Образ психолога в современной России на примере педагога-психолога дошкольного образования
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 21 + 21 источник
- Добавлена 16.07.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 4
Глава I. Теоретическое исследование по проблеме образа современного педагога-психолога в аспекте содержания его деятельности и деятельности педагогической службы 9
1.1 История становление психологической службы на уровне дошкольного образования, перспективы развития 9
1.2 Традиционная модель дошкольной психологической службы 13
Глава II. Деятельности педагога-психолога, как фактор оказывающий влияние на его образ 15
2.1. Содержание основных направлений деятельности педагога-психолога ДОУ 15
2.2 Основные структурные составляющие образа педагога - психолога в аспекте содержания его деятельности, компетентности, профессионально важных личностных качеств и в свете профессионального стандарта 24
Заключение 28
Список литературы 30
Педагог-психолог в профессиональной деятельности живет в режиме мультизадачности.Ключевыми вопросами являются вопросы адаптации воспитанников, работа с детьми «группы риска», работа с детьми с ОВЗ, подготовка детей к школьному обучению.Формы и виды деятельности педагога-психолога и обуславливают образ педагога – психолога.Важную роль педагог-психолог играет в случае перехода ДОУ к инклюзивному образованию. В этом случае функции педагога-психолога значительно расширяются, кроме диагностики ребенка важным становится сопровождение родителей ребенка. При этом родителей как условно здоровых детей, так и родителей детей с ограниченными возможностями здоровья. Потому что не все родители готовы к тому, что в среде общеобразовательного учреждения будут обучаться дети с особыми образовательными потребностями. Здесь еще одной задачей педагога-психолога становится задача налаживания взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса. По профессиональному и административному профилю педагог-психолог подчиняется руководителю ДОУ. 2.2 Основные структурные составляющие образа педагога - психолога в аспекте содержания его деятельности, компетентности, профессионально важных личностных качеств и в свете профессионального стандартаВ настоящий момент происходит процесс модернизации психологической службы образования в РФ, этот процесс был нормативно урегулирован приказом Минтруда России от 24 июля 2015 года №514н, данный приказ утвердил профессиональный стандарт «Педагог-психолог» (психолог в сфере образования)».Данный стандарт подробным образом регламентирует деятельность психолога в образовании. Апробация стандарта была начата 1 сентября 2015 года, в 12 субъектах РФ и будет проводиться до 31 декабря 2017 года. Стандарт определяет содержание трудовой функции педагога-психолога. Данный нормативный документ будет применяться работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2017 года. Тем не менее, уже сегодня данный стандарт является своего рода ориентиром, даже можно сказать эталоном будущего образа педагога-психолога. Стандарт предъявляет требования и подробно регламентирует действия в области осуществления трудовой деятельности, в области профессиональных умений (так педагог-психолог образования должен уметь разрабатывать и реализовывать дополнительные программы, осуществлять диагностику, интерпретировать результаты, осуществлять мониторинг). Как видно стандарт не предъявляет требований к личности педагога-психолога.Однако, по мнению многих авторов именно личность и личностные качества являются залогом профессионализма, так например Успенский В.Б., Чернявская А.П.. в своем труде авторы, личности педагога отводят особое значение, подчеркивая что, «помимо общих требований, предъявляемых ко всем занимающимся педагогической деятельностью, для педагога-психолога существуют особые требования к его личности, общению, умениям взаимодействовать с другими людьми»[18]. Одним из особых качеств они называют «социальную чувствительность», как способность чувствовать психологические проявления других людей. Анализ теоретических положений высказанных Быковым Е.А. позволил намв качестве приоритетов личности педагога-психолога выделить также качества как: способность управлять собой, развитые навыки воздействия на других людей[6].Безусловно, это не исчерпывающий перечень, в работах многих зарубежных и отечественных психологов(Р.Б. Кеттелла, К. Роджерса, А.А. Бодалева, Н.В. Бачмановой, А.