любовный треугольник в романе <<Доктор Живаго>> и изучение творчества Б.Л. Пастернака в средней школе
Заказать уникальную дипломную работу- 60 60 страниц
- 50 + 50 источников
- Добавлена 29.06.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1 . Жанровое многообразие и традиции русской эпической прозы в конце XIX – начале XX вв 6
1.1. Эпопейные черты прозы в конце XIX – начале XX вв 6
1.2. Творчество Б. Пастернака в контексте исторической эпохи 11
Выводы по первой главе 16
Глава 2. Любовный треугольник в романе "Доктор Живаго" 17
2.1. Женские портреты в романе 17
2.2. Любовный треугольник в романе 28
Выводы по второй главе 33
Глава 3. Обучение школьников на основе романа 34
3.1. Программа работы с текстом по роману "доктор Живаго" 34
3.2. Реализация темы на уроке 46
Заключение 54
Список литературы 56
). Вполне естественно, что ставка в обучении будет делаться именно на групповое обучение. Это связано с тем, что обучение в группе удобно охватом аудитории. В то же время этот подход позволяет обратить внимание на детей, которые не справляются с занятиями, чтобы провести с ними индивидуальные занятия и "подтянуть" детей. Проводимые занятия традиционно состоят из двух частей - теоретической, где даются основные знания и практической, где знания уточняются. Занятие реализуется с учетом требований к возрастному и личностному развитию каждого воспитанника. Стоит признать, что программа предполагает в своей реализации проведение занятий, которые относятся к проектной, литературно-художественной и физической деятельности. Это позволяет развивать связанные с обучением литературе навыки. Обязательным условием для программы становится использование средств наглядности. Очень хорошо будет, если место занятия будет оснащено интерактивной доской. В том случае, если она отсутствует, ее вполне можно заменить на обычную, к которой присоединении компьютер и проектор. Так или иначе приходится говорить о том, что без ярких картинок в обучении не обойтись - мы имеем дело с внеурочным занятием, специфика которого видится в том, чтобы быть максимально доступным и максимально интересным для школьника. Виды деятельности:1. Смысловой анализ текста2. Работа с отрывками текста3. Двигательные упражнения4. Просмотр отрывков из фильма5. Аудирование6. Заучивание стихотворений из романа7. Дидактические игры. Эффективность и результативность данной деятельности зависит от соблюдения следующих условий: 1. Своевременность подачи материала2. Целостность курса обучения3. Единство всех методов обучения4. Учет всех требований к возрасту ребенка5. Реализация всех типов работы - групповая, индивидуальная и коллективная6. Добровольность обучения7. Занимательность материала для детей8. Высокая степень наглядности материала. Образовательная программа содержат в себе обязательное правило обучения детей ориентирования в большом объеме информации. Это должно научить детей с ранних пор определять правдивые знания от информационной фальши, получать новые знания, пояснения к непонятному для них материалу. Таким способом разбивается информационный ком – раньше, если ребенку было что-то непонятно, он терялся, в результате чего падало качество образования. Теперь у него есть все возможности восполнить пробелы. Изучение классики способствует не только развитию литературных знаний, но и развивает необходимые умения на родном языке, в частности, умение слушать, умение анализировать речь другого, умение вести диалог, умение моделировать монологическое высказывание. Кроме того, занятие произведения позволяет расширить как пассивный, так и активный запас для школьника - в частности происходит пополнение тропами. Огромное внимание уделено здесь самоконтролю и самообучению. Это связано с тем, что ребенок не должен чувствовать, что он находится на уроке, так как мало кто, на самом деле любит учиться, а должен сам захотеть и стремиться выполнять задания. В результате реализации данной программы учащиеся должны:Знать/понимать:осознание основных представлений о романе основные символы романаЗнание хронотопазнания проблемы любовного треугольника в романеУметь (владеть способами познавательной деятельности):проводить анализ языковых явленийреализовывать усвоенные модели общения в диалогической и монологической речи;читать и понимать текстВоспитательные результаты внеурочной деятельности:Первый уровень результатов - получение элементарных знаний о романеВторой уровень результатов - вживание в текст, понимание егоТретий уровень результатов - умение анализировать любовную тему в романеКачества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате занятий: умение ставить определенную цель перед собой, искать нестандартные способы решения поставленной задачи; умение осуществлять деятельность, на основании которой происходит решение проблемы;умение получать информацию из различных источников информации, начиная от интернета до книг;умение осуществлять работу с символами, которая будет помогать работе с предметными связями;способность реализовывать методы анализа, синтеза, работы по классификациям материала;умение сотрудничать с педагогом с целью решения определенных проблем, достигать результатов и искать методы решения.