Особенности описания природы в романе Колетт
Заказать уникальную курсовую работу- 28 28 страниц
- 29 + 29 источников
- Добавлена 15.07.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕЙЗАЖА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ 5
1.1 Понятие пейзажа в художественном тексте 5
1.2. Функции пейзажа в художественном произведении и лексические средства его создания 9
1.3. Классификация пейзажей 11
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЯ ПРИРОДЫ В РОМАНЕ КОЛЕТТ 14
«LE BLÉ EN HERBE» 14
2.1. Общая характеристика романа 14
2.2. Типы пейзажа в романе и лексические способы его описания 15
2.3 Функции пейзажа в романе 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
Список использованных источников 26
2.3 Функции пейзажа в романеПейзаж в романе не только выполняет функцию фона, подчёркивая эмоции, которые испытывают герои, или сцены, где разворачиваются события, но и в полной мере является пространством, неотделимым от героев, пространством их душ. Открытые пространства бретонского побережья контрастируют с мятущимися мыслями и чувствами героев, с видением будущего, закованного в рамки ожиданий родителей, Филом. Огромное распахнутое пространство дюн и океана на излёте лета противоречит самой идее замкнутости, запертости, отчаяния, которое испытывают герои. Пейзаж романа удивляет читателя необыкновенной широтой и некой самостоятельностью в функции, будто фон вдруг ожил и стал более настоящим, чем сами Фил и Винка. Une éclaircie retint l’averse dans la nue, entrouvrit audessus de l’horizon une plaie lumineuse, d’où s’épanouit un éventail renversé de rayons, d’un blanc triste. L’âme de Philippe s’élança au-devant de cette trêve, quêtant le bienfait, la détente que ses seize ans tourmentés revendiquaient naïvement. Mais tourné vers la mer, il sentait derrière lui la fenêtre fermée et Vinca appuyée à la vitre [стр. 26]. Свет, вспышка, отсвет, копна лучей, сияющая равнина — всё это в сочетании со струями дождя переходит в описание состояния души Фила и Винки. Свет как традиционный символ добра, знак выхода из трудной ситуации здесь используется во много раз усиленным, так что в конце концов создаётся визуализация сияния, что контрастирует с эмоциональным состоянием героев — оба они расстроены, грустят — но говорит на самом деле не с эмоциями героев, а со способностью понимать со стороны читателя. Свет, сияющий над героями — это их собственный свет, но и свет неба Бретони). Ещё раз подчеркнём те слова из данного отрывка романа, что отражают состояние природы и пейзаж, связанный со светом, сиянием, молнией: une éclaircieretintl’aversedanslanue, uneplaielumineuse, un éventailrenversé derayons, unblanctriste, cettetrêve. В следующем фрагменте Фил позволяет себя нести на волнах в тот момент, когда чувства ещё не ясны ему, когда он разрывается между юношеским максимализмом, подростковым бунтом и ощущением хрупкого, слишком прекрасного мира и мига: Et l’apparente contradiction de ses deux boutades le fit sourire. Il se renversa à son tour sur la vague, laissa l’eau salée emplir ses oreilles d’un silence grondant. Un petit nuage couvrant le soleil haut, Phil ouvrit les yeux et vit passer audessus de lui les ventres ombrés, les grands becs effilés et les pattes sombres, repliées en plein vol, d’un couple de courlis [стр. 9]. И вот, когда подобные эмоции и мысли захлёстывают Фила в очередной раз, в тексте романа появляется образ волны, океана. Движение волн несёт на себе вес человека — казалось бы, это пассивный образ, но нет, автор не позволяет нам застыть в этом миге — и взгляд героя устремляется вверх: он видит облако, высоко, закрывшее солнце: Unpetitnuagecouvrantlesoleilhaut, Philouvritlesyeuxetvitpasseraudessusdeluilesventresombrés, lesgrandsbecseffilésetlespattessombres, repliéesenpleinvol, d’uncoupledecourlis[стр. 9]. Читатель вместе с героем погружается в медитацию, он окружён деятельным, неторопливым, мудрым и старым космосом. Фил доверяет себя волне подобно ребёнку, доверяющему родителям. Мир вокруг Фила и Винки добрый и мудрый, мир вынашивает их, как детей. Ещёразукажемтоместовданномотрывке, гдеэтоярковидно: Il se renversa à son tour sur la vague, laissa l’eau salée emplir ses oreilles d’un silence grondant [стр. 9].