Ф. Бондаренко и др) в качестве необходимых качеств также называются следующие: способность к эмпатии и позитивное отношение к другим людям, искренность, доброжелательность, коммуникабельность, независимость, креативность, гибкость, социальный интеллект, позитивную «Я-концепцию», рефлексивность.Обобщая многочисленные исследования профессионально важных личностных черт психологов можно выделить следующие личностные черты, желательные для психолога: концентрация на ребенке, желание и способность ему помочь; открытость к отличным от собственных взглядам и суждениям, гибкость и терпение; эмпатичность, восприимчивость, способность создавать атмосферу эмоционального комфорта; способность предъявлять подлинные эмоции и переживания; энтузиазм и оптимизм, вера в способности ребенка к изменению и развитию; уравновешенность, терпимость к фрустрации и неопределенности, высокий уровень саморегуляции; уверенность в себе; адекватная самооценка, осознание собственных конфликтных областей, потребностей, мотивов; богатое воображение, интуиция; высокий уровень интеллекта. Кроме этого педагогу-психологу необходимо умение активно слушать, умение понятно говорить, профессионализм, понимать последствия своего влияния, здравый смысл, самообразование, личная ответственность, заинтересованность в общении, тактичность, внимательность, увлеченность профессией, интеллектуальность, самоуважение, доброжелательность, не давать нравственных оценок, владение теорией, стрессоустойчивость, внимание к деталям, позитивный настрой.Последнее время можно встретить множество работ посвященных вопросам исследования проблемы имиджа педагога-психолога и его роли в структуре личности.Краткий анализ подходов к определению имиджа позволяет представить его как устойчивый эмоционально окрашенный образ, сложившийся в массовом сознании в результате целенаправленного смещения ракурса восприятия на социально значимые стороны объекта. Формирование имиджа позволяет, опираясь на ожидания аудитории, презентовать необходимые характеристики объекта и осуществлять тем самым воздействие на поведение субъекта. Иными словами, имидж есть образ, приобретающий черты стереотипа и рассматриваемый в контексте задачи по его целенаправленному изменению и соответственно развитию[14]. Педагог-психолог, в некоторой степени, публичная личность и во многом его образ формирует отношение к нему, он в своих выступлениях должен быть не просто убедительным, а выглядеть успешным и убежденным в том, что он пытается донести до окружающих.ЗаключениеВ ходе исследования нами были проанализированы нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность педагога-психолога, теоретические подходы понимания образа педагога-психолога и основных компонентов его деятельности. Наше теоретическое исследование позволило подтвердить гипотезу, кроме того в ходе исследования мы последовательно решили задачи и достиглицели. Исследование позволило сделать нам ряд выводов и представить обобщенный образ педагога-психолога ДОУ:Для эффективного осуществления профессиональной деятельности психологу необходимо владеть достаточными знаниями в области общей психологии и психологии детства, уметь определять перспективы своего профессионального развития и развития психологической службы в целом. Важно умение осуществлять выбор оптимальных стратегий взаимодействия с различными структурами внутри и вне образовательного учреждения. Психолог образования является не только носителем психологических знаний. Его оценивают с позиции соответствия идеальному образу человека, воплощающего в жизнь позитивные результаты, достигаемые им с помощью эффективных психологических методик и технологий. В основных требованиях к личности психолога можно выделить следующие характеристики: Психолог должен иметь высокие (общие) умственные способности, быть проницательным, рассудительным, свободомыслящим, вдумчивым аналитиком, экспериментатором. Психолог социабелен, любит работать с людьми, радуется социальному признанию (одобрению), великодушен к людям, легко формирует активные группы, хорошо запоминает имена людей, любезен, тактичен, дипломатичен в общении. Он любит совместные действия, подчиняет интересы личности групповым интересам, совестливый, добросовестный, имеет чувство долга и ответственности, сильный, энергичный, умеет подчинить себе. Он смел, быстро решает практические вопросы.