Оценка результатов образования должна осуществляться на основе неперсонифицированного изучения результатов обучения. Для этого должны проводиться общие психологические и учебные показатели. Однако, в настоящее время специалистов, которые бы осуществляли подобную деятельность, в российских школах не много. Второй метод, метод, активно использующийся сейчас в школах, становится портфолио, которое составлено на каждого отдельно взятого ученика. Оно содержит в себе перечень достижений, результаты участия в олимпиадах, грамоты и т.д., обращает на себя внимание и то, что портфолио существует от начальной школы до высшего звена, существенно облегчая поступление в ВУЗы. Кроме того, предполагается использование "нестандартных" методов - выставки рисунков, проведения мероприятий, праздников. Программа является вариативной - требования, изложенные в программе, могут быть изменены в соответствии с замыслом педагога. В то же время программа включает в себя все темы, отраженные в образовательном стандарте. Все учебно-исследовательские задания при работе с аутентичным текстом можно условно поделить на четыре вида: эмпирические, теоретические, практические и смешанные. Эмпирические задания предполагают, что для усвоения учебного материала необходимо описать отдельные факты, явления или предварительно их систематизировать, то есть в содержании таких заданий преобладал эмпирический материал. Теоретические задания ориентируют на освоение теоретического материала, для усвоения которого необходимо уметь объяснить, доказать, установить причинно-следственные связи, обосновать закономерные связи и отношения. Для выполнения практических заданий ученику необходимо провести практическую проверку того или иного положения. В содержании смешанных заданий были представлены элементы всех трех отмеченных выше видов. Данные задания предполагают включение ученика в такие виды деятельности, как поисковый, аналитический и оценочный.Таким образом, работа на основе личностно-деятельностного подхода предполагает большое количество заданий, способствующих обучению языка и развитии социокультурной компетенции. Продуктивному взаимодействию учеников путем преобразования игровых или профессионально ориентированных ситуаций способствует опыт ведения дискуссий в рамках интегрированного программы «Художественная литература как социокультурный феномен». Разработка Памятки должна проходить в два этапа: внутригрупповой и межгрупповой дискуссии. На этапе внутригрупповой дискуссии формировались четыре группы по 4-5 человек, каждая из которых разрабатывает свою Памятку в произвольной форме на основе полученных знаний. После этого группа представляет ответ на основании интерактивной презентации. Этап межгрупповой дискуссии предусматривает презентации Памяток всех четырех групп, их оценивание и разработку итогового варианта.Процедура разработки каждой игры в отдельности предполагает, во- первых, конкретизацию ее целевой структуры (на реализацию каких целей и задач она должна быть направлена), во-вторых, определение основных условий и требований к ее организации (репертуар действий, правила, понятийный аппарат, реквизит и так далее).Процесс организации игры состоит из следующих этапов: «вхождение», «проведение», «коллективная экспертиза». Этап «вхождения» носил информационный характер, в его ходе осуществлялся инструктаж студентов по основным правилам и условиям игры. Этап «проведения» предусматривает включение учащихся в игру посредством вступления во взаимодействие с Другим(и). Этап «коллективной экспертизы» представлял собой анализ игры с использованием различных приемов (дискуссия, круглый стол, составление аналитических записок и так далее). Таким образом, пространство заключительного этапа позволит учащемуся осуществлять рефлексию ситуации взаимодействия с Другим(и) в ходе преобразования игровой деятельности. Ниже приводится описание ряда игр с комментариями относительно их реализации и интерпретации результатов.