Использование информационных технологий в воспитании детей старшего дошкольного возраста
Заказать уникальную курсовую работу- 38 38 страниц
- 20 + 20 источников
- Добавлена 22.06.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 4
1.1Обзор психолого-педагогической литературы по использованию информационных технологий в обучении дошкольников 4
1.2Понятие информационных технологий и их роль в образовательном процессе 7
1.3Методические возможности ИКТ в образовательном процессе дошкольников 12
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 1 18
ГЛАВА 2 РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 19
2.1Требования при использовании ИКТ в образовательном процессе ДОУ 19
2.2Использование информационных технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста 22
2.3Области применения ИКТ для развития дошкольников 28
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 2 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38
Современное образование трудно представить себе без ресурсов Интернета. Сеть Интернет несёт громадный потенциал образовательных услуг. Электронная почта, поисковые системы, электронные конференции становятся составной частью современного образования. В Интернете можно найти информацию по проблемам раннего обучения и развития, о новаторских школах и детских садах, зарубежных институтах раннего развития, наладить контакты с ведущими специалистами в области образования.Поэтому в последние годы наблюдается массовое внедрение Интернет не только в школьное, но и дошкольное образование. Увеличивается число информационных ресурсов по всем направлениям обучения и развития детей.Интернет действительно становится доступным для использования в образовательном процессе. Возможности, предоставляемые сетевыми электронными ресурсами, позволяют решить ряд задач, актуальных для специалистов, работающих в системе дошкольного образования.Во-первых, это дополнительная информация, которой по каким-либо причинам нет в печатном издании.Во-вторых, это разнообразный иллюстративный материал, как статический, так и динамический (анимации, видеоматериалы).В-третьих, в информационном обществе сетевые электронные ресурсы - это наиболее демократичный способ распространения новых методических идей и новых дидактических пособий, доступный методистам и педагогам независимо от места их проживания и уровня дохода.[14]Использование Интернет-ресурсов позволяет сделать образовательный процесс для старших дошкольников информационно емким, зрелищным, комфортным. Информационно-методическая поддержка в виде электронных ресурсов может быть использована во время подготовки педагога к занятиям, например, для изучения новых методик, при подборе наглядных пособий к занятию.Электронные учебные пособия предназначены специально для детей дошкольного возраста. Они помогут выучить начертание букв и научиться читать. Данные разработки в полном объеме учитывают психические и культурно-социальные особенности постижения детьми такого феномена культуры, как слово и словосложение.Поисковые системы сети Интернет предоставляют педагогам возможность найти практически любой материал по вопросам развития и обучения и любые фотографии и иллюстрации для занятий.б) Использование компьютера для ведения документации.Компьютер может оказывать неоценимую услугу воспитателям и "продвинутым" родителям по составлению всевозможных планов мероприятий с помощью программ-организаторов, вести индивидуальный дневник ребенка, записывать различные данные о нем, результаты тестов, выстраивать графики, в целом отслеживать динамику развития ребенка. Это можно сделать и вручную, но временные затраты несопоставимы.Немаловажный аспект использования компьютера - это ведение базы данных по книгам. На сегодня появилось очень большое количество книг по воспитанию и развитию детей, многие книги отражают комплексные подходы в обучении, другие отражают развитие какого-то определенного качества, дифференцируя возрастные категории и др. Без базы данных трудно ориентироваться в литературе.в) Использование развивающих компьютерных программ.Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Яркий светящийся экран привлекает внимание, даёт возможность переключить у детей аудиовосприятие на визуальное, анимационные герои вызывают интерес, в результате снимается напряжение. Но на сегодня, к сожалению, существует недостаточное количество хороших компьютерных программ, которые предназначены для детей данного возраста.Специалисты выделяют ряд требований, которым должны удовлетворять развивающие программы для детей:исследовательский характер,легкость для самостоятельных занятий ребенка,развитие широкого спектра навыков и представлений,высокий технический уровень,возрастное соответствие,занимательность.Существующие на рынке обучающие программы для данного возраста можно классифицировать следующим образом:1. Игры для развития памяти, воображения, мышления и др.2. "Говорящие" словари иностранных языков с хорошей анимацией.3. АРТ-студии, простейшие графические редакторы с библиотеками рисунков.4. Игры-путешествия, "бродилки".5. Простейшие программы по обучение чтению, математике и др.