Удовлетворенность населения фармацевтической помощью.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Фармацевтика
  • 38 38 страниц
  • 44 + 44 источника
  • Добавлена 19.11.2016
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 6
1.1. Понятие фармацевтической помощи и опыт ее организации в зарубежной фармацевтической практике 6
1.2. Нормативно-правовые документы, регулирующие фармацевтическую помощь на территории Российской Федерации 11
1.2. Организация фармацевтической помощи на территории Российской Федерации 14
Глава 2. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ПОМОЩЬЮ 19
Глава 3. ИССЛЕДОВАНИЕ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ПОМОЩЬЮ НА ПРИМЕРЕ АПТЕК ГОРОДА САРАТОВ 23
3.1. Методика исследования 23
3.2. Выявление степени удовлетворенности населения фармацевтической помощью 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33
ПРИЛОЖЕНИЕ А 39
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 41
Фрагмент для ознакомления

Лишь 4% опрошенных готовы принимать профилактические препараты по рекомендации фармацевта. Для 40% респондентов ведущим фактором выбора той или иной аптеки является совокупность большого ассортимента лекарств и их низкой стоимости, 36% опрошенных считают приоритетной шаговую доступность аптеки, 8% респондентов в первую очередь обращают внимание на вежливость и корректность фармацевта, 8% опрошенных важен уровень компетенции сотрудников аптеки. 6% респондентов первым делом обращает внимание на наличие скидок и дисконтных программа, 3% важнее всего наличие рецептурных препаратов, только 1% пациентов считает важными дополнительные услуги в аптеке. Среди проблем, с которыми сталкиваются посетители аптек, выделяются очереди, хамство персонала аптеки, отсутствие необходимых лекарственных средств, высокие цены. В связи с современной тенденцией на импортозамещение лекарственных средств, многие из числа опрошенных жителей города Саратов, взывают обеспокоенность отсутствием препаратов, которые нечем заменить среди российского ассортимента фармацевтических средств. Наиболее частой жалобой в связи с данной проблемой стала обеспокоенность молодых мам отсутствием импортных аццелюлярных вакцин АКДС (ПентаксимСанофи Пастер, ИнфанриксГлаксо Смит Кляйн), которые значительно легче переносятся малышами чем отечественная АКДС-вакцина с цельноклеточным коклюшным компонентом. Наиболее благоприятными с точки зрения степени удовлетворенности фармацевтической помощью, покупателями были названы аптеки: Семейная (№11), 1b.ru (№9,10), Кардио (№5, 6), Календула (№5).Это менее половины (42%) от общего объема обследованных аптечных пунктов. Они же получили наибольшее количество баллов в результате обработки данных паспортов. Самыеотрицательныеотзывыбыли получены по аптекам сети Медуница.В целом, посетители ставят уровню фармацевтикой помощи в городе оценку «удовлетворительно».Таким образом, на основе всего вышесказанного, мы можем сделать некоторые ВЫВОДЫ. В результате опросов выявилась очень низкая степень доверия к фармацевту со стороны населения и низкая удовлетворенность уровнем фармацевтической помощью в целом. Большая часть респондентов предпочитает мнению фармацевта, публикации в сети Интернет и печатных изданиях, мнение знакомых, врачей, родственников. Мнение фармацевтов не рассматривается в аптеках города Саратов как ведущее. Их рекомендациям не готовы следовать. Среди наиболее важных факторов удовлетворенности населением фармацевтической помощью на примере аптек города Саратов первое место занимает не профессионализм фармацевта, ассортимент аптеки,цены на лекарственные средства и доступность аптеки с точки зрения близости к дому или работе. Такое положение вещей можно объяснить низким уровнем культуры фармацевтической помощи в целом, слабым взаимодействием внутри цепочки врач-фармацевт-пациент, традиционно-сложившимся мнением о фармацевте как о продавце лекарств. ЗАКЛЮЧЕНИЕАнализ нормативно-правовой базы, регулирующей сферу предоставления фармацевтических услуг, показывает, ее несовершенство. Раскрывается масса противоречий, несоответствия друг другу отдельных положений. На основеанализа возможно сделать вывод о том, что на данном этапе развитиянормативно-правовой базы не существует устойчивого нормативного поля для становления надлежащей аптечной практики на территорииРоссийской Федерации [26, 29].