Интересным методом обучения становится игра игре «Три мудреца», в которой три учащихся выступают в роли мудрецов, дающих советы людям, которые приходят к ним «за помощью и поддержкой». Остальные участники игры разбиваются на четыре группы по 4-5 человек и получают творческое задание выдумать какую-либо проблемную ситуацию, которую позднее представитель от каждой группы раскрывает трем мудрецам. Мудрецам необходимо было прокомментировать поведанную им «историю» и дать какой-либо совет. Обязательным условием являлось то, что «речь» каждого мудреца должна содержать рассказ о социокультурной реалии, которую он мог выбрать из предложенного ему «свода» регламентаций. Предоставление материала не должно оглашаться сразу. Лучше будет, если учащиеся несколько подготовятся - составят театральную постановку, презентацию, интерактивный коллаж или оформят сайт. На этапе «вхождения» сюжетно-ролевой игры «Стоп, снято!» должно осуществляться знакомство учеников с правилами данной игры. Учащиеся должны быть разбиты на 5 команд по 3-4 человека. Каждой команде должно быть предложено выступить в роли съемочной группы и с помощью жестов и мимики «экранизировать» содержание определенной реалии. Основная задача игры заключалась в мобилизации творческих качеств учащегося и выработке у него умения работать в команде. Эту игру стоит привязать к комплексу заданий, представленных ниже. Изучите особенности романа Б. Пастернака "Доктор Живаго".На основе анализа романа исследуйте варианты освещения хронотопа. Прокомментируйте полученный результат, выразите свое отношение.Найдите и выпишите из специальных текста маркеры времени и пространства.Изучите и интерпретируйте представление образа женских героиньНа основе анализа текстов вспомните как описывались чувства героевНа подготовку к «экранизации» отводится по 5 минут, причем выступление записывается на камеру, после чего осуществляется ее показ другим командам - «зрителям». Во время «экранизации» учащимся запрещено произносить какие-либо звуки, которые могли бы подсказать разгадку.Идеальным условием работы может стать и использование аутентичного текста в театрализованной деятельности. Сам преподаватель становится в этом случае лишь организатором. На занятиях важно также вводить и элементы игры. Приведем примеры игр, способствующих обучению языку на основе личностно-деятельностного подхода. Все эти игры занимают достаточно много времени и не всегда могут применятся на обычных занятиях. Кроме того, они требуют применения средств интерактивности. Таким образом, можно говорить о том, что работа с текстом на основании лингвосоциокультурного подхода предполагает готовность не только и не столько обучить учеников чтению или письму, сколько умению молодых людей взаимодействовать с представителями англоязычной культуры.3.2. Реализация темы на урокеОдним из признаков задания, которое легко реализовать является возможность учащихся говорить от своего лица. Это вовсе не исключает использования ролевых игр, вымышленных ситуаций и т.п., однако интерес к личности ученика, его мнению, его знаниям, его жизни делает процесс использования мысли на уроке максимально приближенным к реальной жизни, ведь "я" и все, что с этим связано - излюбленная и наиболее частотная тема естественного общения на любом языке.Для того, чтобы развить литературоведческую компетенцию, обязательным условием становится обращение к аутентичному тексту и функционированию его в языке. Принимая во внимание тот факт, что не все ученики обладают задатками к анализу необходимо объяснить учащимся с самого начала, что от них требуется. В противном случае они могут потерять интерес. Алгоритм деятельности при подготовке занятия с использованием текста выглядит следующим образом:Инициация идеиЦелеполаганиеАнализ базового компонента Государственных программНасыщение базового курса необходимым языковым материаломРазработка сценария (или использование готового) или организация занятий на основании образовФормирование основного направления деятельности Демонстрация работыЭтап корректировкиОбобщение накопленного опытаНаиболее сложным, как кажется, является процесс объяснения деятельности. Учитель всегда исходит из данных учеников, которые ему доступны. Все учебно-исследовательские задания при работе с текстом можно условно поделить на четыре вида: эмпирические, теоретические, практические и смешанные. Эмпирические задания предполагают, что для усвоения учебного материала необходимо описать отдельные факты, явления или предварительно их систематизировать, то есть в содержании таких заданий преобладал эмпирический материал. Теоретические задания ориентируют на освоение теоретического материала, для усвоения которого необходимо уметь объяснить, доказать, установить причинно-следственные связи, обосновать закономерные связи и отношения. Для выполнения практических заданий ученику необходимо провести практическую проверку того или иного положения. В содержании смешанных заданий были представлены элементы всех трех отмеченных выше видов. Данные задания предполагают включение ученика в такие виды деятельности, как поисковый, аналитический и оценочный.