Учение о мировом сознании и смысл истории по П.Я. Чаадаеву
Заказать уникальный реферат- 11 11 страниц
- 3 + 3 источника
- Добавлена 28.09.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 2
1. УЧЕНИЕ О «МИРОВОМ СОЗНАНИИ» 4
2. СМЫСЛ ИСТОРИИ ПО П.Я. ЧААДАЕВУ 6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 10
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 11
Иное качество человеческого разума, имеющего происхождение в Божественном Разуме,проявляетсяв его волящем и творческомнраве. Творческаясущностьчеловеческогосознания,согласновзглядуП.Я. Чаадаева,дает возможностьлюдям «создаватьжизньсамим,вместотого,чтобыпредоставлятьеёсобственномутечению».Разум отнюдь не безучастнаясистема, равнодушновсесозерцающая.По этой причиневместилищем людской разумности считается сердце – разумноепо части естествуиработающеесвоейвластью. «Те,ктосердцемформируетсебеголову, успевают исовершаютбольше, потому чтов чувстве гораздо больше разума,чемвразумечувств». Человекявляетсянечтобольшее,чемчисторазумноесоздание,уверен П.Я. Чаадаев. Средоточиемразумно-духовнойсуществованиячеловека, его «сердечности»считается христианскаялюбовь, котораяесть«рассудокв отсутствииэгоизма,рассудок,отказывающийсяотвозможностивсепричислятьксебе».По этой причинеивераестьнечтодругое,какмоментчеловеческогопознания. «Важнымобстоятельствомразвития человекаи его разумаявляетсярелигиозно-нравственноеразвитие, опирающеесяна обязательный учение троицы».КонцентрируетинтересП.Я. Чаадаев инапротиворечивыйхарактерсуществованиячеловека,так какбытиемчеловека управляютдваразновидностизаконов.Равно какживоетелесноесуществолюдейпокоряетсязакону самосохранения, требующеготолькособственного,эгоистическогоблага, вчемон(человек) инаблюдаетсобственнуюнезависимость. Земнаянезависимость–естьнезависимость«дикогоосленка», выделяетП.Я. Чаадаев.Это–отрицательнаясвобода. Другимзакономсуществованиячеловека,сторонойнеобходимости,согласноЧаадаеву,считаетсяЗакон Божественного Разума, вкоторомзаключаетсяистинаиблаго.Он(Божественный Разум) ивыражается, ифункционируеткакправдаи добро,получаясвойствоПровидения.По этой причинесвободасуществованиячеловекаобретаетнастоящийхарактертогда, когдаесть«постоянноевнешнее влияниенаразумчеловека»Бога,которогочеловекнезамечает.Творецнаставляет человеканапутьнастоящейсвободы,котораяисостоитвсочетаниисвободыидобра.КакобъективнозамечаетЛ.А. Еремичев, Чаадаевстремитсявогнатьнезависимостьврамкиблага.Онопасаетсясвободыв отсутствииблагапотому, «чтоона каждый разошеломляетвсемироздание,в-первых,в-вторых,подобнаянезависимостьзаводитвтупик.Она перемещается по замкнутому кругу».По этой причинечеловеки всвоембытие и вистории,согласносуждениюЧаадаева,встречаетсянестолькос противоречием независимостиипотребности,сколькос противоречиемсвободыиблага, арвениеккрайнемуиобязанобыть необходимостью П.Я. Чаадаевруководствуетсяпровиденциалистской концепциимировойисториичеловечества:смыслистории обусловливаетсяБожественнымразумом(всевидящим) иБожественнойволей(всепредписывающей),царящейвстолетиях иведущейчеловеческийродкокончательнымцелям.Правда«Откровение»находитсявосновеистории,субъектомистории считаетсячеловечестволибоотдельныйнарод. Чаадаев всвязисэтимотводитспециальноеместоиспециальнуюроль Россиивмировойчеловеческойистории. С одной стороны,Россия не относитсяни к Востоку, ни к Западу, не обладает обычаями ни того, ни другого». Синой стороны, «Россияпризванакнеобъятномуумственномуделу:еёцельдатьвсвоепериодразрешениевсемвопросами возбуждающимспорыв Европе».Онаобязанапринятьнасебяинициативувыполнениявсехвеликодушныхмыслей человечества,бытьобразцомдлянравственногоулучшениячеловечества.Еёмиссия– справитьсячеловеческимэгоизмом, который«завоевал» Европу.