Социально-психологические представления о материнстве у современной молодёжи.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социальная психология
  • 35 35 страниц
  • 21 + 21 источник
  • Добавлена 27.06.2016
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МАТЕРИНСТВЕ У СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ 5
1.1 Понятие «материнство» и его функции 5
1.2 Особенности образа матери в сознании молодежи 8
Выводы по главе 1. 11
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МАТЕРИНСТВЕ У СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ 13
2.1.Программа исследования: цель, гипотезы, задачи, методы исследования 13
2.2.Психодиагностическое исследование социально-психологических представлений о материнстве у современной молодёжи 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35
Фрагмент для ознакомления

Другими словами, респондентки не осознают в полной мере смысл , ценность детей.Несмотрянато,что90%испытуемых(18девушек)отметили,чтолюбят детей,итолько10%(2девушки)сказали,чтоихнелюбят,проводитьвремясдетьми40%(8девушек)готовынеболеепятичасоввдень,50%(10девушек)-2-3часа,и10%(2девушки)-неболеечасавдень(рис.7и8).Этотакжесвидетельствуетонизкойготовностииспытуемыхкматеринству,таккакдевушкинеготовыктому,чтонужнобудетпроводитьсмаленькимребенкомвсесвоевремя.Рис.7.ОтношениекдетямРис.8.Количествочасов,которыеисследуемыеготовыпроводитьсребенкомвденьЛишь 30% респондентов (6 девушек) отметили, что материнство для них - это счастье, но при этом не указывают, что это ответственность. 40% респондентов (8 девушек) не смогли ответить, что для них значит быть матерью. То есть можно утверждать, что девушки, Которые принимают участие в исследовании в большинстве, смысл материнства еще не осознают. Данные результаты отражены на рис. 9.По настроению исследуемых на беременность положительныеэммоции эта мысль вызывает у 15 девушек (75%). У 5 девушек (25%) вид беременной женщины не вызывает никаких чувств. Ни у одной из опрошенных беременная женщина не вызывает негативных эмоций. Данные результаты отражены на рис. 10.Рис.9.СмыслматеринстваРис.10.ЭмоциисвязаныесбеременностьюПо поводупереживанийизменений,происходящихсфигуройвовремябеременности,70%(14девушек)отметили,чтооченьволнуютсяпоэтомуповоду,20%(4девушки)сказали,чтоихэтонесильноволнует,и10%(2девушки)оказалисьвообщеплохоосведомленыобизмененияхвженскоморганизмеителе,связанныхсвынашиваниемребенка(рис.11).Рис.11.Страх,связанныйсизменениемфигурывовремябеременностиСтрах,связанныйсродами,присутствуету80%респондентов(16девушек),итолько20%(4девушек)непереживаетпоэтомуповоду(рис.12).Такимобразом,мывидим,чтовбольшинствеисследуемыхприсутствуютстрахи,связанныесбеременностьюиродами.Рис.12.СтрахпередродамиНавопросогрудномвскармливании3девушки(15%)ответили,чтовообщенесобираютсякормитьгрудью.10девушек(50%)отметили,чтоготовыкормитьребенкадополугода.И7девушек(35%)сказали,чтоготовыкормитьребенкагрудьюстолько,сколькоэтобудетнеобходимо.Данныерезультатыотраженынарис.13.Навопросоприемлемостифизическогонасилияввоспитанииребенка,10%ответили,чтофизическиенаказанияприемлемы,40%-чтонеприемлемы,50%-чтоприемлемытольковопределенныхситуациях.Данныерезультатытакжесвидетельствуютонизкойготовностикматеринствусредииспытуемых.Данныерезультатыотраженынарис.14Рис.12.ПродолжительностькормлениягрудьюРис.13.ПриемлемостьфизическихнаказанийТакимобразом,врезультатеисследованияможновыделитьтриуровняпсихологическойготовностикматеринству,каждыйизкоторыхимеетопределенныепсихологическиехарактеристики:Низкийуровеньпсихологическойготовностикматеринствухарактерендля45%опрошенныхженщин.Среднийуровеньпсихологическойготовностикматеринствухарактерендля30%опрошенныхженщин.Высокийуровеньпсихологическойготовностикматеринствухарактерендля25%опрошенныхженщин.Данныерезультатыотраженынарис.15:Рис15.УровнипсихологическойготовностимолодежикматеринствуЗАКЛЮЧЕНИЕСемья - это первая социальная группа, что обеспечивает первичную социализацию. Семья сопровождает человека на протяжении всей его жизни, и имеет большое влияние на формирование личности. А образ семьи - сложное образование, которое формируется в течение длительного времени.Образ матери - очень важная структура картины мира, что обеспечивает ориентацию в системе близких отношений и жизненных стратегий. И именно этот образ, положительный или отрицательный, имеет сильное влияние на формирование образа будущего в целом и направления своей деятельности в определенное русло, становление как личности, создании семьи.Большинство авторов, исследующих проблему представления о материнстве, считают, что оно формируется на протяжении всей жизни. На процесс формирования влияют как биологические, так и социальные факторы, поскольку материнство имеет с одной стороны мощную инстинктивную основу, а с другой выступает как личностное образование, в котором отражается весь предыдущий опыт взаимоотношений со своими родителями, сверстниками, мужем и другими людьми .Одна из исследователей материнства Мещерякова С.Ю. рассматривает этот концепт как специфически личностное образование, стержневой образующей которого является субъектно-объектная ориентация в отношении к еще не родившемуся ребенку. Такая позиция объясняется предположением Мещеряковой С.Ю. о том, что субъектное отношение к будущему ребенку проецируется в стиль материнского поведения и тем самым обеспечивает наиболее благоприятные условия для психического развития младенца.2. Для исследования картины мира, используют различные проективные методики. Наши исследования проводилось с помощью ассоциативного эксперимента (психологический или психолингвистические эксперимент, суть которого заключается в том, что респонденту предлагают стимулы разного типа (слова, рисунки и т.д.) с целью вызвать у него соответствующие ассоциации.