Использование данных о личности преступника в методике расследования преступления.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Криминалистика
  • 34 34 страницы
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 28.07.2016
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика развития методики расследования преступлений, основанной на информации о личности преступника 5
1.1. Историческое развитие возникновения методики расследования преступлений, основанной на информации о личности преступника 5
1.2 Современное состояние криминалистической науки о личности виновного 14
Глава 2. Характеристика личности виновного 21
2.1. Личность женщины как субъект преступления 21
2.2. Личность несовершеннолетнего преступника 25
Заключение 33
Список используемой литературы 35






Фрагмент для ознакомления

Так, напр., несовершеннолетний, который выступает в качестве свидетеля, иногда старается, не имея личной заинтересованности, определить линию поведения следователя и «угодить» ему своими показаниями, которые в этом случае оказываются не всегда объективными.С учетом данного критерия возраст несовершеннолетних как в педагогике, так и психологии разграничивается на шесть групп развития: младенческий (до 1 года), ранний детский (от 1 до 3 лет), дошкольный (от 3 до 7 лет), младший (от 7 до 10 лет), средний (от 11 до 15 лет) и старший (от 15 до 17 лет).По мнению Л.М. Корнеевой, допрос, как несовершеннолетних, таки малолетних свидетелей имеет специфические особенности, которые обусловливаются индивидуальными свойствами и уровнем развития этих свидетелей. Она указывает на довольно распространенную ошибку, которую совершают следователи, которая заключается в том, что следователями не проводится различия между допросом взрослых и несовершеннолетних, а в особенности малолетних свидетелей.По мнению Н.И. Порубова, специфика допроса несовершеннолетних проявляется, прежде всего, в специфике подготовки непосредственно к допросу, обстановке, в которой допрос проводится, в форме вопросов, задаваемых следователем несовершеннолетнему допрашиваемому, а также в процессуальном оформлении результатов допроса. Он полагает, возраст допроса несовершеннолетнего в качестве свидетеля или потерпевшего не играет особого значение, главной особенностью является то обстоятельство, что сам несовершеннолетний по возрасту осознает предмет допроса и не является умственно отсталым.Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет). В данном возрастедети начинают осмысливать окружающую их действительность, запоминать и логически передавать увиденное. Особенностью восприятия данной категории малолетних является то, что они еще плохо разбираются в причинных связях, события воспринимают не в целом, а только отдельные факты, зачастую, второстепенные его стороны. Дети данного возрастного периода, наблюдают за действиями взрослых и стараются им подражать. Данное поведение особенно ярко проявляется в игре. К концу дошкольного возраста дети приобретают простейшие формы логического мышления. В то случае, когда предмет допроса понятен ребенку, он может быть допрошен независимо от возраста. Для детей младшего школьного возраста (от 7 до 11 лет) характерна выработка навыков преднамеренного восприятия, логического рассуждения и повествования. У детей данной возрастной категории появляется самоконтроль запоминания речи и деятельности; умение действовать в соответствии с поставленной задачей; формируется система взаимосвязанных понятий; накапливается практический опыт. Вместе с тем, дети данной возрастной группы еще не всегда могут правильно отличить главное от второстепенного, поэтому отсутствие жизненного опыта заполняют воображением и фантазией, а результаты воображения выдают за подлинную действительность. Для них склонно преувеличение, а также то, что они не всегда способны описать предметы увиденные ими, но хорошо их узнают.Именно поэтому, для оживления памяти малолетнего, в процессе допроса, целесообразно ребенку предъявлять данные предметы. Дети категории среднего школьного возраста (от 11 до 15 лет) характеризуются более широкими познавательными процессами,усилением самосознания, проявлением чувства долга и ответственности, потребности к общению. Подростки данной возрастной категории стараются проявить самостоятельность в работе. Зачастую, они подражают взрослым, однако, в силу возрастных особенностей психики, воспринимают поступки людей не всегда правильно. Поэтому, в практике, имеются случаи, когда подростками одобряются отрицательные действия людей морально неустойчивой категории. У подростков этой возрастной группы сильно развитыми являются такие чувства как самоуверенность, большая чувствительность к замечаниям со стороны окружающих. Для них характерна грубость и резкость, а также недостаточна критическая оценка своих поступков и недостаточная твердость воли. Как известно,активизация памяти взрослыми способствует логическому восстановлению событий. Вместе с тем, несовершеннолетние в возрасте до 14 лет на этопрактически не способны.