Использование таких программ позволяет не только обогащать знания, использовать компьютер для более полного ознакомления с предметами и явлениями, находящимися за пределами собственного опыта ребенка, но и повышать креативность ребенка; умение оперировать символами на экране монитора способствует оптимизации перехода от наглядно-образного к абстрактному мышлению; использование творческих и режиссерских игр создает дополнительную мотивацию при формировании учебной деятельности; индивидуальная работа с компьютером увеличивает число ситуаций, решить которые ребенок может самостоятельно.г) Использование мультимедийных презентаций.Мультимедийные презентации позволяют представить материал для подготовки и разработать систему опорных образов ярких, полный полной структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае используют различные каналы восприятия, что позволяет не только информацию прокладывать к фактам, но в форме ассоциативной памяти у детей.Цель такого представления разработки и подготовки информации - формирование у детей воображает системы. Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.Использование мультимедийной презентации позволяет уроки строить учебный процесс на основе психологически корректных режимов работы внимания, памяти, умственной деятельности, гуманизации процесса восстановления содержания обучения и педагогических взаимодействий обучения и развития с точки зрения целостности.Основой любой современной презентации - облегчение процесса зрительного восприятия и запоминания информации через мощные образы. Форма и место использования презентации (или даже отделить его слайд) в классе зависит, конечно, содержание этой деятельности, а также цель, которую ставит перед собой учитель.Применение презентаций компьютерного слайд в процессе обучения детей имеет следующие преимущества:- Восприятие полисенсорного Осуществление материала;- Возможность демонстрации различных объектов с мультимедийным проектором и проекционным экраном в большом количестве увеличены;- Объединение аудио, видео и анимационных эффектов в одной презентации помогает компенсировать объем информации, получаемой детьми учебной литературы;- Способность демонстрировать объекты более доступными для восприятия неповрежденной сенсорной системы;- Активация зрительной функции, визуальные возможности ребенка;- Компьютерная презентация слайдфильмы полезна для отображения информации в виде распечаток крупным шрифтом на принтере в качестве раздаточного материала для занятий с дошкольниками.Использование мультимедийных презентаций, которые делают класс эмоционально привлекательным, вызывающим воспоминания пробуждают живой интерес ребенка, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационный материал, который способствует хорошие классы производительности. Таким образом, использование мультимедийных презентаций в классе для математики, музыки, ознакомление с окружающей средой обеспечивает детям активность при просмотре, осмотр и визуальное разделение функций и свойств объектов, формирование методов зрительного восприятия, обзор подчеркивается в объективном мире качественные, количественные и пространственно-временные характеристики и свойства, развитие зрительного внимания и зрительной памяти.[15]С его помощью мультимедийных презентаций изучают с детьми комплексов визуальной гимнастики, упражнения для снятия усталости глаз. На экране есть картинки - символы различных упражнений. Дети любят и физические упражнения, и мультимедиа. "Звездочка", "Рыба", "Зимний лес", и другие. Упражнения они выполняют, глядя на экран. Движение детей отвечают движения глаз объектов на экране. Тем не менее, мы отмечаем, что использование компьютера не заменяет обычные задачи коррекционных методов и технологий, а также является дополнительным, эффективным и удобным источником информации, ясность, создает положительное эмоциональное состояние, и мотивирует ребенка и его наставника; тем самым ускоряя процесс достижения положительных результатов в работе.Таким образом, использование компьютерных технологий для оптимизации процесса коррекции и обучения, индивидуализированных обучения детей с отклонениями в развитии и значительно повысить эффективность любой деятельности.Кроме того, в процессе зачатия, создание новых рабочих мест для коррекционных и развивающихся уроков с использованием компьютера и мультимедийного проектора, развивать и улучшать качество творческих учителей, повышение уровня его профессиональной компетентности. Стремление разнообразить деятельность взрослых детей, чтобы сделать занятия более интересными и информативными, выводит их на новый виток диалога, взаимопонимания, развития личности детей, способствует отличной автоматизации, полученные в классе коммуникативных навыков на новом этапе образовательных и корректирующих действий. Таким образом, информатизация образования открыты для учителей и новых путей и средств обучения.Компьютер, мультимедийные инструменты - инструменты для обработки информации, которые могут быть мощным средством обучения, коррекции, средств связи, необходимых для совместной работы учителей, родителей и детей дошкольного возраста.