Второе исследование проводилось с помощью анкеты « Готовы ли вы стать матерью?»3. У парней, которые были задействованы в эксперименте, образ идеальной мамы характеризовался как: любящая - 100%; добра, понимающая - 82% нежная - 64%; красивая, заботливая - 59%; хозяйка - 52%; подруга, умная - 40%; сама родная, справедливая, счастлива - 35%; уверена - 29%, для них важны качества: способность понять и простить в любой ситуации, умение дать правильный совет и при этом уважать личный выбор подростка, желание быть другом своему сыну или дочери и безграничная любовь. Это свидетельствует о значимой роли матери в жизни ребенкаВ результате факторного анализа образа матери показали, что, действительно для детей-подростков мама имеет положительный образ, ведь основу первого фактора составляют такие конструкты как доброта (-0,827) и сама родная (- 0,787). Второй фактор составляют хозяйка (0,887) и красивая (-0,943), фактор является биполярным, что может свидетельствовать об их взаимоисключения, т.е. если маму воспринимают как красивую, то не воспринимают ее как хозяйку и наоборот. Можно сделать выводчто для парней образ матери имеет положительный характер.Данные, которые были получены в ходе исследования девушек, выявили следующие особенности: все девушки, которые участвовали в исследовании, собираются в будущем создавать семью и рожать детей, но на данном этапе большинство из них считают построение карьеры, материальное благополучие и устройства личной жизни более ценным, чем рождение ребенка.Девушки данной возрастной группы не осознают в полной мере смысла материнства. Для них быть мамами - это, прежде всего, большая ответственность, огромная нагрузка, шаг, к которому необходимо долго и серьезно готовиться, а не счастье и радость.Для большинства исследуемых ребенок не является ценностью сам по себе. Девушки считают, что ребенок нужен для укрепления семьи, для продолжения рода, или же потому, что женщине положено иметь детей, но не видят в ребенке самостоятельной ценности.У исследуемых присутствуют страхи, связанные с беременностью, родами и воспитанием детей. Беременность в большинстве вызывает у исследуемых негативные эмоции. Роды также ассоциируются в основном с болью, а не с появлением на свет маленького человека.Ребенок, прежде всего, ассоциируются с трудностями, ограничениями, отсутствием свободного времени, большой ответственностью, «концом личной жизни», то есть с негативными эмоциями. Большинство исследуемых не готовы проводить с ребенком больше пяти часов в день. Иными словами, девушки данной возрастной группы не настроены положительно на выполнение роли матери.Девушки в большинстве не осведомлены о важности и необходимости грудного вскармливания, есть те, кто вообще не собирается кормить ребенка грудью. Это свидетельствует о преимуществе своих интересов над потребностями ребенка.5. Можем сделать вывод, что современная молодежь, детородного возраста, не имеющая детей, ввидунесформированностисвоейсемейнойсистемы,сталкиваютсяструдностямив воспитании детей, из-за несоответствия реальности иролевыхожиданий.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАссоциативный эксперимент // Краткий психологический словарь / Под ред. проф. В. И. Войтко. - Киев: Издательское объединение «Вища школа». Главное издательство, 1978. )Возрастная и педагогическая психология: курс лекций. - М.: Каравелла, 2015. - 399 с.Леонтьев Д . А . Психология смысла : природа , строение и динамика смысловой реальности / Дмитрий Алексеевич Леонтьев . - М .: Смысл , 2013. - 487с.Лифинцева А.А. Влияние межличностных факторов на психосоматическое здоровье подростков. // Вопр. ин.психологы. - 2013. - № 4. - С. 34 - 44.Матвеева А.В. Проект исследования на тему «Способы воспитания готовности к материнству и качество материнской позиции в российской и американской культурах современного общества». - Москва-Нью-Йорк .: 2014.Матвеева Е.В. Анализ материнства с позиции теории деятельности. К.: ВГГУ, 2004.Мещерякова С.Ю., Авдеева Н.Н., Ганошенко Н.И. Готовность к материнству. // Психологический журнал, 2012, №3.Мещерякова-Замогильная С.Ю. Путь к материнству начинается с младенчества. // Дошкольное воспитание, 2012, №11.Миниюрова С.А., Тетерлева Е.А. Диалогических подход к анализу смыслового переживания материнства. 2014, с.77-83.Овчарова Р.В. Психология родительства. М., 2015.Олифирович Н . И . Психология семейных кризисов / Н . И . Олифирович , Т . А . Зинкевич-ку земкина , Т . Ф . Велента . - СПб .: Речь , 2008. - 360 с.Профессионально-ориентированные задания по психологии / Под ред .. А.Л. Музыки. Учебное пособие. - 2-е изд., Перераб. И доп. - Житомир, 2010. - 600с.Психодиагностика - Галян И.М. http://pidruchniki.ws/Скрицкая Т.В. Ценностные ориентации и уровень удовлетворенности жизнью как показатель личностного роста женщины в период беременности. // Перинатальная психология и психология родительства, 2016, №1.Терещенко М.В. Образ семьи как структурный компонент картины мира / М.В. Терещенко // Актуальные проблемы психологии: Сборник научных трудов института психологии им. Г. С. Костюка АПН Украины. - КИздательство «Феникс», 2011. - Т. XII. Психология творчества. - Выпуск 13. - С. 399-407.Филиппова Г.Г. Материнская потребностно-мотивационная сфера поведения: структура и содержание // Перинатальная психология и нервно-психическое развитие детей: Сб. материалов конференции по перинатальной психологии. - СПб.: СПбГУ, 1998Филиппова Г.Г. Материнство и основные аспекты его исследования в психологии. // Вопросы психологии, 2001, №2.Филиппова Г.Г. Психология материнства / Г.Г. Филиппова. - М., 2012. -229c.Чибисова М.Ю. Феномен материнства и его отражение в самосознании современной молодой женщины / М.Ю. Чибисова. Дис .... канд. психол. наук. -М., 2013. - 272 cШубина А . С . Образ семьи в картине мира детей , оставшихся без попечения родителей : Автореф .дисс . канд псих . наук : спец . 19.00.07. «Возрастная и педагогическая психология» / А . С . Шубина . - Волгоград , 2009. - 21 с.Юнг К . Г . Проблемы души нашего времени / Карл Густав Юнг . - М .: Прогресс , 2006. - 331с.

