инновационные игровые технологии в профилактике вредных привычек у детей младшего школьного возраста

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Социальная работа
  • 67 67 страниц
  • 60 + 60 источников
  • Добавлена 20.07.2016
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 2
Глава 1. Профилактика вредных привычек у детей младшего школьного возраста как социальная проблема 7
1.1. Характеристика вредных привычек и их влияние на организм детей младшего школьного возраста 8
1.2. Профилактика вредных привычек у детей младшего школьного возраста 12
1.3. Технологии профилактики вредных привычек у детей младшего школьного возраста 21
Глава 2. Система профилактических воздействий по преодолению вредных привычек у детей младшего школьного возраста в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних: традиции и инновации 28
2.1. Содержание профилактической работы с вредными привычками у детей младшего школьного возраста в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних 28
2.2. Эффективность реализации инновационных технологий профилактики вредных привычек у детей младшего школьного возраста в учреждении 33
Глава 3 Система педагогических профилактических воздействий по преодолению вредных привычек у детей младшего школьного 45
3.1. Содержание профилактической работы по преодолению алкоголизации и табакокурения у детей младшего школьного 45
3.2. Педагогические условия эффективности системы профилактики вредных привычек у детей младшего школьного 50
Заключение 56
Список литературы 60
Приложения 67

Фрагмент для ознакомления

Акцент делается на воспитании у детей общей культуры здоровья и закрепляется системой действий и внедрением позитивных установок как первоосновы будущих полезных привычек. Используемые методы, формы и средства работы с детьми должны ориентировать на выбор (полезное — неполезное, вредное — невредное, правильное — неправильное), тесно связываться с позитивными эмоциями (получить удовольствие от движения, придумать интересное дело и т.д.).Таблица 6.План мероприятий коррекционно-развивающего блока комплекса занятий по профилактике вредных привычек с детьми младшего школьного возраста№НаименованиенаправленияВиды игровых тренинговУчастники1Эмоциональная сфераИгровой тренинг «Распознай мои чувства и эмоции»,«Ночной игровой сеанс»,стенгазета «Нарисованные эмоции», акция «День объятий и хороших слов»Все дети группы;все дети, педагоги и воспитатели; все дети группы; все дети группы и все желающие взрослые2Коммуникативная сфераРолевая игра «Использование различных предметов», игра «Ты что, вообще обалдел?», изготовление словаря добрых слов, тренинг «В школе мне нравится...»Все дети группы;все дети группы; все дети группы; все дети группы3Личностная сфераБеседа-сказка «Какие бывают привычки?»,выставка детских работ и рисунков «Что такое хорошо и что такое плохо»,игровой тренинг «Отгадай: кто я?», создание «Книги обо мне», упражнение «Личные границы»Все дети группы и взрослые; все дети группы; все дети группы;все дети группы; все дети группы, психолог4Волевая сфераИгровой тренинг «Выполнение команд»,праздник для детей «Тропа здоровья»,упражнение «Конфликты в группе/классе»Все дети группы;все дети группы,инструкторпо физическойкультуре;все дети группы,психолог5ПсихофизиологическаясфераУпражнение «Куда девать свою ярость?»,игра «Воображаемые предметы»Все дети группы; все дети группыВсего в структуру цикла входят 8 практических занятий, по два занятия в неделю. Все проводимые игровые тренинги и занятия в обязательном порядке включают в себя ритуальное приветствие детей и разминку, настраивающие на занятие, непосредственно игру или упражнение, а затем релаксацию и обсуждение результатов игры. План комплекса занятий по профилактике вредных привычек с детьми младшего школьного возраста представлен в таблице.После проведения цикла практических занятий в игровой форме по профилактике вредных привычек младших школьников, для выявления изменений отношения младших школьников к вредным привычкам, был реализован заключительный блок комплекса и сделана контрольная диагностика экспериментальной группы детей.Заключительный блок комплекса коррекционно-развивающих занятий включил в себя особые упражнения на релаксацию, позволяющие успокоить детей, обсуждение и оценку достигнутых результатов и прощальный ритуал. Этот блок включает два занятия. Цель этого блока — акцентирование внимания младших школьников на приобретённых навыках, умениях и привычках, а также повышение мотивации детей к пониманию сохранения собственного психологического и физического здоровья, полноценной жизни без вредных привычек и зависимостей.Заключительный блок объединён с диагностическим. С целью последующего составления перечня рекомендаций для педагогов, воспитателей и психологов по профилактике вредных привычек у младших школьников была проведена контрольная диагностика отобранной группы школьников. Контрольная диагностика проводилась строго по тем методикам, которые применялись для диагностики в подготовительном блоке комплекса. Сравнение результатов начальной и контрольной диагностики показало улучшение показателей экспериментальной группы, с которой проводился коррекционно-развивающий блок игровых занятий.Итак, можно сделать следующий вывод: профилактическая работа — одно из наиболее важных и востребованных направлений работы педагога или психолога с младшими школьниками. В модели психолого-педагогического сопровождения школьников деятельность педагога-психолога, ориентированная на решение задач ребёнка, рассматривается как приоритетная. Профилактическая работа — это совместная деятельность ребёнка (группы детей) и педагога, в процессе которой выстраивается мостик между «сегодня» и «завтра» ребёнка. 3.2. Педагогические условия эффективности системы профилактики вредных привычек  у детей младшего школьногоИсследования данной проблемы подвело нас к необходимости определить условия результативности системы педагогической профилактики вредных привычек  у детей младшего школьного.