[16]ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 2Информатизация образования открывает репетиторов и учителей, логопедов, новые способы и средства коррекции и компенсирующего работы.Компьютер, мультимедийные инструменты - инструменты для обработки информации, которые могут быть мощным средством обучения, коррекции, средств связи, необходимых для совместной работы учителей, родителей и дошкольников.Использование компьютера не заменяет обычные задачи коррекционных методов и технологий, а также является дополнительным, эффективным и удобным источником информации, ясность, создает положительное эмоциональное состояние, и мотивирует ребенка и его наставника; тем самым ускоряя процесс достижения положительных результатов в работе.Таким образом, использование компьютерных технологий для оптимизации процесса коррекции и обучения, индивидуализированных обучения детей с отклонениями в развитии и значительно повысить эффективность любой деятельности.ЗАКЛЮЧЕНИЕГлобальная информатизация образования становится ведущей тенденцией в обновлении системы образования России и создает условия для реализации новой образовательной парадигмы сосредоточены, в частности, об открытости современного образования.Общество испытывает потребность в системе гибкого образования, с использованием самых современных достижений педагогики и технологии.Проанализировав и тщательно расследованы предметной области, можно сказать, что учебный процесс все больше и больше осуществляется с использованием программной поддержки. Анализ и синтез деятельности российских образовательных учреждений с использованием информационных технологий для обучения, показал, что учебный процесс осуществляется с использованием их в государственных, негосударственных и корпоративных учебных заведений практически во всех уровнях образования и любых направлениях.Информатизация образования предлагает учителям новые возможности для широкого внедрения новых педагогических методов в учебно-методических материалов, направленных на активизацию и реализации инновационных образовательных идей, образовательных и коррекционных процессов. В последние годы, информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) - хорошие помощники учителей в организации учебно-воспитательной и коррекционной работы.В отличие от обычных технических информационных обучение и коммуникационные технологии могут не только удовлетворить ребенку много готовых, высоко выбран, должным образом организованы знания, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень важно в дошкольном ребенка - способность самостоятельно приобретать новые знания.Использование информационных технологий в образовании дает возможность обогатить важный момент, качественно обновить образовательную и процесс обучения в дошкольных учреждениях и повысить его эффективность.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 г. 2.Азимов Г. , Щукин А. И. Словарь методических терминов. - М., 2002.3.Бартенева Т. П. Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе развития и обучения дошкольников. - Режим доступа: http // www. festival.1september.ru, 2008.4.Богомолова Е.М. Занимательные задания по базовому курсу информатики. // Информатика и образование. – 2006. –№ 2. –С. 52-60.5.Бондаренко Е. А. Экранный образ в контексте применения цифровых технологий / Интернет и образование, Декабрь, Том 2008, № 3. - Режим доступа: http // www.openclass.ru.6.Брежнева Е.А. Формирование познавательной активности у старших дошкольников / //Дошкольное воспитание, 2005. – №2. – С.12.7.Выготский Л . С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 2006. - № 6. – С. 62-76.8.Выготский Л.С. Психология. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002.– 1008 с. 9.Габдуллина З.М. Развитие навыков работы с компьютером у детей 4-7 лет. Волгоград, 2010.10.Гоппе Л.А.Использование медиатехнологий в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения. - Режим доступа: http // www. tgspa.ru.11.Горячев А.В. О понятии «Информационная грамотность». // Информатика и образование. – 2007. –№8 – С. 14-17.12.Гудилина С.И. Инновационная деятельность в области медиаобразования Образовательные технологии XXI века. / Под ред. С.И.Гудилиной, К.М.Тихомировой, Д.Т.Рудаковой. - М., 2007. 13.Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. 4-е изд., перераб. и дополн. - СПб: Питер, 2004. 14.Доронова Т.Н. Игра в дошкольном возрасте / Т.Н. Доронова, О.А. Карабанова. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2006. – 112с.15.Дубровина И.В. Практическая психология образования: Учебное пособие 4-е изд. СПб.: Питер, 2006.16.Дьяченко О. М. Психологические особенности развития дошкольников / О. М. Дьяченко, Т. В.Лаврентьева. - М.: Эксмо. 2009. – 292с.17.Житко И.В. Развивающие игры: учебное пособие / И.В. Житко, А.А. Петрикевич, М.М. Ярмолинская. - Минск, 2007. – 165с.18.Заучивание 10 слов (А.Р.Лурия) / Альманах психологических тестов. М., 2005. - С.92-94.19.Ильина М.И. Психологическая оценка интеллекта у детей. – СПб: Питер, 2006.20.Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.Г. Нисканен, О.А. Шаграева, Е.В. Родина и др.; Под ред. Л.Г. Нисканен. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.Г.