Анализ удовлетворенности населения уровнем фармацевтической помощи в городе Саратов, проведенный на основе данных опроса посетителей 14 аптек города, была выявлена невероятно низкая степень доверия посетителей к фармацевтическим работникам. Это свидетельствует о существенной недоработке в сфере продвижения фармацевтической помощи населению, о необходимости выявления и устранения узких мест, которые не позволяют этому виду медицинской помощи активно развиваться. Нам видится разумным создание единой нормативно-правовой базы, касающейся фармацевтической помощи, создание единой информационной платформы, которая позволила бы лучше взаимодействовать врачам, пациентам и фармацевтам, введение современных принципов менеджмента качества фармацевтических услуг [17, 18]. Безусловной необходимостью является также повышение уровня профессионализма фармацевтических работников, особенно в части психологии и маркетинга фармацевтической деятельности.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫНормативно-правовые актыГражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья, четвертая: [федеральный закон : принят Гос. Думой 21 окт. 1994 г.: по состоянию на 20 янв. 2012 г.]. – Новосибирск: Норматика, 2012. – 480 с..Постановление Правительства Российской Федерации от 21.11.2011 № 957 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/12192119/ (дата обращения: 01.07.2016);Постановление Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. № 1081 «О лицензировании фармацевтической деятельности». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/70120008/ (дата обращения: 01.07.2016).Постановление Правительства РФ от 04.11.2006 № 644 (ред. от 09.06.2010) «О порядке представления сведений о деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств» . – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/12150404(дата обращения: 01.07.2016).Постановление Правительства РФ от 04.11.2006 № 648 (ред. от 30.10.2010) «Об утверждении Положений о лицензировании деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/12150416 (дата обращения: 01.07.2016).Постановление Правительства РФ от 06.07.2006 № 416 «Об утверждении Положения о лицензировании фармацевтической деятельности». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/12148237(дата обращения: 01.07.2016).Постановление Правительства РФ от 23.11.2009 № 944 «Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/12171128(дата обращения: 01.07.2016).Постановление Правительства РФ от 26.01.2006 № 45 (ред. от 10.12.2010) «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/12144680(дата обращения: 01.07.2016).Постановление Правительства РФ от 29.10.2010 г. № 865 «О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/12179966/#help(дата обращения: 01.07.2016).Приказ Минздрава от 16.07.1997 г. № 214 «О контроле качества лекарственных средств, изготовляемых в аптечных организациях (аптеках)» . – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/4102130/(дата обращения: 01.07.2016).Приказ Минздрава РФ № 330 от 12.11.1997 г. (ред. от 17.11.2010) «О мерах по улучшению учета, хранения, выписывания и использования наркотических средств и психотропных веществ». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/4174241/(дата обращения: 01.07.2016).Приказ Минздрава РФ от 21.10.1997 № 309 «Об утверждении Инструкции по санитарному режиму аптечных организаций (аптек)» . – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/4173760/ (дата обращения: 01.07.2016).Приказ Министерства здравоохранения и социального развития России от 09.12.2008 № 705н "Об утверждении порядка совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников". – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/12165725 (дата обращения: 01.07.2016).Приказ Министерства здравоохранения и социального развития России от 06.06.2008 № 263н "Об утверждении методических указаний по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации по лицензированию фармацевтической деятельности". – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/12161148(дата обращения: 01.07.2016).