Ветер — ещё одна действующая сила пейзажа романа. Ветер приносит динамику и беспокойство, он же связывает вертикаль от океана и земли до неба. Ветерприноситвести — запахи, пыль, морскиебрызги. Функцияветра — эторасширениепространства, связьизнакперемен: Labrise, soufflantdeterre, sentaitleregainfauché, l’étable, lamenthefoulée; unrosepoussiéreux, aurasdelamer, remplaçaitpeu à peulebleuimmuablequirégnaitdepuislematin[стр. 20]. Надо отметить, что это не ветер суши, но морской бриз, то есть он является ещё одой ипостасью океана, уже не статичной, но динамичной. Интересна пейзажная зарисовка, в которой описывается прилив. Приведём здесь достаточно большой фрагмент и прокомментируем его, так как в нём наглядно видно слияние пейзажных зарисовок и описания психологического состояния героев: Lagrandemaréed’aoûtamenantlapluieemplissaitlafenêtre.La terre finissait là, à la lisière du pré sableux. Encore un effort du vent, encore un soulèvement du champ gris labouré d’écumes parallèles, et la maison, sans doute, voguerait comme une arche… Mais Phil et Vinca connaissaient la marée d’août et son tonnerre monotone, la marée de septembre et ses chevaux blancs échevelés. Ils savaient que ce bout de prairie demeurait infranchissable, et leur enfance avait nargué, tous les ans, les lanières savonneuses qui dansaient, impuissantes, au bord rongé de l’empire des hommes [стр. 25]. Функция прилива — закрывать землю, лишать земли. Прилив — это как прилив чувств, эмоций, страстей. Прилив знаком героям, он их не лишает равновесия, но всё-таки становится знаком изменения, когда рациональность уходит перед эмоциями. Кроме того прилив августа продолжает для героев отчёт времени, оставшегося до расставания. Это, по сути, само время.Пейзаж выполняет в романе различные, иногда противоречивые, функции. Так с одной стороны он сопровождает героев в каждом их шаге к метаморфозе взросления: ветер, прилив, гроза, изменения во времени, смена лета на осень. С другой стороны пейзаж, описанный в романе, — это природные ландшафты, океан, дюны, небо, то есть нечто неизменное, постоянное даже в динамике, что таким образом, самой своей неизменностью, поддерживает героев, успокаивая их тревогу перед изменением. Мы здесь подходим к ещё одной функции пейзажа в романе: родительской. Волны океана баюкают и ласкают, несут вес тела, небо поднимает душу, воодушевляет и успокаивает, ветер связывает запахами, морской пылью в одно героя и пространство, смена сезонов настолько мягкая, что самим своим примером говорит о напрасных страхах подростков перед взрослением. Наконец, третья функция пейзажа в романе — это его глубокое внутреннее родство героям. Это родство включает в себя героев. Внешнее обрамление, пейзаж настолько живой и динамичный, присутствующий в романе, что он становится и внутренним пространством героев, пейзажем их душ.ЗАКЛЮЧЕНИЕИсходя из поставленных во введении задач и с учётом проделанной работы, мы пришли к следующим выводам.Пейзаж играет важную роль в художественном произведении, хотя эта роль может варьироваться в зависимости от родовой принадлежности произведения. Наибольшей широтой функций обладает пейзаж в эпическом произведении, где автор может вводить пейзажные фрагменты с самыми разными целями, причём эти фрагменты могут занимать какую угодно часть текста — от всего нескольких слов до большей части произведения.Существует множество подходов к классификации пейзажа. Наиболее закономерным кажется деление пейзажей по тому, насколько они отражают окружающую автора реальность. С этой точки зрения Колетт описывает национальный пейзаж, хотя мы находим в нём элементы экзотического, поскольку Бретань, где происходят основные события романа, для тех, кто не живёт в ней, — это иной, непривычный мир. Пейзаж в романе импрессионистичен, а не реалистичен. Это не просто фон, на котором развиваются события, пейзаж делается частью душевных переживаний героев, т.е. основная роль пейзажа в романе — это создание психологизма. При этом Колетт описывает вполне реальный пейзаж, те места, которые могут быть узнаваемы для людей, которые побывали в Бретани.