Смысловые ориентации дошкольников в современных цивилизационных условиях
Заказать уникальную курсовую работу- 39 39 страниц
- 32 + 32 источника
- Добавлена 02.07.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СМЫСЛОВЫХ ОРИЕНТАЦИЙ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1 Определение ценностно-смысловых ориентаций в психологии 5
1.2 История исследования смысловых ориентаций ребенка 12
1.3 Особенности смысловых ориентаций дошкольников в условиях современной цивилизации 19
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ 29
2.1 Организация и методы исследования 29
2.2 Анализ исследования ценностных ориентаций 30
2.4 Взаимосвязь ценностных ориентаций родителей и детей 31
Заключение 36
Список использованных источников 38
С ними согласны почти 23%родителей: «Мы были добрее, терпимее и спокойнее», «Современные дети раскрепощены,они более агрессивны, не всегда им присуще сострадание. Сейчас дети живут в другом мире,чем тот, в котором росли мы. В этом мире другие законы, он по-другому устроен. Он дает иммногое из того, чего не было у нас, но этот мир и многое отнимает». Эти высказыванияродителей старших дошкольников достаточно четко отражают целевые установкисовременных родителей на нравственное развитие своих детей. Другой особенностью современных дошкольников, отмечаемой воспитателями,является повышенный эгоцентризм, о чем говорят 27,5% опрошенных. В определеннойстепени эгоцентризм характерен для детей дошкольного возраста, однако к 7 годам многиеиз них уже способны преодолеть эгоцентрическую позицию и принять во внимание точкузрения другого человека. Преодоление детского эгоцентризма является одним изважнейших механизмов социализации в дошкольном возрасте.Приоритет личных интересов в сознании современного ребенка находит свое отражение и в таком удивительном, но ставшим нередким явлении, как незнание детьмиимен некоторых своих товарищей по группе детского сада, а иногда даже и воспитателей.Кстати, эту же тенденцию замечают и школьные учителя, и все чаще от детей можноуслышать безличное вежливое обращение: «Простите, а какое упражнение нужно делать?»,или «Скажите пожалуйста, а можно выйти»? Подобная центрированность на себе чреватадля маленьких школьников определенными трудностями: они не всегда понимаютобъяснения учителя, обращенные ко всему классу, не обращают внимания на его указания итребования. Кстати, воспитатели детских садов связывают такую «рассеянность» детей с дефицитом внимания, что, по-видимому, не всегда верно.Школьному психологу необходимо уметь дифференцировать внешне похожие случаиневнимательности маленьких учеников.Таким образом, очевидно, чтовсе фиксируемые сегодня изменения в психологическом облике дошкольника (особенности его общения, игровой деятельности,личностного развития, готовности к школе), причины которых видят в неправильной,неадекватной возрастным потребностям ребенка организации его жизни, свидетельствуют опринципиально ином характере его дошкольной социализации, нежели это было в ХХ веке.ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ2.1 Организация и методы исследованияНа основании анализа литературы в рамках эмпирического исследования была поставлена цель – исследования смысловых ориентаций дошкольников в условиях современной действительности.В соответствии с целью исследования были сформулированы задачи:1) сформировать выборку, которая будет отвечать цели исследования;2) подобрать методы и методики, с помощью которых можно провести исследование;3) провести эмпирическое исследование, направленное на выявление особенностей ценностно-смысловой сферы современных дошкольников.4) обработать полученные данные и провести их анализ.Объект исследования: ценностно смысловые ориентации дошкольников.Объект исследования (эмпирический):воспитанники ДОУ _____ в возрасте 4-6 лет.Предмет исследования: особенности проявления ценностно-смысловой сферы дошкольников через развитие перцептивных способностей.Гипотеза исследования: существующие определенные ценностно-смысловые ориентации современных дошкольников.В исследовании приняло участие 20 детей в возрасте 5-6 лет, являющиеся воспитанниками ДОУ_______, а также в исследовании участвовали их родители (матери).