Уже давно доказано, что традиционная форма классной работы, в которой учитель преподносит материал, а ученик лишь его запоминает, не способствует усвоению знаний. Необходимо реализовывать новые подходы в организации занятий, чтобы они не превратились в рутину. Практика показывает, что вместе учиться не только интереснее, но и эффективнее. Эта эффективность касается не только образовательных успехов, но и интеллектуального и нравственного развития.Необходимо при осуществлении занятия вводить детей в культурный контекст. Традиционно все занятия по литературе сводятся к рассуждениям о том, что представляет из себя произведение и каковы его основные характеристики. Мы предлагаем пойти по несколько иному пути, начав работать с мыслью самих школьников. Урок-размышлениепо теме "Любовный треугольник в романе Б.Пастернака «Доктор Живаго»"Цели урока: - помочь учащимся раскрыть глубину философских обобщений в романе Б.Пастернака «Доктор Живаго», раскрыть отношения между героями, показать особенности восприятия мира главным героем, подчеркнуть богатство и красоту выразительных средств языка романа;- развивать аналитическое мышление учащихся, умение выразить свою точку зрения и аргументировать ее, сопоставлять события и мнения, делать выводы, научить логичной и эмоциональной речи;- способствовать развитию стремления познать законы мироздания, помочь ощутить сопричастность к происходящим переменам в общественной жизни.Оборудование:Портреты Б.Пастернака разных лет.Выставка книг поэта и писателя.Музыкальное сопровождение.Мультимедиа. «Нобелевские лауреаты. Борис Пастернак», эпизоды из фильма «Доктор Живаго» Режиссера-постановщика А.Прошкина.ЭпиграфыТолько жизни впору все время рваться вверх и вдаль…Б.Пастернак2. … с этой минуты народы и боги прекратились, и начался человек… Б.ПастернакХод урокаОргмоментРабота с романом Б.Пастернака «Доктор Живаго».Звучит романс на слова Б.Пастернака «Сон»Вступительное слово учителя.Не так давно на нашем уроке загорелась свеча знаменитого романа "Доктор Живаго" Сам автор, характеризуя замысел своего произведения, подчеркивал: «… эта вещь будет выражением моих взглядов на искусство, на Евангелие, на жизнь человека в истории и на многое другое…».И, действительно, роман стал философией русской жизни, повествованием о любви, причем любви не романтическо-противоречивой, не идиллической, а реальной, со всеми перепитиями.Задача нашего урока заключена в следующем: определить основные нравственно-философские проблемы, поднятые автором в романе.- Человек и мир (роль и место человека в этом мире;-человек и история;-природа, жизнь человека в природе и антитеза этой жизни;-жизнь и смерть, бессмертие.- любовь и семьяПрежде чем решить эту проблему, давайте напомним себе поэтическое миропонимание поэта и писателя.Учащиеся. В сборнике стихов «Сестра моя – жизнь» Б.Пастернак определил:- целостность мира, он един;- единство человека и мира;- единство дома и мира.-единство семьи и любвиДругими словами, для него была характерна точка зрения о необходимости сохранения прежнего мира, о соблюдении святости брака. Но мир, который рухнул под действием революции, не может сохранить уже святость брака. Учитель. Давайте посмотрим, как реализуется любовь в романе Б. Пастернака?Учащиеся I группа. Выразительное чтение текста. Учитель. По мнению автора Юрий Живаго виновен во всем том, что произошло? Испытывает ли он угрызения совести?Учащиеся II группа.. Чтение текстаУчитель. Человек, брошенный в самое пекло начинает чувствовать и видеть подругому. Его жизнь разделилась на до и после. В прежней жизни было завещание матери, женитьба на Тоне, спокойная, размеренная жизнь. В этой - метель, буря, которая уничтожила все на этом свете. Он - не спокойный семьянин, а мечущийся в поисках пристанища человек. Он разделен внутренне. Вторая половина, мятежная, любящая Лару, реализуется в контексте действий. Это мир, где чудовищные действия Памфила Палых воспринимаются как норма. Это мир, из которого Живаго вытаскивает свою семью, но который он сам не может оставить. Учащиеся II группы. «Рушится мировой порядок, «с прахом равняя алтарь и трон… И уже никому нет дела до человека, с его проблемами, горестями, радостями. А этот человек – вот ведь парадокс! – несмотря на общественные катаклизмы не исчезает…, а продолжает заботиться о своей душе». И автор, и главный герой видят в происходящем «единственно важную «соль земли» - бессмертную душу человека.