Специфика методов социально-психологической диагностики личности
Заказать уникальную курсовую работу- 25 25 страниц
- 15 + 15 источников
- Добавлена 08.07.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Понятие личности в социальной психологии 5
1.1 Специфика социально-психологического подхода к пониманию личности 5
1.3 Влияние социально-психологических факторов на социализацию личности 11
2. Методы социально-психологической диагностики личности 13
2.1 Развитие социально-психологической диагностики 13
2.2 Организация и процедура проведения социально-психологической диагностики 15
Заключение 24
Список использованных источников 26
4. Козлов В.В. Социальная психология XXI столетия, Том 2. - Ярославль: МАПН, 2005 – 336 стр. 26
7. Методы психологической диагностики. / Под ред. А.Н. Воронина. – М, 1994. – 174 с. 26
10. Современная зарубежная социальная психология. Тексты. / ред. Андреева Г.М. – М.: Издательство МГУ, 1984. – 256 с. 26
Такие методики характеризуются жесткой регламентациейпроцесса обследования (точное соблюдение инструкций, строго определенные способы предъявления стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность испытуемого и т.д.), стандартизацией (наличие норм и критериев оценки результатов), валидность. Методики высокого уровня формализации позволяют провести диагностическую процедуру в достаточно короткие сроки и,это дает возможность выполнить количественное и качественное сравнениеличности с другими людьми.2. Малоформализованные методики это наблюдения, опросы, анализ продуктов деятельности. Данные методики позволяют собрать ценные сведения о личности, что очень важно когда предметом исследованияявляются психические явления, которые тяжело поддаются объективизации (субъективные переживания, личностные смыслы) или постоянно изменяются (динамика целей, состояний, настроений и др.). Методики низкого уровня формализации, например, наблюдения, требуют длительного времени и зависят от профессионализма и психологической интуиции практического психолога. При использовании малоформализованныхметодик от исследователятребуется высокий уровень культуры проведения психологических наблюдений и бесед, чтопозволяет избегать влияния случайных и побочных факторов на результаты исследования [7].К формализованным методикам относятся:1. Тесты - это регламентированные и краткие, аобычно ограниченные по времени проведения, предназначенные для установления качественных и количественных индивидуально-психологических различий.Тесты классифицируютсяпо признакам, которые взяты за основание деления. Самыми значительными являютсяследующие три основания: 1) форма;2) содержание;3) цель психологического тестирования.По форме выделяются следующие группы тестов:1) индивидуальные и групповые (коллективные) тесты. Индивидуальные тесты характеризуются взаимодействиемисследователя и испытуемого с глазу на глаз. Преимущества индивидуального тестирования: возможность наблюдать за испытуемым (за непроизвольными реакциями), слышать и фиксировать непредусмотренные инструкцией высказывания, что позволяет оценить отношение к тестированию, функциональное состояние испытуемого и т.д.. Также, психолог, по мере подготовленности испытуемого, может в процессе исследования заменить один тест на другой. Групповые тесты позволяют одновременно проводить исследования большой группы людей. Преимущества групповых тестов: массовость испытаний, простые инструкции и процедура проведения и не требуют от психолога большого профессионализма. Недостатки группового тестирования:малое число возможностей добиться взаимопонимания с испытуемыми, заинтересовать их и заручиться их согласием на сотрудничество; болезнь, утомление, беспокойство и тревожность, которые могут влиять на выполнение заданий, поддаются с трудом в групповом тестировании. 2) устные и письменные тесты. 3) бланковые, предметные, аппаратурные, компьютерные тесты. 4) вербальные и невербальные тесты различаются по характеру стимульного материала. В вербальных тестах основным содержанием работы испытуемых являются операции с понятиями, мыслительные действия, осуществляемые в словесно-логической форме. В невербальные тестах материал представлен в наглядно-образной форме (картинки, чертежи, графические изображения и т.д.). 2. Опросники. В данном виде психодиагностических методик, задания представлены в виде вопросов и утверждений, которые предназначаются для получения данных со слов, обследуемого. Опросникибывают следующиз видов:1) опросники личности – это стандартизированные самоотчеты. По форме такиеопросники могут быть письменными, бланковыми, компьютерными, групповыми и индивидуальными. По характеру ответов на поставленные вопросы они могут быть закрытыми (с предписанными ответами) и открытые (со свободными ответами). По содержанию: опросники черт личности, опросники типологические, опросники мотивов, опросники интересов, опросники ценностей, опросники установок;2) опросники-анкеты используются в целях получения некой информации о личности, не связанной непосредственно с егоего психологическими особенностями, например,в качестве получения биографических данных). Данные опросники характеризуютсястрого фиксированным порядком, содержаним и формой вопросов, а такжеясным указанием формы ответов. Опросы могут проводиться как заочно, так и в присутствии исследователя.