Для подростков категории старшего школьного возраста (от 15 до 18 лет) характерен процесс интенсивного развития личности. В зависимости от индивидуальных особенностей, а также условий жизни и воспитания данный процесс у разных лиц протекает неодинаково, но он всегда представляет собой переход от детства к взрослости. В данный возрастной период подросток уже неудовлетворен пассивной ролью опекаемого ребенка, и, вместе с тем, еще не созрел для ответственных ролей взрослого. Тяга несовершенного к самоуважению, поэтому, достаточно часто принимает стихийные формы. Данный возрастной период характеризуется глубокой физиологической и психологической перестройкой организма в целом, ростом физических и интеллектуальных сил и возможностей. В науке он получил название «переходного периода» - это период когда происходит становление личности, ее утверждение в общества. Психика несовершеннолетних данной возрастной категории характеризуется стремлением к самостоятельности и независимости, преувеличенным мнением о своих возможностях, их поведению свойственны повышенная активность и подвижность, большая возбудимость и резкая смена настроений. У подростков данного возрастного периода еще полностью не сформированы ни характер, ни мировоззрение. Порой подростки данной возрастной категории не в состоянии отличить плохое от хорошего, смелость от лихачества, свободу от своеволия, чувство собственного достоинства от себялюбия, реальную мечту от фантазии. Ради ложного геройства они бывают готовы взять на себя чужую вину. Аналогичная ситуация обстоит и с неправильным пониманием несовершеннолетними такого явления как товарищество.Та зрелость, которая свойственна каждому человеку, и которой данное лицо определяется в обществе формируется к полному совершеннолетию, то есть к 18-тилетию. С учетом изложенного выше существует объективная основа для предъявления к поведению данной категории несовершеннолетних достаточно высоких требований, включая обязанность несения уголовной ответственности за совершенные преступления. Стоит обратить внимание на то, что нельзя забывать и то, что по уровню как интеллектуального, так и волевого развития указанные лица еще уступают по уровню развития взрослым, что сказывается на мотивации и характере многих поступков несовершеннолетних.На мотивацию поведения подростков, в том числе и на их позицию в ходе судопроизводства, существенное влияние может оказать эмоциональная возбудимость, сопряженная с колебаниями настроения, раздражительностью. Знание возрастных особенностей и их влияние на психику несовершеннолетних необходимо работникам правоохранительных органов, и, прежде всего, следователюдля того, чтобы правильно применять специальные нормы закона, относящиеся к производству по этим делам, обеспечить выявление всех существенных обстоятельств дела, тактически правильно осуществить следственные и судебные действия, в которых участвуют несовершеннолетние.Социально-психологическая характеристика несовершеннолетнего в себя включает: общие (типологические), особенные (черты воспитания носящие индивидуальный характер), единые (особенности микросреды) черты несовершеннолетних. Несовершеннолетний, в процессе своей жизнедеятельности формируется в личность. Проявление черт и свойств, присущих личности осуществляется в конкретных его действиях. Психологические особенности личности подростка представляют собой сложную и, вместе с тем, многогранную систему процессов, состояний, свойств, качеств, проявляющихся по-разному не только в противоправном поведении, говоря о личности несовершеннолетнего подозреваемого, но и в ходе его допроса.Психологическую основу антиобщественного поведения несовершеннолетнего составляют поверхностные и искаженные нравственные и правовые представления и взгляды, отсутствие четких жизненных планов, ограниченность интересов, внутренняя противоречивость интеллектуальных, эмоциональных, волевых свойств личности правонарушителя.По мнению Д.М.Лосева личность несовершеннолетнего не стоит воспринимать как «уменьшенную модель» личности взрослого. Он отмечает, что взрослый обвиняемый и обвиняемый несовершеннолетний являются качественно различными субъектами допроса. По мнению большинства психологов, ведущим компонентом структуры личности является направленность. Такими учеными как А.И. Долгова, Г.М. Миньковский, Д.И. Фельдштейн, различные типы подростков нарушителей выделяются в зависимости от направленности личности. На взгляд автора, наиболее приемлемой является классификация, предложенная А.И. Долговой, которую и следует принять за основу.- Положительно-ситуативный тип. На данный тип приходится примерно 45% несовершеннолетних обвиняемых (анализ проводился по результатам изучения уголовных дел). Они характеризуются исключительно с положительной стороны, о чем свидетельствуют приобщенные к материалам уголовного дела характеристики. Как правило, в абсолютном большинстве случаев правоохранительные органы об этих подростках какой-либо информацией до совершения ими преступления не обладали;- Ситуативный тип. Составляет примерно 11 % от общего числа подростков. Для данного типа характерно наличие безнравственных элементов сознания и поведения, которые, вместе с тем, если имелись, то выражались незначительно. Такие подростки, хотя и не состоят в правоохранительных органах на учете, имеют отрицательные характеристики, и, как правило, обсуждаются в школе за плохое поведение.- Ситуативно-криминогенный тип. Данная категория составляет примерно 11 % от исследуемых несовершеннолетних. У данной категории несовершеннолетних уже имеются развитые отрицательные привычки, потребности и опыт мелких правонарушений. Они состоят на профилактическом учете в правоохранительных органах.- Последовательно-криминогенный тип. Данная категория составляет примерно 29 %. Подростками данного типа систематически нарушаются нормы права и морали.