школьное образование в средневековой европе
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 33 + 33 источника
- Добавлена 06.07.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1.Система образования в средневековой Европе XIV-XV вв 8
1.1 Обучение различных сословий в странах Европы в XIV-XV вв 8
1.2 Церковные школы средневековой Европы 13
Глава 2.Особенности светской системы образования и педагогическая мысль в XIV-XV вв 20
2.1 Становление светской системы образования 20
2.2 Развитие педагогической мысли в странах средневековой Европы в XIV-XV вв………………………………………………………………………..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 31
И пусть, объясняя что‑либо ученику, он покажет ему это с сотни разных сторон и применит ко множеству различных предметов, чтобы проверить, понял ли ученик как следует и в какой мере усвоил это…».
Особую роль в развитии педагогической мысли сыграл Томазо Кампанелла, изложивший в своем сочинении-утопии принципы общественного устройства, в том числе педагогического воспитания, заключающиеся в энциклопедизме и универсальности обучения и воспитания, которое имеет практическую связь с жизнью: «… в нашем городе с такою легкостью усвояются знания, что ученики достигают больших успехов за один год… И они не признают никакого иного отдыха, кроме того, во время которого приобретают еще больше знаний, для чего и отправляются они в поле -- заниматься бегом, метанием стрел и копий, стрелять из аркебузов, охотиться на диких зверей, распознавать травы и камни…».
Ученики должны быть лишены пороков. Им прививается любовь ко всему прекрасному, к искусству. Благодаря этому ученики утопического города здоровы и красивы внешне. Кроме того, в труде Т.Кампанелла выводит такие педагогические принципы и методы как принцип совместного обучения мальчиков и девочек, метод применения наглядных пособий в обучении, принцип соревновательности.
Из Италии идеи Возрождения переносятся во Францию. Здесь педагогическую мысль развивали такие деятели как Г.Бюде, связывавшей обучение непосредственно с изучением политической и экономической жизни родного государства; П.Рамус, издававший учебники; М.Монтень, видевший в человеке высшую ценность, веривший в человеческие способности и возможности.
Из Франции идеи Возрождения перекинулись в Центральную Европу, в частности, в Германию. Известны имена немецких гуманистов, таких как Я. Вимпфелинга, выступавшего за теорию воспитания в духе патриотизма и гордости за родное государство; У. фон Гуттена, ратовавшего за применение в воспитании подрастающего поколения традиций рыцарства.
Вслед за Италией, Францией и Германией сторонники идей Возрождения появились и в других государствах Европы.
Известен также выдающийся испанский гуманист и педагог Хуан Луис Вивес тем, что явился автором и основоположником идеи светского женского образования. Ранее девочки обучались и воспитывались в домашней обстановке или в монастыре. Их учили иностранным языкам, богословию, грамоте, рукоделию. С наступлением эпохи Ренессанса ситуация меняется. В своем сочинении «О воспитании женщин-христианок» Х.Л.Вивес обосновывает необходимость светского образования женщин, кроме того, изложил ценные методы и принципы обучения на основе общих положений гумнизма.
Но несмотря на всю прогрессивность идей Возрождения, европейское сообщество вышеуказанного периода не смогло принять их полностью. Это было что-то чуждое пониманию человека еще не отказавшегося от закоснелого религиозного мышления, от суеверных установок и обычаев. Тем не менее, новое в педагогической мысли все же не осталось незамеченным и оказало благотворное влияние на развитие педагогики в последующем. Гуманисты сформировали противоположный мышлению церкви комплект ценностей и форму образования, которые и по сей день сохраняют свою актуальность, так как представители данного направления в культуре акцентировали внимание на развитии личностных, нравственных качеств маленького человека, поддерживали и укрепляли веру ребенка в собственные силы и возможности, формировали его духовно и телесно, не применяя физические наказания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В средневековой Европе XIV-XV вв. школьное обучение было доступно только представителям более высоких сословий, что касается представителей низших сословий, то доступ к обучению им был закрыт.
Интерес представляет и то, что школы, которые посещали представители более высоких сословий, отличались программами и направленностью.