Учитель. Какой выбор предстоит перед героем? Это выбор между двумя мирами и двумя женщинами, их представляющими. Лара сама воплощение революции, бунт против закостенелости сознания. Тоня же - воплощение реальности. Учитель. В чем на ваш взгляд трагедия Юрия Живаго?Учащиеся I группы.сложности в выборе между двумя женщинаминеготовность осуществить этот выбор, затягивание решения вопроса убеждение в необходимости добра мешает пристаать кк определенному берегуФрагменты кинофильма «Доктор Живаго».Учитель. Посмотрите, похожи ли героини с героинями романа?Учитель. Права ли пословица, говоря о том, что в любовном треугольнике нет счастливой стороны?Учащиеся III группы. Правда, так как страдают в романе все, причем Живаго не смог удержать и Лару. Герою посчастливилось быть любимым двумя женщинами: Тоней Громеко и Ларисой Гишар.Тоня была законной супругой Юрия, матерью его сына и дочери. Она тонко чувствовала Юрия.Но обстоятельства разлучили их и бросили Юрия в объятья другой женщины. В своем прощальном письме, уже зная, что ее с детьми и отцом выселяют во Францию, она пишет: «А я люблю тебя. Ах, как я люблю тебя, если бы только мог себе представить! Я люблю все особенное в тебе, все выгодное и невыгодное..».Другая женщина, так же оставившая заметный след в судьбе Юрия Живаго, размышляет: «Они любили друг друга потому, что так хотели все кругом: земля под ними, небо над их головами, облака и деревья… Никогда, никогда, даже в минуты самого царственного, беспамятного счастья не покидало их самое высокое и захватывающее: наслаждение общею лепкою мира…».Учитель. Любовь Лары и Живаго может быть оценена в обществе как отказ от общепринятой морали. Можем ли мы осуждать героев? С одной стороны перед нами люди, созданные друг для друга, люди талантливые, люди с одним сердцем на двои. С другой же - заповеди, которые были впитаны Юрием еще со слов дяди-священника. Учащиеся II группы. Очевидно, что жизнь оказалась сильнее религиозных догматов. Да и былили они характерны для сбесившейся России? Во время, когда все основы рушились на глазах и сложно было себе представить, будешь ли ты жить завтра. Звучит романс на слова Б.Пастернака «Мело, мело по всей земле…».Учитель. Давайте подумаем. Перед нами страшный и жестокий мир, куда был брошен главный герой, оказавшийся перед сложным выбором. Учитель. Какие символы использует автор для передачи любовных отношений?Учащиеся I группы. Образ свечи, образ дома.Вспомним по тексту, свет свечи связывает:Юру с Тоней, Лару с Пашей.Пересечение судеб Юрия и Лары связано со свечой.Со свечой ассоциируются раздумья Ю.Живаго о человеческом сознании: «Сознание человека – это «свет, бьющий наружу, сознание освещает перед нами дорогу, чтобы не споткнуться». (Книга 1, часть 3, глава 3).Образ дома – это внутреннее, обжитое человеком пространство мира. Снаружи – тьма, хаос уничтоженья. Внутри теплится свеча человеческой жизни. Итоги и оценки.Домашнее заданиеВыводы по третьей главеДля достижения данной цели был проведен анализ работ отечественных и зарубежных авторов, касающихся вопросов обучения литературе, проанализированы различные подходы к обучению чтению; определены цели и задачи обучения на основе личностно-деятельностного подхода, проведен анализ потребностей при обучении , а также предложена методика обучения на на основе культурной компетенции.В целом можно сделать вывод, что при обучении следует сочетать различные методы обучения, чтобы помочь детям в максимально сжатые сроки освоить анализ произведения. При этом важно помнить, что одной из важнейших задач, стоящих перед учителем, является обучение коммуникативному чтению, подразумевающему решение различных коммуникативных задач. ЗаключениеСегодня исследование литературы - это насущная потребность, так как мир перестал быть закрытым, глобальное пространство стерло все рамки взаимодействия между народами разных стран. Вовсю развивается идея потребительства и теряется духовность. Спасти ситуацию может только художественная литература.