Психолог эмоционально устойчив, выдержан, спокоен, реально взвешивает обстановку, устойчив к стрессу. Изучение личности педагога-психолога имеет практическое значение, четкое представление о том, каким должен быть педагог-психолог даёт возможность еще на уровне подготовки студентов иметь возможность более четкого видения способности каждого студента к дальнейшей профессиональной работе. В случае если личность студента не как не соотносится с личностью профессионала, то в ходе его обучения наличествует возможность приведение его личности в соответствие. Результаты, полученные мной в ходе исследования, будут полезны и интересны представителям администрации образовательной организации, родителями и самим педагогам-психологам.Список литературыАндреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. М.: Аспект Пресс, 2008. 363 с.Бочарова, Е.Е., Вагапова, А.Р. Психологическое сопровождение профессионального становления личности студента в условиях вузовского образования / Е.Е. Бочарова, А.Р. Вагапова // Психология образования в XXI веке: теория и практика: материалы Международ. науч-практ. конф. Волгоград, 14-16 сент./под ред. Т.Ю.Андрущенко, А.Г.Крицкого.-Волгоград: Изд-во ВГСПУ «Перемена», 2011. 474 с. С. 168-172.Будагова, А. Г. Отражение образа практического психолога в обыденном сознании / А. Г. Будагова // Вестник Северо – Кавказского государственного технического университета. 2012. № 2 (31). C. 141 -144.Быкова, Е.А. Образ профессионально компетентного психолога в представлении студентов психологического факультета // Концепт. 2015. Спецвыпуск № 12. С.1-10. URL: http://e-koncept.ru/2015/75183.htm. (дата обращения: 25.11.2015). Быкова, Е.А. Формирование представлений о профессионально-важных качествах психолога у студентов психологического факультета // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. Сер. Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2015. Том 21. С.122 - 125.Егоров, И. В. Исследование представлений студентов об образе преподавателя педагогического вуза / И. В. Егоров // Вестник ПСТГУ IV:Педагогика. Психология. 2013. Вып. 4 (31). С. 123-133.Еланцева, С. А. Исследование образа психолога образования в представлениях субъектов образования / С. А. Еланцева // Вестник ИГПИ им. П. П. Ершова. Педагогика и психология. 2014. № 5 (17). С. 84-87. Елисеева, О. О. Образ психолога в современной России / О. О. Елисеева // Вестник ПСТГУ. IV: Педагогика. Психология. 2011. № 2. С. 103–113. Емельянова, Т. П. Социальное представление – понятие и концепция: итоги последнего десятилетия / Т. П. Емельянова // Психологический журнал. 2001. Т. 22, N 6. С. 39–47.Емельянова, Т. П. Конструирование социальных представлений в условиях трансформации российского общества /Т. П. Емельянова. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН». 2006. 400 с. Збронская М.А. Внутренняя структура имиджа. - М.: Синтон, 2005.- 305 с.Калюжный А.А. Технология построения имиджа учителя. Гуманитарное образование в школе: теория и практика. 2004. - № 5.Коконова Е. А., Каянович Л. Н. Портрет идеального учителя глазами будущих педагогов с точки зрения психологии // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 1250-1254.Портал психологических изданий PsyJournals.ru — http://psyjournals.ru/education21/issue/54940_full.shtml [Имидж учителя: концепции и прикладные исследования - Психология образования в XXI веке: теория и практика]Приказ от 24 июля 2015 г. № 514н Об утверждении профессионального стандарта "Педагог-психолог (Психолог в сфере образования)"Психологическая служба в детском саду: Учебное пособие для психологов и специалистов дошкольного образования М.: Педагогическое общество России , 2001г., 224с. Серия: Психология развития, автор: Чиркова Т.И.Психологическая служба в системе дошкольного образования. Материалы областной научно-практической конференции "Дошкольное образовательное учреждение в режиме развития". - Н Новгород, 1998, с.36-49. (0,8 п. л.)Татаринова Н.В. О понятии «Имидж» и его отличии от сходных с ним понятий «Образ», «Репутация», «Стереотип». Грамота, - 2009. - № 2.Успенский В.Б., Чернявская А.П. Введение в психолого-педагогическую деятельность, 2003Фельдштейн Д.И. Глубинные изменения современного детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования // Вестник практической психологии образования. 2011. № 4. С. 3–12.Черепанова В.Н. Педагогическая имиджелогия. - Тюмень: ТОГИРРО, 1998. - 296 с
1. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. М.: Аспект Пресс, 2008. 363 с.