На долю ранее судимых приходится 42%. Остальные несовершеннолетние данного типа совершали преступления, но уголовные дела в отношении них были по тем или иным причинам прекращены без направления в суд. Поскольку для ребенкадошкольного возраста представление о времени, его соотношениях и мерах не конкретно, то при подготовке к допросу необходимо выяснить обычный для ребенка режим дня. Именно поэтому, для него необходимо наполнить все части суток конкретным содержанием, с тем, чтобы обозначить такому несовершеннолетнему возможность узнавания их по определенным конкретным признакам. Кроме того, даже детям младшего школьного возраста, которые выступают в качестве свидетелей, могут быть заданы вопросы, требующие ответа с использованием таких единиц времени как час, день, неделя, месяц. В отраслях уголовного материального и процессуального права несовершеннолетние дифференцируются на следующие возрастные группы: до 12 лет, от 12 до 14 лет, от 14 до 16 лет и от 16 до 18 лет. По мнению автора настоящего исследования, подобное деление далеко не в полной мере соответствует задачам криминалистических исследований. Так, в частности, требуется дополнительное выделение возрастных групп среди несовершеннолетних, не достигших двенадцатилетнего возраста, в соответствии с особенностями социальных и психологических качеств малолетних.Для психологии характерно выделения младенческого, детского, подросткового и юношеского периодов. Эти переходные этапы развития ребенка некоторыми психологами связываются с установленным временем получения образования в школе. По мнению автора, приведенная периодизация учитывает наличие не только способности восприятия окружающего мира, но и социально ориентированной оценки самого себя и окружающей действительности. В связи с чем, в психическом и социальном развитии ребенка выделяют критические, переходные периоды.ЗаключениеИтак, анализ изложенного материала позволяет сделать ряд выводов относительно темы заявленного исследования.В процессе расследования преступления в деятельности следователя важным направлением является криминалистическое изучение личности обвиняемого не только с точки зрения выбора тактических приемов расследования, но и использования частных криминалистических методик. Под личностью преступника, в связи с этим, как элементом криминалистической характеристики преступления, необходимо понимать устойчивую совокупность криминалистически значимого характера психологических качеств и свойств, мотивационных установок, рациональной и эмоциональной сфер человеческого сознания, которые отразились в следах преступления в процессе подготовки, совершения и сокрытия следов преступления, а также его постпреступного поведения.В криминалистически значимую информацию о личности преступника, образующую комплекс целесообразно включать следующие элементы характеризующие виновное лицо: биологические, психологические, социально-демографические данные, которые отражены как в преступной деятельности, так и следах преступления.По нашему мнению, к числу криминалистических методов познания относится теория криминалистической характеристики преступления с позиции структурно-информационной модели, метод вероятностного психологического портрета преступника и др. Использование такого термина как вероятностный психологический портрет неустановленного преступника предполагает понимание совокупности криминалистически значимой информации о личностных чертах вероятного преступника, социально-демографических данных о нем, его характерных поведенческих особенностях. Процесс составления вероятностного психологического портрета неустановленного преступника мы будем называть криминалистическим профилированием.Термин "психологический портрет неустановленного преступника" не ограничивает содержание результата его разработки лишь психологическими признаками. Психологический портрет включает не только психологическую информацию о лице, но и половозрастные, морфологические, социально-демографические признаки. Такие данные могут стать наиболее информативной частью психологического портрета, способной оказать реальную помощь практическим работникам органов внутренних дел (например при розыске преступника).Список используемой литературыАбельцев С.Н. Личность преступника и проблемы криминального насилия. М., 2000. 207 с.Волохова О.В., Егоров Н.Н., Жижина М.В. и др. Криминалистика: учебник (под. ред. Е.П. Ищенко). - М.: "Проспект", 2011. Криминалистика: Учебник / Под ред. А.Ф. Волынского, В.П. Лаврова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.Курашвили Г. К. Изучение следователем личности обвиняемого. (Библиотека следователя). М., 1982. 96 С.Криминалистика : учеб. / под общей ред. А. Г. Филиппова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : Высшее образование, 2009. – 835 с. Криминалистика : учеб. / под ред. Р. С. Белкина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : НОРМА, 2006. – 992 с. Криминалистика : учеб. В 2 т. Т. 1. / под ред. В.П. Сальникова, И.А. Возгрина. - СПб. : Фонд «Университет», 2008. - 208 с. Криминалистика : учеб. для вузов. – 3-е изд., перераб. и доп. / Т.В. Аверьянова и др. – М. : Норма, 2007. – 994 с. Криминалистика : учеб. для студ. вузов / под ред. А.Ф. Волынского, В.П. Лаврова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2008. – 943 с. Криминалистика : учебник. В 2 т. Т. 2 / под ред. В.П. Сальникова, И.А. Возгрина. - СПб. : Фонд «Университет», 2008. – 288 с.Криминалистика: учеб. / отв. ред. Н.П. Яблоков. – М. : Юристъ, 2007. – 781 с. Шурухнов, Н.Г. Криминалистика : учеб. пособие. / Н.Г. Шурухнов. – М. : Юристъ, 2007. – 639 с. Шурухнов, Н.Г. Криминалистика: определения, схемы, таблицы, диаграммы, рекомендации : учеб. пособ. для студентов юрид. вузов / Н.Г. Шурухнов. – М. : Эксмо, 2008 – 352 с.Якимов Н.И. Криминалистика. Руководство по уголовной технике и тактике, М., 1925.