1. Ассоциативный эксперимент // Краткий психологический словарь / Под ред. проф. В. И. Войтко. - Киев: Издательское объединение «Вища школа». Главное издательство, 1978. )
2. Возрастная и педагогическая психология: курс лекций. - М.: Каравелла, 2015. - 399 с.
3. Леонтьев Д . А . Психология смысла : природа , строение и динамика смысловой реальности / Дмитрий Алексеевич Леонтьев . - М .: Смысл , 2013. - 487с.
4. Лифинцева А.А. Влияние межличностных факторов на психосоматическое здоровье подростков. // Вопр. ин.психологы. - 2013. - № 4. - С. 34 - 44.
5. Матвеева А.В. Проект исследования на тему «Способы воспитания готовности к материнству и качество материнской позиции в российской и американской культурах современного общества». - Москва-Нью-Йорк .: 2014.
6. Матвеева Е.В. Анализ материнства с позиции теории деятельности. К.: ВГГУ, 2004.
7. Мещерякова С.Ю., Авдеева Н.Н., Ганошенко Н.И. Готовность к материнству. // Психологический журнал, 2012, №3.
8. Мещерякова-Замогильная С.Ю. Путь к материнству начинается с младенчества. // Дошкольное воспитание, 2012, №11.
9. Миниюрова С.А., Тетерлева Е.А. Диалогических подход к анализу смыслового переживания материнства. 2014, с.77-83.
10. Овчарова Р.В. Психология родительства. М., 2015.
11. Олифирович Н . И . Психология семейных кризисов / Н . И . Олифирович , Т . А . Зинкевич-ку земкина , Т . Ф . Велента . - СПб .: Речь , 2008. - 360 с.
12. Профессионально-ориентированные задания по психологии / Под ред .. А.Л. Музыки. Учебное пособие. - 2-е изд., Перераб. И доп. - Житомир, 2010. - 600с.
13. Психодиагностика - Галян И.М. http://pidruchniki.ws/
14. Скрицкая Т.В. Ценностные ориентации и уровень удовлетворенности жизнью как показатель личностного роста женщины в период беременности. // Перинатальная психология и психология родительства, 2016, №1.
15. Терещенко М.В. Образ семьи как структурный компонент картины мира / М.В. Терещенко // Актуальные проблемы психологии: Сборник научных трудов института психологии им. Г. С. Костюка АПН Украины. - К Издательство «Феникс», 2011. - Т. XII. Психология творчества. - Выпуск 13. - С. 399-407.
16. Филиппова Г.Г. Материнская потребностно-мотивационная сфера поведения: структура и содержание // Перинатальная психология и нервно-психическое развитие детей: Сб. материалов конференции по перинатальной психологии. - СПб.: СПбГУ, 1998
17. Филиппова Г.Г. Материнство и основные аспекты его исследования в психологии. // Вопросы психологии, 2001, №2.
18. Филиппова Г.Г. Психология материнства / Г.Г. Филиппова. - М., 2012. -229c.
19. Чибисова М.Ю. Феномен материнства и его отражение в самосознании современной молодой женщины / М.Ю. Чибисова. Дис .... канд. психол. наук. -М., 2013. - 272 c
20. Шубина А . С . Образ семьи в картине мира детей , оставшихся без попечения родителей : Автореф . дисс . канд псих . наук : спец . 19.00.07. «Возрастная и педагогическая психология» / А . С . Шубина . - Волгоград , 2009. - 21 с.
21. Юнг К . Г . Проблемы души нашего времени / Карл Густав Юнг . - М .: Прогресс , 2006. - 331с