2. Бочарова, Е.Е., Вагапова, А.Р. Психологическое сопровождение профессионального становления личности студента в условиях вузовского образования / Е.Е. Бочарова, А.Р. Вагапова // Психология образования в XXI веке: теория и практика: материалы Международ. науч-практ. конф. Волгоград, 14-16 сент./под ред. Т.Ю.Андрущенко, А.Г.Крицкого.-Волгоград: Изд-во ВГСПУ «Перемена», 2011. 474 с. С. 168-172.
3. Будагова, А. Г. Отражение образа практического психолога в обыденном сознании / А. Г. Будагова // Вестник Северо – Кавказского государственного технического университета. 2012. № 2 (31). C. 141 -144.
4. Быкова, Е.А. Образ профессионально компетентного психолога в представлении студентов психологического факультета // Концепт. 2015. Спецвыпуск № 12. С.1-10. URL: http://e-koncept.ru/2015/75183.htm. (дата обращения: 25.11.2015).
5. Быкова, Е.А. Формирование представлений о профессионально-важных качествах психолога у студентов психологического факультета // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. Сер. Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2015. Том 21. С.122 - 125.
6. Егоров, И. В. Исследование представлений студентов об образе преподавателя педагогического вуза / И. В. Егоров // Вестник ПСТГУ IV:Педагогика. Психология. 2013. Вып. 4 (31). С. 123-133.
7. Еланцева, С. А. Исследование образа психолога образования в представлениях субъектов образования / С. А. Еланцева // Вестник ИГПИ им. П. П. Ершова. Педагогика и психология. 2014. № 5 (17). С. 84-87.
8. Елисеева, О. О. Образ психолога в современной России / О. О. Елисеева // Вестник ПСТГУ. IV: Педагогика. Психология. 2011. № 2. С. 103–113.
9. Емельянова, Т. П. Социальное представление – понятие и концепция: итоги последнего десятилетия / Т. П. Емельянова // Психологический журнал. 2001. Т. 22, N 6. С. 39–47.
10. Емельянова, Т. П. Конструирование социальных представлений в условиях трансформации российского общества /Т. П. Емельянова. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН». 2006. 400 с.
11. Збронская М.А. Внутренняя структура имиджа. - М.: Синтон, 2005.- 305 с.
12. Калюжный А.А. Технология построения имиджа учителя. Гуманитарное образование в школе: теория и практика. 2004. - № 5.
13. Коконова Е. А., Каянович Л. Н. Портрет идеального учителя глазами будущих педагогов с точки зрения психологии // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 1250-1254.
14. Портал психологических изданий PsyJournals.ru — http://psyjournals.ru/education21/issue/54940_full.shtml [Имидж учителя: концепции и прикладные исследования - Психология образования в XXI веке: теория и практика]
15. Приказ от 24 июля 2015 г. № 514н Об утверждении профессионального стандарта "Педагог-психолог (Психолог в сфере образования)"
16. Психологическая служба в детском саду: Учебное пособие для психологов и специалистов дошкольного образования М.: Педагогическое общество России , 2001г., 224с. Серия: Психология развития, автор: Чиркова Т.И.
17. Психологическая служба в системе дошкольного образования. Материалы областной научно-практической конференции "Дошкольное образовательное учреждение в режиме развития". - Н Новгород, 1998, с.36-49. (0,8 п. л.)
