Использование комуникативно-когнитивного подхода к процессу формирования техники чтения на английском языке учащихся начальной школы
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 28 + 28 источников
- Добавлена 16.09.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Теоретические вопросы обучения техники чтения на английском языке учащихся в начальной школе 6
1.1. Иноязычное чтение как вид речевой деятельности 6
1.2 Овладение техникой чтения как важная задача обучению английскому языку в начальной школе 12
1.3. Коммуникативно-когнитивный подход как методологическая база формирования техники чтения вслух и про себя у учащихся начальных классов 23
Вывод 29
Список использованных источников и литературы 31
Зимняя, С. Николаева, Т. Самосенкова, С. Шатилов и другие.
В современной методической литературе выделяют четыре основных подхода к обучению ИЯ:
бихевиористский подход (владение ИЯ - это сформированность реакций на иноязычные стимулы),
интуитивно сознательный подход (овладение ИЯ на основе моделей в интенсивном режиме с последующим осознанием их значение и правил оперирования ими)
коммуникативный подход (овладение ИЯ путем практического применения ранее полученных умений и навыков);
когнитивный подход (сознательный, познавательный подход к изучению ИЯ). [5]
Когнитивный подход рассматривается как сознательный познавательный подход, который направляет деятельность ученика на усвоение правил, использование лексико-грамматических моделей, на основе которых осуществляется сознательное конструирование высказываний. В когнитивной модели обучения ИЯ на начальном этапе ученик рассматривается как активный и сознательный участник в процессе усвоения языковых навыков и их практическом применении. [5]
Коммуникативный подход к обучению ИЯ в начальной школе ориентирован на изучение языка через общение. Реализация этого подхода в учебном процессе по иностранному языку означает, что формирование иноязычных речевых навыков и умений происходит путем и благодаря осуществлению младшими школьниками иноязычной речевой деятельности. Иными словами, овладение средствами общения (фонетическими, лексическими, грамматическими) направлено на их практическое применение в процессе общения.
Овладение умениями говорения, аудирования, чтения и письма осуществляется путем реализации этих видов речевой деятельности в процессе обучения в условиях, моделирующих ситуации реального общения. В связи с этим учебная деятельность учащихся организуется таким образом, чтобы они выполняли мотивированные действия с языковым материалом для решения коммуникативных задач, направленных на достижение целей и намерений общения. [1]
Итак, коммуникативно-ориентированное обучение иностранному языку - это моделирование процесса общения, а урок иностранного языка по методике коммуникативно-ориентированного обучения - это модель процесса коммуникации на иностранном языке.
Согласно с основами коммуникативного подхода учитель выступления в качестве "facilitator". Это означает, что он действует в качестве помощника, поощряя учащихся к общению и создавая ситуации, в которых такое общение могло бы проходить. Ученики являются активными участниками процесса общения, а учитель взаимодействует с учениками, иногда принимая участие в нем, но обычно, роль учителя - помощь, координация, совет ученику, как правильно выразить свою мысль. Взаимодействие "ученик - ученик" должно преобладать на уроке. [1]
Для успешного обучения ИЯ младших школьников, нужно объединить когнитивный и коммуникативный подходы к изучению ИЯ, поскольку особенностью когнитивного подхода является сознание обучения и познавательный интерес, а особенность коммуникативного подхода заключается в овладении речевыми навыками путем осуществления учащимися иноязычной коммуникации. Итак, при использовании коммуникативно-когнитивного подхода к обучению ИЯ младших школьников, ранее полученные навыки языка служить базой для приобретения практического умения.
Таким образом, можем выделить основные принципы организации учебно-воспитательного процесса с ИЯ на начальной ступени согласно с основами коммуникативно-когнитивного подхода:
Учет принципа сознательного обучения ИЯ (младшие школьники не должны заучивать фонетический и лексико-грамматический учебный материал, а должны научиться сознательно им пользоваться в различных ситуациях речи).
Учет принципа преемственности в обучении ИЯ (ранее полученные знания языка служат базой для практического умения).