В рамках настоящего исследования проводилось анкетирование, опрос. Исследование включало в себя несколько этапов. На первом этапе проводилось исследование ценностно-смысловой сферы личности детей.На втором этапе исследовались особенности родительского взаимоотношения.На третьем этапе проводился анализ результатов и выводы исследования.В рамках проводимого нами исследования были использованы методики опрос, анкетирование, методы статистической обработки эмпирических данных, включающие в себя анализ достоверности различий с помощью непараметрического критерия U–Манна-Уитни.Сбор эмпирического материала осуществлялся с помощью следующих психодиагностических методик:- «Ценностно-Потребностная Сфера Личности и Внутриличностный Конфликт» (ЦПСЛ и ВК) В.Г.Морогин, 2003 (компьютерная версия);- «Взаимодействие родителей с ребенком («ВРР») И.М. Марковской.2.2 Анализ исследования ценностных ориентацийПо результатам исследования структуры ЦПСЛ можно выделить наиболее значимые для дошкольников следующие ценности:- «власть» (быть самым главным»);- «честь» (уметь постоять за себя»);- «успех» («чтобы все получалось»).Среди наименее значимых ценностей для детей оказались:- «вера» («доверять»);- «творчество» («придумывать»);- «уверенность» («быть уверенным»).Таким образом выделились наиболее выраженные в прямом и противоположном значении ценности: «честь», как наиболее ценное, и «уверенность» в качестве наименее ценного.По результатам исследования ценностной сферы родителей в структуре ЦПСЛ выделились следующие наиболее выраженные ценности для них:- «жизнь»;- «любовь»;- «справедливость».Среди наименее значимых ценностей выделились «богатство», «творчество» и «власть». Зонамивнутриличностного конфликта у родителей являются ценности « жизнь», «справедливость», «свобода», «честь».2.3 Взаимосвязь ценностных ориентаций родителей и детейМежду особенностями ЦПСЛ детей и родителей имеются корреляционные связи, которые можно объяснить в качестве результата влияния ЦПСЛ родителей на формирование ЦПСЛ детей. Так, например, выявлены прямые корреляции между значимостью для родителей и детей ценностей «жизнь» (r=0.51; p<0,05) и «любовь» (r= -0. 63; p<0,05).Среди выявленных корреляций были как положительные, так и отрицательные связи, свидетельствующие о существовании более сложных зависимостей, чем простое копирование детьми ЦПСЛ родителей. Наиболее часто оказываются связаны разные ценности, например доступность ценности «богатство» для родителей связано с ценностями детей «уверенность» («быть уверенным») (r=-0,54; p<0,05), «жизнь» («чтобы никто не умирал») (r=0,55; p<0,05), «успех» (чтобы все получалось») (r=;0, 52 p<0,05). Доступность ценности «вера» для родителей связана с доступностью ценности детей «любовь» («любить и быть любимым») (r=0,67; p<0,05).Для проверки предположения о роли детско-родительских отношений в формировании ЦПСЛ дошкольников были изучены особенности родительского отношения в семьях детей дошкольного возраста.Статистический анализ результатов диагностики родительского отношения показал, что для большинства родителей характерны низкая тревожность и конфликтность по отношению к детям, их принятие и последовательность воспитательных воздействий.Анализ корреляций показал, что особенности родительского отношения к ребенку в значительной степени определяются структурой ЦПСЛ родителей. В свою очередь, родительское отношение оказывает влияние на формирование структуры ЦПСЛ ребенка, причем имеются особенности влияния родительского отношения на мальчиков и девочек. Оказалось, что ЦПСЛ девочек в большей степени испытывает влияние материнского отношения, причем корреляции с особенностями ЦПСЛ выявлены для всех шкал опросника «ВРР». Для мальчиков наиболее значимыми являются показатели материнской «тревожности», «контроля» и «конфронтации», тогда как отношение «сотрудничество» не связано с особенностями ЦПСЛ мальчика-дошкольника.Однако, независимо от пола ребенка, важнейшими показателями родительского отношения, влияющими на формирование ЦПСЛ дошкольника, являются показатели «контроль» и «дистанцирование».Кроме того, нами было определено существование двух основных противоположных типовродительского отношения.Для представителей первого типа в отношениях к детям оказались характерны низкий контроль, высокий уровень принятия ребенка, сотрудничества и последовательности, низкая степень конфронтации и высокая удовлетворенность отношениями с ребенком. У представителей этой группы наиболее высокие значения выявлены по шкале «принятие», поэтому этих родителей можно назвать «принимающими».