъектов, который тем или иных способом реализуют свои властные полномочия.
В Российской Федерации действует принцип разделения властей в соответствии со ст.10 Конституцией Российской Федерации. Органы государственной власти подразделяются на органы законодательной власти, органы исполнительной и органы судебной власти. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти являются самостоятельными.
Конституция провозгласила самостоятельность органов местного самоуправления от государства.
Органы местного самоуправления представляют собой самостоятельную деятельность населения каждой определенной территории по решению вопросов местного значения, учитывая интересы всего общества.
В политической системе общества наряду с государством и органами местного самоуправления важную роль играют и партии, которые в процессе борьбы за власть могут по-разному взаимодействовать с государственным аппаратом.
Можно сказать, что политические партии действуют автономно и самостоятельно. В соответствии со ст. 10 закона «О политических партиях», не допускается вмешательство органов государственной власти в деятельность политических партий, и наоборот не допускается вмешательство партий в дела органов государственной власти.
Политическая партия создается свободно, специальных разрешений органов государственной власти и их должностных лиц не требуется.
Партия создается на учредительном съезде политической партии и считается созданной со дня принятия учредительным съездом решения о ее создании, а также об образовании структурных органов политической партии. Партия считается созданной с момента внесения записи о государственной регистрации юридического лица в единый государственный реестр юридических лиц. Политическая партия, а также ее структурные подразделения, региональные отделения и иные структуры действуют на основании устава партии.
Ст. 26 закона «О политических партиях закрепляет основные права политической партии.
Выборы – это способ формирования органов государства и местного самоуправления с помощью голосования. Реализация права выбора является важнейшей формой участия граждан в управлении государством.
Выделяют активное и пассивное избирательное право, то есть право избирать и быть избранным. Лица, которые обладают активным избирательным правом (в том числе граждане РФ, находящиеся за пределами Российской Федерации) формируют так называемый избирательный корпус или электорат.
Законом о политических партиях устанавливается норма, согласно которой политическая партия является единственным видом общественного объединения, которое обладает правом самостоятельно выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти.
Список литературы
Нормативно-правовые акты:
Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (ред. от 21.07.2014) // Российская газета от 25 декабря 1993 г.
Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (ред. от 05.02.2014)// «Российская газета» №3, 06.01.1997.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 31.01.2016) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, №32, ст. 3301.
Федеральный закон от 06.10.2003 №131 – ФЗ (ред. от 15.02.2016) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 06.10.2003 №40, ст.3822.
Федеральный закон от 19.06.2004 № 54 –ФЗ (ред. от 09.03.2016) « О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» // Собрание законодательства РФ, 21.06.2004 № 25, ст. 2485.
Федеральный закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ (ред. от 09.03.2016) « О политических партиях» // «Российская газета» № 133, 14.07.2001.
Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 30.03.2016) «О некоммерческих организациях» // Собрание законодательства РФ, 15.01.1996, №3, ст. 145.
Федеральный закон от 12.06.2002 г. №67-ФЗ (ред. от 05.04.2016) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Парламентская газета, № 110-111, 15.06.2002.
Учебная и научная литература:
Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации. – «Проспект». - 2010.
Гончарова О.А. Взаимодействие политических партий с институтами гражданского общества // Вестник МГГУ им. Шолохова М.А. История и политология. - № 1/2011. С. 90.
Джалилов Э.А. Административные права политических партий // Вектор науки ТГУ. - №1/2010. С. 93.
Коба С.М. Социальная база политических партий: определение, структура, функции // Вестник БГУ. - № 14/2010.
Колотилина А.А. Общественно-политические движения: концептуализация и дифференциация // Международный научный журнал «Символ науки». - №6/2015. С.349.
Конституционное право Российской Федерации: учебник под ред. Баглай М.В., 6-е изд., изд. НОРМА. М., 2007. С.505.
Конституционное право Российской Федерации: учебник под ред. Усанова В.Е. М., 2006. С.194
Курочкин А.В. Статус политических партий в современной России // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. - №1/2013. С. 14.
Лазарев А.В. Классификация и отличительные признаки современных политических партий // Теория и практика общественного развития. - № 3/2011. С.226.