Учет принципа социокультурности в обучении ИЯ. Этот принцип предполагает необходимость учета особенности усвоения иностранного языка через призму национальной культуры страны изучаемого языка.
Учет психофизиологических особенностей младших школьников. Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для изучения иностранного языка, поскольку интенсивно набирается словарный запас и усваивается морфологическая система языка, на котором говорят окружающие; во-вторых, речь обеспечивает перестройку познавательных процессов (внимания, восприятия, памяти, воображения, а также мышления).
Общеизвестно, что ведущей деятельностью младшего школьника является обучение. Чтобы обучение иностранному языку вызвало удовлетворение и желание младших школьников изучать язык, оно должно быть организовано особым образом, а именно:
учебный материал должен быть доступным, но не слишком легким, потому что ученики вскоре потеряют интерес к изучению иностранного языка;
при изучении лексического материала следует использовать разнообразную яркую наглядность, поскольку ученики младшего школьного возраста способны лучше запоминать информацию, а яркие образы и ассоциации будут способствовать лучшему запоминании;
ученики начальной школы не способны долго удерживать внимание, поэтому обучение ИЯ должен быть интересным, захватывающим и динамичным процессом;
обучение ИЯ должно походить на игру: ведь во время игры ребенок ведет себя непринужденно, через игру он усваивает определенные правила и нормы поведения в обществе, а в нашем случае - через игру ученик быстрее запомнит, например, употребление грамматических структур и т.д.;
мелкая моторика рук у учащихся младшего школьного возраста развита не очень хорошо, потому первоклассникам трудно писать в пределах строки, координировать движения руки, не делать лишних движений, которые вызывают быструю утомляемость. Поэтому уроки иностранного языка в начальных классах должны быть коммуникативно-направленными, то есть носить практический характер.
Стоит отметить, что от практической направленности уроков ИЯ в начальной школе зависит насколько успешно младшие школьники овладеют иностранным языком. Практическая направленность уроков ИЯ в начальной школе предполагает практическое освоение учащимися умений на уровне, достаточном для осуществления иноязычного общения в четырех видах речевой деятельности: аудирование, говорение, чтение и письмо в типичных ситуациях. [5]
Овладение учащимися иноязычным общением предусматривает формирование у них определенного уровня коммуникативной компетентности, которая реализуется с помощью речевых умений, развитых на основе языковых, лингвострановедческих, страноведческих знаний и навыков речи. Поэтому стоит отметить необходимость предоставления знаний ИЯ (знания по фонетике, лексике, грамматике) младшим школьникам, без которых они не смогут успешно овладеть иностранным языком. Нужно помнить о том, что знания (это продукт человеческой деятельности) являются базой для умений (это готовность к сознательным и точным действиям), которые основываются на навыках (это автоматизированные действия). [5]
Отметим, что коммуникативно-когнитивное обучение ИЯ младших школьников предполагает такую организацию учебной деятельности учащихся, при которой могут быть успешно сформированы навыки и умения иноязычной речи. Это условие реализуется в учебном процессе путем выполнения учениками различных упражнений, побуждающих их к совершению речевых действий, в основе которых лежат определенные рече-мыслительные операции (анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, классификация). Формирование и совершенствование навыков и умений вещания происходит благодаря функционированию этих операций в процессе выполнения упражнений. [5]
Согласно с коммуникативно-когнитивным подходом к обучению ИЯ большая часть урока иностранного языка должна быть посвящена упражнениями младших школьников. То есть, до 85% урочного времени должно отводиться на выполнение упражнений и только 15% - на усвоение знаний по языку, так как в процессе практического упражнения ученики лучше совершенствуют речевые навыки и умения по ИЯ.