Анкеты бывают открытыми, закрытыми и полузакрытыми, которые часто комбинируются между собой.3. Проективная техника не направлена на выявления отдельных черт личности, а характеризуется глобальным подходом к ее оцениванию. Как правило, в таких методиках используются неопределенные стимулы, которые человек самостоятельно дополняет, интерпретирует, развивает. К тому в таких методиках цель скрыта от испытуемого, что позволяет получить точные данные о нем.4. Психофизиологические методики направлены на определение биологических свойств нервной системы человека. Такие методики лишены заключительных оценочных суждений о человеке [8]К малоформализованным методикам относятся:1. Наблюдение. Данный метод основывается на нескольких принципах:1) фиксирование объективных внешних проявлений;2) наблюдение за непрерывным процессом, а не за отдельными моментами;3) избирательность регистрации, т.е. исследователя интересуют только те процессы, которые имеют значение для поставленной задачи.2. Опрос это метод направленный на сбор первичных данных. Данный метод позволяет получить информацию о прошлом и настоящем личности, об специфических склонностях, мотивах действий и о субъективных состояниях. Опрос может проводиться в устной и письменной форме, индивидуальной и групповой форме, единственный раз или множества раз. Вопросы формулируются как в прямой форме, так и косвенной. Кроме того вопросы характеризуются открытостью и закрытостью. 3. Интервью или беседа. Интервью – это метод, предполагающий прямой контакт интервьюера с респондентом. Формы интервью: свободное, стандартизованное и частично стандартизованная. Интервью имеет следующую структуру:1) введение (настройка на беседу);2) свободноемыслеизлияние респондента;3) общие вопросы;4) подробное исследование;5) снятие напряженности появившейся во время беседы и слова признательности за участие в интервью.В зависимости от поставленной цели интервью подразделяют:1) диагностическое - метод получения данных о личностных свойствах, которое используется на первых этапах психотерапии. Данный метод бывает управляемым и неуправляемым;2) клиническое – метод проведения психотерапевтической беседы, с целью помочьличности осознать свои душевные затруднения, конфликты и скрытые мотивы поступков [5].4. Контент-анализ (анализ продуктов деятельности) – это количественный и качественный анализ документальных источников (письма, автобиографии, дневники, фотографии, записи на аудио- и кинопленке, произведения искусства, материалы средств СМИ), который позволяетисследовать продукты деятельности личности. Контент-анализ обычно используется в качестве вспомогательного средства при проведении психодиагностики [2]. ЗаключениеСуществует три подхода к пониманию личности: биологический, социологический, индивидуально-психологический и социально-психологический. Индивид изучается такими научными отраслями как психогенетика, психофизика, дифференциальная психология. Человек – это понятие, относящиеся к биосоциальной сфере и намного шире понятия «личность». Личность – это сознательный человек. Особое место в социальной психологии уделяется развитию «Я»-концепции в социальном мире. На формирование «Я»-концепции влияют следующие факторы: роли, социальная идентичность, социальные сравнения, успехи и неудачи, оценки и суждения, культура. Социализация – это накопление в течение жизни социальных ролей, норм и ценностей общества к которому он принадлежит. Важнейшую роль в процессе социализации играет психологическая и педагогическая социализация. Содержанием психологической социализации является: 1) появление и развитие у личности базовых социальных ценностных свойств; 2) возникновение и развитие социально-психологических свойств при соприкосновении с социальной средой; 3) психологическое развитие при педагогической социализации – это образованность, воспитанность, умения личности. Механизм социализации: 1) имитация или подражание; 2) идентификация; 3) руководство.Социально-психологические факторы объединяются в две группы: 1) социальные;2) индивидуально-личностные. в социальной психологии принято учитывать вместе с объективными показателями и идентичность. Организация и процедура проведения социально-психологической диагностики состоит из нескольких этапов: 1) оформления договора; 2) формирование авторского коллектива; 3) разработка программы обследования объекта и предмета; 4) подготовка к сбору данных; 5) сбор первичных данных; 6) обработки и анализа полученных данных; 7) анализа и обобщения данных.Психодиагностические средства подразделяются на две группы: формализованные и малоформализованные. К формализованным относятся тесты, опросники, проективные техники, психофизиологические методики. К малоформализованным относятся наблюдение, опрос, интервью, контент-анализ. Список использованных источниковАндреева Г,М. Социальная психология. – М.: Аспект-пресс, 2004. – 366 с. Богомолова Н.Н., Стефаненко Т.Г. Контент-анализ. - М.:Изд-во МГУ, 1992. – 62 с. Кадневский В.М. История тестов. – М.: Народное образование, 2004. – 464 с. Козлов В.В. Социальная психология XXI столетия, Том 2. - Ярославль: МАПН, 2005 – 336 стр.Кэмбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. - М.: Прогресс, 1980. – 392 с. Майерс Д. Социальная психология. – Спб.: Питер, 2010. – 794 с.Методы психологической диагностики./Под ред. А.Н. Воронина.– М, 1994. – 174 с.Жуков Ю.М., Гржегоржевская И.А.Методология и методы социальной психологии. – М.: Наука, 1977. – 248 с. Прикладная социальная психология. /Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. - М.: Издательство «Институт практической психологии», 1998. – 600 с. Современная зарубежная социальная психология. Тексты. / ред. Андреева Г.М. – М.: Издательство МГУ, 1984. – 256 с.Социальная психология. Учебное пособие для вузов. Под ред. А.Н.Сухова, А.А.Деркача. - М.: Изд. центр Академия, 2001.- 600 с.Столяренко С.Д. Социальная психология. – М.: Юрайт, 2014. – 219 с.Фейрнхейм А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. – Спб.: Питер, 2001. – 368 с. Хант М. История психологии. – М.: АСТ, 2009. – 864 с. Ядов В.А. Социологическое исследование. Методология, программа, методы. - М.: Наука,1972. – 266 с.