Периодические изданияАрзамасцев  А.П. Основные  направления развития высшего   фармацевтического   образования. – М.:Фармация. – 2002. – №1.Борисова И. Весь мир — аптека // Русская литература и медицина: Тело, предписания, социальная практика: Сб. статей. — М., 2006.Глазунов А.В. Постоянное улучшение. Подходы, методы и приемы// Методы менеджмента качества. – 2003. – № 1.ГолубевМ.П., Маклаков С.В. Эффективное управление компанией: создание организационной структуры на основе анализа бизнес-процессов // Машиностроитель. – 2003. – № 9.ДремоваН.Б., Овод А.И. Фармацевтическая помощь как новая форма обслуживания населения // Аптечный бизнес. -  2007. - № 1.Дремова Н.Б., Коржавых Э.А., Литвинова Э.А., Овод А.Н. Фармацевтическая помощь: термин и понятие // Фармация. – 2005. – № 2.Дьяченко Р.Г., Андреева И.Н., Бидарева Ф.Н. Выявление потребности во внедрении системы менеджмента качества в розничных фармацевтических организациях // Естественные и технические науки – М., 2013. – № 5.Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года по г.Саратову: Статистический сборник/ Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Саратовской области. – Саратов, 2013. – 215 с.Лопухин Ю.М. Биоэтика в России // Актуальные проблемы биоэтики в России. - М. -  2000.Основная литератураБидарова, Ф.Н. Методические подходы к разработке критериальной оценки качества фармацевтических услуг // Фармация и общественное здоровье: материалы ежегод. конф. 25 февр. 2010 г. – Екатеринбург: УГМА. 2010. Бидарова Ф.Н., Андреева И.Н. Разработка системы оценки качества фармацевтических услуг на региональном уровне. – Владикавказ.: Медико-биолог. вестн. – 2010. – Том 10, - вып. 17. Болл С.В. , Коломиец О.И., Путинский С.Б. Перспективы и целесообразность создания единой интегрированной структуры (холдинговой компании) в фармацевтической отрасли России. – М.: РИА Стандарты и качество, 2008. – 304 с. Глазунов, А.В. Диалог консультанта с руководителем компании о процессном подходе. – Н.Новгород, Приоритет, 2005. – 112 с. Голубкина Л.В. Моделирование технологии продаж фармацевтических товаров на основе системно-поведенческого подхода: автореф. дис… канд. фармац.наук: 15.00.01 – М.: 2005. – 19 с. Другова З.К., Битерякова А.М., Малаховская М.В. Разработка системы внутреннего контроля для повышения качества управления деятельностью аптечной организации: методические рекомендации. – Томск: Изд-во ТПУ, 2006. – 34 с.Дьяченко Р.Г. Лекарственные средства: потребность информированность и доступность // Социальная работа в посткризисный период: проблемы и решения: сб. научн. тр. – Самара: ООО «Офорт», 2010.Дьяченко Р.Г. Необходимость внедрения системы менеджмента качества в аптечных организациях // Разработка, исследование и маркетинг новой фармацевтической продукции: сб. научн. тр. / под ред. М.В. Гаврилина. – Пятигорск: Пятигорская ГФА, 2009. – Вып. 64. Дьяченко Р.Г., Андреева И.Н., Габриелян Н.В. Концептуальная модель управления качеством фармацевтической помощи на региональном уровне Проблемы фармацевтической науки и практики: сб. материалов ІІІ Всерос. научн.-практ. конф. с междунар. участием. – Владикавказ. – 2013.Зворыкин, Н.М. Реализация процессного подхода на промышленном пред-приятии// Методы менеджмента качества. – 2004. – № 1.Иванов, В.А. Постоянное улучшение и его место в СМК организации // Методы менеджмента качества. – 2004. – № 4.Кононова, Н. Надлежащая аптечная практика: перевести аптеки из состояния «как есть» в состояние «как надо» // Аптечная сеть России: материалы XII Всерос. конф. май 2007 г. – М., 2007. Лопатин П.В. Концепция фармацевтической помощи // Материалы Международной конференции «Фармацевтическая биоэтика».  -  М. – 1997. Марчукова С.М. Медицина в зеркале истории. – СПб: Европейский дом, 2003 – 272 с.Электронные ресурсыБагирова, В.Л. Концепция фармацевтической помощи. Фармацевтическая этика и деонтология [электронный ресурс] / В.Л. Багирова // Abbott-products.ru Интерактивные семинары. – Режим доступа: http://abbottgrowth.ru/articles/article.aspx.Гандель В.