Методологической основой выделения педагогических условий успешности профилактической работы являются идеи о развивающих, формирующих личность возможностях педагогического процесса.Представленные в нашем исследовании педагогические условия выступают в качестве требований как к отбору содержания, так и к организации учебно-воспитательного процесса и представляют собой комплекс мер учебно-воспитательного процесса, позволяющих обеспечить эффективность и успешность профилактики вредных привычек у подростков.Рассмотрим в соответствии с этим педагогические условия, создание и использование которых может помочь педагогу добиться хорошего результата и, таким образом, достичь целей по воспитанию личности.На наш взгляд, эффективность системы педагогической профилактики вредных привычек  у детей младшего школьного посредством инновационных игровых технологий обеспечивается посредством следующей совокупности педагогических условий:педагогическая профилактика вредных привычек будет представлена в качестве педагогической цели;разработаны содержание, способы и средства педагогической профилактики вредных привычек  у детей младшего школьного;профилактическая работа организуется в условиях совместной деятельности педагога и детей в с учетом принципов комплексности, парциальности, когнитивной, проблемной, социокультурной адекватности и др.Комплексность ранней профилактики мы понимаем как согласованность взаимодействия на всех уровнях реализации профилактической деятельности (от различных специалистов до ведомств и учреждений, а также органов управления).Необходима так же дифференциация целей, задач, средств и прогнозируемых результатов профилактики с учетом, во- первых - возраста: мы считаем по возрасту для реализации целей и задач ранней профилактики наиболее значимо выделение следующих групп детей:старшего дошкольного возраста (5-6 лет);младшего школьного возраста (7-10 лет);среднего школьного возраста (11-14 лет).Безусловно, значимым остается выделение детско-подростковых групп, не вовлеченных в употребление алкоголя и курение, но являющихся «уязвимой группой» (старый термин «группа-риска») по отношению к алкоголю и никотину. Например, дети, лишенные родительского попечения и находящиеся в условиях безнадзорности, имеющие проблемы в развитии и поведении, дети из семей, где кто-либо из ее членов злоупотребляет алкоголем или употребляет наркотики.Во-вторых - степени вовлечения в употребление алкоголя и курение. Т.е. мы не должны забывать, что первичная профилактика - это комплекс социальных, образовательных и психолого-педагогических мероприятий, предупреждающих приобщение к употреблению алкоголя и курению (до периода «проб»).Напомним, что первичная профилактика - это формирование в общественном и индивидуальном сознании идей здорового образа жизни. Под вторичной профилактикой мы понимаем комплекс социальных, образовательных, социальных, педагогических, медицинских мероприятий, предупреждающих формирование вредных привычек и осложнений у подростков, эпизодически употребляющих алкоголь и курящих, но еще не обнаруживающих признаков зависимости или необратимых, патологических изменений в психике и организме (период «активных проб алкоголя и курения»). Под третичной профилактикой мы понимаем реабилитацию, т.е. восстановление личностного и социального статуса подростка, имеющего патологическую зависимость от алкоголизма и табакокурения, возвращение его в семью, в образовательное учреждение, к общественно-полезной деятельности.Следующим важным аспектом является тот факт, что в основе содержания программ по ранней профилактике раннего алкоголизма и курения должна быть применима модель формирования жизненных навыков. Она предполагает решение трех основных задач: 1) развитие социальной и личной компетенции (обучение навыкам эффектного общения, критического мышления, выработка адекватной самооценки); 2) становление навыков самозащиты (устойчивости к негативному воздействию социальной среды); 3) предупреждение возникновения проблемы при взаимодействии с окружающими.Содержание профилактических программ, в нашем понимании, должно базироваться на представлении о факторах риска, способных обусловливать возникновение вредных привычек  у детей младшего школьного.Исходя из этого, мы считаем, что риск возникновения вредных привычек  у детей младшего школьного оказывается реальным практически для каждого ребенка или подростка. Поэтому программы педагогической профилактики должны быть ориентированы на все группы детей вне зависимости от возраста и принадлежности в определенной социальной группе.Программы формирования жизненных навыков должны быть сконструированы с использованием эклектичных педагогических принципов,оформлены в соответствии с диалектическим «спиральным» подходом к усвоению знаний, когда дети в каждом возрасте получают строго определенную информацию об употреблении алкоголя и никотина, а структура внутриличностных защитных механизмов постепенно усложняется.Так, к примеру, если для детей 10-11 лет одной из наиболее существенных проблем является поиск групп общения, то в ходе реализации педагогической профилактики у них должны быть сформированы приемы противостояния давлению со стороны сверстников; принцип социокультурной адекватности - отражение в программах свойственных обществу стандартов и норм поведения, закрепленного стиля отношений в семье; принцип наркологической адекватности - предполагает учет при разработке профилактических программ употребления алкоголя и табака детьми и подростками особенностей национальной, региональной, локальной культуры потребления (типичные формы курения и потребления алкоголя, основные механизмы вовлечения в потребление алкоголя и никотина в различном возрасте);принцип опережающего обучения - превентивное обучение детейдолжно быть организовано заблаговременно, предваряя реальный этап возможного наркогенного заражения. Ребенок должен быть заранее подготовлен к противостоянию различным факторам риска. Учитывая, что сегодня возрастная планка начала потребления алкоголя и никотина несовершеннолетними резко снизилась и находится на уровне 9-12 лет, антинаркогенную подготовку следует начинать уже в дошкольном возрасте (наиболее оптимальным считается опережение на 3 года); принцип опоры на механизмы и феномены массового сознания, массовой культуры.