1.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 г.
2.Азимов Г. , Щукин А. И. Словарь методических терминов. - М., 2002.
3.Бартенева Т. П. Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе развития и обучения дошкольников. - Режим доступа: http // www. festival.1september.ru, 2008.
4.Богомолова Е.М. Занимательные задания по базовому курсу информатики. // Информатика и образование. – 2006. –№ 2. –С. 52-60.
5.Бондаренко Е. А. Экранный образ в контексте применения цифровых технологий / Интернет и образование, Декабрь, Том 2008, № 3. - Режим доступа: http // www.openclass.ru.
6.Брежнева Е.А. Формирование познавательной активности у старших дошкольников / //Дошкольное воспитание, 2005. – №2. – С.12.
7.Выготский Л . С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 2006. - № 6. – С. 62-76.
8.Выготский Л.С. Психология. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002.– 1008 с.
9.Габдуллина З.М. Развитие навыков работы с компьютером у детей 4-7 лет. Волгоград, 2010.
10.Гоппе Л.А.Использование медиатехнологий в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения. - Режим доступа: http // www. tgspa.ru.
11.Горячев А.В. О понятии «Информационная грамотность». // Информатика и образование. – 2007. –№8 – С. 14-17.
12.Гудилина С.И. Инновационная деятельность в области медиаобразования Образовательные технологии XXI века. / Под ред. С.И.Гудилиной, К.М.Тихомировой, Д.Т.Рудаковой. - М., 2007.
13.Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. 4-е изд., перераб. и дополн. - СПб: Питер, 2004.
14.Доронова Т.Н. Игра в дошкольном возрасте / Т.Н. Доронова, О.А. Карабанова. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2006. – 112с.
15.Дубровина И.В. Практическая психология образования: Учебное пособие 4-е изд. СПб.: Питер, 2006.
16.Дьяченко О. М. Психологические особенности развития дошкольников / О. М. Дьяченко, Т. В.Лаврентьева. - М.: Эксмо. 2009. – 292с.
17.Житко И.В. Развивающие игры: учебное пособие / И.В. Житко, А.А. Петрикевич, М.М. Ярмолинская. - Минск, 2007. – 165с.
18.Заучивание 10 слов (А.Р.Лурия) / Альманах психологических тестов. М., 2005. - С.92-94.
19.Ильина М.И. Психологическая оценка интеллекта у детей. – СПб: Питер, 2006.
20.Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.Г. Нисканен, О.А. Шаграева, Е.В. Родина и др.; Под ред. Л.Г. Нисканен. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.Г.
Вопрос-ответ:
Какие основные темы рассматриваются в первой главе статьи?
В первой главе статьи рассматриваются основные теоретические аспекты воспитания старших дошкольников с использованием информационных технологий.
Какую роль играют информационные технологии в образовательном процессе?
Информационные технологии играют важную роль в образовательном процессе, обеспечивая методические возможности для обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Какие методические возможности предоставляют информационные технологии для образовательного процесса дошкольников?