Вопрос-ответ:

Какие понятия связаны с материнством и какие функции оно выполняет?

Понятие материнства связано с достижением и поддержанием беременности, рождением и воспитанием ребенка. Оно также связано с материнскими чувствами и ответственностью за ребенка. В социальном контексте материнство выполняет функции развития и социализации ребенка, передачи ценностей и норм общества, формирования семейных и родительских отношений.

Какие особенности присутствуют в представлении о матери в сознании молодежи?

В представлении о матери в сознании молодежи присутствуют такие особенности, как романтизация роли матери, идеализация материнства, связывание материнства с женственностью и призванием, а также ожидания относительно идеальной матери, которая должна быть заботливой, любящей и преданной.

Какие были цель, гипотезы, задачи и методы исследования?

Целью исследования было изучение социально-психологических представлений о материнстве у современной молодежи. Гипотезы исследования могли быть о связи между представлениями о материнстве и факторами, такими как пол, возраст, образование и опыт материнства. Задачи исследования могли включать сбор и анализ данных с помощью анкет и интервью, а также проведение статистического анализа полученных результатов.

Какие основные выводы можно сделать по первой главе?

Основные выводы по первой главе могли бы быть связаны с понятием и функциями материнства, а также с особенностями образа матери в сознании молодежи. Также можно было бы сделать выводы о различных представлениях о материнстве, которые могут быть связаны с социальными и культурными факторами.

Какая программа исследования была использована, и какие были ее цель, гипотезы и задачи?

Была использована программа исследования, направленная на изучение социально-психологических представлений о материнстве у современной молодежи. Целью исследования могла быть выявление особенностей этих представлений и их связи с различными факторами. Гипотезы могли касаться связи между представлениями о материнстве и полом, возрастом, образованием и опытом материнства. Задачи исследования могли включать сбор данных с помощью анкет и проведение статистического анализа полученных результатов.

Какие функции выполняет материнство?

Материнство выполняет различные функции, в зависимости от контекста и культурных особенностей. В основном, материнство обеспечивает физическое и эмоциональное благополучие ребенка, его воспитание и развитие. Также, материнство может выполнять социализационные функции, передавая социальные нормы и ценности, а также обеспечивая поддержку и защиту в определенных ситуациях.

Каковы особенности образа матери в сознании молодежи?

Образ матери в сознании молодежи может иметь различные особенности и изменяться в зависимости от культурных, социальных и индивидуальных факторов. Однако, обычно образ матери ассоциируется с заботой, любовью, защитой, нежностью и ответственностью. Также, часто в образе матери присутствует идеализация и романтизация роли матери, особенно в сравнении с другими социальными ролями.

Какие методы исследования были использованы в данном исследовании?

В данном исследовании были использованы различные методы исследования, включая опросы, интервью, анализ документов и наблюдения. Исследователи использовали комбинацию качественных и количественных методов, чтобы получить более полное представление о социально-психологических представлениях о материнстве у современной молодежи.