Г. Фармацевтическая помощь. Pro & Contra// Московские аптеки. – 08.2015. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mosapteki.ru/material/farmacevticheskaya-pomoshh--5760 (дата обращения: 10.07.2016).Дьяченко, Р.Г. Совершенствование управления качеством аптечных товаров и фармацевтических услуг в аптечных организациях // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – №5 [Электронное издание]. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/puti-sovershenstvovaniya-upravleniya-kachestvom-aptechnyh-tovarov-i-farmatsevticheskih-uslug-v-aptechnyh-organizatsiyah (дата обращения: 10.11.2013).СаратовБизнесКонсалтинг. Аптеки. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://health.sarbc.ru/apteka (дата обращения: 09.07.216).Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Саратовской области. Официальный сайт. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://srtv.gks.ru/ (дата обращения: 10.07.2016).Joint FIP/WHO guidelinesongoodpharmacypractice: standardsforqualityofpharmacyservices. WHO TechnicalReportSeries, No. 961, 2011. Geneva: WorldHealthOrganization, 2011.Helper, D.D. & Strand, L.M., OpportunitiesandResponsibilitiesinPharmaceuticalCare, Am.J. Pharm.Educ., 53, 7S-15S(1989).ПРИЛОЖЕНИЕ АТаблица А1Бланк паспорта аптекиПАСПОРТ АПТЕКИНаименование аптеки Адрес аптеки Время работы аптеки Дата и время наблюдения МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ АПТЕКИНаличие поблизости остановок общественного транспортаДАНЕТПримечание:Наличие поблизости лечебно-профилактических учрежденийДАНЕТПримечание:ОПИСАНИЕ ВХОДНОЙ ГРУППЫ АПТЕКИНаличие парковки для автомобилейДАНЕТПримечание:Наличие места для размещения детских колясок, велосипедовДАНЕТПримечание:Лестница при входеДАНЕТПримечание:Наличие пандуса ДАНЕТПримечание:Конфигурация пандуса Освещение при входеДАНЕТПримечание:Наличие вывескиДАНЕТПримечание:Наличие рекламных материалов при входе в аптекуДАНЕТПримечание:ОПИСАНИЕ ВНУТРЕННЕГО УСТРОЙСТВА АПТЕКИПросторность помещения Витрины Наличие места для отдыхаДАНЕТПримечание:Количество кассовых аппаратов Наличие очередейДАНЕТПримечание:Наличие дополнительных услугДАНЕТПримечание:ПРИЛОЖЕНИЕ БТаблица Б1Бланк анкеты посетителя аптекиУкажите Ваш пол?Мужской ЖенскийУкажите Ваш возраст?Детский – от рождения до 13 летПодростковый – от 13 до 16 летЮношеский – от 16 до 25 лет. Взрослый период жизни – от 25-45 летЗрелый возраст – 45-60 лет, Пожилой возраст – 60-75 летСтарческий возраст – от 75 лет и старшеОцените уровень вашего месячного дохода?За чертой бедностиХватает на минимальные нуждыДостаточныйХватает на удовлетворение всех потребностей.Часто ли вы посещается аптеки в целом? ______________________________________________________________________________________________________В чем, по вашему мнению, преимущества и недостатки данной аптеки?________________________________________________________________Устраивает ли вас цены на лекарственные средства и предметы медицинского назначения в данной аптеке?___________________________________Устраивает ли вас ассортимент данной аптеки?_________________________Какое самое важное преимущество данной аптеки?______________________________________________________________________________________________Какой самый главный недостаток данной аптеки?______________________________________________________________________________________________Оцените по пятибальной шкале работу персонала аптеки? _______________Оцените по пятибальной шкале внешний вид сотрудников аптеки?_______Чьим мнением вы руководствуетесь при выборе препаратов и изделий медицинского назначения: фармацевта, врача, друзей и родственников, специализированных печатных ресурсов и ресурсов в сети Интернет?Если сотрудник аптеки предлагает вам лекарственное средство, которое вы ранее не использовали, вы: согласитесь на покупку; согласитесь на покупку, если ранее слышали о данном препарате; откажетесь от покупки; потребуете дополнительную информацию о препарате?Готовы ли вы приобретать различные профилактические препараты и предметы медицинского назначения руководствуясь только мнением фармацевта? _____________________________________________________________