Для родителей, которые вошли в группу второго типа характерно противоположное отношение к детям: высокий контроль сочетается у них с низкими уровнями принятия ребенка, сотрудничества и последовательности, высокая конфронтация и низкая удовлетворенность в отношениях с ребенком. У представителей этой группы наиболее высокие значения выявлены по шкале «контроль», поэтому этих родителей можно назвать «гиперконтролирующими». «Принимающие» родители, как правило, менее тревожны, менее требовательны и более дистанцированы в отношениях с ребенком, по сравнению с «гиперконтролирующими» родителями.Анализ родительского отношения к мальчикам и девочкам показал, что родители мальчиков чаще придерживаются «гиперконтролирующего» варианта отношения (44%), по сравнению с родителями девочек (27%).«Принимающего» варианта придерживаются 56% родителей мальчиков и 73% родителей девочек.Анализ результатов показал, что дети, родители которых демонстрируют разные типы отношения, различаются по структуре ЦПСЛ. Ценности «справедливость» («быть честным») и «честь» («уметь постоять за себя») оказались более доступны для детей «принимающих» родителей, чем для детей «гиперконтролирующих» (p<0,03).«Принимающий» тип родительского отношения для мальчиков способствовал повышению значимости богатства («иметь все, что хочешь»), а для девочек – значимости справедливость («быть честным»). Доступность ценностей «дружить» и «хорошо заниматься» оказалась выше для девочек из группы «гиперконтролирующих» родителей, а доступность ценности «быть красивой и опрятной» - для девочек из группы «принимающих» родителей. У девочек из группы «гиперконтролирующих родителей» в зоне этой ценности выявлен внутриличностный конфликт.Оказалось, что на основе изучения структуры ЦПСЛ ребенка можно определить тип родительского отношения. Рост доступности для ребенка ценностей «быть честным», «уметь постоять за себя», «быть красивым и опрятным», «чтобы все получалось» и «выбирать самому» повышает вероятность того, что у этого ребенка «принимающая» мать. Точность классификации превысила 85%.Важным фактором, опосредующим влияние ЦПСЛ родителей на формирование ЦПСЛ ребенка, являются детско-родительские отношения.Очевидно, воздействие ЦПСЛ родителей на ЦПСЛ детей осуществляется не прямо, а преломляется через особенности конкретной семейной системы.Рекомендации для педагоговВсё развитие ребёнка с момента его рождения и до зрелости есть процесс формирования его как личности. Развитие личности осуществляется в деятельности, управляемой системой мотивов, присущих данной личности и значимых для неё. Движущей силой развития личности являются внутренние противоречия между растущими потребностями ребёнка и реальными возможностями их удовлетворения. Деятельность ребёнка всегда опосредована взрослыми, так или иначе направлена ими. Тем самым процесс воспитания является ведущим в процессе развития личности.Родители оказывают решающее влияние на формирование личности ребёнка, мира его мыслей, чувств, стремлений, на воспитание его собственного “Я”. Для ребёнка очень важны взаимоотношения матери и отца, а также других членов семьи. И особенно важно для ребёнка, как взрослые относятся к нему. Следовательно, динамика семейной жизни и характер эмоционального отношения родителей к ребёнку имеют существенное значение для формирования его личности.Семья – ведущий фактор развития личности ребёнка, от которого во многом зависит дальнейшая судьба человека. Взаимоотношения между родителями составляют микроклимат семьи, который непосредственно влияет на эмоциональное самочувствие всех его членов, через призму которого воспринимается весь остальной мир и своё место в нём. В зависимости от того, как ведут себя с ребёнком взрослые, какие чувства и отношения проявляются со стороны близких людей, ребёнок воспринимаем мир притягательным или отталкивающим, доброжелательным или угрожающим. Благополучие ребёнка в семье переносится на другие сферы взаимоотношений и наоборот, конфликтная обстановка в семье, отсутствие душевной близости между её членами лежат в основе дефектов развития и воспитания.