Информационные технологии предоставляют возможности для различных методов обучения, включая игровые, интерактивные и мультимедийные методы, способствуя активному участию дошкольников в процессе обучения.
Какую роль играет психолого-педагогическая литература в использовании информационных технологий в обучении дошкольников?
Психолого-педагогическая литература является основой для изучения и анализа использования информационных технологий в обучении дошкольников, предоставляя теоретические основы и практические рекомендации.
Какие понятия связаны с информационными технологиями и их ролью в образовательном процессе?
Понятия, связанные с информационными технологиями, включают в себя определение самих технологий, их роль в образовательном процессе и методические возможности, которые они предоставляют для обучения и воспитания дошкольников.
Какие теоретические основы используются в воспитании старших дошкольников с помощью информационных технологий?
В воспитании старших дошкольников с помощью информационных технологий используются различные теоретические основы, которые базируются на психолого-педагогической литературе. Эти основы включают в себя знания о возрастных особенностях детей, принципах и методах их воспитания, а также понимание роли информационных технологий в образовательном процессе детей старшего дошкольного возраста.
Какое понятие имеют информационные технологии и какую роль они играют в образовательном процессе дошкольников?
Информационные технологии - это совокупность технических средств и программного обеспечения, которые позволяют обрабатывать и передавать информацию. В образовательном процессе дошкольников информационные технологии играют важную роль, так как позволяют эффективно организовывать учебную деятельность, развивать творческие способности и навыки коммуникации у детей, а также повышать их мотивацию к обучению.
Какие методические возможности предоставляют информационные технологии в образовательном процессе дошкольников?
Информационные технологии предоставляют широкий спектр методических возможностей в образовательном процессе дошкольников. С их помощью можно создавать интерактивные задания и игры, проводить виртуальные экскурсии, организовывать коллективную работу, учить логическому мышлению и решению проблем, а также формировать навыки работы с информацией и поиска нужных материалов.
Каков обзор психолого-педагогической литературы по использованию информационных технологий в обучении дошкольников?
Обзор психолого-педагогической литературы по использованию информационных технологий в обучении дошкольников представляет собой анализ существующих исследований и публикаций на эту тему. В нем рассматриваются различные подходы к применению информационных технологий в образовательном процессе дошкольников, исследуются их эффективность и влияние на развитие детей, а также предлагаются рекомендации по использованию таких технологий.
Какие теоретические основы лежат в основе использования информационных технологий в воспитании старших дошкольников?
В основе использования информационных технологий в воспитании старших дошкольников лежат основные принципы работы с детьми этого возраста: активного преобладания в решении воспитывающих задач; целостного отношения к ребенку, его личности и развитию; сочетания режиссуры, в которой педагог устанавливает определенную задачу, и спонтанности, когда дети сами предлагают идеи и реализуют их; научности в работе с детьми, которая предполагает наличие плана обучения и следование ему; культуры межличностных отношений, в том числе педагогического общения и сотрудничества родителей и педагогов.
Как определяется понятие информационные технологии и какую роль они играют в образовательном процессе старших дошкольников?
Под информационными технологиями понимается совокупность способов, методов и средств использования информации в различных сферах деятельности. Они играют важную роль в образовательном процессе старших дошкольников, так как позволяют интерактивно и эффективно осуществлять обучение и воспитание. Информационные технологии способствуют развитию коммуникативных навыков, творческого мышления, познавательной активности и самостоятельности детей. Они также расширяют возможности обучения, предоставляя доступ к разнообразной информации и образовательным ресурсам.
Какие методические возможности предоставляют информационные технологии в образовательном процессе дошкольников?
Информационные технологии предоставляют широкий спектр методических возможностей в образовательном процессе дошкольников. Они позволяют проводить интерактивные занятия, используя различные аудио- и видеоматериалы, компьютерные игры, презентации. Также информационные технологии помогают создавать виртуальные образовательные среды, где дети могут самостоятельно исследовать и экспериментировать. Они улучшают визуальное представление материала, расширяют возможности обратной связи и диагностики знаний детей. Все эти методические возможности способствуют эффективности обучения и воспитания старших дошкольников.