1. Андреева Г,М. Социальная психология. – М.: Аспект-пресс, 2004. – 366 с.
2. Богомолова Н.Н., Стефаненко Т.Г. Контент-анализ. - М.: Изд-во МГУ , 1992. – 62 с.
3. Кадневский В.М. История тестов. – М.: Народное образование, 2004. – 464 с.
4. Козлов В.В. Социальная психология XXI столетия, Том 2. - Ярославль: МАПН, 2005 – 336 стр.
5. Кэмбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. - М.: Прогресс, 1980. – 392 с.
6. Майерс Д. Социальная психология. – Спб.: Питер, 2010. – 794 с.
7. Методы психологической диагностики. / Под ред. А.Н. Воронина. – М, 1994. – 174 с.
8. Жуков Ю.М., Гржегоржевская И.А. Методология и методы социальной психологии. – М.: Наука, 1977. – 248 с.
9. Прикладная социальная психология. /Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. - М.: Издательство «Институт практической психологии», 1998. – 600 с.
10. Современная зарубежная социальная психология. Тексты. / ред. Андреева Г.М. – М.: Издательство МГУ, 1984. – 256 с.
11. Социальная психология. Учебное пособие для вузов. Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. - М.: Изд. центр Академия, 2001.- 600 с.
12. Столяренко С.Д. Социальная психология. – М.: Юрайт, 2014. – 219 с.
13. Фейрнхейм А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. – Спб.: Питер, 2001. – 368 с.
14. Хант М. История психологии. – М.: АСТ, 2009. – 864 с.
15. Ядов В.А. Социологическое исследование. Методология, программа, методы. - М.: Наука,1972. – 266 с.
Вопрос-ответ:
Какие методы используются в социально психологической диагностике личности?
В социально психологической диагностике личности применяются различные методы, включающие наблюдение, анкетирование, интервьюирование, психологические тесты и эксперименты.
Как развивается социально психологическая диагностика личности?
Социально психологическая диагностика личности постоянно совершенствуется и развивается. В настоящее время активно исследуются новые методы и подходы к диагностике личности, также происходит автоматизация и компьютеризация процесса диагностирования.
Как организуется и проводится социально психологическая диагностика личности?
Социально психологическая диагностика личности организуется и проводится специалистами, обладающими знаниями и опытом в области социальной психологии. Обычно процедура диагностики включает заполнение анкет, прохождение тестов, интервью с пациентом, наблюдение за его поведением.
Какое влияние социально психологические факторы оказывают на социализацию личности?
Социально психологические факторы, такие как взаимодействие с окружающими, социальные нормы, стереотипы и роли, имеют существенное влияние на социализацию личности. Они определяют, каким образом человек взаимодействует с другими людьми и как он воспринимает себя в социальной среде.
Чем отличается социально психологический подход к пониманию личности?
Социально психологический подход к пониманию личности акцентирует внимание на взаимодействии между личностью и социальной средой. Он учитывает, что личность формируется и развивается под влиянием социальных факторов, и что социальные отношения играют важную роль в формировании и изменении личности.
Какие методы используются в социально психологической диагностике личности?
В социально психологической диагностике личности применяются различные методы, такие как анкетирование, интервью, наблюдение, тестирование и анализ социальных сетей.
Какой подход используется в социальной психологии для понимания личности?
В социальной психологии личность понимается как результат взаимодействия индивида с социальной средой. Анализируются различные социально-психологические факторы, которые влияют на формирование и развитие личности.
Какие факторы влияют на социализацию личности?
Социализацию личности влияют различные социально-психологические факторы, такие как семья, образование, культура, религия, среда обитания и общение с другими людьми. Все эти факторы формируют ценности, нормы и ожидания общества, которые влияют на развитие и принятие личностью социальных ролей.
Как развилась социально психологическая диагностика?
Социально психологическая диагностика личности развилась из общей психологии и социологии. В начале XX века были разработаны первые методы и техники диагностики личности, которые в дальнейшем стали основой для развития социально психологической диагностики. Сегодня эта область исследования активно развивается и применяется в различных областях, таких как психология, социология, педагогика и менеджмент.
Как организуется и проводится социально психологическая диагностика личности?
Социально психологическая диагностика личности организуется и проводится с помощью различных методов и инструментов. Обычно начинается с сбора информации о личности с помощью анкетирования, интервью и наблюдения. Затем производится анализ полученных данных с использованием социально психологических моделей и теорий. В конечном итоге делается вывод о типе личности и ее особенностях.
Какое понятие личности в социальной психологии?
В социальной психологии личность рассматривается как сложное психологическое образование, которое формируется в результате взаимодействия индивида с окружающей социальной средой.