Учитывая принцип коммуникативно-когнитивного подхода к обучению ИЯ в начальной школе, в системе упражнений основное место должны занимать условно-коммуникативные (упражнения, предусматривающие речевые действия учеников в ситуациях языка) и коммуникативные (специально организованная форма общения, когда ученик реализует акт речевой деятельности на иностранном языке) упражнения. По возможности им нужно придавать игровой характер и выполнять в форме языковых игр. Так, можно быстро повторить с младшими школьниками лексику по той или иной теме в игре с мячом; закрепить слова по определенной теме, играя с учениками в лото; вместо словарных диктантов предложить учащимся решить кроссворд или сыграть в «Поле чудес». Для формирования речевых навыков (грамматических, лексических, интонационных) нужны условно-коммуникативные упражнения. [5]
Вывод
Чтение как процесс восприятия и активной переработки информации является сложной аналитико-синтетической деятельностью. Активное чтение является обязательным условием не только проникновения в смысловую сторону текста, но и восприятие его формальной стороны, без опоры на которую понимание текста не возможно.
Изучение иностранного языка в начальных классах полезно всем детям, независимо от их стартовых способностей, поскольку оно создает бесспорно положительное влияние на развитие памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения и др.; осуществляет стимулирующее влияние на общие речевые способности ребенка; раннее обучение иностранному языку дает большой практический эффект в плане повышения качества владения первым иностранным языком, создает базу для продолжения его изучения в основной школе, а также открывает возможности для обучения второму (третьему) иностранным языкам, необходимость владения которыми становится все более очевидной; неоспорима воспитательная и информативная ценность раннего обучения иностранному языку, которая проявляется в более раннем вхождении ребенка в общечеловеческую культуру через общение на новом для него языке.
Цель обучения чтению, которая заключается в том, чтобы научить учащихся читать про себя и понимать впервые предложенные тексты, реализуется с помощью третьего вида работы. Что качается двух других, то они имеют лишь вспомогательное значение.
Обучение чтению является сложным и длительным процессом, в котором различают основные две стадии: подготовительную и стадию зрелого чтения.
Эффективно решить поставленные задачи, можно используя современные образовательные технологии, учитывающие потребности младших школьников, их психологические возрастные возможности при организации процесса обучения.
Эффективность уроков ИЯ в начальной школе будет высокой, если они будут реализовываться на основе коммуникативно-когнитивного обучения, то есть когда большая часть урока иностранного языка будет посвящена практическим упражнениям, во время которых ученики будут сознательно использовать ранее полученные языковые навыки в различных ситуациях речи.
Список использованных источников и литературы
Артемов В. А. Психология обучения иностранным языкам: Учеб. Пособие. - М .: Просвещение, 1969. - 279 с.
Берман И.М. Методика обучения английскому языку. - М., 1970. - 230 с.
Бигич А.Б. Упражнения по обучению технике чтения и письма на иностранном языке на начальном этапе. - 2000. - №1. (Библиотечка журнала "Иностранные языки", Выпуск №1 с. 12-13)
Васильева Н.Н. Условия формирования мотивации при изучении иностранного языка. // Иностранные языки в школе. - 1981. - № 2. - С. 18 - 21.
Вишневский А.И. Деятельность учащихся на уроке иностранного языка. - М., 1989. - 223 с.
Волошан Г.М. Психолого-педагогические условия обучения младших школьников иностранному языку // Английский язык и литература. - 2003. - №13 (23) .- С.1-5
Выготский Л.С. Мышление и речь / Под ред. Д.Б. Эльконина: Собр. соч. в 6 томах. - Т. 2. - М .: Педагогика, 1982. - 502 с.
Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя.- М.: АРКТ, 2000.- 165с.
Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа: Метод.пособие. - М .: Айрис-пресс, 2004. - 240с.
Гапонова С.В. Современные методы преподавания иностранных языков за рубежом // Иностранные языки. - 1997. - № 4. - С. 24-30.
Гаспаров Б.М. Язык, память, образ. Лингвистика языкового существования. - М .: Новое литературное обозрение, 1996. - 352 с.
Гурвич П. Теория и практика эксперимента в методике преподавания иностранных языков. - Владимир, 1980. - 103 с.
Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. - М., 1985. - 160 с.
Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. - М .: Просвещение, 1991. - 222 с.
Колкер Я.М., Устинова Е.С. Роль родного языка в обучении иностранному // Иностр. яз. в школе. - 2004. - № 2. - С. 20-28.