Список используемой литературы
1. Абельцев С.Н. Личность преступника и проблемы криминального насилия. М., 2000. 207 с.
2. Волохова О.В., Егоров Н.Н., Жижина М.В. и др. Криминалистика: учебник (под. ред. Е.П. Ищенко). - М.: "Проспект", 2011.
3. Криминалистика: Учебник / Под ред. А.Ф. Волынского, В.П. Лаврова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.
4. Курашвили Г. К. Изучение следователем личности обвиняемого. (Библиотека следователя). М., 1982. 96 С.
5. Криминалистика : учеб. / под общей ред. А. Г. Филиппова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : Высшее образование, 2009. – 835 с.
6. Криминалистика : учеб. / под ред. Р. С. Белкина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : НОРМА, 2006. – 992 с.
7. Криминалистика : учеб. В 2 т. Т. 1. / под ред. В.П. Сальникова, И.А. Возгрина. - СПб. : Фонд «Университет», 2008. - 208 с.
8. Криминалистика : учеб. для вузов. – 3-е изд., перераб. и доп. / Т.В. Аверьянова и др. – М. : Норма, 2007. – 994 с.
9. Криминалистика : учеб. для студ. вузов / под ред. А.Ф. Волынского, В.П. Лаврова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2008. – 943 с.
10. Криминалистика : учебник. В 2 т. Т. 2 / под ред. В.П. Сальникова, И.А. Возгрина. - СПб. : Фонд «Университет», 2008. – 288 с.
11. Криминалистика: учеб. / отв. ред. Н.П. Яблоков. – М. : Юристъ, 2007. – 781 с. Шурухнов, Н.Г. Криминалистика : учеб. пособие. / Н.Г. Шурухнов. – М. : Юристъ, 2007. – 639 с. Шурухнов, Н.Г. Криминалистика: определения, схемы, таблицы, диаграммы, рекомендации : учеб. пособ. для студентов юрид. вузов / Н.Г. Шурухнов. – М. : Эксмо, 2008 – 352 с.
12. Якимов Н.И. Криминалистика. Руководство по уголовной технике и тактике, М., 1925.