ЕдинственнымминусомРоссии длявыполнениятакого родамессианскойролисчитается отсутствие независимости, республики иприсутствиякрепостногоправа,полагалП.Я. Чаадаев.ЗАКЛЮЧЕНИЕПетр Яковлевич Чаадаев это один из самых ярких представителей философской мысли России западнического направления.Основная интуиция Чаадаева, лежащая в основании его историософии, заключалась в понимании прогресса как культурной реализации Царства Божьего на земле. Также Чаадаев углубленно изучал концепцию мирового сознания. По его мнению, мировое сознание действует на мышление человека, на содержание его поступков и мыслей. Данное воздействие происходит разнообразными способами, и чаще всего это случается машинально и неосознанно.Список литературыСпирин В. /Петр Чаадаев за 90 минут / сост. В. Спирин. — М.: ACT;ПЗО СПб.: Сова, 2006. — 88 с.Зеньковский В., прот. П. Я. Чаадаев как религиозный мыслитель. Журнал "Православная мысль" №5Миронова В. В./ Философия / Под общ. ред.. — М.:Норма, 2005. — 928 с.
1. Спирин В. /Петр Чаадаев за 90 минут / сост. В. Спирин. — М.: ACT;
ПЗО СПб.: Сова, 2006. — 88 с.
2. Зеньковский В., прот. П. Я. Чаадаев как религиозный мыслитель. Журнал "Православная мысль" №5
3. Миронова В. В./ Философия / Под общ. ред.. — М.:
Норма, 2005. — 928 с.
Вопрос-ответ:
Какое учение предлагает П.Я. Чаадаев?
П.Я. Чаадаев предлагает учение о мировом сознании.
Что такое мировое сознание по Чаадаеву?
Мировое сознание по Чаадаеву - это учение о том, что иное качество человеческого разума имеющего происхождение в Божественном Разуме, проявляется в его волящем и творческом нраве.
Какую возможность дает творческая сущность человеческого сознания по Чаадаеву?
Согласно взгляду П.Я. Чаадаева, творческая сущность человеческого сознания дает возможность людям создавать жизнь самим, вместо того чтобы предоставлять ее собственному течению.
Какое учение П.Я. Чаадаев говорит о смысле истории?
П.Я. Чаадаев говорит о том, что смысл истории заключается в развитии мирового сознания человечества и его способности создавать жизнь самому.
Что представляет собой разум, по мнению Чаадаева?
Разум, по мнению Чаадаева, представляет собой не безучастную систему, а равнодушную.
Что представляет собой учение о мировом сознании по П.Я. Чаадаеву?
Учение о мировом сознании по П.Я. Чаадаеву говорит о том, что источником человеческого разума является божественный разум, и воля и творчество сознания проистекают из него. По мнению Чаадаева, человеческое сознание создает собственную жизнь, а не просто подчиняется ей. Разум является активной и вовлеченной системой, одаренной творческими возможностями.
Каким образом человеческое сознание проявляет свою творческую сущность?
Согласно учению П.Я. Чаадаева, человеческое сознание проявляет свою творческую сущность путем создания жизни самим, а не пассивным следованием установленным порядкам. Человек имеет возможность творить свое будущее, формировать свою судьбу и вносить изменения в окружающий мир. Характерной чертой человеческого сознания является его активность и способность к преобразованию.
Чему равнодушна система разума по П.Я. Чаадаеву?
Система разума по П.Я. Чаадаеву не является равнодушной к окружающей действительности. Чаадаев считает, что человеческое сознание активно взаимодействует с миром, проявляет интерес и вовлеченность. Разум не просто реагирует на события, но и создает новые возможности, преобразует мир и формирует свое собственное значение.
Каким образом учение П.Я. Чаадаева связано со смыслом истории?
Согласно учению П.Я. Чаадаева, смысл истории определяется деятельностью и творчеством человеческого сознания. История не является просто хронологической последовательностью событий, но и результатом влияния человека на происходящее. Сознание человека формирует смысл истории, определяет цели и задачи развития человечества.