Коломинова А.А. Содержание социо-культурного аспекта обучения английскому языку в начальной школе // Иностранные языки. - 2004. - № 2. - С. 50-53.
Конышева А.В. Современные методы обучения англ. языку // 3-е изд. - Минск: ТетраСистемс, 2005. 176с.
Красильникова В.С., Чайникова Т.Н. Лингвострановедческий подход в определении содержания обучения английскому языку дошкольников и младших школьников (использование приема коллажирования) // Иностр. яз. в школе. - 1993. - № 1. - С. 11-17.
Крючков Г. Гуманистический подход в обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе - 2003 - № 1 - с. 6-10
Кузовлева Н.Е. Чтение - это хорошее умение. // Коммуникативная методика. - 2004. - № 6. - С. 18 - 21.
Кулахметова Н.Н. Формы реализации страноведческого и лингвострановедческого компонентов на уроке английского языка в средней школе // Иностранные языки в школе.- 2005.-№5.-С.49-57.
Ленская А.А. Проблемы обучения чтению на английском языке детей младшего школьного возраста. - М., 1974. - 350 с.
Леонтьев А.А. Язык, речь и речевая деятельность. - М .: Просвещение, 1969. - 214 с.
Методика обучения иностранным языкам в средней школе: Учебник / Гез.Н.И., Ляховицкий М.В., Миролюбов А.А. и др. - М .: Высш. школа, 1982. - 373 с.
Николаева С.Ю. Индивидуализация процесса обучения иностранному языку в средних учебных заведениях // Иностранные языки. - 1996. - № 4. - С.14-17.
Редько В. Младшие школьники ... Какие они? // Иностранные языки в учебных заведениях. - 2003. - № 1. - С. 22 - 30.
Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе: Пособие для учителей. - М .: Просвещение, 1988. - 224 с.
Роль когнитивно-коммуникативного подхода в оптимизации процесса преподавания иностранного языка в неязыковых вузах [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rusnauka.com/13_NPN_2010/Pedagogica/65674.doc.htm
2
1. Артемов В. А. Психология обучения иностранным языкам: Учеб. Пособие. - М .: Просвещение, 1969. - 279 с.
2. Берман И.М. Методика обучения английскому языку. - М., 1970. - 230 с.
3. Бигич А.Б. Упражнения по обучению технике чтения и письма на иностранном языке на начальном этапе. - 2000. - №1. (Библиотечка журнала "Иностранные языки", Выпуск №1 с. 12-13)
4. Васильева Н.Н. Условия формирования мотивации при изучении иностранного языка. // Иностранные языки в школе. - 1981. - № 2. - С. 18 - 21.
5. Вишневский А.И. Деятельность учащихся на уроке иностранного языка. - М., 1989. - 223 с.
6. Волошан Г.М. Психолого-педагогические условия обучения младших школьников иностранному языку // Английский язык и литература. - 2003. - №13 (23) .- С.1-5
7. Выготский Л.С. Мышление и речь / Под ред. Д.Б. Эльконина: Собр. соч. в 6 томах. - Т. 2. - М .: Педагогика, 1982. - 502 с.
8. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя.- М.: АРКТ, 2000.- 165с.
9. Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа: Метод.пособие. - М .: Айрис-пресс, 2004. - 240с.
10. Гапонова С.В. Современные методы преподавания иностранных языков за рубежом // Иностранные языки. - 1997. - № 4. - С. 24-30.
11. Гаспаров Б.М. Язык, память, образ. Лингвистика языкового существования. - М .: Новое литературное обозрение, 1996. - 352 с.
12. Гурвич П. Теория и практика эксперимента в методике преподавания иностранных языков. - Владимир, 1980. - 103 с.
13. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. - М., 1985. - 160 с.
14. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. - М .: Просвещение, 1991. - 222 с.
15. Колкер Я.М., Устинова Е.С. Роль родного языка в обучении иностранному // Иностр. яз. в школе. - 2004. - № 2. - С. 20-28.
16. Коломинова А.А. Содержание социо-культурного аспекта обучения английскому языку в начальной школе // Иностранные языки. - 2004. - № 2. - С. 50-53.