Выводы по 3 главе.В процессе реализации профилактических программ среди детей должны быть задействованы специальные социопсихологические механизмы, обеспечивающие позитивное восприятие подростками формируемых установок. Речь идет о феномене эффективного влияния через героев и атрибуты массовой художественной литературы, что обуславливает интерес, доверие, стремление подражать, принимать желательные позиции. Такой опорой может быть использование досуговых форм, шоу, дискотеки.Выполнение психолого-педагогических условий и соблюдение принципов, указанных нами выше, одновременно является рекомендациями для педагогов и других лиц, разрабатывающих и реализующих профилактические программы среди детей подростков.ЗаключениеПовышение эффективности системы профилактики вредных привычек  у детей младшего школьного в большей степени зависит от согласованности усилий и единства требований к учащимся семьи, школы, общественности и трудовых коллективов.По современным представлениям в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие: — отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков и наркотических веществ); — оптимальный двигательный режим; — рациональное питание; — закаливание; — личная гигиена; — положительные эмоции.Режим дня — одно из основных условий здорового образа жизни. Четкое выполнение хотя бы в течение нескольких недель заранее продуманного и разумно составленного распорядка дня поможет школьнику выработать у себя динамический стереотип. Его физиологическая основа — формирование в коре больших полушарий определенной последовательности процессов возбуждения и торможения, необходимых для эффективной деятельности.Организация рационального режима дня должна проводиться с учетом особенностей работы конкретного учебного заведения (расписания занятии), оптимального использования имеющихся условий, понимания своих индивидуальных особенностей, в том числе и биоритмов.Здоровье людей относится к числу глобальных проблем, то есть тех, что имеют жизненно важное значение для всего человечества. Здоровье - это не отсутствие болезней, а физическая, социальная, психологическая гармония человека, доброжелательные, спокойные отношения с людьми, с природой и с самим собой. Наметившаяся во всём мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательно-оздоровительных программ, начиная с дошкольного и младшего школьного возраста, поскольку именно в этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизниЗдоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в том случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.Достижение названной цели в сегодняшней школе может быть достигнуто с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность форм и методов организации внеурочной деятельности без ущерба для здоровья школьников.В рамках реализации здоровьесберегающих образовательных технологий педагоги могут использовать следующие формы учебной и внеклассной работы: беседы, работу с книгой, утренники, игры, соревнования, уроки и праздники здоровья.Все эти мероприятия способствуют формированию у ребёнка знаний о ЗОЖ, позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.Наше исследование проходило на базе социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Уют».Центр «Уют» , как и многие другие, обладает рядом возможностей для проведения профилактической работы, в частности имеет огромное влияние на формирование и развитие личности ребенка. В исследовании приняли участие учащиеся начальной школы — 10 человек в возрасте 10—11 лет. Количество участников диагностики было отобрано в соответствии с требованиями методик исследования. Диагностика отношения учащихся к употреблению ПАВ показала сформированность отрицательных установок по отношению к употреблению ПАВ. Положительные результаты исследования можно связать с системой работы по профилактике употребления ПАВ, проводимой образовательным учреждением, а также психологическими особенностями младшего школьного возраста, для которого характерно большое значение учебной деятельности, являющейся ведущей, а также сохраняющегося до наступления подросткового периода авторитета взрослых.Нами была предложена система коррекционно-развивающих занятий, направленный на профилактику вредных привычек у младших школьников. Цель комплекса — выявление эффективности игровой деятельности педагога-психолога в профилактике вредных привычек и негативного поведения среди детей младшего школьного возраста.Комплекс коррекционно-развивающих занятий по профилактике вредных привычек с детьми младшего школьного возраста содержит следующие тематические блоки: подготовительный, развивающе-коррекционный и заключительный.Профилактическая работа — одно из наиболее важных и востребованных направлений работы педагога или психолога с младшими школьниками. В модели психолого-педагогического сопровождения школьников деятельность педагога-психолога, ориентированная на решение задач ребёнка, рассматривается как приоритетная. Профилактическая работа — это совместная деятельность ребёнка (группы детей) и педагога, в процессе которой выстраивается мостик между «сегодня» и «завтра» ребёнка. Это взаимодействие для всех участников, в рамках которого принимается и приветствуется то, что есть сегодня, и ставятся новые приоритеты — на будущее. Это решение задач развития, актуальных сегодня для данного конкретного ребёнка, данной группы детей определённого возраста, и этапа коллективного развития для детей данной школы, данной социальной группы и т.