Нормативно-правовые акты
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья, четвертая: [федеральный закон : принят Гос. Думой 21 окт. 1994 г.: по состоянию на 20 янв. 2012 г.]. – Новосибирск: Норматика, 2012. – 480 с..
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 21.11.2011 № 957 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/12192119/ (дата обращения: 01.07.2016);
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. № 1081 «О лицензировании фармацевтической деятельности». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/70120008/ (дата обращения: 01.07.2016).
4. Постановление Правительства РФ от 04.11.2006 № 644 (ред. от 09.06.2010) «О порядке представления сведений о деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств» . – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/12150404 (дата обращения: 01.07.2016).
5. Постановление Правительства РФ от 04.11.2006 № 648 (ред. от 30.10.2010) «Об утверждении Положений о лицензировании деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/12150416 (дата обращения: 01.07.2016).

6. Постановление Правительства РФ от 06.07.2006 № 416 «Об утверждении Положения о лицензировании фармацевтической деятельности». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/12148237 (дата обращения: 01.07.2016).
7. Постановление Правительства РФ от 23.11.2009 № 944 «Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/12171128 (дата обращения: 01.07.2016).
8. Постановление Правительства РФ от 26.01.2006 № 45 (ред. от 10.12.2010) «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/12144680 (дата обращения: 01.07.2016).
9. Постановление Правительства РФ от 29.10.2010 г. № 865 «О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/12179966/#help (дата обращения: 01.07.2016).
10. Приказ Минздрава от 16.07.1997 г. № 214 «О контроле качества лекарственных средств, изготовляемых в аптечных организациях (аптеках)» . – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/4102130/ (дата обращения: 01.07.2016).
11. Приказ Минздрава РФ № 330 от 12.11.1997 г. (ред. от 17.11.2010) «О мерах по улучшению учета, хранения, выписывания и использования наркотических средств и психотропных веществ». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/4174241/ (дата обращения: 01.07.2016).
12. Приказ Минздрава РФ от 21.10.1997 № 309 «Об утверждении Инструкции по санитарному режиму аптечных организаций (аптек)» . – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/4173760/ (дата обращения: 01.07.2016).
13. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития России от 09.12.2008 № 705н "Об утверждении порядка совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников". – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/12165725 (дата обращения: 01.07.2016).
14. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития России от 06.06.2008 № 263н "Об утверждении методических указаний по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации по лицензированию фармацевтической деятельности". – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/12161148 (дата обращения: 01.07.2016).
Периодические издания
15. Арзамасцев А.П. Основные направления развития высшего фармацевтического образования. – М.:Фармация. – 2002. – №1.
16. Борисова И. Весь мир — аптека // Русская литература и медицина: Тело, предписания, социальная практика: Сб. статей. — М., 2006.
17. Глазунов А.В. Постоянное улучшение. Подходы, методы и приемы// Методы менеджмента качества. – 2003. – № 1.
18. Голубев М.П., Маклаков С.В. Эффективное управление компанией: создание организационной структуры на основе анализа бизнес-процессов // Машиностроитель. – 2003. – № 9.
19. Дремова Н.Б., Овод А.И. Фармацевтическая помощь как новая форма обслуживания населения // Аптечный бизнес. - 2007. - № 1.
20. Дремова Н.Б., Коржавых Э.А., Литвинова Э.А., Овод А.Н. Фармацевтическая помощь: термин и понятие // Фармация. – 2005. – № 2.
21. Дьяченко Р.Г., Андреева И.Н., Бидарева Ф.Н. Выявление потребности во внедрении системы менеджмента качества в розничных фармацевтических организациях // Естественные и технические науки – М., 2013. – № 5.
22. Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года по г.Саратову: Статистический сборник/ Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Саратовской области. – Саратов, 2013. – 215 с.