Импрессионистичность пейзажа связана и с его намеренной яркостью, необычностью. Колетт использует множество эпитетов и метафор в своих пейзажных зарисовках. Как молодые герои Колетт обострённо чувствуют всё, как их чувства для них новы, так и природа вокруг них кажется особенно яркой и свежей. В романе используются топонимы, которые также выступают средством создания пейзажа, так как одного упоминания Бретани достаточно, чтобы сформулировать определённые читательские ожидания.В целом, пространство пейзажа в романе Колетт становится пространством душ героев, оно не только отражает эмоции, оно сливается с внутренним пространством. Герои в моменты покоя и равновесия «вписываются» в пейзаж, становясь скорее героями картины, чем романа. Список использованных источниковАгаева З.А. Пейзаж как атрибут национального мировосприятия и художественного своеобразия в творчестве Расула Гамзатова. Махачкала, 2004. 196 с.Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Художественная литература, 1975. 504 с.Болотнова Н.С. Комуникативная стилистика текста. М. Флинта: Наука, 2009. 384 с.Борисов А.А. Описание природы как средство обеспечения коммуникативно-прагматической когерентности художественного текста. Ставрополь, 2009.Валгина Н.С. Теория текста. М.: Логос, 2003.Введение в литературоведение. / Под ред. Л.В. Чернец. М.: Высшая школа, 2004. 680 с.Ветрогонская Т.О. Философские и художественные функции пейзажа во французской литературе ХХ века: От Пруста к «новому роману». СПб., 1997. 250 с.Витрук О.А. Пейзаж как текстовое явление. Ростов-н./Д., 2011. 173 с.Гаспаров М.Л. Фет безглагольный. Композиция пространства, чувства и слова // Гаспаров М.Л. Избранные труды. О стихах. Т.Н. М.,1997.Гончарова Е.А. Интерпретация текста. М.: Высшая школа, 2005. 368 с.Гостева Т.Ф. Лингвостилистические особенности и текстообразующий потенциал пейзажных описаний в американской прозе XIX-XXI вв.: Дисс . канд. филол. наук: 10.02.04. Барнаул, 2007.Дейк Т.А., ван. Вопросы прагматики текста // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. VIII. Лингвистика текста. М.: Прогресс, 1978.Дмитриевская Л.Н. Пейзаж и портрет (проблема определения и литературного анализа). Пейзаж и портрет в творчестве З.Н. Гиппиус. М., 2005.Зеленцова С.В. Функции пейзажа в малой прозе И.А. Бунина. Орёл, 2013. 192 с.Иванова Н.Д. Содержание и принципы филологического изучения пейзажа. // Филолог, науки. 1991. №5-6.Мельникова Л.В. Пейзаж как средство воплощения эстетического идеала в поэзии М.В. Ломоносова // Пейзаж как развивающаяся форма воплощения авторской концепции. M., 1984.Мориак Ф. Тереза Дейкейру. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lib.ru/INPROZ/MORIAK/theresa.txt. (Дата обращения: 15.05.2016).Николина Н.А. Филологический анализ текста. М.: Академия, 2007. 272 с.Ревзина О.Г. Хронотоп в современном романе // Художественный текст как динамическая система. Материалы междунар. науч. конференции, посвященной 80-летию В.П. Григорьева. М., 2006.Топоров В.П. О «поэтическом» комплексе моря и его психофизиологических основах// Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического: Избранное. М., 1995. Фарино Е. Введение в литературоведение: Учебное пособие. СПб, 2004.Хализев В.Е. Теория литературы. М., 2002.Чернец Л.В. Аспекты композиции // Введение в литературоведение. М., 2004.Шкловский Е.А. Энциклопедический словарь юного литературоведа. М., 1998.Чеснокова Н.В. Лексические средства изображения пейзажа в художественном творчестве С.Н. Сергеева-Ценского. // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. №5. Том 23. 2001.Cet été, je lis «Le Blé en herbe». [Электронный ресурс]. Le Temps. Режим доступа: https://www.letemps.ch/culture/2014/08/08/cet-lis-ble-herbe. (Дата обращения: 15.05.2016).Colette. Le blé en herbe. Flammarion, 2004. 146 p.Kristeva J. La révolte intime: Colette. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kristeva.fr/colette-une-reine.html. (Дата обращения: 15.05.2016).Mauriac F. Thérèse Desqueyroux. Librairie Générale Française; Édition : Le Livre de Poche. 1989. 190 p.