Ценностные ориентации детей формируются под непосредственным влиянием ценностных установок и ориентаций родителей. Установлено влияние системы ценностей родителей на ценностно-потребностную сферу личности ребенка. При этом дети не «копируют» родительскую структуру ценностей. Влияние ЦПСЛ родителей на ЦПСЛ дошкольника преломляется через родительское отношение и зависит от пола ребенка.«Принимающие» родители в большей степени формируют у детей ценности «быть честным», «уметь постоять за себя». Для детей «гиперконтролирующих» родителей долее значимы ценности «дружить», «хорошо заниматься». При воспитании мальчиков родители чаще используют «гиперконтролирующий» тип, а при воспитании девочек – «принимающий».ЗаключениеВ данной работе мы проводили исследование ценностно-смысловой сферы детей дошкольного возраста.1.В нашем исследовании установлено влияние системы ценностей родителей на ценностно-потребностную сферу личности ребенка. При этом дети не «копируют» родительскую структуру ценностей. Влияние ЦПСЛ родителей на ЦПСЛ дошкольника преломляется через родительское отношение и зависит от пола ребенка.2.Выявленыполярные типы родительского отношения к детям. Для родителей «принимающего типа» характерны высокий уровень принятия и низкий уровень контроля при высокой удовлетворенности взаимоотношениями с ребенком. Для родителей «гиперконтролирующего» типа характерны высокая тревожность, высокий уровень контроля и низкий уровень удовлетворенности отношениями с ребенком.3.Тип родительского отношения зависит от особенностей ЦПСЛ родителей и предопределяет особенности развития ЦПСЛ ребенка.4.Определенаструктура ЦПСЛ детей старшего дошкольного возраста. Показано, что доминирующими по значимости и доступности у детей дошкольного возраста являются ценности «честь» («уметь постоять за себя»), «власть» («быть самым главным») и «успех» («чтобы все получалось»), а зонами наиболее вероятноговнутриличностного конфликта - ценности «карьера» («хорошо заниматься»), «познание» («все знать») и «богатство» («иметь все, что хочешь»).Как показали результаты нашего исследования, основными ценностями для детей старшего дошкольного возраста выступают: материальные ценности (игрушки) для 36% испытуемых, духовные ценности (семья, общение с близкими, их здоровье) – для 16% детей, ценности познания – для 4%, исполнение заветного желания – для 4%. В целом, результаты исследования показали преобладание эгоцентрической направленности в желаниях детей и значимость для них материальных ценностей, связанных с игровой деятельностью, т.е. желания приобрести новую игрушку. Однако результаты исследования показали также наличие у детей желаний для других, что говорит о том, что в старшем дошкольном возрасте уже формируется децентрация и гуманистическая направленность личности.5.Выявлены особенности ЦПСЛ родителей старшего дошкольного возраста. Наиболее значимыми оказались ценности «жизнь», «любовь» и «справедливость», а наименее важными – «творчество», «богатство» и «власть». Самые доступные ценности – «дружба», «любовь» и «честь», а наименее доступные - «карьера», «богатство» и « власть». Наиболее вероятными для родителей зонами внутриличностного конфликта следует считать ценности «жизнь», «справедливость», «свобода», «честь».Основными ценностями для большинства родителей выступают здоровье, затем счастливая семейная жизнь, материальное благополучие, любовь, активная жизнь.Список использованных источниковАнаньев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. Т. II. - М., 2010Андреева А.Д. Особенности психологического развития дошкольников в современных цивилизационных условиях. М.: - Вестник Минского университета № 2, 2013 г.Артемов С.Д. Социальные проблемы адаптации. - М., 2012Астапов В. М. Тревожность у детей. - М.: ПЕР СЭ, 2001Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. - М.: Международная педагогическая академия, 1995 Буренкова Е.В. Изучение взаимосвязи стиля семейного воспитания личностных особенностей ребенка и стратегии поведения значимого взрослого: Дис. канд. псих. наук. – Пенза, 2000Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб., 1999Венгер А.Л., ЦукерманГ.А.. Психологическое обследование младших школьников. - М.: Владос-Пресс, 2005Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб, Издательство Союз, 1997Захарова Л.