Ремесленники обучались непосредственно определенному мастерству. Их школой была ремесленная лавочка, где свои знания дети этого социального слоя получали, выполняя даровую работу. Такая система обучения называлась ученичеством.
Помимо системы ученичества, сыновья ремесленников и купцов посещали цеховые и гильдейские школы, а также школы счета.
В цеховых школах давалась общеобразовательная подготовка, включающая чтение, письмо, счет, элементы геометрии и естествознания. Обучение осуществлялось на родном языке. Содержанием таких школ занимались цеха, к которым те относились.
В гильдейских школах образовательная программа была практически идентичной. Эти школы были платными, в них учились дети состоятельных родителей: сыновья ремесленников в них обычно не допускались.
Для представителей такого класса как светские феодалы, обучение не ограничивалось посещением школы, их также отдавали на рыцарское воспитание. Основной программой рыцарского обучения были «семь рыцарских добродетелей»: владение копьем, фехтование, езда верхом, плавание, охота, игра в шахматы, пение собственных стихов, а также игра на музыкальном инструменте.
Наряду с системой ученичества (обучение ремесленников), цеховыми, гильдейскими школами и системой рыцарского воспитания (обучение феодалов), существовала церковная система обучения.
В основном в церковных школах учили началам грамоты, пению псалмов, соблюдению религиозных празднеств, а также общей подготовки (письмо, счет, пение). В некоторых школах также учили началам астрономии.
В качестве основной учебной литературы использовали Абецедария и Псалтырь. Первое учебное пособие напоминало современный букварь. В процессе его изучения дети приобщались к христианской идеологии, сопоставляемой ими с устными наставлениями на родном языке. Второе учебное пособие – Псалтырь – сначала учили наизусть, а потом, после того как дети знакомились с алфавитом, его начинали читать.
Школы, в которых давалось больше знаний, то есть те школы, в которых образование было выше начального (большие школы), исчислялись единицами.
В больших школах придерживались программы «семь свободных искусств». Стоит сразу обратить внимание на то, что во многих этих школах использовались еще первые формулы данной программы, то есть те, которые были наработаны такие известными педагогами как Марциан Каппела, Боэций, Кассидор, Исидор.
Церковные школы не приносили особой пользы, это подтверждалось тем, что многим выпускникам подобных школ, поступающих на обучение в университеты, приходилось заново обучаться элементарной латинской грамматики и не только, так как их уровень подготовки был очень низким, однако наработанные учебные пособия внесли особый вклад в школьную систему образования Европы.
Наряду с церковными школами в Средневековой Европе XIV-XV вв. стали появляться так называемые городские школы и университеты, которые зарождались в недрах церковного образования.
Уровень обучения в городских школах был намного выше, чем в церковных, об этом свидетельствует и то, что мальчики (которые обучались там читать, писать, считать) по окончанию могли получить звание клирика и стать учителем или священнослужителем.
Таким образом, в Средневековой Европе XIV-XV вв. школьное образование стала на новый этап развития (изменение программы школьного образования, внедрения большого количества дисциплин и т.д.), но наряду с этим образование оставалось недоступным большей части населения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ИСТОЧНИКИ:
Кампанелла Т. Город Солнца. URL:http://lib.ru/INOOLD/KAMPANELLA/suntown.txt
Монтень М. О воспитании детей //Опыты: В 3-х кн. - М., 2009.
Роттердамский Эразм. Похвала глупости. - М., 1991.
Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М., 2011.
ЛИТЕРАТУРА:
Агибалова Е. В., Донской Г. М. История средних веков. – М.: Просвещение, 2005.
Антология педагогической мысли христианского Средневековья: В 2-х т. - М., 2004.
Безрогов В.Г., Варьяш О.И. (сост.) Антология педагогической мысли христианского Средневековья. В двух томах. Т.I. Путь христианского образования в трудах Отцов Церкви и мыслителей Раннего Средневековья. - М.: АО «Аспект Пресс», 2005. - 400 с.
Безрогое В. Г., Мошкова Л В., Огородникова И И. Концептуальная модель историко-педагогического процесса в средневековой Европе//Всемирный историко-педагогический процесс. Концепции, модели, историография. - М.,2006.
Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. - М., 2008.
Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли. - М.: Издательство: Владос-Пресс, 2013. - 400 с.
Западноевропейская средневековая школа и педагогическая мысль. – М., 2011.
Иванов Е.В. История образования и педагогической мысли: Учебно-методические рекомендации к семинарским занятиям. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2012. - 52 с.
Иванов К.А. Многоликое средневековье. - М., 2009.
История образования и педагогической мысли за рубежом и в Рос- сии / И. Н. Андреева, Т. С. Буторина, З И. Васильева и др. / под ред. З. И. Васильевой. - М., 2012.
История педагогики / под ред. М. Ф. Шабаевой. - М., 2011.
История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века. Учебное пособие / Под редакцией А.И. Пискунова. - М.: Издательство: ТЦ Сфера, 2014. - 512 с.
История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в. / под ред. академика РАО А. И. Пискунова. - М., 2011. – 512 с.
История средних веков / Под ред. С. П. Карпова. В 2 тт. — 4-е изд. — М.: Издательство Московского университета, «Высшая школа», 2013.
История средних веков: Европа и Азия. - Мн.:Харвест, 2010.
Капранова, В. А. История педагогики / В. А. Капранова . - М., 2007.
Карсавин Л.П. Культура средних веков. - Киев, 2015.
Кенигсбергер Г. Средневековая Европа. — М., 2007. — 374 с.
Латышева Д.И. История педагогики. – М., 2015. – 603 с.
Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. - М.: "Прогресс"; Прогресс - Академия, 2012.
Мазалова М.А., Уракова Т.В. История педагогики и образования. - М.: Высшее образование, 2006. — 192 с.
Модзалевский Л.Н. Очерки истории воспитания и обучения с древнейших времен. - СПб., 2010.
Сказкин С.Д. Из истории социально-политической и духовной жизни Западной Европы в средние века. - М.: Наука, 2011. - 296 с.
Старикова, Л. Д. История педагогики и философия образования / Л. Д. Старикова. - Ростов н/Д., 2008.
Татаркевич В. История философии. Античная и средневековая философия. - М.: Юрайт, 2010. - 482 с.
Титов В.А. История педагогики. - М.: "Приор-издат",2013. - 240 с.
Школа и педагогическая мысль Средних веков, Возрождения и Нового времени. - М., 2011.
ССЫЛКИ НА ИСТОЧНИКИ
Татаркевич В. История философии. Античная и средневековая философия. - М.: Юрайт, 2000. - 482 с.
Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. - М.: "Прогресс"; Прогресс - Академия, 2002.
Кенигсбергер Г. Средневековая Европа. — М., 2007. — 374 с.
Сказкин С.Д. Из истории социально-политической и духовной жизни Западной Европы в средние века. - М.: Наука, 2011. - 296 с.
История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века. Учебное пособие / Под редакцией А.И. Пискунова. - М.: Издательство: ТЦ Сфера, 2004. - 512 с.
Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли. - М.: Издательство: Владос-Пресс, 2003. - 400 с.
Кампанелла Т. Город Солнца. URL:http://lib.ru/INOOLD/KAMPANELLA/suntown.txt. Дата обращения: 02.06.2016. .
Монтень М. О воспитании детей //Опыты: В 3-х кн. - М., 2009
Роттердамский Эразм. Похвала глупости. - М., 1991.
Западноевропейская средневековая школа и педагогическая мысль. – М., 2001. – С. 81.
Безрогое В. Г., Мошкова Л В., Огородникова И И. Концептуальная модель историко-педагогического процесса в средневековой Европе//Всемирный историко-педагогический процесс. Концепции, модели, историография. - М.,1996. – С. 56
Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли. - М.: Издательство: Владос-Пресс, 2003. – С. 125.
Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли. - М.: Издательство: Владос-Пресс, 2003. – С. 126.
Там же. С. 132.
История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века. / Под редакцией А.И. Пискунова. - М.: Издательство: ТЦ Сфера, 2004. – С. 89.
Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли. - М.: Издательство: Владос-Пресс, 2003. – С 95.
Западноевропейская средневековая школа и педагогическая мысль. – М., 2001. – С. 45.
Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. - М.: "Прогресс"; Прогресс - Академия, 2002. – С. 59.
Там же. С. 60.
Капранова, В. А. История педагогики / В. А. Капранова . - М., 2007. – с.25.
Там же. – с.25.
Капранова, В. А. История педагогики / В. А. Капранова . - М., 2007. – с.26
Модзалевский Л.Н. Очерки истории воспитания и обучения с древнейших времен. - СПб. 2000. – С. 36.
Антология педагогической мысли христианского Средневековья: В 2-х т. - М., 2004. – С. 54.
Иванов Е.В. История образования и педагогической мысли: Учебно-методические рекомендации к семинарским занятиям. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2012. – с. 10.
Антология педагогической мысли христианского Средневековья: В 2-х т. - М., 2004. – С. 65.
Антология педагогической мысли христианского Средневековья: В 2-х т. - М., 2004. – С. 65
Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли. - М.: Издательство: Владос-Пресс, 2003. – С. 136.
Капранова, В. А. История педагогики / В. А. Капранова . - М., 2007. – с.33.
История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в. / под ред. академика РАО А. И. Пискунова. - М., 2011. – с.63.
Капранова, В. А. История педагогики / В. А. Капранова . - М., 2007. – с.29.
Капранова, В. А. История педагогики / В. А. Капранова . - М., 2007. – с.29.
Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. - М., 2008.- с.113
Капранова, В. А. История педагогики / В. А. Капранова . - М., 2007. – с.33.
Монтень М. О воспитании детей //Опыты: В 3-х кн. - М., 2009. – с.11.
Кампанелла Т. Город Солнца. URL:http://lib.ru/INOOLD/KAMPANELLA/suntown.txt
Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. - М., 2008.- с.114
Там же.- с.115
Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. - М., 2008.-с.116.
Капранова, В. А. История педагогики / В. А. Капранова . - М., 2007. – с.31.
Капранова, В. А. История педагогики / В. А. Капранова . - М., 2007. – с.35.
Кенигсбергер Г. Средневековая Европа. — М., 2007. — с.88.
17
31 Монтень М. О воспитании детей //Опыты: В 3-х кн. - М., 2009. – с.11.
32Кампанелла Т. Город Солнца. URL:http://lib.ru/INOOLD/KAMPANELLA/suntown.txt
ССЫЛКИ НА ИСТОЧНИКИ (Гиперссылки)
31 Монтень М. О воспитании детей //Опыты: В 3-х кн. - М., 2009. – с.11.
32Кампанелла Т. Город Солнца. URL:http://lib.ru/INOOLD/KAMPANELLA/suntown.txt
2. Кампанелла Т. Город Солнца. URL:http://lib.ru/INOOLD/KAMPANELLA/suntown.txt
3. Монтень М. О воспитании детей //Опыты: В 3-х кн. - М., 2009.
4. Роттердамский Эразм. Похвала глупости. - М., 1991.
5. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М., 2011.
6. ЛИТЕРАТУРА:
7. Агибалова Е. В., Донской Г. М. История средних веков. – М.: Просвещение, 2005.
8. Антология педагогической мысли христианского Средневековья: В 2-х т. - М., 2004.
9. Безрогов В.Г., Варьяш О.И. (сост.) Антология педагогической мысли христианского Средневековья. В двух томах. Т.I. Путь христианского образования в трудах Отцов Церкви и мыслителей Раннего Средневековья. - М.: АО «Аспект Пресс», 2005. - 400 с.
10. Безрогое В. Г., Мошкова Л В., Огородникова И И. Концептуальная модель историко-педагогического процесса в средневековой Европе//Всемирный историко-педагогический процесс. Концепции, модели, историография. - М.,2006.
11. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. - М., 2008.
12. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли. - М.: Издательство: Владос-Пресс, 2013. - 400 с.
13. Западноевропейская средневековая школа и педагогическая мысль. – М., 2011.
14. Иванов Е.В. История образования и педагогической мысли: Учебно-методические рекомендации к семинарским занятиям. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2012. - 52 с.
15. Иванов К.А. Многоликое средневековье. - М., 2009.