23. Лопухин Ю.М. Биоэтика в России // Актуальные проблемы биоэтики в России. - М. - 2000.
Основная литература
24. Бидарова, Ф.Н. Методические подходы к разработке критериальной оценки качества фармацевтических услуг // Фармация и общественное здоровье: материалы ежегод. конф. 25 февр. 2010 г. – Екатеринбург: УГМА. 2010.
25. Бидарова Ф.Н., Андреева И.Н. Разработка системы оценки качества фармацевтических услуг на региональном уровне. – Владикавказ.: Медико-биолог. вестн. – 2010. – Том 10, - вып. 17.
26. Болл С.В. , Коломиец О.И., Путинский С.Б. Перспективы и целесообразность создания единой интегрированной структуры (холдинговой компании) в фармацевтической отрасли России. – М.: РИА Стандарты и качество, 2008. – 304 с.
27. Глазунов, А.В. Диалог консультанта с руководителем компании о процессном подходе. – Н.Новгород, Приоритет, 2005. – 112 с.
28. Голубкина Л.В. Моделирование технологии продаж фармацевтических товаров на основе системно-поведенческого подхода: автореф. дис… канд. фармац.наук: 15.00.01 – М.: 2005. – 19 с.
29. Другова З.К., Битерякова А.М., Малаховская М.В. Разработка системы внутреннего контроля для повышения качества управления деятельностью аптечной организации: методические рекомендации. – Томск: Изд-во ТПУ, 2006. – 34 с.
30. Дьяченко Р.Г. Лекарственные средства: потребность информированность и доступность // Социальная работа в посткризисный период: проблемы и решения: сб. научн. тр. – Самара: ООО «Офорт», 2010.
31. Дьяченко Р.Г. Необходимость внедрения системы менеджмента качества в аптечных организациях // Разработка, исследование и маркетинг новой фармацевтической продукции: сб. научн. тр. / под ред. М.В. Гаврилина. – Пятигорск: Пятигорская ГФА, 2009. – Вып. 64.
32. Дьяченко Р.Г., Андреева И.Н., Габриелян Н.В. Концептуальная модель управления качеством фармацевтической помощи на региональном уровне Проблемы фармацевтической науки и практики: сб. материалов ІІІ Всерос. научн.-практ. конф. с междунар. участием. – Владикавказ. – 2013.
33. Зворыкин, Н.М. Реализация процессного подхода на промышленном пред-приятии// Методы менеджмента качества. – 2004. – № 1.
34. Иванов, В.А. Постоянное улучшение и его место в СМК организации // Методы менеджмента качества. – 2004. – № 4.
35. Кононова, Н. Надлежащая аптечная практика: перевести аптеки из состояния «как есть» в состояние «как надо» // Аптечная сеть России: материалы XII Всерос. конф. май 2007 г. – М., 2007.
36. Лопатин П.В. Концепция фармацевтической помощи // Материалы Международной конференции «Фармацевтическая биоэтика». - М. – 1997.
37. Марчукова С.М. Медицина в зеркале истории. – СПб: Европейский дом, 2003 – 272 с.
Электронные ресурсы
38. Багирова, В.Л. Концепция фармацевтической помощи. Фармацевтическая этика и деонтология [электронный ресурс] / В.Л. Багирова // Abbott-products.ru Интерактивные семинары. – Режим доступа: http://abbottgrowth.ru/articles/article.aspx.
39. Гандель В.Г. Фармацевтическая помощь. Pro & Contra// Московские аптеки. – 08.2015. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mosapteki.ru/material/farmacevticheskaya-pomoshh--5760 (дата обращения: 10.07.2016).
40. Дьяченко, Р.Г. Совершенствование управления качеством аптечных товаров и фармацевтических услуг в аптечных организациях // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – №5 [Электронное издание]. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/puti-sovershenstvovaniya-upravleniya-kachestvom-aptechnyh-tovarov-i-farmatsevticheskih-uslug-v-aptechnyh-organizatsiyah (дата обращения: 10.11.2013).
41. СаратовБизнесКонсалтинг. Аптеки. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://health.sarbc.ru/apteka (дата обращения: 09.07.216).
42. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Саратовской области. Официальный сайт. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://srtv.gks.ru/ (дата обращения: 10.07.2016).
43. Joint FIP/WHO guidelines on good pharmacy practice: standards for quality of pharmacy services. WHO Technical Report Series, No. 961, 2011. Geneva: World Health Organization, 2011.
44. Helper, D.D. & Strand, L.M., Opportunities and Responsibilities in Pharmaceutical Care, Am.J. Pharm.Educ., 53, 7S-15S(1989).