Я. Дитя в очереди за лаской. - М., 1999Земская М.Р. Семья и личность. - М., 1999Ковалев С.В. Психология семейных отношений. - М., 1987Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2012Кулагина И.Ю.Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет). - М.: Изд-во Ун-та Российской академии образования, 2001Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении. - М., 2005 Мир детства. Младший школьник / Под ред. А.Г. Хрипковой. - М.: Педагогика, 1999Мухина В.С. Детская психология - М.: ООО АПРЕЛЬ Пресс, 2010Немов Р.С. Психология.- М., 1998Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. - СПб: Изд-во Речь, 2011Овчарова Н.Е. Психология в начальной школе. - М.: Сфера, 1999Олифирович Н.И., Зинкевич – Куземкина Т.А., Велента Т.Ф. Психология семейных кризисов. – СПб.: Речь, 2008Психология человека от рождения до смерти / Под общ ред. А.А. реана. – СПБ.: Прайм-Еврознак, 2002Развитие творческой активности школьников / Под ред. А. М. Матюшкина. - М.: Педагогика, 1999Ребенок школьного возраста / Под ред. В.Н. Сивчикова. - Минск, 1994Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2010Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин, Минск, 1997Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. - М., 1987Филонов Г. Н. Воспитание и демократия // Педагогика. – 2006. - № 6Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. - М., 2010Шубина А. С. Педагогическая работа с детьми из неблагополучных семей // Семейная психология и семейная терапия. – 2006. - № 4Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб., 1999Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. - М.: Педагогика, 1989
2. Андреева А.Д. Особенности психологического развития дошкольников в современных цивилизационных условиях. М.: - Вестник Минского университета № 2, 2013 г.
3. Артемов С.Д. Социальные проблемы адаптации. - М., 2012
4. Астапов В. М. Тревожность у детей. - М.: ПЕР СЭ, 2001
5. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. - М.: Международная педагогическая академия, 1995
6. Буренкова Е.В. Изучение взаимосвязи стиля семейного воспитания личностных особенностей ребенка и стратегии поведения значимого взрослого: Дис. канд. псих. наук. – Пенза, 2000
7. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб., 1999
8. Венгер А.Л., Цукерман Г.А.. Психологическое обследование младших школьников. - М.: Владос-Пресс, 2005
9. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб, Издательство Союз, 1997
10. Захарова Л.Я. Дитя в очереди за лаской. - М., 1999
11. Земская М.Р. Семья и личность. - М., 1999
12. Ковалев С.В. Психология семейных отношений. - М., 1987
13. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2012
14. Кулагина И.Ю.Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет). - М.: Изд-во Ун-та Российской академии образования, 2001
15. Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении. - М., 2005
16. Мир детства. Младший школьник / Под ред. А.Г. Хрипковой. - М.: Педагогика, 1999
17. Мухина В.С. Детская психология - М.: ООО АПРЕЛЬ Пресс, 2010
18. Немов Р.С. Психология.- М., 1998
19. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. - СПб: Изд-во Речь, 2011
20. Овчарова Н.Е. Психология в начальной школе. - М.: Сфера, 1999
21. Олифирович Н.И., Зинкевич – Куземкина Т.А., Велента Т.Ф. Психология семейных кризисов. – СПб.: Речь, 2008
22. Психология человека от рождения до смерти / Под общ ред. А.А. реана. – СПБ.: Прайм-Еврознак, 2002
23. Развитие творческой активности школьников / Под ред. А. М. Матюшкина. - М.: Педагогика, 1999
24. Ребенок школьного возраста / Под ред. В.Н. Сивчикова. - Минск, 1994
25. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2010
26. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин, Минск, 1997
27. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. - М., 1987
28. Филонов Г. Н. Воспитание и демократия // Педагогика. – 2006. - № 6
29. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. - М., 2010
30. Шубина А. С. Педагогическая работа с детьми из неблагополучных семей // Семейная психология и семейная терапия. – 2006. - № 4
31. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб., 1999
32. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. - М.: Педагогика, 1989
Вопрос-ответ:
Что такое ценностно-смысловые ориентации?