д. В ходе решения этих задач ребёнок обретает новые психологические способности, навыки и умения, привычки, возможно, переходит на качественно новый этап понимания мира и самого себя, совершает поступки, которые определяют его мировоззрение и определяются самим мировоззрением. Развитие тех или иных способностей, качеств, умений ребёнка происходит в том случае, если на фоне органической и функциональной сохранности психики эти новообразования востребованы средой, в которой живёт и действует ребёнок, строит свои отношения с миром и другими людьми. Иначе говоря, если взрослыми спроектирована и реализована определённая социальная и психологическая ситуация развития ребёнка. Проектирование и реализация в игровой форме таких развивающих ситуаций составляют существенную часть профессиональной компетентности педагога-психолога.Список литературыАндреева А.А.. Арт-терапия в работе с эмоциональной сферой младших школьников. М. 2015.Арзуманов Ю.Л., Абакумова А.А., Тверицкая И.Н. и др. Функциональные нарушения подкорковых структур головного мозга у больных, употребляющих психоактивные вещества и у их детей // Вопросы наркологии. - 2008. -№ 1. - С. 46-54. URL: http://www.fesmu.ru/elib/Article. aspx?id=183357 Безруких М.М., Макеева А.Г., Филлипова Т.А., Все цвета, кроме черного. Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников: Пособие для педагогов. - М.: Вентана - Графф, 2003.- 64 с. - (В помощь образовательному учреждению: профилактика злоупотребеления психоактивными веществами). ISBN 5-9252-0459-X.Битянова М.Р. Работа с ребёнком в образовательной среде: решение задач и проблем развития: научно-методическое пособие для психологов и педагогов / М.Р. Битянова. — М.: МГППУ, 2006.Бусловская Л.К. Актуальные проблемы здоровьесбережения в начальной школе : Учебно- методический комплекс [Электронный ресурс] / Л.К. Бусловская ; НИУ БелГУ. - Белгород, 2014. - Режим доступа: http://pegas.bsu.edu.ru/course/view.php?id=6950 Буянов М. И. Наркомания // Трудные дети: Учителям: Педагогическая энциклопедия. URL: http://www.otmk. ru/teach/enc/txt/14/page14.htmlВалкер Д. Тренинг разрешения конфликтов (для начальной школы)/ Валкер; пер. с нем. Р.С. Эйвадиса. — СПб.: Светлячок; Речь, 2011.Верещагина Л. Вредные привычки [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.vunderkindiki.ru/statja6. Мт1 Выготский Л.С. Психология/Л.С. Выготский. — СПб.: Лань, 2013.Глазько, Т.А. Физическая культура и здоровый образ жизни в вопросах и ответах / Т.А. Глазько, Р.И. Купчинов. - Мн.: МГЛУ, 2006. - 38 с.Головей Л.А. Практикум по возрастной психологии:учеб. Пособие / Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко — СПб.: Речь, 2008.Градусова Г.Н. Волонтерская деятельность и профилактика социально обусловленных заболеваний. Пермь, 2003Гусева Н.А., Тренинг предупреждения вредных привычек у детей. Программа профилактики злоупотребелния психоактивными веществами/ под научн. Ред. Л.М. Шипицыной. - СПБ.: Речь, 2005, 256 Гусева, Н.А. Тренинг предупреждения вредных привычек у детей: программа профилактики злоупотребления психоактивными веществами / Н.А. Гусева. - М.: Речь, 2008.Дворниченко Л. А. Медико-социальные особенности несовершеннолетних, употребляющих психоактивные вещества с вредными последствиями // Наркология. - 2011. -Т. 10. - № 8. -С. 78-81. Диалог индивидуальностей - Пермское региональное отделение Общероссийской общественной организации «ДИСМИ». 2001.Женина И.Г. Тематическая неделя психологии «Жизнь без вредных привычек» / И.Г. Женина// Справочник педагога-психолога. — 2013. — № 3 — С. 49.Здоровый образ жизни: сб. ст. Вып. 9 / редкол.: В. М. Киселев (отв. ред.) [и др.]. - Минск: БГУ, 2011. - 208 с.Игровая терапия как метод интеграции и реабилитации: учебное пособие / ответственный редактор и составитель С.В. Колкова; пер. с нем. С.В. Колковой. — М.: Права человека, 2011.Калмыкова В.С., Федько Н.А. Факторы риска и оценка состояния соматического здоровья детей младшего школьного возраста // Медицинский вестник Северного Кавказа. - 2010. - Т. 18. - № 2. - С. 30-33. Карелин А.А. Большая энциклопедия психологических тестов / А.А. Карелин. — СПб.: Нева, 2013.Ковтуненко А.Ю. Физиологические основы наркомании, алкоголизма, табакокурения и педагогические условия их профилактики : Учебно-методическое пособие для бакалавров напр. подготовки "Педагогическое образование" [Электронный ресурс] / А.Ю. Ковтуненко ; НИУ БелГУ. - Белгород : ИД "Белгород", 2012. - 124 с.Ковтуненко А.Ю.Профилактика вредных привычек у младших школьников : Учебно-методический комплекс : Электронный ресурс / А. Ю. Ковтуненко ; А.Ю. Ковтуненко . - Белгород, 2013.Косованова Л.В., Мельникова М.М., Айзман РИ. Скриннинг-диагностика здоровья школьников и студентов. Организация оздоровительной работы в образовательных учреждениях: уч.-метод. Пособие. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2003. - 240 с. - С. 58. Кузнецова Л.Ф. Здоровый образ жизни: жизненные навыки: пособие для педагогов к факультативным занятиям в 5-м кл. общеобразоват. учреждений / Л. Ф. Кузнецова; под науч. ред. Н. Н. Яковлевой. - Минск: Нац. ин-т образования, 2010. - 144 с.Кулинич Г.Г., Вредные привычки: профилактика зависимостей: 1 - 4 классы. - М.: ВАКО, 2009. - 224 с. Леонтьев А.Н. Философия психологии/ А.Н. Леонтьев. — М.: Akademija, 2012.Лысенко И. В. Педагогическая профилактика наркотизма среди младших школьников. Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников. Пособие для учителей начальной школы. С-Пб.:издательство «Образование- культура», 1999.Маркова А.И., Ляхович А В., Гутман М Р. Образ жизни родителей как детерминанта здоровья детей // Гигиена и санитария. - 2012. - № 2. - С. 55-61. Мирская. Рациональное питание детей дошкольного и младшего школьного возраста. М Н.А.. 2000.Мисюк М.Н. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни : учебное пособие для студентов вузов / Мисюк Марина Николаевна ; рец.: И.