Вопрос-ответ:

Как определить понятие фармацевтической помощи?

Фармацевтическая помощь - это совокупность мер и услуг, предоставляемых фармацевтами для обеспечения безопасного и эффективного использования лекарственных препаратов и других медицинских средств.

Какие нормативно-правовые документы регулируют фармацевтическую помощь в Российской Федерации?

Фармацевтическая помощь в России регулируется Федеральным законом "О лекарственных средствах", Правилами оказания фармацевтической помощи в аптеках, а также рядом других нормативных документов, устанавливающих правила и стандарты предоставления этой услуги.

Как организована фармацевтическая помощь в Российской Федерации?

Фармацевтическая помощь в России предоставляется в аптеках и аптечных пунктах. Фармацевты консультируют пациентов по вопросам применения лекарств, помогают выбрать нужный препарат. Также они могут проводить дополнительные медицинские процедуры, выполнять рецептурное приготовление лекарственных средств и т.д.

Какие факторы влияют на удовлетворенность населения фармацевтической помощью?

Удовлетворенность населения фармацевтической помощью зависит от ряда факторов, включая качество обслуживания в аптеке, доступность необходимых препаратов, уровень профессионализма фармацевтов, а также наличие дополнительных услуг, например, программ лояльности или домашней доставки лекарств.

Какой опыт организации фармацевтической помощи существует в зарубежной фармацевтической практике?

Зарубежная фармацевтическая практика предлагает различные модели организации фармацевтической помощи, включая участие фармацевтов в командной работе с другими медицинскими специалистами, сотрудничество с образовательными учреждениями для повышения квалификации фармацевтов и улучшения услуг, а также осуществление фармацевтического консультирования через различные информационные технологии.

Что такое фармацевтическая помощь и как она организована в зарубежной фармацевтической практике?

Фармацевтическая помощь - это система предоставления медицинских услуг связанных с обеспечением населения лекарственными средствами. Организация фармацевтической помощи в зарубежных странах включает в себя создание специализированных аптек и аптечных сетей, разработку и соблюдение стандартов качества лекарственных средств, а также образование и сертификацию фармацевтов.

Какие нормативно-правовые документы регулируют фармацевтическую помощь в России?

В России фармацевтическая помощь регулируется рядом нормативно-правовых документов, включая Закон о фармацевтической деятельности, Гражданский кодекс, Кодекс об административных правонарушениях и др. Эти документы определяют обязанности и права фармацевтов, а также требования к качеству и безопасности лекарственных средств.

Как организована фармацевтическая помощь в России?

Фармацевтическая помощь в России организована через аптечные сети и аптеки, которые предоставляют населению лекарственные средства по рецептам врачей. Продажа лекарств осуществляется только под контролем фармацевтов. Также существуют онлайн-аптеки, которые предлагают доставку лекарственных средств на дом.

Какие факторы влияют на удовлетворенность населения фармацевтической помощью?

Удовлетворенность населения фармацевтической помощью зависит от различных факторов, включая доступность лекарств, качество обслуживания в аптеках, цены на лекарства, наличие информации о применении и побочных эффектах лекарств, а также эффективность лекарственной терапии. Другие факторы, такие как доверие к фармацевтам и безопасность лекарственных средств, также могут влиять на удовлетворенность населения.