18. Татаринова Н.В. О понятии «Имидж» и его отличии от сходных с ним понятий «Образ», «Репутация», «Стереотип». Грамота, - 2009. - № 2.
19. Успенский В.Б., Чернявская А.П. Введение в психолого-педагогическую деятельность, 2003
20. Фельдштейн Д.И. Глубинные изменения современного детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования // Вестник практической психологии образования. 2011. № 4. С. 3–12.
21. Черепанова В.Н. Педагогическая имиджелогия. - Тюмень: ТОГИРРО, 1998. - 296 с
Вопрос-ответ:
Что изучает статья?
Статья исследует образ психолога в современной России на примере педагога психолога дошкольного образования.
Какие аспекты рассматриваются в статье?
В статье рассматриваются аспекты содержания деятельности педагога психолога и педагогической службы в дошкольном образовании.
Какова история становления психологической службы в дошкольном образовании?
Становление психологической службы в дошкольном образовании исследовано в статье. Историческая перспектива развития и перспективы будущего обсуждаются в данной работе.
Какова традиционная модель дошкольной психологической службы?
Статья рассматривает традиционную модель дошкольной психологической службы и обсуждает ее особенности.
Какая роль деятельности педагога психолога?
Статья анализирует роль деятельности педагога психолога и ее влияние на дошкольное образование.
Какова история становления психологической службы на уровне дошкольного образования?
История становления психологической службы в дошкольном образовании начинается с середины XX века. В начале этого периода в России не было широко развитой психологической службы в дошкольных учреждениях. В последующие годы психологическая служба начала развиваться, были созданы первые психологические службы при дошкольных учреждениях. В настоящее время психологическая служба в дошкольных учреждениях развивается и совершенствуется.
Какие перспективы развития психологической службы на уровне дошкольного образования?
Перспективы развития психологической службы на уровне дошкольного образования включают в себя улучшение квалификации педагогов-психологов, обновление программ обучения, развитие сотрудничества с родителями, внедрение новых методик работы с детьми. Также важной перспективой является создание единой системы психологической службы на уровне дошкольного образования, что позволит более эффективно решать проблемы развития и адаптации детей.
Что включает в себя деятельность педагога психолога в дошкольном образовании?
Деятельность педагога-психолога в дошкольном образовании включает в себя проведение психологических консультаций для детей и их родителей, организацию психологических занятий и тренингов для детей, разработку и внедрение программ развития и социализации детей, участие в психолого-педагогической диагностике и коррекционной работе, организацию сотрудничества со специалистами других областей.
Как педагогическая служба влияет на работу педагога-психолога?
Педагогическая служба оказывает влияние на работу педагога-психолога, обеспечивая ему необходимые материальные и организационные условия для работы, предоставляя доступ к образовательным ресурсам и информации. Она также содействует развитию профессиональных навыков педагога-психолога, предоставляя возможность участия в семинарах, тренингах и других профессиональных мероприятиях.
Каков образ психолога в современной России?
Образ психолога в современной России определяется его ролью в педагогической службе и содержанием его деятельности. Психолог воспринимается как специалист, который помогает детям и их родителям разрешать психологические проблемы, обеспечивает психологическую безопасность детей, проводит консультации и тренинги по воспитанию и развитию.
Каковы перспективы развития психологической службы в дошкольном образовании?
Перспективы развития психологической службы в дошкольном образовании связаны с увеличением внимания к психологическому благополучию детей, повышением компетенции педагогов и родителей в области психологии, созданием специализированных центров и ресурсов для работы с детьми и их родителями.
Какими факторами определяется влияние деятельности педагога психолога?
Влияние деятельности педагога психолога определяется не только его профессиональными знаниями и навыками, но и социальными условиями, в которых осуществляется его работа, взаимодействием с родителями и коллегами, а также общей системой образования и воспитания.