С. Асаенок, В.П. Сытый. - М. : Юрайт, 2013. - 432 с Михайлов А.И., Кириллов В.Ф., Сланина С.В. и др. Вредные привычки подростков и их связь с показателями здоровья // Здоровье населения и среда обитания. - 2009. -№ 1. - С. 18-22. Морозов М.А. Здоровый образ жизни и профилактика заболеваний : Учебное пособие [Электронный ресурс] / М.А. Морозов. - Санкт- Петербург : СпецЛит, 2012. - 168 с. - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=105041Мулявина Э.А. Формирование здорового образа жизни у учащихся начальных классов в процессе естественного образования [Текст] / Вестн. Южно-Уральского гос-ого ун-та. Сер. Образование, здравоохранение, физическая культура. - 2007. - №2 (74). - С.10, 11.Михайлова, Ю.В. Наркотизация детей, подростков и молодежиН.В.Коршунов. Дети и спорт. М.2004.Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Р.С. Немов. В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛА- ДОС, 2001. — Кн. 3: Обухова Л. А., Лемяскина Н. А. Тридцать уроков здоровья для первоклассников. Методическое пособие. М., 2001.Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., школа докторов природы, или 135 уроков здоровья (1-4 классы).Изд. 2-е, испр. И доп. - М.: ВАКО, 2005, 208 с. - (Мастерская учителя).Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования / Р.В. Овчарова. — М: ТЦ «Сфера», 2010.Плешакова И.. Игровые технологии в профилактике вредных привычек... Детская практическая психология: учебник / под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. — М.: Гардарики, 2010.Подготовка волонтеров по профилактике социально обусловленных заболеваний - департамент образования Пермского Края. 2003.Практикум по психологии здоровья. Никифоров Г. Жанр: Общие работы по психологии Издательство: Питер, 2005. - 177с. ISBN: 594723-521-8Профилактика вредных привычек у младших школьников. URL: http://pegas.bsu.edu.ru/course/view.php?id=7002 Рогов, Е.И., Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2009.России / Ю.В. Михайлова, А.Ю. Абрамов, И.С. Цыбульская // Социальные аспекты здоровья населения. - 2014.-№ 3(37).- URL: http: //vestnik.mednet.ru/content/view/572/30/lang,ru/ Быкова, Л.К. Формирование здорового образа жизни старшеклассников // Здоровый образ жизни : сб. ст. Вып. 3 / редкол. : В. М. Киселев (отв. ред.) [и др.]. - Мн. : БГУ, 2005. - С. 30.Рублева И.А., Слабковская А Б., Персин Л.С. и др. Изучение психоневрологического статуса, речевых и двигательных нарушений у детей с вредными привычками // Стоматология детского возраста и профилактика. - 2009. -№ 3. - С. 27-29. Руководство по профилактике злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними и молодежью / Под науч. Ред. Л.М. Шипицыной и Л.С. Шпилени/. - СПб., 2003. С. 464. Рецензенты: д.м.н., проф. И.Г. Абрамова; д.м.н., проф. В.К. Шамрей; д.пс.н., проф. С.Л. Соловьева.Секач, А.С. Выбери здоровый образ жизни!. / А.С. Секач, И.М. Егорова. - Мн.: 2006. - 22 с.Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Программа формирования здорового жизненного стиля. М., 2000.Смирнов В. В. Педагогическая система профилактики и борьбы с вредными привычками (табакокурение, пьянство, наркомания) в России: история и современность // Международный журнал экспериментального образования. - 2010. - № 10. - С. 69-70. Смирнов Н.К.. Здоровьесберегающие технологии и психология здоровья в школе. М. 2011.Соловьев, Д.П. Здоровый образ жизни / Д.П. Соловьев. // Здоровый образ жизни : сб. ст. Вып. 9 / редкол. : В. М. Киселев (отв. ред.) [и др.]. - Минск : БГУ, 2011. - С. 15-20Ткачева О.Ю., Малекова Н.Ю. Формирование здорового образа жизни и профилактика социально обусловленных заболеваний, часть I, Пермь. 2009.Ткачева О.Ю., Щипицына Е.А., Кравцова А.А. Формирование здорового образа жизни и профилактика социально обусловленных заболеваний, часть II. Пермь, 2009.Точилова Т.Ю., Ишеков Н.С., Соловьев А.Г. Факторный анализ психофизиологических и личностных особенностей подростков - воспитанников детских домов, употребляющих психоактивные вещества // Наркология. -2012. - Т. 11. - № 6. - С. 60-63. Уварова В.И., Мясина Е.П., Фролова Н.А. Вредные привычки в образе жизни школьников // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2010. - № 3. - С. 130-133. Уроки разума [Текст] / ГОУ СПО «Казанский пед-ий колледж» О.Ю. Ягнова, Н.С. Королева: Профилактика наркомании и формирование здорового образа жизни у младших школьников. - Казань: 2007. - С.4.Хухлаева О. В. Тропинка к своему Я: Программа формирования психологического здоровья у младших школьников. М.: Генезис. 2001. - 280 с.Чаусова Л. К., Остапенко А. В., Мясникова М. Н. Критерии оценки деятельности по профилактике наркомании в образовательных учреждениях Ростовской области. Методическое пособие для администрации и специалистов образовательных учреждений, органов управления образованием. Ростов н/Д., 2008. Чечельницкая С.М., Родионов В.А. Подростковая наркомания и СПИД: концептуальный подход. М., 2000.ПриложенияПример оформления справки о внедрении результатов выпускной квалификационной работы СПРАВКА о внедрении результатов выпускной квалификационной работы В рамках написания дипломной работы студенткой 6 курса заочной формы обучения специальности «социальная работа» факультета социальной работы, педагогики и ювенологии РГСУ на тему «Инновационные игровые технологии в профилактике вредных привычек у детей младшего школьного возраста» была разработана система занятий по профилактике вредных привычек у детей младшего школьного возраста средствами инновационных игровых технологий в «Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Уют»» г. Москвы». Названный информационный буклет в настоящее время активно используется в работе учреждения.Директор «Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Уют»» г. Москвы». ___________ ___________ Подпись, печать Ф.И.О.«____»_____________ 20__ г.