1. Агаева З.А. Пейзаж как атрибут национального мировосприятия и художественного своеобразия в творчестве Расула Гамзатова. Махачкала, 2004. 196 с.
2. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Художественная литература, 1975. 504 с.
3. Болотнова Н.С. Комуникативная стилистика текста. М. Флинта: Наука, 2009. 384 с.
4. Борисов А.А. Описание природы как средство обеспечения коммуникативно-прагматической когерентности художественного текста. Ставрополь, 2009.
5. Валгина Н.С. Теория текста. М.: Логос, 2003.
6. Введение в литературоведение. / Под ред. Л.В. Чернец. М.: Высшая школа, 2004. 680 с.
7. Ветрогонская Т.О. Философские и художественные функции пейзажа во французской литературе ХХ века: От Пруста к «новому роману». СПб., 1997. 250 с.
8. Витрук О.А. Пейзаж как текстовое явление. Ростов-н./Д., 2011. 173 с.
9. Гаспаров М.Л. Фет безглагольный. Композиция пространства, чувства и слова // Гаспаров М.Л. Избранные труды. О стихах. Т.Н. М.,1997.
10. Гончарова Е.А. Интерпретация текста. М.: Высшая школа, 2005. 368 с.
11. Гостева Т.Ф. Лингвостилистические особенности и текстообразующий потенциал пейзажных описаний в американской прозе XIX-XXI вв.: Дисс . канд. филол. наук: 10.02.04. Барнаул, 2007.
12. Дейк Т.А., ван. Вопросы прагматики текста // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. VIII. Лингвистика текста. М.: Прогресс, 1978.
13. Дмитриевская Л.Н. Пейзаж и портрет (проблема определения и литературного анализа). Пейзаж и портрет в творчестве З.Н. Гиппиус. М., 2005.
14. Зеленцова С.В. Функции пейзажа в малой прозе И.А. Бунина. Орёл, 2013. 192 с.
15. Иванова Н.Д. Содержание и принципы филологического изучения пейзажа. // Филолог, науки. 1991. №5-6.
16. Мельникова Л.В. Пейзаж как средство воплощения эстетического идеала в поэзии М.В. Ломоносова // Пейзаж как развивающаяся форма воплощения авторской концепции. M., 1984.
17. Мориак Ф. Тереза Дейкейру. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lib.ru/INPROZ/MORIAK/theresa.txt. (Дата обращения: 15.05.2016).
18. Николина Н.А. Филологический анализ текста. М.: Академия, 2007. 272 с.
19. Ревзина О.Г. Хронотоп в современном романе // Художественный текст как динамическая система. Материалы междунар. науч. конференции, посвященной 80-летию В.П. Григорьева. М., 2006.
20. Топоров В.П. О «поэтическом» комплексе моря и его психофизиологических основах// Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического: Избранное. М., 1995.