16. История образования и педагогической мысли за рубежом и в Рос- сии / И. Н. Андреева, Т. С. Буторина, З И. Васильева и др. / под ред. З. И. Васильевой. - М., 2012.
17. История педагогики / под ред. М. Ф. Шабаевой. - М., 2011.
18. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века. Учебное пособие / Под редакцией А.И. Пискунова. - М.: Издательство: ТЦ Сфера, 2014. - 512 с.
19. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в. / под ред. академика РАО А. И. Пискунова. - М., 2011. – 512 с.
20. История средних веков / Под ред. С. П. Карпова. В 2 тт. — 4-е изд. — М.: Издательство Московского университета, «Высшая школа», 2013.
21. История средних веков: Европа и Азия. - Мн.:Харвест, 2010.
22. Капранова, В. А. История педагогики / В. А. Капранова . - М., 2007.
23. Карсавин Л.П. Культура средних веков. - Киев, 2015.
24. Кенигсбергер Г. Средневековая Европа. — М., 2007. — 374 с.
25. Латышева Д.И. История педагогики. – М., 2015. – 603 с.
26. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. - М.: "Прогресс"; Прогресс - Академия, 2012.
27. Мазалова М.А., Уракова Т.В. История педагогики и образования. - М.: Высшее образование, 2006. — 192 с.
28. Модзалевский Л.Н. Очерки истории воспитания и обучения с древнейших времен. - СПб., 2010.
29. Сказкин С.Д. Из истории социально-политической и духовной жизни Западной Европы в средние века. - М.: Наука, 2011. - 296 с.
30. Старикова, Л. Д. История педагогики и философия образования / Л. Д. Старикова. - Ростов н/Д., 2008.
31. Татаркевич В. История философии. Античная и средневековая философия. - М.: Юрайт, 2010. - 482 с.
32. Титов В.А. История педагогики. - М.: "Приор-издат",2013. - 240 с.
33. Школа и педагогическая мысль Средних веков, Возрождения и Нового времени. - М., 2011.
НЕГОСУДАРТСТВЕННОЕ образовательное УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ (Академия ВЭГУ)
ИНСТИТУТ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБРАЗОВАНИЯ
КУРСЫ
Первые средневековые университеты
Абдрахманова Лилия Марковна
УФА 2013
Содержание
Введение
1. Появление университетов
1.1 Общие тенденции интеллектуальной жизни XII-XIII веков,
1.2 Испанских университетов
1.3 Итальянских университетов
1.4 университет Париж
2. Содержание и формы образования
2.1 Структура университетского образования
2.2 учебные программы университетов
3. Роль философии и наследия Аристотеля на высшее образование Заключение
Список источников и литературы
Введение
Актуальность темы исследования для: высшего образования начали складываться в средние века, в основном в XI-XII веке в Европе. Основной формой такого образования явились университеты, которые, в свою очередь, стали логическим продолжением уже существующих городских и монастырских школ. Необходимо отметить значительное влияние, которое имели университеты со всей последующей интеллектуальной жизни Западной Европы. Именно университетская среда дала миру огромное количество выдающихся ученых, поэтов, философов. Множество оригинальных, смелых и передовых для своего времени идей родилось в стенах университетов.
Университет в средние века - это уникальная организация их внутренней структуры, иерархии и заказов работы. Но создание того или иного университета неизменно усложнялось целым рядом препятствий и проблем.
особый интерес представляет изучение многих особенностей системы высшего образования в средневековой Европе. Обратим наше внимание на освещение проблемы истории университетов в области историографии.
Научная разработанность проблемы: в области историографии интерес к истории западной европы образования показали еще во второй половине XIX века. Это В. В. Игнатовича, Ap. Г-Н. Войекова, Л. Н. Модзалевского, Н. С. Суворова, В. С. Иваново1. Эти исследователи обратили внимание на проблемы взаимоотношения школы и католической церкви, на заре либерального образования в Италии, Франции и других странах Западной Европы. Данные труды полны определенного материала истории, и до сих пор могут служить ценным подспорьем в процессе обучения, проблемы образования, культуры и образ жизни в средние века.