В связи с этим особую актуальность приобретает не только факт взаимодействия между носителями разных языков, но и знание специфики данного языка, что и объясняется необходимостью обращения к тексту романа Б. Пастернака. И здесь особую роль будет играть не только знание текста, но и знание культурных паттернов, а, особенно, знание отношения к любви. Мир художественной литературы позволяет реализовать информацию на основании аналитической деятельности с одной стороны и запросов общества с другой стороны. Подобные направления обуславливают возможности подготовки к ЕГЭ. Отличным материалом для подготовки становится текст. Стоит учитывать, что на одном лингвистическом подходе построить обучение практически невозможно. Обязательным условием становится психологическое развитие. Для этого необходимо погружение в среду. При этом, совершенно не обязательно, чтобы погружение это было в той стране, где английский является родным. После того, как произойдет вхождение в текст романа, обязательным условием становится переключение мыслей таким образом, как думают герои романа. Безусловно, лучшим условием становится сначала чтение текста, а потом и ее анализ. Огромную помощь может оказать изучение истории революции и гражданской войны. Обучение предполагает, при этом, не только мысли на занятиях, но и мысли наедине с собой. В тот момент, когда человек научается мыслить на основе анализа, приходит понимание произведения. На подготовку к «экранизации» отводится по 5 минут, причем выступление записывается на камеру, после чего осуществляется ее показ другим командам - «зрителям». Во время «экранизации» учащимся запрещено произносить какие-либо звуки, которые могли бы подсказать разгадку.Идеальным условием работы может стать и использование текста в театрализованной деятельности. Сам преподаватель становится в этом случае лишь организатором. На занятиях важно также вводить и элементы игры. Приведем примеры игр, способствующих обучению языку на основе личностно-деятельностного подхода. Все эти игры занимают достаточно много времени и не всегда могут применятся на обычных занятиях. Кроме того, они требуют применения средств интерактивности. Оценка текста во многом зависит от реципиента, специфики его восприятия. Задаваясь вопросом о том, аутентичен ли тот или иной текст, нужно сначала ответить на вопрос "Для кого он рассчитан?".Список литературы
2. Пастернак Б.Л. Собрание сочинений в 5-ти томах. Т. 2: Стихотворения 1931-1959. Переводы. М.: Худ. литература, 1989. 703 с.
3. Пастернак Б.Л. Собрание сочинений в 5-ти томах. Т. 3: Доктор Живаго: Роман. М.: Худ. литература, 1990. 734 с.
4. Пастернак Б.Л. Собрание сочинений в 5-ти томах. Т. 4: Повести; Статьи; Очерки. М.: Худ. литература. 1991. 910 с.
5. Пастернак Б.Л. Собрание сочинений в 5-ти томах. Т. 5: Письма. М.: Худ. литература, 1992. 703 с.1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
6. Анненский И. Искусство мысли П Анненский И. Избранные произведения. Л.: Худ. литература, 1988. С. 591-611.
7. Арутюнова П. О синтаксических типах художественной прозы // Общее и романское языкознание. М.: МГУ, 1972. С. 189-199.
8. Гиршман М. Литературное произведение: теория и практика анализа. М.: Высшая школа, 1991. 159 с.
9. Гиршман М. Ритм художественной прозы. М.: Советский писатель, 1982. 368 с.
10. Гречнев В. Рассказ о системе жанров на рубеже XIX XX веков: К вопросу о причинах смены жанров // Русская литература. 1987. N 1. С. 131-144.214
11. Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. М.; Прогресс, 1984.400 с.
12. Гумбольдт В. Язык и философия культуры. М.: Прогресс, 1985. 452 с.
13. Днепров В. Идеи времени и формы времени. Л.: Советский писатель, 1980. 598 с.
14. Днепров В. Черты романа XX века. М.-Л.: Советский писатель, 1965.548 с.
15. Добренко Е. Кризис романа // Вопросы литературы. 1989. N 6. С. 3-34.
16. Доля Т. Из истории развития лирической прозы // Ученые записки Ташкентского пединститута. 1972. Т. 86. С. 55-65.
17. Доля Т. Художественное своеобразие лирического стиля Ольги Берггольц//Ученые записки Ташкентского пединститута. 1972. Т. 86. С. 189-198.
18. Достоевский Ф. П.с.с. в 13-ти тт. Т. 13: Статьи за 1845-1878 гг. М.-Л.: Госиздат, 1930. 650 с.
19. Иванов Вяч. Борозды и Межи: Опыты эстетические и критические. М.1916.
20. Затонский Д. Искусство романа и XX век. М.: Худ. литература, 1973.535 с.
21. Затонский Д. Об эстетике, поэтике, литературе // Вопросы литературы. 1977. N4. С. 254-264.
22. Затонский Д. Роман и документ // Вопросы литературы. 1978. N 12. С. 135-162.
23. Жирмунский В. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л.: Наука, 1977. 404 с.
24. Келдыш В. Русский реализм началаXX века. М.: Наука, 1975. 280 с.