Вопрос-ответ:

Как развивалась методика расследования преступления, основанная на информации о личности преступника?

Методика расследования преступления, основанная на информации о личности преступника, развивалась исторически и современно на основе криминалистической науки о личности виновного. В начале она основывалась на опыте и полицейском интуитивном подходе, затем эволюционировала с появлением научных методов и технологий.

Каково современное состояние криминалистической науки о личности виновного?

Современное состояние криминалистической науки о личности виновного базируется на различных научных дисциплинах, таких как психология, социология, криминалистика и юриспруденция. Она использует методы исследования и сбора информации о преступлениях и личности преступника с целью установления связей и выработки профилей преступников.

Какова характеристика личности виновного?

Характеристика личности виновного включает в себя анализ его психологических, социальных, демографических и криминальных характеристик. Это может включать анализ личности, мотиваций, образа жизни, связей с определенными группировками или сообществами, а также физических признаков, оставленных на месте преступления.

Какие методы используются для анализа личности преступника?

Для анализа личности преступника используются различные методы и техники. Это может включать психологическое профилирование, анализ документов и доказательств, интервью с свидетелями и потерпевшими, анализ информации о предыдущих преступлениях и профессиональных данных о преступнике.

Какова роль личности женщины в методике расследования преступления?

Личность женщины играет важную роль в методике расследования преступления. Учитывая различия в мотивациях, способах совершения преступлений и психологии мужчин и женщин, анализ личности женщины может помочь в раскрытии преступления и выявлении особенностей ее поведения и характера.

Какова историческая основа развития методики расследования преступлений, основанной на информации о личности преступника?

Историческая основа развития методики расследования преступлений, основанной на информации о личности преступника, начинается с исследования негативных событий и поиска преступника. Затем появляются первые методы исследования личности преступника, такие как физиогномика и френология. В XX веке с развитием криминалистики возникают новые методы анализа данных о личности преступника, такие как графология и криминальная психология.

Каково современное состояние криминалистической науки о личности виновного?

Современное состояние криминалистической науки о личности виновного характеризуется широким использованием различных методов анализа данных. Криминальная психология, криминальная графология, криминальная физиология, психологический профилинг и другие методы позволяют более точно определить личность преступника. Использование компьютерных технологий в анализе данных о личности преступника также является одним из современных трендов криминалистики.

Какова характеристика личности виновного?

Личность виновного характеризуется различными параметрами, такими как пол, возраст, образование, социальный статус и т.д. Криминалистическая наука также изучает психологические особенности личности преступника, такие как склонность к агрессии, наличие психических отклонений, мотивы преступления и другие факторы. Анализ данных о личности виновного позволяет судебным органам составить более точное представление о преступнике и облегчить процесс расследования преступления.

Какие методы анализа данных о личности преступника существуют?

Существует несколько методов анализа данных о личности преступника. Один из них - криминальная психология, которая позволяет определить психологический профиль преступника на основе его поступков и мотивов. Другой метод - криминальная графология, которая анализирует почерк преступника для выявления его психологических особенностей. Криминальная физиология исследует физиологические реакции преступника на стрессовые ситуации и может помочь в определении его личности.

Какие методы расследования преступлений основаны на информации о личности преступника?

В методике расследования преступлений основанной на информации о личности преступника используются различные методы, такие как психологический анализ, профилирование преступника, использование экспертных заключений и т. д. Эти методы позволяют более эффективно и точно определить характеристики и особенности личности виновного.

Каково историческое развитие методики расследования преступлений основанной на информации о личности преступника?

Методика расследования преступлений, основанная на информации о личности преступника, имеет долгую историю развития. Она начала свое формирование в конце XIX века, когда криминалисты стали осознавать важность анализа личности при расследовании. Впоследствии, в XX веке, эта методика была дополнена новыми методами и подходами, такими как профилирование преступника и использование психологического анализа. В настоящее время методика расследования преступлений основанной на информации о личности преступника является неотъемлемой частью криминалистической науки.

Каково современное состояние криминалистической науки о личности виновного?

Современная криминалистическая наука о личности виновного находится в стадии активного развития. В настоящее время существуют различные методы и технологии для более точного и глубокого анализа личности преступника. Например, использование компьютерных систем и баз данных позволяет эффективнее обрабатывать и анализировать большие объемы информации о личности виновного. Также активно развиваются методы профилирования преступников и психологического анализа. Все это позволяет криминалистам получать более точную картину личности виновного и улучшать методики расследования преступлений.