Марченко М.Н. Теория государства и права. - 2-е изд. - «Проспект». – 2016.С. 134.
Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. Учебник – 4 изд. – Изд. дом «Дело» РАНХиГС. – 2014. С 50.
Сухарев А.Я. Большой юридический словарь. - 3-е изд. - М.:ИНФА-М. – 2009. С. 397.
Сухарев А.Я. Большой юридический словарь. - 3-е изд. - М.:ИНФА-М. – 2009. С. 397.
Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. Учебник – 4 изд. – Изд. дом «Дело» РАНХиГС. – 2014. С 50.
Марченко М.Н. Теория государства и права. - 2-е изд. - «Проспект». – 2016.С. 134.
Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (ред. от 21.07.2014) // Российская газета от 25 декабря 1993 г.
Лазарев А.В. Классификация и отличительные признаки современных политических партий // Теория и практика общественного развития. - № 3/2011. С.226.
Федеральный закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ (ред. от 09.03.2016) « О политических партиях» // «Российская газета» № 133, 14.07.2001.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 31.01.2016) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, №32, ст. 3301.
Колотилина А.А. Общественно-политические движения: концептуализация и дифференциация // Международный научный журнал «Символ науки». - №6/2015. С.349.
Коба С.М. Социальная база политических партий: определение, структура, функции // Вестник БГУ. - № 14/2010.
Гончарова О.А. Взаимодействие политических партий с институтами гражданского общества // Вестник МГГУ им. Шолохова М.А. История и политология. - № 1/2011. С. 90.
Лазарев А.В. Классификация и отличительные признаки современных политических партий // Теория и практика общественного развития. - № 3/2011. С.228.
Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации. – «Проспект». - 2010.
Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (ред. от 05.02.2014)// «Российская газета» №3, 06.01.1997.
Федеральный закон от 06.10.2003 №131 – ФЗ (ред. от 15.02.2016) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 06.10.2003 №40, ст.3822.
Марченко М.Н. Теория государства и права. - 2-е изд. - «Проспект». – 2016.С. 34.
Курочкин А.В. Статус политических партий в современной России // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. - №1/2013. С. 14.
Джалилов Э.А. Административные права политических партий // Вектор науки ТГУ. - №1/2010. С. 93.
Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 30.03.2016) «О некоммерческих организациях» // Собрание законодательства РФ, 15.01.1996, №3, ст. 145.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 31.01.2016) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994 №32, ст. 3301.
Сухарев А.Я. Большой юридический словарь. - 3-е изд. - М.:ИНФА-М. – 2009. С. 588.
Федеральный закон от 19.06.2004 № 54 –ФЗ (ред. от 09.03.2016) « О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» // Собрание законодательства РФ, 21.06.2004 № 25, ст. 2485.
Федеральный закон от 12.06.2002 г. №67-ФЗ (ред. от 05.04.2016) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Парламентская газета, № 110-111, 15.06.2002.
Конституционное право Российской Федерации: учебник под ред. Усанова В.Е. М., 2006. С.194
Конституционное право Российской Федерации: учебник под ред. Баглай М.В., 6-е изд., изд. НОРМА. М., 2007. С.413
Большой юридический словарь под ред. Сухарева А.Я. 3-е изд. М.:ИНФА-М, 2009. С. 423
Конституционное право Российской Федерации: учебник под ред. Баглай М.В., 6-е изд., изд. НОРМА. М., 2007. С.505
3
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (ред. от 21.07.2014) // Российская газета от 25 декабря 1993 г.
2. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (ред. от 05.02.2014)// «Российская газета» №3, 06.01.1997.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 31.01.2016) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, №32, ст. 3301.
4. Федеральный закон от 06.10.2003 №131 – ФЗ (ред. от 15.02.2016) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 06.10.2003 №40, ст.3822.
5. Федеральный закон от 19.06.2004 № 54 –ФЗ (ред. от 09.03.2016) « О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» // Собрание законодательства РФ, 21.06.2004 № 25, ст. 2485.
6. Федеральный закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ (ред. от 09.03.2016) « О политических партиях» // «Российская газета» № 133, 14.07.2001.
7. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 30.03.2016) «О некоммерческих организациях» // Собрание законодательства РФ, 15.01.1996, №3, ст. 145.