Список литературы
1. Андреева А.А.. Арт-терапия в работе с эмоциональной сферой младших школьников. М. 2015.
2. Арзуманов Ю.Л., Абакумова А.А., Тверицкая И.Н.
и др. Функциональные нарушения подкорковых структур головного мозга у больных, употребляющих психоактивные вещества и у их детей // Вопросы наркологии. - 2008. -№ 1. - С. 46-54. URL: http://www.fesmu.ru/elib/Article. aspx?id=183357
3. Безруких М.М., Макеева А.Г., Филлипова Т.А., Все цвета, кроме черного. Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников: Пособие для педагогов. - М.: Вентана - Графф, 2003.- 64 с. - (В помощь образовательному учреждению: профилактика злоупотребеления психоактивными веществами). ISBN 5-9252-0459-X.
4. Битянова М.Р. Работа с ребёнком в образовательной среде: решение задач и проблем развития: научно-методическое пособие для психологов и педагогов / М.Р. Битянова. — М.: МГППУ, 2006.
5. Бусловская Л.К. Актуальные проблемы здоровьесбережения в начальной школе : Учебно- методический комплекс [Электронный ресурс] / Л.К. Бусловская ; НИУ БелГУ. - Белгород, 2014. - Режим доступа: http://pegas.bsu.edu.ru/course/view.php?id=6950
6. Буянов М. И. Наркомания // Трудные дети: Учителям: Педагогическая энциклопедия. URL: http://www.otmk. ru/teach/enc/txt/14/page14.html
7. Валкер Д. Тренинг разрешения конфликтов (для начальной школы)/ Валкер; пер. с нем. Р.С. Эйвадиса. — СПб.: Светлячок; Речь, 2011.
8. Верещагина Л. Вредные привычки [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.vunderkindiki.ru/statja6. Мт1
9. Выготский Л.С. Психология/Л.С. Выготский. — СПб.: Лань, 2013.
10. Глазько, Т.А. Физическая культура и здоровый образ жизни в вопросах и ответах / Т.А. Глазько, Р.И. Купчинов. - Мн.: МГЛУ, 2006. - 38 с.
11. Головей Л.А. Практикум по возрастной психологии:учеб. Пособие / Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко — СПб.: Речь, 2008.
12. Градусова Г.Н. Волонтерская деятельность и профилактика социально обусловленных заболеваний. Пермь, 2003
13. Гусева Н.А., Тренинг предупреждения вредных привычек у детей. Программа профилактики злоупотребелния психоактивными веществами/ под научн. Ред. Л.М. Шипицыной. - СПБ.: Речь, 2005, 256
14. Гусева, Н.А. Тренинг предупреждения вредных привычек у детей: программа профилактики злоупотребления психоактивными веществами / Н.А. Гусева. - М.: Речь, 2008.
15. Дворниченко Л. А. Медико-социальные особенности несовершеннолетних, употребляющих психоактивные вещества с вредными последствиями // Наркология. - 2011. -Т. 10. - № 8. -С. 78-81.
16. Диалог индивидуальностей - Пермское региональное отделение Общероссийской общественной организации «ДИСМИ». 2001.
17. Женина И.Г. Тематическая неделя психологии «Жизнь без вредных привычек» / И.Г. Женина// Справочник педагога-психолога. — 2013. — № 3 — С. 49.
18. Здоровый образ жизни: сб. ст. Вып. 9 / редкол.: В. М. Киселев (отв. ред.) [и др.]. - Минск: БГУ, 2011. - 208 с.
19. Игровая терапия как метод интеграции и реабилитации: учебное пособие / ответственный редактор и составитель С.В. Колкова; пер. с нем. С.В. Колковой. — М.: Права человека, 2011.
20. Калмыкова В.С., Федько Н.А. Факторы риска и оценка состояния соматического здоровья детей младшего школьного возраста // Медицинский вестник Северного Кавказа. - 2010. - Т. 18. - № 2. - С. 30-33.
21. Карелин А.А. Большая энциклопедия психологических тестов / А.А. Карелин. — СПб.: Нева, 2013.
22. Ковтуненко А.Ю. Физиологические основы наркомании, алкоголизма, табакокурения и педагогические условия их профилактики : Учебно-методическое пособие для бакалавров напр. подготовки "Педагогическое образование" [Электронный ресурс] / А.Ю. Ковтуненко ; НИУ БелГУ. - Белгород : ИД "Белгород", 2012. - 124 с.
23. Ковтуненко А.Ю.Профилактика вредных привычек у младших школьников : Учебно-методический комплекс : Электронный ресурс / А. Ю. Ковтуненко ; А.Ю. Ковтуненко . - Белгород, 2013.
24. Косованова Л.В., Мельникова М.М., Айзман РИ. Скриннинг-диагностика здоровья школьников и студентов. Организация оздоровительной работы в образовательных учреждениях: уч.-метод. Пособие. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2003. - 240 с. - С. 58.
25. Кузнецова Л.Ф. Здоровый образ жизни: жизненные навыки: пособие для педагогов к факультативным занятиям в 5-м кл. общеобразоват. учреждений / Л. Ф. Кузнецова; под науч. ред. Н. Н. Яковлевой. - Минск: Нац. ин-т образования, 2010. - 144 с.
26. Кулинич Г.Г., Вредные привычки: профилактика зависимостей: 1 - 4 классы. - М.: ВАКО, 2009. - 224 с.
27. Леонтьев А.Н. Философия психологии/ А.Н. Леонтьев. — М.: Akademija, 2012.
28. Лысенко И. В. Педагогическая профилактика наркотизма среди младших школьников. Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников. Пособие для учителей начальной школы. С-Пб.: издательство «Образование- культура», 1999.
29. Маркова А.И., Ляхович А В., Гутман М Р. Образ жизни родителей как детерминанта здоровья детей // Гигиена и санитария. - 2012. - № 2. - С. 55-61.
30. Мирская. Рациональное питание детей дошкольного и младшего школьного возраста. М Н.А.. 2000.