17. Конышева А.В. Современные методы обучения англ. языку // 3-е изд. - Минск: ТетраСистемс, 2005. 176с.
18. Красильникова В.С., Чайникова Т.Н. Лингвострановедческий подход в определении содержания обучения английскому языку дошкольников и младших школьников (использование приема коллажирования) // Иностр. яз. в школе. - 1993. - № 1. - С. 11-17.
19. Крючков Г. Гуманистический подход в обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе - 2003 - № 1 - с. 6-10
20. Кузовлева Н.Е. Чтение - это хорошее умение. // Коммуникативная методика. - 2004. - № 6. - С. 18 - 21.
21. Кулахметова Н.Н. Формы реализации страноведческого и лингвострановедческого компонентов на уроке английского языка в средней школе // Иностранные языки в школе.- 2005.-№5.-С.49-57.
22. Ленская А.А. Проблемы обучения чтению на английском языке детей младшего школьного возраста. - М., 1974. - 350 с.
23. Леонтьев А.А. Язык, речь и речевая деятельность. - М .: Просвещение, 1969. - 214 с.
24. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: Учебник / Гез.Н.И., Ляховицкий М.В., Миролюбов А.А. и др. - М .: Высш. школа, 1982. - 373 с.
25. Николаева С.Ю. Индивидуализация процесса обучения иностранному языку в средних учебных заведениях // Иностранные языки. - 1996. - № 4. - С.14-17.
26. Редько В. Младшие школьники ... Какие они? // Иностранные языки в учебных заведениях. - 2003. - № 1. - С. 22 - 30.
27. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе: Пособие для учителей. - М .: Просвещение, 1988. - 224 с.
28. Роль когнитивно-коммуникативного подхода в оптимизации процесса преподавания иностранного языка в неязыковых вузах [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rusnauka.com/13_NPN_2010/Pedagogica/65674.doc.htm
Вопрос-ответ:
Какой подход используется для формирования техники чтения на английском языке учащихся начальной школы?
В данной статье используется коммуникативно-когнитивный подход для формирования техники чтения на английском языке учащихся начальной школы.
Что представляет собой иноязычное чтение?
Иноязычное чтение является видом речевой деятельности, который включает в себя распознавание и понимание письменного текста на иностранном языке.
Почему овладение техникой чтения является важной задачей обучения английскому языку в начальной школе?
Овладение техникой чтения на английском языке в начальной школе является важной задачей из-за того, что чтение является основой для развития других навыков языка, таких как письмо, говорение и понимание на слух.
В чем заключается коммуникативно-когнитивный подход?
Коммуникативно-когнитивный подход является методологической базой для формирования техники чтения вслух и про себя. Он предполагает активное использование языковых знаний и стратегий в коммуникативных ситуациях и развитие познавательных способностей учащихся.
Какие главы содержит данная статья?
Данная статья содержит 3 главы. Глава 1 представляет собой теоретические вопросы обучения технике чтения на английском языке учащихся в начальной школе. В ней обсуждаются иноязычное чтение, важность овладения техникой чтения, а также коммуникативно-когнитивный подход. Остальные главы статьи не указаны.
Зачем учить технику чтения на английском языке в начальной школе?
Овладение техникой чтения на английском языке в начальной школе является важной задачей обучения, так как это позволяет детям развивать навыки чтения, расширять словарный запас, а также формировать понимание иностранного текста.
Какова роль коммуникативно-когнитивного подхода в формировании техники чтения на английском языке?
Коммуникативно-когнитивный подход является методологической базой формирования техники чтения на английском языке. Он позволяет учащимся постепенно развивать навыки чтения, используя коммуникативные и когнитивные стратегии, а также учиться применять их в практической деятельности.
Каким образом овладение техникой чтения на английском языке помогает развивать речевые навыки учащихся?
Овладение техникой чтения на английском языке позволяет учащимся развивать речевые навыки, так как при чтении они учатся правильно произносить слова и фразы, разбираться в грамматике и синтаксисе, а также понимать смысл прочитанного текста и уметь передать его смысл на устной речи.