21. Фарино Е. Введение в литературоведение: Учебное пособие. СПб, 2004.
22. Хализев В.Е. Теория литературы. М., 2002.
23. Чернец Л.В. Аспекты композиции // Введение в литературоведение. М., 2004.
24. Шкловский Е.А. Энциклопедический словарь юного литературоведа. М., 1998.
25. Чеснокова Н.В. Лексические средства изображения пейзажа в художественном творчестве С.Н. Сергеева-Ценского. // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. №5. Том 23. 2001.
26. Cet été, je lis «Le Blé en herbe». [Электронный ресурс]. Le Temps. Режим доступа: https://www.letemps.ch/culture/2014/08/08/cet-lis-ble-herbe. (Дата обращения: 15.05.2016).
27. Colette. Le blé en herbe. Flammarion, 2004. 146 p.
28. Kristeva J. La révolte intime: Colette. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kristeva.fr/colette-une-reine.html. (Дата обращения: 15.05.2016).
29. Mauriac F. Thérèse Desqueyroux. Librairie Générale Française; Édition : Le Livre de Poche. 1989. 190 p.
Вопрос-ответ:
Что такое пейзаж в художественном тексте?
Пейзаж в художественном тексте - это описание природы, окружающего мира, которое создается с помощью лексических средств и служит для передачи атмосферы, настроения и тематического плана произведения.
Какие функции выполняет пейзаж в художественном произведении?
Пейзаж в художественном произведении выполняет несколько функций: создание атмосферы и настроения, отражение внутреннего состояния персонажей, символическое значение.
Какие лексические средства используются для создания пейзажа в художественном тексте?
Для создания пейзажа в художественном тексте используются различные лексические средства, такие как эпитеты, метафоры, сравнения, разнообразные словесные конструкции и т.д.
Какие типы пейзажа присутствуют в романе Колетт "LE BL EN HERBE"?
В романе "LE BL EN HERBE" присутствуют различные типы пейзажа: городские ландшафты, ландшафты прибрежных мест, природные и сельские пейзажи и т.д.
Какие функции выполняет пейзаж в романе Колетт "LE BL EN HERBE"?
В романе "LE BL EN HERBE" пейзаж выполняет несколько функций: передает атмосферу и настроение событий, отражает внутренний мир и эмоции героев, символизирует определенные идеи и темы романа.
Какие функции выполняет описание природы в романе Колетт?
Описание природы в романе Колетт выполняет несколько функций. Оно помогает создать атмосферу и настроение, подчеркнуть эмоциональное состояние персонажей, выразить их внутренний мир. Описание природы также может иметь символическое значение, отражать темы и идеи произведения. Кроме того, описание природы может служить средством передачи информации о месте действия и созданию образа окружающей среды.
Какие лексические средства используются для создания пейзажей в романе Колетт?
В романе Колетт используются различные лексические средства для создания пейзажей. Автор использует описательную лексику, чтобы передать визуальные образы природы. Она также часто прибегает к метафорам, сравнениям и эпитетам, чтобы выразить эмоциональную окраску пейзажа. Кроме того, в тексте присутствуют звукописательные средства, которые помогают передать звуки и шумы природы.
Какие типы пейзажей описываются в романе Колетт?
В романе Колетт описываются разные типы пейзажей. Это могут быть городские пейзажи с улицами, зданиями и транспортом. Также встречаются описания природных ландшафтов, например, лесов, полей и рек. В романе часто встречаются и описания интерьеров, которые также можно отнести к типам пейзажей.
Какова роль описания природы в романе Колетт "Le Blé en herbe"?
Описание природы в романе Колетт "Le Blé en herbe" играет важную роль. Оно создает особую атмосферу и настроение, подчеркивая эмоциональное состояние персонажей. Описание природы также имеет символическое значение и отражает темы и идеи произведения. Кроме того, описание природы в романе служит средством передачи информации о месте действия и созданию образа окружающей среды.