25. Каган М. Морфология искусства. Историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусств. Л.: Искусство, 1972. 440 с.
26. Мейлак M. Вторые Пастернаковские чтения в Москве // Вопросы литературы. 1989. N 7. С. 272-278.
27. Мейлак М. Юбилейный год Пастернака в Англии // Вопросы литературы. 1991. N8. С. 239-250.
28. Меркулова Т.И. Об "экзистенциальности" художественного восприятия Б. Пастернака // Филологические науки. 1992. N 2. С. 3-10.
29. Новиков В. Отзвуки и гримасы: Пастернак в пародиях и эпиграммах: К 100-летию со дня рождения Б.Л. Пастернака // Литературное обозрение. 1990. N 3. С. 105-112.
30. Овчинников Н. Б.Л. Пастернак: поиски призвания (от философии к поэзии) // Вопросы философии. 1990. N 4. С. 7-23.
31. Парамонов Б. Черная доведь. Пастернак против романтизма // Звезда. 1991. N4. С. 198-206.
32. Пастернак Е. "Приблизить час" // В мире книг. 1987. N 5. С. 26-32.
33. Пастернак Е.В. "Новая фаза христианства". Значение проповеди Л. Н. Толстого в духовном мире Б. Пастернака // Литературное обозрение. 1990. N 2. С. 25-29.
34. Платек Я. Верьте музыке! М.: Советский композитор, 1989. 352 с.
35. Поливанов К.М. Отечественная пастернакиана за 10 лет: Обзор. // Новое литературное обозрение. 1993. N 2. С. 256-261.
36. Раевская-Хьюз О. О самоубийстве Маяковского в "Охранной грамоте" Пастернака // Boris Pasternak and his times. Selected papers from the second international symposium on Pasternak. Berkeley Slavic specialties, 1989. P. 141-152.
37. Рошаль Л. Пастернак и неигровое кино: К вопросу о методе // Искусство кино. 1992. N 1. С. 78-87.
38. Саакянц А. Труд этот нелегкий // Вопросы литературы. 1978. N 1. С. 256-261.
39. Саралева С. Поэтическая проза ("Детство Люверс") // Пастернаков-ские чтения. Материалы межвузовской конференции. Пермь. 1990. С. 47-52.
40. Симпличио Д. Б.Пастернак и живопись // Boris Pasternak and his times. Selected papers from the second international symposium on Pasternak. Berkeley Slavic specialties, 1989. P. 195-211.
41. Синявский А. Некоторые аспекты поздней прозы Пастернака // Boris Pasternak and his times. Selected papers from the second international symposium on Pasternak. Berkeley Slavic specialties, 1989. P. 359-371.
42. Смолицкий В.Г. Пастернак собиратель народных речений // Русская речь. 1990. N 1. С. 23-28.
43. Струве Н. Затерянная заметка Бориса Пастернака // Boris Pasternak and his times. Selected papers from the second international symposium on Pasternak. Berkeley Slavic specialties, 1989. P. 414-417.
44. Урнов Д. "Безумное превышение своих сил" It С разных точек зрения "Доктор Живаго" Бориса Пастернака. М: Советский писатель, 1990. С. 215-225.
45. Учитель Т. Взгляд на лексику романа Б.Пастернака "Доктор Живаго" // Studia Rossica Poznaniensia. Zeszyt XX1U. Poznan. 1993. Universytet im. Adama Mickiewicza w Poznaniv. C. 3-8.
46. Флейшман Л. От "Записок Патрика" к "Доктору Живаго" // Изв. АН СССР. Сер. лиг. и яз. 1991. Т. 50. N2. С. 114-124.
47. Франк В. Поэтическое мировоззрение Пастернака // Литературное обозрение. 1990. N 2. С. 72-77.
48. Фроловская Т. Горящая свеча, или Страсти по Юрию:0 романе Б.Пастернака "Доктор Живаго". // Простор. 1988. N 9. С. 194-200.
49. Чипицка К. Заметки о судьбе "Доктора Живаго" в Польше // Studia Rossica Poznaniensia. Zeszyt XX1U. Poznan. 1993. Universytet im. Adama Mickiewicza w Poznaniv. C. 67-73.
50. Rannit A. Boris Pasternak unknown manuscripts in the Thomas P. Whitney collection // Boris Pasternak and his times. Selected papers from the second international symposium on Pasternak. Berkeley Slavic specialties, 1989. P. 189-194.