Ценностно-смысловые ориентации - это определенные установки, которые формируют смысловой фундамент восприятия и понимания мира у дошкольников. Они отражают систему ценностей, ориентации на определенные цели и жизненные приоритеты.
Как исторически развивались исследования смысловых ориентаций у детей дошкольного возраста?
Исследования смысловых ориентаций у детей дошкольного возраста начали проводиться в середине XX века. Сначала исследователи фокусировались на изучении вербальных высказываний детей, пытаясь выявить их ценностные предпочтения. Позднее, исследования стали углубляться в более широкий контекст социокультурной среды и расширялись на анализ деятельности и поведения детей.
Какие особенности смысловых ориентаций можно выделить у дошкольников в условиях современной цивилизации?
В условиях современной цивилизации у дошкольников выделяются такие особенности смысловых ориентаций, как ориентация на материальные ценности, влияние информационного пространства и средств массовой информации, а также роль семьи и образовательных учреждений в формировании ценностных установок у детей.
Какие методы были использованы в эмпирическом исследовании ценностно-смысловых ориентаций дошкольников?
В эмпирическом исследовании были использованы такие методы, как беседы, анкетирование, анализ детского рисунка, наблюдение и анализ игровой деятельности. Эти методы помогли выявить предпочтения и ценности детей дошкольного возраста.
Какую роль играет образовательная среда в формировании ценностно-смысловых ориентаций у дошкольников?
Образовательная среда играет важную роль в формировании ценностно-смысловых ориентаций у дошкольников. Взаимодействие с педагогами и сверстниками, изучение различных образовательных программ и методик, а также участие в разнообразных активностях влияют на формирование ценностного мировоззрения у детей.
Что такое ценностно-смысловые ориентации в психологии?
Ценностно-смысловые ориентации в психологии представляют собой осознанные представления и ценности, которые определяют выбор и поведение человека. Они включают в себя систему ценностей, убеждений, интересов и целей, которые формируются на основе взаимодействия с окружающим миром.
Какова история исследования смысловых ориентаций ребенка?
Исследование смысловых ориентаций ребенка началось в конце XIX - начале ХХ века с работ известных психологов, таких как Сигмунд Фрейд и Карл Юнг. Они исследовали влияние детства и бессознательного на формирование личности. В последующие десятилетия исследования смысловых ориентаций получили развитие в работах различных психологов и были направлены на изучение влияния образования, семьи, социальной среды и других факторов на формирование ценностей и установок ребенка.
Какие особенности смысловых ориентаций дошкольников в условиях современной цивилизации?
Смысловые ориентации дошкольников в условиях современной цивилизации имеют свои особенности. На сегодняшний день дети все больше подвергаются влиянию медиа и информационных технологий, что может сказываться на формировании их ценностей и установок. Кроме того, современное общество ставит перед родителями и детьми новые задачи, связанные с адаптацией к быстро меняющемуся миру, развитием личности и собственной карьерой. Все эти факторы могут оказывать влияние на смысловые ориентации дошкольников.
Как проводилось эмпирическое исследование ценностно-смысловых ориентаций дошкольников?
Эмпирическое исследование ценностно-смысловых ориентаций дошкольников проводилось с использованием различных методов и инструментов, таких как опросники, интервью, наблюдения и анализ документов. Исследователями была выявлена система ценностей и установок дошкольников, а также их влияние на выбор и поведение.