31. Мисюк М.Н. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни : учебное пособие для студентов вузов / Мисюк Марина Николаевна ; рец.: И.С. Асаенок, В.П. Сытый. - М. : Юрайт, 2013. - 432 с
32. Михайлов А.И., Кириллов В.Ф., Сланина С.В. и др. Вредные привычки подростков и их связь с показателями здоровья // Здоровье населения и среда обитания. - 2009. -№ 1. - С. 18-22.
33. Морозов М.А. Здоровый образ жизни и профилактика заболеваний : Учебное пособие [Электронный ресурс] / М.А. Морозов. - Санкт- Петербург : СпецЛит, 2012. - 168 с. - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=105041
34. Мулявина Э.А. Формирование здорового образа жизни у учащихся начальных классов в процессе естественного образования [Текст] / Вестн. Южно-Уральского гос-ого ун-та. Сер. Образование, здравоохранение, физическая культура. - 2007. - №2 (74). - С.10, 11.
35. Михайлова, Ю.В. Наркотизация детей, подростков и молодежи Н.В.Коршунов. Дети и спорт. М.2004.
36. Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Р.С. Немов. В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛА- ДОС, 2001. — Кн. 3:
37. Обухова Л. А., Лемяскина Н. А. Тридцать уроков здоровья для первоклассников. Методическое пособие. М., 2001.
38. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., школа докторов природы, или 135 уроков здоровья (1-4 классы).Изд. 2-е, испр. И доп. - М.: ВАКО, 2005, 208 с. - (Мастерская учителя).
39. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования / Р.В. Овчарова. — М: ТЦ «Сфера», 2010.
40. Плешакова И.. Игровые технологии в профилактике вредных привычек... Детская практическая психология: учебник / под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. — М.: Гардарики, 2010.
41. Подготовка волонтеров по профилактике социально обусловленных заболеваний - департамент образования Пермского Края. 2003.
42. Практикум по психологии здоровья. Никифоров Г. Жанр: Общие работы по психологии Издательство: Питер, 2005. - 177с. ISBN: 594723-521-8
43. Профилактика вредных привычек у младших школьников. URL: http://pegas.bsu.edu.ru/course/view.php?id=7002
44. Рогов, Е.И., Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2009.
45. России / Ю.В. Михайлова, А.Ю. Абрамов, И.С. Цыбульская // Социальные аспекты здоровья населения. - 2014. - № 3 (37). - URL: http: //vestnik.mednet.ru/content/view/572/30/lang,ru/ Быкова, Л.К. Формирование здорового образа жизни старшеклассников // Здоровый образ жизни : сб. ст. Вып. 3 / редкол. : В. М. Киселев (отв. ред.) [и др.]. - Мн. : БГУ, 2005. - С. 30.
46. Рублева И.А., Слабковская А Б., Персин Л.С. и др. Изучение психоневрологического статуса, речевых и двигательных нарушений у детей с вредными привычками // Стоматология детского возраста и профилактика. - 2009. -№ 3. - С. 27-29.
47. Руководство по профилактике злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними и молодежью / Под науч. Ред. Л.М. Шипицыной и Л.С. Шпилени/. - СПб., 2003. С. 464. Рецензенты: д.м.н., проф. И.Г. Абрамова; д.м.н., проф. В.К. Шамрей; д.пс.н., проф. С.Л. Соловьева.
48. Секач, А.С. Выбери здоровый образ жизни!. / А.С. Секач, И.М. Егорова. - Мн.: 2006. - 22 с.
49. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Программа формирования здорового жизненного стиля. М., 2000.
50. Смирнов В. В. Педагогическая система профилактики и борьбы с вредными привычками (табакокурение, пьянство, наркомания) в России: история и современность // Международный журнал экспериментального образования. - 2010. - № 10. - С. 69-70.
51. Смирнов Н.К.. Здоровьесберегающие технологии и психология здоровья в школе. М. 2011.
52. Соловьев, Д.П. Здоровый образ жизни / Д.П. Соловьев. // Здоровый образ жизни : сб. ст. Вып. 9 / редкол. : В. М. Киселев (отв. ред.) [и др.]. - Минск : БГУ, 2011. - С. 15-20
53. Ткачева О.Ю., Малекова Н.Ю. Формирование здорового образа жизни и профилактика социально обусловленных заболеваний, часть I, Пермь. 2009.
54. Ткачева О.Ю., Щипицына Е.А., Кравцова А.А. Формирование здорового образа жизни и профилактика социально обусловленных заболеваний, часть II. Пермь, 2009.
55. Точилова Т.Ю., Ишеков Н.С., Соловьев А.Г. Факторный анализ психофизиологических и личностных особенностей подростков - воспитанников детских домов, употребляющих психоактивные вещества // Наркология. -2012. - Т. 11. - № 6. - С. 60-63.
56. Уварова В.И., Мясина Е.П., Фролова Н.А. Вредные привычки в образе жизни школьников // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2010. - № 3. - С. 130-133.
57. Уроки разума [Текст] / ГОУ СПО «Казанский пед-ий колледж» О.Ю. Ягнова, Н.С. Королева: Профилактика наркомании и формирование здорового образа жизни у младших школьников. - Казань: 2007. - С.4.
58. Хухлаева О. В. Тропинка к своему Я: Программа формирования психологического здоровья у младших школьников. М.: Генезис. 2001. - 280 с.
59. Чаусова Л. К., Остапенко А. В., Мясникова М. Н. Критерии оценки деятельности по профилактике наркомании в образовательных учреждениях Ростовской области. Методическое пособие для администрации и специалистов образовательных учреждений, органов управления образованием. Ростов н/Д., 2008.
60. Чечельницкая С.М., Родионов В.А. Подростковая наркомания и СПИД: концептуальный подход. М., 2000.