8. Федеральный закон от 12.06.2002 г. №67-ФЗ (ред. от 05.04.2016) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Парламентская газета, № 110-111, 15.06.2002.
Учебная и научная литература:
9. Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации. – «Проспект». - 2010.
10. Гончарова О.А. Взаимодействие политических партий с институтами гражданского общества // Вестник МГГУ им. Шолохова М.А. История и политология. - № 1/2011. С. 90.
11. Джалилов Э.А. Административные права политических партий // Вектор науки ТГУ. - №1/2010. С. 93.
12. Коба С.М. Социальная база политических партий: определение, структура, функции // Вестник БГУ. - № 14/2010.
13. Колотилина А.А. Общественно-политические движения: концептуализация и дифференциация // Международный научный журнал «Символ науки». - №6/2015. С.349.
14. Конституционное право Российской Федерации: учебник под ред. Баглай М.В., 6-е изд., изд. НОРМА. М., 2007. С.505.
15. Конституционное право Российской Федерации: учебник под ред. Усанова В.Е. М., 2006. С.194
16. Курочкин А.В. Статус политических партий в современной России // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. - №1/2013. С. 14.
17. Лазарев А.В. Классификация и отличительные признаки современных политических партий // Теория и практика общественного развития. - № 3/2011. С.226.
18. Марченко М.Н. Теория государства и права. - 2-е изд. - «Проспект». – 2016.С. 134.
19. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. Учебник – 4 изд. – Изд. дом «Дело» РАНХиГС. – 2014. С 50.
20. Сухарев А.Я. Большой юридический словарь. - 3-е изд. - М.:ИНФА-М. – 2009. С. 397.
Вопрос-ответ:
Какая роль политической партии в политической системе?
Политическая партия является важным субъектом административного права и играет значительную роль в политической системе. Она представляет интересы группы людей, собирает вокруг себя сторонников и выступает с определенной программой и целями. Партии выдвигают кандидатов на выборы, формируют правительство и принимают участие в принятии политических решений.
Каков правовой статус политической партии?
Политическая партия имеет свой правовой статус, который определяется законодательством каждой страны. Обычно партии регистрируются в государственных органах, имеют право на финансирование из бюджета и осуществляют свою деятельность в соответствии с установленными правилами. Они также обладают различными привилегиями, такими как доступ к избирательным процессам и участие в формировании власти.
Какие особенности участия политических партий в избирательном процессе?
Политические партии играют важную роль в избирательном процессе. Они выдвигают своих кандидатов на выборы и представляют интересы своих сторонников. Партии могут проводить избирательные кампании, включая митинги, дебаты, публичные выступления и т.д. Они также имеют возможность использовать различные средства массовой информации для пропаганды своей программы и позиции. Участие политических партий в избирательном процессе способствует разнообразию политической конкуренции и обеспечению свободных и справедливых выборов.
Какова сущность политической партии?
Сущность политической партии заключается в том, что она является организацией, объединяющей людей одного или нескольких политических направлений. Партии формируются для выражения и защиты интересов определенных социальных групп или классов, а также для достижения политических целей. Они разрабатывают программы, проводят политические кампании, участвуют в выборах и формируют правительства.
Что такое политическая партия?
Политическая партия - это объединение граждан, имеющее определенные цели и программу для достижения этих целей. Она является субъектом административного права и имеет определенный правовой статус.
Какое место занимают политические партии в политической системе?
Политические партии играют важную роль в политической системе. Они представляют различные политические направления и интересы граждан, участвуют в выборах и определяют политическую агенду страны.
Какие права и обязанности имеют политические партии?
Политические партии имеют право создавать свои структуры, проводить политическую деятельность, выдвигать кандидатов на выборах и участвовать в избирательном процессе. Они также обязаны соблюдать законы и участвовать в политической жизни страны в соответствии с установленными правилами.
Как политические партии участвуют в избирательном процессе?
Политические партии выдвигают кандидатов на выборах и участвуют в предвыборной кампании. Они представляют свои программы и идеологию, ведут агитацию среди избирателей, проводят митинги и дебаты. После выборов, в случае успеха, партии могут получить мандаты депутатов и занимать места в парламенте.