· Общение (вопросы № 3, 13, 17, 24, 35, 38, 52, 64).

2.3. Последствия зависимости:

· срок, необходимый для игры на компьютере (вопросы № 20, 39);

· Пространство в компьютерные игры (вопросы № 46, 57, 66);

· Восприятие игры на компьютере в качестве проективной реальности (вопросы №21, 37, 44, 45, 61, 62);

· Одушевленность игры на компьютер (вопросы № 22, 30, 58);

· Стремление перенести нормы виртуального мира в реальный (вопросы № 1, 26, 47, 60, 65).

В формы, которые могли быть доступны тем, для получения дополнительной информации нами были введены дополнительные 2 вопроса: 1-й точки зрения доступности игры на компьютер субъектов, 2-е - количество времени, затраченное на компьютерные игры.

Исследование было проведено в условиях преподавания анонимно для снятия напряжения субъекты о конфиденциальности их ответов.

рассмотрим результаты каждого метода.

1. Тест, компьютерные игры зависимость, адаптированный В. А. Буровой.

Результаты первой части теста рассмотрим что касается тех знаков, компьютерных Игр, в зависимости, которые были выделены голдбергом, Орзаком и Ян.

· Безуспешные попытки прекратить или начать контролировать время, проводимое в Виртуальном мире (30% респондентов).

· Компьютерная игра мешает: приема пищи 35%;

личная гигиена 13%;

сна 39%.

· Количество времени, проводимое в компьютерные игры, увеличивается (на 15%).

· состояние хорошо, эйфории, в то время как в компьютер (43%).

· Лгать на вопрос о количестве времени, проведенном в Компьютерные игры (30%).

· Ощущение пустоты, депрессии, одиночества, находясь вне компьютера (15%).

· Жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени в компьютерных играх (25%).

· Ощущение сухости в глазу (53%).

· Боли в спине (37%).

· Произвольные или непроизвольные движения пальцами, напоминающие печати на клавиатуре, напряжение пальцев, онемение кисти (10%).

По результатам второй части теста оказалось, что не все субъекты опрошенных ссылается на обычных пользователей, которые контролируют время, проводимое в Виртуальном оеальности, некоторые из них (16%) имеют предпосылки, которые в дальнейшем могут привести к игровой компьютерной зависимости.

Тест, соответственно, также определить стаж играющих детей (Табл.1).

Таблица 1. Процент испытуемых с различными компьютерные игры древности